Научная статья на тему 'Проблемы доступа к информации о расходовании государственного бюджета на местном уровне'

Проблемы доступа к информации о расходовании государственного бюджета на местном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ПОДОТЧЁТНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА / РАСХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА / ГОРОД ХУДЖАНД И ГАНЧИНСКИЙ РАЙОН / СЕКТОРЫ "ОБРАЗОВАНИЕ" И "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" / ОТСУТСТВИЕ ЧЁТКИХ МЕХАНИЗМОВ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / THE ACCESS FOR INFORMATION / THE ACCOUNTABILITY OF GOVERNMENT / THE EXPENSES OF LOCAL BUDGET / KHUJAND CITY AND GONCHY REGION / THE SECTORS "EDUCATION" AND "HEALTH SERVICE" / THE ABSENCE OF EXACT MECHANISMS / THE GRANT OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асророва Мавлуда Абдушукуровна

Право граждан на получение и распространение информации одно из необходимых условий существования демократического общества. Доступ граждан к информации определяет свободу слова в стране, а также является важным элементом, обеспечивающим подотчётность правительства перед своими гражданами. Для обеспечения прозрачности предоставления бюджетных услуг, важное значение имеет исследование уровня выполнения расходов местного бюджета. Данный анализ составлен на примере города Худжанда и Ганчинского района Согдийской области по секторам «Образование» и «Здравоохранение». Законодательная база в РТ по доступу информации максимально приближена к общемировым стандартам. Но она носит характер «разрешительного», а не «обязательного» предоставления информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of access of information about the expenses of government budget in local level

The Right of the people on reception and spreading to information one of the necessary conditions of existence democratic society. The Access of the people to information defines the freedom of speech in country, as well as is an important element, providing account ability government before their own people. For ensuring the transparencies of the granting the budgetary services, the study level performing the expenses of the local budget has important importance. The givenned analysis is formed on example of Khujand city and Ganch district of Sogd region on sector "Formation" and "Public health". The Legislative base in RT on access of information greatly aproximate to worldwide standard. But it carries the nature of "solution", rather then "obligatory" granting to information.

Текст научной работы на тему «Проблемы доступа к информации о расходовании государственного бюджета на местном уровне»

6. Bo van Elzakker, Frank Eyhorn. The Organic Business Guide. Developing sustainable value chains with smallholders. IFOAM and collaborating organisations (Helvetas, Agro Eco Louis Bolk Institute, ICCO, UNEP) 2010.

7. http://extension.agron.iastate.edu/organicag/whatis.html

8. http://un.by/news/world/2007.

9. http://www.ams.usda.gov/nop/NOP/standards/DefineReg.html

10. Organic agriculture, environment and food security. Environment and Natural Resources Series No.4. - Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations, 2002.

11. Organic Agriculture. A Glossary of Terms for Farmers and Gardeners.//http//ucce.ucdavis.edu/files/filelibrary/ 1068/8286.pdf

12. USDA Consumer Brochure: Organic Food Standards and Labels: The Facts//http://www.ams.usda.gov/nop/ Consumers/brochure.html

Бабаджанов Д.Д., Юсупов Д.С.

Концептуальные основы формирования органического сектора сельского хозяйства

Анализ литературных источников, посвященных проблеме развития органического сельского хозяйства, показывает, что в различных странах существует множество определений этого сектора. Термин «органическое сельское хозяйство» был введен в научный обиход в 1940 году лордом Нортборном в книге «Взгляд на землю». В исследовании основной упор сделан на понятие «органическое сельское хозяйство». В статье рассматривается значение перехода к органическому сельскому хозяйству. Обобщены теоретические основы органического сельского хозяйства. Сформулирован собственный понятийный аппарат автора. Приведены обстоятельства и решаемые задачи, способствующие формированию органического сельского хозяйства в Республике Таджикистан.

Babadjanov D.D., Ysupov D.S.

Conceptual shaping bases of organic sector of agriculture in Tajikistan

The essence and importance of transition to organic agriculture is considered in this article. The author summed up theoretical bases of organic agriculture. He states his own understanding of the notion. There are given circumstance and urgent problems, promoting the formation of the organic agriculture in Tajik Republic.

