II Международная научно-практическая конференция УДК 378.147
Н.В. Чопова N. V. Chopova
Ст. преподаватель senior lecturer
СахИЖТ - филиал ДВГУПС в Южно-Сахалинске SakhIZhT - branch of far Eastern state transport University in Yuzhno-Sakhalinsk
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ
ДИСЦИПИЛАНАМ
PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN GRAPHIC DISCIPLINES
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы дистанционного обучения инженерно-графическим дисциплинам и некоторые пути их решения. Дан краткий перечень средств, применяемых в процессе обучения инженерно-графическим дисциплинам, в условиях вынужденного перехода учебного заведения на дистанционную форму. Выделены преимущества традиционной формы обучения графическим дисциплинам. Сделан вывод о перспективе совмещения дистанционной формы обучения с традиционной.
Annotation: The article deals with actual problems of distance learning in engineering and graphic disciplines and some ways to solve them. A short list of tools used in the process of teaching engineering and graphic disciplines in the conditions of forced transition of the educational institution to a distance form is given. The advantages of the traditional form of teaching graphic disciplines are highlighted. The conclusion is made about the prospect of combining distance learning with the traditional form.
Ключевые слова: инженерно-графические дисциплины, дистанционное обучение, традиционное обучение.
Keywords: engineering and graphic disciplines, distance learning, traditional training.
Дистанционное образование представляет собой прогрессивный вид обучения, позволяющее вместе в процессе обучения территориально удаленных преподавателя, учебный материал и обучаемого. Можно выделить преимущества дистанционного обучения: возможность выбора собственных темпов обучения, отсутствие территориальных ограничений для обучения,
Научные междисциплинарные исследования разнообразие средств и способов обучения, получение новых знаний в новых информационных технологиях, доступ к престижным университетам, образовательным программам, курсам [1, с.8].
В настоящий момент электронные системы дистанционного обучения следует рассматривать как эффективное дополнение к традиционным методам обучения. В то же время эффект от их использования будет заметен в крупных организациях, в ситуациях, когда сотрудники находятся на разной территории и необходимо давать им знания. Отдельно стоит отметить положительное влияние дистанционного обучения в случаях, когда оно дополняет традиционное обучение. Уже в ближайшем будущем дистанционное электронное обучение может составить реальную конкуренцию традиционным методам обучения персонала [2, с.6].
При переходе с обычного режима обучения на дистанционный, мы продолжаем использовать стандартные средства организации работы -лекционные, практические и консультационные занятия, изменяя формы их проведения, для эффективного усвоения текущего материала. В связи с этим, у студентов появляется ряд проблем, препятствующих усвоению нового материала. Особенно сильно эти проблемы проявляются при изучении инженерно-графических дисциплин, поскольку наглядность - это основной дидактический принцип графического обучения.
Наглядность обусловливается особенностями развития мышления студентов. Оно в значительной степени образно, и студент одновременно мыслит и конкретно, и абстрактно. Понятия и абстрактные положения усваиваются студентами легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами. Поэтому, какие бы сложные теоретические вопросы ни изучали студенты, они не должны отрываться от конкретных фактов и их образов [3, с.32].
И тем не менее, в этом году, в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой по всему миру, мы вынуждены были перевести всех студентов Сахалинского Института Железнодорожного транспорта на дистанционную
II Международная научно-практическая конференция форму обучения. А это не совсем благоприятно сказалось на изучение инженерно-графических дисциплин студентами 1 курса.
В процессе дистанционного обучения графическим дисциплинам мы использовали:
Обучающие средства:
- Учебные пособия, справочники, ГОСТы, методические указания в формате pdf;
- Электронные учебные материалы, электронные учебники, презентации лекций, аудиофильмы;
- Компьютерные программы автоматизированного проектирования (Autocad).
Средства доставки учебных материалов:
- почта;
- http;
- сетевое облако.
Средства текущего контроля процесса обучения:
- тестирование в системе интернет-тренажера и федеральное тестирование на сайте i-exam.ru;
- консультации, конференции (в приложении WhatsApp, Zoom).
Дистанционный процесс ассоциируется у нас с обучением студентов
заочной формы. В большинстве случаев, такой процесс не идет студенту на пользу и мы, чаще всего, остаемся неудовлетворены качеством графических знаний и умений последнего, поскольку инженерно-графические дисциплины довольно сложны для самостоятельного изучения, и здесь необходима долгая отработка практических навыков геометрического, проекционного, технического черчения, а также формирование навыков пространственного воображения и технического мышления. Это лучше всего происходит в аудитории, при совместной работе студентов и преподавателя.
