Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭКСПАНСИИ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ЭКСПАНСИИ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
мировой рынок / строительные услуги / санкции / зарубежные рынки / рынок сбыта / политическая среда / правовая среда / политические блоки / экономическая среда / техническая среда / construction market / sanctions / foreign markets / sales market / political environment / legal environment / political blocs / economic environment / technical environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бигбашев А.В.

В статье рассматриваются проблема экспансии малых строительных компаний на зарубежные рынки строительных услуг. В статье приведены основные факторы необходимые для анализа целесообразности выбора зарубежного рынка с учетом текущей геополитической ситуации, правовой системы, санкционной и социально-экономической, научно-технической среды. В заключении, делаются общие выводы о влиянии комплексного подхода на долгосрочные тренды рынка строительных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RUSSIAN EXPANSION SMALL COMPANIES IN GLOBAL CONSTRUCTION SERVICES MARKET UNDER SANCTIONS

The article deals with the problem of expansion of small construction companies into foreign markets of construction services. The article presents the main factors necessary to analyze the expediency of choosing a foreign market, taking into account the current geopolitical situation, the legal system, the sanctions and socio-economic, scientific and technical environment. In conclusion, general conclusions are drawn about the impact of an integrated approach on long-term trends in the construction services market.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭКСПАНСИИ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

УДК 33

Бигбашев А.В.

аспирант 2 курса отделения «Менеджмент» Московский инновационный университет (г. Москва, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ЭКСПАНСИИ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация: в статье рассматриваются проблема экспансии малых строительных компаний на зарубежные рынки строительных услуг. В статье приведены основные факторы необходимые для анализа целесообразности выбора зарубежного рынка с учетом текущей геополитической ситуации, правовой системы, санкционной и социально-экономической, научно-технической среды. В заключении, делаются общие выводы о влиянии комплексного подхода на долгосрочные тренды рынка строительных услуг.

Ключевые слова: мировой рынок, строительные услуги, санкции, зарубежные рынки, рынок сбыта, политическая среда, правовая среда, политические блоки, экономическая среда, техническая среда.

По мере развития перед организациями становится вопрос о расширении границ своей деятельности. Одним из способов расширения границ реализации продукции и услуг является выход на зарубежные рынки.

Однако выход на зарубежные рынки довольно непрост и сопровождается множеством трудностей и рисков, вызванных жесткой международной конкуренцией. Кроме того, процесс выхода на зарубежные рынки для российских компаний усугубляется наличием политических и экономических санкций со стороны ряда европейских стран. Сложившаяся политическая обстановка имеет негативное воздействие на развитие экономических отношений между странами. Учитывая сложившуюся ситуацию, российским компаниям следует очень тщательно подойти к

исследованию потенциального рынка сбыта и его внешней среды для разработки стратегии выхода на определённый зарубежный рынок товар и услуг.

Прежде чем приступить к разработке стратегии необходимо определить страну, на рынок сбыта которой планируется выход. Для этого следует провести маркетинговый анализ внешней среды зарубежного рынка сбыта или отрасли, к которой относится деятельность организации.

Маркетинговый анализ внешней среды включает в себя изучение политической, правовой, социально-экономической, научно-технической сред. Особое внимание здесь следует уделить изучению политической и правовой сред, так как в настоящее время именно они содержат в себе наибольшие трудности и угрозы для выхода отечественных компаний на внешние рынки товаров и услуг. [2]

Анализ правовой среды заключается в исследовании правовой системы, сложившейся в определённой стране. Выделяют следующие типы правовых систем: [1]

> Романо-германская правовая система, в основе которой лежит иерархическая система писанного права, первостепенная роль в которой отводится нормативно-правовым актам (законодательству). Данная правовая система присуща странам Европы (Германия, Франция, Италия, Португалия), странам Центральной и Южной Америки (Бразилия, Боливия), а также некоторым странам Востока (Япония, Таиланд, Южная Корея).

> Англо-саксонская правовая система, источником права в которой является судебный прецедент. Англо-саксонская правовая система нашла широкое применение в Великобритании, США, Канаде и Новой Зеландии.

> Религиозная правовая система. В качестве источника права в данной системе выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, описанные в духовных религиозных трактатах. Религиозная правовая система широко применяется в Ираке, Иране, Судане, Индии, Сингапуре.

Предприятиям, планирующим выйти на зарубежный рынок, необходимо изучить особенности правовой системы, сложившейся в конкретной стране, во избежание возможных проблем, связанных с законодательством и правотворчеством.

