Научная статья на тему 'Проблемы биографической реконструкции (на примере биографии мецената М. П. Беляева)'

Проблемы биографической реконструкции (на примере биографии мецената М. П. Беляева) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / БИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / РУССКОЕ ИСКУССТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МЕЦЕНАТСТВО / М.П. БЕЛЯЕВ / HISTORICAL RECONSTRUCTION / BIOGRAPHIC RECONSTRUCTION / HISTORICAL MEMORY / RUSSIAN ART / FREE ENTERPRISE AND PATRONAGE OF ARTS / MITROPHAN BELAIEV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Луконин Д. Е.

Митрофан Беляев, богатый петербургский лесопромышленник и меценат, покровительствовал русскому искусству, так же как Третьяков, Морозов или Мамонтов. Однако биография его содержит значительные лакуны, что требует применения специальных реконструктивных методов. Автор статьи разделяет понятия «конструкция» и «реконструкция», рассматривает историко-психологический и интенциональный методы реконструкции. Методологический анализ проводится на конкретных примерах из биографии М.П. Беляева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS Of BIOGRAPHIC RECONSTRUCTION (by the example of maecenas Mitrophan Belaiev biography)

Mitrophan Belaiev, who was a wealthy timber merchant and a maecenas, supported Russian art, as well as Tretyakov, Morozov and Mamontov. However his biography is incomplete and its reconstruction with the special methods is needed. The author of article is giving a division between concepts «construction» and «reconstruction» and analyzing historico-psychological and intentional methods of reconstruction. The methodological research is based on the Mitrophan Belaiev’s biography matter.

Текст научной работы на тему «Проблемы биографической реконструкции (на примере биографии мецената М. П. Беляева)»

УДК 796.075 (47+57) + 929 Беляев

ПРОБЛЕМЫ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ (на примере биографии мецената М.П. Беляева)

Д.Е. Луконин

Са ра 1Х)нс: к и й і осу,.' і,а рс і вон н ы й у н иверсиі е і, кафедра туризма и культурного наследия E-mail: Lukonin@info.sgu.ru

Митрофан Беляев, богатый петербургский лесопромышленник и меценат, покровительствовші русскому искусству, так же как Третъяков, Морозов или Мамонтов. Однако биография его содержит значительные лакуны, что требует применения специальных реконструктивных методов. Автор статьи разделяет понятия «конструкция» и «реконструк-ц ия », рассм а триває т и стори ко-п сихологиче ски й и иптенциоп&гъный методы реконструкции. Методологический анализ проводится на конкретных примерах из биографии М.П. Беляева.

Ключевые слова: историческая реконструкция, биографическая реконструкция, историческая намять, русское искусство, предпринимательство и меценатство, М.П. Беляев.

THE PROBLEMS Of BIOGRAPHIC RECONSTRUCTION (by the example of maecenas Mitrophan Belaiev biography)

D.E. Lukonin

Mitrophan Belaiev, who was a wealthy timber merchant and a maecenas, supported Russian art, as well as Tretyakov, Morozov and Mamontov. However his biography is incomplete and its reconstruction with the special methods is needed. The author of article is giving a dmision between concepts «construction» and «reconstruction» and analyzing historico-psychological and intentional methods of reconstruction. The methodological research is based on the Mitrophan Belaiev's biography matter.

Key words: historical reconstruction, biographic: reconstruction, historical memory, Russian art, free enterprise and patronage of arts, Mitrophan Belaiev.

В применении к биографическому материалу проблема исторической реконструкции может быть рассмотрена в различных аспектах. Первый, наиболее очевидный, связан с заполнением лакун и восстановлением событийной стороны биографии исторического персонажа. Особенно важными при этом следует считать события, оказавшие значительное влияние на становление личности человека. Можно согласиться с мнением А. Уйбо, что в процессе исторической реконструкции историк одновременно выступает в лице «кон-сгруктра, 'технолога и сборщика»1. В полной мере это применимо и к области биографики. Однако с методологической точки зрения существенным представляется разделение конструкции и реконструкции как двух, хотя и взаимосвязанных, но различных подходов. Во многих работах, в частности в упоминаемой статье А. Уйбо, такого разделения не проводится, а указанные термины рассматриваются как синонимы2. Это, как нам представляется, зачгмняет суть реконструктивного метода.

К проблеме конструкции как эвристического подхода в интеллектуальном построении привлек внимание в одной из своих ранних работ выдающийся представитеть немецкой классической философии Ф.В.Й. Шеллинг3. Согласно его взгляду, конструкция (Konslruklion) имеет «лишь один принцип», - «для геометра это... абсолютное единство пространства, дтя философа - единство абсолютного. Конструируется... лишь одно, а именно и;!,ей, а все выведенное конструируется не как выведенное, а в своей идее»4. Шеллинг категорически возражал прочив высказанной Беньямином Хойером точки зрения, согласно которой конструкция создает лишь возможные объекты. Для Шеллинга «абсолютная возможность» за-ключает в себе саму действительность, ибо эмпирическая действительность, атрибутом которой является внешняя необходимость, становится собой «именно в своем обособлении от идеи, и даже общие законы, по которым она в этом обособлении превращается в определенное так, а не по иному, могут в свою очередь быть конструированы только в идее»5. Говоря другими словами, если нам известен объективный принцип построения системы, то отдельные

1 УйппЛ. Реконструкция исторического прошлого как неждгктцигитарная чудача // Смысловые концепты историко-философского знания. Учен. таи. Тарт. ун-та. Сер. Труды по философии. Вып. XXXV. Тарту, 1990. С. 90.

2 Там же.

3 Шеллинг Ф.В.Й. О конструировании в философии // Шеллинг Ф.В.Й. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 3-26.

4 Там же. С. 12.

3 Там же. С. 13.

