Научная статья на тему 'Проблемы экономического развития российского Дальнего Востока и Сибири в англо-американской историографии 60-80-х годов XX в'

Проблемы экономического развития российского Дальнего Востока и Сибири в англо-американской историографии 60-80-х годов XX в Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
178
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Панюшкина Т. С.

The article deals with different views of western researchers on the problem of economic development in Siberia and Far East. More than forty authors' works are considered. The aim and purpose of Siberian and Far Eastern economic growth in researchers' papers are analyzed. Two schools of western historiography: "military" and "economic" are observed. Perspectives of Far Eastern economic development are underlined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic development of Siberia and Far East in view of western literature. 60-80 XX century

The article deals with different views of western researchers on the problem of economic development in Siberia and Far East. More than forty authors' works are considered. The aim and purpose of Siberian and Far Eastern economic growth in researchers' papers are analyzed. Two schools of western historiography: "military" and "economic" are observed. Perspectives of Far Eastern economic development are underlined.

Текст научной работы на тему «Проблемы экономического развития российского Дальнего Востока и Сибири в англо-американской историографии 60-80-х годов XX в»

Т.С. Панюшкина,

кандидат исторических наук, ДВГУ

Проблемы экономического развития российского Дальнего Востока и Сибири в англо-американской историографии 60-80-х годов XX в.

РОССИЙСКИЙ Дальний Восток всегда привлекал внимание зарубежных ученых, исследователей, путешественников, писателей. Ещё в начале XX в. Ф.Нансен, норвежский исследователь Арктики, посетив Владивосток, восхищался географическим расположением города. Ученый писал: «Владивосток особенно красив со стороны моря. Расположенным на террасах, он очень напоминает Неаполь. И хотя на его фоне не виднеется Везувий, но изумительная по красоте гавань и не менее восхитительные острова по праву заменяют его»1.

Тема экономического освоения российского Дальнего Востока 11 Сибири была одной из основных в работах английских, американских, канадских, австралийских авторов в 60-80-е годы XX в.2 Многие из них рассматривали её в историческом аспекте. Так, американский исследователь из г. Хьюстона Джэймс Листер писал, что необходимость экономического освоения Сибири и Дальнего Востока возникла в самом начале XX п., и определил её не как экономическую, а скорее всего как военностратегическую необходимость: «Победа Японии в войне с Россией 19041905 гг. ярко продемонстрировала России, что необходимо развивать и заселять Сибирь, чтобы надежно удержать её от посягательств на Востоке»3. Царским правительством ничего значительного в этом отношении не было сделано, замечает американский автор. Дж. Листер считает, что «элементов» экономического освоения Сибири не было также и в советский период до середины 50-х годов. Он пишет, что только после второй мировой войны «... Сибирь и Дальний Восток стали рассматриваться как географический, экономический и политический рубеж, точно так же как западная часть США в представлении относительно хорошо развитых восточных штатов конца

XIX века»4. Дж. Листер полагает, что российский Дальний Восток и Сибирь «представляют огромный резервуар природных богатств не только для России, по и для всего мира»5, поэтому, заключает автор, необходимо способствовать развитию восточных районов России в какой-то мере и через торговлю с США.

Тема экономического развития восточных регионов России широко представлена в работах известного эксперта по экономическим проблемам России Пола Днбба6. Идея книги «Сибирь и Тихий океан», по выражению самого автора, «...была подсказана недостаточностью информации на Западе

о состоянии экономического развития Сибири. Восточная Сибирь и особенно Даль-

ний Восток интересны и с точки зрения торговли со странами тихоокеанского региона. Поэтому эта территория (Восточная Сибирь — Дальний Восток Росси . — Прим. авт.) названа Тихоокеанской Сибирью»7. Как книга, так и термин П. Дибба «Тихоокеанская Сибирь» получили широкое признание и применение среди зарубежных исследователей, занимающихся проблемами экономического развития восточных районов России. Пол Дибб называет тихоокеанскую Сибирь «пренебрегаемым районом». Он пишет: «В

многонациональном государстве, занимающем огромную территорию, находящуюся в различных климатических условиях, неизбежным является то, что одни районы относительно игнорируются, а другим оказывается предпочтение в развитии8. Пол Дибб связывал «нежелание» развивать тихоокеанскую Сибирь с политической обстановкой в стране и видел изменения такой политики только после «радикального изменения

9

политических основ системы» .

