ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА
Гульнур РАХМАТУЛИНА
кандидат экономических наук, заведующая отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (Алматы, Казахстан)
Центральная Азия, расположенная на стыке Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, Китая и России, к тому же находящаяся в непосредственной близости от стран, испытывающих «энергетический голод», безусловно, имеет важное геостратегическое значение, так как обладает значительными природными ресурсами, в том числе огромным энергетическим потенциалом. В Казахстане, Туркменистане и Узбекистане сосредоточены большие запасы нефти и газа, пользующиеся спросом на мировом рынке. В частности, в РК освоены 22 месторождения углеводородного сырья, в основном в пределах Прикаспийской впадины и Южного Тургая1.
Перспективы увеличения объемов добычи углеводородов в республике связаны с реализацией Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ). Прогнозные запасы этого сырья только на участках и структурах, где уже начаты работы, превышают 2 млрд т нефтяного эквивалента. К 2010 году добыча нефти достигнет 90 млн т, газа — 52,5 млрд куб. м, а к 2015-му — 150 млн т и 79,4 млрд куб. м
1 См.: Рахматулина Г. Динамика развития интеграционных процессов в государствах СНГ и перспективы формирования Единого экономического пространства / Под. ред. М.С. Ашимбаева. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2004. С. 198.
соответственно (по данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК). В 2006 году добыча нефти составила 65 млн т, природного газа — 27 млрд куб. м2.
Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то они обладают уникальным гидроэнергетическим потенциалом, рациональное использование которого позволит обеспечить энергодефицитные территории (в том числе южные области Казахстана) дешевыми электроэнергией и водой.
Страны ЦА имеют определенные возможности и для развития атомной энергетики. Известны крупные месторождения урановых руд в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Так, РК входит в четверку крупнейших в мире продуцентов природного урана (19% всех урановых запасов планеты), уступая по этому показателю лишь Австралии3. На мировом рынке ядерного топлива и редких металлов республику представляет Национальная атомная компания «Казатомпром». Ее основная продукция, 100% которой идет на экспорт, — природный уран, ядерное топливо для АЭС, изделия и полуфабрикаты из бериллия, тантала, ниобия и их сплавов. В 2006 году в стране извлечено 5,3 тыс. т урана, а к 2010-му планируется увеличить его добычу до 15 тыс. т в год4.
Большое внимание в отрасли уделяется привлечению иностранного капитала. Уже созданы совместные предприятия с фирмами Канады, Франции, России и Японии, намечены общие производства с Южной Кореей, КНР и США, что при прогнозируемом МАГАТЭ истощении к 2020 году мировых ресурсов должно вывести Казахстан в монополисты уранового рынка. Это вполне реально, если учесть, что по запасам руд, пригодных для подземного выщелачивания, РК нет равных.
Кроме того, регион располагает угольными ресурсами; основные добывающие это сырье государства — Казахстан и Узбекистан. В Казахстане центрами угледобычи являются Карагандинский и Экибастузский бассейны. В Карагандинском сконцентрировано 13 крупных предприятий, извлекающих высококачественный коксующийся уголь. На шахтах Экибастузского бассейна, являющегося третьим по величине на территории бывшего СССР, добывают в основном суббитуминозный энергетический уголь.
РК входит в десятку крупнейших мировых производителей и экспортеров угля (в 2006 г. было добыто 91,5 млн т, или около 2% от мировой добычи), а объем поставок из республики стабилизировался на уровне 22—27 млн т, в основном в Россию. За последние годы география экспорта казахстанского угля значительно расширилась — его потребителями стали Румыния, Чехия, Польша, Эстония, Турция, Украина. С учетом производственного потенциала отрасли республика имеет возможность уже в ближайшие годы довести объемы поставок до 30—35 млн т5.
В Узбекистане крупные ресурсы угля сосредоточены на Ангренском месторождении, которое обеспечивает основную часть его добычи, используемой на электростанциях.
