Научная статья на тему 'Проблемы автомобильных грузовых перевозок между Россией и Польшей'

Проблемы автомобильных грузовых перевозок между Россией и Польшей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автопоревозки / грузовые перевозки / разрешения на автоперевозки / квоты на автоперевозки / freight transport / licenses to trucking / quotas for trucking

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екатерина Пономарева, Сергей Судаков

Прекращение автомобильных грузовых перевозок между Россией и Польшей и последовавшее за ним прекращение перевозок между Россией и Украиной привело к частичной переориентации российских перевозчиков на маршруты через страны Балтии. При этом наибольший негативный эффект от прекращения автомобильных грузовых перевозок наблюдался как раз для Польши и Украины, которые являлись инициаторами закрытия границ для перевозчиков. Возможно, именно оценка негативных последствий от введения данной меры привела к тому, что 1 апреля 2016 г. России и Польше удалось обменяться разрешениями на автомобильные грузоперевозки – 170 тыс. каждой стороне до конца года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Екатерина Пономарева, Сергей Судаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Road Freight Traffic Between Russia and Poland

A suspension of trucking between Russia and Poland and subsequent shut-down of road freight transportation between Russia and Ukraine have made Russian freight carrier’s switchover partially their routes to those via the Baltic States. It is to be noted that Poland and Ukraine which initiated border closure for carriers were affected the most by suspension of trucking. Probably, assessment of negative effects prompted Russia and Poland to exchange permits to trucking (170,000 licenses to each side until the end of the year) on 1 April 2016.

Текст научной работы на тему «Проблемы автомобильных грузовых перевозок между Россией и Польшей»

ПРОБЛЕМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК МЕЖДУ РОССИЕЙ И ПОЛЬШЕЙ*

Екатерина ПОНОМАРЕВА

Научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-mail: ponomareva@iep.ru Сергей СУДАКОВ

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: sudakov@ranepa.ru

Прекращение автомобильных грузовых перевозок между Россией и Польшей и последовавшее за ним прекращение перевозок между Россией и Украиной привело к частичной переориентации российских перевозчиков на маршруты через страны Балтии. При этом наибольший негативный эффект от прекращения автомобильных грузовых перевозок наблюдался как раз для Польши и Украины, которые являлись инициаторами закрытия границ для перевозчиков. Возможно, именно оценка негативных последствий от введения данной меры привела к тому, что 1 апреля 2016 г. России и Польше удалось обменяться разрешениями на автомобильные грузоперевозки — 170 тыс. каждой стороне до конца года.

Ключевые слова: автопоревозки, грузовые перевозки, разрешения на автоперевозки, квоты на автоперевозки.

По данным Всемирного банка, автомобильные грузоперевозки являются ключевым способом наземных перевозок товаров между странами - на них приходится около 80% товарооборота, осуществляемого наземным транспортом1. Мировой практикой в области международных автомобильных перевозок принят разрешительный порядок перевозки груза по территории иностранного государства перевозчиками-нерезидентами. В начале февраля 2016 г. Россия и Польша не смогли согласовать объем квот и разрешений на грузовые перевозки2, что привело к краткосрочному прекращению (примерно на один месяц) автомобильных грузовых перевозок между ними, переключению перевозчиков на другие маршруты и остановке автомобильных грузовых перевозок между Россией и Украиной.

Двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении3, заключаемые между странами, предоставляющими этот вид услуг, являются основным документом, регулирующим доступ на рынок услуг международных автомобильных грузовых перевозок4. Управление доступом происходит посредством выдачи разрешений на автомобильные грузоперевозки в рамках согласованных странами квот, которые, в том числе, ограничивают предоставление аналогичных видов услуг компаниями третьих стран (не участвующих в соглашении). Обычно разрешения выдаются на ежегодной основе.

Потоки грузов из Польши в Россию и из России в Польшу относительно низки: доля внешнеторгового оборота между этими двумя государствами составляет в среднем 2,5-

* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 5 (23) (март 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в ОМЭС — «Автоперевозки "Россия—Польша": риски и последствия»).

1 Quantitative Analysis of Road Transport Agreements (QuARTA) // World Bank, 2013.

2 Подробнее см.официальный сайт Министерства транспорта РФ [http://www.mintrans.ru/news/

detail.php?ELEMENT_ID=29685]. В частности, в официальном письме Е. Шмита было высказано неудовлетворение усилением государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и изменением ответственности за нарушение порядка их выполнения в России. На данный момент страны возобновили автомобильные перевозки до 15 апреля 2016 г., обменявшись 20 тыс. разрешений с каждой стороны.

3 Bilateral agreements on road transport.

4 По данным Всемирного банка, в 90% всех двусторонних соглашений каботаж запрещен. Подробнее см.: Quantitative Analysis of Road Transport Agreements (QuARTA) // World Bank, 2013.

2,9%5 во внешнеторговом обороте России со всеми странами мира, тогда как со всеми странами ЕС тот же показатель составляет у РФ 42-48%6, что превращает перевозки между Россией и странами Европы7 в наиболее востребованные среди перевозчиков как Польши,так и России. В начале 2016 г. Польша снизила число выдаваемых российским перевозчикам транзитных разрешений. В результате, по оценкам Ассоциации международных автомобильных перевозок России8, доля российских перевозчиков на маршруте из стран Западной Европы в РФ через территорию Польши в настоящее время составляет не более 30%.

