Научная статья на тему 'Проблемы автоматизации систем менеджмента качества российских предприятий и некоторые подходы к их решению'

Проблемы автоматизации систем менеджмента качества российских предприятий и некоторые подходы к их решению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / AUTOMATED QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / СИСТЕМА ХАССП / HACCP SYSTEM / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / TECHNICAL REGULATIONS / СТАНДАРТЫ ИСО / ISO STANDARDS / СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / STRUCTURAL APPROACH / РЕЛЯЦИОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ / RELATIONAL DATABASES / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / ДИАГРАММЫ ПОТОКОВ ДАННЫХ / МУЛЬТИМНОЖЕСТВА / MULTISETS / DATAFLOW DIAGRAM / FIGURE OF MERIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблёва Г.В.

В публикации рассмотрены результаты анализа сегмента автоматизированных систем менеджмента качества зарубежного и российского рынков программного обеспечения. Выявлены и описаны проблемы разработки и внедрения автоматизированных систем менеджмента качества на российских предприятиях. Сформулированы теоретические положения методологии, использование которой позволит выполнять разработку автоматизированных систем менеджмента качества на уровне как отраслевых, так и локальных решений для отдельных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кораблёва Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of quality management systems automationof Russian enterprises and some approaches to decision

The problem of quality management system automation of the Russian enterprises and organizations is actual in connection with the raising quality requirements of the made production and services caused by the entry of Russia into the WTO and EurAsEC. The analysis of the Russian software market showed lack of prototype software solutions in the field of automation of quality management systems of the organizations. Some functions on quality control of productions/services are implemented only in the ERP system «Galaxy». On the other hand, the foreign market is saturated with the software for the system quality management automation. In the course of research, the problems of the automation of the systems of quality management connected with specifics of quality management document turnover, registration procedures, the assessment and the analysis of quality of raw materials and finished goods, staffing of such systems were revealed. By the results of the research the basic provisions of the methodology of designing of the automated quality management systems have been formulated, including some basic principles structural and object-oriented approaches, which include: the principle of functional decomposition, the principle of consistency, the principle of access to the end user, the principle of encapsulation, the principle of structuring data with the use of relational data model, the principle of feedback (interaction with the consumers), the principle of visualization of processes, the principle of process identification, the principle of process controllability, the principle of controlling with the implementation of 8D method, the principle of integration of electronic forms of documentation, the principle of adaptability of electronic forms of documentation, the principle of a flexible configuration, the principle of the automated assessment, the principle of group clustering. All considered theoretical principles are discussed in detail in this article.The formulated concepts have been tested in the design of the automated systems of quality man-agement of the specific businesses.

Текст научной работы на тему «Проблемы автоматизации систем менеджмента качества российских предприятий и некоторые подходы к их решению»

Г. В. Кораблёва, канд. экон. наук, доцент, СОНИПТБ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. Н. Г. Разумовского (ПНУ)», г. Вязьма Смоленской области, gkorableva2008@yandex.ru

Проблемы автоматизации систем менеджмента качества российских предприятий и некоторые подходы к их решению

В публикации рассмотрены результаты анализа сегмента автоматизированных систем менеджмента качества зарубежного и российского рынков программного обеспечения. Выявлены и описаны проблемы разработки и внедрения автоматизированных систем менеджмента качества на российских предприятиях. Сформулированы теоретические положения методологии, использование которой позволит выполнять разработку автоматизированных систем менеджмента качества на уровне как отраслевых, так и локальных решений для отдельных предприятий.

Ключевые слова: автоматизированные системы менеджмента качества, система ХАССП, технические регламенты, стандарты ИСО, структурный подход, реляционные базы данных, процессный подход, диаграммы потоков данных, показатели качества, мультимножества.

Введение

Требования к качеству производимой и реализуемой продукции российских производителей возрастают в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Евразийский экономический союз. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ [1] в июле 2012 г. Россия стала полноправным членом ВТО. А в октябре 2014 г. Федеральный закон от 03.10.2014 № 279-ФЗ [2] закрепил членство России в Евразийском экономическом союзе. На основе ^^гашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации [7] сформировано единое экономическое пространство стран Евразийского экономического союза, основанное на принятии единой системы технического регулирования.

Комиссия по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосани-

тарным мерам в торговле при Интеграционном комитете ЕврАзЭС разработала список технических регламентов, обязательных для соблюдения странами — членами Евразийского экономического союза. Странам ЕврАзЭС предложено принять эту систему, чтобы исключить технические барьеры в торговле при ввозе своей продукции в страны Таможенного союза, другие страны СНГ и в будущем — в страны Евросоюза. Страны, присоединившиеся к общему соглашению, должны применять на своей территории технические регламенты Таможенного союза в дополнение к национальным стандартам, обеспечить единые требования к продукции, единые принципы аккредитации испытательных процедур, тогда они получают право маркировать свою продукцию единым знаком евразийского соответствия (ЕАС).

