исторические исследования
Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 47-56
УДК 364.044.4 Протоиерей Сергий Адодин (Адодин Сергей Сергеевич), Смоленский государственный университет
Проблемы душепопечения в Больничных учреждениях города кемерово
Аннотация: Изучение деятельности отдельных социальных структур Русской Православной Церкви имеет важное и актуальное на сегодняшний день значение. Часто именно в таких относительно обособленных и малоизученных организациях рождаются серьезные идеи по развитию более крупных движений. Кроме того, как правило, эффективные проекты возникают в результате наличия высокого социального спроса на те или иные нужды общества. Именно таким добровольческим социально ориентированным движением и является организация отдельных сестричеств. Православное Сестричество святых Жен-Мироносиц города Кемерово Кузбасской Митрополии Русской Православной Церкви входит в число многих подобных организаций, требующих серьезного изучения. Оно было основано в 1995 году и имеет двадцатипятилетний стаж своего служения людям. За эти годы накоплен богатый и серьезный опыт по организации и осуществлению духовного окормления пациентов в больничных учреждениях Кемерово. Этот опыт по-своему уникален и неповторим, но в то же время позволяет обратить внимание на общие характеристики и проблемы подобных организаций. Об этом пойдет речь в настоящей статье, которая основана на уникальных документах из делопроизводственного архива Кемеровской епархии.
Ключевые слова: Кемеровская епархия, Сестричество святых Жен-Мироносиц, социальное служение, больничные учреждения, кадровый вопрос, финансирование, благотворительность, волонтерство, душепопечение, катехизация.
На протяжении значительного времени в истории нашего государства религиозные объединения не могли участвовать в благотворительной и социальной деятельности общества. Последнее было закреплено и на законодательном уровне. Однако в постсоветский период государство пересмотрело прежнюю политику и взяло курс на выстраивание сотрудничества с Русской Православной Церковью в различных областях жизни общества, в частности, в социальной. Так Церковь вновь получила
возможность оказывать помощь страждущим, начали открываться больничные храмы, в медицинские учреждения стали приходить священники и прихожане, стремящиеся помочь больным. Постепенно на различных приходах Русской Православной Церкви накапливался опыт социального служения людям. Этот опыт в самом своем начале не имел ни своей централизованной системы, ни единой программы, ни достаточной координации. Во многом, сестричества, братства и иные им подобные организации не были плодом администрирования и искусственного насаждения. Это был зов сердца, исходящий из желания помочь страдающему человеку. Так центры милосердия стали появляться почти одновременно по всей России. Одним из таких объединений стало Православное Сестричество святых Жен-Мироносиц в г. Кемерово. О трудностях и возможных путях их решения далее и пойдет речь.
Первая и главная проблема Сестричества заключается, на взгляд автора, в его рассеянности по больничным учреждениям города. Эта раздробленность в больничном служении требует наличия большого количества сестер милосердия и значительного административного управленческого аппарата. Например, в 2010 году в 19 лечебных учреждениях по штатному расписанию работало только 25 сестер с непосредственной задачей катехизации больных. Остальные сочетали эту работу с иной деятельностью. Другие должности, согласно штатному расписанию занимали, старшая сестра Сестричества, главный катехизатор, два помощника настоятеля по организационным вопросам, бухгалтер, казначей, кладовщик, водитель, пять псаломщиков, просфорница, три алтарника, секретарь, директор катехизаторской школы и четыре преподавателя1. В настоящее время количество сотрудников сократилось в связи со значительным снижением поступления денежных средств. Недофинансирование обусловлено следующими причинами. Во-первых, в связи с экономическими трудностями, которые отражаются на уровне жизни населения, количество пожертвований за требоисправления и церковные товары значительно уменьшилось. Этот процесс совпал со значительным увеличением количества храмов, что, однако, не стало следствием увеличения количества практикующих православных христиан. Увеличение налоговой нагрузки на содержание Епархии, и появление различных целевых сборов епархиальных Отделов по указанию синодальных отделов также стало причиной нехватки финансирования.
Все эти факторы привели к прикреплению ряда больниц с молебными комнатами и сестрами милосердия к другим, более обеспеченным приходам.
Вторая проблема неразрывно связана с первой — кадровый вопрос. Остро стоит проблема нехватки работников. При таком количестве сестер милосердия складывается неблагоприятная ситуация, при которой в каждой больнице в среднем работает одна-две сестры-катехизатора2. Этот пробел в некоторой степени восполняется добровольцами (волонтерами), хотя они участвуют в различных мероприятиях нерегулярно и не имеют достаточного уровеня компетенций.