Вследствие этого российские транспортные компании переориентировались на другие маршруты поставки грузов в страны Западной Европы - например, через Украину и Латвию, Литву, Эстонию9. В результате переориентации российских перевозчиков на маршруты через Украину последовало сначала неофициальное (с украинской стороны), а затем официальное прекращение10 автомобильных грузовых перевозок между Россией и Украиной до 25 февраля 2016 г.11.

Прекращение действия разрешений на автомобильные перевозки ведет к следующим последствиям:

• Удорожанию услуг по перевозке вследствие роста издержек при смене маршрута.

Переключение российских перевозчиков

при транспортировке грузов из России в страны Западной Европы на сухопутный маршрут через Украину удлиняет расстояние транспортировки на 500-1000 км12 при средней длине маршрута из стран Западной Европы в Европейскую часть России около 4000-6000 км и его средней стоимости в 4000-6000 евро за поездку, или около 2000-3000 евро в сутки (при средней продолжительности поездки 1,5-2 су-ток)13. Таким образом, прирост издержек на одну машину составляет порядка 1020%, или 500-1000 евро. Однако в период с 11 по 25 февраля 2016 г. данный маршрут не являлся доступной альтернативой14. Еще одним маршрутом между Россией и Западной Европой является путь через Литву и Швецию с паромной переправой между городами Клайпеда (Литва) и Карлсхамн (Швеция). В этом случае расстояние транспортировки возрастает примерно на 10001200 км, из которых 420 км составляет расстояние паромной переправы и примерно 600-800 км - прирост сухопутного маршрута. Прирост стоимости в этом случае складывается из увеличения стоимости сухопутного маршрута (600-800 евро) и стоимости паромной переправы (230-300 евро15); прирост издержек транспортировки на одну машину составляет при этом 16-22%, или 800-1100 евро.

5 Данные ФТС по внешней торговле Российской Федерации по основным странам и группам стран за 2015-2016 гг.

6 Там же. (По данным ФТС, в абсолютном выражении внешнеторговый оборот России и ЕС за 2015 г. составил порядка 236 млрд. долл.)

7 Преимущественно Германией, Нидерландами, Италией и Францией.

8 Официальный сайт газеты «Взгляд»: http://vz.rU/economy/2016/2/12/793892.html

9 Подробнее см. официальный сайт портала Газета.ги: http://www.gazeta.ru/auto/2016/02/19_a_8082899.shtml

10 Официальное прекращение перевозок сначала вступило в силу со стороны России в ответ на неофициальное блокирование проезда российских перевозчиков через территорию Украины.

11 Подробнее см. официальный сайт Министерства транспорта РФ: http://www.mintrans.ru/news/ с1ей11.р1лр?Е1_ЕМЕМТ_Ю=29955

12 Оценка удлинения сухопутного маршрута при проезде по территории Украины вблизи польской границы.

13 Среднее значение прейскурантов компаний, занимающихся международными перевозками, а также оценок сайта searates.com

14 Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации: http://www.mintrans.ru/news/ Cetail.php?ELEMENT_ID=29892

15 Оценка стоимости в соответствии с прейскурантом на перевозку машин с фургоном на пароме Клайпеда-Карлсхамн.

Следует отметить, что из-за наличия специфики по видам транспорта16, а также в силу того, что протяженность альтернативных маршрутов по сравнению с общепринятыми маршрутами перевозок намного более существенна17, доля перевозок по альтернативным маршрутам по сравнению с представленными выше крайне незначительна. По оценке председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Е. Москвичева18, в 2015 г. российские перевозчики совершили около 160 тыс. поездок по территории Польши, что соответствует в среднем 440 поездкам в сутки. Удорожание поездки в среднем на 700-1000 евро приведет к дополнительным издержкам российских перевозчиков в размере 380 000-450 000 евро в сутки, или 139-160 млн. евро в год. Прекращение движения грузовиков на российско-украинской границе привело к сокращению потока машин из России на Украину примерно на 170-200 шт.19 в сутки. Потери от их переориентации на маршрут через Литву и Швецию можно оценить в 140 000-200 000 евро в сутки, или примерно в 51-73 млн. евро в год. Помимо удорожания стоимости перевозок при смене маршрута происходит также увеличение времени транспортировки: увеличение маршрута на 500-1000 км20 приведет в задержке доставки грузов на 14-16 ч при средней скорости грузовой машины в 60

км/ч и средней скорости сухопутной перевозки в 45 км/ч21 (с учетом остановок и времени оформления документов при пересечении границ). Увеличение сроков при переключении на маршрут через Литву и Швецию с учетом паромной переправы составляет около суток. Для товаров с ограниченным сроком годности и специальными условиями транспортировки такое удлинение сроков может являться недопустимым. Недополучению выручки российскими грузоотправителями из-за удлинения сроков доставки грузов между Россией и европейскими странами22, в том числе между Россией и Польшей, а также Россией и Украиной. В предположении о том, что каждая грузовая машина, следующая из России в страны Европы через Польшу, провозит груз средней стоимостью около 22 000 долл.23, стоимостная задержка доставки груза может быть оценена как 1/365 ключевой ставки ЦБ РФ, умноженной на среднюю стоимость груза в машине, что составляет 6-7 долл. за машину в сутки, или около 28003000 долл. в сутки для всех грузоотправителей, осуществляющих перевозку через Польшу с помощью российских перевозчиков. Средняя стоимость груза в машине, следующей через российско-украинский участок границы, составляет примерно 16 000 долл.24, а издержки грузоотправителей - 45 долл. на машину, или около 900-1000 долл.