Студенты, переведенные на дистанционную форму обучения, по-разному адаптировались к новой форме обучения. Одни адаптировались
Научные междисциплинарные исследования примерно за неделю, у кого-то адаптация проходит 3 месяца. Это связано с разными темпами освоения сложного материала и неумением правильно организовать собственную самостоятельную работу. У ряда студентов просто отсутствует мотивация к самостоятельной работе, они не привыкли сидеть над учебниками и изучать сложный технический материал. Помимо этого, отсутствует рядом человек, который эмоционально подает материал, дозируя его, не раз объясняя сложные понятия. Традиционная форма обучения позволяет активно контролировать выполнение текущей нагрузки студентами, это особо важно для студентов 1 курса, у которых еще проходит адаптационный период и формирование того эталона обучения, которого они могли бы придерживаться все годы своего обучения в вузе. Дистанционная форма обучения, в нашем случае, утратила эту функцию. Так, например, по дисциплине «Инженерная графика» в группе направления «Строительство Железных Дорог» 1 курса только шесть человек из двенадцати оперативно, в указанный срок отправляли отчет о проделанной работе (основной формой отчетности по данной дисциплине является чертеж (фото чертежа)). По остальным дисциплинам, те же студенты не выполняли текущие задания. Они оказались не готовы к новой форме обучения, с ними проводится активная кураторская и консультационная работа.
Дистанционный процесс обучения позволяет студенту рассмотреть индивидуальный темп освоения нового материала. Однако, не все студенты придерживаются принципа систематичности и последовательности изучения материала. Были такие случаи, когда студенты, не усвоив ранее выданный материал, переходили на выполнение более сложной работы. В связи с этим, мы получали графические работы с ошибками в стандартах выполнения, и отсутствием необходимых обозначений. В итоге, процесс формирования навыков студента замедлился, а усилия преподавателя были малоэффективны.
Для преодоления каких-либо трудностей в процессе выполнения графической работы, студентам было предложено обращаться к преподавателю за консультацией. Эта консультация проходила в режиме
II Международная научно-практическая конференция онлайн-конференции в приложении Zoom, либо в форме переписки по
электронной почте. Эффективность такой консультации на лицо, поскольку
графическая работа не заставляла долго себя ждать. Для более наглядного
пояснения сложного материала, нами были выполнены образцы графических
работ в программе «Autocad» (рис.1). Такие образцы можно применять,
например, при разъяснении материала по теме «Разрезы». Они направляются
студенту, чтобы он мог наглядно увидеть свои ошибки, проанализировать
форму детали и ее элементы. Это намного упрощает объяснение сложного
наглядного материала. Кроме этого, на таких образцах можно показать
процесс выполнения графической работы по этапам.
Рис.1. Наглядный материал по теме «Разрезы»
Анализируя результаты самостоятельной работы студентов, можно сделать вывод, что процесс обучения инженерно-графическим дисциплинам будет эффективен только при совмещении и взаимодействии традиционной и дистанционной форм обучения. Это связано с нарушением принципов процесса обучения: наглядности, систематичности и последовательности,
Научные междисциплинарные исследования индивидуализации обучения. А также, это связано со сложностью адаптации
студентов, особенно на первом курсе и техническими проблемами передачи
сложной графической информации.
Библиографический список:
1. Маматов А.В. Методика применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза /А.В. Маматов, А.Н. Немцев, А.Г. Клепикова, А.И. Штифанов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. -206 с.
2. Корнеев А.Н. Дистанционное бучение: будущее развития образования. Учебно-методическое пособие - М.: Мир науки, 2019, - 88с.
3. Алексеев А.Н. Дистанционное обучение инженерным специальностям: Монография. - Сумы:ИТД «Университетская книга», 2005. -333с.
УДК 37.02
Щадная Мария Анатольевна Shchadnaya Maria Anatolyevna
Старший преподаватель кафедры информатики Senior lecturer of the Department of computer science Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга
Vitus Being Kamchatka state University
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ТНЕ IMPACT GADGETS ON THE LEARNING PROCESS
Аннотация: в статье рассматривается проблема применения электронных средств на уроках, влияние гаджетов на учащихся. Делается вывод о необходимости применения современных средств в процессе обучения.
Abstract: the article considers the problem of using electronic tools in the classroom, the impact of gadgets on students. The conclusion is drawn about the need to use modern tools in the learning process.