Научная статья на тему 'Проблемы экономической безопасности России при ее интеграции в мировое хозяйство'

Проблемы экономической безопасности России при ее интеграции в мировое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы экономической безопасности России при ее интеграции в мировое хозяйство»

ЛИТЕРАТУРА

1. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается в России. М.: Изд-во «Крымский мост-9Д», 2005.

2. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. С. 33.

3. Евтушенков В. Конкурентоспособность: восемь козырей России // Ведомости. 2005. 20 мая.

4. Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

5. Информационный портал Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами // www.rosoez.ru.

6. Федеральный закон от 26 декабря 2005г. №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год». Ст. 119.1.

7. Федеральный закон от 19 декабря 2006г. №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год». Ст. 63.

8. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007г. №67-73 «О создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории муниципальных образований (районов) ...».

9. Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. С. 35.

11. Рыбаков С.А., Орлова П.А. Особые экономические зоны в России: Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006. С. 97.

12. Федеральный закон Российской Федерации №117-ФЗ от 22 июля 2005г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"».

13. Митрофанова М. Зоны нестрогого режима // РБК. 2006. №5. С. 26-27.

14. Россия в цифрах, 2007. Табл. 23.9. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам // Информационный портал Рос -стата www .gks.ru.

15. Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Гл. 13.1, ст. 96.1, 96.2.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006г. №229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации».

17. Информационный портал Министерства финансов РФ www .minfin.ru

18. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2004г. «О бюджетной политике в 2005 году». Раздел 3; Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 24 мая 2005г. «О бюджетной политике в 2006 году». Раздел 3; Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006г. «О бюджетной политике в 2007 году». Раздел 2.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005г. №694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации».

В.В. ХАЛИТОВ,

аспирант кафедры экономики и финансов ТИУиЭ

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПРИ ЕЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Положение в мире характеризует динамичная трансформация системы международных отношений. Укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами предполагает более широкую интеграцию РФ в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала и уникального стра-

тегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах [1].

В настоящий момент актуальны вопросы о степени открытости экономики России и выработки стратегии ее интеграции в мировое сообщество. При этом данная интеграция несет ряд угроз экономической безопасности страны, имеющих комплексный характер и обусловленных прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продоволь-

ствия и предметов потребления. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важ-ных направлениях развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности. Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

Российская Федерация участвует в различных видах внешнеэкономической деятельности, важнейший из которых для нее внешняя торговля. В условиях либерализации внешней торговли России и при обострении конкуренции на мировом рынке товаров и услуг первоочередными задачами во внешнеторговой деятельности являются:

- создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

- расширение рынков сбыта российской продукции;

- защита интересов отечественных товаропроизводителей.

Несмотря на относительно незначительные мае -штабы экспортно-импортных операций, Россией уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетариф ных методов регулирования внешней торговли. Объемы внешней торговли России (экспорт и импорт) за последние годы неуклонно растут, однако они все равно еще слишком малы. По данным Всемирной торговой организации (ВТО) доля России в мировом экспорте в 2005г. составила чуть более 2,5%, а в мировом импорте - около 1,5% [2], что крайне недостаточно в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области.

При этом РФ с 90-х гг. XX в. превратилась в энергосырьевой придаток западных держав. При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в страны СНГ поток топлива и сырья устремился на Запад. Из страны экспортируются в основном сырьевые ресурсы, в том числе 43% добываемой нефти, 78% производимых минеральных удобрений, 90% алюминия, 35% газа. На топливо, сырье и продукты их переработки приходится более 80% экспорта в зарубежные страны (без СНГ). Поступления в бюджет от производства и продажи товаров топливной и сырьевой групп дают не менее половины его доходной части [3]. В то же время в сфере внешней торговли увеличивается объем импорта. Продукты и товары иностранного производства вытесняют отечественные с внутреннего рынка. Более половины потребностей россиян в продовольственных товарах покрывается за счет импорта. На долю импортных товаров в общем количестве предложенных к продаже населению в 1999г. приходилось на мясо и мясопродукты - 25%, масло животное

- 30%, масло растительное - 56%, сыр - 50%, макаронные изделия - 41%, многие виды швейных изделий - 40-60%, обувь - 70-80%, телевизоры - 90%, холодильники - 50%.