1 Годовой отчет Православного Сестричества святых Жен-Мироносиц за 2009 год» // Архив Кемеровского епархиального управления (АКЕУ).
2 Там же.
Привлечение новых кадров в Сестричество происходит разными способами. Во-первых, Сестричество известно среди прихожан кемеровских храмов и имеет хорошую репутацию. Люди, которым не безразлична судьба страждущих и больных, часто приходят с целью попробовать свои силы в больничном служении1. Однако движение волонтеров не является достаточно надежным, поскольку подобные посещения носят нерегулярный характер: один-два раза в неделю, а то и раз в месяц. На них нельзя переложить всю ответственность за катехизацию тяжелых и умирающих больных и уход за ними.
Волонтерам нечасто доверяют катехизаторскую работу в связи с их недостаточной подготовкой. У них нет еще практики, и они работают с наставником, которому приходится на регулярной основе контролировать волонтера, учить, а порой и отвечать за его неверные действия и слова. Чаще всего они помогают больным читать молитвенное правило ко Причастию, обеспечивают уход и кормление. Однако волонтеры часто не выдерживают нагрузки, видя страдания умирающих больных. Их начинает пугать одна мысль идти в палаты, а также ложный стыд и страх исповедовать Христа перед неверующими. Поэтому зачастую большинство добровольцев начинает искать себя в ином поприще. Не все из них потом готовы остаться, так как требования к кандидатам высокие. Сестра-катехизатор должна быть не только человеком глубокой веры, регулярно исповедоваться и причащаться, но и быть разумной, рассудительной, психически здоровой, уравновешенной, культурной, этичной, внимательной, доброй, знающей основы того учения, в котором была наставлена. Она должна говорить и учить о вере правильно2.
Поскольку служение Сестричества есть некое отображение древнего служения диаконис, то важным критерием при включении кандидатов в данное общество являются слова апостола Павла о том, что они «должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (1 Тим. 3:8—12). Такой строгий отбор и высокие требования к кандидатам, конечно же, серьезно усложняют решение кадрового вопроса.
Подбор кадров также осуществляется на катехизаторских курсах Сестричества. На слушания курсов приглашаются все желающие и некоторые из них в дальнейшем становятся сестрами-катехизаторами. Также по рекомендациям священников и настоятелей других храмов3 некоторые вступают в число сестер.
Еще один путь пополнения кадров — сами пациенты больниц. Некоторые бывшие пациенты так привязываются к тому или иному больничному священнику или
1 Мурзина Н.П. Крылатые наши пришли: Непридуманные истории из жизни православной общины. Кемерово: «Мастерская Аз», 2009. С. 68.
2 Князев Г., прот. Основные задачи служения православных сестричеств в больничных учреждениях // II Всероссийский съезд Православных Врачей России. Воронеж, 2009. С. 21—23.
3 Протокол собрания Православного Сестричества свв. Жен-Мироносиц № 3. 2007 // Архив Кемеровского епархиального управления (АКЕУ).
сестре милосердия, что со временем, когда утвердятся в вере, приходят работать в больницы1.
Кадровый состав пополняется и за счет молодого поколения. При Сестричестве открыта и действует школа милосердия. Это обычная воскресная школа с той лишь разницей, что ученики ее не только изучают церковные дисциплины, но и активно участвуют в жизни Сестричества. Они читают и поют на клиросе, выступают с праздничными концертами в больницах города, под руководством взрослых учатся ухаживать за тяжелобольными и умирающими2.
Третья проблема связана с организацией согласованной работы всех структур Сестричества. Рассеянность по больницам города требует довольно четкой координации действий, выработанных и отточенных механизмов взаимодействия в цепочке «священник-сестра-больной». Данная проблема решается многолетним опытом служения Сестричества в больницах города, выверенным графиком посещения больниц священниками, четкой согласованностью и профессионализмом сестер милосердия.
