Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СИЛА систем
Область наук
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ / РЫНОК ТРУДА / ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ИЗДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT RATE / LABOR MARKET / EMPLOYMENT AGENCIES / STATE COSTS / THE FED-ERAL BUDGET / GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / UNEMPLOYMENT BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горьков Алексей Николаевич

Статья посвящена исследованию влияния безработицы на экономику Российской Федерации. Проведен расчет и анализ динамики уровня безработицы, уровня занятости на рынке труда на период 2013-2018 гг. Осуществлен анализ эффективности работы одного из главных механизмов регулирования рынка труда - государственной службы занятости населения. Рассчитывается косвенные и прямые издержки государства, понесенные в связи с безработицей. Рассмотрены основные факторы, влияющие на изменение величины издержек упущенных возможностей. На основе проделанного исследования сделаны выводы о низкой эффективности работы органов службы занятости и о масштабности негативного влияния на формирование государственного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF UNEMPLOYMENT IN THE RUSSIAN ECONOMY

The article is devoted to the study of the impact of unemployment on the economy of the Russian Federation. The calculation and analysis of the dynamics of unemployment, employment in the labor market for the period 2013-2018 are carried out. The analysis of the effectiveness of one of the main mechanisms of labor market regulation - the state employment service - is carried out. The indirect and direct costs incurred by the state in connection with unemployment are calculated. The main factors affecting the change in the cost of missed opportunities are considered. Based on the study, conclusions are made about the low efficiency of the employment service and the scale of the negative impact on the formation of the state budget.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Горьков Алексей Николаевич

студент отделения Национальной экономики, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Россия, г. Москва alexlugasov@gmail.com

Проблемы безработицы в российской экономике

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния безработицы на экономику Российской Федерации. Проведен расчет и анализ динамики уровня безработицы, уровня занятости на рынке труда на период 2013-2018 гг. Осуществлен анализ эффективности работы одного из главных механизмов регулирования рынка труда - государственной службы занятости населения. Рассчитывается косвенные и прямые издержки государства, понесенные в связи с безработицей. Рассмотрены основные факторы, влияющие на изменение величины издержек упущенных возможностей. На основе проделанного исследования сделаны выводы о низкой эффективности работы органов службы занятости и о масштабности негативного влияния на формирование государственного бюджета.

Ключевые слова

безработица, уровень занятости, рынок труда, органы службы занятости населения, издержки государства, федеральный бюджет, Правительство РФ, пособия по безработице

Alexey N. Gorkov

student of the Department of National economy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia alexlugasov@gmail.com

Problems of unemployment in the Russian economy

Abstract

The article is devoted to the study of the impact of unemployment on the economy of the Russian Federation. The calculation and analysis of the dynamics of unemployment, employment in the labor market for the period 2013-2018 are carried out. The analysis of the effectiveness of one of the main mechanisms of labor market regulation - the state employment service - is carried out. The indirect and direct costs incurred by the state in connection with unemployment are calculated. The main factors affecting the change in the cost of missed opportunities are considered. Based on the study, conclusions are made about the low efficiency of the employment service and the scale of the negative impact on the formation of the state budget.

Keywords

unemployment, employment rate, labor market, employment agencies, state costs, the Federal budget, the Government of the Russian Federation, unemployment benefits

Безработица порождает огромное количество трудноразрешимых вопросов. В связи с неэффективным использованием основного фактора производства - рабочей силы, возникает еще одна проблема -сокращение потенциального ВВП и уменьшение национального дохода страны, а также возрастают статьи расходов государственного бюджета по выплате пособий по безработице, созданию программ переквалификации безработных и их трудоустройству. Несомненно, что при частичной эксплуатации существующих трудовых ресурсов, экономические мощности не могут достигнуть своей

© А.Н. Горьков, 2019

максимальной величины производственных возможностей, что не допускает устойчивый подъем экономики страны.

Только по результатам обследования уровня занятости 2018 г. было выявлено, что 51,87% от общей численности населения являются экономически активным населением (ЭАН), или 76,2 млн. человек, из этого числа только 72,5 млн. человек были трудоустроены, тогда как 3,7 млн. человек числились как безработные1.

1 Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 13.05.2019).

