Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 1 ■ Ноябрь
2. Kostrova Y. B. Analysis of the food market of Russia: monograph. / J. B. Kostrova. - SPb.: Publishing house of Spbume, 2014. - 184 s.
3. Martynushkin B. A., Kostrova Y. B. Resources of the food market of the Ryazan region and risk management in food production // Bulletin of Ryazan state agrotechnological University n. a. P. A. Kostychev. 2015. No. 1 (25). S. 98 to 104.
4. Main indicators of agriculture of the Ryazan region: Stat. sat / Reasonsthat - Ryazan, 2014-164 S.
5. Ponomareva E. V., Kurochkina E. N. Food security and social policy in the context of maintaining economic security of institutions of the penal system // Role of accounting, control and audit in ensuring the economic security of Russia: Collection of scientific works - Moscow: "Scientific consultant", 2015. 243 S. S. 184-212
6. Social status and living standards of the population of the Ryazan region: Stat.sat./Reasonsthat - Ryazan, 2014 - 194 s.
7. Strokov A. On the prediction of consumption of agricultural products. / A. Strokov. // The economist. No. 5, 2011. -s. 95-99.
8. Federal law "On the subsistence minimum in the Russian Federation" dated October 24, 1997 N 134-FZ (as amended on 27 may 2000, 22 August 2004, July 24, 2009).
DOI 10.18454/IRJ.2015.41.188 Кузнецов А.П.
Аспирант, младший научный сотрудник Институт социально-экономического развития территорий РАН ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕГИОНА
Аннотация
В статье рассматриваются основные тенденции и проблемы финансирования природоохранной деятельности в Вологодской области, а также предложены основные мероприятия для их решения.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, финансирование.
Kuznetsov A.P.
Postgraduate student, junior researcher,
Institute for Social and Economic Development of the Russian Academy of Sciences ESTIMATION PROBLEMS OF ENVIRONMENT AND ECONOMIC SUSTAINABILITY
Abstarct
The article presents the main trends and challenges of environmental financing in the Vologda region, as well as the basic measures proposed to address them.
Keywords: environmental protection, financing.
Устойчивое развитие Российской Федерации - тема достаточно актуальная и дискуссионная. Об этом с видетельствует значительное количество опубликованных работ по самой разной тематике, связанной с различными аспектами устойчивого развития [7, с. 7-10]. Вместе с тем, большинство исследователей сходятся на мысли о том, что устойчивое развитие страны предполагает устойчивое развитие регионов как необходимое условие [5]. При этом, говоря об экологических аспектах, следует отметить, что, несмотря на современное состояние промышленности, характеризующееся рядом негативных и кризисных тенденций, существуют и точки роста, опираясь на которые, можно придать развитию страны необходимый вектор устойчивости. Так или иначе, перед промышленным комплексом страны поставлена задача инновационного развития. В выполнении этой задачи кроется одна из возможностей устойчивого развития страны и регионов.
Для Вологодской области обеспечение охраны окружающей среды от негативного влияние промышленного комплекса всегда являлось актуальным вопросом. Несмотря на то, что основные отрасли региона (химическая и металлургическая промышленность) демонстрировали постепенное сокращение выбросов (на 6 и 11% соответственно), от предприятий транспортной отрасли и энергетики выбросы значительно выросли - на 45,5 и 65,9%, что связано с увеличением объемов поставляемого природного газа и выработки электроэнергии, повлекшим за собой увеличение загрязнения воздуха диоксидом серы (рост на 35%) и углеводородами (на 20%).
Таблица 2 - Основные показатели негативного воздействия хозяйственного комплекса на атмосферу Вологодской области за 2005-2013 гг.
Показатели Годы 2013 г. к 2005 г., в %
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выбросы от стационарных источников, тыс. т. 485,6 465,6 426 478,1 473 473,4 499,2 102,8
Удельные выбросы на ед. отгруженной продукции, т/руб. 1,89 1,7 1,79 1,9 1,84 1,8 1,82 96,3
в том числе по видам экономической деятельности:
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 337,3 317,1 291,4 320,6 317,9 330,3 318,1 94,3
Транспорт и связь 58,9 63,8 59,3 63,1 78,0 65,1 85,7 145,5
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 39,6 42,9 30,4 55,1 44,8 45,2 65,7 165,9
Химическое производство 12,1 11,5 10,3 9,4 8,8 12,4 10,7 88,8
48
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 1 ■ Ноябрь
Продолжение табл. 2 - Основные показатели негативного воздействия хозяйственного комплекса на атмосферу Вологодской области за 2005-2013 гг.
