УДК 330
Тимофеева Ольга Федоровна
ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет» Заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Россия, Москва
Доктор экономических наук, профессор мировой экономики
E-Mail: [email protected]
Проблемы экономической безопасности Терроризм как вызов власти
Аннотация: В статье раскрыты основные подходы к характеристике и классификации терроризма.
Ключевые слова: Террор; терроризм; террористическая деятельность; террорология; террористы.
Терроризм представляет собой одно из наиболее опасных явлений, с которым сталкивается современный мир. С ним приходится считаться, в той или иной мере, как развитым государствам, так и странам, преодолевающим этап своего реформирования и развития.
Реальностью настоящего времени является тот факт, что терроризм угрожают безопасности большинства стран, влекут за собой огромные политические, экономические и даже человеческие потери. Жертвой терроризма может стать любая страна и любой человек. При этом усиливается психологическое воздействие террористических актов на население.
Анализируя динамику смысла понятия «терроризм», отмечаем, что только в зарубежной социально-политической литературе насчитывается около ста его определений 1 , а в международном праве - до четырехсот 2.
В современном значении понятия «террор» и «терроризм» появились в 1798 году в «Словаре Французской академии». Сегодня в различного рода зарубежной справочной литературе, в том числе и в России, терроризм рассматривается как метод устрашения политических противников, выражающийся в физическом, психологическом насилии для достижения политических целей; в таком смысле террор выступает как одна из крайних форм политического экстремизма 3.
Зарубежные авторы - У.Лакер, П. Уилкинсон, Д. Хардман, Б.Хоффман и другие -определяют терроризм как незаконное применение или угроза использования насилия против лиц, чтобы принудить правительства выполнить политические или идеологические цели 4.
Отечественные исследователи (Витюк В.В., Гусейнов А.А., Гушер А.И., Емельянов В.П., Петрищев В.Е., Федотова В.Г. и др.) трактуют терроризм как использование насилия в отношении политических акторов с целью убеждения масс в возможности успешной борьбы и стимулирования их протеста. Терроризм - тщательно спланированная акция насильственных действий, создание социально-психологического климата путем устрашения населения для достижения определенных целей5.
Многообразие точек зрения на вопрос о сути терроризма свидетельствует не только о сложности выделения его базовых инвариантных характеристик, определяющих его сущность, поскольку терроризм по-разному проявляется в различных странах в зависимости от их культурных традиций, от социальной структуры, интересов и мотивации людей, участвующих в террористической деятельности и т.п., но и зависит также от уровня развития научного
1 Schmid A.P. Political Terrorism: A Research Guide to Concepts, Theories, Data Bases and Literature. New Brunswick, CT: Transaction, 1983.
парламентская газета. 2006, 6 сентября.
3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 824; Словарь иностранных слов и выражений. М., 1997. С. 455; Современный толковый словарь русского языка. М., 2004.С.828; Словарь иностранных слов и выражений. М., 1997. С.455; Современный толковый словарь русского языка. М., 2004. С.828; Советский энциклопедический словарь. М., 1979, С. 1319; Ланцов С.А. Террор и террористы: Словарь. СПб., 2004. С.136 - 137; Новая философская энциклопедия. В 4 Т. М., 2001. Т.4, С. 57; Encyclopedia Britannica. London, 1998.
4См.: Laqueur W. The New Terrorism: Fanaticism and the Arms of Mass Distruction. Oxford, 1999; Wilkinson P. Terrorism and the liberal state.N.Y.,1980; Хоффман Б. Терроризм — взгляд изнутри. М., 2003; The terrorism Reader: A Historical Antology. Ed. by Walter Laquer. London, 1979.
5 Федотова В.Г. Терроризм: от старого к новому // Философские науки. 1993. №2. С.6; Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2005. № 6. С. 8, 22; Креншо М. Терроризм и международное сотрудничество. М., 1990; Петрищев В. Е. Заметки о терроризме. М., 2001. С. 11; Гушер А.И. Терроризм - общая угроза безопасности в XXI веке // Вестник аналитики. М., 2001; Емельянов Е.П. Терроризм как явление и состав преступления. Харьков, 1999.
знания, ценностно-мировоззренческой позиции исследователя, занимающегося изучением данного феномена6 .
Терроризм - один из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональных масштабах. По своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели. Иначе говоря, терроризм - это, прежде всего, метод достижения неких целей, принципиальной основой которого служит применение (или угроза применения) насилия.
