Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / НОРМАТИВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковецкий С.А.

В работе рассмотрены актуальные вопросы совершенствования направлений эколого-экономической деятельности предприятий в условиях цифровизации. Исследованы направления эколого-экономической деятельности предприятий тяжелой промышленности и горнодобывающего комплекса с учетом специфики современных условий Донецкого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF ENTERPRISES IN THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC IN TERMS OF DIGITALIZATION

The article considers topical issues of improving the areas of environmental and economic activities of enterprises in terms of digitalization. The directions of environmental and economic activity of enterprises of heavy industry and mining complex are investigated taking into account the specifics of modern conditions of the Donetsk region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 332.14: 338.24

С.А. МАКОВЕЦКИЙ, канд. экон. наук, старший научный сотрудник e-mail: ups.dns.dn@mail.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В работе рассмотрены актуальные вопросы совершенствования направлений эколого-экономической деятельности предприятий в условиях цифровиза-ции. Исследованы направления эколого-экономической деятельности предприятий тяжелой промышленности и горнодобывающего комплекса с учетом специфики современных условий Донецкого региона.

Ключевые слова: эколого-экономическая деятельность, предприятия, экологические затраты, экологизация, инновации, экологический ущерб, нормативизация, цифровизация, мониторинг, экологическое планирование.

Makovetskiy S.A. The issues of environmental and economic activities of enterprises in the Donetsk People's Republic in terms of digitalization.

The article considers topical issues of improving the areas of environmental and economic activities of enterprises in terms of digitalization. The directions of environmental and economic activity of enterprises of heavy industry and mining complex are investigated taking into account the specifics of modern conditions of the Donetsk region.

Keywords: environmental and economic activities, enterprises, environmental

costs, greening, innovation, environmental damage, normalization, digitalization, monitoring, environmental planning.

Сегодня общеизвестно, что деятельность промышленных предприятий связана с загрязнением окружающей среды, но мало кто способен конструктивно оценивать соотношение вреда от вышеуказанного загрязнения и пользы от функционирования развитой системы промышленности. В век высоких технологий как никогда остро стоит вопрос о совершенствовании научных методов оценки данного соотношения в целях недопущения нерациональных экологических затрат. Тема работы представляется в высшей степени актуальной в связи с необходимостью детального освещения проблемы несовершенства существующих методов эколого-экономической деятельности предприятий и возможных путей их совершенствования.

Целью данной работы является определение наиболее перспективных путей совершенствования направлений эколого-экономической деятельности предприятий Донецкой Народной Республики.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующее задачи:

© С.А. Маковецкий, 2020

изучить степень разработки данной темы в работах компетентных ученых.

обозначить наиболее существенные проблемы практической эколого-экономической деятельности предприятий.

отметить региональные особенности, влияющие на экологическую деятельность промышленности ДНР.

оценить влияние фактора цифрови-зации на развитие исследуемой проблемы.

В научных кругах вопрос совершенствования направлений эколого-экономической деятельности предприятий рассматривается в работах следующих ученых: С. С. Гребенкина, В.К. Костенко [1] Н.М. Чернавская, В.Е. Домбровская [14], А.А. Голуб [2], Г.С. Мерзликиной [3], Э.А. Арустамов [4]. Среди зарубежных авторов, изучавших данный вопрос, следует отметить труды: Н. Робинсона, М. Китинга.

Н.М. Чернавская и В.Е. Домбровская в работе «Эколого-экономическая деятельность предприятий при техноге-незе и чрезвычайных ситуациях» [5] исследовали тенденцию широкого распространения загрязняющих веществ за область их непосредственного применения, что обуславливает необходимость комплексного подхода к вопросам эффективного в экологическом отношении расположения объектов промышленной инфраструктуры.

А.А. Голуб в своей работе «Экономика природных ресурсов» [2] обосновал необходимость применения математических методов расчета эффективности и целесообразности различных способов использования природных ресурсов, что позволило выстроить четкую наглядную модель проблем нерационального и бесхозяйственного подхода к потреблению ценных ресурсов для получения сомнительной выгоды. Также изучено влияние климатического фактора на формирова-

ние методов эколого-экономической политики предприятия в неразрывной связи с особенностями природной среды конкретного региона.