Кроме того, Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и исполь-

зуемый во многих странах мира стандарт ISO 22000:2005, а также аналогичный российский стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции» формируют требования к пищевой продукции и связанными с нею процессами производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации. Поэтому российским товаропроизводителям, особенно пищевой и перерабатывающей промышленности, целесообразно создание и сертификация на своих предприятиях систем менеджмента качества, а на предприятиях пищевой индустрии — создание систем ХАССП [8].

Российским товаропроизводителям, реализующим свою продукцию или услуги в странах ЕврАзЭС, Евросоюза и на других внешних рынках, необходимо обеспечивать должное качество продукции и услуг за счет формирования, а возможно, и сертификации, системы менеджмента качества предприятия. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 определены процедуры, выполняемые организацией для создания, поддержания и развития системы менеджмента качества:

• определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества;

• определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

• определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности этих процессов, в том числе и для управления ими;

• обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

• осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

• принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов [4].

Понятно, что все перечисленные процедуры напрямую связаны со сбором, обработкой, хранением и анализом большого объ-

ема информации, в основном существующей в виде документов. Для выполнения указанных процедур и анализа процессов необходимо использовать специальные средства, такие как процессные модели или диаграммы потоков данных (DFD), математические методы анализа и прогнозирования, основанные на математических трендовых моделях, методе корреляционно-регрессионного анализа данных, моделях оценки и минимизации рисков, моделях оптимизации вложения инвестиций в процессы управления качеством.

Создание и функционирование системы ХАССП предприятия пищевой промышленности или индустрии питания также связано с ведением множества документов (журналов) для регистрации показателей качества сырья, полуфабрикатов или готовой продукции, для учета возможных опасных факторов на разных стадиях технологических процессов с целью их дальнейшего анализа и предотвращения.

Современный уровень развития вычислительной техники и программного обеспечения не оставляет сомнения в том, что интенсивные и информационноемкие процессы, связанные с управлением качеством, целесообразно автоматизировать. Это позволит снизить трудоемкость сбора, обработки и систематизации статистической информации для ее последующего анализа, увеличить эффективность и прозрачность процессов управления документами и информацией в целом, повлечет за собой повышение точности и научной обоснованности формируемых управленческих решений в области качества.

Анализ сегмента автоматизированных систем менеджмента качества зарубежного и российского рынка программного обеспечения

Анализ функций наиболее распространенных на российском рынке программных продуктов: «1С: Предприятие 8. Управление про-

изводственным предприятием» (1С: ERP) [9], «ПАРУС — Предприятие 8» [10], «Галактика ERP» [11], «БЭСТ-5» [12] показал, что типовые программные решения рассмотренных автоматизированных информационных систем не имеют модуля управления качеством производимой продукции/услуг. Лишь ERP-система «Галактика» имеет специальное решение «Управление качеством» в дополнение к функциональным модулям контуров «Бухгалтерский и налоговый учет», «Планирование и управление финансами», «Логистика», «Планирование и управление производством», «Управление персоналом», «Администрирование».

Программное решение «Управление качеством» «Галактика ERP» позволяет вводить состав продукции или ее рецептуру, технологические маршруты производства, вводить контролируемые показатели сырья и готовой продукции и их эталонные значения, осуществлять регистрацию и анализ показателей качества в процессе производства продукции, управлять контролем качества.

Напротив, на зарубежном рынке программного обеспечения автоматизированные системы менеджмента качества представлены достаточно широко, причем многие из них ориентированы на внедрение на предприятиях фармацевтической и пищевой промышленности, медицинского приборостроения, биоинженерии и даже в компаниях, оказывающих услуги по перевозке пассажиров воздушным и железнодорожным транспортом. В качестве примеров автоматизированных систем менеджмента качества можно привести SAP ERP [13], Master Control Quality Management Software System [14], EtQ Quality Management Software [15], Intelex Quality Management System [16], Novatek International Quality Management System [17], NICE Quality Management [18], IBS QSI System Software [19], Clarmon Quality Management System [20].

Все рассмотренные системы состоят из модулей — отдельных приложений, набор которых может выбираться клиентом

при внедрении автоматизированной информационной системы. В качестве примеров рассмотрим программные продукты для систем менеджмента качества, разработанные MasterControl [14] и EtQ [15]. Программное обеспечение для систем управления качеством MasterControl может включать комбинации из следующих интегрированных приложений:

• Управление документами;

• Система корректировки и предупреждающих действий;

• Управление изменениями;

• Управление обучением;

• Программное обеспечение автоматизации несоответствий;

• Управление аудитом качества;

• Программное обеспечение учета жалоб клиентов;

• Автоматизация процессов, основанная на формах;

• Электронный документооборот;

• Система программного обеспечения «Ведомость материалов»;

• Система программного обеспечения управления рисками.