Одну из ключевых ролей при организации сестричеств играют их наставники священнослужители. И следующая трудность заключается в отборе тех, кто способен нести свое служение в условиях больниц, так как не каждый священник может осуществлять это. Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Мы, священники, приближенные благодатью Божиею к Престолу Царя Царей и изображаем светлейшие ангельские чины»3. В данной фразе выражена та высокая планка, которой должен соответствовать священнослужитель. Требование Церкви к пастырям состоит в том, чтобы они являли верующим пример святой жизни. Согласно 12 правилу Лаоди-кийского Собора, они должны быть «с давняго времени испытаны в слове веры, и в житии сообразно правому слову»4. Митрополит Антоний Сурожский писал, что взаимное отношение духовника с духовным чадом заключаются в том, чтобы «духовник глубоко вглядывался в эту душу, вслушивался в эту душу, старался эту душу понять и никогда не говорил ничего, что до конца не продумано и может оказаться соблазном»5. Св. Григорий Двоеслов утверждал, что пастырь «не должен искать у своих пасомых больше расположенности к самому себе, чем внушать им любовь к истине»6. Итак, какие же качества необходимы священнику, который приходит в больницу? Помимо определенного Ставленнической грамотой, это — отдача всего себя людям. Требуется умение сосредотачивать все свои силы на служении больным и умираю-
1 Ильяшенко Н.А. И молитва веры исцелит болящего. Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2006. С. 47-48.
2 Там же. С. 56
3 Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. М.: ПСТГУ, 2006. С. 151.
4 Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. М.: Святая гора, 2006. С. 152.
5 Антоний Сурожский, митр. Пастырство. Таганрог: «Новые мехи», 2005.
6 Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой... С. 136.
щим. Здесь должно быть отсечено все отвлекающее, раздражающее, все домашние заботы.
Следует заметить, что находящийся в больнице человек всегда угнетаем своей болезнью, его нервы расшатаны, внимание зачастую рассеяно. Священнику необходимо быть знакомым с основами этики и деонтологии, чтобы невольно не ввести страждущего в раздражение.
Пятая проблема — это проблема финансирования данного благотворительного проекта, которая частично была рассмотрена ранее. Учитывая те обстоятельства, что Сестричество является самофинансирующеся системой, а в штате Сестричества находилось 68 человек1, то проблема становится очевидной. Но в данном случае это даже связано не только с содержанием четырех священников и штатных работников. Открытие новых комнат-часовен и ремонт старых, приобретение церковного и богослужебного инвентаря, регулярное совершение служб в больничных храмах и часовнях - эти задачи требуют постоянного внимания, а также оказание материальной помощи малоимущим больным и не только больным. В Сестричество регулярно обращаются за материальной помощью до ста человек в год. Сестричество оказывает материальную помощь до 150 тысяч рублей в год с учетом оплаченных лекарственных препаратов и платных медицинских услуг. Помощь также оказывается в приобретении жизненно необходимых вещей2. Например, для больных это коляски, костыли, слуховые аппараты и т.д.3.
Необходимо сказать, что за проведение в больницах таинств и богослужений в Сестричестве принято решение не устанавливать никаких цен4. Решение финансирования в Сестричестве решается в основном за счет вырученных пожертвований от записок и от приобретения больными церковных товаров: книг, крестиков, икон, свечей. Случаются также крупные разовые и даже более или менее регулярные пожертвования местных меценатов. Тем не менее, проблему это не решает.
Характерной чертой Кемеровского Сестричества является ориентированность больничных храмов и часовен на совершение Крещений, Причащения, проведения Исповеди, Елеосвящения и служение молебнов. В кемеровских больничных храмах не бывает отпеваний, крайне редко совершаются венчания. Служение священника в больничных храмах несколько отличается от служения обычных приходских священников. В таком храме все ориентировано на больных и пациентов больниц, в них практически не бывает постоянных прихожан. Люди попадают в больничный храм лишь на короткий промежуток времени, а потом уходят. Подавляющее большинство обратившихся к Церкви за духовной помощью никогда раньше не исповедовались и не имеют никаких представлений о духовной жизни. Всех их приходится учить с
1 Годовой отчет Православного Сестричества святых Жен-Мироносиц за 2009 год // АКЕУ.
2 Годовой отчет Православного Сестричества святых Жен-Мироносиц за 2008 год // АКЕУ.
3 Годовой отчет Православного Сестричества святых ЖАен-Мироносиц за 2009 год // АКЕУ.
4 Протокол собрания Православного Сестричества свв. Жен-Мироносиц г. Кемерово. 2001, № 1 // АКЕУ.
азов. Все в храме совершается для них: их встречает сестра-катехизатор, ради них служится литургия, ради них совершается необычайно долгая исповедь.
