Научная статья на тему 'Проблемы духовнонравственного развития личности в современной России: социальный аспект'

Проблемы духовнонравственного развития личности в современной России: социальный аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОСТСЕКУЛЯРИЗМ / SPIRITUALITY / SOCIAL EDUCATION / SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT / POST-SECULARISATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Астэр И.В.

Статья посвящена актуальной проблеме социального образования. Анализируется потенциал данной отрасли образования в плане создания условий для духовно-нравственного развития личности. В статье рас- сматриваются существенные компоненты потенциала социального и духовного образования. Обращается внимание на необходимость взаимодействия образовательных учреждений различных типов с целью инте- грации их влияний на личность в её духовно-нравственном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SPIRITUALLYMORAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL IN MODERN RUSSIA: THE SOCIAL ASPECT

Article is devoted to an actual problem of social education. Examines the potential of the education sector in terms of creating conditions for the spiritual and moral development of the individual. The article discusses the essential components of the capacity of social education. Draws attention to the need for educational institutions of various types with a view to integrating their infl uences on personality in its spiritual and moral development

Текст научной работы на тему «Проблемы духовнонравственного развития личности в современной России: социальный аспект»

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

УДК 37.013.42+37.017.92

UDC 37.013.42+37.017.92

И.В. АСТЭР

кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения Российского педагогического университета им. А.И. Герцена E-mail: iaster@inbox.ru

I.V. ASTER

candidate of philosophical sciences the associate professor of religious studies of the Russian pedagogical university

of A.I. Herzen E-mail: iaster@inbox.ru

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

THE PROBLEM OF SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL IN MODERN RUSSIA: THE SOCIAL ASPECT

Статья посвящена актуальной проблеме социального образования. Анализируется потенциал данной отрасли образования в плане создания условий для духовно-нравственного развития личности. В статье рассматриваются существенные компоненты потенциала социального и духовного образования. Обращается внимание на необходимость взаимодействия образовательных учреждений различных типов с целью интеграции их влияний на личность в её духовно-нравственном развитии.

Ключевые слова: духовность, социальное образование, духовно-нравственное развитие, постсекуляризм.

Article is devoted to an actual problem of social education. Examines the potential of the education sector in terms of creating conditions for the spiritual and moral development of the individual. The article discusses the essential components of the capacity of social education. Draws attention to the need for educational institutions of various types with a view to integrating their influences on personality in its spiritual and moral development.

Keywords: spirituality, social education, spiritual-moral development, post-secularisation.

В процессе секуляризации, под которой мы понимаем утрату обществом «священного», институт религии теряет свою функцию на высшее определение реальности, что приводит общество к глубокому кризису. Бесконечный поток информации, обесценивающий язык и лишающий человека возможности остаться наедине с собой, приводит к конформизму мышления и обособлению от других. Имея лишь инстинкты и пристрастия, человек легко поддается всевозможным манипуляциям с его сознанием. Неспособность современного человека побыть наедине с самим собой, отсутствие трансцендентных практик приводит к ослаблению его ответственности перед другими, он способен лишь потреблять, используя окружающую среду в качестве средства для удовлетворения своих низших потребностей.

Однако, как известно, любой кризис может стать поворотным пунктом - от прошлого регресса к будущему прогрессу. И чем более глубокий внутренний кризис испытывает общество, тем больше конструктивных возможностей имеет оно потенциально. Рефлективное осмысление пройденного пути, понимание утраты позволяет двигаться дальше, сохраняя все лучшее из прошлого и конструируя новые формы.

Таким образом, секуляризация - это процесс, в результате которого на смену изжившим себя религиозным формам могут прийти новые. А социальный прогресс, как выяснилось в процессе исторического развития общества, связан, главным образом, не с экономическим, техническим или информационным совершен-

ствованием, но с приростом милосердия, любви и других добродетелей, посредством которых возможно спасение человечества. Экономический прогресс в развитых капиталистических странах, уменьшив нищету, приумножил эгоизм, социальное одиночество, депрессию, чувство неудовлетворенности. Постепенно религия, способная сформировать позитивно-практическое жизненное поведение ее последователей, в процессе секуляризации превратилась в одну из возможных сфер человеческой жизнедеятельности, не имеющей обязательного статуса.

Как демонстрируют данные социологических исследований, следование традиционным религиям отличает глубоко верующих людей от атеистов по многим характеристикам личности, смягчая отрицательные качества. Уже в подростковом возрасте атеисты более равнодушны, более непримиримы к недостаткам других, более мстительны, обладают низким уровнем самоконтроля, злопамятностью и социальной неустроенностью. Также у атеистов наблюдается склонность к зависимому поведению [4].