Асророва Мавлуда Абдушукуровна,-к.э.н., доцент, заведующая кафедрой менеджмента ТГУПБП

ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О РАСХОДОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

Право граждан на получение и распространение информации — одно из необходимых условий существования демократического общества. От информации, её оперативного нахождения и использования в большой мере зависит качество жизни людей.

Доступ граждан к информации, с одной стороны, определяет свободу слова в стране, с другой же - является важным элементом, обеспечивающим подотчётность правительства перед своими гражданами.

Провозглашая себя демократической страной в 1991 году, Республика Таджикистан обязалась соблюдать принципы демократического управления, гарантируя своим гражданам определенные права и свободы. В части доступа к информации в статье 25 Конституции РТ говорится: «Государственные органы, общественные объединения, политические партии и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность получения и ознакомления с документами, касающимися его прав и интересов, кроме случаев, предусмотренных законом». На основе Конституции разработаны законы страны, регулирующие доступ к информации.

В настоящем законе используются следующие основные понятия: право на доступ к информации - право каждого гражданина на свободное осуществление поиска информации и получение её от государственных органов и организаций, иных органов и организаций, наделенных государством властными полномочиями, органов местного самоуправления (далее - органов и организаций), их должностных лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях.

Этот закон предусматривает право на получение информации для всех, кто обращается за её получением. Кроме того, он предусматривает наличие в каждом ведомстве специальных лиц, ответственных за предоставление информации.

Для обеспечения прозрачности предоставления бюджетных услуг, важное значение имеет исследование уровня выполнения расходов местного бюджета. Данный анализ составлен на примере города Худжанда и Ганчинского района Согдийской области по секторам «Образование» и «Здравоохранение». Сегодня многих налогоплательщиков интересует вопрос: «Как местные органы власти используют бюджетные средства?» и какова степень роста статей расходов бюджета на такие важные социальные сферы, как образование и здравоохранение .

Необходимо отметить, что информация о расходовании средств местных бюджетов должна публиковаться. Так, например, в местной периодике прошла информация о перевыполнении доходной и расходной частей бюджета города Худжанд за 2008 год, конкретных данных о постатейном расходовании бюджетных средств, ключевых моментах бюджета и другой важной для налогоплательщиков информации. Вся информация, приведенная ниже, хотя и является открытой, но не публикуется в печати.

Расход бюджета по г. Худжанду

Рассмотрим статьи расходов бюджета по городу Худжанду за два последних отчётных периода по секторам «Образование» и «Здравоохранение». Анализ данных таблицы 2 показал, что в этих статьях расходов наблюдается тенденция недовыполнения плановых показателей. В частности, если план по сектору «Образование» в 2008 году был выполнен на 99,9%, то в 2009 году он составил 98,1%. Аналогичная ситуация наблюдается по сектору «Здравоохранение» - 99,8 и 97,3% соответственно.

Статьи, которыми больше всего интересуются налогоплательщики, являются канцелярские расходы, наглядно-учебные пособия, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, подготовка и переподготовка кадров, публикации и издательские расходы, которые имеют малый удельный вес в общем расходе. Например, на статью «Подготовка и переподготовка кадров» не запланирована сумма расходов, хотя данная статья расходов является важным требованием улучшения и развития нынешнего состояния кадрового потенциала этих сфер деятельности.

Из постатейного анализа расходования бюджетных средств можно сделать вывод: в городе Худжанде в 2008 году проживали 155900 человек. Если подсчитать расходы на медикаменты и перевязочные материалы на одного городского жителя, то получится сумма, равная 1,19 сомони в год (общие расходы на медикаменты и перевязочные материалы составили сумму 185437 сомони).

Если предположить, что за медицинской помощью обратился только 1% населения города Худжанда, то было бы израсходовано (185437/1559) = 118,9 сомони. Это притом, что на одно лечение заболевания средней степени тяжести, по словам самих же медиков, необходимо затратить сумму не меньше 200 сомони на человека! В 2009 году эта статья расходов составила 223252 сомони и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 37815 сомони, что на душу населения составляет всего лишь 1,42 сомони.