Неподготовленность современного общества к благотворительному служению также выступает одним из препятствий на пути успешного осуществления социальной миссии сестричеств. Христианство многое изменило в мире, привнеся в него главную заповедь о любви и поставив именно любовь и сострадание превыше закона справедливости и славы человеческой. Христианские заповеди стали главным ориентиром в жизни народов. Даже советское общество, отвергнув религию, провозглашало жертвенную любовь и милосердие главными постулатами жизни и ориентиром всякой нравственности. Но секуляризованный мир сегодня теряет эти ориентиры. И снова рождается непонимание того, зачем нужна церковь при больнице, для чего создаются сестричества. Ведь есть врачи, медсестры, санитарки, которым платят деньги, есть государство, которое должно заботиться о больных и обездоленных. Может возникнуть уверенность в том, что этого достаточно1.
Патриарх Алексий II на одном из епархиальных советов г. Москвы сказал следующее: «ХХ век страшен своим немилосердием. И сейчас мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота». Часто модным становится следующий жизненный принцип: «Никогда и никому не помогай». Но слова Христа обращены к каждому: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его: ибо ... болен был и в темнице, и не посетили Меня» (Мф 25:41—43). В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также выражена социальная миссия Церкви в следующих словах: «Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к тому, чтобы богатый поддерживал бедного, здоровый — больного, трудоспособный — престарелого»2.
И наконец, отдельный вопрос связан с разным пониманием у светского общества и Церкви того, что делает Церковь в больнице и каково ее место там. Прошло время негативного отношения к Церкви, время взаимного неприятия. Возвращаются православные традиции, заново строятся храмы, возобновляется сотрудничество между Церковью и медициной, активизировалось волонтерское движение в виде братств и сестричеств. Право пациента на «допуск к нему священнослужителя» прописано сегодня в Основах Законодательства Российской Федерации3. На основании этого
1 Князев Г., прот. Паллиативная помощь в онкологии // Паллиативная помощь в онкологии. Кемерово, 2009. С. 28.
2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru /db/text/419128.html (доступ от: 13.10.2020).
3 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон № 5487—1 от 22 июля 1993 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_2413/ (доступ от: 13.10.2020).
закона составлены различные соглашения о сотрудничестве. Сегодня совершенно ясно: сотрудничество Церкви и медицины необходимо. Эта необходимость вытекает из приоритетов современной медицины, направленной на благо каждого отдельного пациента. «Но, нельзя говорить ни о каком положительном сотрудничестве там, где оно замыкается только на рамках права. Врач не должен смотреть на служение священников и сестер милосердия в больницах только как на допущение или снисхождение. Такие вынужденные отношения не могут принести никому настоящей пользы»1. Церковь представляет свое назначение гораздо выше только материальных интересов.
Свое решение эта проблема находит в формировании общества православных врачей. Российское общество православных врачей (РОПВ) — широкое профессиональное движение, спонтанно возникшее среди мирян почти одновременно во многих регионах России. В зарубежных православных церквях нет подобной организации. В некоторых из поместных церквей принято реализовывать милосердное служение больным в конкретных учреждениях, для строго определенных групп больных людей, в отдельных городах2.
Важнейшими центрами, в которых осуществляется комплекс мер для интенсификации и координации социального служения являются Общества православных врачей Санкт-Петербурга и Москвы3. Следует отметить отдельные задачи, которые они перед собой ставят. В частности, это разработка и осуществление современных программ обучения сестер милосердия и врачей основам диаконической деятельности; ведение миссионерской деятельности для ознакомления широкой медицинской общественности с основами православного вероучения. Среди практических задач координация действий братств, сестричеств, обществ, а также отдельных мирян при оказании врачебной помощи бедным и социально незащищенным слоям населения; содействие возрождению благотворительной и социально-медицинской помощи при приходах и монастырях4.
В г. Кемерово планируется создание кабинета православного врача, который будет заниматься благотворительным приемом больных. Планируется работа специалистов: терапевт общего профиля, кардиолог, эндокринолог, гинеколог, психиатр, психотерапевт. Слабые стороны этого проекта — полное отсутствие финансирования, недостаток благотворителей, невысокое число православных верующих людей, готовых посвятить свою жизнь ближнему.
1 Князев Г., прот. Паллиативная помощь в онкологии... С. 29.