Анализ генезиса терроризма показывает, что этот сложно эволюционирующий противоречивый феномен не является принципиально новым для нашего времени. Он уходит своими корнями вглубь истории. По своей сущности терроризм не претерпел качественных изменений в течение веков, трансформировались только его типы, определяемые экономическими, социально-политическими, духовными условиями и техническими возможностями того или иного исторического периода. Современный терроризм существенно отличается от терроризма прошлых столетий по целям, объектам, тактике и средствам борьбы.
Наиболее благоприятными условиями для возникновения терроризма и активизации террористической деятельности являются экстремальные условия, переходные этапы развития общества, его кризисное состояние и духовный вакуум, которые приводят к кризису идентичности, отчуждению и маргинализации части общества. Терроризм возникает как извращенный ответ на несвоевременное принятие политических решений. Данная тенденция проявляется как на локальном, так и на глобальном уровнях7 .
Терроризм включает несколько взаимосвязанных элементов: идеологию терроризма; террористические организации и их террористическую деятельность; террористическую активность населения.
В связи с множественностью форм террористической деятельности, многообразием механизмов, способов и методов их реализации, для установления связей и соподчиненности между ними в научной литературе терроризм классифицируется по ряду признаков: 8
По мнению эксперта по проблемам терроризма В.П.Журавеля, в зависимости от того, чьи цели и какие задачи преследуются совершением акта терроризма: государственный терроризм; этнический терроризм; криминальный терроризм; индивидуальный терроризм; политический терроризм; экономический терроризм; уголовный терроризм; адресный терроризм; сплачивающий терроризм; демонстрационный терроризм; конфронтационный терроризм; провокационный терроризм9.
6 Мальцева В.Ю. Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира. (Социально -философский аспект) / Автореф. дисс...канд. филос. наук. М., 2007.С.20.
7 Карамян С. Г. Политический терроризм как фактор дезинтеграции современного российского общества / Автореф. дисс.канд. полит. наук. М., 2007.С.10.
8 Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности (Энциклопедический словарь). М., 2007. С.169-171; Иззатдуст Э. Покушение на мирную жизнь (взгляд на современный терроризм). М., 2006.С.54-67; Ланцов С.А. Террор и террористы: Словарь. СПб, 2004.С. 140; Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.С.19-27.
9 Тимофеева О.Ф., Журавель В.П., Старцев Г.В. Монография. Экономические аспекты международного терроризма//Пенза, Издательство ПГУ, 2012, С.9.
В зависимости от последствий терроризм различают: по случаям массовых, групповых, одиночных жертв, ограничения свободы, а также дифференцируя жертвы по демографическим и социальным характеристикам; по материальному ущербу - катастрофического, особо крупного, крупного ущерба; по морально-психологическому вреду - угрозы, шантаж, демонстрация силы, заявления, вызвавшие панику, страх населения, недоверие к власти (информационный терроризм).
По численности и организованности участников террора: действия сообществ (в том числе сект и подпольных организаций); организованных групп; спонтанных групп; одиночек.
По использованным орудиям, средствам террора: высокотехнологический или
технологический терроризм (предполагает использование в террористических акциях новейших достижений науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, ядерных материалов, генной инженерии, имуннологии и т.д. (ядерный, радиационный, химический, биологический); оружия группового поражения; традиционный терроризм (применение обычного (ручного) и автоматического стрелкового оружия), оружия ближнего боя, взрывчатых веществ, ядов и других средств совершения актов насилия и устрашения, которые известны человечеству в течение ряда веков, и т.д.
По способам действий: с применением оружия; с захватом заложника (заложников), транспортного средства, помещения или особо важного объекта; с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение зданий, сооружений, транспортных средств, общественного, коллективного или частного имущества); путем организации, планирования, подготовки и реализации акта терроризма.
С точки зрения пространства, в котором совершаются террористические акции, терроризм может быть классифицирован как наземный, морской, воздушный, космический.
В последнее время появились и начали употребляться такие термины как: налоговый терроризм, коммерческий терроризм, заговорщицкий терроризм, космический терроризм, оппозиционный терроризм, мировоззренческий терроризм, репрессивный, национальный терроризм, социальный терроризм, суицидальный терроризм, компенсаторный терроризм, электромагнитный терроризм, терроризм, приуроченный к юбилейным датам и др.
Основными тенденциями современного терроризма являются:10
а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;
б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;
в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;
г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;
д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;
10 Концепция противодействия терроризму в (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) // Российская газета. 2009, 20 октября.
е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;
ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;
з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших.
