Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кильметова Рената Рафиковна, Климатов Хаджимурат Георгиевич

В данной статье исследуются ситуации, сложившейся в сфере бюджетного финансирования на социальную защиту и социальное обеспечение регионов в последние годы. Изучено современное состояние бюджетного финансирования социальной сферы регионов на примере Тюменской области. Также предложены пути совершенствования финансового механизма бюджетного финансирования в сфере социальной защиты регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF BUDGET FINANCING OF THE SOCIAL SPHERE IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article investigates the situation that has developed in the field of budget financing for social protection and social security of the regions in recent years. They have studied the current state of budgetary financing of the social sphere of the regions on the example of the Tyumen region. And also ways to improve the financial mechanism of budgetary financing in the field of social protection of regions were suggested.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_8_55

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ PROBLEMS OF BUDGET FINANCING OF THE SOCIAL SPHERE IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

КИЛЬМЕТОВА Рената Рафиковна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

КЛИМАТОВ Хаджимурат Георгиевич,

студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

Kilmetova Renata Rafikovna,

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law of North Ossetian State University.

362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

Klimatov Khadzhimurat Georgievich,

student law faculty of North Ossetian State University.

362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46.

E-mail: renata.kilmetova@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье исследуются ситуации, сложившейся в сфере бюджетного финансирования на социальную защиту и социальное обеспечение регионов в последние годы. Изучено современное состояние бюджетного финансирования социальной сферы регионов на примере Тюменской области. Также предложены пути совершенствования финансового механизма бюджетного финансирования в сфере социальной защиты регионов.

Abstract: This article investigates the situation that has developed in the field of budget financing for social protection and social security of the regions in recent years. They have studied the current state of budgetary financing of the social sphere of the regions on the example of the Tyumen region. And also ways to improve the financial mechanism of budgetary financing in the field of social protection of regions were suggested.

Ключевые слова: правовое регулирование финансирование бюджета, социальная защита населения, социальная политика, право социального обеспечения.

Keywords: legal regulation of budgetary financing, social security of people, social policy, social security law.

Дата направления статьи в редакцию: 16.06.2021

Дата публикации статьи: 31.08.2021

Основная функция государства по перераспределению национального дохода заключаетсяв том, чтобы уменьшить разницу в доходах населения и обеспечить благоприятныеусловия жизни. Эта функция реализуется через систему социальной защиты.

Система социальной защиты населения - это сеть социальных программ по оказанию помощи отдельным категориям граждан или малообеспеченным семьям в размерах, которые зависят от их потребностей или степени их бедности, а также экономических возможностей государства. Система предназначена для того, чтобы гарантировать поддержку на некотором минимальном стандартном уровне тех семей, которые не зарабатывают достаточно средств, чтобы содержать себя и не имеют других источников существования.

Источниками финансирования расходов на социальную защиту является как бюджетные средства, так и средства социальных и благотворительных фондов. В связи с этим, важным вопросом для каждого государства является объем обеспечения социальной защиты именно за счет бюджетных средств.

Расходы бюджета на социальную защиту - это прежде всего затраты, направленные на поддержание определенного конкретного круга малообеспеченных граждан.Зачастую они могут выражаться в форме установленного определенного уровня обеспечения прожиточного минимума для различных групп населения, социальной защите лиц, оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, бездомные и т.д.).

Средствами местных бюджетов финансируются государственные программы социальногообеспечения: приюты для несовершеннолетних; территориальные центры иотделение социальной помощи на дому. Осуществляются расходы, направленныена социальную защиту, в частности, финансируются льготы ветеранам войны итруда, оказывается помощь семьям с детьми, дополнительные выплаты населению на покрытиерасходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан [3, с.87].

Объем средств, которые направляются на социальную защиту населения,зависят от финансовых возможностей государства и определяются объемомВВП и научно обоснованным оптимальным объемом фонда потребления [3, с.88].