У стран региона есть все предпосылки для углубления интеграции и формирования в перспективе общего рынка энергоресурсов, что станет важным фактором устойчивого развития этих государств. ЦА является регионом, для которого интеграционные процессы в экономике (особенно в энергетическом секторе) были и будут жизненной необходимостью. Это имело место на протяжении многих десятилетий существования в едином хозяйственном комплексе СССР, когда между республиками, входившими в его состав (в том числе и между субъектами региона), сложилась система высокой энергетической взаимозависимости и взаимодополняемости.
2 См.: Казахстан в цифрах. Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2006. С. 225.
3 См.: Материалы заседаний РКК СПЕКА по вопросам регионального и эффективного использования энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии, 2002 г.
4 См.: Казахстан в цифрах. С. 225.
5 См.: Информация Межгосударственного статистического комитета СНГ и сайтов [www.centran.ru], [www.gazetasng.ru].
Так, по мнению автора этих строк, должно быть и сейчас — в условиях сложных межхозяйственных связей, нарушенных в результате развала Советского Союза и не восстановленных ни в ходе перестройки, ни в начавшемся процессе рыночных преобразований. Главной целью углубления интеграционного взаимодействия государств ЦА должно стать формирование единого экономического пространства, важный элемент которого — их общий энергетический рынок. Его создание предполагает сохранение и развитие выгодных для всех государств региона хозяйственных связей в сфере энергетики, насыщение внутреннего рынка дешевыми топливно-энергетическими ресурсами и расширение возможностей поставок энергоносителей в третьи страны.
* * *
Энергетический потенциал государств ЦА привлекает внимание инвесторов крупнейших держав мира. По объему привлекаемых капиталовложений Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии и СНГ. В частности, экономика республики сегодня стала одной из самых быстро прогрессирующих в мире (за последние пять лет достигнут 10%-й рост). Среди республик бывшего СССР РК первой получила статус государства с рыночной экономикой и высокие рейтинговые оценки инвестиционного класса. Согласно котировке Всемирного банка, в настоящее время Казахстан входит в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестирования.
Республика — крупный экспортер нефти и готова стать одним из пяти ведущих ее производителей в следующие 10 лет.
Главная особенность экономической политики РК — многовекторность, а важнейший приоритет внешней политики — развитие сотрудничества с РФ, США, КНР и государствами ЕС. Реализация многовекторной политики способствует укреплению энергетической безопасности страны и диверсификации маршрутов экспорта нефтегазовых ресурсов.
В частности, в республике реализуются следующие проекты поставок углеводородного сырья:
а) Атырау — Самара;
б) КТК;
в) Атасу — Алашанькоу;
г) Баку — Тбилиси — Джейхан.
Кроме того, РК участвует в проекте Балтийской трубопроводной системы (БТС).
В настоящее время прорабатываются вопросы, связанные с прокладкой газопровода в направлении КНР. Лидируя в регионе, Казахстан инициирует многие интеграционные проекты, в частности план по созданию Союза центральноазиатских государств, реализация которого может стать мощным импульсом экономического прорыва в этих странах и способствовать устранению существующих угроз.
Как уже отмечалось выше, важным направлением расширения интеграционных процессов в республиках региона должно стать формирование его общего рынка энергоресурсов. Однако проведенные исследования по развитию интеграции государств ЦА свидетельствуют о сохранении серьезных проблем, касающихся их взаимодействия в энергетической сфере6:
6 См.: Рахматулина Г. Указ. соч.
1. Неэффективность системы таможенного контроля межгосударственных перетоков электроэнергии,
Порядок, действующий ныне в этой сфере, не способствует эффективному функционированию энергосистем в параллельном режиме. Так, при обмене сторонами регулирующей мощностью и транзите электроэнергии таможенное оформление перетоков электроэнергии осуществляется без учета величины сальдо-перетока. Кроме того, в некоторых странах (в частности, в Казахстане) практикуется декларирование регулирующей мощности (последняя не представляет собой товар: это — услуга по поддержанию в энергосистемах стандартной частоты, в связи с чем она не должна декларироваться). Декларирование в РК регулирующей мощности в определенной степени — негативный фактор в развитии энергетического сотрудничества субъектов ЦА и функционировании энергосистем в параллельном режиме.