По статье «Продукты питания» сектора «Здравоохранение» в 2008 году расходы по бюджету составили 99836 сомони или 0,64 сомони на душу населения. Если предположить, что в течение года стационарное лечение потребуется только 1% населения города Худжанд и курс стационарного лечения составляет 21 день, то на каждый день лечения средств на питание будет выделено на сумму 3,05 сомони. Сейчас, когда рыночная стоимость продуктов ежегодно увеличивается не менее чем на 20%, такое выделение средств явно не удовлетворит налогоплательщика. И это если только предположить, что лечиться в стационарах будет всего 1% населения города!

00 On

№ Стать и

2008 2009 Вы полн е ние 2009/200 8

Утверждё 11111 > 1 il бюджет Уточне нн ый бюджет Выполнен не Процен т Разниц а Утверждё нный бюджет Уточненный бюджет Вы поли е ние Процент Разница

1 Заработная плата и жалование 1.1 1 1576106 1853701 1853516 100,0 -185 3554293 3519169 3386084 96,2 -133085 182,7

2 Социальное и пенсионное страхование 1.2.1. 394027 465057 464964 100,0 -93 888573 896738 880845 98,2 -15893 189,4

3 Канцелярские расходы и наглядно-учебные пособия 2.1.1. 11465 11140 11223 100,7 83 12100 39337 38931 99,0 -406 346,9

4 Хозрасходы и инвентарь 2.1.2. 47590 43728 43712 100,0 -16 49200 49100 48477 98,7 -623 110,9

5 Командировочные расходы 2.1.3. 2625 2625 2397 91,3 -228 1800 1800 1795 99,7 -5 74,9

6 Мягкий инвентарь и обмунд ирование 2.1.4. 26305 26305 26185 99,5 -120 30009 33929 33005 97,3 -924 126,0

7 Продукты питания 2.1.6 98590 99870 99836 100,0 -34 124250 124321 123548 99<4 -773 123,7

8 Горюче-смазочные материалы 2.1.7 3000 3000 3000 100,0 0 -

9 Арендная плата 2.1.8 9245 9245 9239 99,9 -6 10500 10500 10501 100,0 1 113,6

10 Медикаменты и перевязочные средства 2.1.9 178650 185334 18 5 437 100,1 103 224500 224500 223252 99<4 -1248 120,4

11 Оплата услуг специалистов, нанятых для выполнения определённых работ и услуг 2.1.10 1350 7166 6669 93,1 -497 5500 5500 5309 96,5 -191 79,6

12 Подготовка и переподготовка кадров 2.1.11 0 -

Представительские расходы 2.1.12 0 -

13 Товары и услуги, не отнесённые к ддогим категориям 2.1.17 3800 4376 3538 80,9 -838 4200 8950 8389 93,7 -561 237,1

14 Оплата за коммунальные услуги 2.2 163640 262176 260781 99,5 -1395 209459 409701 409714 100,0 13 157,1

15 Содержание и ремонт, не отнесённые к другим категориям 2.3.1 225000 385000 382000 99,2 -3000 302000 565067 559098 98,9 -5969 146,4

16 Транспортные средства и тяжелая техника 2.3.3 2000 2000 100,0 - -

17 Офисная мебель и офисное техническое оборудование 2.3.4 13965 12893 12828 99,5 -65 7000 7000 6999 100,0 -1 54,6

18 Услуги связи 2.4.1 15425 15425 15389 99,8 -36 19300 19300 19276 99,9 -24 125,2

19 Услуги почтовых служб 2.4.3 5980 5980 5762 96,4 -218 8450 8450 8331 98,6 -119 144,6

20 Новое строительство 5.1.1 750000 950000 949565 100,0 -435 -

21 Транспортные средства и инвентарь 5.2.1 24000 13549 13548 100,0 -1 1724 1727 100,2 3 12,7

Всего: 3547763 4355570 4348589 99 ¿8 -6981 5454134 5928086 5768281 973 -159805 132,6

