Научная статья на тему 'Проблемы экологии в сборнике У. Д. Яричева «Между прошлым и будущим»'

Проблемы экологии в сборнике У. Д. Яричева «Между прошлым и будущим» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ВОПРОС О ПОЗНАНИИ ДОБРА И ЗЛА / ДУАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ЧУВСТВОВАНИЯ / ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмадова Зайнап Мухадиновна

В статье исследуются экологические проблемы в отдельном сборнике известного чеченского поэта. Стихотворения, посвященные этой теме, соединяют в себе элементы пейзажной и философской лирики. У.Д. Яричев в своих произведениях противопоставляет цивилизацию и естественное существование на природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы экологии в сборнике У. Д. Яричева «Между прошлым и будущим»»

52

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

ляемых языках они либо совпадают, либо пересекаются. Это также свидетельствует о наличии в разносистемных и

разноструктурных языках языковых универсалий, присущих многим языкам мира.

Примечания

1. Гюльмагомедов А.Г. Фразеологический словарь лезгинского языка. Махачкала, 1975.

2. Мюллер В.К. Большой англо-русский и русско-английский словарь. М., 2008. 3. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993. 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2006. 5. Хараева Л.Х. Фразеологические единицы с компонентом «голова» (к языковой картине мира на материале кабардино-черкесского языка). 18 мая 2005 г. // URL:http://pn.pglu.ru/ index.php?module=subjects&func=viewpage &pageid=1275

Notes

1. Gyulmagomedov A.G. Phraseological dictionary of the Lezghin language. Makhachkala, 1975.

2. Muller V.K. The English-Russian and Russian-English dictionary. M., 2008. 3. Sepir E. Selected

works on the linguistics and cultural studies. M., 1993. 4. Ozhegov S.I. Russian Dictionary. M.,

2006. 5. Kharaeva L.Kh. Phraseological units with a “head” component (the linguistic picture of the world on the information of the Kabardino-Circassian language). May, 18, 2005 // http://pn.pglu.ru/ index.php?module =subjects&func=viewpage &pageid=1275

Primechanija

1. Gjul'magomedov A.G. Frazeologicheskij slovar' lezginskogo jazyka. Mahachkala, 1975. 2. Mjuller V.K. Bol'shoj anglo-russkij i russko-anglijskij slovar'. M., 2008. 3. Sepir Je. Izbrannye trudy po

jazykoznaniju i frazeologii. M., 1993. 4. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka. M., 2006. 5. Haraeva L.H. frazeologicheskie edinicy s komponentom “golova” (k jazykovoj kartine mira na materiale kabardino-cherkesskogo jazyka) 18 maja 2005 goda // URL:http: // pn.pglu.ru/index.php?module= subjects&func=viewpage &pageid=1275

Статья поступила в редакцию 17.10.2013 г.

УДК 82

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В СБОРНИКЕ У.Д. ЯРИЧЕВА

«МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»

© 2013 Ахмадова З.М. Чеченский государственный университет

В статье исследуются экологические проблемы в отдельном сборнике известного чеченского поэта. Стихотворения, посвященные этой теме, соединяют в себе элементы, пейзажной и философской лирики. У.Д. Яричев в своих произведениях противопоставляет цивилизацию и естественное существование на природе.

The paper deals with ecological issues in one separate collection of works of the famous Chechen poet. The poems, covering this theme, combine the elements of landscape and philosophical lyric poetry. U.D. Yarichev always contrasts civilization with nature in his works.

V stat’e issledujutsja jekologicheskie problemy v otdel’nom sbornike izvestnogo chechenskogo pojeta. Stihotvorenija, posvjashhennye jetoj teme, soedinjajut v sebe jelementy pejzazhnoj i filosof-skoj liriki. U. D. Jarichev v svoih proizvedeniyah protivopostavljaet civilizaciju i estestvennoe sushhestvovanie na prirode.

Ключевые слова: философская лирика, экологическое сознание, вопрос о познании добра и зла, дуальность мышления и чувствования, гармония человека и природы.