Таблица 1 - Официально зарегистрированная безработица в РФ в 2013-2018 гг. в среднем за год, млн чел. Источник: составлено авторами по данным Росстата [6]

Год Численность безработных Доля официально зарегистрированных безработных в их общей численности, %

Общая Официально зарегистрированных

1 2 3 4

2013 4,1 0,97 23,7

2014 3,9 0,88 22,6

2015 4,3 0,97 22,6

2016 4,2 0,96 22,9

2017 3,9 0,90 23,0

2018 3,7 0,77 20,8

о данн Росстата численность официально зарегистрированных

безработных граждан в 2018 г. составила 0,77 млн. человек, в свою очередь показатель фактического уровня безработица составил 3,7 миллиона человек с использованием критериев МОТ, что в 5 раз превышает официальный показатель (см. таблицу 1). То есть менее 25% безработных обращаются в службы занятости за помощью. Такой разрыв обусловлен следующими причинами: низкая степень доверия населения к государственным органам занятости, то есть, безработные предпочитают искать рабочее место самостоятельно, нежели прибегать к помощи властей при поиске работы [3]; большая затратность временных и материальных ресурсов на поиск работы через органы службы занятости населения.

Аргументом данного явления служит коэффициент напряженности на рынке труда (по данным Росстата).

Сопоставляя численность официально зарегистрированных безработных со спросом работодателей, с которым они обратились в государственные службы занятости (ГСЗ), можно рассчитать коэффициент напряженности на рынке труда. Согласно авторским расчётам, напряженность на «официальном» рынке труда низкая.

Видно, что вакантных рабочих мест больше, чем тех, кто мог бы их занять (см. таблицу 2). Данный показатель позволяет сделать определенные выводы - работа ГСЗ неэффективна, потому что не способствует взаимному решению проблем безработного населения и работодателей.

В свою очередь, к основным функциям органов службы занятости относится реализация следующих основных двух типов задач: финансовая помощь безработным; помощь при трудоустройстве [2].

Первая группа функций

основывается на постановке безработных на учет в службе занятости с последующими выплатами пособий по безработице на период поиска работы. На 2018 год минимальный и максимальный размеры пособий, установленные Правительством РФ, составили 850 рублей и 4900 рублей соответственно. В 2019 году размер данных выплат увеличился с 850 до 1500 рублей для всех категорий граждан, а максимальная сумма составила 11280 рублей для граждан предпенсионного возраста и 8000 рублей для иных категорий [1]. Одной из причин повышения размера пособий, является повышение пенсионного возраста, вследствие чего может образоваться большое количество безработных предпенсионного возраста, испытывающих большие сложности с трудоустройством, то есть правительство

создало определенную «подушку безопасности» для этого слоя населения, полагает главный экономист «Эксперт РА» А. Табах [5].

службы часто находятся в городах, что понижает интерес и возможность в обращении соискателями. В-третьих, затраты времени и средств на официальную

Таблица 2 - Расчёт коэффициента напряжённости на рынке труда РФ в 2013-2018 гг. в среднем за год. Источник: составлено авторами по данным Росстата

Год Количество официально зарегистрированных безработных, млн чел. Количество заявок работодателей в органы ГСЗ, выраженных в потребности в работниках, млн чел. Коэффициент напряжённости на рынке труда

1 2 3 4

2013 0,97 1,72 0,56

2014 0,88 1,86 0,47

2015 0,97 1,28 0,76

2016 0,96 1,29 0,74

2017 0,90 1,47 0,61

2018 0,77 1,64 0,47

Чтобы приступить к анализу второй группы функций, хотелось бы акцентировать внимание на то, насколько безработная часть населения

заинтересована в услугах, предоставляемых службами занятости. С помощью горизонтального анализа таблицы 3, в которой отражены способы поиска работы (важно отметить, что опрашиваемые могли выбрать одновременно несколько вариантов), можно сделать вывод, что в течение пяти лет интервьюируемые предпочитают искать новое рабочее место самостоятельно. При этом только 27,9% от общего числа соискателей были заинтересованы в помощи от государственной службы занятости.

Вертикальный анализ отражает динамику потребности населения в данной государственной структуре. За период с 2013 по 2017 гг. интерес к помощи, предоставляемой центрами занятости, имеет регрессионный характер. Во-первых, население не доверяет в успешном трудоустройстве на желаемую должность через центры занятости. Во-вторых, данные

подачу заявления огут в конечно счёте оказаться не покрытыми пособием [3].

Далее рассмотрим, для чего именно население обращается в государственную службу занятости (ГСЗ). Из таблицы 4 видно, что государственная служба занятости медленно, но, верно, перестает быть эффективным механизмом регулирования рынка труда, так как всего за семь лет количество оказанных услуг сократилось в 1,5-2 раза. Данные цифры говорят о нескольких возможных причинах такого поведения. Во-первых, сокращение не только экономически активного населения, но и обострение демографической проблемы в стране. Во-вторых, это незаинтересованность граждан в связи с тем, что данный процесс занимает много времени и ресурсов, а также недоверие безработных в оказание действительно эффективной помощи.

Хотелось бы отметить, насколько снизилось количество трудоустройств молодых специалистов через ГСЗ. Если в 2010 г. количество договоров составило 24,8 тыс., то к 2017 г. данная цифра упала

практически в 6 раз и составила 4,2 т с. заключенных договоров. За семь лет положение выпускников организаций среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, с точки зрения социально-экономической защищенности, ухудшилось, так как возможность самостоятельно трудоустроиться, не будучи опытным специалистом, не увеличилась [4].

