Научная статья на тему 'Проблемы денежно-кредитного регулирования экономики Грузии в переходный период'

Проблемы денежно-кредитного регулирования экономики Грузии в переходный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верулидзе В. C.

Стабилизационная политика экономики той или иной страны включает в себя как бюджетно-налоговые, так и денежно-кредитные рычаги регулирования, и в зависимости от модели экономики усиливается влияние либо денежно-кредитной, либо бюджетно-налоговой политики. Однако не существует единого решения данной проблемы, гарантирующего наилучший результат, поэтому каждая страна самостоятельно определяет уровень регулирования экономики и степень применения соответствующих рычагов на основе накопленного мирового опыта и собственных научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы денежно-кредитного регулирования экономики Грузии в переходный период»

проблемы денежно-кредитного регулирования экономики грузии в переходный период

B.C. верулидзе,

кандидат экономических наук, ассоциированный профессор Батумского государственного университета

Стабилизационная политика экономики той или иной страны включает в себя как бюджетно-налоговые, так и денежно-кредитные рычаги регулирования, и в зависимости от модели экономики усиливается влияние либо одной, либо другой политики. Однако не существует единого решения данной проблемы, гарантирующего наилучший результат, поэтому каждая страна самостоятельно определяет уровень регулирования экономики и степень применения соответствующих рычагов на основе накопленного мирового опыта и собственных научных исследований.

Следует отметить, что объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики вытекает из положений, когда рыночные отношения не приводят к автоматическому решению общенациональных проблем. Эволюция различных теорий регулирования экономики происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли.

Согласно взглядам Кейнса, денежно-кредитная политика менее эффективна по сравнению с бюджетно-налоговой политикой, поскольку инвестиции мало чувствительны к изменениям процентной ставки. Но увеличение государственных расходов (или сокращение налогов) на фазе спада приводят к росту совокупного спроса и, следовательно, к росту реального объема производства и дохода таким образом. Рост реального дохода приводит к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента. А это, в свою очередь, вызывает сокращение частных инвестиций. Результат этого процесса получил название «эффекта вытеснения частных инвестиций» государственными расходами. Поэтому монетаристы выступают против активной бюджетно-налоговой политики, полагая, что невозможно точно предсказать результаты ее проведения, они являются сторонниками автома-

тической денежно-кредитной политики, которая должна опираться на монетарное правило: предложение денег должно расти приблизительно теми же темпами, что и реальный ВВП. Только в этом случае можно избежать инфляции.

Многие экономисты и политики в современном мире отдают предпочтение денежно-кредитной политике, что обусловлено независимостью последней от законодательной деятельности; поскольку центральный банк использует денежно-кредитные рычаги регулирования, а его решения не нуждаются в одобрении законодателей, поэтому они могут быть претворены в жизнь гораздо оперативнее, чем бюджетно-налоговые инструменты.

В американской экономике государство управляет общим темпом экономической деятельности, стремясь поддерживать высокий уровень занятости и стабильные цены. Оно располагает двумя главными инструментами достижения этих целей: 1) бюджетно-налоговой политикой, посредством которой оно определяет подходящий уровень налогов и расходов, 2) денежно-кредитной политикой, посредством которой оно управляет суммой денег, находящихся в обращении.

В последние годы XX в. при сохранении огромной важности бюджета акцент в работе по управлению всей экономикой в целом заметно сместился от бюджетно-налоговой политики к денежно-кредитной.

Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что бюджетно-налоговая политика лучше подходит для борьбы с безработицей, а денежно-кредитная более эффективна в борьбе с инфляцией.

Поскольку денежно-кредитная политика является одним из ключевых инструментов государства по регулированию экономики, конечные цели денежно-кредитной политики совпадают с общими целями государственной экономической политики:

78

финансы и кредит

обеспечение устойчивого экономического роста, высокой занятости, низких темпов инфляции и стабильности в финансовом секторе.

В Грузии после введения национальных денежных знаков, исходя из интересов экономики, предметом особой заботы со стороны правительства стало сохранение стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранной. Соответственно, среди государственных рычагов регулирования экономики предпочтение было отдано денежно-кредитному регулированию, что, в конечном счете, выразилось в проводимой Национальным банком Грузии монетарной политике.

По органическому закону Грузии главной целью Национального банка страны является достижение и сохранение стабильности цен. При осуществлении денежно-кредитной политики Национальный банк Грузии руководствуется также ежегодными постановлениями парламента, которые касаются «Основных направлений денежно-кредитной и валютной политики».

