Исследования визуальной культуры
И.Э. Горюнова
ПРОБЛЕМЫ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО СИНТЕЗА В ТВОРЧЕСКИХ ПРОДУКТАХ МУЛЬТИМЕДИА
(НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННЫХ МАССОВЫХ ЗРЕЛИЩ)
Статья посвящена основным тенденциям развития мультимедийных средств художественной выразительности, методам использования новых технологических средств при создании современного массового зрелища. Автор анализирует понятия аудиовизуального образа, звуковой атмосферы действия, монтажа как основного режиссерского метода создания синтетического мультимедийного продукта. Приводятся конкретные примеры применения мультимедиатехнологий в создании массовых зрелищ разного типа.
Ключевые слова: мультимедиатехнологии, аудиовизуальный образ, звукорежиссура, техника звукозаписи.
Массовые представления и праздники, имеющие многотысячелетнюю историю, всегда являлись мощным средством идейного и эмоционального воздействия на самую широкую аудиторию. Мир, который еще несколько десятилетий назад был информационно разобщенным, сегодня, благодаря бурному развитию технологий мультимедиа1, превращается в среду общего информационного обитания. Активно формируется новая социокультурная эстетическая парадигма, характеризующаяся доминированием массовой культуры.
Эволюция эстетики современного мультимедийного зрелища также связана с появлением новых технических и технологических средств, участвующих в его создании и проведении. Многие исследователи отмечают значительное воздействие этих процессов на художественное творчество по нескольким направлениям: возможность трансляции произведения искусства в общепланетарных масштабах (телевидение, компьютер и т. д.); использование новых
© Горюнова И.Э., 2011
средств художественной выразительности; возникновение новых видов и жанров искусства2.
Современное музыкально-театрализованное зрелище объединяет художественно-технологические компоненты разного рода. Оно создается организационно-творческой деятельностью группы специалистов, обеспечивающих его концептуальное единство на всех стадиях осуществления. Многие приемы и методы, ранее казавшиеся исключительно кинематографическими, театральными или телевизионными, теперь используются во всех видах аудиовизуального творческого продукта. Процесс конвергенции проявляется во взаимопроникновении жанров, присущих различным видам современных массовых зрелищ. Эволюция выразительных средств и активный переход на новые цифровые технологии породили необходимость по-новому взглянуть на способы создания этих зрелищ.
В рамках данной статьи мы сознательно не разделяем современное массовое зрелище как понятие на жанрово-генетические составляющие, так как в большинстве его видов аудиальная и визуальная составляющие находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости.
В последние десятилетия появилось немало научных работ, косвенно касающихся рассматриваемой проблемы3. Вопросы создания аудиовизуального образа рассматриваются в монографиях и статьях М.П. Вендрова, Ю.А. Закревского, Р.А. Казаряна, Ю.Я. Мацкевича, В.Ф. Познина, Т.Ф. Шак и других. Наша задача -сформулировать творческие приемы использования новых мультимедийных технологий и попытаться их систематизировать.
Конец ХХ - начало XXI в. отмечен визуализацией массового сознания. Благодаря широкому распространению массовой муль-тимедиапродукции изменились способы восприятия действительности. Процесс мультимедизации культуры приводит к существенному изменению художественной парадигмы, для которой синтетизм в искусстве становится базовым признаком.
Как известно, мультимедиа - мощное средство представления и визуализации информации. В нашем случае речь идет о многообразии средств художественно-технической выразительности, совмещенных на сцене и объединенных общей концептуальной идеей. В массовом мультимедийном зрелище все его составляющие синхронизированы по единому тайм-коду. Для управления зрелищем используются специальные приборы - «контролеры».
В этой связи эволюция эстетики аудиовизуальных произведений представляет собой сложный процесс взаимодействия творческих идей и новых технологических стимулов. Появившиеся в последнее время специализированные компьютерные программы
(например, WYSIWYG) позволяют моделировать в трехмерном виде сцену, декорации, актеров, конфигурацию светового оборудования. Это существенно обогащает известные средства художественной выразительности, способствуя усилению их эмоционально-эстетического воздействия на зрителя.
Ранее существовавшие требования к фоносфере зрелища начинают подвергаться пересмотру и переосмыслению - как в акустическом, так и в творческо-эстетическом плане. Аудиальные технологии, которые стали применяться начиная с последней четверти ХХ в., можно подразделить на технологии звукоизвлечения, звуко-оформления и звукозаписи. В этой связи невозможно переоценить роль звукорежиссера в процессе создания современного массового музыкально-театрализованного зрелища. Его творческая функция эволюционировала от создателя «акустического протокола» до «художника звуковых картин»4.
Для создания масштабного сценического действа со сквозным сюжетом, лейтмотивными ходами, многослойной музыкально-речевой партитурой роль звукорежиссера не может ограничиваться лишь работой с готовыми фонограммами. Тем более нельзя доверять проведение массового музыкально-театрализованного представления многочисленным звукорежиссерам из числа его участников. Звукорежиссер должен стать соавтором постановки с первых этапов работы. Необходимо, чтобы процесс создания, корректировки, монтажа и окончательной редакции всего звукового материала находился в руках одного звукорежиссера.