Результаты проведенного нами эмпирического исследования показали, что отношение к таким видам девиантного поведения, как наркомания, пьянство, табакокурение, проституция и пр. у опрошенных старшеклассников (16-17 лет) православной гимназии г. Санкт-Петербурга намного отрицательней, чем у учеников светского образовательного учреждения. Так, если в православной гимназии 85% учащихся никогда не употребляли алкогольные напитки и не курили, то

© И.В. Астэр © I.V. Aster

в светской школе таковых оказалось 3%; если в православной гимназии никто из опрошенных ни разу не употреблял наркотики, то в обычной школе 20% уже успели попробовать психостимуляторы (амфетамины, экстази) и препараты каннабиса (конопля, марихуана, гашиш).

Полученные результаты, установившие существование зависимости социального здоровья от степени религиозности молодых людей, подтверждают правомерность введения в 2012 году в учебную программу российских школ дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». Полагаем, что знакомство учащихся с историей и основами культуры одной из традиционных религий поспособствует, в том числе, и формированию здорового образа жизни. Данные религиозные учения до сих пор обладают значительным потенциалом развития, так как накопили громадный опыт таких гуманных норм, как доброта к ближнему, милосердие, почитание родителей, забота о сиротах, осуждение воровства, тунеядства, пьянства, супружеской неверности, высокомерия и пр.

Эксперимент со временем принесет свои плоды. Но его успешность, во многом, будет зависеть от профессионализма педагогов. Соответственно, важно организовывать как краткосрочные курсы, повышая квалификацию учителей в сфере теологии, истории и теории религии, так и открывать новые теологические и религиоведческие кафедры. О выполнении этой насущной задачи говорили 28 ноября 2012 г. на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». Так, в частности, Предстоятель Церкви назвал четыре важные причины открытия новых кафедр теологии в высшей школе. Во-первых, «теология в вузах — это культурный императив для общества, которое долгое время было практически отчуждено от религии». Во-вторых, теология способствует развитию социального служения в обществе, заниматься которым должны не только священнослужители, но, главным образом, миряне. В-третьих, необходимо воспитание «гуманитариев широкого профиля, в том числе таких, которые будут способны преподавать детям основы религиозных культур». И, в-четвертых, теология - это отличное «противоядие от распространения в обществе религиозного радикализма, который обычно развивается спонтанно» [1].

Педагог должен уметь раскрыть основные достоинства традиционных религиозных учений, научить не только религиозной терпимости, но и сопереживанию, заботе о других.

Сегодня все острее обсуждаются пути преодоления ксенофобии, профилактики этно-религиозных конфликтов. В российском обществе существует определенная психологическая установка на деление Мы-Они, поиск врагов (внутренних и внешних), виноватых во всех социально-экономических бедах, вера в мировой заговор. Безусловно, наиболее эффективный путь предотвращения агрессии и религиозного радикализма - создание соответствующих образовательных и воспитательных стратегий.

Важной частью в направлении утверждения гума-

нистических ценностей и порицания деструктивных должен стать межконфессиональный христианский и межрелигиозный диалог. Общение и взаимодействие не для «галочки» между представителями различных религиозных традиций, как на уровне лидеров, теологов, так и между рядовыми верующими, приведет не только к веротерпимости, но будет реальным средством противодействия секуляризации российского общества, процессом куда более опасным, чем наступление «еретиков» и инославных. Хорошей базой для такого сотрудничества может стать образовательная деятельность. Так, на территории Санкт-Петербурга помимо православных духовных учебных заведений действуют Высшая католическая семинария, евангелическая академия, лютеранские семинарии, пресвитерианская семинария, существуют иудейский, исламский и буддистский образовательный центры, открытые для межконфессионального взаимодействия.

Наиболее плодотворным нам представляется привлечение внимания педагогов и учащихся к социальному образованию. В рамках системы духовного образования Русской Православной Церкви можно вводить в программы обучения кандидатов в священнослужители не только предметы, знакомящие с юридическим обеспечением жизни прихода и организацией финансовой отчетности [3], но и курсы по социальному служению. И как в период образовательной подготовки, так и после рукоположения предоставлять возможность проходить практику в церковных социальных службах (по примеру практики для недавно рукоположенных диаконов и иереев в проектах православной службы «Милосердие» в Москве). Акцент на разработке христианской антропологии и концепции общества, развитие социальной доктрины Церкви, а также учет знаний современной социологии, психологии, экономики, демографии и др. общественных и гуманитарных наук будет способствовать тому, что социальное учение Церкви не превратится в абстракцию, оторванную от действительности.