Совместное использование указанных приложений позволяет обеспечить единое хранилище документов, сопровождающих процессы управления качеством, маршрутизацию документации исполнителям, выявление и устранение повторяющихся проблем в области качества при производстве продукции за счет реализации метода «8D», сбор статистических данных для оценки и управления рисками, контроль изменений производственных процессов, взаимодействие с клиентами по вопросам качества продукции/ услуг и ряд других функций. Программный комплекс позволяет автоматизировать практически все процессы, протекающие в системе менеджмента качества.

Еще одним примером комплексного подхода к автоматизации систем менеджмента качества являются типовые программные решения, предложенные EtQ, которые также

могут быть интегрированы в программный продукт с конфигурацией, определяемой заказчиком:

• программное решение «Общее управление качеством»;

• программное решение «САРА» (корректирующие и предупреждающие действия);

• программное решение управления качеством;

• программное решение нормативных требований FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США);

• программное решение для подразделений по охране окружающей среды, здоровья и безопасности (EHS) предприятий и организаций;

• программное решение для управления безопасностью полетов;

• программное решение для системы менеджмента качества, соответствующе стандарту ISO 9001;

• программное решение «Управление документами»;

• программное решение для управления рисками;

• программное решение для обеспечения работы по анализу безопасности;

• программное решение «Управление изменениями»;

• программное решение «HACCP».

Здесь представлен более содержательный

набор функциональных приложений, способных обеспечить ведение документооборота не только систем менеджмента качества и безопасности полетов (перевозок), но и сопровождение системы ХАССП предприятия пищевой промышленности или точки общественного питания.

Более подробное описание функциональных модулей — приложений других вышеперечисленных автоматизированных систем менеджмента качества здесь далее не будет рассматриваться, но можно отметить, что они все имеют приложения «Управление документами», «Управление изменениями», «САРА»

(корректирующие и предупреждающие действия), «Управление рисками», «Учет жалоб клиентов».

Проблемы разработки и внедрения автоматизированных систем менеджмента качества на российских предприятиях

В рамках исследования рассмотрены системы контроля и управления качеством производимой продукции/услуг предприятий Российской Федерации различных отраслей, в числе которых ООО «Очистные системы» (г. Вязьма Смоленской области), ОАО «КСК «Ржевский» (г. Ржев Тверской области), ООО «Керченский завод строительных материалов» (Республика Крым, г. Керчь), ОАО «Вяземский хлебокомбинат» (г. Вязьма Смоленской области), ЗАО «Технографит» (г. Вязьма Смоленской области), ОАО «Авангард» (г. Сафоново Смоленской области) и их информационное обеспечение.

По результатам анализа систем менеджмента качества указанных предприятий и их информационного обеспечения выявлены следующие проблемы, оказывающие негативное влияние на разработку типовых подходов к проектированию и внедрению таких систем:

1) отсутствие унификации в формах документов, применяемых на различных предприятиях и в организациях для регистрации показателей качества сырья и готовой продукции;

2) сложность структуры форм первичных документов, применяемых для регистрации показателей качества, и необходимость их декомпозиции для реализации в информационном и программном обеспечении автоматизированной информационной системы;

3) изменчивость нормативной документации, определяющей контроль качества, обусловлена наличием множества постоянно обновляемых государственных и отраслевых стандартов, международных требований, на основе которых производится анализ

и мониторинг фактических значений показателей качества сырья и готовой продукции, а также определяются процедуры их оценки;

4) проблема множественности показателей, используемых для оценки качества продукции и услуг, наличие которой затрудняет оценку качества, а также классификацию продукции на качественную и некачественную за счет необходимости использования многоаспектной системы классификации;

5) необходимость привлечения экспертов и применения методов экспертных оценок для оценки качества сырья и готовой продукции, формирования управленческих решений по вопросам управления качеством, оценки эффективности корректирующих и предупреждающих действий;

6) отсутствие типовых подходов для выявления и оценки рисков при производстве продукции или оказании услуг из-за особенностей технологических, организационных и управленческих процессов производства, обусловленных отраслевой принадлежностью, имеющимся производственным оборудованием и другими факторами;

7) сложности с выявлением факторов, влияющих на показатели качества готовой продукции или услуг, определением взаимосвязей между ними и оценкой степени их влияния на показатели качества по причине уникальности перечня факторов, определяемых видом продукции или услуг и особенностями технологических процессов их производства, а также источниками сбора необходимых статистических данных;

8) сложности формирования перечня корректирующих и предупреждающих действий, связанные с особенностями конкретного производственного оборудования или человеческим фактором;

9) не всегда имеющиеся в распоряжении предприятий необходимые ресурсы (людские, финансовые) для приобретения или разработки, а также внедрения автоматизированных систем менеджмента качества и поддержки системы ХАССП;

10) недостаточная квалификация персонала предприятий и организаций, осуществляющего контроль и управление качеством продукции и услуг.