лакуны могу г быть заполнены даже при полном отсутствии каких-либо факл ических данных. Блестящим примером подобной конструкции является Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Важнейшим этапом в применении метода конструкции к историческому процессу стало создание М. Вебером концепции «идеальных типов». Будучи так же, как и в классической философии, основана на понятии «идеи исторического явления», указанная кон11,(41 пия в то же время стремилась противостоять метафизическим и романтическим элементам предшествовавших теорий11. «Идеальный тип, - писал Вебер, - не «гипотеза», он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения»7. Исследователи справедливо считают концепцию «идеальных типов» конструкцией8, термин «конструирование» применялся и самим авлх>ром для объяснения характера ис с ’.ледова1тел ьс ко го действия9. «Согласно элх>му методу, -полагал Э. Трельч, - линии развитая - это конструкции научной фантазии, которые выходят из возможностей, лежащих в определенной ситуации и по аналогии с опытом или общими наблюдениями или также с законами ищут адекватных, т. е. наиболее возможных причинно-обусловленных рядов...»10

Таким образом, можно констатировать, что важнейшим принципом конструктивистского подхода является наличие1 опосредующего элемента исследовательской процедуры, в качестве которого выступает сама конструкция, представленная либо как отрефлекси-рованное продуктивное созерцание, либо как построенная на сравнении и обобщении абстракция идеального факта, либо как построение цепочек каузальных связей, либо иное. Такой подход можно было бы уподобить широко практикуемой методике реконструкции архитектурных сооружений, при которой воспроизведение первоначально известной исторической конструкции достигается за счет использования новейших технологий и современных

6 См.: Гайденко П.П., Давыдов Ю.И. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

7 Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 389.

8 См.: Гайденко П.П., Давыдов Ю.И. Указ. соч. С. 44-50.

9 Всбср М. Указ. соч. С. 391.

1,1 Тре.и,и Э. Иогоричм и его проблемы. М., 1994. С. 443.

материалов11. В настоящее время также и в области исторической науки развиваются новые конструкционные модели, созданные на основе математического моделирования, новых информационных технологий, теории самоорганизации и др.12 В отличие от подобных «чистых» или «идеально-типических» конструкций принципиальная особенность реконструктивного подхода состоит, на наш взгляд, 15 том, что меч:го опосредующего элемента занимает аутентичный исторический источник. В биофафичес ком описании подобный метод выглядит особенно перспективным для восстановления ЛИЧНОСТНОЙ ТОЇІОЛОГИКИ.

Рассмотрим сказанное на конкретном примере. Известно, что биография мецената Митрофана Петровича Беляева в достаточной степени освещена историческими источниками только дчя второй половины его жизни, т. с*, с: начала меценатской доя іх\тьпости13. Что же касаекя первой половины, то сведения приходится получать буквально по крупицам, восстанавливая (реконструируя) отдельные эпизоды. Тем не менее данная часть жизненного пути представляется особенно важной для ответа на вопрос о том, что сформировало духовные потребности купца и привело его па путь служения русскому искусству.

Опуская глубокую завесу па ранние годы детства мецената, история слегка приоткрывает ее только к 10-летнему возрасту М.П. Беляева, сообщая единодушно устами источников, что в 1846 г. он был отдан отцом в Санкт-Петербургское учи лище при реформатских церквах, полный курс которого успешно окончит через пять лет. Отец М.П. Беляева Петр Абрамович Беляев был основателем семейного лесопромышленного бизнеса. Он вел активную коммерческую деятельность її Олонецкой губернии: торговал лесом, преимущественно с Англией. В 1854 г. он был зарегистрирован как петербургский купец 1-й гильдии, затем получил звание потомственного почетного фа ж; та ни на (1856), коммерп-советника14. Им была основана одна из крупнейших в России лесопромышленных

11 См., напр.: Реконструкция исторических городов и геотехническое строительство: Тр. междунар. науч. конф.: В 2 т. СПб., 2003.

12 КороптсвЛ.В., Малинсцхшї Г.Г. Проблемы математической истории: Ис-юрическая реконструкция, прогнозирование, методология. М., 2009.

в См.: Лі/конии Д.И. Hi.it и нраиы русской купеческой семьи конца XIX н. (на примере семьи М.П. Беляеву) // Неофициальная жичнь горожан: Запад -Россия - Восток. Сараї -он, 2007. С. 91-102; Он же. Ненаписанная б ио і "рафия М.П. Беляева // Историографический сборник: Межвуз. сб. науч. тр. Сара--|хж 2(Х)8. Вып. 23. С!. 102-110.

11 Барышников М.Н. Деловой мир Петербурга: исторический справочник. СПб., 2000. С. 66.

КС) VI11 и Н И Й « Бе?ЛЯС?Ва П. НУС К', I н и к и и К». Эы фирмы СІК'ЦИаіИ з и ро-ва. іась ни производство и і ірода жо лс?соуіа гс?риалов в Российской империи и за границей, причем перевозка грузов осуществлялась собствеїпіьши паровыми буксирами и баржами. Б 1859 г. П.А. Бетяев, скопив значительный капитал, построил собственный лесопильный завод в с. упицы Повсч істкого ус'зда Олонецкой іуборпии, который бы і «бо ІІ.ІМим» предприятием, кроме* того, в начало 60-х гг. XIX в. он приобрел «ленные? промыслы на Бемом море?»15. В Пе?іх?рбуріх! П.А. Бс?ляс?в вта дел кирпичным заводом в Малой Рыбацкой слободе? и оптовой конторой по продаже? леса на набс?рожной Обводного канала, 17. Оп также имел в столице собственные каменные дома па Коломенской ул., 34 и Николаевской ул., 1510. Не чуждался старший Беляев и принятой в купеческих кругах благотворительной и общественной д.е?я ге‘іьпоеіи: оп состя д ггаршимой Николаевского доте кого приюта, в 1871-1878 гг. был старостой Владимирской церкви, а в 1873-1876 гг. был избран гласным Петербургской городской думы17.

Кажется не? вполне понятным, почому достаточно обеспеченный купец вы брат для своего старшего сына и наследника обучение в училище дтя приказчиков. Контраст этому решению составляет судьба двух младших сыновой П.А. Бс'ляова: Сор гоя (1847 г. р.) и Якова (1852 г. р.). Сергей Петрович Беляев окончил в 1872 г. юридический фа ку льтт Петербургского университета, рабсугал помощником присяжного поверенного и в дальнейшем сделался видным обшентвенным и политическим деятелем. Трижды он избирался гласным Пе?те?рбуртской городской думы: в 1881-1884, 1885-1889 и 1889-1893 гг.18, а также гласным от Петербургского губернского и Шлиссельбургского уездного земств. В 1890 г., протест}7я против по-Iи тики властей в отношении земских органов, оп оставил все' выборные4 должности. С конца 1905 г. С.П. Беляев участвовал в деятельности «Союза 17 ок тября», а в 1907 т. стал членом ЦК и Пс?тс?рбургского городе кого совета этой партии. В 1907 г. мо с пискам «Союза 17 октября » С.П. Беляев был избран в III Государственную

Гі [Оссовааїй А.Р>.\ М.П. Бе. іяен и ос нованное им мучыка іьное не. ю. Краткий очерк. (.'По., 1910. С. 4. См. также: Оссо&ский Л.В. Музьтгтьио-кришчеекие

і гатьи. 1894-1912., I., 1971. С Г. 3-14.

|ь См.: Ьарышпикоб М.Н. Укш. соч. С. 66.