Современное массовое музыкально-театрализованное зрелище включает в себя многослойную звуковую партитуру с объемным пространственным звучанием. Для ее создания чаще всего требуются профессиональные мультимедиастудии. Технология создания аудиальной сферы современного массового зрелища включает:
- запись качественных фонограмм;
- запись и подбор синхронной речи и шумов;
- подбор фонотечного материала;
- создание оригинальных звуковых эффектов;
- монтаж многочисленных звуковых компонентов и их окончательное сведение.
Современные системы записи и редактирования звука открывают новые возможности формирования мультимедийного сценического проекта. В частности, внедрение цифровой процессорной обработки позволяет моделировать основные «артистические» элементы звука, создавать новые «нереальные» пространства с помощью аурализации, морфинга и т. д.5
Профессиональные мультимедиастудии, а также интернет-архивы обладают многочисленными коллекциями звуковых эффектов. Они могут быть использованы при создании музыкально-театрализованного зрелища с помощью персонального компьютера и дополнительных звукотехнических средств6. В распоряжении звукорежиссеров появился также разнообразный парк современных синтезаторов, сэмплеров, контролеров, МГО1-патчбэйев и другого оборудования. Все это открывает принципиально новые возможности для создания синтезированных звучаний и использования их в формировании звукового образа.
Выразительная звуковая партитура зрелища способна оказать на зрителя не меньшее эмоциональное воздействие (вызывая образные ассоциации, создавая соответствующее настроение), чем его декорационно-изобразительные элементы. Например, предметом пристального внимания звукорежиссеров становятся шумовые эффекты, которые создают впечатление подлинности, документальности происходящего. Именно они способствуют решению важной режиссерской задачи - созданию звуковой атмосферы действия.
В процессе создания аудиовизуальной партитуры театрализованного музыкально-сценического представления «Последний расстрел», посвященного расстрелу Еврейского антифашистского комитета (ГЦКЗ «Россия», 2002), мне как режиссеру-постановщику необходимо было создать серию лейтмотивных звуковых эффектов. Среди них - скрежет закрывающегося тюремного замка и звук захлопывающейся двери карцера. Шумовые эффекты необходимо было соединить с оригинальной музыкой, написанной к представлению композитором Михаилом Глузом. Одновременно на экране, оформленном в виде папки судебного дела, перетянутой колючей проволокой, возникали документальные тюремные фотографии осужденных. Для данной сценической версии были отобраны трагические фигуры нескольких известных общественно-политических деятелей, расстрелянных 12 августа 1952 г. Аудиовизуальный образ как прием возникал с одновременным появлением на сцене одного из вышеперечисленных персонажей и фрагментов тюремной решетки, а также теневой ширмы, на которой во время допросов можно было видеть узнаваемый силуэт следователя. Мизансценический и темпо-ритмический рисунок действия требовали своевременного появления аудиовизуального компонента, органично вмонтированного в представление.
Цифровая процессорная обработка открыла целый ряд дополнительных возможностей основных «артистических элементов» звука, трансформации звука в зависимости от общего творческого
замысла. В процессе работы обычно используются программы для сведения фонограмм или традиционный многоканальный микшер, а также полный комплект внешних эффектов: ревербераторы, компрессоры, эквалайзеры, де-ессоры и т. д.7
Интерактивность становится новым важным средством художественной выразительности в арсенале создателей зрелища. В качестве примера можно привести творчество композитора и звукорежиссера Романа Дубинникова. У известного «Снежного шоу» Вячеслава Полунина нет заранее записанной фонограммы. Все звуковые эффекты и музыкальные фрагменты Дубинников создает по ходу спектакля, контролируя прохождение и сведение всех звуковых сигналов.
Основным режиссерским методом создания зрелища как мультимедийного продукта является монтаж. Режиссер обязан выразительно выстраивать монтажные фразы аудиовизуальной драматургии, объединяя фрагментарный набор в единый временной, пространственный и смысловой контекст.
Визуальная составляющая современного массового зрелища также прошла эволюционный путь: от марлевых экранов, на которых отражались разноцветные сполохи во время премьеры спектакля А.Н. Скрябина «Поэма огня» в Карнеги-холл (1915), до современных огромных светодиодных и проекционных экранов. Экран становится новым специфическим средством художественной выразительности, в том числе в результате появления лазерных и пиротехнических установок (позволяющих создавать специальные световые эффекты), использования компьютерной графики и анимации 3D8. Новые технологии позволили авторам массовых зрелищ создавать световые и звуковые сценарии в текстовом и цифровом формате.
Современный парк профессионального видеооборудования крайне разнообразен. Так, видеопроекторы последнего поколения Christie Digital и PIGI обеспечивают высочайшее качество изображения на любых поверхностях и экранах, давая возможность реа-лизовывать глобальные светодинамические проекты. Разработанное специалистами программное обеспечение «Onlyview»9 позволяет синхронизировать любое количество видеоэкранов и видеопроекторов для получения единого панорамного изображения. Рельеф поверхности, на которую переносится проекция, может быть любым. Программное решение обеспечивает синхронизацию любого количества видеопроекторов в единое панорамное видеоизображение, позволяя создавать проекцию любого размера.