Предприятиям следует рассмотреть правовую среду с точки зрения коммерческого и договорного права, общеправовой среды, законы об юридическом регулировании предприятий, трудового законодательства, особенности ценообразования и налогообложения.

Наиболее достоверными источниками информации для изучения правовой среды являются правовые акты высших органов государственной власти и управления, нормативно-правовые акты министерств, ведомств, а также нормативные решения местных органов власти.

Изучение политической среды состоит из анализа таких параметров как политическая стабильность в стране, участие в политических блоках, наличие межгосударственных соглашений, государственные ограничения, политические взаимоотношения выбранной страны с Россией. Одним из препятствий выхода отечественных компаний на зарубежный рынок являются особенности регулирования внешней торговли страны, на рынки которой планируется выход. Государства могут использовать торговые тарифные и нетарифные барьеры, ограничивая тем самым импорт на своей территории. [3]

При выборе зарубежного рынка сбыта необходимо учитывать также действие санкций, введённых в ответ на политические и экономические действия России. Например, после принятия республики Крым в состав Российской Федерации, а также с началом специальной военной операции со стороны таких стран как США, Канада, Австралия и некоторых стран Евросоюза против России был введён ряд санкций, которые делают выход на сбытовые рынки данных стран практически невозможным для отечественных компаний.

Еще до наступления событий описанных выше наблюдалась тенденция усилению давления на Россию. Одной из причин этого являлось вступление

России во Всемирную торговую Организацию (ВТО). Участие в составе данной организации чрезвычайно выгодно для России, так как оно открывает перед страной новые возможности и предоставляет льготные условия торговли, заключающиеся в ослаблении торговых ограничений между странами-участниками данной организации на основе правил, действующих в ВТО. Для многих западных стран это означает невозможность в дальнейшем применять государственные меры, направленные на ограничение товарного потока со стороны России, что и сподвигло их к введению санкций.

Однако следует отметить, что некоторые страны Евросоюза по-прежнему продолжают поддерживать с Россией экономические связи через третьи страны. Многие крупные европейские компании, испытывают трудности из-за прекращения сотрудничества с Россией и открыто говорят о пагубном воздействии расширения списка экономических санкций. [4]

Это означает, что европейский рынок сбыта по-прежнему является благоприятным зарубежным рынком для отечественных организаций, однако на практике выход на него практически невозможен.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в современных условиях выход на внешний рынок для отечественных компаний является достаточно трудоёмким и сложным процессом. Компании должны учитывать множество факторов, касаемо социально-экономической и политической обстановке в стране, так как ухудшение межгосударственных отношений может стать причиной потери рынка сбыта при осуществлении экспортной деятельности, или даже потерей собственности, в случае совместного или полного владения зарубежным предприятием. Для этого необходимо проводить подробный анализ макросреды рынка сбыта, на который планируется выход. С учётом сложившейся ситуации, компаниям, планирующим выход на мировые рынки, следует придерживаться стратегии косвенного экспорта, а также стараться предельно снизить риски при выборе рынка сбыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / Раймон Леже , пер. с фр. [Грядов А.В.].- 2-е изд., перераб. - М.: Волтерс Клувер, 2010.-592 с;

2. Дэй Дж. Стратегический маркетинг: Как завоевать и удержать лидерские позиции в эпоху глобальной конкуренции. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. - 368 с.;

3. О.З. Муштук. Бизнес и политика. - М.: Маркет ДС, 2010. - 368 с.;

4. Татаров К.Ю. Строительный бизнес России в период экономических санкций \\ Строительство. Новые технологии, новое оборудование", 2014. №10. с.54-57

Bigbashev A.V.

Moscow Innovation University (Moscow, Russia)

PROBLEMS OF RUSSIAN EXPANSION SMALL COMPANIES IN GLOBAL CONSTRUCTION SERVICES MARKET UNDER SANCTIONS

Abstract: the article deals with the problem of expansion of small construction companies into foreign markets of construction services. The article presents the main factors necessary to analyze the expediency of choosing a foreign market, taking into account the current geopolitical situation, the legal system, the sanctions and socio-economic, scientific and technical environment. In conclusion, general conclusions are drawn about the impact of an integrated approach on long-term trends in the construction services market.

Keywords: construction market, sanctions, foreign markets, sales market, political environment, legal environment, political blocs, economic environment, technical environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.