Э.А. Арустамов в книге «Экологические основы природопользования» [4] высказывает мнение о необходимости максимизации использования всех видов сырья, что, безусловно, имеет не только экологическое, но и сугубо экономическое значение, позволяя вывести оптимизацию производства на принципиально новый уровень.

Комплексное исследование проблем организации эколого-эконо-мической деятельности предприятий нашло отражение в коллективной монографии С.С. Гребенкина, В.К. Костенко, Г.В. Астаповой и др. «Пути совершенствования эколого-экономической деятельности предприятий» [1]. В монографии обоснована трактовка эколого-экономической деятельности субъектов хозяйствования как результативной прибыльной природоохранной работы, а также методологические подходы к стимулированию эколого-экономической направлений развития как для собственников, так и для наемных работников.

Вопросы использования инновационных подходов в эколого-эконо-мической деятельности промышленных предприятий рассмотрены в материале научной статьи Г.В. Астаповой, С. А. Ма-ковецкого, Н.И. Новиковой «Возможности использования нанотехнологий в промышленном производстве» [6].

В работах Мерзликиной Г.С. предложен методический инструментарий, основанный на сбалансированном подходе, введен показатель эколого-экономической эффективности - адекватной, объективной оценке экономической эффективности с учётом экологического фактора [3].

Ряд исследователей особо выделяют понятие «экологической издержки»,

которая представляет собой дополнительные затраты, связанные с нарушениями окружающей среды. Данная категория имеет сложную структуру, охватывающую весь комплекс экономических последствий, связанных с преодолением негативных антропогенных влияний на природные комплексы, в том числе такие высокозатратные мероприятия как:

экологическое образование, подготовку кадров, рекламно-издательскую деятельность экологической направленности;

разработку правовых, нормативных, методических материалов и документов;

организацию и совершенствование институтов управления природоохранной деятельностью, в том числе органов экологического контроля;

научно-исследовательские и конструкторские работы, в том числе разработку и внедрение новых экосовмести-мых технологий [3].

Структура рассматриваемой категории наглядно отражена на рис. 1:

Рис. 1. Схема составных элементов категории «экологические издержки» Составлено на основании данных из источника [3].

Следует отметить, что зачастую вред, наносимый хозяйственной деятельностью человека окружающей среде, рассматривается как абстрактная категория, не имеющая четких размеров и границ, именно здесь проявляется необходимость комплексного эколого-экономического подхода, обеспечивающего наглядное числовое выражение экологического вреда в виде расчета издержек и убытков, понесенных в результате такого загрязнения [7]. Однако, необходимо принимать в расчет также и наличие безусловной выгоды, получаемой предприятиями при некотором отступлении от экологических норм. При этом крайне важно создание эффективной системы контролирующих государственных органов, способных оперативно реагировать на подобные нарушения.

Экосистема Донбасс, являющаяся регионом с развитым промышленным комплексом, длительное время испытывает на себе повышенную нагрузку, что еще раз подчеркивает значение совершенствования направлений эколого-экономической деятельности предприятий, имеющих на данный момент ряд существенных недостатков. Среди вышеуказанных недостатков можно выделить: относительно низкий уровень технической обеспеченности предприятий;

малорациональное расположение производственных мощностей;

ослабление научно-исследовательской деятельности в области экологии;

дефицит квалифицированных кадров;

недостаточное развитие механизма экономического стимулирования.

Кроме того, следует отметить проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы Донецкой Народной Республики, которая не позволяет на сегодняшний день в полной мере организовать взаимодействие между промышлен-

ными предприятиями частной формы собственности и государством по вопросам экологической безопасности. Так перспективной представляется идея принятия экологического кодекса, что позволит конкретизировать и закрепить существующие направления государственной политики в сфере защиты окружающей среды от чрезмерного антропогенного воздействия.