Необходимо также формирование широкой партнерской сети образовательных учреждений, готовящих будущих социономов, с территориальными социальными учреждениями для обмена опытом и знаниями как в области социальной работы, так и в делах милосердия; профессионального общения и практического взаимодействия церковных и светских учреждений, занимающихся практической социальной работой; создание современных ресурсных центров сопровождения социальных работников для реализации кратковременных и долговременных совместных социальных программ, для внедрения инновационных технологий и методик психолого-социальной помощи населению.

Одно из актуальнейших направлений социального служения Церкви - духовно-нравственное просвещение населения страны. Причем если в советский период секулярного российского общества под духовно-нравственным просвещением понимается приобщение человека к гуманитарной культуре, включающей, возможно, традиции религии, то в православном служении

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - РИ1Ь080РИ1СЛ1,

под просвещением не следует понимать «научить или наставлять, или образовать, или даже осветить, но всего высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю его правду сквозь какой-то очистительный огонь...» [2,108]. Слово может оказать огромное влияние на жизнь человека, а потому важно аккуратно и ответственно распоряжаться им с той или ной целью. И одной из главных задач Русской Православной Церкви должна стать ориентация человека на поиск и обретение своего лучшего Я. Существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной, последняя определяет первую. Духовность же формируется в активной деятельности субъекта.

Человек не может являться средством государственных, общественных или экономических принципов, так как он - не одиночка, но часть целого - социума, ровно как и Церковь не находится вне общества или государства, они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Чувство бессмысленности существования подталкивает сегодня людей к поиску своей личности, своего происхождения и своего будущего. Бессмысленность преодолевается, когда находишься вблизи от любящего и дарующего надежду. Благодаря социальной и духовной поддержке можно преодолеть страх перед экономическим кризисом, перед безработицей и даже войной; не бояться ни одиночества, ни болезни, ни старости; не страшиться ни смерти, ни того, что будет после. Подобная поддержка - это ценность, проявляющаяся в готовности к самопожертвованию ради ближнего и сообщества.

Организация благотворительной деятельности, предполагающей причастность личности, - задача государства и Церкви, поскольку данная деятельность способствует как преодолению бюрократизма структур социального обеспечения, с каждым днем становящихся все более обезличенным, так и децентрализации крупных корпораций и политических объединений, использующих все более совершенные технологии, сводящих роль личности к наблюдению, но не деятельному творческому участию. Нельзя отнимать у отдельных лиц те дела, с которыми они способны справиться самостоятельно, как нельзя передавать крупным организациям функции мелких, которые те вполне могут выполнять без посторонней поддержки; но создавать условия для развития и совершенствования человеческой личности.

Цель планомерной социальной работы - создание общества, в центре которого будет личность, ориентированная на общественные блага, не замыкающаяся на собственном спасении. Масса - толпа, не имеющая собственного лица, но лишь привычки, легко управляемая путем воздействия на страсти и инстинкты, сулящие ей более легкую жизнь. Сообщество же личностей обладает волей к ответственности и стремится к установлению мира в обществе и гармонии в своей душе. По мысли С.Л. Франка, только любовь способна создать

соответствующую преобразующую атмосферу. Любовь не только по отношению к единоверцам и родственникам, но и к инаковерующим: «Высший и универсальный долг христианина есть долг любви к ближнему - к каждому человеку и ко всем людям, - так как он обязан во всех смыслах помогать ближнему и спасать его, он осознает себя косвенно ответственным за всякое зло, всякое страдание, всякую нужду в мире - за все, что есть в мире несовершенного, греховного. Ибо всякое такое зло как бедствие он осознает как итог своего упущения в исполнении долга любви» [5,141].

Стараясь принять ответственность за исполнение высшего долга - любви, христианин должен использовать различные подручные средства - аскетизм, созерцание, культовые действия; и по мере освоения более простых практик, приступать к исполнению более сложных - задач из сферы христианского долженствования. Так, новоначальный посредством аскетических практик может учиться управлять своим телом, проходя подвиги волевого сдерживания потребностей в еде, питье, сексуальном удовлетворении. Затем он преодолевает чувства злости, зависти, раздражения и др. порочные наклонности. Возвышение над собственными физиологическими потребностями позволяют человеку овладеть бескорыстием, сопереживанием.

