Научная статья на тему 'Проблемы достижения цели развития тысячелетия в России'

Проблемы достижения цели развития тысячелетия в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / ДИАХРОННАЯ БЕДНОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ / КОЭФФИЦИЕНТ ДОХОДОВ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ДИАХРОННАЯ POVERTY / POVERTY / GINI COEFFICIENT OF INCOME / STANDARD OF LIVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косьмина Елена Анатольевна

В статье рассматриваются показатели бедности, соотношение минимальной оплаты труда и прожиточного минимума и обосновываются мероприятия по достижению справедливого неравенства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ACHIEVING THE GOAL DEVELOPMENT MILLENIUM IN RUSSIA

The article considers the poverty indicators, the ratio of the minimum wage and the subsistence minimum and justifying actions to achieve equitable inequality

Текст научной работы на тему «Проблемы достижения цели развития тысячелетия в России»

УДК 330:364 © Е. А. Косьмина

Е.А. Косьмина ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются показатели бедности, соотношение минимальной оплаты труда и прожиточного минимума и обосновываются мероприятия по достижению справедливого неравенства.

Ключевые слова: бедность, диахронная бедность, коэффициент Джини, коэффициент доходов, уровень жизни.

В 2000 году на Саммите тысячелетия ООН мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия, договорившись об установлении восьми целей, направленных на достижение цивилизованных условий жизни людей, в области борьбы с нищетой, голодом, болезнями и т. д. Соответствующие им показатели должны быть достигнуты к 2015 году. В 2005 году концепция была адаптирована для России.

Первая цель тысячелетия, направленная на искоренение крайней нищеты и голода к 2015 году в прямой форме указывает на «сокращение в два раза доли населения, имеющего доход менее одного доллара в день по сравнению с 1990 годом». Однако ООН открыто приветствует использование по мере возможности национальных черт бедности для мониторинга тенденций в области бедности на страновом уровне [5, с. 3-4].

В России, с её официальной национальной чертой бедности планкой измерения нищеты является уровень располагаемых доходов, в два или более ниже величины прожиточного минимума.

Естественно, что каждая страна выбирает такое определение национальной черты бедности, которое, как считают власть предержащие, наиболее соответствует сложившейся в стране политической и экономической ситуации. Цель этого показателя заключается в том, чтобы обеспечить адекватное представление о различных степенях абсолютной бедности (нищете, нужде и умеренной бедности), и относительной, определение которой основано на сравнении жизненного стандарта бедных и жизненного стандарта слоев населения, которые в соответствии с национальной чертой бедности бедными не являются. Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум, или порог бедности, а верхней -приличествующий уровень жизни - это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности. Относительная бедность показывает, насколько вы бедны по сравнению с другими людьми.

Таким образом, - как писал классик, - «относительное и абсолютное находятся не так уж далеко друг от друга» [4, с. 427]. Иначе говоря, если индивид имеет доход, превышающий необходимый для приличествующей жизни, но более низкий, чем доходы остальных членов общества, то он может рассматриваться как бедный. Граница бедности подвижна и определяется ростом уровня доходов населения, детерминируемых ростом национального дохода и его более справедливым распределением и перераспределением между членами общества.

Статистический отдел Европейской Экономической Комиссии ООН считает единственно важным показателем бедности долю населения, живущего ниже черты бедности. Но он был бы ещё более важным, если бы был дезагрегирован. Он не показывает глубину бедности (среди бедного населения есть и менее бедные, и беднейшие), «расстояние» до черты бедности - доходы относительно величины прожиточного минимума (1/3, 2/3, ? , более ? и т. д.) [5, с. 14].

Важность дезагрегирования показателя доли населения, живущего ниже черты бедности, определяется тем обстоятельством, что бедность не ограничивается элементами

базовых потребностей - продуктами питания, одеждой и жильём, но также включает в себя исключение из экономической и социальной жизни, неспособность соблюдать социальные традиции (А. Смит), низкий уровень защищённости, низкое качество медицинских услуг и ограниченные образовательные услуги. Именно таким образом определенная бедность порождает пьянство, болезни, потерянные годы потенциальной жизни (обусловливающие 17% потерь ВВП), насилие, невежество, социальную апатию, иждивенчество, подавленность, враждебность и фанатизм.

