Научная статья на тему 'Проблемы доступа малого бизнеса к банковскому капиталу'

Проблемы доступа малого бизнеса к банковскому капиталу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ / КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / ТЕОРИЯ АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ДОХОДНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ / SMALL BUSINESS / LOAN CAPITAL / SMALL BUSINESS CREDITING / THEORY OF AGENT RELATIONS / PROFITABILITY OF SMALL BUSINESS / INFORMATION QUALITY / INFORMATION ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богоутдинов Борис Борисович, Балаханова Дарико Кенжебаевна, Баранников Александр Лукьянович, Иванова Светлана Петровна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия кредитных менеджеров и предпринимателей как основных составляющих процесса кредитования и скорости доступа к заемному капиталу для субъектов малого предпринимательства. Особое внимание уделено проблемам повышения информационной прозрачности во взаимоотношениях государственных финансовых институтов с субъектами малого и среднего предпринимательства. Открытость информации и положительное восприятие компетентности руководителя позволяют минимизировать риски недобросовестности. По итогам проведенного исследования авторами доказано влияние морального риска у компетентных предпринимателей на уровень прозрачности «мягкой» информации с целью мотивации кредитных менеджеров к принятию положительных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues of interaction between credit managers and entrepreneurs as key components of the crediting process and the speed of access to loan capital for entities of small business. Special attention is paid to enhancing information transparency in relations between state finance institutions and entities of small and medium business. Information openness and positive perception of executive's competence could minimize carelessness risks. On the basis of the research results the authors prove the impact of the moral risk of competent entrepreneurs on the level of 'soft' information transparency aimed at motivating credit managers to make positive decisions.

Текст научной работы на тему «Проблемы доступа малого бизнеса к банковскому капиталу»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА МАЛОГО БИЗНЕСА К БАНКОВСКОМУ КАПИТАЛУ

Богоутдинов Борис Борисович

кандидат экономических наук, руководитель консалтинговой компании «2Б Диалог». Адрес: ООО «Консалтинговая компания «2Б Диалог», 109428, Москва, Рязанский проспект, д. 10, стр. 2. E-maill: borisbash@mail.ru

Балаханова Дарико Кенжебаевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: dariko67@mail.ru

Баранников Александр Лукьянович

кандидат технических наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: iu2004@mail.ru

Иванова Светлана Петровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: 76sivanova@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия кредитных менеджеров и предпринимателей как основных составляющих процесса кредитования и скорости доступа к заемному капиталу для субъектов малого предпринимательства. Особое внимание уделено проблемам повышения информационной прозрачности во взаимоотношениях государственных финансовых институтов с субъектами малого и среднего предпринимательства. Открытость информации и положительное восприятие компетентности руководителя позволяют минимизировать риски недобросовестности. По итогам проведенного исследования авторами доказано влияние морального риска у компетентных предпринимателей на уровень прозрачности «мягкой» информации с целью мотивации кредитных менеджеров к принятию положительных решений.

Ключевые слова: малый бизнес, заемный капитал, кредитование малого бизнеса, теория агентских отношений, доходность малого бизнеса, качество информации, информационная асимметрия.

PROBLEMS OF BANK CAPITAL ACCESSIBILITY

FOR SMALL BUSINESS

Bogoutdinov, Boris B.

PhD, the Head of the CEO Consulting Company 2B Dialog.

Address: CEO Consulting company 2B Dialog, 10 Building 2 Ryazansky prospect, Moscow, 109428, Russian Federation. E-maill: borisbash@mail.ru

Balahanova, Dariko K.

PhD, Assistant Professor of the Department for Organization-Management Innovations of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: dariko67@mail.ru

Barannikov, Alexander L.

PhD, Assistant Professor of the Department for Organization-Management Innovations of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: iu2004@mail.ru.

Ivanova, Svetlana P.

PhD, Assistant Professor of the Department for Organization-Management Innovations of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: 76sivanova@mail.ru

The article discusses issues of interaction between credit managers and entrepreneurs as key components of the crediting process and the speed of access to loan capital for entities of small business. Special attention is paid to enhancing information transparency in relations between state finance institutions and entities of small and medium business. Information openness and positive perception of executive's competence could minimize carelessness risks. On the basis of the research results the authors prove the impact of the moral risk of competent entrepreneurs on the level of 'soft' information transparency aimed at motivating credit managers to make positive decisions.

Keywords: small business, loan capital, small business crediting, theory of agent relations, profitability of small business, information quality, information asymmetry.