2. Отсутствие единых подходов к формированию тарифов на транзит электроэнергии.
Несогласованная тарифная политика этих государств в сфере электроэнергетики в определенной степени сдерживает развитие их транзитного потенциала.
3. Несогласованность в использовании топливно-энергетических и водных ресурсов.
В соответствии с Соглашением об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи, страны ЦА ежегодно заключают межправительственные соглашения, согласно которым Казахстан и Узбекистан берут на себя обязательства по гарантированным поставкам в Кыргызстан угля, топочного мазута и газа, а КР, со своей стороны, должна обеспечивать хозяйства этих стран водными ресурсами в вегетационный период.
Однако из-за невыполнения Узбекистаном и Казахстаном в полном объеме своих обязательств по данным соглашениям тепловые электростанции Кыргызстана не могут обеспечить заданных электрических параметров, что приводит к дополнительной нагрузке на ГЭС Нарынского каскада, к увеличению пропуска воды из Токтогульского водохранилища (КР) и уменьшению объема последнего. Если срывы поставок энергоносителей будут продолжаться и в дальнейшем, то уровень Токтогульского водохранилища снизится до критического, так называемого «мертвого объема».
В свою очередь, подача воды из Токтогульского водохранилища сопровождается выработкой электроэнергии, которая в соответствующем объеме должна быть принята энергосистемами Казахстана и Узбекистана, что обусловливает необходимость углубления взаимодействия энергетических систем государств региона и проведения согласованной политики энергоснабжения потребителей.
Таким образом, приоритетные задачи экономического развития стран ЦА — расширение интеграционного сотрудничества в сфере энергетики и формирование общего электроэнергетического рынка, предполагающего полное удовлетворение потребностей государств региона в дешевой электроэнергии, обеспечение благоприятных условий для ее экспорта в третьи страны, рациональное использование водноэнергетических ресурсов, увеличение возможностей межгосударственных перетоков электроэнергии и эффективное использование транзитного потенциала республик Центральной Азии.
Данные принципы создания электроэнергетического рынка отражены в важнейших международных договорах: Европейской энергетической хартии от 17 декабря 1991 года и Договоре к Энергетической хартии (ДЭХ) от 17 декабря 1994 года. В нефтегазовой сфе-
ре основной проблемой является недостаточное развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры в государствах ЦА7:
а) В Казахстане, например, многие крупные газовые месторождения (в том числе Тенгиз, Жанажол и Уритау) не имеют доступа к экспортным трубопроводам. В связи с этим актуальное значение для РК (как и для других республик региона) имеет расширение интеграционного сотрудничества с государствами СНГ (прежде всего с Россией, а также с другими третьими странами, например с Китаем), касающегося развития существующей транспортной инфраструктуры и формирования новых маршрутов поставок нефтегазовых ресурсов.
б) В Туркменистане и Узбекистане столь же серьезно ощущается дефицит экспортных трасс и коммуникаций для транспортировки энергоносителей.
В Туркменистане значительную активность в поиске и создании новых маршрутов для транспортировки энергоресурсов из республики проявляют зарубежные компании и финансовые институты, готовые инвестировать и уже вкладывающие средства в создание энергоэкспортной инфраструктуры страны.
В Узбекистане — крупнейшем транзитере газа из Туркменистана в Россию, а также его поставщике в Казахстан, Кыргызстан и РФ — экспортные возможности пока ограничены единственным газопроводом, соединяющим регион с Центральной Россией и с другими странами СНГ.
В связи с этим одним из важнейших приоритетов экономической политики республик Центральной Азии должно стать эффективное использование их транзитного потенциала путем создания новых транспортных систем и реконструкции действующих, предназначенных для увеличения экспорта нефти и газа на внутренний и мировой рынки.