I §

! Ьз

о

M

Kj о

0

У

1

i §

■fc,

Kj о

ТаблицаМ»! - Информация о выполнении бюджета городаХуджанда на 2008-2009годы - сектор «Здравоохранение»

Статьи

2008 2009 2009/ 2008 %

Утверждён ный бюджет Уточнен ный бюджет Выполне ние Проце нт Разница Утвермедён ный бюджет Уточненн ый бюджет Выполнен не Процен т Разница

Заработная плата и жалование 1.11 5422703 5780878 5778146 100,0 -2732 7037834 6675977 6544993 98,0 -130984 113,3

Социальное и пенсионное страхование 1.2.1 1290603 1411703 1410846 99,9 -857 1759419 1706424 1642801 96,3 -63623 116,4

Канцелярские расходы и наглядно-учебные пособия 2.1.1 15175 15175 15071 99,3 -104 21569 20369 19216 94,3 -1153 127,5

Хозрасходы и инвентарь 2.1.2 23705 27701 27652 99,8 -49 20199 31404 31120 99,1 -284 112,5

Командировочные расходы 2.1.3 12525 21855 21516 98,4 -339 12200 11600 10584 91,2 -1016 49,2

Мягкий инвентарь и обмунд ирование 2.1.4 34300 44915 44725 99,6 -190 3055 9805 9432 96,2 -373 210,9

Продукты питания 2.1.6 173400 180400 180322 100,0 -78 147000 175500 175181 99,8 -319 97,1

Горюче-смазочные материалы 2.1.7 14200 14200 14142 99,6 -58 7200 7362 7353 99,9 -9 52,0

Арендная плата 2.1.8 0 -

Медикаменты и перевязочные средства 2.1.9 4050 4050 4048 100,0 -2 4200 4400 3995 90,8 -405 98,7

Оплата услуг специалистов, нанятых для выполнения определённых работ и услуг 2.1.10 14000 14961 14911 99,7 -50 17806 19893 17806 89,5 -2087 119,4

Подготовка и переподготовка кадров 2.1.11 500 -

Представительские расходы 2.1.12 30000 130000 129997 100,0 -3 19645 15436 13754 89,1 -1682 10,6

Публикации и издательские расходы -

Товары и услуги, не отнесённые к другим категориям 2.1.17 30000 31300 31291 100,0 -9 -

Оплата за коммунальные услуги 2.2 258170 354199 351702 99,3 -2497 273660 893309 890747 99,7 -2562 253,3

Содержание и ремонт зданий и сооружений 2.3.1 401500 1240483 1238721 99,9 -1762 357088 1137152 1133930 99,7 -3222 91,5

Транспортные средства и тяжелая техника 2.3.3 6000 6000 6000 100,0 0 760 760 100,0 0 12,7

Офисная мебель и офисное техническое оборудование 2.3.4 5000 5000 4947 98,9 -53 1000 993 99,3 -7 20,0

Услуги связи 2.4.1 27804 27541 27483 99,8 -58 28831 27631 27360 99,0 -271 99,5

Услуги почтовых служб 2.4.3 5875 9550 9373 98,1 -177 18599 17599 17370 98,7 -229 185,3

Стипендии 4.4.1 72500 67115 67108 100,0 -7 66000 36117 35613 98,6 -504 53,1

Новое строительство 5.1.1 250000 250000 248621 99,4 -1379 400000 400000 399348 99,8 -652 160,6

Транспортные средства и инвентарь 5.2.1 40000 170734 170892 100,1 158 110259 165205 163820 99,2 -1385 95,9

Всего: 8131510 9807883 9797577 99£ -10306 10335061 11388243 111774 67 98,1 -210776 114,1

Таблица №2 - Информация о выполнении бюджета городаХуджанда на 2008-2009 годы - сектор «Образование

Информация о выполнении расходной части бюджета Ганчинского района на 2008-2009 годы по сектору «Образование» и «Здравоохранение»:

Рассмотрим состояние использования бюджетных средств на примере такого субвенционного района, как Ганчи. В 2009 году в районе проживали 138527 человек. В этом районе также большой интерес представляют расходы по двум основным статьям - здравоохранение и образование.