Среди наиболее эффективных методов государственного воздействия можно выделить применение экономических стимулов, к которым относятся налоговые льготы, субсидирование, введение особой ценовой политики на приобретение экологически чистой продукции. Правовой основой для введения вышеперечисленных мер является Закон ДНР «О налоговой системе» от 25.12.2015 г. № 99-1НС [7]. В частности, экологическим налогом проведено четкое дифференцирование ставок налогообложения за выбросы в окружающую среду различных видов загрязняющих веществ. Однако, представляется необходимым дальнейшее совершенствование законодательства в направлении налогового стимулирования применения экологически рациональных способов хозяйствования. В мировой практике получило широкое распространение введение так называемого налога на загрязняющую продукцию, сущность которого заключается в дополнительном налогообложении производителей продукции, негативно влияющей на окружающую среду (пластиковые изделия, лампы накаливания, батарейки и пр.), причем ставки налогообложения по такому налогу зачастую весьма значительны и имеют явно выраженное дестимулирующее значение. Наряду с вышеуказанным налогом перспективным является введение в налоговую систему целевого сбора на улучшение экологической обстановки, взимание данного сбора наиболее целесообразно

ограничить районами, обладающими высокими показателями загрязненности. Помимо мер налогового стимулирования, высокой эффективностью отличаются стимулирующие действия кредитно-финансовой направленности, к числу которых относят: льготные условия кредитования на нужды экологической модернизации производства; предоставление преимущества при проведении конкурсов на получение государственных заказов предприятиям, активно внедряющим экологические технологии производства. Положительно зарекомендовала себя практика индивидуального поощрения сотрудников предприятия, разрабатывающих и выносящих на рассмотрение рационализаторские предложения в сфере эколого-экономической деятельности. Отдельно необходимо выделить программы государственного субсидирования, которые могут применяться как в отношении предприятий, производственные мощности которых требуют модернизации, так и в отношении производителей оборудования, необходимого для экологической модернизации производств. Кроме того, немаловажным является ведение активной информирующей деятельности, направленной на формирование и поддержание экологической культуры населения.

К перспективным объектам такого воздействия относится отрасль альтернативной энергетики, получающая широкий спектр государственных льгот в развитых странах мира. При этом в ДНР также имеются предпосылки для развития данного направления экологической политики, в частности, перспективным является проект реорганизации, поддержания и ввода в строй Новоазовской ветряной электростанции.

Кроме того, немаловажно совершенствование направлений налоговой политики. Так представляется целесообразным введение системы налоговых

льгот в отношении предприятий, являющихся плательщиками сбора за специальное использование воды, с учетом качества очистки сточных вод. В целом, следует отметить, что принятие Закона ДНР «О налоговой системе» от 10.02.2017 г. открыло широкие возможности для пересмотра и оптимизации механизмов государственного стимулирования экологической деятельности предприятий - налогоплательщиков.

Однако, на данный момент основой промышленного комплекса Донбасса остаются предприятия тяжелой промышленности и угледобывающего комплекса, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду. Так, в соответствии с данными доклада ГУ «Институт экономических исследований» [8] по состоянию на июнь 2018 г. в Республике насчитывалось 20 действующих угледобывающих шахт, к началу сентября 2017 г. добыто более 5 млн т угля, что на 500 тыс. т больше, чем за аналогичный период 2017 г. Кроме того, к числу предприятий, наиболее существенно влияющих на экологическую обстановку, относятся объекты металлургической промышленности. Однако, по сравнению со статистическими данными 2012 г., отмечается некоторое снижение общего уровня загрязненности окружающей среды, что связано с уменьшением интенсивности производства.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что специфические особенности Донецкого промышленного региона, осложняющиеся напряженной внешнеполитической и социальной обстановкой, требуют значительного усовершенствования механизмов регулирования эколого-экономической деятельности предприятий.

