DOI 10.24412^-37257-2024-1-191-195 Катунова В.В., Сафина И.Н.
Проблемы экспертной оценки поведенческих признаков тревожности у детей младшего школьного
возраста
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Россиийской Федерации, Нижний Новгород, Россия
Актуальность выявления и оценки признаков тревожности в младшем школьном возрасте заключается в том, что это критический период в развитии ребенка, когда формируются его эмоциональные и социальные навыки. Тревожность может проявляться в различных формах, включая тревожные мысли, беспокойство, страхи и физические симптомы, такие как боли в животе и головные боли [1, 2]. Тревожность в младшем школьном возрасте является распространенной проблемой, которая может влиять на физическое и эмоциональное благополучие детей, иметь значительные последствия для психического благополучия и успешности ребенка в школе и жизни в целом вследствие развития вторичных трудностей в учебе, социальных взаимодействиях и развитии самооценки [3, 4, 5, 6]. Они также могут иметь повышенный риск развития тревожных расстройств в будущем [7, 8].
Так, исследователи часто ссылаются на то, что родители тревожных детей обращают внимание и представляют в качестве основной жалобы невнимательность и неусидчивость, но не обращают внимание на признаки проявления тревожности, которая и является первоисточником проявления предъявляемых жалоб [9]. Таким образом, предъявляемые замечания к ребенку по отношению к их проявлению неорганизованности, приводят ребенка в состояние еще большей тревоги, тем самым образуя замкнутый круг тревожного состояния ребенка. Изучение этой проблемы является важным для понимания ее причин и разработки эффективных стратегий помощи детям [3, 10].
Говоря об определении и понимании психологического состояния детей младшего школьного возраста, мы принимаем во внимание тот факт, что самостоятельная объективная оценка ребенком своего состояния в данном возрасте затруднена вследствие незрелости его способности к самопознанию и саморефлексии. Поэтому оценка признаков его поведения и состояния в этом возрасте традиционно проводится экспертами: в первом приближении — родителями как включенными наблюдателями, много времени проводящими рядом с ребенком, во втором приближении — специалистами, такими как детский психолог, психотерапевт, невролог или психиатр [11].
Целью нашего исследования послужил анализ родительских представлений о проявлениях тревожности у детей младшего школьного возраста в сравнении с представлениями специалистов (на примере детского психолога и врача-психиатра).
Всего в исследование было включено 72 ребенка 6-8 лет, учащихся 1-х классов школ Нижнего Новгорода. В процессе работы нами были использованы методы социально-психологического, психодиагностического и клинического исследования. На первом этапе родитель ребенка (или лицо, официально его замещающее) заполнял соответствующую форму Вандербилтского оценочного теста (Vanderbilt Assessment Scales, VADRS, 1998) в адаптации М.Л. Волрайха — после подписания этим родителем официального информированного согласия на проведение обследования (в т.ч. медицинского). На втором этапе психолог проводил опрос с использованием «Шкалы личностной тревожности» А.М. Прихожан (1983, адапт. методики «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша, 1973). На третьем этапе проводилось психиатрическое обследование этих детей с помощью клинико-анамнестического метода, с использованием утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации клинических рекомендаций по различным нозологическим категориям в присутствии одного из родителей ребенка. Перед проведением обследования психиатру предоставлялись данные скринингового обследования ребенка с позиции психолога для оценочной «нейтрализации» эффекта воздействия на врача как эксперта опроса родителя, проводимого в ходе осмотра ребенка. Все полученные данные анализировались независимо.
В ходе анализа мы разделили всех детей по группам относительно диагнозов, поставленных им детским психиатром — максимально компетентным экспертом в области оценки признаков тревожности как психического расстройства (таблица 1).
Табпица 1.