Переход от экспорта энергетических ресурсов к экспорту технологий и продукции высокой степени переработки невозможен без позиционирования Рос -сии в мировой торговой системе. Для достижения технологических конкурентных преимуществ, являющихся первостепенной составляющей национальной конкурентоспособности, необходимо добиться конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей, а это в свою очередь связано с инвестициями в научно-исследовательский сектор национальной экономики, в развитие инновационной деятельности. Поэтому в сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику и обеспечение её экономической безопасности перед Россией должны стоят следующие основные цели:

- повышение конкурентоспособности российской экономики;

- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов, комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

- обеспечение равноправных условий доступа рос -сийских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;

- проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;

- сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного и контрафактного ввоза товаров.

Это должно привести к выработке и реализации внешнеэкономической политики России, включающей оптимизацию топливно-сырьевого экспорта и поддержку экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и «ноу-хау»). Одним из приоритетов должно стать стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. В связи с этим необходимо формировать систему кредитования и страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиа- и судостроения, космонавтики, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.), обеспечивать благоприятные тор-гово-политические и правовые условия для россий-

ских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиливать роль государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условийдля продвижения российских товаров на внешние рынки. Всему этому может способствовать вступление Рос -сии в ВТО. Россия подала заявку на вступление в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в июне 1993г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию она подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия в ВТО имеет статус наблюдателя. По подсчетам спе-циалистов Минэкономразвития РФ, не являясь членом ВТО, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки теряет от 1 до 4 млрд долл. [4]. Из членства в ВТО можно извлечь ряд преимуществ:

- на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран;

- отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры;

- Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО.

Следует отметить, что членство в ВТО даст России повод для пересмотра направленных против нее антидемпинговых санкций, приведения их к «рыночным» правилам. Однако такой пересмотр еще не означает их отмену, поэтому нынешний расчетный ущерб для внешней торговли России может быть снижен в будущем лишь на 30-40% [5]. Вступление в ВТО затронет в первую очередь отрасли, в наибольшей степени включенные в систему мирохозяйственных связей. В краткосрочном плане большие преимущества получат отрасли, ориентированные на экспорт. Прежде всего это металлургия, деревообрабатывающая, лесобумажная и химическая промышленность. А в среднесрочном плане преимущества может получить широкий круг отраслей, т.к. одно из целей переговоров - снижение пошлин на оборудование, на комплектующие и средства их производства. Проигравшими же будут отдельные неконкурентоспособные производства. Что касается среднестатистического предприятия, ориентированного на внутренний рынок, то для него вступление России в ВТО в течение первых 3-х лет пройдет незамеченным, даже если импортные пошлины на производимую им продукцию будут снижаться на 1% в год. Через более длительный срок, когда пошлины снизятся сильнее, а импортеры начнут «раскручивать» свои товары на внутреннем рынке, предприятие может почувствовать более оживленную конкуренцию. Но может произойти наоборот. Снижение пошлин на сырье, оборудование и запчасти способно буквально дать такому предприятию вторую жизнь [6].

Основной свод правил для вступления в ВТО одинаков для всех стран. Однако страны присоединялись к ВТО на разных условиях. Страны - основатели ГАТТ не принимали на себя никаких дополнительных обязательств. Еще около 70 - 80 стран при-

соединились к ГАТТ в 60 - 90-е гг. прошлого века. Правила их приема тоже были достаточно либеральными. А с января 1995г., когда ГАТТ преобразовали в ВТО, правила приема стали ужесточаться. К каждой новой стране предъявляются дополнительные требования, не выходящие за рамки основного свода правил, но по-новому их трактующие. Пример этого Китай, который был принят в ВТО в 2001г., подав заявку на вступление в 1988г. Многие требования ВТО Китай, безусловно, выполнил в длительный подготовительный период, набираясь опыта у быстро развивающихся стран-соседей: у своих исторических провинций Тайваня и Гонконга, Южной Кореи, Малайзии. В ходе переговоров Китай согласился с тем, что в ближайшие 15 лет он по-прежнему будет считаться страной «с нерыночной экономикой», соглас-но национальному законодательству наиболее развитых стран. Это позволяет вводить антидемпинговые пошлины в отношении товаров, импортируемых из Китая. КНР согласилась снизить уровень импортного тарифа на большую группу промышленных товаров с 24,6% в 1997г. до 9,4% в 2005. При этом 5,6 тыс. наименований должны были быть снижены до 6,6%. Китай присоединился к ряду так называемых нулевых тарифных инициатив, т.е. взял обязательство о поэтапном снижении некоторых импортных тарифов до 0%. Несмотря на то, что значительная доля населения занята в сельском хозяйстве, Китай согласился отменить также экспортные дотации, отказаться от монополии на внешнюю торговлю зерном и начать импортировать, главным образом из США, значительные объемы зерновых, которые ранее производились внутри страны и обеспечивались субсидиями. Важно то, что Китай согласился применять единый торговый режим на территории всей страны, поскольку с точки зрения внутренней торговли формально обладал признаками свободной федерации суверенных стран: в каждой провинции торговлю регулирует местное законодательство [7].