Человек, чтобы стать подлинной личностью, должен научиться жертвовать собой, преодолевая самодостаточность и гордыню. Он должен стремиться к преображению, исцелению духа, к преодолению самости и общению с другими. Личность есть «бытие в общении». Чем глубже взаимодействие человека с другими, чем более открыт и оригинален он в диалоге, тем более в человеке личностного. Самостоятельность мышления, чувств, слова, поступков постепенно преобразуют человека в личность. Личностью становятся, совершенствуясь в любви и верности, тем самым, развивая духовные способности, действуя по собственной инициативе, осуществляя свои права, независимо от внешних влияний, но исходя из собственной ответственности.

Важным становится диалог Русской Православной Церкви и научного сообщества, сотрудничество церковных и светских образовательных учреждений социогуманитарного профиля. К примеру, на базе Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы осуществляется образовательная программа «Социальная работа в Русской Православной Церкви», дающая не только возможность повысить свою квалификацию как приходским социальным работникам, так и будущим священнослужителям, но развивающая социально-позитивную активность студенческой молодежи. В социальном образовании можно обнаружить и значительный миссионерский ресурс, но это тема для дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» (28 ноября 2012 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2619652.html Дата обращения: 11 января 2012 года.

2. Гоголь Н.В. Авторская исповедь. Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение. 1990.

3. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402889.html. Дата обращения: 11 января 2012 года.

4. Конецкая Н.В. Религиозность подростков в Санкт-Петербурге // Материалы по исследованию религиозной ситуации на Северо-Западе России и в странах Балтии: Вып. V. [Санкт-Петербург - город толерантной культуры]. Политехника-сервис, 2009. С.54-58.

5. Франк С.Л. Свет во тьме. М.: Факториал, 1998.

References

1. Speech of his Holiness Patriarch Kirill at the meeting of the «Theology in institutes of higher education: interaction between the Church, state and society» (November 28, 2012.) [Online resource]: http://www.patriarchia.ru/db/text/2619652.html

2. GogolN.V. Author's confession.- All-Russian Fund of culture. Pskov Department. 1990.

3. The report of his Holiness Patriarch of Moscow and all Russia Kirill at the Council of bishops of the Russian Orthodox Church (February 2, 2011). [Online resource]: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402889.html.

4. Konetskaya N.V Religiosity of teenagers in St. Petersburg // Materials for the study of the religious situation in the North-West of Russia and in Baltic countries: Vol. V. (Saint-Petersburg is a city of tolerance culture]. - Polytechnic-service, 2009.

5. Frank S.L.. The light in the darkness. - M.: Factorial, 1998.

УДК 1(091) ФУКО М. UDC 1(091)FUKO M.

И.Б. БУЛЫШКИН I.B. BULYSHKIN

аспирант кафедры логики, философии и методологии postgraduate student of logic, philosophy and methodology

науки Орловского государственного университета of science, Orel State University

Е-mail: sophialogos@yandex.ru Е-mai: sophialogos@yandex.ru

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ М. ФУКО

MICHEL FOUCAULTS GENEALOGICAL PROJECT

В статье рассматривается генезис генеалогического проекта М. Фуко и его основные характеристики. Анализируется влияние ницшеанской генеалогии на становление генеалогического проекта М. Фуко. Уделяется внимание закладыванию образа генеалогии как метода в процессе исследования М. Фуко проблемы «стирания реальности дискурса».

Ключевые слова: методология, генеалогия, дискурс, метафизика, история.

In article is considered Michel Foucault's genealogical project and ifs main characteristics. There is analyzed an influence of Nietzschean genealogy to formation of the genealogical project of M. Foucault. The attention is paid to mortgaging of an image of genealogy as method in the course of M. Foucault's research of a problem of "deleting of reality of a discourse".

Keywords: methodology, genealogy, discourse, metaphysics, history.

Одним из ключевых моментов в понимании движения мысли М. Фуко является определение того, был ли у М. Фуко метод, который им использовался при исследовании истории безумия, истории знания, власти или «техник самости» (technigues de soi). Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос: или у Фуко был метод, и он пользовался им от книги к книге, от проблемы к проблеме, или же, наоборот, у М. Фуко отсутствует метод, а его творчество есть не что иное, как вид беллетристики,

может быть, простая работа историка, в которой косвенным образом намечаются методологические стратегии. Мы будем исходить из первого мнения, которое поддерживается рядом исследователей, считающих, что метод присутствует в творчестве французского философа [5]. Для того чтобы попытаться дать более или менее четкое описание метода М. Фуко, необходимо уйти от понимания творчества философа в линейном и телеологическом смысле. Его книги необходимо рассматривать не

© И.Б. Булышкин © I.B. Bulyshkin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.