Key words: hilosophical lyric poetry, ecological consciousness, the problem of cognition of good and evil, duality of mind and sensation, harmony between people and nature.

Kljuchevye slova: filosofskaja lirika, jekologicheskoe soznanie, vopros o poznanii d obra i zla, dual’nost’ myshlenija i chuvstvovanija, garmonija cheloveka iprirody.

Умар Денелбекович Яричев - извест- татель знает его как поэта-мыслителя. ный чеченский современный поэт. Чи- Однако творчество его практически не

Общественные и гуманитарные науки

• ••

53

исследовано. Между тем проблемы, затрагиваемые автором в лирике, отражают основные тенденции развития современной кавказской русскоязычной поэзии: вектор исследования мира и человека переместился в направлении философской лирики, когда основные вопросы современности рассматриваются сквозь призму вечных тем; появляются произведения, которые можно отнести к лирике медитативной; читатель оказывается соавтором текста, появляется возможность более свободной интерпретации стихотворения.

В статье исследуется лишь одна тенденция, которая во многом определила качество поэзии У.Д. Яричева. Объектом исследования стал сборник «Между прошлым и будущим». Философская лирика в его творчестве занимает центральное место. В русле этикофилософской лирики Яричева можно выделить стихотворения, посвященные теме экологии. Такие стихотворения соединяют в себе элементы лирики пейзажной и философской. В них автор обращается к актуальнейшей проблеме современного общества.

Конец XX - начало XXI веков ознаменованы новым экологическим сознанием. Тема загрязнения окружающей среды и, как следствие, неизбежности апокалипсиса особенно остро волнует человека. На смену технократическому мышлению приходит осознание его бесперспективности. В итоге технический прогресс, воспринимаемый в XX веке как примета высочайших достижений человеческого ума, оборачивается катастрофой - физической, моральной, мировоззренческой - для всей Земли. Недаром эта тема актуализируется в творчестве художников самых разных национальностей и стилей. Яричев не стал исключением: поэт чуткий, живо откликающийся на злободневные проблемы человека и общества, не мог обойти столь значимую тему. Так, в стихотворении «Каток» Яричев затрагивает сразу несколько смежных проблем. Стихотворение построено по принципу противопоставления мудрости природы и цивилизации; экологическую катастрофу поэт рассматривает как следствие катастрофы человеческой души:

Пока! Пока! - букашки, звери, птицы...

Как жаль, как жаль, что надо возвратиться

В уютную квартиру-конуру.

Где царствуют по праву и без права Эрзац - продукты, пластик и металл! [3. С. 46].

Комфорту, созданному цивилизацией, Яричев противопоставляет естественное существование на природе. А блага технического прогресса, словно наркотики, приносят удовольствие, облегчение, по сути являясь сладким ядом, убивающим медленно и страшно. Поэт питает нетвердую надежду на спасение природы от страшного разрушителя -цивилизации. В трактовке Яричева, равно как и в понимании многих современных людей, цивилизация - не высшее проявление развития человеческих отношений, культуры и образования, а путь, неминуемо ведущий к пропасти: «А вот и осень из пожухлой меди / Укроет землю, за листком листок. / И пусть до вас, родные, не доедет / Большой цивилизации каток [3. С. 47].

В стихотворении «Что станется» Яричев безжалостно клеймит человека как безответственное и жестокое существо. Сравнивая себя с живыми тварями, поэт признает родство происхождения. Хотя бы по форме:

.Мне в этом мире - все родня,

Кто на меня хоть чуть похожий Глазами, ухом или ртом.

Вся живность. как ни есть. какая, (Пью, ем. Они едят, лакают)

И даже павиан с хвостом Со мною чем-то в чем-то схож,

Хотя бесхитростней и проще. [3. С. 100].

Что касается внутреннего содержания, то, согласно представлениям поэта, животные никак не ниже человека. Наоборот, их бесхитростные чистые души не знают злобы, алчности, мести. Тогда как человек со всеми своими амбициями, научными и культурными достижениями, по мнению автора, просто «болезнетворный вирус мира». Яричев развенчивает формулу о том, что человек -венец творения, царь природы: «Мы -человеки - Вы и Я - Убийцы фауны и флоры [3. С. 100].