Осуществляя социальные выплаты, государство придерживается определенных параметров.Финансирование расходов на социальную защиту и социальное обеспечение РФ осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов,средств государственных целевых и негосударственных фондов, территориальных и муниципальныхзаймов, страховых компаний, а также финансов

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 8(200)

предприятий, что косвенно поддерживают социальные программы.

Выполнение любых социальных программ требует соответствующих финансовыхресурсов, которых при современном состоянии национальной экономики не хватает.Проблема даже не в количестве этих ресурсов, а в умении правильно распоряжаться ими. Это является главной задачей финансового обеспеченияпрограмм и мероприятий социальной политики в РФ [1, с.216].

Для выполнения своих функций, в частности в области социальной политики, государство должно иметь достаточные денежные средства, которые формируются путемперераспределения ВВП, а главным механизмом, через который осуществляется это перераспределение, является бюджетный.

За последние годы расходы на социальную защиту населения и социальноеобеспечение ежегодно увеличивались (табл. №1).

Таблица №11

Расходы сводного бюджета на социальную защиту за 2012-2017 гг.

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Расходы на социальную защиту исоциальное обеспечение, млн руб 12,9 12,2 19,4 40,8 41,8 48,9

Удельный вес в общей массе расходов сводного бюджетаобласти,% 21,0 17,2 19,0 28,3 23,7 21,5

В процентах к ВВП 5,6 4,8 5,6 9,1 7,7 6,8

Так, в 2012 г. расходы сводного бюджета на Тюменскую область составляли 1264390000 р., а в2014 г. этот показатель уже достиг более 48 млн.руб. Однако, проанализировавудельный вес указанных расходов в сводном бюджете Тюменской обл. за 2012-2017 гг., можно утверждать, что постоянной тенденции нет. Удельный вес расходовна социальную защиту ежегодно то увеличивается, то уменьшается.

Отметим, что финансирование расходов местных бюджетовпо государственным программам социальной защиты населения осуществляется засчет субвенций, предусмотренных Государственным бюджетом РФ на соответствующийгод в пределах объемов, утвержденных в областных бюджетах[5, с.198].

Увеличение бюджетных расходов в 2015 г., по сравнению с уровнем 2014 г.,связано с повышением в 2015 г. размеров отдельных видов государственной помощи (в частности, государственной помощи семьям с детьми). Основнымистатьями расходов бюджета на социальнуюзащиту и социальное обеспечение являются расходы на социальную защиту пенсионеров.Так, в 2014-2017 гг. расходы на социальную защиту пенсионеров составляли70,2% всех расходов на социальную защиту в 2014 г. До 82,8% - в 2017г. Следуеттакже отметить, что эти расходы в 2015 г. выросли по сравнению с 2014 г.

Второй по объему является статья "Социальная защита других категорий населения"(инвалиды, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, военнослужащиеи другие). Следует отметить, что удельный вес этих расходов за последние годы существенноуменьшилась: с 18,2% в 2014 г. до 8,4% общей суммы расходов на социальнуюзащиту в 2017г.

Наименьший же удельный вес в расходах на социальную защиту, финансируемыхза счет средств государственного бюджета, составляют расходы на исследованияи разработки в сфере социальной защиты,что свидетельствуето недостаточном внимании государства к научным исследованиям в этой сфере. Это порождает множество проблем, требующих тщательного изученияи анализа.

Введение субвенций из государственного бюджета на финансирование социальныхпрограмм значительно улучшило контроль и заставило государственные органывласти начать реформы в системе предоставления льгот и субсидий. Как следствие,задолженность местного бюджета по программам социальной защиты была практическиликвидирована. Однако сама проблема осталась нерешенной [2, с.92].