Сейчас российское законодательство в значительной степени соответствует требованиям ВТО: принят новый Таможенный кодекс, Закон о техническом регулировании, Закон о валютном регулировании, Закон о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Вступление в ВТО поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. Членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, ускорит получение передовых иностранных технологий.

Однако вступление во Всемирную торговую организацию России может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность. Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно. Вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (со-

гласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию. Поэтому при вступлении в ВТО России нельзя необдуманно соглашаться на все требования стран-участниц, а необходимо добиваться наиболее выгодных для себя условий с установлением максимально возможного переходного периода для укрепления национальной экономики и усиления конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Создав условия, способствующие вступлению во Всемирную торговую организацию, основанную на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран - членов ВТО, а также обеспечив эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях, защищая внутренний рынок, опираясь на общепринятые международные нормы и правила и используя все предусмотренные российским законодательством инструменты, только тогда можно стать полноправным участником международных экономических отношений и всесторонне обеспечить свою экономическую безопасность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ 17 декабря 1997г. №1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

2. Информационный портал Всемирной торговой организации - www.wto.org. Table A4. Merchandise trade by selected groups of countries, 1995-2005.

3. Информационный портал Федеральной службы статистики России - www.gks.ru.

4. Информационный портал Министерства экономического развития и торговли РФ -www. ec onomy. gov. ru

5. Народно-хозяйственные последствия присоединения России к ВТО. Совместный Доклад РАН и Национального инвестиционного совета. М., 2002. С. 9.

6. КушниренкоА.К Вступление России в ВТО: через тернии к звездам // Главная книга. 2006. №5.

7. Мировая экономика и между народные экономические отношения: В 2 ч. / Под. ред. Р.И. Хасбулатова. М.: Гардарики, 2006. 4.1. С. 395-396.

Н.В. СЕРГИЕНКО, преподаватель кафедры экономики и финансов ТИУиЭ

РЕФОРМА ЖКХ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ

Общая социализация экономических и политических процессов позволила сформировать в экономике новый сектор - общественный, который представляет собой совокупность институциональных единиц, функционально объединенных целями удовлетворения общественных потребностей и базирующихся на государственном регулировании, а также институтов - норм, определяющих правила осуществления хозяйственной деятельности в экономике с целью обеспечения общественной стабильности и соблюдения общественных интересов. Институциональная структура общественного сектора экономики представлена как совокупность некоммерческих организаций, общественных объединений, органов государственного управления и местного самоуправления (рис. 1).

Общим критерием, объединяющим институциональные единицы общественного сектора экономики, является то, что данные институты функционируют для реализации общенациональных и социальных интересов общества и для производства социальных благ. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) -одно из направлений, финансируемых государством из бюджета, цель которого - повышение уровня жизни населения и предоставление гражданам качественных жилищных услуг. ЖКХ - это структурный элемент государственного сектора, являющийся ба-

зовой составляющей общественного сектора экономики. Государство выступает гарантом в защите интересов общества, применяя силу принуждения, институтом, производящим общественные блага и организующим перераспределительные процессы в обществе с целью достижения социальной справедливости. В этой связи анализ реформы ЖКХ и политики оплаты жилья и коммунальных услуг населением вызывает особый интерес. Обусловлено это тем, что в рамках реформ, проводимых в РФ, реализуется политика социализации всех процессов жизнедеятельности общества. Роль общественного сектора экономики заключается в предоставлении потребителям особого рода благ и услуг, непроизводимых в частном секторе, в осуществлении перераспределения доходов и социальной защите населения. Таким образом, актуальным является рассмотрение реформы ЖКХ как способа повышения качества предостав-ляемых социальных услуг, производимых общественным сектором экономики.

Жилищно-коммунальная реформы ставит перед собой следующие задачи [5]:

- повышение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг за счет развития экономических отношений в отрасли;

- открытие рынка услуг ЖКХ для частного бизнеса;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.