16 Возможности перевозки отдельных грузов только определенными видами транспорта.

17 Что выражается в существенном удорожании услуг по перевозке.

18 Официальный сайт газеты «РБК»: http://www.rbc.ru/business/01/02/2016/56adc10b9a79476a30b36f8e

19 Оценка на основе сопоставления данных ФТС («Сведения о загруженности автомобильных пунктов пропуска за сутки»: http:/ /customs.ru/avtochkp/) по количеству транспортных средств, прошедших через пункты пропуска на российско-украинской границе,в соответствующие дни недели во время приостановки перевозок (15.02.2016) и при их возобновлении (21.03.2016) в предположении о том, что сокращение потока машин на границе обусловлено только наличием или отсутствием возможности проезда на Украину для российских перевозчиков.

20 При проезде через Украину.

21 Оценка средней скорости сухопутной перевозки сайта searates.com

22 В предположении, что смены поставщика транспортных услуг не происходит.

23 Рассчитано на основе статистики ФТС за 2014 г. (более поздние данные недоступны) по стоимостному и физическому объему экспорта через пункты пропуска на границах России с Белоруссией и Польшей, а также по количеству транспортных средств, перевозивших соответствующие грузы.

24 Рассчитано на основе статистики ФТС за 2014 г. (более поздние данные недоступны) по стоимостному и физическому объему экспорта через пункты пропуска на границах России с Украиной, а также по количеству транспортных средств, перевозивших соответствующие грузы.

в сутки для всех грузоотправителей, осуществляющих перевозку через Украину с помощью российских перевозчиков.

• Недополучению выручки транспортным сектором Польши и Украины. Так как для польских и украинских перевозчиков закрытие границ с Россией на рассматриваемом маршруте означает фактическую невозможность доставить товар в конечную точку назначения, потери этих стран можно оценить через недополученную прибыль перевозчиков. По данным Ассоциации международных перевозчиков Польши, ежедневно в Россию въезжало около 600 польских грузовиков25, а с Украины в Россию, по данным ФТС, порядка 80-100 украинских грузовиков26. При средней стоимости поездки около 2000-3000 евро в сутки27 польские перевозчики недополучают примерно 1,5 млн. евро в сутки, а украинские - примерно 22 000 евро в сутки, или около 548 и 82 млн. евро в год соответственно.

• Недополучения выручки европейскими грузоотправителями наблюдаться не будет, так как для них (в предположении о конкуренции на рынке международных перевозок) есть возможность смены перевозчика без прироста в стоимости.

В сложившейся ситуации наибольшие потери от запрета перевозок в результате отсутствия проезда на территорию России несут Польша и Украина - 1,5 млн. евро в сутки и 225 тыс. евро в сутки соответственно. Потери РФ в этом случае также существенны (в среднем около 170 тыс. евро в сутки), однако они значительно ниже, чем потери Украины и Польши. В долгосрочном периоде необходимо также учитывать негативные эффекты от приостановки уже отправленных грузов, задержки, удорожания поставок импортных промежуточных товаров в Россию (при переключении на другие виды транспорта и маршруты, а также за счет трансакционных издержек смены перевозчика), что скажется на объемах и качестве внутреннего производства в долгосрочном периоде.

При длительном ограничении доступа европейских товаров, перевозимых автомобильным транспортом, на российский рынок возможно развитие процессов импортозамеще-ния, однако эффект от них может быть заметен только через два-три года. Повторение событий февраля 2016 г. приведет к переходу российских перевозчиков на новые маршруты (преимущественно через страны Балтии), которые уже были ими освоены. ■

25 Официальный сайт портала Газета.ру: http://www.gazeta.ru/auto/2016/02/04_a_8056457.shtml

26 Оценка на основе сопоставления данных ФТС («Сведения о загруженности автомобильных пунктов пропуска за сутки»: http://customs.ru/avtochkp/) по количеству транспортных средств, прошедших через пункты пропуска на российско-украинской границе, в соответствующие дни недели во время приостановки перевозок (15.02.2016) и при их возобновлении (21.03.2016) в предположении о том, что сокращение потока машин на границе обусловлено только наличием или отсутствием возможности проезда в Россию для украинских перевозчиков.

27 Предполагая, что на рынке автомобильных перевозок между РФ и странами Западной Европы перевозчики разных стран могут конкурировать между собой, стоимости транспортировки грузов польскими, украинскими и российскими перевозчиками должны быть примерно равны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.