Результатом бедности, растянутой, к сожалению, на десятилетия и постоянно углубляющейся, является девальвация и деградация человека и как личности, и как гражданина.

Важным является дезагрегирование и относительной бедности населения, особо выделив её латентную диахроническую бедность1, внешне не проявляющуюся форму, которой практически не находится места ни в материалах экспертов Всемирного банка и ООН, ни в многочисленных публикациях по проблемам современной бедности, в том числе и российской.

Вычленить диахронную бедность1 следует главным образом потому, что в современной России она играет самостоятельную роль. Обеднение охватывает более широкий круг населения, чем абсолютная бедность: в первом случае - это по меньшей мере 2/3, если не ? населения, а во втором - 1/3 или половина. Ещё важнее, что наиболее острые разновидности диахронной относительной бедности и наиболее глубокая абсолютная бедность характерны не для одних и тех же, но для разных общественных слоев. Абсолютно беднее всех сегодня те же люди, что были и раньше. Относительно обеднели больше всех другие люди, принадлежавшие (или относившиеся) прежде к средним и средневысоким общественным группам по уровню доходов.

По данным института социологии РАН, 30 % населения находятся за чертой бедности, а 40 % - малообеспеченных (в основном люди со среднем и высшим образованием) [1, с. 8].

Однако численность малообеспеченного населения значительно занижена в связи с тем обстоятельством, что в прошлые годы, в СССР, благополучные социальные группы -инженеры, преподаватели, ученые - ныне считают «неприличным» (из честолюбия) причислять себя к малоимущим, не желают признавать себя неудачниками, хотя реально они малообеспеченные.

Невысокие доходы россиян дополняются высоким уровнем инфляции - 28 % за 2012 год [2, с. 1]. Официальная же статистика исчисляет её на уровне менее 7 %. Инструментальное значение таких явно заниженных показателей инфляции заключается в том, что при обозначенном уровне (или даже меньшем) инфляции государство освобождает себя от обязанности (необходимости) индексировать заработную плату бюджетникам, пенсии - старикам.

Индексация заработной платы и пенсий не позволяет сохранить достигнутый уровень жизни и даже понижает его, поскольку растут тарифы на ЖКХ (с января по март они выросли на 150-200 % - в 42 регионах России), затраты на воспитание детей, проезд в транспорте. Цены с начала 2013 года (на 27.03.2013) выросли на 8.2 % (по данным статистики - на 1.9 %, т. е. занижается рост цен в 4.3 раза). Занижение уровня инфляции позволяет нынешнему премьеру заявлять, что индексация пенсий в 2013 году - 9.9 % превысила уровень инфляции - 6.6%. Поскольку в экономической природе подобное исключено, постольку он косвенно подтвердил значительное занижение уровня инфляции.2

1 Диахронная (диахроническая) бедность - это обеднение, соотнесение с собственной жизнью, с ее уровнем, прежде всего с тем материальным достатком, какой был прежде и который воспринимает (или ощущает) как норму сам человек.

2 Складывается впечатление, что власть живет «жизнью мимо нот», то есть она спокойно может брать и берет фальшивые ноты.

У государства есть обязанности, которые оно должно мудро исполнять вопреки желаниям отдельных людей, стоящих у власти. Мировая практика свидетельствует, что без качественного улучшения работы государственной системы управления, формирования класса меритократов, неподкупных, добросовестных и компетентных управленцев любые амбициозные программы обречены на провал. Глубина государственной интервенции (не путать с масштабами аппарата чиновников)3 не ограничивается небольшим «сводом» обязанностей (А.Смит), а определяется стратегическими национальными задачами, решение

4

которых исключительно на стороне только государства.