Средние показатели выраженности признаков тревожности у детей 6-8 лет ^ = 72) по оценкам родителей и психолога относительно диагнозов психиатра
Средние показатели выраженности признаков тревожности по оценкам родителей (по вопросам Вандербилтского теста, max = 3,0) Средние показатели выраженности признаков тревожности по оценкам психолога (по шкалам теста А.М. Прихожан, max = 30)
Группы детей (по оценкам психиатра) «Ваш ребенок робкий, боязливый, тревожный?» «Ваш ребенок боится пробовать делать что-то новое из-за страха, что не получится или совершит ошибку?» «Ваш ребенок застенчивый или легко смущающийся?» Школьная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность Общая тревожность (сум. показатель, max = 90)
Условно здоровые дети (п = 17) 0,88 1,18 0,82 8,17 9,12 11,06 28,35
Дети с тревожностью (П = 28) 1,17 1,26 1,00 7,65 8,00 9,87 25,52
Группы детей (по оценкам психиатра) Средние показатели выраженности признаков тревожности по оценкам родителей (по вопросам Вандербилтского теста, max = 3,0) Средние показатели выраженности признаков тревожности по оценкам психолога (по шкалам теста А.М. Прихожан, max = 30)
«Ваш ребенок робкий, боязливый, тревожный?» «Ваш ребенок боится пробовать делать что-то новое из-за страха, что не получится или совершит ошибку?» «Ваш ребенок застенчивый или легко смущающийся?» Школьная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность Общая тревожность (сум. показатель, max = 90)
Дети с СДВГ (П = 17) 0,77 1,30 0,59 8,82 9,59 11,53 29,94
Дети с другими нарушениями (П = 27) 0,53 0,93 0,67 7,73 8,27 10,40 26,40
По данным таблицы 1 видно, что тревожность как психическое нарушение подтверждено психиатром только у 38,0 % (28 детей) из тех, что были оценены как тревожные их родителями. Т.е. эта величина условно может быть названа вероятностью достоверной оценки тревожных нарушений у детей, данной их родителями.
Анализ достоверности различий (метод оценки критерия хи-квадрата Пирсона) между выделенными группами детей на основе различий показателей оценок признаков тревожности, выявленных у них родителями и психологом, показал, что достоверно группа детей с тревожностью как установленным диагнозом отличается только по признаку родительской оценки вопроса «Ваш ребенок робкий, боязливый, тревожный?» — в сопоставлении с группой детей с другими нарушениями. Остальные различия групп в плане оценок признаков тревожности статистически определены как недостоверные.
Известно, что во многом оценка состояния и поведения ребенка врачом-психиатром опирается на анамнестические данные и описание ребенка его родителями. Поэтому мы предполагаем, что результаты оценок врача-психиатра могут напрямую зависеть от информации, полученной от родителей исследуемых детей, что влияет на постановку того или иного клинического диагноза. Но за время приема родитель не может сообщить врачу весь пул информации, имеющейся у него о ребенке. Кроме того, подход родителя является максимально субъективным вследствие сформированных отношений, эмоциональных связей и привычности совместного проживания с ребенком. Либо можем предположить, что родители более точно видят признаки того или иного синдрома, что совпадает впоследствии с диагнозом психиатра. Данная «насмотренность» конкретного ребенка отсутствует у психолога, что и показывают в итоге отличия результатов исследования от мнения
родителя. Психолог при анализе признаков тревожности больше полагается на данные психодиагностики, дополняя ее описанием поведения и состояния ребенка, данным родителями. Поэтому подход психолога также дает данные, отличные от представлений родителей, вследствие немного большей объективности.
В ходе корреляционного анализа (коэф. Пирсона, среда Statsoft Statistica. 10.0) полученных оценок, при уровне значимости p < 0,05, нами не было выявлено достоверно значимых связей между оценками выраженности признаков тревожности по оценкам родителей, психолога и психиатра, сопоставленных между собой как с позиций отдельных оценок признаков, так и итоговых значений по методикам (в случае оценки психиатра анализировался поставленный диагноз и его отдельные симптомы). Такое расхождение оценок может быть связано, во-первых, с разными методическими подходами в оценке признаков тревожности разными экспертами у детей, а во-вторых, степенью их экспертности, как обсуждалось выше.