Международный терроризм по своему содержанию и основным_способам действий составляет столь же сложное социально-политическое явление, как и терроризм в целом. Международная террористическая деятельность направлена на нанесение ущерба международной безопасности и международному правопорядку и осуществляется посредством совершения международных террористических акций.
Во-первых, к международному терроризму причисляются такие террористические акции, которые затрагивают интересы двух и более государств (или те, в которых среди жертв или участников присутствуют граждане более чем одной страны).
Во-вторых, международным терроризмом может считаться террористическая деятельность, осуществляемая на территории нескольких государств.
В-третьих, к международному терроризму относится скоординированная деятельность террористических организаций в разных странах. Обмен информацией между ними, осуществление совместных террористических акций, материальная, финансовая помощь и моральная поддержка, оказываемая террористами одной страны террористам другой страны, также квалифицируется как проявление международному терроризму.
В-четвертых, к международному терроризму относится создание и деятельность международных террористических организаций, которые представляют собой разветвленные структуры, не привязанные к какой-либо отдельной стране. Наиболее известной и опасной в настоящее время является «Аль-Каида». Хотелось бы верить и надеяться, что с ликвидацией в апреле 2011 г. его лидера Усамы Бен Ладена терроризм пойдет на спад.
Особенностями, основными чертами современного международного терроризма являются: 11
• количественный рост террористических актов, циничность и жестокость их исполнения;
• высокий уровень финансирования террористической деятельности;
• использование различными государствами отдельных террористических группировок для расширения сфер геополитического влияния;
• участие международных террористических организаций в распространении своего влияния на другие регионы, активные попытки установить контроль над территориями с богатейшими запасами энергоносителей, полезных ископаемых;
11 Соболев В.А. Истоки международного терроризма и возможность противодействия ему на современном этапе // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. СПб, 2001. №2/3. С.163-164; Устинов В.В. Предисловие. Актуальные проблемы борьбы с международным терроризмом // Борьба с международным терроризмом: сб. документов. М., 2005. С.6-7.
• профессионализм и подготовленность террористов на основе большого опыта их участия в различных конфликтах;
• интернациональный характер террористических группировок;
• активные попытки овладения оружием массового уничтожения для его возможного использования;
• связь терроризма с наемничеством;
• возросшая техническая оснащенность наиболее опасных террористических группировок;
• размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом;
• установление устойчивых связей между террористическими организациями и транснациональной организованной преступностью, в первую очередь наркобизнесом;
• попытки лидеров некоторых террористических организаций придать своей деятельности видимость национально-освободительной борьбы;
• появление новых видов терроризма, в частности информационного и электронного (компьютерного).
Ряд ученых выделяют, кроме этих и другие его черты. Это: «ставка на массовость и всемирный резонанс; ориентированность на тотальное использование идеологии освящения террора как средства национального, религиозного и социального спасения; активное и
небезуспешное проникновение агентов влияния террористического преступного сообщества в
12
государственные структуры»12.
Международный терроризм стремительно «мутирует», изменяя свои характеристики и параметры, став во многом новым явлением, развивающимся под воздействием сложных и неоднозначных процессов глобализации и оказывающим всё более заметное воздействие на всю международную жизнь. В нём по-своему отражаются и динамично меняющиеся политикопсихологические особенности взаимоотношений личности, общества и государства, характерные для современной эпохи. Террористы активно осваивают новые методы организации преступлений. Они опираются не только на современные технологические достижения, но и на всё более изощрённые способы общественного воздействия, манипулирования поведением людей, подавляя их психику. Одним из самых страшных примеров подобных деяний является целенаправленная подготовка террористов-самоубийц, преимущественно из числа молодых людей.
В настоящее время и на обозримую перспективу международный терроризм остается одной из глобальных угроз международному миру и безопасности человечества.
Как показывает анализ, к ближайшим (непосредственным) задачам террористических
13
организаций при проведении террористических действий относятся:13
• получение всемирной, национальной или местной огласки своих намерений;
• физическое устранение политических оппонентов;
12 Макуев Р.Х. Терроризм в условиях глобализации // Государство и право. 2007. №3.С.48.
13 См.: Терроризм как угроза национальной безопасности государства (отечественный и зарубежный опыт). М., 2003. С.128.