Основные проблемы угольной промышленности государств ЦА — низкий уровень развития углеобогатительных производств, физический и моральный износ горно-шахтного и горнотранспортного оборудования, высокие железнодорожные тарифы на поставки и транзит угля. Решение же указанных выше проблем энергетического взаимодействия стран региона представляется путем упрочения их взаимовыгодных связей в отраслях топливно-энергетического комплекса и формирования в перспективе общего энергетического рынка, что предполагает:
1. Совместную разработку их компетентными органами общего топливно-энергетического баланса (ТЭБ).
Данный баланс позволит оценить потребности и производство энергоресурсов, наметить возможные объемы экспортных и транзитных поставок. Его претворение в жизнь будет способствовать проведению согласованной транзитной и экспортной политики относительно поставок энергетических ресурсов на внутренний и внешний рынки. В связи с этим целесообразно разработать и принять на межправительственном уровне соответствующее соглашение, в котором необходимо определить порядок формирования и реализации общего ТЭБ государств ЦА.
2. Выработку оптимальной схемы транспортировки энергоресурсов в рамках региона, создание новых транспортных систем и реконструкцию действующих, предназначенных для наращивания экспортных потоков энергетических ресурсов стран ЦА.
3. Формирование согласованных принципов тарифной, налоговой и таможенной политики в сфере энергетики.
7 См.: Материалы заседаний РКК СПЕКА по вопросам регионального и эффективного использования энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии, 2002 г.
■ В сфере тарифной политики целесообразно:
— разработать общие методологические способы расчета тарифов на транзит энергоресурсов (электроэнергии и углеводородов), принять соответствующие соглашения;
— оптимизировать железнодорожные тарифы на поставки и транзит угля в рамках региона и в третьи страны, принять соответствующее соглашение, в котором будут определены единые подходы к формированию тарифной политики.
■ В области налоговой политики следует:
— принять меры по упрощению действующей в энергетическом секторе налоговой системы, повышению ее гибкости и адаптивности;
— унифицировать перечень подакцизных товаров.
■ В сфере таможенной политики необходимо:
— разработать соответствующие нормативно-правовые документы, упрощающие процедуру таможенного оформления поставок энергоресурсов в рамках ЦА и в третьи страны (в том числе перетоков электроэнергии в режиме параллельной работы энергосистем с учетом объема сальдо-перетока);
— в части межгосударственных перетоков электроэнергии принять на межправительственном уровне Соглашение о таможенном контроле и оформлении межгосударственных перетоков электроэнергии по электрическим сетям государств региона.
4. Создание финансово-промышленных групп и совместных предприятий по производству и транзиту энергоресурсов, изготовлению энергетического оборудования.
Важным фактором формирования энергетического рынка является расширение торгово-экономических связей стран в сфере энергетики. Примером здесь может послужить развитие взаимовыгодного российско-казахстанского сотрудничества, в результате которого созданы СП «Экибастузская ГРЭС-2», ЗАО «КазРосГаз» и нефтепроводная система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) для экспорта казахстанской нефти. Кроме того, энергетические компании РФ и РК заключили контракты по разработке и освоению Экибастуз-ских угольных разрезов «Северный», «9-е Поле», разреза «Богатырь»; восстановлена параллельная работа энергосистем этих стран, обеспечивающая транзит электроэнергии из России по сетям Казахстана в другие регионы России, а также из других республик ЦА в РФ.
Развитие такого взаимовыгодного партнерства способствует привлечению в отрасль инвестиций, внедрению современных стандартов управления, обмену опытом, обновлению технологической базы.
В связи с этим в рамках ЦА перспективное значение имеют следующие направления.
■ В сфере формирования общего электроэнергетического рынка:
а) функционирование Международного водно-энергетического консорциума, созданного в 2002 году в целях решения вопросов рационального использования водно-энергетических ресурсов.