Одна из проблем предпринимателей - кассовый разрыв, который возникает вследствие дефицита ликвидности, вызванного неэффективным планированием прихода/расхода денеж-

ных потоков. В связи с этим встает вопрос влияния информационной асимметрии на принятие решений о кредитовании при отсутствии доверительных отношений между банками и компаниями-заемщи-

ками. Это оказывает пагубное влияние на своевременное покрытие кассовых разрывов и возможность долгосрочного роста, что подтверждается рядом исследований.

На наш взгляд, информационная асимметрия имеет прямое влияние на возможность предпринимателей привлекать финансы в ограниченный промежуток времени и в условиях недостаточного количества информации. Для снижения рисков банки используют инструменты залогового обеспечения и гарантий, что накладывает дополнительные издержки и барьеры на предпринимателей [5]. Применение описанных инструментов оказывает отрицательное влияние на стоимость заемного капитала [6]. Для снижения морального риска обеих сторон необходимо обеспечить доступ к большему объему информации посредством создания единого бюро кредитных историй физических и юридических лиц на базе Центрального банка РФ.

Повышение качества информации позволит:

- сократить долю недобросовестных предпринимателей;

- упростить доступ к капиталу для добросовестных предпринимателей, что окажет положительное влияние на финансовое состояние малых предприятий. При этом при возникновении кассовых разрывов или привлечении средств на развитие бизнеса предприниматели смогут оперативно получать финансовую поддержку банков [4];

- уменьшить процентные ставки по кредитам, сделав стоимость денег сопоставимой по нагрузке с кредитами для крупного бизнеса.

В современных исследованиях взаимоотношений кредитных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) степень информационной открытости описывается двумя типами: как «жесткая» и «мягкая» информация. «Жесткая» информация основывается на предоставлении в банк официальных финансовых показателей (налоговая отчетность) о номинальном финансовом состоянии компании, тогда как «мягкая»

информация содержит дополнительные сведения из управленческой отчетности о реальном движении денежных средств, наличии долговых обязательств [9].

Представленные типы информации оказывают существенное влияние на оценку возможности будущего роста финансовых показателей компании-заемщика, срока кредитования и степени надежности компании.

В исследовании, проведенном Бэроном и Маркмэном, предполагается, что одним из важных факторов создания доверительных отношений между кредитными менеджерами и субъектами малого и среднего предпринимательства является восприятие кредитными менеджерами профессиональной компетентности руководителей компании [7]. Поэтому открытость информации и положительное восприятие компетентности руководителя позволяют минимизировать риски недобросовестности, что подтверждается исследованиями Моро, Финка и Каутонена [14]. По результатам эмпирического исследования на основании данных из 433 банков в сфере кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства северной Италии наблюдается эффект положительного влияния на кредитного менеджера при представлении «мягкой» информации в сравнении с вновь открывающейся информацией при работе с «жесткой» информацией. Необходимо отметить, что уровень воспринимаемой компетентности положительно влияет на величину процентной ставки [14].

Таким образом, можно заключить, что предприниматели могут оказывать влияние на стоимость и качество заемных средств посредством использования «мягкой» информации, тогда как банки могут делегировать полномочия региональным кредитным менеджерам. Это обусловлено тем обстоятельством, что кредитные менеджеры в большей степени взаимодействуют с предпринимателями, а соответственно, обладают большим объемом «мягкой» информации о компании-заемщике.

По мнению Ланса, Верстегена и Малде-ра, профессиональная компетентность является главным атрибутом отдельного индивида и влияет на рост добавленной стоимости активов компании, отвечая тем самым ожиданиям заинтересованных сторон в будущем [13]. Положительная связь между уровнем профессиональной компетенции и пониманием желаний потребителя наблюдается и в результатах других исследований [7; 10; 12]. Поэтому уровень профессиональной компетентности руководителя малого предприятия является основополагающим фактором будущих возможностей бизнеса в части производства востребованных товаров/услуг и привлечения заемного капитала.

Информационная асимметрия выступает доминирующим фактором, который оказывает влияние на изменение затрат, связанных с раскрытием информации со стороны как кредитора, так и заемщика. Наиболее распространенная в России организационно-правовая форма обществ с ограниченной ответственностью имеет низкую информационную прозрачность, но в то же время в процессе развития компании предприниматели используют для обеспечения кредита под залог собственное имущество. Такое положение дел подтверждается исследованиями. Например, Бергер отмечал, что личное состояние учредителей обществ с ограниченной ответственностью часто используется в качестве залогового обеспечения, но при этом никак не отображено в финансовой отчетности предприятия [8]. Следовательно, даже тщательно проведенный аудит отчетности не позволяет определить истинные источники финансирования и другие материальные выгоды собственников компании, которые могут достигать 20% в денежном выражении и использоваться в качестве расходов юридического лица на личные цели его учредителей и руководителей [11; 15].

