ПРОБЛЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Новиков Н.И.
Новиков Никита Игоревич - студент, направление: менеджмент, кафедра менеджмента и бизнеса, Финансово-экономический институт Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: делегирование - это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. На практике все гораздо сложнее. Делегирование - это в первую очередь ответственность, все остальное - то, что позволяет подчиненным эту ответственность реализовать. В это входят: ресурсы, полномочия, процессы, автоматизация, люди. Руководитель, при делегировании полномочий и ответственности, должен помнить, что ему необходимо давать максимальные права для его реализации сколько необходимо для его решения.
Вне зависимости от размера компании, руководитель всегда связан с делегированием полномочий. Структура компании повторяет структуру делегирования ответственности и всего, что нужно для ее реализации.
Почему важно делегировать полномочия? Человеческий ресурс очень ограничен во времени, в одиночку сложно решить важные операционные задачи компании. Поэтому необходимо правильно организовывать работу людей и отслеживать эффективность полученных результатов. Процесс делегирования, в теории менеджмента, стимулирует: решение сложных задач, повышение мотивации сотрудников, повышение доверия в коллективе, проверку исполнительности персонала. Ключевые слова: менеджмент, персонал, делегирование, человек, управление.
При делегировании полномочий, предприниматели совершают очень много ошибок, которые негативно сказываются на функционировании и развитии бизнеса. Это такие ошибки как:
• Делегирование без указания ответственности;
• Делегирование без учета возможностей исполнителя;
• Делегирование мелких шагов без указания цели;
• Делегирование без указания сроков;
• Делегирование без указания приоритетов;
• Делегирование неинтересных задач;
• Отсутствие обратной связи (контроль);
• Перфекционизм и нетерпеливость;
• Полная передача ответственности.
Как правило, в современных Российских организациях делегирование полномочий управлении является доминирующей идеология целей над ресурсами. Принцип состоит в том, что за короткий период времени хочется достигнуть многого, а именно превзойти своего конкурента. Однако ресурсы выступают ограничителями любых целей и задач. Чтобы реализовать поставленные цели, необходимо считаться с уже имеющимися ресурсами. Следовательно, чтобы ресурсы увеличивались, нужно обеспечивать правильное делегирование на достижение поставленных целей. Это очень взаимосвязанный процесс, поэтому процесс управления, происходит относительно определения целей и увязки их с ресурсами.
Делегирование взаимосвязано с мотивацией, влиянием и лидерством управляющего. Руководитель должен донести до подчиненных принцип эффективного выполнения поставленных задач. Как во всех процессах обмена информацией и оказания влияния, обе стороны имеют существенное значение для достижения успеха [1, с. 33].
В рассматриваемой организации процесс делегирования полномочий на тех или иных участках работы и управления развит неравномерно. Это объясняется тем, что компания росла постепенно, и ее коллектив с момента образования претерпел многочисленные изменения как в количественном, так и в качественном ключе. Стимулом роста для данной компании являлось то, что при формировании кадров имелась возможность привлечения к производственной деятельности опытного менеджмента, что особенно важно в таких специализированных отраслях бизнес. Данная отрасль деятельности, связана с постоянным внедрением и ежедневным активным применением новейших технологий с постоянной борьбой за потенциального клиента.
Организация «МЕГАФОН» внедрила дивизиональную структуру управления, созданную по принципу разделения территории на отдельные регионы. Для этой компании данная структура максимально эффективна, так как у «Мегафон» очень большая зона ответственности.
За несколько лет у компании сформировались явно выраженные принципы корпоративного управления. Мегафон уделяет большое значение своей системе корпоративного управления, считает, что
прозрачность управленческих процессов и доступность информации о работе Компании является самым главным фактором эффективного роста и дальнейшего устойчивого развития. [2, с. 87].
Найм сотрудников дает предпринимателю огромные возможности для развития бизнеса. С одной стороны, предприниматель может сфокусироваться на задачах, которые приносят ему большее удовольствие и которые приносят бизнесу наибольший результат в долгосрочной перспективе.
Чтобы делегирование приносило пользу компании, на мой взгляд, нужно придерживаться несколькими принципами:
1. Выбор правильного стиля руководства, который подходит тому или иному сотруднику;
• Постановка задач;
• Конкретные цели;
• Зона ответственности.
Важно понимать, что сотрудник должен иметь конкретные инструменты для выполнения поставленных задач, в конце месяца у сотрудника не должно появится никаких отговорок, почему он не выполнил ту или иную цель;
2. Передача ответственности - необходимо создать ощущение того, что сам сотрудник отвечает за определенную цель, задачу или зону ответственности, а не сам предприниматель;
3. Нет обратному делегированию - часто происходит такая ситуация в бизнесе, что сотрудник, сталкиваясь со сложной ситуацией в бизнесе, приходит за советом к своему руководителю. Сотрудник осознанно или неосознанно пытается передать часть своих обязанностей на руководителя. Предпринимателю льстит, что он обращается со сложным вопросом, и поэтому руководитель соглашается перенять часть задач своего сотрудника [3, с. 154].
В бизнесе существуют различные роли: роль предпринимателя, менеджера, наемного сотрудника. Каждый, исполняя свою роль, в конечном итоге приносит пользу бизнесу и если сотрудник передает свои полномочия руководству, то у руководства есть меньше времени заниматься своими задачами, что в конечном итоге негативно отражается на сотруднике.
Делегирование полномочий в современных Российских организациях является очень важным процессом для развития компании. Оно необходимо для того, чтобы руководитель не отвлекался на лишние задачи, а мог полностью сконцентрироваться на управлении компании и анализе её эффективности.
Делегируя некоторые обязанности и полномочия, стоит помнить и о том, что никак нельзя перекладывать на других. Нельзя делегировать задачи, в которых решается направление развития компании. Конечно, советоваться с некоторыми сотрудниками по данному вопросу можно, однако полностью переложить на них выполнение данной задачи нельзя. Нельзя передавать полномочия по найму и увольнению работников. Гораздо лучше будет, если этим займется руководитель. Если есть необходимость поблагодарить или как-то отметить какого-либо работника, то лучше сделать это самостоятельно, а не просить кого-то другого.
Список литературы
1. Проблема делегирования полномочий в организации // Н.С. Молчанова // Научный вестник МГТУ ГА,
2018. № 8. С. 33.
2. Анализ организационной структуры и корпоративного управления компании ОАО "Мегафон", 2016. С.
87.
3. Проблемы делегирования полномочий в современных организациях // ФГБОУ ВПО «Уральский
государственный экономический университет», 2020. № 6. С. 154.