Расходы на здравоохранение

Расходы местного бюджета на здравоохранение в 2009 году составили 1491323 сомони, из них на статью «Медикаменты и перевязочные средства» израсходовано 13321 сомони или 0,9% от общей суммы. На душу населения этих расходов приходится 0,96 сомони. Если данной статьей бюджета воспользуется только 1% населения, то получается 9,62 сомони в год. Если учитывать, что в Ганчинском районе количество коек рассчитано на 650 больных, то на одно койко-место приходится (13321/650) = 20,5 сомони в год. Это тогда, как цены на приобретения медикаментов составляют не маленькую сумму.

Однако хотелось бы отметить, что расходы на коммунальные услуги в приведённых статьях перевыполнены. Это значит, что задолженности местного бюджета перед государством нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большой интерес представляют расходы местного бюджета по статье «Продукты питания».

На 1.01.2010. по статье «Продукты питания» израсходовано 35540 сомони. Если этой статьёй воспользуется 1% населения района, то получится, что на каждого будет потрачено в год 25,7 сомони. Это статья, несмотря на незначительную сумму, перевыполнена и в 2008, и в 2009 году. В то же время хотелось бы отметить, что размеры выделенных средств бюджета в 2009 году по отношению к 2008 году снижены и составляют 91,9%.

Расходы на образование

Теперь рассмотрим расходы бюджета по Ганчинскому району на образование. Конечно, незначительная часть расходов на образование приходится на долю местного бюджета района. В основном расходы, интересующие налогоплательщиков по статье «образование», выделяются из республиканского бюджета по министерствам, что не имеет отражения в местном бюджете района.

Но более пристального внимания со стороны местных органов власти требуют такие статьи, как канцелярские расходы и наглядно-учебные пособия, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, подготовка и переподготовка кадров, публикации и издательские расходы.

00

VO

№ 4.Статьи ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

?ПП8 ?ПП9 2009/ 2008-%

План Выполнение % разница План Выполнен % разница

1. Заработная плата и жалование 1.1.1 5538 77 496280 89,6 -57597 1.1.1 1052326 1043876 99,1 8450 210,3

2 Социальное и пенсионное страхование 1.2.1 138469 127837 92,3 -10632 1.2.1. 2631 42 258420 98,2 -4722 202,1

3 Канцелярские расходы и наглядно-учебные пособия 2.1.1 3548 3464 97,6 -84 2.1.1. 2344 2186 93,2 -158 63,1

4 Хозрасходы и инвентарь 2.1.2. 1355 1435 105,9 80 2.1.2. 1330 1279 96,1 -51 89,1

5 Командировочные расходы 2.1.3. 4910 4975 101,3 65 2.1.3. 7825 7785 99,4 -40 156,5

6 Мягкий инвентарь и обмундирование 2.1.4. 470 470 100,0 - - -

7 Продукты питания 2.1.6. 25660 38671 150,7 13011 2.1.6. 25040 35540 141,0 10500 91,9

8 Горюче-смазочные материалы 2.1.7. 4315 4315 100,0 - 2.1.7. 4180 4180 100 - 96,9

9 Арендная плата 2.1.8 350 352 100,5 2 2.1.8. 380 - - _

10 Медикаменты и перевязочные средства 2.1.9. 13592 12629 93,0 -963 2.1.9. 14245 13321 93,5 -924 105,5

11 Оплата услуг специалистов, нанятых для выполнения определённых работ и услуг 2.1.10. 5600 5236 93,5 -364 2.1.10. 6300 6197 98,3 -103 118,3

12 Подготовка и переподготовка кадров 2.1.11. - -

13 Представительские расходы 2.1.12. - -

14 Изготовление наград, сертификатов, медалей, монет и приобретение памятных подарков 2.1.14. 2.1.14. 130 - - -