Большое внимание экономическому освоению Дальнего Востока и Сибири уделяется в работах специалиста по проблемам экономического развития России Роберта Борта. Он защитил докторскую диссертацию по теме: «Транспорт и экономическое развитие Сибири». Почти для всех работ Р. Нор-та по этой теме характерен сравнительно исторический подход. Он сравнивает пути решения экономических проблем в Сибири и на Дальнем Востоке с Северной Америкой. Ученый пишет, что «российский подход» к северному развитию был главной причиной интереса западных географов и экономистов.. . и имеет важное значение для сравнения с аналогичным опытом Канады, особенно в разработке нефтяных ресурсов»10. Он также указывает, что «как климатические условия этих удаленных районов, так и критерий их ценности близки к северным районам Северной Америки»".

Р. Норт исследует причины и цели экономического развития Сибири и Дальнего Востока, полагая, что целью являлись не возможность расширения экспорта в страны тихоокеанского региона и не освоение природных богатств, необходимых для дальнейшего развития страны. Он считал, что «развитие отдаленных районов для внутренних потребностей игнорируется экономикой, напряженной в финансовом отношении: природные ресурсы гораздо дешевле добывать в других районах»12. Ученый убежден, что экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока способствует военностратегическому строительству в регионах: «Много сделано капиталовложений в регион, где политическая стабильность под сомнением... усиливается беспокойство, как будут развиваться отношения Японии, Китая и США. Другой проблемой может быть Китай...»13 Причины и цели экономического развития Дальнего Востока Р. Норт сводит к военно-стратегическому аспекту.

Необходимо отметить, что не только этот ученый, но и большинство представителей англо-американской историографии 60-80-х годов XX в. сводили цели экономического развития Сибири и Дальнего Востока к военностратегическому аспекту. Политолог из Мичиганского университета Р. Соломон также считал, что Восточная Сибирь представляет огромный экономический потенциал, но больше всего этот потенциал может быть использован для «военной экспансии в Азии»14.

Американский исследователь Ноэл Тэйлор, который являлся консультантом по политическим и военным вопросам в Рэнд корпорэйшн, ещё более развил этот тезис, обвиняя Москву в стремлении к мировому господству, ут-

верждая, что «военное строительство на Дальнем Востоке представляет намерение Москвы держать в страхе весь мир по мере продвижения к новым политическим объектам»15.

Взгляды Н. Тэйлора на предпосылки развития Дальнего Востока несколько схожи со взглядами американского историка Джона Стефена, представлявшего Гавайский университет, где он специализировался по теме: «История Сибири и Дальнего Востока России». В работе «Россия на Тихом океане» Дж. Стефен анализирует историческую роль России на Тихом океане, тенденции во взаимоотношениях страны с государствами тихоокеанского региона16. Он склонен считать, что цель наращивания экономического и военного потенциала на Дальнем Востоке преследовала «военные действия в Азии». Ученый проводит историческую параллель, пытаясь найти элементы преемственности во внешней политике царской России и России современной. Дж. Стефен пишет, что Советская Россия пыталась «.. .восстановить законные исторические интересы в Азии», а эти интересы, по его мнению схожи с теми, что были и у царской России»17. Однако историк считает, что «наблюдается некоторая неуверенность в геополитическом смысле... Тревожно-шаткое тыловое расположение Дальнего Востока, связанного с европейской частью только Транссибом»18.

Эта уязвимость, считает автор, могла быть устранена БайкалоАмурской магистралью, которая «усилит военную мощь восточных районов»19. Как и некоторые другие американские исследователи Дж. Стефеп выделял прежде всего военио-стратегические предпосылки начала строительства БАМа (1974г.), экономическая роль, отводившаяся БАМу, автором не учитывалась.

Американский политолог, профессор Северин Байлер, возглавлявший Научно-исследовательский институт по международным делам при Колумбийском университете, в работе «Китайско-советский конфликт: советское измерение» также пытался дать оценку экономического и военного строительства на Российском Дальнем Востоке20. С. Байлер убежден, что «районы Дальнего Востока и Сибири являются объектами экспансии российской экономики» и что эта «экономическая экспансия объясняется потребностью в сырье, а особенно нефти»21.