• устрашение гражданского населения;
• выражение протеста против политики правительства;
• дестабилизация деятельности государственной власти;
• проведение скрытых террористических акций против своих соперников или
правоохранительных органов;
• провокация ответных действий и репрессий со стороны властей, чтобы вызвать их осуждение со стороны общества;
• нанесение экономического ущерба государству или частным лицам;
• осуществление беспокоящих действий, нанесение ущерба и ослабление государственных военных или иных сил безопасности и правопорядка;
• осложнение межнациональных и межконфессиональных отношений;
• провоцирование военного конфликта;
• вымогательство, получение деньг или снаряжения для своей деятельности;
• показ неспособности правительства защитить своих граждан; дезорганизация или разрушение основных средств передвижения или связи; демонстрация силы или реальности своей угрозы;
• отмена или отложение принятия решения или законодательного акта;
• провокация массовых беспорядков;
• вызов забастовки или замедление темпов работы предприятия, отрасли;
• дискредитация инвестиций зарубежных стран или программ их помощи;
• освобождение заключенных;
• месть за кого-то или что-то.
Несмотря на нанесение террористическим организациям потерь, их потенциал не только не уменьшается, но порой и возрастает. Это проявляется в повышении его организованности, в возросшем профессионализме террористов, увеличении разрушительного эффекта
террористических актов, росте численности и активности террористических организаций.
Факторами, способствующими повышению потенциала терроризма являются:
• объем ресурсов, находящихся в распоряжении террористов (помощь со стороны населения; современное вооружение, транспорт, средства связи; организованность и твердая дисциплина; наличие необходимой информации);
• легитимность террористической деятельности, т.е. ее оправданность в глазах некоторой части общества;
• общественный резонанс, вызываемый террористическими актами (страх; неуверенность, возмущение властью, неспособной обеспечить безопасность граждан; сочувствие, сострадание к потерпевшим, желание оказать им помощь, поддержку);
• готовность некоторых правительств идти на уступки террористам;
• покорность жертв террора, их убеждение в том, что если они не будут сопротивляться, то смогут выжить;
• международная поддержка деятельности террористов (подготовка террористов, их обучение; снабжение оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, спецсредствами; финансовая поддержка; обеспечение необходимыми документами; переброска террористов в нужный регион; снабжение террористов разведывательной информацией; предоставление руководителям и активистам террористических организаций дипломатических привилегий).
Терроризм таким образом является опасным явлением как вызов власти. Он постоянно развивается, его формы и методы деятельности совершенствуются, их все в большей степени отличают внезапность и непредсказуемость.
Действия террористов становятся более изощренными и жестокими. Характерной особенностью является увеличение количества смертников. Жертвами, как правило, становятся мирные граждане. В 2009 году в мире, по данным ООН, зарегистрировано 11 тысяч террористических актов. Убито 15 тысяч человек, ранено свыше 32 тысяч и более 10,5 тысяч захвачено в заложники.
Международные террористические группировки, получив широкий доступ к информации и современным военным технологиям, активно используют в своих интересах достижения научно-технического прогресса. Они не прекращают попыток получить ядерное, биологическое и химическое оружие массового уничтожения или его компоненты, не скрывая при этом своих намерений применить его для достижения поставленных целей. Терроризм приобретает новые формы и возможности в связи с усиливающейся интеграцией международного сообщества, развитием информационных, экономических и финансовых связей, расширением миграционных потоков и ослаблением контроля за пересечением границ.
Международные террористические группировки совершенствуют работу по проникновению в общественные организации, государственные структуры, различные сегменты промышленного и финансового мира с целью вербовки агентуры, контроля сфер политической, экономической и социальной жизни общества, а также оказания воздействия на направленность их деятельности. В результате этого создаются особо опасные конспиративные ответвления международной организованной преступности.
Современное развитие национального и мирового хозяйства характеризуется нарастанием и ускорением процессов глобализации, которые несут определенные блага и, в то же время, служат идеальной основой для трансформации существующих и появления принципиально новых угроз безопасности как отдельных государств, так и всего мирового сообщества.
Особую актуальность в сложившихся условиях приобретает осмысление феномена современного терроризма и механизмов противодействия ему. В последние несколько лет террористические организации ставят перед собой все больше экономические цели. Некоторые из них фактически превратились в сетевые структуры и способны не только полностью профинансировать свою деятельность, но и накапливать финансовые ресурсы для ее расширения, а также для финансирования научных исследований, направленных на разработку оружия массового уничтожения для террористических целей. Таким образом, сфера угроз, исходящих от международного терроризма, заметно расширилась. В нее стали включаться угрозы экономической безопасности государств.
В последнее время при обсуждении вопросов национальной и международной безопасности на первый план выступает тематика международного терроризма; происходит смещение акцентов как в наблюдаемых действиях самих террористов, так и в осмыслении этого феномена.
