Научная статья на тему 'Проблемы диагностирования топливной аппаратуры дизелей лесных машин'

Проблемы диагностирования топливной аппаратуры дизелей лесных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
177
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ДИЗЕЛЬ / ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ / DIAGNOSTICS / DIESEL / FOREST LOGGING MACHINES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шамарин Ю. А., Панферов В. И., Селиванов К. В., Корнеев В. М.

Шамарин Ю.А., Панферов В.И., Селиванов К.В., Корнеев В.М. ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ ЛЕСНЫХ МАШИН. В статье рассматриваются вопросы диагностирования топливной аппаратуры дизелей лесных машин, проблемы, которые могут появиться при эксплуатации, а также возможные пути их решения и предотвращения. Анализируется опыт, накопленный зарубежными странами. Приведены современные способы диагностики дизелей лесозаготовительных машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шамарин Ю. А., Панферов В. И., Селиванов К. В., Корнеев В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shamarin J.A., Panferov V.I., Selivanov K.V., Korneev V.M. PROBLEMS of diagnosing fuel devices IN DIESEL ENGINES FOREST LOGGING MACHINES. The article examines the issues of fuel devices diagnostics in diesel engines of forest logging machines, that is problems which might occur during their exploitation as well as different ways of solving and avoiding these problems. Foreign expertise in this field is analyzed. Modern methods of diesel engines diagnostics in forest logging machines are listed.

Текст научной работы на тему «Проблемы диагностирования топливной аппаратуры дизелей лесных машин»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ ЛЕСНЫХ МАШИН

Ю.А. ШАМАРИН, доц. каф. технологии машиностроения и ремонта МГУЛ, канд. техн. наук, В.И. ПАНФЕРОВ, доц. каф. электроэнергетики лесных комплексов МГУЛ, канд. техн. наук, К.В. СЕЛИВАНОВ, асп. электроэнергетики лесных комплексов МГУЛ,

В.М. КОРНЕЕВ, доц. каф. надежности и ремонта машин Московского государственного агроинженерного университета им В.П. Горячкина, канд. техн. наук

В настоящее время доля затрат на содержание и ремонт лесозаготовительной техники в структуре себестоимости лесозаготовок составляет более 20 %. Одной из причин такого положения является низкий уровень организации и качества технического обслуживания, ремонта транспортных и технологических машин. В лесном хозяйстве и лесной промышленности широкое применение нашли машины с дизельными двигателями.

Преимущества использования дизелей в качестве источника энергии для лесной техники обусловлены лучшей экономичностью благодаря большой величине компрессии, улучшающей процессы горения топливно-воздушной смеси; повышенным коэффициентом полезного действия; малым содержанием токсичных веществ в отработавших газах. Однако в современных условиях, несмотря на определенные успехи, достигнутые в конструктивном совершенствовании дизелей, значительная часть из них имеет довольно низкие эксплуатационные показатели: пониженную мощность, повышенную дымность и трудный запуск.

Массовая проверка дизелей в лесных хозяйствах различных зон страны показала, что потери эффективной мощности составляют в среднем 12...17 %, перерасход топлива - 15...25 %, что приводит к понижению производительности агрегата при выполнении высокоэнергоемких работ на 12...30 % [1].

Поэтому в вопросах совершенствования технического и технологического уровня предприятий лесного комплекса основной, наряду с производительностью, является проблема обеспечения надежности и работоспособности технических систем. Ее решение в значительной степени затруднено ограниченными эксплуатационными свойствами используемых материа-

selivanov@mgul.ac.ru; panferov@mgul.ac.ru

лов, несвоевременным и некачественным диагностированием, недостаточно эффективными технологиями производства и восстановления деталей дизельных двигателей, их доэксплуатационной подготовки.

Повышенные требования к уровню надежности силовых агрегатов связаны с производственными, природными и климатическими условиями, в которых эксплуатируются лесные машины. Это вызвано износом деталей двигателей, подвергающихся значительным динамическим нагрузкам, ударноабразивному воздействию агрессивных сред.

Проблема снижения срока службы деталей дизельных двигателей, их надежности в современных условиях усугубляется тем, что практически все технологическое оборудование промышленных предприятий изношено до предела, а приобретение нового непосильно для большинства предприятий лесного комплекса.

Значительное количество работ, посвященных проблеме улучшения эксплуатационных показателей дизелей, объясняется тем, что они определяются влиянием значительного количества взаимосвязанных и взаимообуславливающих факторов [2, 6].

Как показал анализ исследований, основными причинами ухудшения эксплуатационных показателей дизелей являются отклонения параметров рабочего цикла от оптимальных значений вследствие изменения в эксплуатации параметров топливоподачи, воздухоснабжения, зазоров в цилиндро-поршневой группе (ЦПГ) и других механизмах и системах двигателя, а также режимов и условий эксплуатации [1, 3].