В условиях высокого удельного веса импортируемых товаров на внутреннем рынке уровень цен в Грузии особенно чувствителен к изменениям обменного курса, соответственно, Национальный банк страны придает большое значение координации денежно-кредитной и валютной политики. Но для сохранения стабильности цен необходимо также применение бюджетно-налоговых методов регулирования, а Национальный банк не в состоянии решать самостоятельно все макроэкономические проблемы, которые должны решаться в рамках единой экономической политики, разработанной исключительно на научных основаниях.

Наглядным примером вышесказанного служит влияние налогового бремени на уровень цен после принятия нового налогового кодекса в Грузии. Закон, вступивший в силу с 01.01.2005 г., предусматривал значительный рост ставок акцизного налога почти на все подакцизные товары, особенно на энергоносители (бензин, керосин, дизельное топливо), что, соответственно, вызвало рост издержек, вследствие чего выросли цены, в том числе и на товары первой необходимости, а Национальный банк Грузии оказался не в состоянии выполнить свою функцию — сохранять стабильные цены и уровень инфляции.

Данный анализ был подтвержден 14 августа 2006 г. представителями МВФ, находившимися в Грузии, которые серьезной проблемой финансовой системы страны назвали высокий уровень инфляции и отметили, что необходимо урегулировать

проблемы как в фискальной, так и в монетарной сферах, в противном случае процессы станут неуправляемыми.

На сложившуюся в финансовой системе Грузии ситуацию и оценки представителей МВФ не вполне адекватно отреагировал министр финансов страны, отметивший, что проблемы имеют лишь технический характер, а президент Национального банка Грузии заявил, что данные проблемы вызваны внешним шоком и мы в состоянии их решить, однако не указал, как именно, и добавил, что национальная денежная единица не обесценится.

При отсутствии единой экономической политики, координирующей денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, Национальный банк Грузии все еще остается почти единственным звеном, взявшим обязательство регулирования экономики в целом, но усилиями банка удается стабилизировать лишь ожидаемые колебания на валютном рынке, что никак не является индикатором, определяющим реальный уровень экономического развития страны.

Стабильность национальной валюты во многом зависит от объема международных резервов, рост которых должен происходить за счет собственных усилий страны, а не за счет иностранных кредитов, как это сейчас происходит в Грузии1.

На фоне существующего внешнего долга, который по информации министерства финансов Грузии 31 декабря 2005 г. составлял 1 734 885 тыс. долл. США, а 31 мая 2006 г. 1 769 719 тыс. долл. США, стране приходится брать новые кредиты для достижения вышеуказанной цели, хотя удельный вес валютных резервов на душу населения в Грузии значительно ниже, чем в других странах с переходной экономикой.

Для достижения финансовой стабильности Национальный банк Грузии придает большое значение аккумулированию валютных резервов страны, что достигается интервенциями национального банка, зарубежными донорами и при помощи международных финансовых организаций. Одна из таких интервенций была проведена Центральным банком Грузии в начале марта 2004 г., что привело к резкому падению курса доллара США по отношению к национальной валюте на десятки пунктов, а затем банк приобрел иностранную валюту и пополнил свои валютные резервы. Необходимо отметить, что подобное мероприятие Национального банка Грузии отрицательно сказалось на платежеспособном

1 Гришикашвили А. Страны переходной экономики и европейская интеграция. — Тбилиси. 2005. С. 263.

спросе населения, во-первых, потому что в условиях инфляционных ожиданий население делало свои сбережения в иностранной валюте, а во-вторых, как не парадоксально, при падении курса доллара выросли цены на импортируемые товары, что свидетельствует об отсутствии конкурентной среды на товарном и финансовых рынках. Сохранение финансовой стабильности в основном начало зависеть от интервенции и иностранных кредитов.

Аналогичная ситуация сложилась на валютном рынке и в последние месяцы 2006 г., на фоне инфляции происходит постепенное обесценивание курса доллара США по отношению к национальной валюте (с 1,83 в марте до 1,72 в декабре), тогда как спрос на иностранную валюту зависит от конъюнктуры на потребительском рынке, где удельный вес импортируемых товаров значительно преобладает над отечественными, а увеличение экспорта товаров национального производства не намечается.

Надо отметить, что сохранение стабильного курса национальной валюты нерыночными методами (в условиях страны, ориентированной на импорт) способствует также оттоку иностранной валюты за рубеж, а падение курса доллара создает предпосылки для более дешевого его приобретения, и роста темпов вывоза иностранной валюты.