Напомним, что в Кыргызстане и Таджикистане формируется 86% водных ресурсов региона, и, естественно, эти республики стремятся развивать гидроэнергетику. А Казахстан, Узбекистан и Туркменистан распо-
лагают запасами газа, нефти и других полезных ископаемых; водные ресурсы необходимы им для подъема сельского хозяйства и промышленности. Однако механизм взаимных поставок воды и энергоресурсов государствами ЦА работает очень слабо, заключаемые ежегодно соответствующие межправительственные соглашения выполняются не в полном объеме.
В связи с этим в рамках упомянутого Консорциума необходимо разработать правовой механизм, предполагающий принятие активных мер по проведению согласованной, обязательной для исполнения всеми участниками политики распределения водно-энергетических ресурсов.
б) совместное строительство Камбаратинской ГЭС — 1 и 2 в Кыргызстане, Рогунской и Сангтудинской ГЭС — в Таджикистане.
■ В сфере создания общего рынка угля:
Образование добывающих и обогатительных СП.
Актуальна совместная разработка месторождений Кара-Кече (Кыргызстан), Зидды, Назар-Айлок, Миенаду и Хакими (Таджикистан).
Перспективно также развитие интеграционного сотрудничества с другими странами СНГ, при этом эффективной формой вложения капитала может стать использование сырьевых ресурсов государств ЦА и оборудования, произведенного в Беларуси, России и т.д.
5. Создание в рамках региона энергетической биржи.
Формирование общего рынка энергоресурсов предполагает создание энергетической биржи, база данных которой должна отражать информацию о соответствующем спросе и предложении, о наличии пиковых и резервных мощностей, ценах на реализуемые энергоносители.
В состав этой структуры следует включить электроэнергетическую, нефтяную, газовую и угольную биржи, а функционирование ее будет способствовать покрытию потребностей комитентов в энергии, созданию нормальной конкурентной среды, формированию равновесных цен на энергетические ресурсы и определению ценовых ориентиров, задаваемых самим рынком на обозримую перспективу. Порядок и форму создания биржи необходимо отразить в соответствующем соглашении. Функционирование общего рынка энергоресурсов станет важным фактором устойчивого экономического роста стран ЦА8.
Укрепление экономической безопасности республик региона предполагает принятие эффективных мер по устранению существующих транснациональных угроз, к которым относятся следующие:
а) различный уровень рыночных преобразований в государствах;
б) проявления религиозного экстремизма;
в) расширение незаконного оборота наркотиков;
г) усиление миграционных процессов.
Одна из главных причин сохранения указанных угроз — незначительный уровень экономического развития некоторых республик ЦА.
Наиболее устойчивые темпы экономического роста наблюдаются лишь в Казахстане, который по итогам прошлых лет и в настоящий период является одним из лидеров среди стран СНГ по темпам роста валового внутреннего продукта и объемов промышленного производства. В частности, по данным Агентства РК по статистике, в 2006 году
8 См.: Материалы заседаний РКК СПЕКА по вопросам регионального и эффективного использования энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии, 2002 г.
темп роста ВВП Казахстана составил 110,6%, а увеличение объемов промышленного производства — 107%.
В Кыргызстане темпы экономического развития существенно замедлились. Если по итогам 2004 года темп роста ВВП составлял в республике 107,1%, то в 2005-м ВВП уменьшился на 0,6% (до 99,4%). В 2006 году темп роста ВВП составил всего 102,7% по сравнению с предыдущим периодом. Что касается промышленного производства, то за последние два года отмечается тенденция к снижению темпов его развития. В частности, в 2005 году объем промышленного производства уменьшился на 12% по сравнению с предыдущим годом, а в 2006-м — на 10,2% (по сравнению с 2005 г.)9.
Основная причина ситуации, сложившейся в экономике КР, — происходящие в стране политические события. Оппозиционные силы буквально разрывают государство в борьбе за власть. Вторая причина — неэффективная структура экономики, представленная главным образом двумя отраслями: электроэнергетикой и золотодобывающей промышленностью.