Показатели Годы 2013 г. к 2005 г., в %
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Обработка древесины и производство изделий из дерева 9,0 5,9 5,4 6,3 4,9 5,8 5,7 63,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,5 4,1 3,7 3,3 3,6 2,5 2,6 74,7
рассчитано автором по данным Доклада о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области за 20032013 годы
Одной из проблем региона является и высокая антропогенная нагрузка на водные объекты. Как позитивную тенденцию здесь следует отметить снижение массы сбрасываемых загрязнений за 2005-2013 гг. на 27,5% до 49,8 тыс. тонн. За тот же период объемы сбросов сократились на 18,4% (табл. 3).
Таблица 3 - Основные показатели негативного воздействия на поверхностные водоемы _____________________в Вологодской области за 2005-2013 гг._________________
Показатель Годы 2013 г. к 2005 г., в %
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Сбросы загрязненных строчных вод, млн. м3 181,2 170,3 148,8 149,9 156,7 154,4 147,9 81,6
Массы сброшенных загрязняющих веществ, тыс. т. 68,7 66,7 52,3 51,8 56,5 54,6 49,8 72,5
в том числе по основным загрязняющим веществам:
Сульфаты 32,69 28,7 23,1 24 7,41 20,92 20,92 64
Хлориды 12,06 14,6 13,6 12,7 5,29 9,17 9,17 76
Нитраты 5,6 5,5 4,5 4,2 1,01 2,94 2,94 52,5
Лигносульфат аммония 2 0,3 1 1,3 0,76 2,7 2,7 135
Взвешенные вещества 3,65 3,7 3,4 3,7 1,88 0,93 0,93 25,5
БПКполн 3,33 4,8 2,7 2,6 2,93 0,5 0,5 15
Азот аммонийный 0,86 1,1 0,9 0,9 0,6 0,44 0,44 51,2
Источник: рассчитано автором по данным Доклада о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области за 2003-2013 годы
Серьезным достижением в сфере эффективного обращения с отходами является сокращение объемов их образования - на 5% за 2005-2013 гг. Причем, наибольшее снижение показала деревообрабатывающая промышленность (27,2%), сельское хозяйство (10,14%) и металлургия (11,91%) (табл. 4).
Таблица 4 - Образование отходов по отраслям производства в Вологодской области за 2003-2012 гг. [2, стр. 122]
Показатель Годы 2013 г. к 2005 г., в %
2005 2009 2010 2011 2012 2013
Образование отходов производства 16539,7 16121 16589,6 16173,135 14747,8 15712,684 95
в том числе по видам хозяйственной деятельность:
Металлургия 9096,84 7576,92 8792,52 8733,49 7576,87 8013,50 88,09
Химическая 4234,16 3869,06 4313,31 4528,48 3869,04 4242,42 100,2
Сельское хозяйство 1223,94 1612,11 995,38 1285,76 1612,10 1099,89 89,86
Деревообрабатывающая 1295,06 967,27 497,69 824,83 967,26 942,76 72,8
Источник: рассчитано автором по данным Доклада о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области за 2003-2013 годы
В то же время, отходы I, II и III классов опасности в регионе подвергают наиболее полному использованию. Так, за 2003-2012 гг. использовалось 88% отходов I класса опасности, 100% и 88% - II и II классов соответственно, что позволяет предотвратить размещение данных отходов в окружающей среде (табл. 5).