Несколько шире смотрели на предпосылки и цели экономического развития Дальнего Востока американские исследователи А. Хыоэтт и Г. Левайн. А. Хыоэтт — старший научный сотрудник Брукингского института — занимается проблемами экономического развития России. Г. Левайн — профессор экономики Пенсильванского университета. В их совместной работе, также посвященной экономическим отношениям России в Азии, исследуются проблемы экономического развития Дальнего Востока. Авторы акцентируют внимание на торгово-экономических отношениях России и Японии. Освещая эти вопросы, авторы подчеркивают «... недостаточное оснащение портов Сибири и Дальнего Востока для экономической экспансии, которая так необходима в этих районах»22. Далее они уточняют, что Россия осуществляет ряд проектов в восточных районах совместно с Японией. Один из таких проектов — Порт Восточный. «После завершения он будет одним из крупнейших коммерческих портов Дальнего Востока. В то время как Владивосток в основном военный порт, Порт Восточный будет перерабатывать возрастающие объемы международных грузов... Порт Восточный увеличит возможности достуна к сырьевым ресурсам»23.

Экономическому освоению Дальнего Востока России уделял внимание известный американский эксперт по транспортным проблемам России, доктор экономических наук Холлэнд Хантер, опубликовавший ряд работ24. Почти во всех публикациях X. Хантера неизменный интерес вызывала тема регионального развития России. Ученый отмечал, что история регионального развития России характеризовалась «интенсивной экономической деятельностью». Американский автор также убежден в необходимости развития транспортной системы в условиях, когда регионы сосредоточения природных богатств находятся вдали от старых промышленных районов России25. Развитие транспорта и строительство БАМа, считает X. Хаптер, не только внутренняя потребность экономического развития, а в первую очередь необходимость расширения внешнеторговых связей Дальнего Востока России, при этом он подчеркивал важность экспортного аспекта для получения «валютных инвестиций»26.

Исследователь Сиднейского университета Раймонд Матисоп, занимаясь этими же вопросами, также выделял экспортный аспект. В связи с этим он рассматривал перспективы российско-японского сотрудничества в освоении природных богатств восточных районов и использовании японского оборудования в горнодобывающей и лесоперерабатывающей отраслях

промышленности27.

Интересен взгляд на проблему экономического развития Дальнего Востока экономиста из Пенсильванского университета А. Роджерса. В работе «Поток товаров широкого потребления, ресурсные возможности и региональное экономическое развитие на примере советского Дальнего Востока» представитель высшей школы анализировал большой круг проблем: состояние экономического развития Дальнего Востока в 80-е годы, цель этого развития и перспективы на ближайшее будущее28. Американский исследователь спрашивал: «Каково будущее экономики Дальнего Востока России в ближайшее десятилетие и каково будет взаимодействие экономики региона с зарубежными странами?»29 Отвечая на этот вопрос, А. Роджерс считал, что ближайшее будущее Дальнего Востока станет периодом ускоренного экономического роста, который должен быть обеспечен за счет освоения дополнительных ресурсов, эксплуатации новых месторождений полезных ископаемых. Ученый также предполагал, что экономические связи Дальнего Востока с европейской частью страны станут слабее, но расширятся торговые отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Американский автор представил Дальний Восток как самостоятельный регион, поддерживающий торговые отношения со странами АТР самостоятельно, без участия Москвы.

Чрезвычайно важными для автора данной работы были взгляды на исторические, экономические предпосылки развития Дальнего Востока представителя Хьюстонского университета Виктора Моута, который специализировался по вопросам географического и экономического освоения Сибири и Дальнего Востока как в современном, так и в историческом аспектах. Из известных его работ30 конца 70-х годов — книга, написанная Моутом в соавторстве с американским экономистом Теодором Шабадом, «Врата к сибирским ресурсам»31. В пей В. Моут использовал термин «Тихоокеанская Сибирь», заимствованный у Пола Дибба. В предисловии книги он говорит: «Для удобства восточные районы Сибири, которые находятся ближе к тихоокеанскому бассейну, называют Тихоокеанская Сибирь»32.

Ученый отмечал экономическую необходимость развития восточных регионов, высказал убежденность, что «Тихоокеанская Сибирь, которая составляет около половины территории СССР, остается неразвитой»33 из-за недостаточности развития транспортной сети. Подробно описывая Транссибирскую магистраль, он указывал на её перегруженность, считая, что «очень нужна транспортная альтернатива»34. Американский исследователь приводил даже несколько видов транспортных решений, начиная от дирижаблей и кончая современными сверхзвуковыми самолетами. В результате В. Моут пришел к выводу, что для Тихоокеанской Сибири самым надежным и удобным являлся железнодорожный транспорт, «... так как он относительно скорый, независим от капризов погоды, требует относительно малого расхода горючего и может даже равняться по комфортабельности с воздушным транспортом»35.