Однако и в этих приоритетных секторах есть серьезные проблемы. В частности, в электроэнергетике износ оборудования достиг 80%, практически не вводятся новые генерирующие мощности, замерло капитальное строительство. В золотодобывающей отрасли имеются проблемы по освоению месторождения Кумтор.
Касаясь неэффективности структуры экономики Кыргызстана, следует, в частности, отметить слабое развитие перерабатывающего сектора (прежде всего пищевой и легкой промышленности), а также туристической сферы. Использование потенциала этих отраслей с широким привлечением инвестиций способствовало бы проведению структурных преобразований экономики республики и достижению устойчивых темпов роста.
В Узбекистане уже в середине 1990-х годов четко проявились признаки регресса (со значительным ухудшением социально-экономической обстановки). Относительный экономический рост (ежегодный прирост ВВП составлял в последние годы от 4% до 8%, а по итогам 2006-го темп роста ВВП был равен 107,3%) имеет исключительно экстенсивный, ресурсопотребляющий характер10.
Основные причины, сдерживающие экономический прогресс республики, — низкие темпы рыночных преобразований, высокий уровень государственного регулирования экономики, препятствующий развитию малого и среднего бизнеса, отсутствие благоприятных условий для внешнего инвестирования, закрытость торгового режима, значительный уровень коррупции.
По оценке международных финансовых организаций, в Узбекистане официальные макроэкономические показатели завышены минимум в два раза, а декларируемый рост экономики в реальности не сопровождается качественным развитием. В частности, довольно низким остается жизненный уровень граждан.
Таджикистан по размеру ВВП на душу населения (236 долл.) — беднейшее среди бывших советских республик и одно из самых неимущих государств мира. Глобальный Отчет по человеческому развитию ПРООН за 2003 год включает РТ в ряд «приоритетных стран», в которых бедность привела к кризису, требующему пристального внимания и привлечения ресурсов международного сообщества11.
Пятилетняя гражданская война, завершившаяся в 1997 году, эмиграция квалифицированных специалистов, отсутствие благоприятных условий для привлечения инвестиций — лишь некоторые из многих факторов, осложняющих экономическое развитие. Географическая изоляция республики усугубляет проблемы в сфере регионального со-
9 Информация Межгосударственного статистического комитета СНГ и сайтов [www.centran.ru], [www.gazetasng.ru].
10 См.: Там же.
11 См.: Там же.
трудничества. К тому же более 90% территории страны составляют горы, что серьезно затрудняет транспортное сообщение и связь.
Крупный внешний долг государства, фактически не существовавший до обретения независимости, усложняет фискальное и экономическое управление. Почти весь инвестиционный бюджет правительства финансируется за счет официальной помощи развивающимся странам. По согласованию с МВФ власти определили предел новых заимствований в 3% от ВВП, который в 2005 году был увеличен до 4% с возможностью дальнейшего пересмотра.
Важнейшая проблема экономического развития РТ — высокий уровень коррупции и организованной преступности. В частности, теневая экономика, связанная, главным образом, с транзитом наркотиков через республику, составляет, по некоторым оценкам, 100% ее ВВП. Правительство считает организованную преступность в целом и торговлю наркотиками в частности межгосударственными проблемами, для разрешения которых необходима координация международных усилий, поэтому руководство страны стремится активно взаимодействовать с зарубежными партнерами.
Ситуация, сложившаяся в регионе в связи с незаконным оборотом наркотиков, создает Таджикистану множество проблем. С конца 1990-х годов в республике наступил период экономической стабилизации. За последние три года средний темп роста ВВП составил около 10%, а по итогам 2006-го темп равнялся 107%.
Тем не менее в республике сохраняется весьма низкий жизненный уровень населения; в частности, почти две трети граждан живут в нищете, а треть всей рабочей силы (630 тыс. чел. трудоспособного населения) каждый год мигрирует в другие страны в поисках заработка. Менее 50% сельских жителей имеют доступ к водопроводной воде. Существенная часть системы водоснабжения является ненадежной и неэффективной ввиду отсутствия технического обслуживания. Наблюдается очень высокий уровень младенческой и материнской смертности, инфекционных заболеваний. Средняя официальная заработная плата в стране составляет 10 долл. в месяц12.