В условиях всеобъемлющего технического прогресса особое значение приобретает внедрение в деятельность предприятий цифровых технологий, при-

званных ускорить и облегчить многие трудоемкие технологические процессы. Наибольшее распространение цифрови-зация получила в направлении экономического прогнозирования и построения математических моделей. Не взирая на это, вопрос повсеместного внедрения цифровых технологий в сферу экологической деятельности остается дискуссионным, что обусловлено, в первую очередь, спецификой объекта данной деятельности. Невозможно переоценить значение окружающей природной среды как для существования общества в целом, так и для экономической составляющей в частности. Существует мнение, что в вопросах оценки показателей экологического ущерба и эффективности использование компьютеризированных систем следует ограничивать вычислительными функциями, тогда как основной акцент должен быть сделан на совершенствовании экспертно-аналитической деятельности специалистов в природоохранной области.

Кроме этого немаловажно значение цифровизации как инструмента усовершенствования системы государственного контроля за эколого-экономической деятельностью предприятий: создание единой системы мониторинга состояния окружающей среды откроет широкие перспективы для обновления и конкретизации экологических нормативов, что позволит скорректировать методы финансового, правового и управленческого воздействия на производственную сферу экономики. В мировой практике особую перспективность приобретает использование глобальных мониторинговых систем с применением аэрокосмических средств наблюдения, высокотехнологичных баз данных. Однако при таком подходе неизбежно возникает уменьшение детальности и точности показателей, что особенно значительно для территорий со сложными природными условиями. Здесь

особенно остро ощущается недостаток технического и материального обеспечения экологической деятельности, не позволяющий в полной мере применять передовые технологии контроля и мониторинга.

Наряду с положительными тенденциями внедрения цифровых технологий в экологической деятельности необходимо упомянуть и о значительных рисках, связанных с данным процессом. Так в условиях недостаточной технической и кадровой обеспеченности возникает вопрос о возможности эффективного предотвращения противоправных посягательств в области компьютерной информации, особенно опасных в отношении столь специфического объекта, как экологическая обстановка.

Неотъемлемой частью экологической деятельности является совершенствование технологического оснащения предприятия, в том числе процессов очистки воздуха. Научные исследования показывают, что именно загрязненность воздуха имеет наиболее пагубные последствия для всего биологического комплекса, загрязняющее вещества, выбрасываемые в воздух, образуются в результате большого количества широко распространенных технологических процессов, притом в огромных объемах. Основные антропогенные факторы загрязнения воздуха наглядно проиллюстрированы в табл. 1.

Такая деятельность, безусловно, связана с дополнительными расходами, именно здесь должен наиболее широко применяться механизм государственного стимулирования, направленного на снижение финансовой нагрузки, ложащейся на предприятия в связи с рассматриваемой деятельностью.

Определенные опасения вызывает исторически сложившаяся тенденция пренебрежительного, если не сказать нигилистического, отношения к роли окру-

Таблица 1

Основные антропогенные факторы и источники загрязнения окружающей среды

Загрязнители Основные источники Среднегодовая концентрация в воздухе, мг/м. Воздействие на окружающую среду

Твердые частицы (пыль, зола и т.д.) Сжигание топлива 0,04-0,4 Снижение солнечного освещения, повышенная плотность облаков.

Оксид углерода СО Неполное сгорание топлива 1-50 Разрушение озонового слоя атмосферы.

Летучие углеводороды и их продукты Неполное сгорание топлива До 3 Поражение растений, загрязнение почв.

Сернистый ангидрид со- Сжигание топлива 0,5-1 Уничтожение лесов, снижение урожайности.

Оксиды азота ЛС,- Окисление атмосферного азота и азота топлива при высокой температуре 0,05-0,2 Поглощение солнечного света, образование фотохимических туманов - смогов.

Составлено на основе данных из источника [2]

жающей среды в деятельности предприятия. Влияние на ее становление оказал, прежде всего, переход от плановой экономики к рыночной, проходивший весьма непросто, а в отдельных аспектах (прежде всего психологическом), еще не завершился. Так, прискорбной особенностью стиля хозяйствования некоторых руководителей остается «отодвигание» интересов экологической деятельности перед экономической, стремление компенсировать финансовые трудности за счет увеличения нагрузки на природный комплекс. Данная проблема присуща далеко не только Донецкому региону - в настоящее время проблемы экологической безопасности характерны для большинства стран мира, но направления и интенсивность борьбы с ними не везде одинаковы. Способом ослабления подобных негативных тенденций является изменение кадровой политики и повышение уровня профессиональной подготовки. Основополагающим должен быть тезис о неразрывной связи финансовой эффективности и экологической безопасности, что позволит сформировать ментальную составляющую экологической

деятельности, крайне важную в сложившихся условиях.