2 Шевченко А.А. О сотрудничестве Общества православных врачей России с международными христианскими медицинскими ассоциациями // Доклад на 2 Съезде Общества Православных врачей России. Воронеж, 2009. URL: https://refdb. ru/look/1203709.html (доступ от: 13.10.2020).
3 НедоступА.В. О работе Московского общества православных врачей // Церковь и медицина. М., 2005. С. 323.
4 Филимонов С., прот., ОшкоН.В., Виноградова Т.В. и др. Опыт организации и работы Общества православных врачей г. Санкт-Петербурга // Церковь и медицина. М., 2005. С. 330—331.
В связи с этим пока не воплощены в жизнь многие решения, такие как централизованная патронажная служба на дому, кабинеты православных врачей, хотя только в одном г. Кемерово с населением порядка 600 тыс. человек в связи с деятельностью сестричества насчитывается очень много глубоко верующих медицинских работников и одно только Общество православных врачей в Кемерово насчитывает до 40 человек. Но в настоящее время деятельность этого общества существует только в рамках сестричества1.
Итак, помимо человеческого фактора, который всегда находится в динамике, колоссальное значение имеет именно вопрос централизованного финансового обеспечения церковного служения в больничных учреждениях, без решения которого вся душепопечительская деятельность не сможет в полной мере раскрыть свой потенциал.
Список источников и литературы
1. Архив Кемеровского епархиального управления (АКЕУ). Протокол собрания Православного Сестричества свв. Жен-Мироносиц № 3. 2007.
2. АКЕУ. Устав региональной общественной организации «Общество православных врачей Кузбасса», 2008 г.
3. АКЕУ. Протокол собрания Православного Сестричества свв. Жен-Мироносиц г. Кемерово. 2001. № 1.
4. АКЕУ. Годовой отчет Православного Сестричества святых Жен-Мироносиц за 2008 год.
5. АКЕУ. Годовой отчет Православного Сестричества святых Жен-Мироносиц за 2009 год.
6. Антоний Сурожский, митр. Пастырство. Таганрог: «Новые мехи», 2005. 352 с.
7. Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. М.: ПСТ-ГУ, 2006. 448 с.
8. Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. М.: Святая гора, 2006. 304 с.
9. Ильяшенко Н.А. И молитва веры исцелит болящего. Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2006. 156 с.
10. Князев Г., прот. Основные задачи служения православных сестричеств в больничных учреждениях // II Всероссийский съезд Православных Врачей России. Воронеж, 2009. С. 21-23.
11. Князев Г., прот. Паллиативная помощь в онкологии // Паллиативная помощь в онкологии. Кемерово, 2009. С. 28-32.
12. Мурзина Н.П. Крылатые наши пришли: Непридуманные истории из жизни православной общины. Кемерово: «Мастерская Аз», 2009. 118 с.
13. Недоступ А.В. О работе Московского общества православных врачей // Церковь и медицина. М., 2005. С. 310-323.
14. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/419128.html (доступ от: 13.10.2020).
1 Устав региональной общественной организации «Общество православных врачей Кузбасса», 2008 г. // АКЕУ.
15. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон № 5487—1 от 22 июля 1993 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2413/ (доступ от: 13.10.2020).
16. Филимонов С., прот., Ошко Н.В., Виноградова Т.В. и др. Опыт организации и работы Общества православных врачей г. Санкт-Петербурга // Церковь и медицина. М., 2005. С. 330—331.
17. Шевченко А.А. О сотрудничестве Общества православных врачей России с международными христианскими медицинскими ассоциациями // Доклад на 2 Съезде Общества Православных врачей России. Воронеж, 2009. URL: https://refdb.ru/look/1203709.html (доступ от: 13.10.2020).
Archpriest Sergius Adodin (Adodin S.S.), Smolensk State University
problems of counseling in hospitals in the city of Kemerovo
Abstract: The study of the activities of individual social structures of the Russian Orthodox Church is very important and relevant today. It is often in such relatively isolated and little-studied organizations that serious ideas for the development of larger movements are born. In addition, as a rule, effective projects arise as a result of a high social demand for certain needs of society. It is precisely such a volunteer socially oriented movement that is the organization of individual sisterhoods. The Orthodox Sisterhood of the Holy Myrrh-Bearing Women of the city of Kemerovo of the Kuzbass Metropolis of the Russian Orthodox Church is one of many similar organizations that require serious study. It was founded in 1995 and has already twenty-five years of experience in its service to the people. Over the years, a rich and serious experience has been accumulated in the organization and implementation of spiritual care for patients in hospitals in Kemerovo. This experience is unique and unrepeatable in its own way, but at the same time, it draws attention to the general characteristics and problems of such organizations. This will be discussed in this article, which, among other things, is based on unique documents from the record keeping archive of the Kemerovo diocese.