15 Товары и услуги, не отнесённые к другим 2.1.17 690 690 100,0 2,2.17 113 16,4

16 Электроэнергия 2.2.1. 19917 19756 99.1 -161 2.2.1. 28770 30871 107,1 2101 156,3

17 Отопление 2.2.3. 21138 21219 100,3 81 2.2.3. 26340 45817 173,9 19477 215,9

18 Вывоз мусора 2.2.4. 4000 3946 98,6 -54 2.2.4 5623 5491 97,6 -132 139,1

19 Вода 2.2.5. 10100 31767 314,5 21667 2.2.5. 18923 29726 157,0 10803 93,6

20 Коммунальные услуги, не отнесённые к другим категориям 2.2.6. - - -

21 Содержание и ремонт зданий и сооружений 2.3.1. 2862 5899 206,1 3037 2.3.1 1504 - - 25,4

22 Транспортные средства и тяжелая техника 2.3.3. 2838 2300 81,0 -538 2.3.3 839 839 100,0 - 36,5

23 Офисная мебель и офисное техническое оборудование 2.3.4. 430 432 100,4 2 - - - - -

24 Услуги связи 2.4.1. 4685 4376 93,4 -309 2.4.1. 4520 4178 92,4 -342 95,5

Всего: 818806 786049 96,0 -32757 Всего: 1462257 1491323 101,9 2907 19,0

Таблица №3 - Информация о выполнении бюджета Ганчинского района на 2008-2009 годы - сектор «Здравоохранение»

VO о

5 .Статьи ОБРАЗОВАНИИ Е

7(1(18 7ПП9 2009/ 2008-%

План Выполнение % разница План Выполнение % разница

Заработная плата и жалование Социальное и пенсионное страхование 1.1.1 1.2.1 4145148 4367708 105,3 2225 60 1.1.1 5658215 5478978 96,8 -179237 125,4

990786 1074738 108,4 83952 1.2.1 1414179 1364428 96,5 -49751 126,9

Канцелярские расходы и наглядно-учебные 2.1.1 9866 9420 95,4 -446 2.1.1 11278 11070 98,1 -208 117,5

Хозрасходы и инвентарь 2.1.2. 10532 10310 97,8 -222 2.1.2. 4710 4611 97,8 -99 44,7

Командировочные расходы 2.1.3. 3939 3734 94,7 -205 2.1.3. 4940 4294 86,9 -646 115,0

Мягкий инвентарь и обмундирование 2.1.4. 1490 1412 94,7 -78 2.1.4. 433 281 64,8 -152 19,9

Продукты питания 2.1.6. 6700 18317 273,3 11617 2.1.6. 9020 11725 129,9 2705 64,0

Горюче-смазочные материалы 2.1.7. 5800 4842 83,4 -958 2.1.7. 6400 6396 99,9 -4 131,5

Арендная плата 2.1.8 850 850 _ _

Медикаменты и перевязочные средства 2.1.9. 350 349 99,7 -1 2.1.9. 330 249 75,4 -81 71,3

Оплата услуг специалистов, нанятых для выполнения определённых работ и услуг 2.1.10. 4110 4057 98,7 -53 2.1.10. 17288 16931 97,9 -357 417,3

Подготовка и переподготовка кадров 2.1.11. 24410 21154 86,6 -3256 2.1.11. 30000 29924 99,7 -76 141,4

Представительские расходы 2.1.12. 5438 5416 99,5 -22 2.1.12. 5971 5273 88,3 -698 97,3

Изготовление наград, сертификатов, медалей, монет и приобретение памятных подарков 2.1.14. 400 402 100,5 2 2.1.14. 870 1270 145,9 400 315,9

Электроэнергия 2.2.1. 21360 18454 86,3 -2906 2.2.1. 29678 26606 89.6 -3072 144,2

От опление 2.2.3. 60197 60494 100,4 297 2.2.3. 66942 107768 160,9 40826 178,1

Вывоз мусора 2.2.4. 1172 1119 95,4 -53 2.2.4. 1438 1407 97,8 -31 125,7

Вод а 2.2.5. 10160 39379 387,5 29219 2.2.5. 22909 47323 206,0 24414 120,2

Коммунальные услуги, не отнесённые к другим категориям 2.2.6. 17400 16344 94,0 -1056 2.2.6. 18313 301 1,64 -18012 18,4