Приходится констатировать, что терроризм сегодня приобрел массовый характер -террористические методы практикуют многие экстремистские организации по всему миру, что позволяет говорить о терроризме как о международном явлении. Дискуссионным и имеющим практический смысл остается вопрос о том, какую позицию должны занимать органы власти в отношении террористов: выполнять их требования или нет. В мировой практике
сформировались два подхода. Первый подход (Израиль) предусматривает уничтожение террористов при всех обстоятельствах, даже если это повлечет за собой гибель заложников. Второй предполагает выполнение лишь некоторых непринципиальных условий, выдвигаемых террористами, с тем, чтобы минимизировать возможные потери. Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок; оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм; в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные, для наказания террористов; предоставление антитеррористической помощи другим государствам и взаимодействие с ними.
Терроризм относится к числу транснациональных преступлений, что требует единообразного подхода к его толкованию и, главное, к выработке единых международноправовых понятий для осуществления согласованных оценок и действий по борьбе с ним. Надо констатировать, что мировое сообщество уже немало сделало для снижения угрозы терроризма - создан международно-правовой базис. Но, как показывает практика, достигнутых результатов недостаточно. Борьба с терроризмом осложнена рядом причин объективного и субъективного характера. К числу первых можно отнести хорошую засекреченность планов террористов, частую поддержку их действий со стороны широких слоев населения и невозможность бороться с многочисленными источниками финансирования. К числу субъективных часто относятся причины политического характера, когда действия террористов отвечают интересам крупных геополитических игроков. В данном контексте показателен пример отношения мирового сообщества к антитеррористическим операциям в России и Израиле.
В России основную опасность пока представляют сепаратистско-националистический, религиозно-фундаменталистский, экономический и криминальный терроризм.
Возникновение и распространение терроризма в имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.
История показывает, что терроризм проявляет себя там, где для этого имеются соответствующие условия. В обстановке экономической слабости и политической нестабильности после распада СССР именно на Северном Кавказе, важнейшем для нашей страны в силу его географического и военно-стратегического положения регионе, занимающем уникальное положение в евразийской транзитной инфраструктуре, наиболее ярко проявились и приобрели особую остроту многочисленные международные, военные, экономические, социальные, экологические, этнокультурные проблемы, а также ошибки национальной политики прошлого.
При этом национальная политика СССР подверглась суровому остракизму, взамен же не было предложено ничего, а такие понятия, как патриотизм и дружба народов, национальная и религиозная терпимость, стали едва ли не ругательными.
Этим умело воспользовались международные экстремистские и террористические организации, которые избрали Северный Кавказ в качестве плацдарма для расчленения России с целью реализации своих претензий на построение так называемого «Великого исламского халифата» от моря до моря. Таким образом, на территории Северо-Кавказского региона мы
столкнулись, сказал Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев в интервью, не с экстремистскими проявлениями отдельных лиц и сепаратизмом локального характера, а с отлаженным и опробованным в других регионах мира механизмом разжигания кризисных очагов руками международных террористических структур. Устремления международного терроризма в этом случае совпали с геостратегическими задачами и планами
“14
ряда государств по подрыву территориальной целостности нашей страны.
Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма либо способствующими ему причинами и условиями, являются:15
а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;
б) наличие условий для деятельности экстремистки настроенных лиц и объединений;
в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;
г) ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве;
д) недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, являются:16
а) попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы;
б) наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы и границ ее союзников;
в) наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;
г) финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;
д) стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить Российскую Федерацию и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние в отдельных субъектах;
е) распространение идей терроризма и экстремизма через информационнотелекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;
ж) заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;
14 Николай Патрушев: Фронт против террора, 24.112005
15 Концепция противодействия терроризму в (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.)
16Там же.
з) отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом;
и) отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.
Так, в утвержденной в мае 2009 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечается, что одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является «деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ».
В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Существует ряд направлений международного взаимодействия, в которых Российская Федерация могла бы проявить себя. Это: проведение совместных оперативных мероприятий в той или иной стране; обмен технологиями и опытом по производству и применению технических и боевых средств противодействия терроризму; разработка и совершенствование законодательной базы и международно-правовых норм о сотрудничестве в борьбе с терроризмом; разработка международного правового механизма привлечения к ответственности и наказания организаций и отдельных лиц, обвиняемых в террористической деятельности; формирование системы принципов и понятий, необходимых для определения единых подходов к оценке событий и проблем, связанных с террористической деятельностью в любой стране или регионе; разработка правовых норм, регламентирующих возможности использования территории другого государства для освобождения заложников и действий против террористов; разработка механизма выдачи государством своих или находящихся на его территории иностранных граждан, обвиняемых в совершении терактов вне его пределов для привлечения их к ответственности в судебных учреждениях другого государства или в международном трибунале; определение места и роли СМИ в целях формирования мирового общественного мнения в плане нетерпимости к терроризму и взвешенной подачи материалов.