Большие надежды на изменение транспортной системы Тихоокеанской Сибири в лучшую сторону В. Моут связывал с началом строительства БАМа. В своей следующей работе он детально исследовал маршрут БАМа, дал географическое описание месторождений полезных ископаемых по этому маршруту, пытался прогнозировать сроки завершения строительства железнодорожной магистрали и ее международное значение36. В этой же работе ученый привел очень важное высказывание, касающееся направления и школ в западной историографии, которые изучают проблемы Дальнего Востока России. Он писал, что в «современной западной историографии существуют две школы»37. Одна так называемая «военная», другая — «экономическая»38. Для «военной» школы характерен тезис о том, что военно-стратегические мотивы стали основополагающими в экономическом развитии российского Дальнего Востока. Для «экономической» — соответственно своп мотивы, т.е. необходимость экономического освоения Сибири и Дальнего Востока, ориентированного прежде всего на экспорт.

Освещая данную тему, нельзя обойти вниманием такую исследовательницу проблем Дальнего Востока, как Виолетту Коноллп, которая являлась членом научного общества Рокфеллера, была консультантом по проблемам России при министерстве иностранных дел Великобритании. Этим вопросам посвящены многие её работы39. В исследовании «Сибирь сегодня и завтра» В. Конолли пыталась анализировать состояние экономического развития Сибири и Дальнего Востока. В 15 главах, из которых состоит книга, дается характеристика пушному промыслу Сибири и Дальнего Востока, лесной и рыбной промышленности, затрагиваются проблемы трудовых ресурсов восточных районов России.

По высказыванию английского автора, в настоящее время (70-е годы

XX в. — Прим. авт.) «Сибирь переживает экономический подъем» и «...представляет собой быстро меняющийся калейдоскоп событий»10. В этой работе английская исследовательница ставила вопрос: чем мотивированы экономические изменения в Сибири и на Дальнем Востоке? Рассматривая экономическое освоение этого региона в исторически различные периоды, она склонна сводить индустриальное освоение восточных районов к воздействию так называемого «геополитического фактора». В статье «Советский Дальний Восток и Восточная Сибирь. Впечатления от недавнего визита» В. Конолли продолжила развитие этой темы, ещё раз подчеркнув свою большую заинтересованность «...историей и современным развитием богатых земель Восточной

Сибири и советского Дальнего Востока»'11. В этой работе В. Кополли вновь говорила о важности военно-стратегического аспекта освоения восточных регионов Дальнего Востока12.

Итак, подводя итог, необходимо отметить, что характерной особенностью англо-американской историографии 60-80 годов XX в. был повышенный интерес к проблемам экономического развития Сибири и Дальнего Востока России. Некоторые из исследователей полагали, что Сибирь «... держит ключ к будущему России, а может быть, к будущему и всего мира»". Дальний Восток, писали они, имеет огромные потенциальные

44

возможности для развития экономики всей страны и отчасти окажет влияние на торговые отношения со странами тихоокеанского региона.

Представителей англо-американской историографии интересовали прежде всего предпосылки и цели экономического развития восточных районов России. Четко прослеживались два подхода к освещению этой проблемы. Условно таких авторов, как Дж. Листер, Р. Норт, Р. Соломон, Н. Тэйлор, Дж. Стефеи, В. Кополли, можно отнести к представителям так называемой «военной школы», а В. Моута, П. Дпбба, С. Байлера, Л. Хыоэтта, Г. Ливанна, X. Хаптера, Р. Матисопа, А. Роджерса — к «экономической», которая в освоении Дальнего Востока оказалась основополагающей.

После распада Советского Союза и значительных изменений в политической и экономической системах страны акцепт работ зарубежных авторов сместился в сторону экономического анализа ситуации на российском Дальнем Востоке. Среди последних современных работ выделяется книга под редакцией Элизы Миллер «Русский Дальний Восток: бизнес-энциклопедия». На 270 страницах этого издания освещаются последние тенденции в экономической жизни Дальнего Востока, при этом приводится подробная информация, которая может быть использована в бизнес-планах, проектах и рыночных прогнозах'15. «Наша цель, — пишет Элиза Миллер, — показать, как работает регион после 10 лет перестройки. Российский Дальний Восток расположен слишком далеко от Москвы, по очень близко от Японии, Китая и Кореи...»46. Все это свидетельствует о том, что российский Дальний Восток был и остается в центре внимания зарубежных исследователей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по Lebedko M. Vladivostok. Downtown. Historic walking tour. Vladivostok: FESU Press, 1995. P.31.

2 Conolly V. Beyond the Urals. Economic development in Soviet Asia. London, 1967.420 p. Dibb P. Siberia and the Pacific. A study of economic development and trade prospects. New York, 1972. 289 p. North R. Soviet Northern Development: the case of North-West Siberia. Soviet Studies. 1972. 170 p. c.t.c.