Содержание и ремонт зданий и сооружений 2.3.1. 15046 53841 357 38795 2.3.1. 588450 7498 19 127,4 161369 139,3

Транспортные средства и тяжелая техника 2.3.3. 1945 1944 99,9 -1 2.3.3. 1985 2391 120,0 406 123,0

Офисная мебель и офисное техническое оборудование 2.3.4. 50 50 100,0 - 2.3.4. 50 200 400,0 150 4,0

Услуги связи 2.4.1. 2820 2953 104,7 133 2.4.1. 2160 2087 96,6 -73 70,7

Стипендии 4.4.1. 1950 1950 100,0 - 4.4.1. 750 750 100 - 38,5

Трансферты, не отнесённые к другим категориям Транспортные средства и инвентарь 4.4.8. 5.2.1. 600 600 100,0 - 4.4.8. 1666 1665 100 -1 277,5

5.2.1. 20560 20619 100,2 59 -

Всего 5341669 5719837 107,0 378168 7918535 7896366 99,7 -22169 138,0

Таблица №4 - Информация о выполнении бюджета Ганчинскогорайона на 2008-2009 годы - сектор «Образование»

Отсюда следует, что законодательная база в РТ по доступу информации максимально приближена к общемировым стандартам. Но она носит характер «разрешительного», а не «обязательного» предоставления информации. Гражданин страны имеет право получить информацию, но только по письменному или устному запросу. Иначе говоря, законы разрешают получать информацию. Но не обязывают ответственных лиц предоставлять информацию для свободного и открытого доступа вне зависимости от того, были запросы или нет.

Местный госбюджет не входит в число документов, запрещённых к доступу общественности. Но форма предоставления такова, что его могут читать только специалисты. Для большого числа граждан он абсолютно не несёт конкретной информации.

Инициативы со стороны МИОГВ по предоставлению открытой информации по расходованию местных бюджетных средств нет.

До сих пор не были выявлены прецеденты о подаче судебных исков местным исполнительным органам власти от имени граждан Таджикистана по факту сокрытия или непредоставления информации. Стоит ожидать того, что в ближайшее время и не будет подано подобных судебных исков. Это можно объяснить и как слабым знанием своих прав со стороны граждан, так и некоторой долей недоверия к работе судов со стороны населения.

Несмотря на высокое развитие в Таджикистане информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), местные органы власти не используют их для выкладывания информации в сеть Интернет. Здесь причиной может быть и отсутствие специалистов данной отрасли на местном уровне, и недостаточная техническая оснащённость. Но причина скорее в отсутствии понимания возможностей ИКТ и, в частности, Всемирной паутины, в плане предоставления информации. Либо прекрасное понимание того, что данная информация будет доступна всегда, везде и многим, и с её помощью можно будет осуществлять посторонний контроль над

деятельностью МИОГВ. Дополнительным моментом может служить и малое количество пользователей (отсутствие спроса на данную услугу), и неинформированность о наличии сайта.

Нельзя сказать, что проблемой является нежелание госорганов предоставлять информацию для открытого доступа. В принципе, это нормальное состояние чиновников - скрыть свою деятельность. Причём не только в Таджикистане, но и во всем мире. Иначе не принимались бы законы о праве на свободу слова, и доступ к информации не прописывался бы в национальных Конституциях. В этом отношении госчиновники РТ не оригинальны.

На данный момент в РТ сложилась ситуация, когда, с одной стороны, госорганы не желают отчитываться перед гражданами о проделанной работе, и, в принципе, закон это им позволяет, а с другой, сами граждане неохотно отстаивают свои права на доступ к информации. По исследованию ОО «РУШД» в г. Курган - тюбе, из 100 опрошенных граждан в четырёх разных

районах Хатлона, лишь одна женщина подтвердила факт требования информации у госчиновника и получила грубый публичный отказ, после чего даже не осмелилась обжаловать такое поведение «слуги народа» в вышестоящих или судебных органах. То есть, получив отказ или столкнувшись с затягиванием времени с ответом на заявку, а также не имея возможности получить доступ к информации, заинтересованные группы не пользуются возможностями, предоставляемыми законами, а предпочитают всё оставить как есть.