Мысль о том, что человек - существо с нарушениями в генетическом коде, популярна в современном альтернативном естествознании и некоторых эзотерических практиках. Существует мнение, что «первородный грех», о котором рассказывает Библия, и есть то самое нарушение, которое привело человече-

54

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

ство к разладу с природой, Богом, самим собой, и, скорей всего, приведет к апокалипсису. В этой связи также актуализируется вопрос о познании добра и зла, дуальности мышления и чувствования, раздельности себя и Бога. Но природа, как самоочищающаяся, следующая законам божественной гармонии система, рано или поздно должна восстановить справедливый миропорядок. На это не раз намекает в своем творчестве Яричев:

Природа... Мы - ее «венец»... -

Я мыслю, (стоя на уступе!)

Что станется, когда наступит

Ее терпению конец?! [3. С. 100].

Стихотворение «Травинка» - образец философских размышлений поэта на тему природы, экологии, места человека в этом мире, о круговороте жизни. Лирический герой произведения выступает защитником травинки, не давая ее скосить коменданту: «Эй, комендант,

взгляни на эту землю. / Ты хоть одну травинку защитил?!»[3. С. 140].

Поэт выступает провидцем и прорицателем, предупреждая человечество о неминуемой грядущей катастрофе. И предсказания эти совершенно конкретные, основанные на реальных событиях, свидетелями которых мы становимся ежедневно, узнаем о них из СМИ и т.д. Все это делает поэзию Яричева не абстрактно-философской, а исключительно конкретной и современной: « Мы накануне грозных бед. Недаром. / И видим знаки бездны каждый год. / Снега, землетрясения, пожары» [3. С. 139].

Объясняя и читателю, и самому себе странное, казалось бы, рвение, спасти одну травинку, Яричев поднимается на высочайший уровень осмысления единства всего сущего. Если в других стихах его точила тоска о бессмысленности существования, о невозможности чуда, то здесь само вдохновение дает Яричеву прозрение, и читатель становится свидетелем постижения великого закона физики, да и самой жизни - ничего не приходит из ниоткуда и не уходит в никуда. Поэт открывает этот закон заново: «смешалось в жизни все.Судьба и годы. / Жить, умереть! Воспрянуть в чем-то вновь» [3. С. 140].

Еще отец квантовой физики Макс Планк в середине XX века связывает воедино все сущее. А Карл Прибрам - выдающийся нейрофизиолог и автор труда «Язык мозга», физик и коллега Эйн-

штейна Дэвид Бом независимо друг от друга создали теорию, описывающую Вселенную как целостную систему, объединенную не всегда очевидными связями. «Бом утверждал, что все вещи и явления только кажутся обособленными, в действительности же они связаны между собой на глубинном уровне высшей целостности - скрытого порядка, который просто недоступен нашим органам восприятия» [2. С. 12].

С точки зрения Бома, все, что мы можем наблюдать в окружающем мире - это проекция чего-то более реального, происходящего на глубинном уровне мироздания в области скрытого и подлинного бытия. Согласно такому подходу, «как внизу, так и вверху, как внутри, так и вовне» [2. С. 13].

Эта теория получила название голографической модели или голографической парадигмы вселенной. И исследования в области современного естествознания двигались во многом в русле этой теории. «Бом и Прибрам убедились в справедливости голографической теории вселенной, они увидели, что данная теория способна пролить свет на множество иных загадок, встречающихся в природе. Самым поразительным в отношении голографической модели вселенной оказалось то, что она вдруг открыла природу и механику многих явлений, ранее ускользавших от объяснения - таких, например, как телепатия, предсказания, мистическое чувство единства со вселенной.» [2. С. 12].

Подобные мысли, только в оправе поэтического дара Яричева, мы встречаем и в его лирике. Поэт не научным путем, но своим, интуитивным, свойственным тонкому художественному восприятию, приходит к выводам и открытиям, сделанным современной наукой:

Кто за окном? - я или целый мир?

