Е.А. Лебедева
ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Анализируются проблемы организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав, административных комиссий, созданных в муниципальных образованиях. Рассматриваются вопросы нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в современных условиях, повышения качества работы комиссий по делам несовершеннолетних, их организационного, кадрового, методического, материально-технического обеспечения.
Ключевые слова: несовершеннолетние, комиссии, законодательство, безнадзорность, профилактика, структура и состав комиссий, нормативно-правовое регулирование, местное самоуправление.
В современных условиях возникает острая необходимость повышения эффективности государственного управления во всех сферах общественных отношений, особенно важно повышение эффективности управления в сфере поддержки несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов в условиях экономической и социальной нестабильности, разрушения и деформации социальных институтов семьи, дружбы, коллектива и реформирования системы образования, идеологического и нравственного вакуума.
Несовершеннолетние выступают сегодня наименее защищенной социальной группой населения: их зависимость от взрослых, невозможность полноценно обеспечить себя, особенности правового статуса наряду с определенными психологическими особенностями, свойственным возрасту, формируют их склонность к девиантному поведению, что, в свою очередь, влечет за собой рост правонарушений и преступлений в данной социальной группе.
В современных социально-экономических условиях российского государства, условиях законодательного несовершенства, правовое положение КДН и ЗП имеет множество проблем и недостатков в деятельности по осуществлению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Известно, что предупреждение противоправного поведения наиболее эффективно и требует меньших затрат, чем борьба с последствиями совершения преступления. Поэтому эффективная превентивная политика требует устранить недостатки в деятельности субъектов системы профилактики.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [2] систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) образуют органы и учреждения. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) наряду с органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием, органами опеки и попечительства, органами по делам молодежи, органами управления здравоохранением, органами службы занятости, органами внутренних дел являются элементами системы профилактики, в задачи которой входит осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений данной системы.
Проблема исследования заключается в наличии противоречия между важностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, их доказанной эффективности и наличием нерешенных организационных, социальных, нормативно-правовых вопросов, мешающих эффективной работе данных важнейших институтов реализации молодежной политики Российской Федерации.
В настоящий момент серьезно недооценивается место и роль комиссий в системе субъектов профилактической деятельности, а правовое обеспечение организации деятельности комиссий в Российской Федерации нуждается в принципиальном совершенствовании.
Основной проблемой является неясность, размытость правового статуса комиссий не только внутри системы профилактики, но и с точки зрения их взаимодействия с иными органами государственной власти, а также с органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
© Лебедева Е.А., 2021.
Научный руководитель: Шишкин Сергей Иванович - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права и теории права, Иркутский государственный университет, Россия.
Остро стоит вопрос о том, является ли комиссия органом власти? И если да, то какой власти, федеральной, региональной, местной? При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в России делится на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. В свою очередь, в соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему органов местного самоуправления входят: представительные органы; исполнительно-распорядительный орган (местная администрация); контрольный орган; глава муниципального образования, иные органы и должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования [1].
Отсутствие единых и нормативно-правовых основ организации и деятельности комиссий побуждает органы государственной власти субъектов Российской Федерации искать самостоятельное решение указанных вопросов, воплощая их в нормах своих законов.
В законодательстве о профилактике безнадзорности (ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») содержится норма, согласно которой комиссии по делам несовершеннолетних создаются органами власти субъектов Российской Федерации для профилактики как правонарушений со стороны несовершеннолетних, так и безнадзорности.
Как подчеркивает А. А. Беженцев, комиссия по делам несовершеннолетних не в полной мере является органом государственной власти, выполняя функции в сфере социальной защиты и включая в себя не только государственных служащих [4, с. 52]. С этим можно согласиться частично, потому что данные комиссии могут создаваться, согласно нормам статьи 11 рассматриваемого Федерального закона, органами местного самоуправления, т. е. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав функционируют, действуют на федеральном, региональном и местном уровне. Однако не все муниципальные образования могут создавать данные комиссии, а лишь те, где это разрешено соответствующим региональным законом. Данные нормы не в полной мере позволяют реализовать полномочия и компетенции комиссий как системообразующего органа. Поэтому представляется справедливым мнение О. Ю. Таибовой о том, что необходимо сформировать единую нормативно-правовую базу для работы рассматриваемых комиссий, возможно, на основе специального федерального закона [7, с. 60].
Еще одним важным вопросом, который следует учитывать при совершенствовании деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, выступает отсутствие кадрового обеспечения, персонала хватает только на бумажную работу в кабинетах, исключая возможность проводить индивидуальную профилактическую работу с подростками и несовершеннолетними правонарушителями. Данное обстоятельство, несомненно, снижает качество и результативность работы всей системы профилактики правонарушений, создавая препятствия для эффективного взаимодействия, реализации цели и решения задач. В связи с этим возникает необходимость комплектования штатов КДН и ЗП квалифицированными сотрудниками на постоянной основе. На практике, одной штатной единицы, например, должности ответственного секретаря, не хватает [5, с. 29].