Таблица 5 - Образование отходов по классам опасности для окружающей среды _______________в Вологодской области за 2003-2012 гг., тыс. т.________
Годы Класс опасности Всего
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
2005 г. 4,91 656,76 137,19 7517,52 2654,33 11108,98
2009 г. 0,07 39,61 550,00 7167,39 3480,88 11238,00
2010 г. 0,40 46,85 428,00 8213,34 3267,00 11955,00
2011 г. 0,27 44,10 314,00 4881,20 7943,60 12897,00
2012 г. 0,13 51,68 313,00 7174,66 3521,98 11034,00
2013 г. 0,149 45,432 240,242 8304,014 7122,846 15712,7
2013 г. к 2005 г., в % (п.п.) 3,03 6,92 175,12 110,46 268,35 141,44
Источник: рассчитано автором по данным Доклада о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области за 2003-2013 годы
49
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 1 ■ Ноябрь
Вместе с тем, необходимо отметить, что, помимо загрязнения окружающей среды, хозяйственный комплекс играет важную роль в наполнении бюджетов, особенно муниципальных образований - за период 2005-2013 гг. в них в среднем поступало около 56% всех платежей за счет земельного налога и арендной платы за землю [2]. Кроме того, объемы поступлений в областной и местные бюджеты выросли в 2,7 и 2,3 раза соответственно, при том что в федеральный бюджет стало поступать лишь на 25% больше средств. Это обусловлено как распределением налогов по уровням бюджета, так и индексацией ставок по их отдельным видам. В целом, размер данных платежей, уплачиваемых хозяйствующими субъектами, значительно вырос (табл. 6).
Таблица 6 - Наполнение бюджетов всех уровней от платы за пользование природными ресурсами Вологодской области за 2005-2013 гг. [1,2,4]
Показатель Годы 2013 г. к 2005 г., в %/п.п.
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Поступление платежей за пользование природных ресурсами 1768,4 2614,7 2345,4 2405,6 2850,8 3345,6 3498,3 197,8
в том числе по бюджетам:
федеральный 605,8 869,6 769,2 740,6 776,2 805,4 757,2 124,9
% 34,3 33,0 32,8 30,8 27,2 24,1 21,6 -12,7
областной 195,5 448,0 381,6 341,2 416,0 565,4 528,3 В 2,7 раза
% 11,0 17,0 16,3 14,2 14,6 16,9 15,1 4,1
Муниципальных образований 967,1 1297,1 1194,6 1323,8 1658,6 1974,9 2212,8 В 2,3 раза
% 54,7 50,0 50,9 55,0 58,2 59,0 63,3 8,6
Текущие затраты на охрану окружающей среды, млн. руб 1243,0 1311,6 1426,0 1477,0 1647,8 2181,2 2690,7 216,5
Доля затрат на охрану окружающей среды в объеме поступления платежей за природные ресурсы, % 70,3 50,2 60,8 61,4 57,8 65,2 76,9 6,62
Источник: рассчитано автором по данным Доклада о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области за 2003-2013 годы
Однако серьезной проблемой является неполное использование данных платежей для природоохранных целей. Так, в течение всего периода 2005-2013 гг. от 23% до 50% этих платежей уходило на иные цели, вследствие чего актуальным вопросом для региона является поиск иных источников финансирования природоохранной деятельности.
Таким источником дополнительных средств выступают предприятия, объемы поступлений от которых в исследуемом периоде превышали бюджетные затраты - за 2005-2013 гг. они формировали от 57% до 61% всех расходов (табл. 7). При этом, все больше финансовых ресурсов уходило на ремонт основных фондов - 27% от их общего объема в 2013 г. против 9% в 2005 г.
Таблица 7 - Затраты предприятий на охрану окружающей среды по Вологодской области, ___________________________млн рублей в текущих ценах_________________________
Показатели Годы 2013 г. к 2005
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 г., в %
Всего 1755,7 1904,6 1912,8 2139,8 2310,8 3204,8 4207,9 239,67
в том числе на охрану, включая оплату услуг природоохранного назначения: 1596,6 1714,1 1781,1 1850,2 2001,4 2579,9 3065,6 192,01
Водных ресурсов 1065,2 1057,1 1160,1 1156,0 1254,4 1151,3 1486,3 139,53
Атмосферного воздуха 184,8 228,8 262,4 289,6 299,6 442,2 494,1 267,37
Земли от загрязнениями отходами производства 343,2 420,5 349,5 378,4 429,9 624,3 995,5 290,06
Реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод 3,3 7,7 9,0 17,2 17,5 68,6 31,9 966,67
капитальный ремонт основных производственных фондов по охране окружающей среды 159,1 190,5 131,7 289,6 309,4 624,9 1142,3 717,98
Доля средств предприятий в общем объеме средств, выделяемых на охрану окружающей среды 58,55 59,22 57,29 59,16 58,37 59,5 61 2,45
Источник: рассчитано автором по данным Доклада о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области за 2003-2013 годы
Недостаток бюджетных средств приводит также к тому, что основной объем инвестиций на строительство природоохранных объектов (порядка 99%) приходится на средства предприятий (табл. 8).