,7 Справочная книжка Са н кт- Пеі ероу р го ко й горо' юкой думы 1873-1876 гг. СПб., 1876.

|х См.: Список . і и 11, избранных к г. іасньїе Петербургской городской думы на четырехлетие 1881-1884 гг. СПо., 1881; Справочная книжка Санкт-Петербургской тро йкой думы 1885-1889 п. СПб., 1889; Сапкг-1 Іеі^ербуріская городская 11 у \1 и: Список гласных, шора иных па четырехлетие 1889-1893 гг. СПб., 1889.

думу от Петербурга. На должности гласного Государственной думы он участвовал в работе комиссий по торговле и промышленности (пред се дате ть), по рабочему вопросу (секретарь), в финансовой комиссии. Также С.П. Бетяев был членом Клуба общественных деятелей в Петербурге и одним из организаторов Торгово-промышлеп-ной группы в Государство иной думе, образованной ;ия зашиты интересов отчественной торговли и промышленности. В 1909 I. он участвовал в III съезде октябристов, на котором был избран в ЦК партии19. Умер С.П. Беляев в 1911 г.

Младший брат, Яков Петрович Беляев, окончил Военно-медицинскую академию, участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и впоследствии получил звание доктора медицины. Так же, как и средний брат, он активно занимался общественной и политической деятельностью. Я.П. Беляев являлся одним из учредителей Петербургского общества заводчиков и фабрикантов (с 1906 г. -член Совета общества) и Прогрессивной экономической партии (1905 г.)20. После провала на выборах в I Государственную думу Прогрессивная партия распалась, ее руководство частично вошло в «Союз 17 октября». Однако наибольшую известность Я.П. Беляеву принесла не его врачебная или политическая деятельность, а обстоятельства гибели, которые на продолжительное время сделали его героем периодической печати. В ночь па 13 июля 1912 г. он был убит в своей квартире на Фонтанке, 23 сожительницей - Ан тониной Ивановной Богданович. Несмотря на т, что убийство было совершено с: корыстными целями и при отягчающих обстоятельствах, суд присяжных признал А.И. Богданович невиновной. Решающую роль в таком решении сыграла блестящая защита подсудимой известным адвокатом Н.П. Карабчевским - его речь и обстоятельства дела стали хрестоматийными и вошли в учебники по юриспруденции.

Таким образом, можно предположить, что решающую роль в выборе жизненного пути сыновей играло слово отца: одного он готовит для семейного бизнеса, другому предназначил юриспруденцию, третьему - медицину. Собственно говоря, трудовая деятельность М.П. Беляева началась именно в деле его отца: с момента окончания училища и до копна 60-х гг. XIX в. он нераздельно быт связан с отцовским бизнесом. Выбранный отцом вариант обучения принес свои нтоды. М.П. Беляев свободно говорил и вел переписку па трех языках: английском, немецком и французском. Франц Шеффер, в будущем славший управляющим делами издательства в

19 См.: Барышников М.Н. Указ. соч. С. 6э-66.

20 Там же. С. 366.

бе.ляевской фирме в Лейпциге, вспоминал, как при первом знакомстве М. П. Беляев поразил его безукоризненным немецким выговором. «На выраженное мною удивление, он с улыбкой пояснил, что получил образование в Пелербургском немецком училище»21.

Путеводитель А. Г реча, выпущенный на момент окончания Бе-ляевым училища, дает следующую справку об чтои учебном заведении: «Реформатская школа учреждена мри немецко-французской реформатской церкви в 1818 г. Помещается в церковном доме на Мойке. Инспектор г. Гордак. Училище состоит из трех классов, в коих преподаюл новые (по же ланию и древние) языки, арифметику, геометрию, алгебру, историю и географию, рисование и танцева-пие. Курс распределен па пять лет»22. Более подробную информацию содержат воспоминания Н.А. Лейкина, сына служащего, учившийся н(ч ко тькими годами позднее М.П. Беляева23. Этт источник дает возможность реконструировать внутреннюю атмосферу, «дух» учебного заведения и выделить ключевые моменты, повлиявшие на формирование характера будущего мецената. Решающую роль в привлекательности училища, как говорилось выше, играли языки. Помимо немецкого и французского, па которых велось обучение, «в внектассное время преподавались... и приватные* языки - английский и латинский, за ничтожную плату - один рубль в месяц, а уче-ников-голландцев учит і о ыандс кому языку настр голландской церкви». Даже история России преподавалась в реформатском училище на французском языке и по учебнику, изданному в Париже, -«твори ли тогда, чт о >т о л ія практ ики во французском языке»24.

Помимо того, М.П. Беляев, которого олец предназначал для ра-болы с иностранцами и за границей, проводил годы своего учения в смешанной многонациональной среде, постигая не только языки, по и принятые у иностранцев правы и обычаи25. «Пасторы Клипп и

21 Шефер Ф. Издательская идея М. П. Беляева // Памят и Митрофана Петровича Беляева: Сборник очерков, статей и воспоминаний. Париж, 1929. (Г. 45.

22 Греч Л. Весь Петербург в кармане. СПб., 1851. С. 474.

23 Лейкки Н.А. Мои воспоминания // Петербургское купечество в XIX веке. СПб., 2003. С. 121-256.

24 Там же. С. 171-173.

25 Ежедневная молитва «происходила в самом большом из классов училища - в ЬесипсГе, во втором этаже... Здесь стоял большой орган в ясеневом чехле. На классной доске были написаны по-немецки стихи псалма. Гордак сел за орган и стал играть мелодию, ученики запели псалом» (Лешин Н.А. Мои воспоминания... С. 162). Учитель немецкого языка ТТТулье «уидекался Шиллером и Гене и часто лаже на уроке грамма тики заставлял нас .декламировать «Валленштейнов лагерь» и другие драмы, для чего каждому назначал роль. На задней

Иккеп, - на кш и нал Н.А. Лойкин, - преподавали по-немецки Закон Божий для протестантов, по и мы, русские ученики, а также поляки, немцы и фра н цуз ы-калх> лики сидели туг же в классе и с чу шал и преподавание, хотя и не учили задаваемых ими уроков. ... Предметы все преподавались по-немецки, учителя говорили по-немецки, ученики тоже, хотя дета ремесленников, вертевшиеся дома около русских мастеровых, говорили и со вставками в немецкую речь русских слов, жаргона, поговорок, а часто русские глаголы спрягали на немецкий манер»26.