Российская Федерация в рамках выполнения положений резолюции 1373 Совета безопасности ООН целенаправленно и планомерно проводит, работу по совершенствованию противодействия терроризму, вскрытию и пресечению финансирования международных террористических организаций, приведению консолидацию возможностей органов власти, бизнес-сообщества и институтов гражданского общества при использовании экономических, социальных, идеологических и духовно-нравственных рычагов противодействия терроризму.
Внесены изменения в ряд статей Уголовного кодекса, которые дают компетентным органам право привлекать к уголовной ответственности физических лиц, причастных к финансированию террористических организаций. При этом подлежат конфискации как средства, предназначенные для финансирования терроризма, так и имущество, полученное в результате совершения данного преступления.
Совместная с иностранными партнерами деятельность по противодействию терроризму приобрела различные формы, как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
Разработаны и реализуются межгосударственные программы по борьбе с международным терроризмом, проводятся антитеррористические учения, идет интенсивный обмен информацией в области противодействия терроризму и экстремизму. Создана развитая нормативная правовая база сотрудничества, охватывающая большинство ключевых моментов названной сферы.
Успешно функционируют Антитеррористический центр государств - участников СНГ, Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества; систематически проводятся международные совещания представителей спецслужб и правоохранительных органов, на которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы совместной антитеррористической деятельности (официальные контакты установлены со 136ю органами безопасности и пограничными ведомствами 76 стран).
На Северном Кавказе по бандитскому подполью, связанному с международными террористами "Аль-Каиды", нанесен существенный удар. Только за 10 месяцев органами безопасности совместно с другими силовыми структурами проведено более двух тысяч специальных операций, в том числе более 700 оперативно-боевых мероприятий по нейтрализации террористов и освобождению заложников. Было предотвращено 110 подготовленных взрывов, пресечена деятельность более 20 бандформирований, 350 организованных преступных групп, 100 организаций террористической и экстремистской направленности, почти 600 организаций и групп, осуществлявших противоправную деятельность, в том числе содействие террористам. Помимо того, нами изъято более 1300 единиц огнестрельного оружия, которого хватило бы для оснащения целого полка, свыше 11 тонн взрывчатых веществ и 300 тысяч штук боеприпасов, около 1700 взрывных устройств17.
В то же время успех в борьбе с терроризмом может быть достигнут лишь совместными усилиями заинтересованных сторон, всего мирового сообщества. Этому способствовало бы проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних встреч руководителей ведомств, спецподразделений, экспертов, решающих задачи противодействия терроризму, с целью взаимодействия, обмена опытом и информацией, создание совместных структур, совместная подготовка и проведение научных конференций, совещаний специалистов по борьбе с терроризмом, совместных тренировок спецподразделений18.
В условиях активного расширения масштабов международного терроризма за счет значительного укрепления его материальной базы появляется необходимость принятия соответствующих правовых и организационных мер со стороны всего мирового сообщества. Вопросам противодействия финансированию терроризма, как основной предупредительной мере борьбы с этой глобальной угрозой, уделяется повышенное внимание, как со стороны международных организаций, так и национальных спецслужб, правоохранительных органов и других субъектов противодействия терроризму. В то же время, несмотря на отдельные положительные результаты, деятельность национальных органов по борьбе с финансированием терроризма осуществляется бессистемно, без учета закономерностей формирования и движения денег террора и структуры его экономической базы.
Таким образом, представляется очевидной необходимость формирования комплексной системы противодействия экономическим основам международного терроризма в общей системе обеспечения экономической безопасности.
17 Н.Патрушев: терроризм на Северном Кавказе впервые за годы стал снижаться. Российская газета //2013
ЛИТЕРАТУРА
1. Building International Political Will and Capacity to Combat Terrorism - A G- 8 Action Plan. - Evian (1-3 July, 2003).