Другой причиной неэффективной деятельности комиссии является отсутствие у сотрудников комиссии высококвалифицированной профессиональной подготовки, отсутствие современных знаний психологии, педагогики, ювенальной психологии, криминологии, юриспруденции и т.д.
Отсутствие научного подхода в деятельности сотрудников по реализации превентивных мер по отношению к несовершеннолетнему правонарушителю служит причиной нарушения прав лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Требования к кадрам системы профилактики должны быть самыми высокими, так как сотрудникам необходимо работать как с родителями несовершеннолетнего, так и с самим несовершеннолетним, что невозможно без знания возрастной психологии отклоняющегося поведения и знаний правовых дисциплин.
Учитывая, что в целях проведения профилактической работы сотрудникам КДН и ЗП приходится часто общаться с различными категориями людей, например, с несовершеннолетними, их родителями, учителями и т.д., возникает необходимость повышения их профессиональной подготовки в области психологии, позволяющей целенаправленно воздействовать на людей, формировать у них определенные качества, понимать механизмы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения и т.д.
В условиях современного российского общества становится актуальным решение вопросов профессионально-психологической подготовки указанных сотрудников. Главным в профессионально-психологической подготовке в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних является формирование у сотрудников современных представлений по ряду направлений:
-об особенностях психологии подростка и влиянии возрастных кризисов на его поведение; -о современной молодежной субкультуре, в том числе криминальной, источниках ее формирования и мерах воздействия;
-о механизмах формирования отклоняющегося поведения у несовершеннолетних; -о формах и методах подготовки положительно направленных лидеров в подростковой среде и работе с ними;
-о работе с родителями по разрешению конфликтных ситуаций с несовершеннолетними;
-об организации клубной работы с целью решения вопросов досуга и сплоченности подростков;
-о взаимодействии с другими общественными и государственными организациями для более действенной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (Министерством образования, Комитетом по делам молодежи, Министерством здравоохранения, Комиссией по делам несовершеннолетних и т.д.).
Таким образом, проблема определения состава, структуры комиссии требует решения для повышения эффективности работы данного системообразующего органа.
Согласно 1ёФЗ .№182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» сотрудники КДН и ЗП должны быть компетентны в своей деятельности по осуществлению профилактики правонарушений и преступлений, а также меры, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям достаточно и научно обоснованы, объективны и своевременны [3].
Подводя итог, можно выделить ряд проблем нормативно-правового регулирования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1)отсутствие официального определения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как органа реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности, преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, что создает некоторую неопределенность правового статуса;
2)неэффективность механизмов правового регулирования комиссии как системообразующего органа, функционирующего на всех уровнях власти (от федерального до местного;
3)приблизительность и неопределенность структуры комиссии, ее численного состава, а также отсутствие требований к членам комиссии не позволяют в полной мере реализовать выполняемые ею функции, что требует более детальной регламентации данных организационных моментов наряду с выделением ответственности за неэффективное формирование данных комиссий.
Таким образом, назрела крайняя необходимость в принятии федерального закона, регламентирующего деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в новых условиях, в том числе регламентирующего исполнение ими государственных полномочий по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики.
Необходимость укрепления правового статуса и роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации тоже очевидна. Для этого следует разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие не только порядок образования и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, но и их кадрового обеспечения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Библиографический список
1.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 [в редакции 2 августа 2019 года]. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». - Текст : электронный.
2.Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ [в редакции от 24 июня 1999 года]. - Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс». - Текст : электронный.
3.Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон , от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ [в редакции от 23 июня 2016 года]. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». - Текст : электронный.
4.Беженцев А. А. Роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактике правонарушений несовершеннолетних, перспективы модернизации административной деятельности / А.А. Беженцев. - Текст : электронный // Вестник Санкт.-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 1 (73). - С. 52-58.
5.Кондратьева О.Л. Адаптация модели «Кольцо обновления» для выбора координатора сетевого взаимодействия в процессе обучения детей группы социального риска / О.Л. Кондратьева. - Текст : электронный // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 13. С. 26-30.
6.Никулич А.И. Проблемы нормативно-правового регулирования функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав / А. И. Никулич. - Текст : электронный // Развитие территорий. - 2019. - № 4 (18). С. 37-39.
7.Таибова О. Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития / О.Ю. Таибова. - Текст : электронный // Lex russica. - 2015. № 1. С. 59-66.
ЛЕБЕДЕВА ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВНА - магистрант, Иркутский государственный университет, Россия.