Однако отсутствие элитарного образования оказапо большое влияние на формирование облика М.П. Беляева. Особенно ярко что прояви (ось позднее, когда он стал близко общаться с представи целями художественной интеллигенции. По воспоминаниям пианиста Н.С. Лаврова, Беляев «производил впечатление несколько неотесанного человека» - Лавров отмечал небрежность в его костюме, грубоватость манер, отсутствие светского лоска27. До конца своей жизни М.П. Беляев не мог избавиться от некоторых характерных «число купеческих» привычек, как то: неожиданно грубого обращения, склонности к крепкому, бранному словцу и непристойной шутке, в своем доме Беляев запросто мог тюнуть или даже сморкнуться на пол.

Период работы М.П. Беляева в деде отца в наименьшей степени освещен источниками и требует от биографа значительного объема работы с косвенными источниками. Очевидно, тгго наибольшее количество времени Беляев проводил на заводе своего отца и на побережье* Белого моря. По сообщению В.В. Стасова также известно, что в период 50-х - 60-х гг. Беляев «провел полтора года в Лондоне, причем также сделал путешествие по Англии и Шотландии»28. Топонимика пребываний молодого купца позволяет только предположительно делать заключения, какие виды, впечатления и окружающая обстановка могли иметь па пего влияние. Роль отца в этот период оставалось весьма значительной29.

В конце 60-х гг. XIX в. М.П. Беляев значительно расширил семейное лесопромышленное дело. В товариществе со своим двою-

скамейке сидел хор-народ. Декламировал он иногда и сам «Фауста»...» (Лей-кин Н.А. Мои воспоминания... С. 167).

2(' Там же. С. 170,175.

27 Лавров Н.С. Воспоминания // Глазунов: Исследования. Материалы. Публикации. Пис ьма: В 2 т. Л., 1959. Т. 1. С. 29.

Стасов В.В. Митрофан Петрович Беляев: Биофафический очерк// Стасов В.В. Статьи о музыке: В 5 вып. М., 1980. Вып. 5А. С. 119.

29 ОР СНбГК. Архив М.П. Ьеляева. Д. 437. Л. 1.

родным братом Николаем Павловичем Беляевым он построил собственный лесопильный завод в с. Сорока Кемского уезда Архангельской губернии. Для М.П. Беляева это было время, наполненное лишениями и тяжелым трудом. Как писал в своих воспоминаниях его друг пианист Н.С. Лавров, «...он годами жил па положении отшельника и полудикаря, чуть ли не в тайго Архангельской губернии... Он брал у казны громадные участки, которые рубил, потом свозил лес на берег моря и грузил на корабли для отсылки в Англию. Рубка эта требовала присмотра. Вследствие этого Беляеву приходилось жить, как он говорил, в необыкновенных дебрях, чуть ли не со зверями. Благодаря этому у него развилась невзыскательность к обстановке и он был совершенно чужд комфорту. Он мог, например, без всякого лишения спать па сене, без подушки, в сарае...»30 В нот же период. Беляев бывал в Англии (в частности, в Лондоне*) и совершал поездки по Европе31.

Еше через десятилетие, к концу 70-х гг. XIX в. лесопромышленный бизнес М.П. Беляева, по-видимому, был твердо поставлен на ноги. Во всяком случае, теперь оп не требовал постоянного присмотра со стороны хозяина, и в эти годы Беляев большую часть времени жил в Петербурге, в доме на Ивановской, 14. Летние же сезоны в конце 70 - начале 80-х гг. XIX в. он, по его собственному признанию, мредмочитал проводить в Карлсбаде32. Годы обучения в немецкоязычном заведении и частое пребывание за границей сказались на его характере - люди, знавшие его, отмечали в нем «немецкие» черты. «В его деятельности наиболее характерной чертой является та чисто немецкая настойчивость и энергия, с которыми Митрофан Петрович доводил до конца каждое начатое им дело. Этой немецкой чертой [он] гордился и, будучи сам коренным русским человеком, он всегда с: укором отзывался о русской лени, вялости и неумении доводить начатое дело до конца»33. Сам Беляев имел в повседневной жизни склонность ко всему «немецкому» и мог в определенных случаях противопоставлять «немецкое» «русскому». Неудивительно поэтому, что, обосновавшись в Петербурге, он стал завсегдатаем Немецкого клуба, располагавшегося па Мойке, у Сине-

:'0 Лавров Н.С. Воспоминания... С. 29.

Н.С. Лавров говорил о его «жични» «в таком фешенебельном месте, как Лондон» и о «частых пребываниях во всех цивилизованных центрах Европы» (Там же).

32 ОР РНБ. Ф. 449. Д. 48. Л. 5-5 об.

33 Вальтер В.Г. Памяти М.П. Беляева. Речь, читанная на заседании СПб. Общества камерной музыки в память М.П. Беляева, 11 января 1904 г. // РМГ. 1904. №4. Сто. 101.

го моста, в доме Якунчикова. Здесь М.П. Беляев сделался постоянным участником любительского оркестра, которым руководил заслуженный капельмейстер Людвиг-В иль гельм Маурер (1789-1878), в те времена уже глубокий старец. Сам Маурер, немец по происхождению, с 1806 г. жил и работал в Петербурге и стал здесь родоначальником музыкальной династии - потомки ого за креп ил и< ь и успешно ірудились на музыкальном поприще и России. Музыка, которую Маурер на склоне лет разучивал с любительским оркестром, также была по преимуществу немецкой. В. В. Стасов полагал, что до начала 80-х гг. XIX в. М.П. Бе ляев был мало знаком с русской музыкой™.

После смерти Л.-В. Маурера любительский оркестр распался, и некоторые из его членов, в том числе М.П. Беляев, составили музыкальный кружок, собиравшийся в большом зале гостиницы «Де-мут», стоявшей на пересечении набережной р. Мойки и Б. Конюшенной улицы. Гостиница «Демут» и знаменитый Демутов трактир были основаны еще в 60-х гг. XVIII в. выходцем из Франции Ф.-Я. Демутом и быстро вошли в состав весьма примечательных мест Петербурга. В разное время здесь останавливались или бывали А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Грибсх'іов, А.И. Герцен, П.И. Пестль и многие другие. К 80-м гг. XIX в. в гостинице располагались известный шахматный клуб и популярный петербургский ресторан «Медведь» (посетителей его встречало у входа чучело медведя с подносом в лапах), во дворе гостиницы был устроен сад с бассейном. В таких условиях М.П. Беляев познакомился с русскими композиторами А.П. Бородиным и А.К. Лядовым, руководившими дему-товскими музыкантами, - под их влиянием произошло его обращение к русской музыке.