Для иллюстрации изложенных проблем приведем формы документов, применяемых для регистрации показателей качества продукции предприятий различных отраслей. На рис. 1 представлена форма журнала результатов контроля бактериологических показателей качества питьевой воды, заполняемого по результатам контроля качества питьевой воды сотрудниками лаборатории водозабора на предприятии ООО «Очистные системы».

На рис. 2 приведена форма журнала регистрации показателей качества готовой продукции на ОАО «Вяземский хлебокомбинат».

Представленные формы документов иллюстрируют проблему отсутствия унификации в документации по регистрации результатов контроля качества сырья и готовой продукции, особенно у предприятий различных отраслей. Кроме того, в журнале, представленном на рис. 2, можно заметить множество неизмеряемых показателей качества, таких как «Форма», «Поверхность корки», «Вкус», «Запах», значения которых могут быть оценены экспертами, а для дальнейшего расчета интегрированного показателя качества готовой продукции их семантические значения целесообразно преобразовывать в числовые либо при оценке качества хлеба или хлебобулочной продукции использовать теорию мультимножеств и методы групповой классификации многопризнаковых объектов [6], если расчет обобщенного показателя качества некорректен.

Основные положения методологии проектирования автоматизированных систем менеджмента качества

Анализ существующих решений в области автоматизации систем менеджмента качества и проблемы разработки, внедрения таких

аД

Ю

с *

а р

о 1С E-o

р

m

р

m

--

«

а

и сик

О

р

Рч

е Т

3 12

Z

з е

Рч

о О

о о

m ■з-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т Т

<N

<

к е

л

<

О

ü-« ч:

■1 S и

Рис. 1. Форма журнала результатов контроля бактериологических показателей качества питьевой воды

Fig. 1. Form of the magazine of results of bacteriological indicators of drinking water quality

№ п/п

а р

ер

H

О

К ©

«

ч

^

о

[H

« О

m

Данные анализа

К

О «

S *

с g

vo

<N

o4 И

а ара

аах

л

£

<N

o4 И

а

л

£

Технические признаки

р

о ©

р

S

р е

и о

l=¡

= &

о

р

S

а кра

о

и р

о

п

а р

О

е р

¡у

m

«

е р

i

1

Рис. 2. Форма журнала регистрации качества хлебобулочной продукции

Fig. 2. The form of log quality bakery products

систем позволил сформулировать теоретические принципы их проектирования.

Для создания методологической базы проектирования автоматизированных систем менеджмента качества и теоретического обоснования создания возможных прикладных решений в этой области разработана методология проектирования автоматизированных систем менеджмента качества. Разработанная методология позволяет интегрировать отдельные базовые принципы методологий структурного и объектно-ориентированного подходов к разработке программного обеспечения [5]. Рассмотрим основные принципы методологии проектирования автоматизированных систем менеджмента качества:

• принцип функциональной декомпозиции или разбиения проектируемой системы в соответствии с модулями, предполагающими решение задач, обозначенных в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008;

• принцип непротиворечивости;

• принцип доступа конечного пользователя;

• принцип инкапсуляции;

• принцип структурирования данных с использованием реляционной модели данных;

• принцип обратной связи (взаимодействия с потребителями);

• принцип визуализации процессов;

• принцип идентификации процессов;

• принцип управляемости процессов;

• принцип контроллинга с реализацией метода 8D;

• принцип интеграции электронных форм документации;

• принцип адаптивности электронных форм документации;

• принцип гибкой конфигурации;

• принцип автоматизированной оценки;

• принцип групповой кластеризации.

Рассмотрим указанные принципы более

подробно.

Принцип функциональной декомпозиции соответствует аналогичному принципу структурного подхода, означает целесообразность

декомпозиции проектируемой автоматизированной системы менеджмента качества на модули, реализующие функции, соответствующие процедурам, обозначенным в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и выполняемым организацией для создания, поддержания и развития системы менеджмента качества. В настоящей статье они были перечислены выше. Структура автоматизированной системы будет состоять из множества модулей.

Принцип непротиворечивости соответствует аналогичному принципу структурного подхода, заключается в обоснованности набора модулей, входящих в состав автоматизированной системы менеджмента качества конкретной организации, и их согласованности при выполнении задач по контролю и управлению качеством.