Поэтому справедливо предположить, что собственники крупных компаний воспринимаются кредитными менеджерами как предприниматели с высоким уровнем

профессиональной компетентности в сравнении с управляющими компаниями с меньшим денежным оборотом. Взаимодействие кредитных менеджеров и предпринимателей создаст дополнительные стимулы для каждой из сторон [1]. Кредитные менеджеры получат дополнительные стимулы к получению полной и достоверной информации, тогда как предприниматели смогут оказывать непосредственное влияние на величину процентной ставки. На наш взгляд, величина процентной ставки представляет собой зависимую переменную, основным фактором изменения которой является степень информационной прозрачности.

Необходимо отметить, что в настоящее время в России существует проблема повышения информационной прозрачности, что не позволяет субъектам малого предпринимательства оперативно получать доступ к заемному капиталу [3]. Это объясняется следующими фактами:

- отсутствием взаимодействия государственных финансовых институтов с субъектами малого и среднего предпринимательства, что связано с нежеланием банков брать на себя дополнительные риски в условиях стагнации;

- высокой стоимостью заемного капитала, которая при текущем экономическом спаде не позволяет малым предпринимателям обслуживать возросшую долговую нагрузку;

- наличием информационной асимметрии, что связано с закрытостью информации и искажением данных недобросовестными предпринимателями и представителями банков. В связи с этим моральный риск у предпринимателей остается на высоком уровне.

Таким образом, одной из основных проблем доступа к заемному капиталу у малого бизнеса в России остается информационная асимметрия во взаимоотношениях финансовых институтов и предпринимателей. Делегирование полномочий кредитным менеджерам, обладающим большим объемом «мягкой» информации, со-

кратит риски взаимодействия финансовых институтов и частных предпринимателей. Финансовая мотивация, выраженная в снижении стоимости кредита добросовест-

ным предпринимателям, предоставит дополнительные стимулы раскрытия «мягкой» информации субъектам малого и среднего предпринимательства.

Список литературы

1. Балаханова Д. К. Современные подходы к формированию инновационной стратегии управления человеческими ресурсами // Управление экономическими системами : электрон. науч. журн. - 2015. - № 10 (82). - URL: http://uecs.ru/uecs-82-822015/item/3729-2015-10-06-07-00-24

2. Баранников А. Л. О государственной политике в сфере регулирования кризисных ситуаций // Ценности и интересы современного общества : материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2015. - С. 395-398.

3. Богоутдинов Б. Б. Формирование предпринимательской среды: анализ доходности и методы управления // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 12. -C. 1899-1912.

4. Богоутдинов Б. Б., Цветков В. Я. Инструменты поддержки предпринимательской инициативы в экономической системе России // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2016. - № 1. - C. 18-29.

5. Иванова С. П. Эффективная и стабильная банковская система - необходимое условие устойчивого развития экономики // Актуальные вопросы экономических наук. -2015. - № 42. - С. 28-32.

6. Иванова С. П., Литвинов А. Н. К вопросу о развитии источников финансирования инвестиций // Международная торговля и торговая политика. - 2013. - № 9-10 (79). -С. 24-33.

7. Baron R. A., Markman G. D. Beyond Social Capital: the Role of Entrepreneurs' Social Competence in their Financial Success // Journal of Business Venturing. - 2003. - N 18. -Р. 41-60.

8. Berger A. N., Espinosa-Vega M. А., Frame W. S. et al. Why Do Borrowers Pledge Collateral? New Empirical Evidence on the Role of Asymmetric Information // Journal of Financial Intermediation. - 2011. - Vol. 20. - Issue 1. - P. 55-70.

9. Berger A. N., Udell G. F. A More Complete Conceptual Framework for SME Finance // Journal of Banking & Finance. - 2006. - N 30. - P. 2945-2966.

10. Chandler G. N., Hanks S. H. Founder Competence, the Environment, and Venture Performance // Entrepreneurship Theory and Practice. - 1994. - N 18. - Р. 77-89.

11. Hamilton B. H. Does Entrepreneurship Pay? An Empirical Analysis of the Returns to Self-Employment // Journal of Political Economy. - 2000. - N 108. - Р. 604-631.

12. Holt R., Macpherson A. Sensemaking, Rhetoric and the Socially Competent Entrepreneur // International Small Business Journal. - 2010. - N 28. - Р. 20-42.