Таким образом, в нашем исследовании во многом подтверждается наблюдение врачей о том, что признаки тревожности в детском возрасте легко можно спутать с симптомами других нарушений. Часто под «маской» тревожности можно различить симптомы СДВГ у детей, поскольку признаки импульсивности, гиперактивности и невнимательности часто схожи с поведенческими симптомами тревожности [12]. Некоторые другие нарушения — РАС и нарушения пищевого поведения — имеют ряд поведенческих признаков, имеющих сходство с признаками тревожности.
Специфических достоверных методов диагностики признаков и уровня тревожности ребенка в медицине в настоящее время не существует. Поэтому можно утверждать, что оценка признаков тревожности всеми экспертами происходит весьма субъективно. Оценка признаков тревожности у детей младшего школьного возраста весьма осложнена невозможностью их подтверждения и опровержения внешних оценок их состояния и поведения другими взрослыми вследствие недостаточно развитой саморефлексии.
Вследствие выявленных тенденций мы рекомендуем проводить в ходе установления клинического и психолого-клинического диагноза «тревожность» комплексный анализ оценок состояния и поведения ребенка путем наблюдения родителями (на основе скрининговых опросников), сбора анамнестических данных от родителей по уточняющим вопросам и проведения психодиагностики ребенка специалистом. Кроме того, большое значение имеет развитие психологической компетентности родителей и взаиморазвитие клинической и психологической компетентности у специалистов медицинской и психологической сферы.
Список литературы
1. Donnelly C.L., Rhoads J.C. Anxiety disorders in childhood and adolescence // Clinical child psychiatry. 2012. P. 215-242. https://psycnet.apa.org/doi/10.1002/9781119962229. ch13. (дата обращения 20.01.2024).
2. Маринина А.О. Оценка уровня тревожности первоклассников // Российский педиатрический журнал. 2022. № 25(6). С. 415-416.
3. Пилюгина Е.И., Бережнова О.В., Юндин Р.Н. Исследование проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68(4). С. 305-308.
4. Храбрая В.С. Взаимосвязь тревожности дошкольников с готовностью к обучению в школе // Психологическая студия. 2022. № 15. С. 227-229.
5. GinsburgG.S., SchlossbergM.C. Anxiety in School-Age Children // Child and Adolescent Psychiatric Clinics. 2018. No. 27(1). P. 55-64.
6. March S., Donovan C.L., Baldwin S., Ford M., Spence S.H. Using stepped-care approaches within internet-based interventions for youth anxiety: Three case studies // Internet interventions. 2019. No. 18. P. 100-281. https://doi.org/10.1016/j.invent.2019.100281
7. Bennett K., Manassis K., Duda S., Bagnell A., Bernstein G.A., Garland E.J., Miller L.D., Newton A., Thabane L., Wilansky P. Treating child and adolescent anxiety effectively: Overview of systematic reviews // Clinical Psychology Review. 2016. No. 50. P. 80-94. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2016.09.006
8. Warwick H., Reardon T., Cooper P., Murayama K., Reynolds S., Wilson C., Creswell C. Complete recovery from anxiety disorders following Cognitive Behavior Therapy in children and adolescents: A meta-analysis // Clinical Psychology Review. 2017. No. 52. P. 77-91. https://doi.org/10.1016/jxpr.2016.12.002
9. Дворянинова В.В., Баландина О.В. Трудности в обучении младших школьников: взгляд детского психиатра // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2020. № 1. С. 28-33.
10. Катунова В.В. Диагностика уровня тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2020. № 1. С. 12-27.
11. Катунова В.В., Коновалов А.А., Божкова Е.Д. Прогностическая значимость дифференциальной оценки школьной дезадаптации учащихся с позиций родителя и педагога // Психологическая наука и образование. 2023. № 28(5). С. 184-199. https://doi.org/10.17759/pse.2023280514
12. Корабельникова Е.А. Тревожные расстройства у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Русский медицинский журнал «Мать и дитя». 2020. № 3(4). С. 302-308. https://doi.org/10.32364/2618-8430-2020-3-4-302-308