В отечественной и зарубежной литературе неоднократно дискутировался вопрос о возможности применения к историческому исследованию метода историко-психологической реконструкции. В конце 90-х гг. XX в. к этому методу привлекла внимание А.Д. Барская, разрабатывавшая его в контексте исследования античного человека гомеровского времени35. «Главное отличие метода психолого-исторической реконструкции», по ее словам, «состоит в понимании психики .людей прошлого как целостного структурно организованного единства, подчиняющегося общепсихологическим закономерностям, и использовании для исследовательских целей

31 Стасов В.В. Митрофан Петрович Беляев... С. 119.

33 Барская Л. Д. Психолого-историческая реконструкция особенностей психи ки гомеровского человека: Антореф. л.ис. ... канд. исихол. наук. М., 1998.

ПСИХОЛОГИЧЄС КИХ моделей»36. В отличие от традиционного исторического исследования, которое все їда упрекалось психологаVIи 15 произвольности нос троения, зависящего от интуиции и честнос ти исследователя, психологические методы выдвинули претензию на достоверность полученных данных о психике людей далекого прошлого. К сожалению, объективность полученных таким образом результатов так и не была сколько-нибудь надежно подтверждена, а процедура верификации, основанная па методологической само-рефлексии психолога, вызывает справедливое сомнение. Тем не менее историко-психологическая реконструкция позволяет расширить эвристическое поле биофафического исследования, способствует выработке продуктивных гипотез.

Источники, свидетельствующие о жизни М.П. Беляева, сходятся во мнении о том, что решение посвятить свою деятельность и свои капиталы поддержке исключительно русской музыки было принято иVI под впечатлением от сочинений юного композитора А.К. Глазунова. Таким образом, в середине 80-х гг. XIX в. в жизненной драме М.П. Беляева происходит, говоря словами «Поэтики» Аристотеля, перипетия, перелом. Именно знакомс тво с ранними произведениями Глазунова побудило Беляева оставить лесопромышленное дело и начать активную мененачскую деятельность, перекроив жизненный сценарий, казалось бы уготованный ему судьбой. В.В. Стасов, ссылаясь па полученные от самого Беляева сведения, так описывал ло впечатление: «Для пего открывался новый, до тех пор еще неведомый мир художественного наслаждения и радости, и >тому-то новому миру он решил посвятить все свои силы, всю свою жизнь, наконец, значительную часть своего дос тояния. Главной причиной всего этого был Глазунов»'*7.

Не следует думать, что после переезда в Петербург в начале 80-х гг. XIX в. М.П. Беляев исключительно бросился в омут музыкального любительства и музыкальных развлечений и все свое время распределял между оркестрами, квартетами и общением с музыкантами. Напротив, главным делом, поглощавшим его, по-прежнему оставался .лесопромышленный бизнес. Помимо юго, на эти же годы приходится расцвет общественной деятельности М.П. Беляева. В 1881-1884 гг. он был избран гласным Санкт-Петербургской городской

36 Барская АД. Возможности метода психолого-исторической реконструкции при воссоздании психики человека времен аптичиости // Материалы между нар. науч. конф. «Ломоносов». М., 1998. Секция «Психология». Тезисы. http://wvvvv.psychology.ru/lomonosov/tesises/ ei.htm. -1.03.2010 т.

'!7 Стасов В.В. Митрофан Петрович Беляев... С. 121.

думы38. На этом посту он проявил себя как активный член думского сообщества, заботившийся, в первую очередь, о благоустройстве родного города и организации общественных мероприятий. Среди вопросов, инициированных им к обсуждению в думе, встречаем за-явтепие об избрании специальной комиссии для приема арестного дома и больничных бараков, об опущении проложенных водопроводных груб в каналах на глубину 8 футов, о соединении род.ильных приютов телефонами и др.39 Иногда М.П. Беляев касался также проблем, связанных с художественной жизнью города, - им были поставлены на обсуждение вопросы о чествовании памяти великого русского писателя И.С. Тургенева и о присылке бесплатных билетов на спектакли Большого и Малого театров для распределения между учащимися в городских училищах40.

Жизнь М.П. Беляева накануне его 50-летия кажется сложившейся по вполне определенной парадигме. На основании примера его среднего брата, С.П. Беляева, можно было бы предположить, что до конца своих дней он останется крупным предпринимателем в области заготовки и обработки леса, а вместе с тем известным в столице человеком, занимавшимся благотворительностью и общественной деятельностью, возможно, ему предстоит еще не раз быть избранным в городскую думу, а свободное время посвящать музыкальному любительству - игре в оркестре или домашнему музицированию в квартете.

Тем более удивительной предстает перед нами перемена, свершившаяся с М.П. Беляевым после знакомства с музыкой Глазунова. Говоря современным языком, Беляев делается персональным «продюсером» молодого композитора: устраивает концерты, полностью состоявшие из его произведений, издает его сочинения, пропагандирует его творчество и т.д. «Все дальнейшее направление деятельности М.П. Беляева на пользу русской музыки определилось тем нравственным переворотом, который совершился в нем в день первого исполнения Первой симфонии Глазунова », - писал биограф А.К. Глазунова В.М. Беляев41. Не возражал против такой точки зрения и сам А.К. Глазунов. «Как мне пи нескромно сознаться, -вспоминал он, - но я не моту не сказать, что вся дальнейшая широ-

38 Слисок лии, избранных в гласные Петербургской городской Думы на четырехлетие 1881-1884 гг. СПб., 1881.

39 ЦГИА г. Санкт-Петербурга. Ф. 792. On. 1. Д. 3373, 3479, 3718.

10 Там же. Д. 3675, 3848.

11 Беляев В.М, Александр Константинович Глазунов: Материалы к его био-фафии. СПб., 1922. Т. 1: Жизнь. Ч. 1. С. 48.

кая деятельность Митрофана Петровича создалась на звеньях этого сближения со мною»42.