Комплексный характер окружающей природной среды предопределяет необходимость применения сложной системы взаимосвязанных методов реагирования на возникающие экологические угрозы. Для обеспечения такого комплексного подхода необходимо создание обширной системы нормативно-правовых актов, позволяющей оперативно и эффективно отвечать на запросы экологической отрасли. В современных условиях Республики одним из основных приоритетов развития экономики является модернизация горнодобывающей отрасли, что требует усиленного внимания к экологическим проблемам данного вида деятельности, именно в этом направлении создана наиболее обширная нормативная база, в частности к ней относятся:

Горный закон Донецкой Народной Республики от 15 мая 2015 г. № 52 ИС [7], устанавливающий правовую основу горных отношений, правила размещения и эксплуатации объектов горнодобывающего комплекса [9];

Закон ДНР «Об ох ране окружающей среды» от 30 апреля 2015 г. № 38-1НС, регламентирующий политику государственного экологического регулирования [10];

Закон ДНР «О недрах» от 12.06.2015 г. № 58-1НС, конкретизирующий формы и способы специального недропользования, которое является материальной основой горнодобывающей промышленности [11].

Закон ДНР «О государственном регулировании в сфере добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), об особенностях социальной защиты работников горных предприятий» от 12.06.2015 г. № 57-1НС, в положениях которого содержатся требования к организации процесса угледобычи, в том числе - касаемо экологического обеспечения [12];

Закон ДНР «Об охране атмосферного воздуха» от 25.05.2018 г. № 226-1НС, устанавливающий порядок мониторинга уровня загрязненности атмосферного воздуха [13].

Кроме того, действует ряд ведомственных нормативных актов. Факт столь детального законодательного регулирования вопросов горнодобывающего комплекса еще раз подчеркивает то огромное значение, какое рассматриваемая отрасль оказывает на процесс государственного строительства ДНР. В целях ослабления негативного воздействия на окружающую среду угледобывающие предприятия обязаны осуществлять ряд природоохранных мероприятий, в том числе и социального характера, поскольку человеческое общество необходимо рассматривать как неотъемлемую часть биосферы. В частности, к таким мероприятиям относятся: снижение вредных воздействий на здоровье лиц, проживающих в районе размещения предприятия, недопущение разрушения рекреационных зон и зон заповедного фонда, своевременное

информирование населения о чрезвычайных происшествиях на предприятиях, их возможных последствиях, применение современных технологий очистки отходов добывающей деятельности. Вышеперечисленные мероприятия, являющиеся частью экологической деятельности предприятия, помимо финансовых затрат, требуют также привлечения трудовых, информационных и временных ресурсов, что способствует созданию новых рабочих мест и приобретению персоналом ценного опыта в области природоохранной деятельности.

Неоднозначным является вопрос о некоторых изменениях, произошедших в государственной политике регулирования недропользования: Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики № 173 от 18.09.2015 г. положило начало процессу утверждения новой формы горнодобывающего предприятия - угледобывающей артели [14].

При этом дискуссионным остается вопрос о прогрессивности такого способа хозяйствования. Малоизученным остается вопрос о показателях экологической эффективности добычи угля силами угольных артелей, пределах возможного ущерба окружающей среде. Ситуация зачастую усугубляется явно недостаточной технической обеспеченностью такого вида угледобычи, не позволяющей в полной мере придерживаться принципов экологического законодательства.

К числу возможных экологических рисков ведения угледобычи малыми угледобывающими предприятиями относятся:

загрязнение грунтовых и поверхностных вод;

повреждение залежей полезных ископаемых ввиду применения нетехнологичных способов добычи;

повреждение земельных ресурсов, в том числе сельскохозяйственного и заповедного фондов;

нанесение ущерба флоре и фауне в зоне ведения разработки;

усиление процесса эрозии почв.