Весьма низкий уровень экономического развития отмечается и в Туркменистане, где всегда существовала система, сдерживавшая прогресс в сферах прав человека, демократии и рыночной экономики. Так, большую обеспокоенность международной общественности вызывали решения правительства республики о приостановлении импорта зарубежной прессы и подписки на нее, о закрытии библиотек и сельских больниц. В стране очень низок уровень развития сферы образования, что, безусловно, является негативным фактором для будущности государства. Сохраняются и другие серьезные проблемы в социально-экономической сфере. «В республике широко распространена скрытая безработица. Профессиональные кадры, имеющие дипломы, полученные в странах дальнего и ближнего зарубежья, остались невостребованными по причине объявления их дипломов недействительными. Низкий прожиточный уровень населения также не играет в пользу существовавшего режима. Зарплата, получаемая гражданами Туркменистана, по реальной покупательной способности является одной из самых низких в регионе. Скрытая инфляция наблюдается уже несколько лет. Например, манат (национальная валюта Туркменистана) со дня его ввода в оборот обесценился в 12,5 тысяч (!) раз. Все проблемы экономики и социальной сферы со смертью С. Ниязова лишь станут явными, обнажив наиболее противоречивые моменты в экономике Туркменистана»13.
Проблемы экономического развития государств Центральной Азии и транснациональные угрозы можно преодолеть прежде всего посредством решения вопросов экономической интеграции. В связи с этим актуальное значение, на наш взгляд, приобретает принятие следующих мер:
12 Информация сайта [www.undp.tjVdocuments/CPAP%20Rus.pdf|, 12 июня 2007.
13 Грозин А. «Дубль» Ниязова не предвидится [http://www.miningexpo.ru/news/714], 12 июня 2007.
1. Формирование согласованных принципов таможенной, тарифной и торговой политики.
■ В области таможенной политики целесообразно установить единые основы таможенного законодательства, определяющие введение режима свободной торговли между странами Центральной Азии; общий порядок таможенного контроля и оформления перевозимых через границу товаров; правила перемещения физическими лицами валюты и транспортных средств через границу.
■ В сфере тарифной политики необходимо разработать единую систему тарифов в реальном секторе экономики (на транспорте и в энергетике).
На транспорте целесообразно внедрить единую систему тарифов на все виды грузовых и пассажирских перевозок.
В энергетике следует выработать общие методологические подходы к транзиту энергоресурсов.
■ В области торговой политики необходимо разработать:
а) механизмы, исключающие применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле государств региона;
б) единые правила применения странами ЦА тарифных и нетарифных мер регулирования торговли.
2. Создание общего финансового рынка.
■ В финансовой сфере следует:
а) унифицировать механизмы валютного регулирования и контроля, основные виды налогов и их размеры, методологию и нормативные акты по ценообразованию, меры по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют;
б) обеспечить свободу движения капитала;
в) создать условия для развития национальных фондовых рынков и их интеграции в перспективе.
3. Формирование общего рынка товаров и услуг.
■ В части формирования общего рынка товаров целесообразно оценить общий объем товарных ресурсов и производственного потенциала, осуществить балансовые расчеты спроса и предложения по номенклатуре товаров, разработать механизм достижения сбалансированности потребительского рынка республик ЦА, выработать общие принципы регулирования межгосударственного товарообмена.
■ В сфере создания общего рынка услуг следует:
а) обусловить полную либерализацию взаимной торговли услугами;
б) проводить согласованную политику в отношении третьих стран.
4. Создание общего энергетического рынка (основные направления его формирования представлены выше).
5. Создание единого транспортного пространства.