2. Confronting Global Economic and Financial Challenges: Denver Summit Statement (Denver, 21 June 1997).
3. Development Committee Communiquu. - Washington D.C., April 21, 2002.
4. G-7 Finance Ministers Report: Actions Against the Abuse of the Global Financial System (Fukuoka, 21 July, 2000).
5. Methodology for Assessing Compliance with the FATF 40 Recommendations and the FATF 9 Special Recommendations. Cape Town, 2006.
6. Ministerial Conference of the G-8 Countries on Combating Transnational Organized Crime Communiqutt (Moscow, 19-20 October, 1999).
7. Statement of Purpose and Principles for Information Exchange between Financial Intelligence Units for Money Laundering Cases. Egmont Group. Guernsey, 2004.
8. Schmid A.P. Political Terrorism: A Research Guide to Concepts, Theories, Data Bases and Literature. New Brunswick, CT: Transaction, 1983.
9. Uniting and Strengthening America by Providing Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act (USA PATRIOT ACT), 2001.
10. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристь, 2005.
11. Г олованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. М.: Питер, 2003.
12. Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М-: КНОРУС, 2005.
13. Коттке К. «Грязные» деньги - как с ними бороться?: Справочник по налоговому законодательству в области «грязных денег» / Пер. 9 -го перераб. нем. изд. M.: Дело и Сервис, 2007.
14. Лавров В.В., Степанков Д.В. Юридическая ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем, по российскому законодательству. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003.
15. Лотов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2007.
16. Луков В.Б. «Группа восьми». М.: Научная книга, 2006.
17. Максимов С.В. Методические рекомендации по квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем // Материалы конференции «Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием денег». СПб., 2000.
18. Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1998.
19. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. М.: Изд - во РАГС, 2005.
20. Осипов С.К., Гамза В.А. Организационно-правовые проблемы противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Финансы и кредит, 2002, N 19 (109).
21. Подразделения финансовой разведки: Обзор / Под ред. П. Глисон и Г, Готтселиг. Вашингтон: МВФ, МБРР, 2006.
22. Робинсон Док. Всемирная прачечная: Террор, преступления и грязные деньги в оффшорном мире. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
23. Совкие Л.К. Правоохранительные органы. М.: Юристь, 2006.
24. Соловьев А.В. Правовые и криминалистические проблемы противодействия легализации преступных доходов. Краснодар, 2002.
25. Тинзи В. Отмывание денег и международная финансовая система. Рабочий документ МВФ, N 96/55, май 1996 г.
26. Тимофеева О.Ф., Журавель В.П., Старцев Г.В. Монография. Экономические аспекты международного терроризма//Пенза, Издательство ПГУ, 2012
27. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2005.
28. Устинова Т.Д. Новеллы уголовного закона об ответственности за легализацию
преступных доходов (ст. 174 и 174-1 УК РФ) // Современное право, 2004, N 9.
29. Устинова Т.Д., Минская B.C. Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные статьями 174, 1741, 183, 193 УК РФ. М., 2003.
30. Финансовый контроль / Грачева Е.Ю., Толстопятенко Т.П., Рыжкова Е.А. М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
31. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма / Под ред. С. Г одарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. М.: Изд-во МНЭПУ, 2007.
32. Фитуни Л.Л. Финансовый мониторинг. М.: Изд-во МНЭПУ, 2002.
33. Хоффман Б. Терроризм — взгляд изнутри. М., 2003.
Olga Timofeeva
Moscow State Linguistic University Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Terrorism as a challenge to government
Abstract: The article dwells upon basic approaches to characteristics and classification of terrorism.
Keywords: Terror, terrorism, terrorist activity, terrology, terrorists
REFERENCES
1. Building International Political Will and Capacity to Combat Terrorism - A G- 8 Action Plan. - Evian (1-3 July, 2003).
2. Confronting Global Economic and Financial Challenges: Denver Summit Statement (Denver, 21 June 1997).
3. Development Committee Communiquu. - Washington D.C., April 21, 2002.
4. G-7 Finance Ministers Report: Actions Against the Abuse of the Global Financial System (Fukuoka, 21 July, 2000).
5. Methodology for Assessing Compliance with the FATF 40 Recommendations and the FATF 9 Special Recommendations. Cape Town, 2006.
6. Ministerial Conference of the G-8 Countries on Combating Transnational Organized Crime Communiqutt (Moscow, 19-20 October, 1999).
7. Statement of Purpose and Principles for Information Exchange between Financial Intelligence Units for Money Laundering Cases. Egmont Group. Guernsey, 2004.
8. Schmid A.P. Political Terrorism: A Research Guide to Concepts, Theories, Data Bases and Literature. New Brunswick, CT: Transaction, 1983.
