Научная статья на тему 'Проблемы экологизации рыночного пространства рекреационного комплекса'

Проблемы экологизации рыночного пространства рекреационного комплекса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Берлин С. И., Вукович Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы экологизации рыночного пространства рекреационного комплекса»

© 2004 г. С.И. Берлин, Г.Г. Вукович

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ РЫНОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

Развитие рекреационной деятельности и превращение ее в высокоразвитый сектор экономики привели к возникновению специфических технологий, создающих рекреационный продукт. Характерной особенностью рекреационных технологий (РТ) является высокая степень их зависимости от того или иного естественного источника рекреации.

Рекреация - это, как правило, природопользовательский процесс, а региональные хозяйственные системы, основанные на РТ, могут быть описаны как эколого-эко-номические. Такая система включает два сложных объекта - природный и хозяйственный, каждый из которых обладает относительно автономной динамикой, а также взаимодействует с другим объектом и внешней средой.

Проблемы качества окружающей среды, возникающие как следствие взаимодействия природных и экономических систем, особенно актуальны в случае рекреационных территорий.

Устойчивое развитие морских курортных регионов юга России может быть обеспечено ценовой политикой, гарантиями и качеством сервиса отраслей региональной рекреационной экономики и прежде всего качеством природных рекреационных ресурсов и окружающей среды, экологической безопасностью и чистотой. Современный морской курорт действует эффектно и выполняет свое основное функциональное назначение -обеспечение отдыха - только при условии сбалансированности и качества составных частей курортного организма и всех компонентов окружающей среды.

Концепция устойчивого развития курортных регионов означает высокую степень интеграции экономической и экологической политик. Управление качеством ресурсов береговой зоны необходимо, так как последние (земли, леса, внутренние и прибрежные воды и др.) обеспечивают в течение длительного времени постоянный объем услуг, прежде всего рекреационных, на душу населения. Для этого и требуется поддержание на определенном уровне их качества и количества, признание необходимости управления ими как независимыми системами.

Динамика любой хозяйственной системы сопряжена с изменением интенсивности производства, поэтому важно найти предельный уровень использования той или иной технологии создания рекреационного продукта. В рекреационных регионах РТ играют доминирующую роль, определяя их специализацию. Как же влияет поведение эколого-экономической рекреационной системы на эффективность всей экономики региона?

В этом случае постоянно действуют два главных фактора:

- необходимость поддержания уровня антропогенных воздействий на окружающую среду не выше допустимого, иначе разрушается источник рекреации;

- требование достаточной результативности использования имеющихся региональных РТ, т.е. полу-

чение того объема дохода, что позволяет развиваться рекреационному региону.

Сдерживает устойчивое эколого-экономическое развитие последних следующее: отсутствие рационально организованной системы эколого-экономи-ческих отношений собственности и пользования природными ресурсами, увязывающих общегосударственные, региональные и иные интересы; несовершенство законодательной базы; нет механизмов урегулирования и предотвращения межотраслевых и экологических конфликтов, а также между хозяйствующими субъектами; недостатки в инвестиционной политике на разных уровнях; нет современных кадастров и мониторинга прибрежных зон, выполненных для различных уровней управления.

Рекреационный и природный потенциалы, как комплексный ресурс, включают: неограниченные (атмосферный воздух или морская вода) и ограниченные ресурсы, потребление которых зависит от величины производственных мощностей и потока туристов: земля, пляжная полоса, минеральные (водные) запасы и др. Все эти составляющие прежде всего обладают качеством чистоты, т.е. концентрацией вредных примесей, поступающих и накапливаемых в этих ресурсах.

Географическое расположение, разнообразие ландшафтов, богатая история и наличие развитой транспортной сети определяют роль Краснодарского края как крупнейшего курортного и туристического региона России. Обусловлено это также наличием разветвленной сети источников минеральных вод и лечебных грязей, что в сочетании с уникальными климатическими и природнорекреационными факторами создает здесь специфическую систему рекреационных и курортных комплексов. Ресурсную основу краевого бальнеологического комплекса составляют 42 месторождения минеральных вод, из которых эксплуатируется 18, а также лечебные грязи и рассолы Анапского и Темрюкского районов.

Причерноморский район - основной рекреационный потенциал края - сосредоточен на Черноморском побережье.

Черноморское побережье Краснодарского края -единственный в стране приморский курортно-рекреационный район протяженностью береговой полосы более 500 км с развитой инфраструктурой. Только здесь Россия обладает небольшим районом субтропиков. Не имеют аналогов в стране и другие экосистемы как в горной, так и в равнинной части края, где расположены Кавказский государственный природный биосферный заповедник, работающий по программе ЮНЕСКО, Сочинский национальный парк, другие особо охраняемые территории. Второй рекреационный район формируется на Азовском побережье и представлен организациями отдыха и туризма Ейского, Щербиновского, Приморско-Ахтарского, Славянского и Темрюкского районов. Третий

- расположен вдоль северного склона Большого Кавказ-

ского хребта: г. Горячий Ключ, Хадыженск, Лабинск, Апшеронский и Отрадненский районы.