Keywords: Kemerovo diocese, Sisterhood of the Holy Myrrh-bearers, social service, hospitals, personnel problem, funding, charity, volunteering, counseling, catechization.
References
Archive of the Kemerovo Diocesan Administration (AKDA), minutes of the meeting of the Orthodox Sisterhood of Sts. Women of Myrrhbearers No. 3. 2007.
Archive of the Kemerovo Diocesan Administration (AKDA), charter of the regional public organization "Society of Orthodox Doctors of Kuzbass", 2008.
Archive of the Kemerovo Diocesan Administration (AKDA), minutes of the meeting of the Orthodox Sisterhood of Sts. Female Myrrh-bearers, Kemerovo. 2001. No. 1.
Archive of the Kemerovo Diocesan Administration (AKDA), annual report of the Orthodox Sisterhood of the Holy Myrrh-Bearing Women for 2008.
Archive of the Kemerovo Diocesan Administration (AKDA), annual report of the Orthodox Sisterhood of the Holy Myrrh-Bearing Women for 2009.
Antonii Surozhskii, mitr. Pastyrstvo [Shepherding]. Taganrog, 2005.
Veniamin (Fedchenkov), mitr. Lektsiipopastyrskomu bogosloviiu s asketikoi [Lectures on Pastoral Theology with Asceticism]. Moscow, 2006.
Georgii (Kapsanis), arkhim. Pastyrskoe sluzhenie po sviashchennym kanonam [Pastoral service according to sacred canons]. Moscow, 2006.
Il'iashenko N.A. I molitva very istselit boliashchego [And the prayer of faith will heal the sick one]. Kemerovo, 2006.
Kniazev G., prot. 2009. Osnovnye zadachi sluzheniia pravoslavnykh sestrichestv v bol'nichnykh uchrezhdeniiakh [The main tasks of the ministry of Orthodox sisterhoods in hospitals]. II Vserossiiskiis"ezdPravoslavnykh Vrachei Rossii [II All-Russian Congress of Orthodox Doctors of Russia]. Voronezh, 2009, pp. 21—23.
Kniazev G., prot. Palliativnaia pomoshch' v onkologii [Palliative care in oncology]. Pal-liativnaia pomoshch' v onkologii [Palliative care in oncology]. Kemerovo, 2009, pp. 28—32.
Murzina N.P. Krylatye nashiprishli: Nepridumannye istorii izzhiznipravoslavnoi obshchiny [Our Winged Came: Non-Invented Stories from the Life of the Orthodox Community]. Kemerovo, 2009.
Nedostup A.V. 2005. O rabote Moskovskogo obshchestva pravoslavnykh vrachei [On the work of the Moscow Society of Orthodox Doctors]. Tserkov'i meditsina [Church and Medicine]. Moscow, 2005, pp. 310-323.
Osnovy sotsialnoi kontseptsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Foundations of the social concept of the Russian Orthodox Church]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/ text/419128.html (accessed: 13.10.2020).
Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ob okhrane zdorov'ia grazhdan: Federal'nyi zakon № 5487—1 ot 22 iiulia 1993 g. [Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on the protection of public health: Federal Law No. 5487-1 dated July 22, 1993]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2413/ (accessed: 13.10.2020).
Filimonov S., prot., Oshko N.V., Vinogradova T.V. i dr. 2005. Opyt organizatsii i raboty Obshchestva pravoslavnykh vrachei g. Sankt-Peterburga [Experience of organization and work of the Society of Orthodox Doctors of St. Petersburg]. Tserkov'imeditsina [Church and Medicine]. Moscow, 2005, pp. 330-331.
Shevchenko A.A. O sotrudnichestve Obshchestva pravoslavnykh vrachei Rossii s mezh-dunarodnymi khristianskimi meditsinskimi assotsiatsiiami [About cooperation of the Society of Orthodox Doctors of Russia with international Christian medical associations]. Doklad na 2 S"ezde Obshchestva Pravoslavnykh vrachei Rossii [Report at the 2nd Congress of the Society of Orthodox Doctors of Russia]. Voronezh, 2009. Available at: https://refdb.ru/ look/1203709.html (accessedt: 13.10.2020).