С целью усовершенствования распределения расходных полномочий между органами власти центрального и местного уровня и органами местного самоуправления, а также с целью формирования модели более эффективного использования имеющихся финансовых средств и привлечения дополнительных средств, целесообразно принять следующие меры:

1. Внести следующие изменения в проект Закон РФN 97023482-2 "О минимальных государственных социальных стандартах":

• внедрение системы минимальных стандартов предоставления социальных услуг населению, или минимальных социальных стандартов, (в денежном эквиваленте) должны использоваться как основа распределения межбюджетных трансфертов;

• учет местной специфики при разработке методологии определения нормативов социальных расходов;

• установление гибкой системы изменений государственных социальных стандартов и социальных гарантий, в соответствии с изменениями положения.

2. Разработать и принять законодательные акты, которые бы нормировали следующие вопросы:

• введение специального принципа софинансирования социальных расходов - предоставление субвенций должно обеспечиваться участием местных бюджетов в финансировании расходов, что будет способствовать мотивации местных органов к поддержанию определенного уровня финансирования услуг социальной сферы; норматив финансового обеспечения должен быть установлен как процентная

1 Составлено автором

доля, на которую государство обеспечивает каждый социальный стандарт (все стандарты по отрасли или совокупность всех стандартов);

• привлечение частного сектора к предоставлению местных услуг на контрактной основе, что позволит снизить расходы на предоставление таких услуг и повысит их качество благодаря внедрению конкуренции на рынке социальных услуг;

• функционирование территориальных внебюджетных социальных фондов, разработка механизмов направления общественными, некоммерческими и коммерческими организациями средств в такие фонды;

• формирование местных социальных бюджетов, создание межрегиональных социальных проектов и их финансового обеспечения.

Таким образом, исходя из всего выше изложенного, необходимо отметить, что переход к рыночным отношениям в РФ практически не распространился на реформирование системы услуг социальной сферы. Она остается построенной по принципу содержания поставщиков услуг, а не предоставления конкретных услуг, ориентированных на конечный результат.

Проблемным вопросом механизма финансирования социальной сферы регионов остаются межбюджетные отношения в части планирования социальных расходов.Для решения данного вопроса требуется внедрение новых управленческих подходов к планированию социальных расходов: совершенствование межбюджетных отношений; диферсификации системы предоставления социальных услуг; завершения внедрения социальных стандартов; внедрения системы критериев и индикаторов для мониторинга и оценки достижения определенных целей.

Библиогра фия:

1. Грицюк Т.В., Котилко В.В. Финансы муниципальных образований, регионов и субъектов Федерации. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 504 с.

2. Коломоец Н.С., Швыря Е.В. Государственный классификатор социальных стандартов и нормативов. // М.: Инфра-М, 2016. - 142 с.

3. Ляхова Н.И., Попова Л.В. Финансовые основы саморазвития регионов и муниципальных образований. - М.: ООО "ТНТ", 2011. - 248 с.

4. Марценюк В.А. Расходы местных бюджетов: социальное измерение. // Мониторинг Национального института стратегических исследований. -

2014. - №6.- С.9-16.

5. Щербина И.Ф. Бюджетные аспекты реформирования системы системы социальных выпат в РФ // Демография и социальная экономика. - 2017. -№1. - С. 194-159.

References (transliterated):

1. Gricyuk T.V., Kotilko V.V. Finansy municipal'nyh obrazovanij, regionov i sub"ektov Federacii. Uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: Finansy i statistika,

2015. - 504 s.

2. Kolomoec N.S., SHvyrya E.V. Gosudarstvennyj klassifikator social'nyh standartov i normativov. // M.: Infra-M, 2016. - 142 s.

3. Lyahova N.I., Popova L.V. Finansovye osnovy samorazvitiya regionov i municipal'nyh obrazovanij. - M.: OOO "TNT", 2011. - 248 s.

4. Marcenyuk V.A. Raskhody mestnyh byudzhetov: social'noe izmerenie. // Monitoring Nacional'nogo instituta strategicheskih issledovanij. - 2014. - №6.-

S.9-16. 194-159.

SHCHerbina I.F. Byudzhetnye aspekty reformirovaniya sistemy sistemy social'nyh vypat v RF // Demografiya i social'naya ekonomika. - 2017. - №1. - S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.