Парадокс туризма состоит в том, что чем больший потенциал имеется для создания среды отдыха, тем большее количество посетителей он привлекает, и в итоге тем большее негативное влияние на качество природной среды он оказывает.

Недостаточное развитие сетей канализации в прибрежных городах и населенных пунктах приводит в ряде случаев к сбросу сточных вод без очистки. Так, в г. Туапсе ежегодно в море сбрасывается около 1 млн м3 сточных вод без очистки.

Критическая ситуация сложилась с техническим состоянием глубоководных выпусков сточных вод в Черное море, большинство из них подходит к естественному физическому износу.

На Черноморском побережье отсутствуют отвечающие экологическим требованиям сооружения по утилизации отходов. Действующие свалки исчерпали свой ресурс и являются мощным источником загрязнения окружающей среды, нарушают природные ландшафты, занимают значительные площади земель, вывоз мусора производится стихийно.

Но по уровню опасности здоровью человека лидирует проблема загрязнения окружающей среды пестицидами. Их применение в округах санитарной охраны курортов продолжается. Проведенная в 2002 г. инвентаризация показала, что на побережье Черного и Азовского морей находится более 170 т устаревших и пришедших в негодность пестицидов, в том числе в Сочи

- 12 т, Геленджике - 23, Анапе - 13, Темрюкском районе - 73 т [1].

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт. Так, по данным инструментальных замеров, на автомагистралях Центрального района г. Сочи - в час пик зарегистрировано превышение загазованности по оксиду углерода в 10 раз [2]. Причина этому - увеличение числа автомашин и неудовлетворительное их техобслуживание, дефицит территорий и отсутствие архитектурно-планировочных решений по размещению гаражей и стоянок, транспортных развязок, пешеходного движения с соблюдением экологических норм и требований.

Побережье Черного моря испытывает дефицит пресной воды, особенно курорты Геленджик и Анапа, обеспечение которых удовлетворяется за счет районов с избыточным количеством запасов вод. В то же время, по некоторым экспертным оценкам, запасы пресных вод для питьевого водоснабжения г. Геленджика освоены лишь на 10-20 % [1].

Реализация различных технологий требует инвестиций. Следовательно, прибыльность РТ должна быть достаточной для создания капитала, обеспечивающего переходы, охарактеризованные выше. Но всегда ли экологически более чистые технологии являются и более прибыльными? Очевидно, что, если понимать прибыльность в прямом смысле слова, - нет. Можно лишь утверждать, что технологии, производящие слишком много загрязнителей, подрывает основу своего функционирования.

На объект эколого-экономической природной системы влияет большое число факторов, в том числе и с высоким уровнем неопределенности. Например, допустимый уровень антропогенных воздействий может меняться. Кроме того, любое самое малое действие изменяет состояние природного комплекса и его основные параметры вплоть до механизма функционирования, определяющего границы устойчивости. В районах длительного природопользования образовались антропогенные ландшафты, состоящие из элементов природы, обладающих новыми свойствами. Обычно существование таких природных объектов возможно только на основе постоянной хозяйственной деятельности по его поддержанию, т.е. дополнительных затрат, включаемых в структуру РТ. В этом случае трудно установить, за счет чего происходит деградация природного комплекса - из-за роста величины антропогенных воздействий или вследствие недостаточных усилий по его поддержанию в равновесии (чаще всего - в результате того и другого).

Представляется, что приостановить физическую деградацию экосистем курортных районов возможно только при проведении комплекса следующих мероприятий:

- оценки рекреационного потенциала края, в рамках которой должна быть установлена вместимость для каждого из курортов. Ежегодно в летний сезон последние испытывают нагрузки, превышающие допустимые нормы по всем показателям. Под вместимостью понимается максимальная загрузка любого места без негативных последствий для ресурсов, снижения уровней туристической удовлетворенности и отрицательного воздействия на окружающую среду, экономику и культуру данного региона;

- анализа соответствия курортно-рекреационному статусу проводимой на этих территориях деятельности. До настоящего времени в курортных районах применяются технологии, не отвечающие современным требованиям в части их экологической безопасности. По уровню опасности здоровью лидирует проблема загрязнения окружающей среды пестицидами;

- разработки экологически обоснованных планов территориальной организации, учитывающих экологические особенности территории. Развитие курортов и туризма при отсутствии должного планирования и управления приводит к деградации природной среды и потере доходов. Освоение курортных территорий должно вестись в соответствии с принципами комплексного управления прибрежными зонами после проведения процедуры функционального зонирования территории, исключающей экологические и межотраслевые конфликты. Методология данной процедуры разработана в Г лавном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю и апробирована для территории курорта Геленджик;