Положительным следует признать факт установления законодательных ограничений деятельности угольных артелей: введен запрет на ведение взрывных работ, глубина разработки не должна превышать 50 м, запрещается добыча на газоопасных участках. Кроме того, следует обратить внимание на недостаточность мер воздействия на экологическую деятельность рассматриваемого вида предприятий.

Ввиду особого вида деятельности, влияющего на состояние не только недр, но и всего природного комплекса в целом, представляется необходимым ужесточение экологических требований и мер государственного контроля за деятельностью угледобывающих артелей на территории ДНР. Наряду с этими мерами необходимо внедрение программ активного стимулирования крупных угледобывающих предприятий, многие из которых являются градообразующими, а преобладание малых угледобывающих артелей над централизованным промышленным комплексом представляется малопродуктивным. Аргументом в поддержку данной позиции выступает, прежде всего, международная практика, однозначно указывающая на необходимость максимального технического обеспечения экологической деятельности предприятий, что в полной мере осуществимо лишь в условиях крупных добывающих предприятий. Однако, не следует упускать из виду положительное влияние на экономический аспект деятельности предприятий здоровой конкуренции и плюрализма форм и методов хозяйственной деятельности, при этом угледобывающие артели, в определенной степени, способны воздействовать на процесс совершенствования общих экологических стандартов в сфере угледобычи.

Помимо перечисленных направлений решения проблем эколого-экономической деятельности, в мировой практике широкое распространение получила практика экологического планирования. Экологическое планирование -это расчет по принципу составления межотраслевого баланса потенциально возможного изъятия (или иной эксплуатации) природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совместного использования ими естественных благ [1]. Данный подход предполагает долгосрочный стратегический расчет предполагаемых темпов развития промышленности с учетом тенденций технического прогресса и внедрения передовых технологий. Особое место в таком планировании отводится перспективам поиска альтернативных способов применения не-возобновляемых природных ресурсов, позволяющих добиться максимальной эффективности их использования. Следует отметить, что достижение результатов экологического планирования возможно только при грамотном взаимодействии централизованных органов планирования и статистики со структурными подразделениями предприятий. При таком взаимодействии централизованные органы должны обеспечивать общеотраслевое руководство и координацию, основанные на данных статистических, экономических и экологических исследований. Структурные подразделения отдельных предприятий, в свою очередь, осуществляют постоянный мониторинг состояния эколого-экономической деятельности и корректируют ее направления с учетом местных условий и рекомендаций централизованных органов.

К числу наиболее существенных и трудно устранимых проблем промышленного предприятия в сфере эколого-

экономической деятельности относятся проблемы, связанные с географическим размещением производственных мощностей и доступностью требуемой сырьевой базы. В частности предприятия Донецкого региона, в условиях внешнеполитического давления, испытывают ряд трудностей как экономического, так и экологического характера. Разрушение межгосударственных и межрегиональных связей, начавшееся еще в конце прошлого века, многократно усугубилось в период ведения боевых действий, что крайне пагубно сказалось на экономическом потенциале региона. Ввиду комплексного характера эколого-экономической деятельности, экономи-

ческие трудности неизбежно создают угрозы экологической безопасности, к которым можно отнести:

применение в целях экономии устаревших способов природопользования; отток квалифицированных кадров; недостаточное финансовое обеспечение государственных экологических программ;

сокращение инвестиционных поступлений;

Подводя итоги проделанной работы, следует перечислить наиболее перспективные, по нашему мнению, направления совершенствования методов эко-лого-экономической деятельности в условиях цифровизации (табл. 2).

Таблица 2

Перспективные направления совершенствования методов эколого-экономической деятельности предприятий в условиях цифровизации

Направление воздействия Предлагаемые меры

Налоговое стимулирование 1) Введение в налоговую систему дополнительных целевых сборов дифференцированного характера на нужды экологической модернизации; 2) расширение налоговых льгот.

Финансовое стимулирование 1) Разработка государственных программ субсидирования экологической деятельности; 2) стимулирование рынка экологических товаров.