Не секрет, что у многих деятелей, связанных с русским искусством, так же как и у обывателей, такой выбор и такое рвение, проявленные М.П. Беляевым, вызывали искреннее недоумение. А.Г. Рубинштейн, например, так отозвался о деятельности Беляева: «Митрофан Беляев за все тотов и да чи чь. Он платит все дефициты. Они дают с большим дефицитом концерты, и Беляев цлатит десятки тысяч рублей. Затем в Лейпциге он устроил издательство, чтобы там печатать сочинения этих музыкантов. Он проводит сотни тысяч. Он любит это. И все это для Глазунова, а он ведь богатый человек»43. Действительно, семья Глазуновых была, возможно, не беднее самого М.П. Беляева, и А.К. Глазунов не стоял па пороге с рукой, протянутой за куском хлеба.

Атександр Константинович Глазунов (1865-1936) был старшим сыном Константина Ильича Глазунова и Елены Павтовны Глазуновой (урожценной Турыгиной). Семейным делом Глазуновых был книгоиздательский и книготорговый бизнес. Уже в конце XVIII в. книжные лавки Матвея и Ивана Глазуновых быт и известны в Москве и Петербурге. Продолжая и развивая семейный бизнес, их потомки достигли значительных успехов и широкого признания. Как пишет биограф, «.заслуги в -утой области доставили их роду в 1832 т. почечное i ра>мап-ство, а в 1882 г. (столечне со дня основания книтоиздачхмьсчва) - и по-IOVK;твенн(Х' дворяне лво»44. Иван Ильич Глазунов, родной дядя композитора, был видным общественным деячелем в I. Санкч-Петербурге, а с 1881 по 1885 г. занимал пост городского головы. Разумеется, его личность хорошо быта знакома М.П. Беляеву как гласному городской думы, избиравшей городского голову.

Тем не менее в оправдание поддержки А.К. Глазунова М.П. Беляевым можно выдвинуть несколько психологических аргументов. Нельзя сбрасывачъ со счетов, во-первых, ччх> Беляеву нравилась сама музыка Глазунова. Он желал слушать ее часто, как в домашнем, так и в публичном исполнении. И ему не жаль было денет, которых у него было достаточно, для организации такого удовольствия. Именно в этом, первом своем качестве, М.П. Беляев и представал перед судом обывателя. Миллионер-самодур, бросающий деньги па собственное развлечение, па «праздную купеческую затею», - пози-

12 Глазунов Л.К. Памяти М.П. Беляева // Памяти Митрофана Петровича Беляеву: Сборник очерков, сгачей и воспоминаний... С. 18.

43 Р} /сип штейн А.Г. 1итературпое пас лед не. В 3 т. М., 1983. Т. 1. С. 101-102.

■,4 Беляев Л.М. А.К. Глазунов... С. 17.

иия, безусловно, вызывавшая общественное неодобрение. Не так, однако, расценивали труды М.П. Беляева сплотившиеся вокруг него музыканты - участники беляевского кружка. По их мнению, ярко выраженному В.Г. Вальтером в памятной речи, «покойный не смотрел на музыку, как па средство наполнить приятным занятием свой личный досуг. Он считал, что музыка должна служить возможно большему числу ЛЮДОЙ и с ЗГОЙ гочки зрония дол ал все, что было в его силах, для распространения музыки в обществе»45.

Таким образом, во-вторых, М.П. Беляев, возможно, желал распространения и торжества русской музыки, причем это должны были быть произведения, написанные исключительно талантливыми русскими композиторами. «Желая платить свою дань родине, я выбираю ту форму, которая мне более всего симпатична», - так, по воспоминаниям И.И. Витол а, М.П. Беляев истолковал ому смысл своей меценатской деятельности46. Для признания национальной музыки в отечестве и во всем мире необходима была ключевая, исключительно сильная в творческом плане личность. Нужен был новый музыкальный Гоголь, который потряс бы Европу, необходим был музыкальный Лев Толстой, который изменит бы отношение к русс:кому искусству. Таким человеком, с точки зрения М.П. Беляева, был А.К. Глазунов.

«Истинный искатель жемчуга, он и продолжение; всей своей жизни ждал русского гения [выделено автором. - Д. Л.], - вспоминал И.И. Витол, - подобного тому, именем которого он дарил сначала анонимные премии... Об этих своих исканиях и надеждах Мичро-фан Петрович, как-то в разговоре со мной, упомянул еще незадолго до своей смерти»47. 16-летний вундеркинд, написавший пользующуюся громкой славой симфонию и таким образом вставший в столь юном возрасте уже вровень со своими учителями, исконно русский по происхождению композитор, феерически начавший свою художественную карьеру и продолжавший развиваться день ото дня, - такой человек в наибольшей степени подходил для этой высокой роли. По воспоминаниям друзей, М.П. Беляев видел в А.К. Глазунове «будущего русского Бетховена»4*. С его помощью, посредством поддержки его творчества купец-лесопромышленник

4> Вальтер В.Г. Памяти М.П. Беляева... Сто. 97.

16 Витол И. И. Митрофан Петрович Беляев / / Памяти Митрофана Петровича Беляева: Сборник очерков, статей и воспоминаний... С. 31.

4' Там же. С. 33.

48 Винклер А.А. М.П. Беляев в истории русской музыки // Памяти Митрофана Петровича Беляева: Сборник очерков, статей и воспоминаний... С. 38.

мечтал ПОСфОИТЬ СВЯТЫНЮ рун КОЙ музыки, - ДГЛО «Н(! текущего дня или года», - он мечтал «о вечности своего храма»49.

Наконец, в-третьих, необходимо остановиться также и на психологическом аспекте выбора МЛ. Беляева. А. Г. Рубинштейна, как мы видели, удивляло то, что один богатый купец поддерживает другого выходца из богатого купеческого рода. На наш взгляд, разгадка этого парадокса довольна проста, и к подобному выводу приводи! внимательное рассмотрение перипетий биофафии самого МЛ. Беляева. Родившись в семье купца-лесо про мы пик; н ника и будучи старшим с ыном и наследником семейного бизнеса, Беляев с: детства мечтал о музыке. Он всегда с неизменным увлечением и азартом предавался музицированию и, в конечном итоге, остался ему верен до конца своей жизни. Однако выбор отца и дальнейшая судьба предопределили для него совершенно отличную и далекую от музыки карьеру. Что послужило для него решающим аргументом для отказа от профессии музыканта в годы юности? Было ли то слово, данное' отцу, или неуверенность в собственных творческих возможностях - этого мы не знаем. Однако, когда бы Беляев подобно герою Толстого Пьеру Безухову мог воскликнуть: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире», -тогда бы он мечтал видеть себя таким, как А.К. Глазунов. В его судьбе он осуществил свою собственную песбывшуюся судьбу и юношеские мечтания. А.К. Глазунов был его идеалом: он был одновременно по происхождению русским купцом и по призванию - великим русским музыкантом.