И кто внутри? - Огромный мир ли? Я ли?

Ни точности, ни следствий, ни причин.

Ни веры, ни обмана, ни смятений.

Ни рыб, ни птиц, ни женщин, ни мужчин.

Все преходяще, все - живые тени [3. С. 48].

Так подтверждается мысль Ю. Лотмана: «Тоннель копается с двух сторон», ученый имеет в виду науку и искусство. Подобным образом представляли вселенную различные религии и учения.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

55

Грегг Брэйден говорил по этому поводу: «Идея о том, что мир - это всего лишь зеркало событий, происходящих в высшей или глубинной реальности, встречается во многих традициях - от индийских Вед до Свитков Мертвого моря, созданных за 2000 лет до н.э.». Переводчик Песен жертвоприношения Шаббата суммирует содержание этого фрагмента Свитков Мертвого моря...: «Все, что происходит на земле - лишь бледное отражение великой, первоначальной реальности» [1. С. 14]: «Двойное дно, куда ни посмотри/И явь, и сон -придуманная сказка/Натура наша скры-

та в нас внутри,/А то, что видим мы -всего лишь маска.» [3. С. 48].

Экологическая тема в сборнике У.Д. Яричева встроена в философскую лирику, вечные темы соседствуют с современными. Такой сплав делает его произведения легко узнаваемыми и привлекательными для читателя. У.Д. Яри-чев выходит за рамки узко национальных вопросов. Поэт мыслит масштабно, идет путем эстетического проникновения в философскую лирику и эмоционального понимания актуальных проблем общества и времени.

Примечания

1. Брейден Г. Божественная матрица: время, пространство и сила сознания. М.: ООО София,

2008. 2. Талбот М. Голографическая вселенная: новая теория реальности. М.: ООО София,

2011. 3. Яричев У.Д. Между прошлым и будущим: Стихотворения. М.: Валторна, 2011.

Notes

1. Gregg B. The Divine Matrix: Bridging Time, Space, Miracles, and Belief. M.: LLC Sofia, 2008.

2. Michael T. The Holographic Universe: The Revolutionary Theory of Reality. M.: LLC Sofia, 2011.

3. Yarichev U.D. Between Past and Future: Poems. M., Valtorna, 2011.

Primechanija

1. Breidon G. Bozhestvennaya matritsa: vremya, prostranstvo i sila soznaniya. M.: OOO Sofiya, 2008.

2. Talbot M. Golograficheskaya vselennaya: novaya teoria realnosti. M.: OOO Sofiya, 2011.

3. Yarichev U.D. Mezhdu proshlim i buduschim: stikhotvoreniya. M.: Valtorna. 2011.

Статья поступила в редакцию 22.08.2013 г.

УДК 81(470.67)

МОТИВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАГЕСТАНСКИХ ЛИЧНЫХ

ИМЕН ТЮРКСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

© 2013 Гасанова G.X.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье говорится о собственных дагестанских именах тюркского происхождения, причинах и этапах их возникновения, этимологии имен. Рассматривается структура сложных:, составных имен. Анализируются имена-прозвища, мотивы наречения детей тем или иным именем.

This article is about proper Dagestan names of Turkic origin, the reasons and the stages of their emergence and etymology of the names. The author considers the structure of complex and compound names and analyzes the names-nicknames, motives of children’s naming in one or another way.

V stat’e govoritsja o sobstvennyh dagestanskih imenah tjurkskogo proishozhdenija, prichinah i jetapah ih vozniknovenija, jetimologii imen. Rassmatrivaetsja struktura slozhnyh, sostavnyh imen. Analizirujutsja imena-prozvishha, motivy narechenija detej tem ili inym imenem.

Ключевые слова: антропонимы, тюркские элементы, семантический треугольник, имена-прозвища, титул, субъективный фактор.

Keywords: anthroponyms, Turkic elements, semantic triangle, names-nicknames, title, subjective factor

Kljuchevye slova: antroponimy, tjurkskie jelementy, semanticheskij treugol’nik, imena-prozvishha, titul, sub’ektivnyj faktor.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.