Меры технологического характера 1) Укрепление безопасности информационных систем и электронных носителей информации; 2) внедрение передовых технологий очистки выбросов.

Контрольно-надзорные меры 1) Усиление роли государственных органов в формировании экологической политики предприятия. 2) совершенствование методов мониторинга состояния окружающей среды; 3) Ужесточение ответственности за экологические правонарушения.

В заключение необходимо обратить внимание на совокупности крайне непростых внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние промышленного комплекса ДНР. В таких условиях залогом успеха всех благих начинаний в области совершенствования эколого-экономической деятельности предприятий является самоотверженная и слаженная работа специалистов различных сфер: экономики, науки, образования,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

права. Лишь пройдя нелегкий путь глобальной модернизации можно достичь главной цели такой деятельности - эко-лого-экономической безопасности производства.

Список использованной литературы

1. Гребенкин, С. «Пути совершенствования эколого-экономической деятельности предприятий»: монография. / С.С. Гребенкин, В.К. Костенко, Г.В. Ас-

тапова, А.Л. Беляева и др.; под общ. ред. С.С. Гребенкина и В.К. Костенко. - Донецк: «ВИК», 2009. - 223 с.

2. Эколого-экономическая деятельность предприятий при техногенезе и чрезвычайных ситуациях / Н.М. Чер-навская и др. - М.: Янус-К, 2010. - 329 с.

3. Голуб, А.А. Экономика природных ресурсов / А.А. Голуб, Е.Б. Стру-кова. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 319 с.

4. Мерзликина, Г.С. Эколого-эконо-мическая эффективность деятельности промышленного предприятия: оценка и управление // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. - № 3. -С. 7-20.

5. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования / Аруста-мов Э.А., Баркалова Н.В., Левакова И.В. М.: «Дашков и К», 2008. - 320 с.

6. Астапова, Г.В. Возможности использования нанотехнологий в промышленном производстве / Г.В. Астапова, С.А. Маковецкий, Н.И. Новикова // Вестник института экономических исследований. - 2020. - № 2 (18). - С. 23-30.

7. Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» Сб. законодательных актов Донецкой Народной Республики [Вып.] № 12 / Нар. Совет ДНР. - [Офиц. изд.]. - Донецк.: Мегаин-вест, 2017. - 228 с.

8. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2018. - 260 с.

9. Горный Закон Донецкой Народной Республики Сборник законодательных актов Донецкой Народной Республики [Вып.] № 12 / Нар. Совет ДНР. -

[Офиц. изд.]. - Донецк.: Мегаинвест, 2016. - 89 с.

10. Закон ДНР «Об охране окружающей среды» от 30 апреля 2015 г. № 38-ИС Сборник законодательных актов Донецкой Народной Республики [Вып.] № 8 / Нар. Совет ДНР. - [Офиц. изд.]. -Донецк.: Мегаинвест, 2016. - 107 с.

11. Закон ДНР «О недрах от 12.06. 2015 г. № 58-1НС Сборник законодательных актов Донецкой Народной Республики [Вып.] № 12 / Нар. Совет ДНР. - [Офиц. изд.]. - Донецк.: Мегаин-вест, 2016. - 89 с

12. Закон ДНР «О государственном регулировании в сфере добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), об особенностях социальной защиты работников горных предприятий» от 12.06.2015 г. № 57-IHC // Сборник законодательных актов Донецкой Народной Республики [Вып.] № 12 / Нар. Совет ДНР. - [Офиц. изд.]. - Донецк.: Мегаинвест, 2016. - 89 с.

13. Закон ДНР «Об охране атмосферного воздуха» от 25.05. 2018 г. № 226-1НС [Электронный ресурс]. -URL: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj -narodnoj -respubliki-ob-ohrane-atmosfergo-vozduha/

14. Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики № 173 от 18.09.2015 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://gb-dnr.com/normativno-pravovye-akty/7187/

15. Ларионов, В.Г. Экологически ориентированная модель интегрированного управления российскими компаниями / В.Г. Ларионов, С.Г. Фалько, А.В. Демидов, // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2018. -№ 4. - С. 7-18.

Статья поступила в редакцию 04.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.