Совершенно не обращалос ь внимания в исследовательской литературе на од ин крайне; любопытный факт1. Летом 1884 г., в то время как М.П. Беляев совместно с А.К. Глазуновым путешествовал по Европе, устраивая музыкальную карьеру молодого композитора и создавая в Германии нотное предприятие для издания его сочинений, умер отец МЛ. Беляева П.А. Беляев. В.В. Стасов сообщал М.А. Балакиреву в пис ьме от 20 июня 1884 г., что что произошло «в воскресенье», т. е. 17 июня50. «Может быть, - добавлял он, - это заставит Митрофана Беляева воротиться раньше времени, и этого очень боялась Елена Павловна [мать А.К. Глазунова. - Д. Л.] Впрочем, это быт бы напрасный перерыв путешествия, потому что к похоронам они все равно не могут поспеть!»51 Перерыва путешествия не наступило - Беляев и Глазунов, к моменту смерти П.А. Беляева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49 Вгтю/1 И.И. Митрофан Петрович Беляев... С. 33.

?0 М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Переписка: В 2 т. М., 1970. Т. 2. С. 63.

51 Там же.

находившиеся далеко в Испании, благополучно пропу гешест вовали (mi 1,е почти месяц. 4/16 июля после посещения Лейпцига М.П. Беляев заключил договор с А.К. Глазуновым на издание его сочинений52. По возвращении в Петербург купец объявил о своем решении отказаться от ведения семейного лесопромышленного бизнеса и сосредоточиться исключительно па помощи и поддержке музыкального дела в России.

Вот, по-видимому, важный переломный момент в жизни М.П. Беляева. Решение помочь распространению русской музыки и русским музыкан там, скорее всего, уже достаточно созрело в его голове. Однако со смертью отца он оказался полностью свободным от всяких обязательств по отношению к семейному делу. Теперь он как старший сын и глава семейного ктана мог безоговорочно распоряжаться предоставленными в его ведение делами. И вот па рубеже своего 50-летия М.П. Беляев принял решение кру то изменить весь образ деятельности: он передал среднему брату Сергею Петровичу управление лесопромышленной фирмой (пос ле его смерти в 1911 г. председателем правления товарищества на паях «Беляева П. наследники и К°» станет младший брат - Яков Петрович), оставшись в пей только пайщиком, и основал повое дело - музыкальное издательство «М.P. Belaieff in Leipzig».

Наконец, еще один важный аспект, связанный с проблемой исторической реконструкции, можно было бы обозначить как иптеп-циона 1Ы1ЫЙ. Развернутое представление о специфике .этой части реконструкции дал в своей классической работе Дж. Дыои53. «... Реконструкция, - писал он, - не сводится к дальнейшему накоплению научных свидетельств о прошлом, котрые не способны пролить свет на вопросы, волнующие человечество сегодня»54. Представитель совершенно другой философской традиции Э. Трельч также совершенно определенно настаивал на том, что сущностью исторического подхода как такового является «творческое соединение прошлого и настя те го», которое возможно благодаря исторической памяти, и в силу этого обстоятельства разворачивается в сфере «смысла, мысли», создавая ее непрерывность53. Реконструктивная процедура может быть произведена исследовате-лем-историком, который одновременно наблюдает ряд отдельных линий исторического развития, имеющих в некоторых случаях об-

52 Беляев В.М. А.К. Глазунов... С. 83.

53 См.: Дыои Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Пер. с англ. Л.Е. Павловой. М., 2003.

51 Там же. С. 5.

55 Трельч Э. указ. соч. С, 51.

ший корень или развивающихся параллельно, и в то же время характеризующихся смысловой целостностью, способностью создавать смысловые узлы даже ири разнородном своем характере. Таким образом, главной проблемой интепциоиалыюй реконструкции и искусства исторического изображения событий выступает задача одновременного описания всего ин генциона льного процесса в целом и картины частных взаимоотношений отдельных л'енденпий.

Область исторических фактов не дает нам свидетельств того, увчекался ли М.П. Беляев в юношеские годы чтением критических работ В.Г. Белинского, который полагал, что мировое признание русского искусства возможно при двух условиях: первое состоит в том, чтобы художник выражал своими произведениями «национальный дух» родного парода, второе - в том, чтобы сам парод этот вступил во «всемирно-историческую» стадию своего развития5*5. Нам доподлинно неизвестно, бродил ли М.П. Беляев под сводами огромных трансептов выставочного дворца капитана Фоука в 1862 г. в Лондоне и держал ли он в руках в долгие часы по пути на родину томик «Современника» со страстными проповедями В.В. Стасова о необходимости для русского искусства обрести свою «национальность», «самобытность», решительно порвать с «западными заимствованиями» и разработать новаторские формы и методы, отвечающие новому содержанию искусства37. Мы не имеем сведений о том, стояло ли на полках домашней библиотеки М.П. Беляева первое издание «России и Европы» Н.Я. Данилевского и обсу вдалось ли оно представителями русской художественной интеллигенции, регулярно собиравшимися в доме Беляева по пятницам. Одпако совершенно очевидно, что указанные идеи не только явились питательной средой, но и направили конкретные действия меценатской деял’ельносги М.П. Беляева и стремления беляевского кружка, - в силу ЭЛ’ОГО возможно их соединение в единый исторический контекст при некоторых произвольных допущениях.

То, что начиналось как любительское увлечение, «праздная купеческая забава», переросло в большое общественное и художественное начинание58. Имя М.П. Беляева стало активно появляться на

5t’ Ьелинский B.i. Мысли pi заметки о русского литературе // Белинский В.1. Coop, соч.: В 3 ч. М., 1948. Т. 3: Статьи и рецензии 1843-1848. С. 43.

57 Стасов В.В. После всемирной выставки (1862) // Стасов В.В. Соч.: В 3 т. М., 1952. Т.1. С. 63-112.

58 В истории русской художественной культуры было немало параллельных примеров. Достаточно указать в этой связи па хорошо известные имена купцов С. И. Мамонтова и К.С. Станиславского, деятельность которых пачина-. шсь с увлечении любительским ч'еатрои.