Также одной из главных причин является отсутствие чётких механизмов предоставления информации. Нигде не указано, какие именно документы местные органы исполнительной власти обязаны предоставлять для свободного доступа, в какие сроки, какие документы могут быть предоставлены для ознакомления по устным или письменным заявкам.

Ключевые слова: доступ к информации, подотчётность правительства, расходы местного бюджета, город Худжанд и Ганчинский район, секторы «Образование» и «Здравоохранение», отсутствие чётких механизмов, предоставление информации.

Key words: the access for information, the accountability of government, the expenses of local budget, Khujand city and Gonchy region, the sectors "Education" and "Health service", the absence of exact mechanisms, the grant of information.

Список использованной литературы:

1. Монахов В.Н. Информация как общественное достояние. -http://www.nlr.ru/tus/

2. Tajikistan. Country Reports on Human Rights Practices - 2007. http://www. state. gov/g/drl/rls/hrrpt/2007/100621.html

3. Transparency International - http://www.transparency.org.ru/

4. Transparency International - http://www.transparency.org.ru/

5. http://mmdc.narod.ru/caselaw/

6. http://www.svobodainfo.ru/

7. http://www.ferghana.ru/article.php?id=2425/

8. www.pr.kg/news/

9. Государственный комитет по статистике при Правительстве РТ. -http://www.stat.tj

Асророва М.А.

Проблемы доступа к информации о расходовании государственного бюджета на местном уровне

Право граждан на получение и распространение информации — одно из необходимых условий существования демократического общества. Доступ граждан к информации определяет свободу слова в стране, а также является важным элементом, обеспечивающим подотчётность правительства перед своими гражданами. Для обеспечения прозрачности предоставления бюджетных услуг, важное значение имеет исследование уровня выполнения расходов местного

бюджета. Данный анализ составлен на примере города Худжанда и Ганчинского района Согдийской области по секторам «Образование» и «Здравоохранение». Законодательная база в РТ по доступу информации максимально приближена к общемировым стандартам. Но она носит характер «разрешительного», а не «обязательного» предоставления информации.

Asrorova M.A.

The problems of access of information about the expenses of government budget in local level

The Right of the people on reception and spreading to information - one of the necessary conditions of existence democratic society. The Access of the people to information defines the freedom of speech in country, as well as is an important element, providing account ability government before their own people. For ensuring the transparencies of the granting the budgetary services, the study level performing the expenses of the local budget has important importance. The givenned analysis is formed on example of Khujand city and Ganch district of Sogd region on sector "Formation" and "Public health". The Legislative base in RT on access of information greatly aproximate to worldwide standard. But it carries the nature of "solution", rather then "obligatory" granting to information.

Зокиров Рахмат Сангинович,-

соискатель Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ещё во второй половине XX века, в 1972 году, решением Организации Объединенных Наций 5 июля было объявлено Всемирным днем охраны окружающей среды. Это было сделано для того, чтобы мобилизовать усилия народов мира на защиту природы и её ресурсов.

К сожалению, за прошедшие сорок лет экологическая обстановка на земном шаре не только не улучшилась, а заметно ухудшилась и продолжает ухудшаться с каждым днём.

Жить тяжело везде: и в городах, которые задыхаются от смогов и радиоактивного излучения, и в сельской местности, где скудеют и пересыхают реки и озера, вырубаются леса, отравляются водный и воздушный бассейны. В результате растет заболеваемость людей, гибнет флора и фауна.

Можно найти сотни, если не тысячи, публикаций на тему экологии. Думается, что их цель - не только познакомить читателя с экологической обстановкой того или иного региона, отдельного города, зафиксировать и изучить тревожные факты, но и, прежде всего, дать чёткие, научно обоснованные и реально выполнимые рекомендации по улучшению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.