- определении границ округов санитарной охраны курортов и вынесении объектов, оказывающих вредное влияние, за их пределы. Одной из наиболее серьезных проблем на курортах Азово-Черноморского побережья является застройка в первой зоне санитарной охраны;

- прекращении сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод. Из-за отсутствия финансирова-

ния не велись строительство и реконструкция очистных сооружений и сетей канализации в г. Анапа, Геленджик и Сочи. В настоящее время большинство объектов канализации включены в федеральную целевую программу «Юг России» [3];

- снижении уровня загрязненности атмосферного воздуха от передвижных и стационарных источников. Наибольшую проблему на побережье представляет автотранспорт, выбросы от которого составляют более 80 % от общего количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу. В планах развития курортных территорий предусматривается оптимизация транспортной системы;

- создании индустрии утилизации отходов. Геленджик - один из первых городов на Черноморском побережье, где принимаются меры по внедрению системы комплексного управления отходами, что предполагает оптимизацию процесса их сбора и утилизации, т.е. рисайклинг [1];

- создании новых и контроле соблюдения режима охраны существующих особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В настоящее время начата работа по их введению в земельный кадастр Краснодарского края;

- осуществлении мероприятий по предотвращению эрозии почв и берегов. С 1989 г. Правительство России выделяло скудные ассигнования на берегоукрепительные работы, последние 5 лет финансирование полностью прекратилось. Выделяемых на эти цели средств краевого бюджета (в 2000 г. - 2,6 млн р.) и вкладов здравниц недостаточно [1].

Полагаем, что только комплексный подход к вопросам управления курортно-рекреационными территориями позволит на первом этапе стабилизировать, а в дальнейшем и улучшить экологическую ситуацию, которая является определяющей в вопросах придания местностям рекреационного статуса.

Проиллюстрировав спектр наиболее острых проблем эколого-экономической ориентации на примере рекреационного комплекса Краснодарского края, подчеркнем высокую вероятность и приемлемость использования аналогичного инструментария для их решения и в масштабе воспроизводственного комплекса юга России.

Полагаем, что императивными проблемами управления и обеспечения качества рекреационных ресурсов и окружающей среды в курортных регионах выступают:

- составление так называемых черных и серых списков загрязняющих веществ, влияющих на качество окружающей среды и рекреационных ресурсов региона;

- организация системы мониторинга, оценки и прогноза качества состояния природной среды (прежде всего вод, атмосферного воздуха, почв) с использованием системы индикаторов качества, соответствующих международным стандартам;

- создание системы нормативов, соотносящимися с принятыми в ЕС, по качеству атмосферного воздуха, качеству вод, пригодных для купания, питьевой воды, продуктов питания и т.д.;

- организация на постоянной основе обязательной экологической экспертизы состояния природных ресурсов региона и мониторинг влияния осуществляемой и проектируемой хозяйственной деятельности;

- создание перечня предприятий по критерию экологической опасности: предприятия, не причиняющие вред окружающей среде; потенциально опасные производства; чрезвычайно опасные для региона предприятия;

- разработка и реализация программ модернизации существующих, а также перепрофилирование и ликвидация опасных в экологическом отношении производств и предприятий на основе оценки показателей их деятельности с точки зрения влияния на качество окружающей среды;

- разработка системы стимулирующих финансовых и налоговых льгот для предприятий, внедряющих в производство природосберегающие технологии.

Специфика рекреационных регионов состоит в том, что преодолеть эколого-экономические кризисы с возвратом к рекреационной специализации можно только на основе крупных инвестиций извне или единовременных дотаций государства. Это происходит, поскольку в таких ситуациях цены межрегионального обмена на рекреационно- туристский продукт, во-первых, снижаются, а во-вторых, становятся очень слабым инструментом управления. В процветающих рекреационных регионах в условиях свободной рыночной экономики цены на рекреационные услуги растут, но возрастает нагрузка на природные источники рекреации, что требует увеличения темпов накопления для перехода к более чистым технологиям.

Подключение рекреационного комплекса страны к системе рыночных отношений, особенно его выход на мировой рынок, вызвало большое количество проблем, в том числе и эколого-экономического характера. В настоящее время основные рекреационные регионы России и СНГ используют устаревшие региональные РТ, не обеспечивающие должного уровня воспроизводства рекреационных функций природных комплексов, что закладывает в них основу долговременного эколого-эконо-мического кризиса в рекреации.

Литература

1. О состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 2001 г. Краснодар, 2002.

2. Берлин С.И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития. СПб., 1997.

3. Берлин С.И. Управление экономическим потенциалом рекреационной зоны Краснодарского края. Краснодар, 1997.

Институт экономики, права и естественных специальностей, г. Краснодар 10 ноября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.