Научная статья на тему 'Проблемы движения маломобильных групп населения в городской среде на примере г. Воронеж'

Проблемы движения маломобильных групп населения в городской среде на примере г. Воронеж Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1424
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ИНВАЛИДЫ / МГН / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / LOW MOBILITY GROUPS / DISABLED PEOPLE / MGN / ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Болгова Е.В.

В Воронежской области проблема доступной среды для людей с ограниченными возможностями является одной из основных. В регионе более 10% постоянного населения инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности (около 240 тысяч человек). По оценке специалистов, общая численность маломобильных групп населения (МГН) составляет порядка 20-25% от общего числа жителей Воронежской области [1].В данной статье рассматривается городская среда, её проблемы и решения адаптации под МГН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems movement people with limited mobility in an urban environment

In the Voronezh Region, the problem of an accessible environment for people with disabilities is one of the main problems. In the region, more than 10% of the permanent population are people with disabilities who have a limited ability to work (about 240 thousand people). According to experts, the total number of low-mobility groups (LMG) is about 20-25% of the total number of residents of the Voronezh region [1]. In this article, the urban environment is considered, namely, its adaptation problems under LMG.

Текст научной работы на тему «Проблемы движения маломобильных групп населения в городской среде на примере г. Воронеж»

Проблемы движения маломобильных групп населения в городской среде на примере

г.Воронеж

Problems movement people with limited mobility in an urban environment

Болгова Е.В.

Магистрант направления «ТЭРЗИС», ВГТУ, РФ, г.Воронеж E-mail: el-bolg@yyandex. ru

Bolgova E. V.

Student directions "Maintenance and reconstruction of buildings and structures", Voronezh state technical University Russian Federation, Voronezh E-mail: el-bolg@,yandex. ru

Аннотация.

В Воронежской области проблема доступной среды для людей с ограниченными возможностями является одной из основных. В регионе более 10% постоянного населения - инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности (около 240 тысяч человек). По оценке специалистов, общая численность маломобильных групп населения (МГН) составляет порядка 20-25% от общего числа жителей Воронежской области [1].В данной статье рассматривается городская среда, её проблемы и решения адаптации под МГН.

Annotation.

In the Voronezh Region, the problem of an accessible environment for people with disabilities is one of the main problems. In the region, more than 10% of the permanent population are people with disabilities who have a limited ability to work (about 240 thousand people). According to experts, the total number of low-mobility groups (LMG) is about 2025% of the total number of residents of the Voronezh region [1]. In this article, the urban environment is considered, namely, its adaptation problems under LMG.

Ключевые слова: маломобильные группы, инвалиды, МГН, доступная среда.

Key words: low mobility groups, disabled people, MGN, accessible environment.

Сначала хотелось бы обратиться к нормативному документу [2, п. 4.16], где говорится о том, что: «Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, предусматривая: <...> условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в соответствии с требованиями нормативных документов». На данный момент основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение доступа к объектам для маломобильной группы населения, является «СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализирована редакция СНиП 35-01-2001».

Наиболее значимые социальные объекты для инвалидов, которые в первую очередь должны иметь беспрепятственный доступ, - это, конечно же, больницы и аптеки. Обеспечиваться он может с помощью пандусов или кнопок для вызова специалистов. Но обеспокоивает тот факт, что инвалид-колясочник вряд ли сможет добраться до каких-либо социально значимых объектов, не прибегая к помощи окружающих. Как он доберется до

самого здания, ведь ни выехать из своего дома, ни совершить поездку в автобусе, ни пересечь проезжую часть люди этой категории не имеют возможности.