Проблема бедности решается правительством России в плоскости повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ), пенсий, пособий, заработной платы бюджетникам до уровня прожиточного минимума (ПМ), понижая показатели абсолютной бедности. Что же касается показателей относительной бедности населения, которые используются в странах ЕС (как правило, 60% от медианного (среднего) уровня доходов), то численность относительно бедного населения России продолжает расти. Соответственно продолжает расти и неравенство. Так, коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) в РФ давно превысил критический (по отношению к экономическому росту) уровень, и продолжает расти. Такая же динамика касается и коэффициента фондов (соотношения доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) [6].

В России по сравнению с другими странами ПМ - это очень скромная потребительская корзина. Например, в Украине в потребительской корзине заложены:

а) покупка ноутбука, б) аренда жилья, в) платное медицинское обслуживание, г) оплата услуг няни для ребенка. В потребительской же корзине россиян (включая обязательные платежи и стороны) - прожиточный минимум скорее всего лишь уровень выживания.

Определение значения ПМ достаточно субъективно и потому снижение показателей бедности не есть ее реальное уменьшение, поскольку может являться результатом неоправданного занижения правительством величины ПМ, отсутствием индексации5 в связи с ростом цен и т.п.

Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что в России МРОТ значительно ниже, чем в странах с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения. Более того, он ниже, чем в странах, значительно уступающих России по ВВП на душу населения (например, Парагвай, Иран). Это, по меньшей мере, стыдно для страны, имеющей огромные деньги от продажи нефти и газа.

Приведение минимального размера оплаты труда в соответствии с международными стандартами (50 или 60% средней заработной платы) позволит резко сократить разрыв между бедными и богатыми, который в настоящее время в России больше, чем у всех без исключения стран, входящих в ОЭСР.

С января 2013 года МРОТ повышен до 5205 рублей по сравнению с 4601 рублей в 2012 году. А ПМ для трудоспособного населения оставляет 6827 рублей; таким образом, МРОТ составляет 76,24% от официального уровня выживания [8, с. 3]. В 2013 году на МРОТ можно будет купить на 20-25 % меньше, чем до его повышения [3, с. 31].

3 «Важен не объем государственной деятельности, а её вид» - Фридрих фон Хайек.

4 «Свободу от нужды в массовом масштабе может гарантировать только государство» - М. Грайфенхаген.

5 В России не производится автоматическая индексация минимального размера оплаты труда, общих размеров зарплаты, пенсий, стипендий (как это делается во Франции, Испании и в других странах).

Таблица 1

Соотношение минимального размера оплаты труда и валового внутреннего продукта6

Страна ВВП на душу населения (в долл.США) МРОТ (в долл.США) Отношение годовой минимальной зарплаты к ВВП на душу населения, %

Россия 13235 139 12,6

Румыния 8666 222,9 30,8

Болгария 7243 167,2 27,7

Латвия 10694 408,2 43,6

Литва 12323 325,4 40,1

Польша 13079 386,2 50,5

Эстония 15272 389,9 30,6

Хорватия 14523 534,2 44,1

Китай 5184 182,5 42,2

Турция 10106 550,6 65,4

Иран 6260 318,3 61,0

ЮАР 8342 543,1 78,1

Парагвай 2885 191 79,4

Снижение абсолютной бедности и диахронической возможно при условии реализации следующих взаимосвязанных мероприятий.

Необходимо создавать новые рабочие места, обеспечить достойной работой для всех желающих увеличить свой доход, обеспечить более справедливое распределение доходов среди социальных групп и регионов, повысить уровень социальной поддержки матерей-одиночек, многодетных семей.

Существенно увеличить инвестиции в человеческий капитал всего населения, имея в виду достижение более высоких темпов роста социальной сферы экономики, прежде всего образования и здравоохранения, по финансированию которых мы отстаем от передовых стран соответственно в 2 и в 1,5 раза. В условиях существенного замедления темпов роста ВВП (в первом квартале 2013 года - 1,6% вместо 4,8% прогнозируемых), следовало бы, - как заметил советник президента РФ академик С. Глазьев, - половину накопленных российских резервных фондов, превысивших оптимальный уровень, направить на финансирование науки, здравоохранения, образования, на повышение ПМ и МРОТ, на увеличение заработной платы бюджетникам, пенсий - пенсионерам, студентам - стипендий [3, с.31].