Принцип доступа конечного пользователя соответствует аналогичному принципу структурного подхода, означает обязательность создания такого интерфейса автоматизированной системы, который позволил бы пользователю получить доступ к базе данных, хранящей статистические данные о результатах контроля качества сырья и готовой продукции, корректирующим и предупреждающим действиям, выполненным по итогам такого контроля, документам, соответствующим этим процессам. Доступ к базам данных подобных систем должен выполняться пользователем с помощью специализированных интерфейсных форм, соответствующих первичным документам, позволяющих просматривать и редактировать данные.

Принцип инкапсуляции соответствует аналогичному принципу объектно-ориентированной методологии проектирования автоматизированных информационных систем, означает сокрытие данных и методов внутри процессов производства и контроля качества, которые относятся в классу «Процессы (производственные и управленческие)» и представляют собой объекты данного класса. В случае взаимосвязи в рамках технологий производства процессы могут обмениваться

информацией с помощью методов интерфейсов класса.

Принцип структурирования данных с использованием реляционной модели данных почти полностью (с уточнением модели данных) аналогичен соответствующему принципу методологии структурного подхода. Данные в автоматизированных системах менеджмента качества целесообразно структурировать и систематизировать в виде реляционных баз данных. Этому способствуют первичные документы, в основном это журнальные формы, которые без труда при проектировании базы данных автоматизированной системы преобразуются в реляционные таблицы.

Принцип обратной связи (взаимодействия с потребителями) означает обязательное наличие в составе модулей автоматизированной системы менеджмента качества модуля, позволяющего производить опросы потребителей продукции или услуг, что в полной мере соответствует модели системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе [4]. Данная модель определяет необходимость измерения степени удовлетворенности потребителей продукции/услуг, в том числе и за счет применения статистических методов и проведения анкетирования для сбора данных. Модуль организации коммуникаций с потребителем присутствует во всех рассмотренных зарубежных готовых программных решениях.

Принцип визуализации процессов предполагает наличие в составе автоматизированной системы менеджмента качества CASE-средства, позволяющего выполнять анализ процессов, протекающих в организации, на основе построения многоуровневых диаграмм потоков данных. Пример диаграммы потоков данных третьего уровня, отражающей процессы контроля сырья и регистрации его показателей в базе данных автоматизированной системы менеджмента качества, представлен на рис. 3. Причем возможность анализа информационных процессов обеспечивается взаимосвязью накопителей диаграммы

с реальными формами и соответствующими им данными, хранящимися в таблицах базы данных автоматизированной системы.

Принцип идентификации процессов предполагает для каждого производственного процесса или процесса менеджмента качества обязательное наличие названия, принадлежности к группе процессов, определенной стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2008, множества входных параметров и результирующих показателей, значения которых контролируются и анализируются системой менеджмента качества. Как уже отмечалось выше, в части структур программирования с учетом объектно-ориентированной технологии программирования, поддерживаемой всеми современными инструментальными средствами разработки, удобно определить класс «Процесс» с полями и методами, отражающими его функции и место в производственной или управленческой структуре организации. Все процессы будут объектами данного класса, которые легко преобразовать в графические объекты для диаграмм потоков данных, позволяющих проанализировать взаимосвязи и информационные потоки между процессами. На основе данных о процессах можно формировать матрицу процессов, также позволяющую представить взаимосвязи между ними.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно принципу управляемости процессов процессы являются основными объектами управления в системах менеджмента качества. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 направлен на применение «процессного подхода» [4]. Преимущество процессного подхода заключается в непрерывности и достижимости оптимальности управления, особенно, если установлена правильная взаимосвязь между процессами, в том числе в точках их соприкосновения. Тогда можно выполнять улучшение процессов на основе результатов объективного измерения их показателей.

Принцип контроллинга с реализацией метода 8D предполагает обязательное наличие в составе автоматизированной системы менеджмента качества приложения или мо-

Рис. 3. Диаграмма потоков данных ОАО «Вяземский хлебокомбинат», отражающая процессы регистрации показателей качества сырья, готовой продукции и параметров технологических

процессов

Fig. 3. Data flow diagram of «Vyazemskij Bakery», reflecting the process of registration of quality indicators of raw materials, finished goods and parameters of engineering procedures.

дуля, поддерживающего сбор, анализ информации и формирования управленческих решений по разработке мероприятий, позволяющих улучшить качество продукции или услуг либо предупредить появление продукции/услуг низкого качества. При реализации программного обеспечения целесообразно ориентироваться на метод Eight Disciplines Problem Solving (8D) [21], применение которого позволит выявить и описать проблему, определить на основе статистических данных ее причину, разработать управленческие решения или мероприятия, позволившие ее устранить, а затем на основе данных объективного контроля оценить результаты проведенных мероприятий и предусмотреть новое возникновение проблемы.