Наиболее остро стоит вопрос наличия пандусов на съезде с тротуаров (рис. 1,2) - они либо вообще отсутствуют, либо не соответствуют нормам. В соответствии с [3, п.4] бордюрные пандусы не должны выступать на проезжую часть и перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 1,5 см, уклон пандуса у наружных лестниц должен быть не более 1:20 при длине марша 9 м и должно иметься двустороннее ограждение. В той или иной степени эти требования не соблюдаются. Это можно было бы оправдать тем, что большинство инженерных сооружений для инвалидов устраивались до того, как действующие сегодня нормативы вступили в силу. Но десять лет действовал СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно которому обоснованием несоответствия нормам является слишком крутой уклон пандусов, их неправильные размеры, отсутствие двустороннего ограждения, большой перепад высот бордюрного пандуса.

Рис.1. Тротуар по ул. 20 лет Октября

Рис.2. Пешеходный переход. Благоустройство с двух противоположных сторон.

Оптимизировать среду для маломобильной группы населения устраивая только пандусы недостаточно.

Чтобы достигнуть социальной полноценности граждан с ограниченными возможностями, нужно обеспечить

удобный доступ и перемещение в местах, где приходится бывать наиболее часто. Например, это банки и

банкоматы, парки и скверы, продуктовые магазины, остановки общественного транспорта. В зарубежной практике

на общественном транспорте применяются специальные площадки для инвалидов-колясочников, в метро и

переходах в разных уровнях установлены специальные подъемники. Но, начав с малого, можно прийти к большему

и достичь максимального удобства для данной категории граждан.

Нельзя не отметить тот факт, что на данный момент в Воронежской области действует государственная

программа «Доступная среда» [4]. Её срок реализации рассчитан на 2014-2019 годы и цели которой заключаются в

183

следующем:

1. Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Воронежской области.

2. Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Благодаря таким программам появляется надежда на то, что в скором времени люди с ограниченными возможностями будут чувствовать себя такими же полноценными, как и другие здоровые граждане нашей страны.

Основные решения для маломобильных групп населения [6].

1. Пандусы (рис.3).

Пандусы необходимо устанавливать абсолютно во всех местах, оборудованных лестницами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов.

Рис.3. Пандус

2. Тактильная плитка (рис.4).

Внутри зданий и сооружений наносится разметка по напольному покрытию контрастных цветов (чаще всего желтый). Такие обозначения обязательны рядом с местами, представляющими потенциальную опасность для слепых и слабовидящих людей, как то эскалаторы, лестницы, лифты и т.д.

Рис.4. Тактильная плитка для МГН.

3. Кнопки экстренной связи и вызова (рис.5). В случае невозможности обеспечить маломобильным людям возможность попасть в здание, оно оборудуется кнопкой вызова, нажав на которую инвалид получает возможность дождаться обслуживающего персонала снаружи и решить свои проблемы, не заходя в здание.

Рис.5. Кнопка для вызова специалистов

Вывод: На сегодняшний день имеется много возможностей создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями. При новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов городской среды необходимым условием является соблюдение нормативов, обязывающих обеспечивать беспрепятственный доступ МГН к объектам инфраструктуры. Но помимо этого необходимо создание условий существующей среды, не затрагиваемой новым строительством, реконструкцией, капитальный ремонтом. Подтолкнуть к решению данной проблемы, в первую очередь, должно государство - созданием госпрограмм, выпуском рекомендаций и нормативов. И, конечно, инициативу по обеспечению свободного доступа инвалидам, должны брать в свои руки управляющие компании, ТСЖ и те учреждения, в чьём ведении находится объект городской инфраструктруры.

Список используемой литературы:

1. Постановление Правительства Воронежской области от 15.04.2013 №315 (ред. от 25.11.2013) «Об утверждении региональной программы «Доступная среда на 2013 — 2015 годы»

2. СП 42.13330.2011. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820)

3. СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605)

4. Государственная программа Воронежской области «Доступная среда». (Утв. Постановлением правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. № 1194)

5. Местный норматив градостроительного проектирования «Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон городского округа город Воронеж» (в ред. постановления администрации городского округагород Воронеж от 25.12.2012 N 1145)

6. Навигационные решения - www. navisolutions. ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.