Сокращение глубины неравенства возможно и в результате изменений в налоговой системе, возвращения к системе прогрессивного подоходного налога, упраздненной с 1 января 2001 года. В развитых странах мира применятся прогрессивная шкала налогообложения, исходя из принципа платежеспособности, означающего, что более богатые люди платят и относительно, и абсолютно более высокие налоги, чем бедные (в США ставки подоходного налогов устанавливаются правительством в диапазоне 10-35%, в Японии - 5-50%, в Канаде - 15-29%).

Необходимо также усилить меры по защите доходов населения, сокращая тем самым масштабы диахронической бедности - заработных плат рабочих и служащих государственного сектора экономики, пенсий, пособий, стипендий. Для этого следовало бы возвести в принцип государственной социальной политики автоматическую (ежегодную) индексацию этих доходов, установить законодательно определенное равенство минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

6 Данные Международного валютного фонда за 2011 год./ International Monetary Fund World Economik Outlook Database - http://www.imf.org/extemal/pubg/ft/weo/2011/02/weodata/index.ass.c. 162-165 [7].

7 По оценкам экспертов Всемирного банка, снижение темпов экономического роста на 1% приводит к росту бедности на 2%.

Постоянно опережающий очень скромную и крайне не регулярную индексацию доходов населения (в соответствии с принимаемыми федеральными законами по этому поводу) рост инфляции подрывает «аксиому монотонности» А.Сена (лауреата Нобелевской премии), согласно которой увеличение дохода населения должно привести к общему снижению бедности, в том числе и диахронической [9].

Что же касается лиц без определенного места жительства и занятий - нищих, бездомных, бродяг, число которых постоянно растет, в том числе и за счет лиц с высоким профессиональным образованием, то следовало бы шире развивать сеть их социальной поддержки в направлении интеграции в нормальную жизнь.

В заключение отметим, что в России в отличие от многих развитых стран до сих пор не разработана Национальная программа борьбы с бедностью, явно замедляющей темпы развития экономики и общества.

Упомянутая в самом начале статьи концепция ЦРТ хотя и была адаптирована для России еще в 2005 году в докладе о развитии человеческого потенциала «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития», но Национального отчета правительства о прогрессе в достижении Целей развития тысячелетия (прежде всего по цели 1.А-о снижении бедности), похоже, нет ни в России, ни в экономической комиссии ООН. Но более того, для России, как страны развивающейся экономики, очень важным и актуальным является включение ряд дополнительных модифицированных целей, которые считаются (должны считаться, по крайней мере) более адекватными соответствующим российским актуальным политическим вызовам, несмотря на то, что они не включены в перечень ЦРТ. Например, практический интерес представляют оценки уровня бедности среди конкретных социальных субъектов, таких, как национальные меньшинства, матери-одиночки, или доля населения (их численность), зависящая от социальных пособий (как это делается в Чешской республике, например).

Библиографический список

1. Аргументы и факты. - 2012. - № 52.

2. Аргументы и факты. - 2013. - № 15.

3. Аргументы и факты. - 2013. - № 19.

4. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. - 5-е издение. Т. 29.

5. Отчет Европейской Экономической Комиссии ООН (статистический отдел) — Показатели для мониторинга достижения Цели развития тысячелетия 1. - URL: htpp://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/document/ece/ces/ge.31/2011/25r_UNECE_-_Repotr_definitions_and_use_MDG1_-_Almaty_September_2011_rus.pdf.

6. Сайт федеральной службы государственной статистики: Социальное положение и уровень жизни населения России - 2012 год. - URL.:http// www.gks.ru/bgd/regl/ b 12_44/main. htm.

7. Человек и труд. - 2012. - № 10.

8. Экономика и жизнь. - 2012. - № 47.

9. Sen A. Poverty: An Ordinal Approacht to Measurement (Бедность: ординальный подход к ее измерению), Econometrika, 33 (2), 219-231.

THE PROBLEMS OF ACHIEVING THE GOAL DEVELOPMENT MILLENIUM IN RUSSIA

Elena A. Kosmina

associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.