Несмотря на низкую эффективность работы службы занятости и незначительный интерес безработной части населения к помощи государственных органов власти, данная проблема имеет важное значение для государства. Каковы же потери государства от безработицы?

В случае, если трудоспособное население становится безработным, государство:

Таблица 3 - Структура безработных в возрасте 15-72 лет по способам поиска работы (в процентах). Источник: составлено авторами по данным Росстата [6]

из них использовали способы поиска работы

Год Всего обращение в органы службы занятости населения обращение в коммерческую службу занятости подача объявлений в СМИ, Интернет, отклик на обращение к друзьям, родственникам, зн акомым Непосредственное обращение к администрации/ работодателю другие способы

объявления

2013 100 29,5 3,4 33,1 59,4 28,0 7,3

2014 100 28,0 4,2 39,1 62,9 29,1 8,9

2015 100 28,3 4,4 45,3 65,5 31,3 10,8

2016 100 28,0 4,4 48,2 68,0 33,6 11,5

2017 100 27,9 4,4 51,1 70,0 34,0 11,5

Таблица 4 - Предоставление государственных услуг населению органами службы занятости населения. Источник: составлено по данным Росстата

Граждане, ищущие работу 2010 2014 2015 2016 2017

Профе ссиональная ориентация (тыс.) 3746,7 2591,1 2607,9 2547,9 2492,8

Оплачиваемые общественные работы (колич ество заключенных трудовых договоров) (тыс.) 792,9 344,4 301,3 301,3 300,2

Профе ссиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (тыс.) 455,8 203,8 183,2 167,7 158,7

Време нное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы (колич ество заключенных трудовых договоров) (тыс.) 84,9 55,6 50,3 46,1 41,8

Време нное трудоустройство выпускников организаций среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет (колич ество заключенных трудовых договоров) (тыс.) 24,8 6,4 5,3 4,9 4,2

1. Повышает свои затраты на выплату пособий по безработице, если условия для выплаты таковых соблюдены;

2. Сокращает потенциальные доходы, так как население перестает получать зарплату, которая облагается налогом на доходы физических лиц (13%) -данный параметр принадлежит к издержкам упущенных возможностей (а это значит, что федеральный бюджет недополучает НДФЛ) [4].

Рассмотрим прямые и косвенные годовые издержки федерального бюджета связанных с безработицей.

Главным фактором увеличения прямых издержек государственного бюджета, связанных с безработицей, послужило то, что несмотря на не сильно изменяющийся уровень безработицы (от 3,9 до 4,3 млн. человек за 2012-2017 гг.), среднемесячная номинальная заработная плата имела стабильный рост на протяжении этих шести лет и увеличилась на 12 538 рублей. Так как безработное население теряет данный доход, то государство недополучает сумм по НДФЛ (см. таблицу 5).

Таблица 5 - Расчёт прямых годовых издержек федерального бюджета РФ, связанных с безработицей в 2012-2018 гг. Источник: составлено автором по данным Росстата на основании методики М.А. Кочергина [3]

Год Численность Макси- Дополни- Числен- Средне- Недополу- Прямые

безработных, мальная тельные ность месячная ченные годовые

получающих базовая годовые безработ- номиналь- федераль- издержки

пособие по величина расходы ных, млн ная начис- ным бюджета

безработице, месячного феде- чел. ленная бюджетом в связи с

тыс. чел пособия по рального з аработная суммы по безрабо-

безрабо- бюджета, плата, руб. НДФЛ, тицей,

тице, руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб.

1 2 3 4 5 6 7 8

2012 949 4900 55,8012 4,1 26629 170,32 226,12

2013 805 4900 47,334 4,1 29792 190,55 237,88

2014 705 4900 41,454 3,9 32495 197,70 239,15

2015 791 4900 46,5108 4,3 34030 228,27 274,78

2016 793 4900 46,6284 4,2 36746 240,76 287,39

2017 692 4900 40,6896 3,9 39167 238,29 278,98

Примечание: ставка НДФЛ за весь рассматриваемый период - 13%.

Более того, косвенные издержки из-за влияния безработицы, которые связаны с сокращением потреблением населения, ведут к сокращению поступлений сумм в федеральный бюджет от НДС.

Рост данных потерь федерального бюджета имеет прямую зависимость от увеличения расходов домохозяйств при незначительном повышении уровня безработицы (см. таблицу 6).