Обеспечение стабильности цен является не только основной функцией Национального банка Грузии, но такая же функция стоит перед многими банками развитых стран мира, где достигнута макроэкономическая стабилизация за счет высокой степени экономической безопасности страны и защищенности внутреннего рынка. Вследствие этого нет необходимости для применения бюджетно-налоговых методов регулирования более высокой степени, а государство осуществляет постоянный мониторинг для сохранения стабильности. Что касается Грузии, аналогичный подход фактически не способствует достижению главной цели, поскольку слепое копирование международного опыта центральных банков, без учета особенностей национальной экономики и особенно бюджетно-налоговой политики, создает

реальные предпосылки для роста цен. Как утверждает представитель теории монетаризма С. Фишер, долгосрочный экономический рост невозможен в ситуации, когда инфляция превышает 10 %, однако другие современные исследования обосновывают данный показатель на уровне 8 % годовых.

Опыт развивающихся стран (Аргентина, Чили), а также стран с переходной экономикой (Польша) подтверждает, что выход национальной экономики на устойчивые темпы экономического роста должен осуществляться в первую очередь путем достижения денежной стабилизации.

Процесс экономической стабилизации в стране может быть также замедлен из-за отсутствия финансового рынка, поскольку слабо развит рынок ценных бумаг, а мобилизация финансовых ресурсов и преобразование их в инвестиционные ресурсы осуществляется только через банковский сектор. Следует отметить, что национальная валюта страны из-за существующего недоверии к ней не может полноценно выполнять функцию средства накопления, тогда как она является единственным законным средством платежа. По данным Национального банка Грузии, коэффициент долларизации на депозитных счетах коммерческих банков составляет почти 70 %.

Что касается скорости движения денег — индикатора, свидетельствующего о связи между денежным обращением и процессами экономического развития, на фоне постоянного роста ВВП с 2001 -го года она значительно падает (см. таблицу).

Валовый внутренний продукт по сравнению с 2001 г., вырос в 2005 г. в 1,74 раза, а скорость движения денег соответственно упала в 1,53 раза, что со своей стороны свидетельствует пока еще о низкой экономической активности на данный период.

Как известно, стабилизация внутренних цен и борьба с безработицей по своему содержанию являются краткосрочными макроэкономическими целями и регулируются классическими инструментами государственной политики: налоговой системой, государственным бюджетом, уровнем внутреннего кредита и обменным курсом. При этом

Таблица

некоторые индикаторы денежного обращения и экономического развития Грузии

Показатель Годы

2001 2002 2003 2004 2005

ВВП2 (млн лари) 6 674,0 7 456,0 8 564,1 9 824,3 11 591,8

Денежная масса 3 (агрегат М2) (млн лари) 403,8 462,3 527,4 846,1 1 069,9

Скорость движения денег (ВНП/М2) 16,52 16,13 16,24 11,61 10,83

2 http://www. statistics. ge/main. php?pform=54&plang=1.

3http://www. statistics. ge/_files/english/fmance/Money %20supply %20by %20aggregates. xls.

80

финансы и кредит

только два последних инструмента экономического регулирования из вышеперечисленных находятся в непосредственном управлении Центрального банка Грузии, который имеет перед собой в качестве основной цели достижение макроэкономического равновесия в краткосрочный период.

Упоминая остальные рычаги регулирования экономики со стороны государства, необходимо отметить, что после введения нового налогового кодекса в Грузии в него уже неоднократно были внесены серьезные поправки (этот процесс продолжается и по сей день), что свидетельствует об отсутствии налоговой политики, соответствующей современному состоянию экономики Грузии.

Исходя из принципов экономической безопасности, необходимо совершенствовать налоговую и таможенную политику страны, чтобы форсировать процесс развития национального производства и преодолеть ориентированность на импорт, начавшуюся в 1990-х годах, что, со своей стороны, вы-

зывает значительную зависимость доходной части бюджета от налогов, собираемых на таможенной территории. Таким образом, в стране существует ситуация, когда более 80 % бюджетных доходов страны приходится на косвенные налоги, а среди них более 50 % приходится на импортную продукцию, что создает серьезную угрозу стабилизации налоговых доходов бюджета, которые составляют 70 % доходной части бюджета.

Для макроэкономической стабилизации в стране необходимо также определить степень взаимосвязи между денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, которая должна исходить из единой экономической политики страны, а Министерство финансов и Национальный банк Грузии должны осуществлять регулирование экономики скоординированно, в противном случае начинается разрушение макроэкономической политики страны, что приведет к нестабильности цен, падению темпов роста экономики и жизненного уровня населения.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

^ Оперативное размещение ^ Гибкую систему скидок ^ Индивидуальный подход ^ Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: ^ Самые низкие цены

^ Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ ^ Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки ^ Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

(495)621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.