Научная статья на тему 'Проблемы экспорта российского высшего образования'

Проблемы экспорта российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / INTERNATIONAL COOPERATION / FOREIGN STUDENTS / RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребышева Лидия Васильевна, Фролов Станислав Юрьевич

Анализируется экспорт образовательных услуг в России, предлагаются мероприятия, способствующие повышению экспорта российского высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ребышева Лидия Васильевна, Фролов Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EXPORT OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION

The article analyses the export of educational services in Russia and offers some measures that can improve the export of Russia higher education.

Текст научной работы на тему «Проблемы экспорта российского высшего образования»

УДК 37.013

ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS OF EXPORT OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION

JI. В. Ребышева, С. Ю. Фролов

L. V. Rebisheva, S. Yu. Frolov

Ключевые сюва: mcnopm образовательных услуг, международное сотрудничество, иностранные студенты,

российское высшее образование Key words: export of educational sen’tees, international cooperation, foreign students, Russian higher education

Анализируется экспорт образовательных услуг в России, предлагаются мероприятия, способствующие повышению экспорта российского выаиего образования.

The ankle analyses the export of educational services in Russia and offers some measures that can improve the export of Russia higher education.

В мире обучается около 150 млн студентов, из них 10 млн активно перемещаются по зарубежным университетам [1]. Расширение экспорта образовательных услуг в настоящее время является одним из наиболее важных приоритетов государственной политики развитых стран. Это связано со следующими факторами: во-первых, обучение иностранных студентов стало одной из наиболее прибыльных статей экспорта (например, США ежегодно за счет иностранных студентов получают 14 млрд долл., Великобритания — 5 млрд фунтов стерлингов. Россия — 70 млн долл. [2]; во-вторых, обучение иностранных студентов содействует геополитическому' и экономическому развитию страны; в-третьих, обучение иностранных студентов приводит к постоянному улучшению подготовки выпускников, конкурентоспособных на мировом рынке труда, росту качества их обучения при помощи постоянно совершенствующихся учебных программ и предметов, адаптированных к международным требованиям, которые способствуют подготовке студентов для работы в условиях мировой экономики.

Сегодня российское высшее образование по числу' обучающихся иностранцев занимает 9 место мире. В 2010 г. российские вузы приняли только 2 % от общего количества иностранных студентов, составившего в 2007 году три миллиона, в то время как США — 20 %, Великобритания — 12 %, Германия и Франция — 9 и 8 % соответственно. Кроме того, значительное количество студентов обучается в Австралии (7 %), Канаде (4 %), Японии (4 %) [3].

Самая востребованная специальность среди обучающихся в стране иностранцев — медицина (19,2 %). Экономику, финансы, менеджмент изучают 17,5 %. Гуманитарно-социальные специальности — 15,6 %. Популярны инженерно-технические специальности, естественные и точные науки, особенно математика [4].

Таким образом, в 170 российских вузах, входящих в систем}' Министерства образования и науки, обучается около 100 тысяч иностранных студентов, принося доход 150-200 млн долл.в год. Год учебы в российской высшей школе обходится иностранцу в сумму от 2 до 7 тыс. долл., в США эта сумма составляет 15-25 тыс., в Великобритании — 12-20 тыс. [4].

Принято считать, что Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе.

В то же время в Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. отмечается, что хотя «образование является одним из важнейших конкурентных преимуществ России, вместе с тем на фоне высокого уровня образованности населения и постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг доля России в международном рынке образовательных услуг почти не растет. Это не только упущенная экономическая выгода, но и упускаемые политические возможности влияния России на международной арене через распространение российских достижений в области науки и технологий, русского языка и российской культуры, через подготовку кадров профессиональной и политической элиты для других стран мира. Развитие экспорта образования также должно содействовать ускорению обмена научными разработками и внедрению новых технологий, развитию исследовательского потенциала и повышению качества и устойчивости образовательных программ российских научных и образовательных учреждений» [3].

Тем не менее сложившаяся ситуация должна, прежде всего, заставить понимать, что нельзя строить свои действия на иллюзорных основаниях, нужны реальные оценки рыночных преимуществ и недостатков, и их сопоставление с требованиями глобального рынка.

Для увеличения экспорта образовательных услуг, для активной деятельности страны на мировом рынке образования необходимы следующие мероприятия;

• Создание стимулов для изучения русского языка, в том числе и с помощью программ двухсторонних студенческих обменов.

• Разработка и практическая реализация на федеральном и региональных уровнях единой политики в области обучения иностранных студентов, в том числе и координация деятельности всех основных субъектов обеспечения экспорта образовательных услуг.