страницах периодической печати, некоторые из организованных им концертов возбуждали целые газетные баталии. Уже в прижизненной биографии М.П. Беляева, опубликованной В.В. Стасовым, деятельность его ставилась на одну доску с деятельностью П.М. Третьякова59. «М.П. Беляев делал, делает и, надеюсь, еще до лго будет делать для пашей музыки нечто в том самом роде, что П.М. Третьяков делал, делает и, надеюсь, еще долго будет делать для нашей живопис и. ...Любовь, старание, громадные траты были у этих людей одинакие»00. Не «меценатом», но «серьезным общественным работником» называл П.М. Третьякова В.М. Васнецов. Такое наименование с полным правом можно было бы применить и к личности М.П. Беляева.

М. П. Беляев легко и быстро сходился с представителями русской художественной интеллигенции, особенно с творческой молодежью - А.К. Глазуновым, А.К. Лядовым, Г.О. Дютшем и др. Несмотря на разницу в возрасте, многие из них становились его близкими друзьями, переходили на «ты» в общении и сохраняли дружескую привязанность до самого конца жизни. Такое положение являлось иллюстрацией тенденции, давно показанной исследователями русского купечества конца XIX - начала XX в. «В самой действительности были органично соединены, а не враждебны друг другу ■эти два мира - мир купцов и промышленников, покровительствующих искусству, и мир художников и артистов, творящих его. Не случайно поэтому тяготние, которое было так распространено в среде российских предпринимателей к людям творческих профессий - художникам, актерам, музыкантам, писателям, ученым»"1.

Одной из важных общностей для этих сословий была работа на пиве «национальности». Не только для русской художественной интеллигенции второй половины XIX в. были характерны поиски национального начала, национальной самоидентификации, выразившиеся в борьбе за принцип «национальности» в искусстве, увлеченность национальной идеей быта также одной из отличительных

39 Несколькими годами позже к этим тіменам В.В, Стасов добавит еще имя С.И. Мамон [ оку. Он назовет его «новым іювариінем Третьякова и Беляева, явившимся теперь сделать но части русской оперы то же самое, что че делали по части русской живописи и русской и нефу ментальной музыки» (Стасов В.В. Московская частная опера в Петербурге / / Стасов В.В. Статьи о музыке: В

5 вып. Вып. 5А... С, 213).

60 Стасов В.В. Митрофан Петрович Беляев... С, 123.

61 История предпринимательства в России: В 2 кн. Кн. 2: Ругорая половина XIX - начало XX вв. М.,'1999. С. 481. См. также: Уаблин МЛ. Российские предприниматели и меценаты. М., 2005.

чор| русс кой буржуазии. Эта общая целеустремленность служила почвой для сближения русского художника, актора, музыканта с представителем русского купеческого мира, способствовала выработке общего языка и принципиальной основы для сотрудничества. Типичным примером духовного единения такого рода могут служить деловые и дружеские отношения М.П. Беляева и А.К. Лядова. Иногда, впрочем, как в случае с А.К. Глазуновым, мы наблюдаем со-одинонио в одном лиио художосгвонной на туры и принадлежности к купеческой сродо.

М.П. Боляов был патриотом, ч олово ком, но словам одного из друзей, «любящим свою страну до политического шовинизма»62. Своей деятельностью он желал не только обеспечить торжество определенного художественного направления, но и сделать это на благо и для процветания Родины. Возможно, в первый период своей меценатской деятельности М.П. Боляов мог молагагь, что недостаточное признание1 русской национальной школы имело причиной только слабое ее распространение. Большинство художественных институтов было в руках аристократов и космополитов, ложно, по мнению русской школы, трактующих задачи художественного развития. Дело, стало быть, стоято за тем, чтобы начать активную пропаганду, демонстрацию, выставочную деятельность на поприше русской музыки. С течением времени, однако, М.П. Беляев убедился, что окончательное тржесгво национального направления - дело очень далекого будущего, поэтому вклад в его развитие не может принести быстрых материальных дивидендов (и скорое не* принесет ничего). Поводом для глубокого нравственного удовлетворения, таким образом, оставалось лишь само осознание правоты, важности и значимости открытого дела. М.П. Беляев отделял свою деятельность и свое «купеческое» видение блага России от аристократического «меценатства», связанного с европейскими веяниями, с академизмом и классицизмом.

Намерения М.П. Беляева и его возможности являлись фактором привлекательности для музыкально-художественной среды, знакомой ему. Постепенно вокруг него и его начинаний формируется кружок, состоящий из постоянных членов. Становится обычаем проведение регулярных собраний, назначаемых па пятницы. Как вспоминал Н.А. Римский-Корсаков, «к зиме 1883-1884 гг. беляевские "пятницы" стали довольно многолюдны. ...Их стали посещать Глазунов, Бородин, Лядов, Дкупм и многие другие. Я тоже сделался по-

62 Витол М.М. Ми'фофан Петрович Беляев... С. 31.

151

сетителем беляевских пятниц»^. Вполне можно согласиться с мнением М.К. Михайлова, который справедливо считал, что «рождением беляовского кружка как такового» споду от считать вхождение Римского-Корсакова із чисто постя и пых посетителей «пятниц»64. Од,ип из при знакпых вожюй «повой русской школы», он придал бо лионскому кружку вполне определенную на пран ленност ь, связал его с предшествовавшим опьггом создания наниональноїо искусства, а через некоторое время стал его фактическим главой. Этот фактор изменил и масштаб деятельности самого М.П. Бе ляева, - от продюсирована сочинений А.К. Глазунова он обратился к поддержке целого художественного направления. Инициатива Беляева и потребности русских художников нашли, таким образом, друг друга и, по выражению В.В. Стасова, «бра теки обнялись».

Итак, методы исторической реконструкции позво ляю! расширить и дополнить скупые данные источников, повествующих о жизни М.П. Беляева. Они понуждают биографа к продуцированию предположений и гипотез, связанных с психологической обоснованностью и непротиворечивостью действий исторического персонажа. Наконец., ОНИ требуют включения В исторический КОІПХ'КСГ с помощью ин'П'нциональной процедуры. Образ Беляева, в коночном того, перестает быть картонной фигурой, состоящей из сухих строк энциклопедии, и наполняется новыми смыслами и красками, делающими его в буквальном смысле образом «живой истории».

1,3 Римский-Корсаков Н.Л. Летопись моей музыкальной жизни // Римский-Корсаков Н.А. Поли. со5р. соч. М., 1955. Т. 1. С. 153-154.

61 Михайлов М.К. А.К. Лядов: Очерк жизни и творчества..) 1., 1985. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.