Принцип интеграции электронных форм документации касается основных принципов формирования интерфейса пользователя при

проектировании автоматизированных систем менеджмента качества. Как показывает практика, для хранения данных любого журнала регистрации качества продукции или услуг (примерами которого являются формы, представленные на рис. 1 и 2) в базе данных будут использоваться две и более реляционных таблицы по причине необходимости их нормализации. А при разработке интерфейса для каждой таблицы базы данных будет проектироваться своя форма ввода/редактирования данных, которые целесообразно интегрировать в рамках создания интерфейса для работы с соответствующим журналом (см. рис. 4 — журнала регистрации показателей качества готовой хлебобулочной продукции, представленного на рис. 2).

Согласно принципу адаптивности электронных форм документации целесообразно нахождение в составе автоматизированной

5d|

А Журнал эмали» готовой продукции

| Дата Изделие Ф.И.О. мастера Вес Заклоче»*«

15062015 Батон нарезной Вознок Алла Владимировна 300 00 соотвеггсвует

1506 2015 Хлеб Дйриии<ий Стручйва Ли>»*1лв Константиновна 500.00 соответствует

16.06.2015 Батон нарезной Стручйм Людмила Коиетанп*юена вОО.ОО соответствует

16.06.2015 Хлеб Дарнии<ий Воз«<ж Алла Владимировна 700.00 соответствует

17.06.2015 Батон нарезной Струч^ва riôûwifia Константтовна 300.00 соответствует

17.06.2015 Хлеб Дарнии<ий Стручевл Лк>£**1ла Константиновна 500.00 соответствует

А Результаты анализа показателей качечггаа готовой продукции

Показатель Значение ф.И.О, контролера

i ff. дает корки оранжевый Смфмова Наталья Александровна

я ¡ влажность 30 Смирнова Наталья Александровна

3 I кислотность 20 Иванова Map« в Сергеевна

Рис. 4. Интерфейс журнала регистрации показателей качества хлебобулочной продукции,

представленного на рис. 2

Fig. 4. Interface of the magazine of registration of indicators of bakery products quality, shown in Fig. 2

системы менеджмента качества специального программного инструмента, который условно назовем конструктором, позволяющего по форме бумажного документа, применяемого на предприятии или в организации для регистрации контроля показателей качества сырья или готовой продукции, сформировать таблицы базы данных и соответствующие им интерфейсные формы ввода-редактирования. Это необходимо для получения возможности унификации процессов разработки и использования автоматизированных систем менеджмента качества хотя бы для предприятий родственных отраслей, так как даже на предприятиях одной отрасли могут различаться формы первичных документов по контролю качества.

Принцип гибкой конфигурации означает предоставление разработчиками возможности подбора пользователями необходимого набора функциональных модулей автоматизированной системы менеджмента качества, поддерживающих все или часть процессов, определенных ГОСТ Р ИСО 9001-2008. При проектировании и внедрении системы целесообразно построить карту взаимодействия модулей или многоуровневую функциональную модель SADT (IDEF0) [5] автоматизированной системы, позволяющую выявить ин-

формационные, функциональные или другие взаимосвязи между ними. Возможность конфигурирования автоматизированной системы менеджмента качества присутствует во всех исследованных и описанных выше программных продуктах иностранных разработчиков и позволяет реализовать широкий набор функций от ведения документооборота до анализа эффективности предпринятых корректирующих или предупреждающих действий.

Принцип автоматизированной оценки позволяет обосновать необходимость присутствия в составе автоматизированной системы менеджмента качества приложения, позволяющего выполнять анализ зарегистрированных показателей качества сырья и готовой продукции на соответствие стандартам качества, чтобы в дальнейшем сформировать заключение о качестве продукции или услуг. Причем в зависимости от типа продукции и контролируемых показателей этот модуль может реализовывать формальную процедуру анализа числовых данных на предмет их соответствия эталонным значениям либо выполнять сбор и обработку нечисловых данных, полученных от экспертов, а также их дальнейшее преобразование и анализ для формирования заключения по качеству.

Принцип групповой кластеризации определяет методологию проектирования модуля автоматизированной оценки в автоматизированной системе менеджмента качества. Сырье и продукция, из него производимая, характеризуются разнородными показателями — количественными, качественными или смешанными. Поэтому они хорошо описываются мультимножествами.

При анализе измеренных или оцененных каким-либо другим способом показателей качества сырья или готовой продукции основной задачей является формирование на их основе заключения о качестве. Методы групповой кластеризации и многоаспектная система классификации объектов, реализованные в программном обеспечении автоматизированной системы, позволят отнести конкретные образцы или партии продукции к некоторой, определенной стандартами или пользователями, группе.

Заключение

Анализ ряда предприятий Смоленской, Тверской областей и других регионов Российской Федерации показал актуальность автоматизации их систем менеджмента качества. В ходе исследования выявлены проблемы разработки и внедрения автоматизированных систем менеджмента качества, выполнен анализ типовых решений в этой области отечественных разработчиков. Исследован опыт зарубежных компаний по разработке и внедрению программного обеспечения для автоматизации систем менеджмента качества.