Правительство РФ сумело сократить как прямые, так и косвенные издержки в 2017 году путем:

1. Сокращения уровня безработицы: если в 2016 году он равнялся 4,2 млн. человек, то в 2017 данный показатель

составил уже 3,9 млн человек (см. таблицу 6); С ж

2. Снижения численности безработных, получающих пособия по безработице, что сократило годовые расходы федерального бюджета РФ. В 2016 году 793 тыс. человек получали пособия по безработице, но к 2017 году данная цифра уменьшилась на 101 тыс. человек и составила 692 тыс. человек (см. таблицу 5).

Таблица 6 - Расчёт косвенных годовых издержек федерального бюджета РФ, связанных с безраб отицей в 2012-2017 гг. Источник: составлено автором по данным Росстата на основании методики М.А. Кочергина [3]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год Средне- Максималь- Сокраще- Потребитель- Числен- Недополучен-

месячная ная базовая ние доходов ские расходы ность ные

номиналь- величина одного домашних безработ- федеральным

ная начис- месячного безработ- хозяйств, руб. ных, млн бюджетом

ленная пособия по ного, % на человека в чел. суммы по

заработная безработице, месяц НДС, млрд.

плата, руб. руб. руб. в год

1 2 3 4 5 6 7

2012 26629 4900 81,60 13066,3 4,1 73,4

2013 29792 4900 83,55 14153,8 4,1 81,5

2014 32495 4900 84,92 15094,3 3,9 84,0

2015 34030 4900 85,60 15295,4 4,3 94,6

2016 36746 4900 86,67 16632,5 4,2 101,7

2017 39167 4900 87,49 17319,9 3,9 99,3

Примечание: Ставка НДС для упрощения расчётов принимает вид (18+10)/2=14 [7]. Колонка 4 рассчитывается как |(3 - 2)/2х100%|. Колонка 7 рассчитывается как 6 х 5 х 4 / 100% х 0,14 х 12 мес.

В 2017 году доходы федерального бюджета составили 15 088,9 миллиардов рублей, а расходы - 16 420,3 миллиардов рублей. При прочих равных условиях государство потеряло 378,28 млрд. рублей в качестве издержек упущенных

возможностей от влияния безработицы. Данная сумма могла бы покрыть 28% дефицита бюджета за 2017 год2.

Итоги данной исследовательской работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Уровень безработицы за 7 лет остаётся, по сути, стабильным, за исключением 2018 года, когда он достиг рекордно низкого показателя 4,7%. В январе 2019 году уровень составил 4,9% 3.

2 Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_bu dzheta.pdf (дата обращения: 01.05.19).

3 Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/ IssWWW.exe/Stg/d04/34.htm (дата обращения: 01.05.19).

Данная статистика дает право полагать, что численность безработных не имеет серьезного количественного изменения.

2. Государственная политика на рынке труда не показывает признаков большой результативности. Так, например, коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,47 в 2018 году. То есть, отношение числа зарегистрированных безработных практически в два раза меньше, чем число заявок работодателей в службы занятости населения, что не соответствует уровню реальной безработицы. Помимо этого, всего лишь небольшая часть населения обращается за помощью в трудоустройстве в государственные органы. Так в 2018 году из 3,7 млн. безработных официально зарегистрировались только 0,77 млн. человек. То есть, только 20,8% нетрудоустроенного ЭАН сочла нужным обратиться в ГСЗ.

3. Несмотря на небольшой уровень безработицы, эффект ее воздействия на экономику и прямые и косвенные издержки федерального бюджета масштабен. С точки зрения развития экономики только от

влияния безработицы государство теряет в среднем 346,5 млн. рублей поступлений в федеральный бюджет ежегодно (расчёты проведены с 2012 по 2017 гг.).

Научный руководитель работы:

Любецкий Владимир Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры национальной экономики ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва, lubetsky-64@yandex. га

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 24.11.2017 N 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_283601/#dst0 (дата обращения: 13.05.19).

2. Атамазова А.А., Баташева Э.А. Современная безработица в России в условиях нестабильности // Молодой ученый. 2016. №1. С. 298 - 300.

3. Кочергин М.А. Безработица и её последствия для экономики страны (статистический анализ на примере РФ) // Экономика труда. - 2017. - Т. 4. - № 1. - С. 9-18.

4. Матюшин Н.В. Молодежная безработица в России: причины и пути снижения // Гуманитарный научный журнал. - 2018 -С. 103-107.

5. Повышение пособия по безработице необходимо. Как еще помочь безработным // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://1prime.ru/state_regulation/20180 705/829003571.1^т1 (дата обращения: 13.05.19).

6. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы) 2018 Статистический сборник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/ra b_sila18.pdf (дата обращения: 14.04.2019).

. у акова . ., да я . .

Проблемные вопросы налога на

добавленную стоимость // Научный

вестник Южного института

менеджмента. 2018. №3. С. 88-93. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-3-88-93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.