■ Транспортную систему региона, на наш взгляд, необходимо развивать на основе формирования сквозных магистралей в направлении Европа — Центральная Азия — государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
■ В целях наращивания транзитного потенциала следует разработать Генеральную схему развития транспорта. Предполагается, что в данном документе должны быть определены механизмы:
а) углубления взаимодействия транспортных комплексов стран ЦА;
б) проведения государствами согласованной тарифной политики на транспорте.
Кроме того, в указанную схему необходимо включить приоритетные маршруты сквозных транспортных коридоров, а также программу по выпуску и ремонту техники, строительству и эксплуатации дорог.
6. Формирование общего аграрного рынка.
■ Важный фактор создания общего аграрного рынка — проведение республиками региона согласованной политики развития сельского хозяйства. Представляется целесообразным разработать Концепцию формирования общего взаимодополняющего аграрно-промышленного комплекса стран ЦА. В данном документе, на наш взгляд, необходимо предусмотреть механизмы:
а) улучшения продуктивности земледелия и животноводства;
б) повышения урожайности сельскохозяйственных культур;
в) специализации и кооперации государств для создания ресурсов взаимо-потребления;
г) изменения структуры посевных площадей, сортов и видов сельхозкультур с учетом уровня обеспеченности населения продовольствием и промышленным сырьем;
д) формирования инфраструктуры по хранению и транспортировке овощей и фруктов;
е) внедрения прогрессивных технологий и создания совместных предприятий по переработке сельхозпродукции;
ж) обеспечения условий для развития прямых рыночных связей, формирования товарных бирж;
з) создания сети фирменного ремонта и технического обслуживания сельхозтехники.
7. Развитие машиностроения.
■ В машиностроительном комплексе основными направлениями могут стать:
а) расширение интеграции в сфере самолетостроения на базе Ташкентского авиационного завода и ресурсных возможностей Казахстана (Тургайс-кие бокситовые рудники и электроэнергия Экибастузских ГРЭС);
б) создание аэрокосмического комплекса на базе космического центра Байконур;
в) развитие кооперации в автомобильной промышленности, размещение производства деталей и узлов для автомобилей «УзДЭУавто».
8. Формирование свободных экономических зон.
■ Актуальное значение имеет создание свободных экономических зон (СЭЗ) с необходимой производственной инфраструктурой, для которых целесообразно установить льготный налоговый режим. В рамках СЭЗ можно успеш-
но развивать агропромышленную сферу, химическую и нефтехимическую промышленность, цветную и черную металлургию, выпуск товаров народного потребления (кожевенных, меховых и шерстяных изделий), производство строительных материалов. СЭЗ можно формировать в Актау, а также в Ташкентской, Шымкентской, Андижанской и Ошской областях.
* * *
Реализация перечисленных направлений интеграционного сотрудничества стран региона будет способствовать их устойчивому развитию, повышению качества экономического роста и устранению транснациональных угроз. Приоритетность же интеграционного взаимодействия обусловлена необходимостью восстановления и развития взаимовыгодных хозяйственных связей между республиками ЦА в сфере энергетики, что имеет целями насыщение внутреннего рынка дешевыми видами энергоресурсов, покрытие спроса на них потребителей и увеличение возможностей экспортных поставок энергоносителей в третьи страны.
Сегодня в рамках региона уже создана определенная правовая база по расширению интеграционного сотрудничества в энергетической сфере, однако с заключением соответствующих договоров и соглашений развитие интеграционных процессов не достигло желаемых темпов. Основная причина заключается в том, что компетентные органы государств ЦА пока не выработали в полном объеме конкретный механизм претворения в жизнь принимаемых решений. В связи с этим актуальное значение приобретает разработка правового механизма создания и функционирования общего энергетического рынка, реализация которого предполагает принятие конкретных мер по углублению интеграционного взаимодействия в сфере энергетики, достижению сбалансированности спроса и предложения энергоресурсов на внутреннем рынке, эффективному развитию транзитного потенциала данных государств и увеличению их возможностей для экспорта энергоносителей в третьи страны.