13. Lans T., Verstegen J., Mulder M. Analysing, Pursuing and Networking: Towards a Validated Three-Factor Framework for Entrepreneurial Competence from a Small Firm Perspective // International Small Business Journal. - 2011. - N 29. - Р. 695-713.

14. Moro A, Fink M., Kautonen T. How Do Banks Assess Entrepreneurial Competence? The Role of Voluntary Information Disclosure // International Small Business Journal. - 2014. -Vol. 32. - Issue 5. - Р. 525-544.

15. Moskowitz T. J., Vissing-J0rgensen A. The Returns to Entrepreneurial Investment: A Private Equity Premium Puzzle? // The American Economic Review. - 2002. - N 92. -Р. 745-778.

References

1. Balakhanova D. K. Sovremennye podkhody k formirovaniyu innovatsionnoy strategii upravleniya chelovecheskimi resursami [Modern Approaches to Developing the Innovation Strategy of HR Management]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami : elektron. nauch. zhurn. [Managing Economic Systems, E-Journal], 2015, No. 10 (82). (In Russ.). Available at: http://uecs.ru/uecs-82-822015/item/3729-2015-10-06-07-00-24

2. Barannikov A. L. O gosudarstvennoy politike v sfere regulirovaniya krizisnykh situatsiy [About State Policy in Regulating Crisis Situations]. Tsennosti i interesy sovremennogo obshchestva, materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Values and Interests of Modern Society, materials of the International Conference]. Moscow, 2015, pp. 395-398. (In Russ.).

3. Bogoutdinov B. B. Formirovanie predprinimatel'skoy sredy: analiz dokhodnosti i metody upravleniya [Shaping the Entrepreneurial Environment: Analyzing Profitability and Methods of Management]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneur ship], 2015, Vol. 16, No. 12, pp. 1899-1912. (In Russ.).

4. Bogoutdinov B. B., Tsvetkov V. Ya. Instrumenty podderzhki predprinimatel'skoy initsiativy v ekonomicheskoy sisteme Rossii [Tools of Supporting Entrepreneurial Initiative in Economic System of Russia]. Menedzhment i biznes-administrirovanie [Management and Business Administration], 2016, No. 1, pp. 18-29. (In Russ.).

5. Ivanova S. P. Effektivnaya i stabil'naya bankovskaya sistema - neobkhodimoe uslovie ustoychivogo razvitiya ekonomiki [Efficient and Stable Banking System as a Necessary Condition of Sustainable Economic Development]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk [Acute Issues of Economics], 2015, No. 42, pp. 28-32. (In Russ.).

6. Ivanova S. P., Litvinov A. N. K voprosu o razvitii istochnikov finansirovaniya investitsiy [Concerning the Issue of Developing Sources of Investment Financing]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2013, No. 9-10 (79), pp. 2433. (In Russ.).

7. Baron R. A., Markman G. D. Beyond Social Capital: the Role of Entrepreneurs' Social Competence in their Financial Success. Journal of Business Venturing, 2003, No. 18, pp. 41-60.

8. Berger A. N., Espinosa-Vega M. A., Frame W. S. et al. Why Do Borrowers Pledge Collateral? New Empirical Evidence on the Role of Asymmetric Information. Journal of Financial Intermediation, 2011, Vol. 20, Issue 1, pp. 55-70.

9. Berger A. N., Udell G. F. A More Complete Conceptual Framework for SME Finance. Journal of Banking & Finance, 2006, No. 30, pp. 2945-2966.

10. Chandler G. N., Hanks S. H. Founder Competence, the Environment, and Venture Performance. Entrepreneurship Theory and Practice, 1994, No. 18, pp. 77-89.

11. Hamilton B. H. Does Entrepreneurship Pay? An Empirical Analysis of the Returns to Self-Employment. Journal of Political Economy, 2000, No. 108, pp. 604-631.

12. Holt R., Macpherson A. Sensemaking, Rhetoric and the Socially Competent Entrepreneur. International Small Business Journal, 2010, No. 28, pp. 20-42.

13. Lans T., Verstegen J., Mulder M. Analysing, Pursuing and Networking: Towards a Validated Three-Factor Framework for Entrepreneurial Competence from a Small Firm Perspective. International Small Business Journal, 2011, No. 29, pp. 695-713.

14. Moro A., Fink M., Kautonen T. How Do Banks Assess Entrepreneurial Competence? The Role of Voluntary Information Disclosure. International Small Business Journal, 2014, Vol. 32, Issue 5, pp. 525-544.

15. Moskowitz T. J., Vissing-J0rgensen A. The Returns to Entrepreneurial Investment: A Private Equity Premium Puzzle? The American Economic Review, 2002, No. 92, pp. 745-778.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.