• Сопоставимость содержания и качества российского высшего профессионального образования с мировыми стандартами, для чего необходимо активное внедрение новых информационных технологий, в том числе и дистанционного образования [5].

• Разработка новых направлений международного сотрудничества с зарубежными вузами, и прежде всего по признанию дипломов российских вузов, а также получению двойных дипломов.

• Приведение нормативно-правовой базы российской высшей школы, регламентирующей взаимоотношения между российскими и зарубежными субъектами партнерства, в соответствие с международными требованиями, что обеспечивало бы полноправное положение российского высшего образования на мировом рынке образовательных услуг и рынке труда молодых специалистов.

• Разработка направлений международной деятельности самих вузов, направленных на развитие и расширение экспорта образовательных услуг, включая маркетинговую, информационно-рекламную и организационную деятельность.

• Существенное расширение форм и видов образовательных услуг, предлагаемых мировому сообществу, в том числе по приоритетным направлениям подготовки, востребованным как в России, так и в мире (например, стажировки, практики, обучение русскому языку' и т. д.).

• Значительный рост разнообразных форм послевузовского образования для иностранных студентов (аспирантура, стажировки, в том числе на европейских языках). Одним из приоритетных направлений должна стать подготовка научных кадров для зарубежных стран через аспирантуру, возможно, через создание в перспективе в крупных университетских городах центров (институтов) переподготовки и повышения квалификации и подготовки научных кадров (как ранее были созданы в ведущих вузах государственные подготовительные факультеты). По числу иностранных аспирантов Россия занимает последнее место. Их доля — 1 %, тогда как в США — 14 %. Великобритании — 15 %, Франции — 10 %, Австралии — 13 % [6].

• Активизация деятельности российских вузов по между'народной аккредитации образовательных программ [7].

• Информационное и маркетинговое продвижение российских вузов на зарубежных рынках, создание образовательных программ для обучения маркетологов в области высшего образования международного уровня, использование целевых информационно-рекламных инструментов.

• Инвестирование в инфраструктуру вузов для достижения соответствующих международным стандартам социально-бытовых условий иностранных учащихся, в том числе и обеспечивающих безопасность.

• Разработка направлений профессиональных, научных, деловых связей с зарубежными выпускниками, оказание содействия созданию и поддержке деятельности национальных Ассоциаций зарубежных выпускников вузов СССР и России [8].

• Аутсорсинг образовательных услуг, реализация заказов зарубежных компаний, работающих на российском рынке и являющихся потенциальными работодателями будущих выпускников.

Таким образом, если Россия не увеличит экспорт образования, то это приведет не только к экономическим потерям, но и к снижению политического влияния через распространение русского языка, культуры, научных достижений.

Список литературы

1. Муравьева М. Знания на экспорт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strf. ru/niaterial. aspx?d_no=25354

2. Основные итога работы системы образования в 2002 г. по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.: Аналит. Доклад, - М.: 2003

3. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://intpr.ntf.ni/p43aal.html.

4. Соболевская О, Высшее образование на экспорт // Молодежь Эстонии,

5. Белоножко М. JL, Хиту Е. Ф. On the Characteristics of Higher Education for Adult //Социологические исследования (Russian Education & Society'), - 2008, - март, - С, 57-64,

6. Зорников И. Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестник Воронеж, гос. ун-та. Сер, Проблемы высшего образования, - 2003, - № 2, - С. 59-65.

7. Белоножко М, JL, Ребышева Л, В, Система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в условиях интеграции российского высшего образования в мировое образовательное пространство // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, - 2012, -№ 6, - С, 81-88,

8. Белоножко М. JL, Генин В. Е. Тенденции развития экспорта мирового и российского высшего образования // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2008. - № 4. - С. 88-90.

Сведения об титрах

Ребышева Лидия Васильевна, к. с. и., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89129243030, e-mail: reb ishevalit I in uitiia il. rn

Фролов Станислав Юрьевич, аспирант кафедры Л 1и.\ Л’ Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89028!23700, e-mail: fistanislav@mail.ru

Reb'isheva L. У., Candidate of Sciences in Sociology, senior lecturer of the chair «Marketing and Municipal Management», Tyumen State Oil & Gas University, phone: 89129243030, e-mail: rebisheva_lidia@mail.ru

Frolov S. Yil, postgraduate student of the chair «Marketing and Municipal Management», Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, e-mail: frstanislav(aimail.ru, mob.: 89028123700

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.