Обобщение опыта зарубежных разработчиков автоматизированных систем менеджмента качества и накопленного автором материала позволили сформулировать основные методологические принципы разработки подобных систем. Предложенная методология апробирована при проектировании автоматизированных систем менеджмента качества ОАО «Вяземский хлебокомбинат», ООО «Очистные системы», ОАО «КСК «Ржевский» и др.

В рамках исследования также определена типовая структура автоматизированных систем менеджмента качества, основными компонентами которой являются:

• модуль ведения документооборота и управления документами (необходим для регистрации показателей качества, организации доступа различных категорий пользователей к сформированным электронным документам);

• модуль автоматизированного оценивания (позволит упростить процесс сравнения фактических зарегистрированных показателей качества с эталонными значениями) (только для измеряемых показателей);

• модуль экспертной оценки (целесообразно использовать для оценки качества продукции или услуг, если эту процедуру могут выполнить только специально подготовленные эксперты, присутствие которых не всегда возможно на объекте автоматизации);

• модуль планирования корректирующих и предупреждающих действий, регистрации и анализа их результатов (позволит упреждать возникновение проблем в области качества);

• модуль статического анализа данных и оценки рисков (необходим для прогнозирования развития нежелательных ситуаций в производственных процессах, приводящих к выпуску некачественной продукции или услуг);

• модуль обратной связи с потребителями (позволит оперативно получать информацию о жалобах потребителей, выполнять ее анализ);

• CASE-средство для визуализации и анализа процессов (необходимо для наглядного представления взаимодействия процессов и анализа информационных цепочек при формировании управленческих решений).

Президент РФ В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. отметил: «России нужны компании, которые не только способны обеспечить страну современной качественной продукцией, но и завоевывать мировые рынки». Автоматизированные системы менеджмента

качества являются необходимым инструментом решения поставленной президентом

задачи.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

2. Федеральный закон от 03.10.2014 № 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».

3. ГОСТ Р ИСО 22000-2007 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. М.: Стандартинфом, 2008.

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинфом, 2008.

5. Калянов Г. Н. CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 3-е изд. М.: Горячая линия — Телеком, 2002. — 320 с.

6. Петровский А. Б. Применение теории мультимножеств при групповой классификации и упорядочении многопризнаковых объектов // Прикладная математика, управление и информатика: сб. материалов Международной молодежной конференции. Белгород: ИД «Белгород», 2012. С. 53-68.

7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. URL: http: //www. tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/ Pages/Oprincipah_texreg.aspx

8. ХАССП. URL: http://www.kpms.ru/Standart/HACCP. htm#PR

9. 1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием с английским интерфейсом/1С: ERP English Interface. URL: http://solutions.1c.ru/catalog/ enterprise-eng/features

10. Управление производством. URL: http://www.parus. com/products/system/ production/

11. Управление производством. URL: http://www. galaktika.ru/erp/upravlenie-proizvodstvom.html

12. Функциональный состав «БЭСТ-5» — Производство. URL: http://www. bestnet.ru/programs/best-5/ structure/production.php

13. Quality Management with SAP ERP. URL: http://www. sap.com/solution/lob/ manufacturing/software/quality-management-erp/index.html

14. Quality Management Software Systems. URL: http:// www.mastercontrol.com/quality-management-software/

15. Quality Management System (QMS) Software. URL: http://www.etq.com/ quality-management-software/

16. Intelex Quality Solutions. URL: http://www.intelex. com/products/quality

17. The Nova-QMS Quality Management System. URL: http://ntint.com/prod-data.shtml

18. NICE Quality Optimization. URL: http://www.nice. com/ru/quality-optimization.html

19. Quality Management Software. URL: http://www.ibs-us.com/en /solutions/quality_management/index. html

20. Quality Management System. URL: http://www.clarmon. com/solutions_quality_ management_system.html

21. Eight Discipline. URL: http://www.qm-s.com/ consulting/8dis.php

References

1. The Federal Law of21.07.2012 №2 126-FZ «O ratifikacii Protokola oprisoedinenii Rossiyskoy Federacii kMar-rakeshskomu soglasheniu ob uchregdenii Vsemirnoy torgovoy organizacii ot 15 aprelya 1994 g.» [On ratification of the Protocol on the Accession of the Russian Federation to the Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization on April 15, 1994].

2. The Federal Law of 03.10.2014 N 279-FZ «O ratifikacii Dogovora o Evraziyskom ekonomicheskom souze» [On ratification of the Treaty on the Eurasian Economic Union].