9. Uniting and Strengthening America by Providing Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act (USA PATRIOT ACT), 2001.
10. Administrativnoe pravo / Pod red. L.L. Popova. M.: Jurist', 2005.
11. Golovanov N.M., Perekislov V.E., Fadeev V.A. Tenevaja jekonomika i legalizacija
prestupnyh dohodov. M.: Piter, 2003.
12. Ivanov Je.A. Sistema mezhdunarodno-pravovogo regulirovanija bor'by s otmyvaniem deneg. M-: KNORUS, 2005.
13. Kottke K. «Grjaznye» den'gi - kak s nimi borot'sja?: Spravochnik po nalogovomu zakonodatel'stvu v oblasti «grjaznyh deneg» / Per. 9-go pererab. nem. izd. M.: Delo i Servis, 2007.
14. Lavrov V.V., Stepankov D.V. Juridicheskaja otvetstvennost' za legalizaciju dohodov, poluchennyh prestupnym putem, po rossijskomu zakonodatel'stvu. N. Novgorod: Nizhegorodskaja akademija MVD Rossii, 2003.
15. Lotov Ju.V., Kovalev S.N. Tenevaja jekonomika. M.: Norma, 2007.
16. Lukov V.B. «Gruppa vos'mi». M.: Nauchnaja kniga, 2006.
17. Maksimov S.V. Metodicheskie rekomendacii po kvalifikacii legalizacii (otmyvanija)
denezhnyh sredstv ili inogo imushhestva, priobretennyh nezakonnym putem // Materialy konferencii «Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v bor'be s otmyvaniem deneg». SPb., 2000.
18. Mezhdunarodnoe pravo / Otv. red. Ju.M. Kolosov, V.I. Kuznecov. M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 1998.
19. Mezhdunarodnyj terrorizm: bor'ba za geopoliticheskoe gospodstvo. M.: Izd- vo RAGS, 2005.
(499) 7SS SG 99 http://mir-nauki .com
2G. Osipov S.K., Gamza V.A. Organizacionno-pravovye problemy protivodejstvija legalizacii (otmyvaniju) denezhnyh sredstv, poluchennyh prestupnym putem // Finansy i kredit, 2GG2, N 19 (1G9).
21. Podrazdelenija finansovoj razvedki: Obzor / Pod red. P. Glison i G, Gottselig. Vashington: MVF, MBRR, 2GG6.
22. Robinson Dok. Vsemirnaja prachechnaja: Terror, prestuplenija i grjaznye den'gi v offshornom mire. M.: Al'pina Biznes Buks, 2GG6.
23. Sovkie L.K. Pravoohranitel'nye organy. M.: Jurist', 2GG6.
24. Solov'ev A.V. Pravovye i kriminalisticheskie problemy protivodejstvija legalizacii prestupnyh dohodov. Krasnodar, 2GG2.
25. Tinzi V. Otmyvanie deneg i mezhdunarodnaja finansovaja sistema. Rabochij dokument MVF, N 96/SS, maj 1996 g.
26. Timofeeva O.F., Zhuravel' V.P., Starcev G.V. Monografija. Jekonomicheskie aspekty mezhdunarodnogo terrorizma//Penza, Izdatel'stvo PGU, 2G12
27. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshhaja chast' / Pod red. V.N. Kudrjavceva, V.V. Luneva, A.V. Naumova. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Jurist', 2GGS.
28. Ustinova T.D. Novelly ugolovnogo zakona ob otvetstvennosti za legalizaciju prestupnyh dohodov (st. 174 i 174-1 UK RF) // Sovremennoe pravo, 2GG4, N 9.
29. Ustinova T.D., Minskaja B.C. Ugolovnaja otvetstvennost' za prestuplenija, predusmotrennye stat'jami 174, 1741, 183, 193 UK RF. M., 2GG3.
3G. Finansovyj kontrol' / Gracheva E.Ju., Tolstopjatenko T.P., Ryzhkova E.A. M.:
Izdatel'skij dom «Kameron», 2004.
31. Finansovyj monitoring potokov kapitala s cel'ju preduprezhdenija finansirovanija terrorizma / Pod red. S. Godarda, A.T. Nikitina, L.L. Fituni. M.: Izd-vo MNJePU, 2GG7.
32. Fituni L.L. Finansovyj monitoring. M.: Izd-vo MNJePU, 2GG2.
33. Hoffman B. Terrorizm — vzgljad iznutri. M., 2GG3.