3 Lister J. Siberia and the Soviet Far East//Regional Development in the USSR. Colloquium 1979. Brussels. 1979. 162 p.

4 Ibid. P. 162.

5 Ibid. P.172.

6 Dibb P. Siberia and the Pacific. A study of Economic Development and Trade

Prospects. New York. 1972. Dibb P. Soviet capabilities, interests and strategics in East Asia in the 1980s. Canberra. 1982.

7 Dibb P. Siberia and the Pacific. Preface. P. XI

8 Ibid. P. 13.

9 Ibid.

0 North R. Soviet Northern Development: the case of North — West Siberia. P.171.

1 Ibid. P.198.

2 North R. The Soviet Far East: New Centre of Attention in the USSR// Pacific Affairs.

1978. №2. P.213.

13 Ibid. P.203.

4 Solomon R. American Defense Planning and Asian Security: Policy choices for a time of transition // Asian Security in the 1980s. Cambridge. 1980. P.9.

5 Stephen J. Russia in the Pacific // Oceans. 1975. № 9. P.60.

6 Stephen J. Asia in the Soviet conception // Soviet policy in East Asia. New Haven and

London. 1982. P.34.

17 Ibid. P.34.

18 Ibid.

15 Ibid.

20 Bialer S. The Sino-Sovict Conflict: The Soviet Dimension // Soviet Policy in East Asia. New Haven and London '»w-*>?ii9p.

2 Ibid. P.I 10.

22 Hcwcll A., Lcvinc II. The Soviet Union's Economic Relations in Asia //Soviet Policy in

East Asia. New Haven and London. 1982. P.216. u Ibid P.216.

24 Hunter II. Soviet Transportation Policy. Harward University Press. 1957. Hunter H. Soviet transport experience. Washington. 1968. Hunter II. Chinese and Soviet transport for agriculture. University of Pittsburg. 1974. Hunter II. The future of the Soviet economy: 19781985. West view Press. Colorado. 1978.

25 Hunter II. Soviet transport experience. Washington. 1968. P.35740.

26 Hunter II. Comment // Regional development in the USSR. Colloquium. Brussels.

1979. P.253.

27 Mathieson R. Japan's role in Soviet economic growth. New York. 1979. P.39.

28 Rodgcrs A. Commodity flows, resources potential and Regional economic development. The example of the Soviet Far East // Soviet natural resources in the world economy Chicago and London. 1983. 1887213 p.

29 Ibid. P.210.

30 Mote V. Environmental Constraints to the Economic Development of Siberia // Discussion

papers of American Geographers. 1978. Mote V. Predictions and Realities in the development of

the Soviet Far East // Discussion papers ofAmerican Geographers. 1978. 52 p.

3 Mote V. Shabad Th. Gateway to Siberian resources. New York. 1977. 182 p.

32 Ibid. РгсГ асс. P.VII.

33 Ibid. P.64.

34 Ibid. P.65.

35 Ibid

36 Mole V. the Baikal-Amur Mainline and it's implications for (he Pacific Basin //Soviet natural resources in the world economy. Chicago and London. 1983.

133-178 p.

37 Ibid. P.132.

38 Ibid.

39 Conolly V. Soviet trade from the Pacific to the Levant. London. 1935. Conolly V. Beyond ihc Urals. Economic Development in Soviet Asia. London. 1967. Conolly V. Siberia today and tomorrow. A study of economic resources problems and achievements. London. 1975.

40 Conolly V. Siberia today and tomorrow. P. 225.

4 Conolly V. the Soviet Far-East and Eastern Siberia. Impressions of a recent visit //Asian

Affairs. 1981. P.35.

42 Ibid. P.48.

43 Max A. The Siberian challenge. Prcnlicc-Hall. 1977. Preface.

44 Micszowski Z. The Sovicl Far Easl: Problem region of the USSR // Pacific Affairs.

1968. №2. P. 214.

45 The Russian Far Easl: A Business Reference Guide. Washington. 1999. 270 p.

46 Ibid.

Tatyana S. Panyushkina

Economic development of Siberia and Far East in view of western literature. 60-80 XX century

The article deals with different views of western researchers on the problem of economic development in Siberia and Far East. More than forty authors' works are considered. The aim and purpose of Siberian and Far Eastern economic growth in researchers' papers are analyzed. Two schools of western historiography: «military» and «economic» are observed. Perspectives of Far Eastern economic development are underlined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.