3. ISO 22000:2005, Food safety management systems — Requirements for any organization in the food chain.

4. ISO 9001:2000, Quality management systems — Requirements.

5. Kalyanov G. N. CASE-tehnologii [CASE-technologies]. Moscow, Goryachaya liniya — Telekom Publ., 2002. 320 p.

6. Petrovsky A. B. Application of multiset theory at group classification and ordering multi-attribute objects. Prikladnaya matematika, upravlenie i informatika: sb. materialov lekciy Mejdunar. molodej. konf. [Applied mathematics, management and computer science: Sat. materials of lectures Intern. youth. Conf.]. Belgorod, ID Belgorod Publ., 2012, pp. 53-68.

7. Soglashenie o edinih principah i pravilah tehnichesk-ogo regilirovaniya v Respublike Belarus, Respublike Kazahstan i Rossiyskoy Federacii [Agreement on common principles and rules of technical regulation in the Republic of Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation]. Available at: http://www.tsouz.ru/DOCS/ INTAGRMNTS/Pages/Oprincipah_texreg.aspx

8. HACCP. Available at: http://www.kpms.ru/Standart/ HACCP.htm#PR

9. 1S: Predpriyatie 8. Upravlenie proizvodstvennim pred-priyatiem s angliyskim interfeysom/1C: ERP English Interface [1C: Enterprise 8. Manufacturing Enterprise Management with English interface/1C: ERP English Interface]. Available at: http://solutions.1c.ru/catalog/ enterprise-eng/features

10. Upravlenie proizvodstvom [Production Management]. 15. Quality Management System (QMS) Software. Available Available at: http://www.parus. com/products/system/ at: http://www.etq.com/quality-management-software/ production/ 16. Intelex Quality Solutions. Available at: http://www.

11. Upravlenie proizvodstvom [Production Management]. intelex.com/products/quality

Available at: http://www.galaktika. ru/erp/upravlenie- 17. The Nova-QMS Quality Management System Avail-

proizvodstvom.html able at: http://ntint.com/prod-data.shtml

12. Funkcionalniy sostav «BEST-5» — Proizvodstvo. [The 18. NICE Quality Optimization. Available at: http://www. functional structure of «BEST-5» — Production]. Avail- nice.com/ru/quality-optimization. html

able: http://www. bestnet.ru/programs/best-5/structure/ 19. Quality Management Software. Available at: http://

production.php www.ibs-us.com/en /solutions/quality_management/

13. Quality Management with SAP ERP. Available at: index.html http://www.sap.com/solution/lob/ manufacturing/soft- 20. Quality Management System. Available at: http://www. ware/quality-management-erp/index.html clarmon.com/solutions_quality_ management_system.

14. Quality Management Software Systems. Available at: html http://www.mastercontrol.com/quality-management- 21. Eight Discipline. Available at: http://www.qm-s.com/ software/ consulting/8dis.php

G. Korableva, SRCIITB (Branch) FSBEI HE «MSUTM of K. Razumovsky (FCU)», Vyazma, Russia, gkorableva2008@yandex.ru

Problems of quality management systems automation of Russian enterprises and some approaches to decision

The problem of quality management system automation of the Russian enterprises and organizations is actual in connection with the raising quality requirements of the made production and services caused by the entry of Russia into the WTO and EurAsEC. The analysis of the Russian software market showed lack of prototype software solutions in the field of automation of quality management systems of the organizations. Some functions on quality control of productions/services are implemented only in the ERP system «Galaxy». On the other hand, the foreign market is saturated with the software for the system quality management automation. In the course of research, the problems of the automation of the systems of quality management connected with specifics of quality management document turnover, registration procedures, the assessment and the analysis of quality of raw materials and finished goods, staffing of such systems were revealed. By the results of the research the basic provisions of the methodology of designing of the automated quality management systems have been formulated, including some basic principles structural and object-oriented approaches, which include: the principle of functional decomposition, the principle of consistency, the principle of access to the end user, the principle of encapsulation, the principle of structuring data with the use of relational data model, the principle of feedback (interaction with the consumers), the principle of visualization of processes, the principle of process identification, the principle of process controllability, the principle of controlling with the implementation of 8D method, the principle of integration of electronic forms of documentation, the principle of adaptability of electronic forms of documentation, the principle of a flexible configuration, the principle of the automated assessment, the principle of group clustering. All considered theoretical principles are discussed in detail in this article.

The formulated concepts have been tested in the design of the automated systems of quality management of the specific businesses.

Keywords: Automated Quality Management System, HACCP system, technical regulations, ISO standards, structural approach, relational databases, process approach, dataflow diagram, figure of merit, multisets.

About authors: G. Korableva, PhD in Economics, Associate Professor

For citation: Korableva G. Problems of quality management systems automation of Russian enterprises and some approaches to decision. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2016, vol. 11, no. 1 (61), pp. 51 - 63 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.