50
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 1 ■ Ноябрь
Таблица 8 - Инвестиции на строительство природоохранных объектов, по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства), млн. руб. в текущих ценах
Показатели Годы
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Всего, млн. руб. 3825,8 1587 1408,8 453,1 2273,7 1718,8 -
Из них:
федерального бюджета 0,2 1,3 - 3,7 - 118,7 -
областного и местных бюджетов 33,1 12 3,6 1,4 18,6 137,9 -
экологических фондов 0,3 0,7 3 - - 43,9 -
предприятий 3790,7 1573,7 1405,2 448,0 2255,1 1462,2 -
Всего, % 100 100 100 100 100 100 -
Из них:
федерального бюджета 0,0 0 0,1 0,8 - 6,9 -
областного и местных бюджетов 0,9 0,9 0,8 0,3 0,8 8,0 -
из них средства экологических фондов 0,0 0 0 - - 2,5 -
предприятий 99,1 99,1 99,» 98,9 99,2 85,1 -
Источник: рассчитано автором по данным Доклада о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области за 2003-2013 годы
Кроме того, объемы поступающих в консолидированный бюджет области платежей за негативное воздействие на окружающую среду по сравнению с затратами предприятий на природоохранные мероприятия крайне малы (рис. 2). Так, за 2005-2014 гг. они увеличились на 46% до 140,5 млн. руб, что составляло лишь 3,3% затрат предприятий в 2014 году. В связи с этим, можно говорить о крайней слабости экономических инструментов управления, когда речь заходит о предотвращении загрязнения окружающей среды.
Таким образом, в Вологодской области остаются нерешенными многие экологические проблемы, связанные с активной деятельностью промышленного комплекса, наиболее актуальными среди которых являются загрязнение окружающей среды металлургической и химической промышленностью, а также энергетикой и отраслью транспорта, сбросы загрязненных вод, а также накопление промышленных отходов. Кроме того, предприятия играют значительную роль в политике охраны окружающей среды за счет высоких затрат на текущие мероприятия и инвестирование. Вместе с тем, органы власти фактически лишены возможности оперативного управления данным процессом, поскольку основную долю средств на природоохранные мероприятия выделяют хозяйствующие субъекты. Это касается как текущих затрат, так и инвестиций.
Перечисленные выше проблемы позволяют говорить о том, что механизм рационального природопользования (который отвечает на только за эффективное использование природных ресурсов, но и за минимизацию негативного воздействия на окружающую среду в регионе) нуждается в реформировании. На наш взгляд, следует усиливать существующие экономические механизмы управления природопользованием. Для этого необходим тщательный подход к вопросу нормирования воздействия на окружающую среду, а также своевременная индексация ставок природоохранных платежей. В настоящее время для предприятий устанавливаются предельные показатели, за превышение которых, как было показано выше, они платят несущественные штрафы. На наш взгляд, необходимо формировать для хозяйствующих субъектов нормы воздействия на долгосрочный период, предусматривающие постепенное снижение выбросов, сбросов и размещения отходов, в том числе с учетом объемов производства продукции. Кроме того, необходимо и усиление функций экологического надзора для обеспечения контроля за соблюдением установленных предельных показателей. Помимо своей прямой цели - стимулирования предприятий к снижению уровня негативного воздействия - такая политика приведет к увеличению доходов консолидированного бюджета, что позволит более эффективно решать и вопросы социально-экономического развития региона.
Литература
1. Доклады о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2003-2014 гг. // Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области -Вологда, 2014.
2. Селименков, Р.Ю. Экологические аспекты развития промышленного сектора региона / Р.Ю. Селименков, А.П. Кузнецов // Проблемы развития территорий, №68. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - стр. 38-44.
3. Селименков, Р.Ю. Формирование организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития региона: отчет о НИР / Р.Ю. Селименков, А.П. Кузнецов. - Вологда, 2013. - 131 с.;
4. Статистический ежегодник Вологодской области 2013 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://vologdastat.ru/bgd/egegodnik2013/main.htm
5. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.