В большинстве случаев потеря мощности, перерасход топлива и превышение до-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

107

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 1

Вид неисправности CO, % CH, % NOx, % Дым, % Расход топлива, %

Нарушение цикловой подачи топлива +5...50 +5...25 -25...+25 +25...100 +5...25

Нарушение угла опережения

начала впрыскивания топлива +5...50 +0...25 -100...+100 -25...+50 +5...25

Неисправность форсунок +25.50 +50...100 -25 -25...+25 +10...20

Таблица 2

Классификация методов диагностики ТА

Классификационные признаки Методы диагностирования ТА

Задачи диагностирования Проверка работоспособности; проверка правильности функционирования; поиск дефектов

Применение диагностических средств Органолептические, инструментальные

Характер измерения параметров Прямой, косвенный

Периодичность диагностирования Регламентный; заявочный; непрерывный

Условия проведения диагностирования Полевые; станция ТО; безмоторные

По степени разборки объекта диагностирования Разборная, безразборная

Режим работы объекта Тестовый: при установившемся режиме; при неустановившемся режиме; при статодинамическом режиме

Диагностические параметры Параметры рабочего процесса; параметры сопутствующих процессов; структурные параметры

Используемый физический процесс Виброакустический; магнитоэлектрический; спектрографический; тепловой; гидравлический; газоаналитический; кинематический; другие

пустимых выбросов происходит из-за неисправности топливной аппаратуры (ТА). Виды неисправностей и их последствия можно свести в табл. 1.

Топливная аппаратура является одним из основных элементов дизеля и в значительной степени предопределяет его мощностные и экономические показатели, надежность и долговечность, дымность и токсичность отработавших газов.

Качество работы топливной аппаратуры в процессе эксплуатации определяется стабильностью конструктивно-регулировочных параметров ТА и процесса топливоподачи (ТП) и оценивается равномерностью цикловой подачи, идентичностью продолжительности впрыскивания, закона подачи, угла опережения впрыскивания и др.

Для оценки технического состояния топливной аппаратуры в настоящие время нашли применение различные методы диагностирования (табл. 2)

К числу наиболее популярных методов изучения и диагностирования работы топли-

воподающей аппаратуры (ТПА) относятся гидравлические методы и в первую очередь метод измерения давления в нагнетательном трубопроводе (у насоса или у форсунки). Его главное и несомненное достоинство - измерение параметра, непосредственно связанного с интенсивностью и особенностями впрыскивания. С использованием дополнительной информации и расчетных методов этот сигнал позволяет точно рассчитывать важнейшие показатели подачи для данной системы. К достоинствам метода также относят и допустимую для задач диагностики сложность монтажа датчика, а при использовании накидных пьезопленочных датчиков фирм AVL, Kistler она становится минимальной [5].

В большинстве предложенных методик диагноз базируется на сравнении измеренной диаграммы давления с эталонной, в результате чего делается более или менее обоснованный вывод об имеющейся неисправности ТПА.

Некоторые диагностические комплексы и дизель-тестеры даже снабжаются эта-

108

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 3

Классификация средств диагностирования ТА

Классифицирующие признаки Средства диагностирования

Степень автоматизации Механизированные; автоматизированные; автоматические

Назначение и приспособленность к диагностированию элементов ТА Устройства и приборы для измерения отдельных параметров или узлов; стенды для испытаний ТПС; диагностические системы и мотор-тестеры

Исполнение Переносные; передвижные; стационарные; бортовые; часть общей системы управления работой дизеля

Состояние объекта диагностирования Используемые при: нефункционирующем объекте; функционирующем объекте; тестовых воздействиях на объект; любых состояниях объекта

Характеристика информации по диагностируемому объекту Количественная оценка; качественная оценка; количественная и (или) качественная оценка с прогнозированием состояния

Адаптивность Все операции диагностирования проводятся с участием оператора (мастера-наладчика); настройка параметров и режимов диагностирования производится оператором; самонастраивающиеся

лонными кривыми, по которым механик может сделать более или менее обоснованный вывод об имеющейся неисправности ТПА.

Автоматизация постановки диагноза позволяет повысить достоверность, трудоемкость работ и снизить требования к квалификации исполнителя. Однако для создания такой системы диагностики требуется создание формализованных достоверных диагностических моделей. Они должны базироваться не на эталонной кривой, а на полях допусков, неизбежных в условиях реального производства и эксплуатации. Вместе с тем создание такой диагностической модели - весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Математическое моделирование процесса подачи топлива для ТПА позволит сделать эту задачу более реальной.

Математическое моделирование топливоподачи реальной ТПА связано с меньшими материальными затратами, а главное, позволяет более точно и достоверно решить задачу. Диагностическая модель создается не на базе вероятностно-статистического подхода, а точным детерминированным методом. Становится возможным точный учет допустимых отклонений структурных параметров ТПА и параметров технологической неустойчивости. Альтернативные методы не позволяют практически подойти к диагностированию с той же корректностью.

Разнообразие диагностических средств представлено в табл. 3, отражающей их различие по классифицирующим признакам.

Основной недостаток методов диагностирования топливной аппаратуры с помощью механических средств - неизбежное вмешательство в стабильную работу системы питания. Помимо этого, производимая частичная разборка может отрицательно сказываться на работоспособности топливной аппаратуры [5].

Рядом иностранных фирм разработаны приборы для определения углов опережения подачи и продолжительности впрыска, использование которых связано с минимальным вмешательством в работу топливной аппаратуры. Общий их принцип в том, что в трубопровод высокого давления монтируют датчик (поршневого типа, язычковый, пластинчатый) либо датчик устанавливают в ответвление трубопровода форсунки.

Принципиальная основа других разработанных способов и устройств - анализ кривой давления топлива в трубопроводе между насосом и форсункой. Эти способы позволяют выявить неисправности и оценить на качественном уровне состояние топливной аппаратуры [5].

Ряд эффективных методов, реализованных в диагностических приборах, автоматизированных установках, машинотестерах, не представляется возможным для применения на практике без предварительных мер по улучшению приспособленности как диагностических средств, так дизеля и его ТА. Все это приводит к ухудшению качества работы ТА, неполному использованию заложенного ресурса, преждевременному отказу.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.