6. Экология и экономика природопользования / под ред. Э.В.Гирусова. - 5-е изд., перераб. и доп // С. Бобылев,
Э. Гирусов, А. Новоселов, Н. Чепурных. - М:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - С. 607
7. Эколого-экономический индекс регионов РФ / С. Соловьева, С. Бобылев, В. Минаков, С. Третьяков. - WWF России, РИА Новости Москва, 2012. - С. 147.
51
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 1 ■ Ноябрь
References
1. Doklady o sostojanii i ohrane okruzhajushhej sredy Vologodskoj oblasti v 2003-2014 gg. // Pravitel'stvo Vologodskoj oblasti, departament prirodnyh resursov i ohrany okruzhajushhej sredy Vologodskoj oblasti - Vologda, 2014.
2. Selimenkov, R.Ju. Jekologicheskie aspekty razvitija promyshlennogo sektora regiona / RJu. Selimenkov, A.P. Kuznecov // Problemy razvitija territory, №68. - Vologda: ISJeRT RAN, 2013. - str. 38-44.
3. Selimenkov, R.Ju. Formirovanie organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma jekologicheski ustojchivogo razvitija regiona: otchet o NIR / RJu. Selimenkov, A.P. Kuznecov. - Vologda, 2013. - 131 s.;
4. Statisticheskij ezhegodnik Vologodskoj oblasti 2013 goda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:http://vologdastat. ru/bgd/egegodnik2013/main. htm
5. Uskova, T.V. Upravlenie ustojchivym razvitiem regiona [Tekst]: monografija / T.V. Uskova. - Vologda: ISJeRT RAN, 2009. - 355 s.
6. Jekologija i jekonomika prirodopol'zovanija / pod red. Je.V.Girusova. - 5-e izd., pererab. i dop // S. Bobylev, Je. Girusov, A. Novoselov, N. Chepurnyh. - M:JuNITI-DANA, 2014. - S. 607
7. Jekologo-jekonomicheskij indeks regionov RF / S. Solov'eva, S. Bobylev, V. Minakov, S. Tret'jakov. - WWF Rossii, RIA Novosti Moskva, 2012. - S. 147.
DOI 10.18454/IRJ.2015.41.007 Кузьмина Т.И.
Доктор экономических наук
Московский государственный машиностроительный Университет ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ЗОЛОШЛАКОВЫХ ОТХОДОВ
Аннотация
В статье рассматривается опыт различных стран в решении проблемы утилизации золошлаковых отходов, рассмотрены существующие организационные формы и методы экономического стимулирования для предприятий, направленные на снижение антропогенного давления на окружающую среду.
Ключевые слова: утилизация, твердые отходы углеобогащения, золошлаковые отходы.
Kuzmina T.I.
PhD in Economics
Moscow State University of Mechanical Engineering PROBLEMS OF COMPLEX RECYCLING OF ASH AND SLAG WASTE
Abstract
The paper investigates the experience of different countries in solving the problem of disposal of ash and slag waste, considers the existing organizational forms and methods of economic incentives for companies aimed at reducing anthropogenic pressure on the environment.
Keywords: recycling, solid waste coal, ash and slag waste.
Disposal of ash and slag waste of heat power plants is a long-term nationwide objective of the inter-sectoral nature. In o ur country, due to the use of substandard coal with high ash content there are problems with collection, placement and storage of ash and slag waste.
Currently, coal, oil shale and peat account for about 30% of the fuel balance of the country and mostly used for production of electricity, heat and metallurgical coke. The directions of use of the main type of solid fossil fuels (coal and lignite) are presented in Table. 1.
Table 1 - Directions of use of coal [1,54]
Consumers Consumption
MT %
Total consumption 219,74 100%
which includes:
power plants 96,18 43,8
coke production 32,29 14,7
population 7,49 3,4
public services 9,24 4,2
agroindustrial complex 1,61 1,0
other consumers 51,29 23,3
total exports, 21,63 9,8
including CIS countries 4,32 -
The data of Table 1 clearly demonstrate that major mass consumer of coal is heat power plants. Simultaneously, it should be emphasized that the power plants, as a rule, are supplied with coal of lower quality in comparison with other consumers. As a result, the share of thermal energy facilities account for about 27% of the emissions of all sectors of industry and transport.
52