Программа «Onlyview» обладает уникальными мультимедийными возможностями:
- соединять видеоэкраны один с другим, создавая панорамное изображение;
- синхронизироваться с движущимися объектами в режиме реального времени;
- вносить изменения в сценарий в режиме реального времени;
- импортировать и анимировать графические файлы;
- одновременно использовать реальные видеоизображения, видеофонограмму и компьютерные изображения;
- использовать множественные тайм-линии, переходить с одной тайм-линии на другую в любом порядке;
- плавно проводить интеграцию видео- и широкоформатной проекции PIGI в единое представление.
Данное оборудование с успехом применялось при создании многих мультимедийных массовых зрелищ в России и за рубежом. Одним из первых режиссеров, покоривших зрителей необычными творческими решениями, стал англичанин Росс Эштон (Ross Ashton). К примеру, он создал динамичный видеоконтент для концерта Rockestra на Мальте (в сентябре 2009 г.): каждая песня имела свое визуальное решение и в заключение концерта зрители под звуки Hotel California отправились в полное приключений видеопутешествие по Америке.
По мере развития новых мультимедиатехнологий проходила эволюция цвето- и светомузыки. Сложные пространственно-графические световые проекции в сочетании с музыкой позволяют авторам зрелищ осуществлять синтезированние музыкального и све-тоживописного материала. Результатом эволюции стало появление лазерных шоу, водных и электронных феерий.
Современные цифровые, компьютерные технологии и спецэффекты способны создавать совершенно новые реалистические, фантастические и виртуальные пространства, особенно для телевизионных зрелищ и проектов. Форсирование визуальных и акустических средств эмоционального воздействия на зрителя связано также с появлением на телевидении новых способов интерактивного общения. Наглядное подтверждение этого - наиболее коммерчески удачные зрелищные проекты последних лет: «Фабрика звезд», «Народный артист», «Ледниковый период», «Танцы со звездами», «Две звезды», «Лед и пламень», «Музыкальный ринг» и др.
Увеличение сектора аудиовизуальной массовой культуры привело к смене взаимоотношений между творческим продуктом и зрителем. Новые технологии открыли перед потребителем аудиовизуальной массовой продукции новые коммуникативные возможности.
Использование музыки, текста, пластики, кинематографа, телевидения, цвета, программирования, композиции, режиссуры потребовало от создателей мультимедийного продукта профессиональных знаний во всех этих областях. Однако качество современных массовых зрелищ свидетельствует о том, что это требование выполняется далеко не всегда. Известный культуролог Т.Е. Шехтер считает шоу-бизнес одной из форм «культурной амнезии». Она подчеркивает, что «в эпоху утрат ценностных критериев не культура поднимает людей, а люди адаптируют ее под себя»10. Можно с полной определенностью констатировать, что в рассматриваемом нами явлении культуры тоже появились симптомы ухудшающегося отбора художественной продукции. Однако вопросы коммерциализации массовых зрелищ мы оставляем за рамками данной статьи.
Очевидно, что сегодня зрителю недостаточно эффектного зрелища, необычных трюков и спецэффектов. Невозможно бесконечно удерживать интерес зрителя без яркой художественной идеи, воздействующей на его эмоции и воображение. Анализ наиболее успешных мультимедийных массовых зрелищ последнего десятилетия, созданных с помощью самых современных технологий, показывает, что их авторы стараются опираться на реальные явления и события. Одним из ярких примеров такого мультимедийного зрелища, сочетающего сложнейший аудиовизуальный синтез с драматургией нового типа, стала церемония открытия XXIX Олимпиады в Пекине в 2008 г. на национальном стадионе «Птичье гнездо». Режиссер-постановщик - известный китайский кинорежиссер Чжан Имоу (за шоу наблюдали более 4 млрд телезрителей всего мира).
Начало программы символизировали три восьмерки (восьмой месяц, восьмое число, восемь часов вечера). В стране фен-шуя были уверены, что церемония, устроенная по древним магическим правилам, принесет удачу Олимпиаде и спортсменам, приехавшим в Поднебесную. Оркестр из 2008 музыкантов громким ударом гонга возвестил о начале театрализованного представления, которое было разбито на две части - «Выдающаяся цивилизация» и «Славная эра». В центре арены развернули свиток, весящий 800 кг (еще одна магическая цифра), символизирующий важнейшее китайское изобретение - бумагу. Затем зрители увидели сцены, символизирующие строительство Великой китайской стены, изобретение книгопечатания, компаса, фарфора. Не менее яркими были сюжеты, посвященные китайской опере, живописи, письменности, Великому шелковому пути, изобретению в Китае в VIII в. пороха, впервые использованного для фейерверка. Уникальный визуальный ряд, обеспеченный компьютерной графикой, мультипликацией
и Зё-проекциями, органично сочетался с движениями сотен натренированных тел спортсменов, создающих различные сценические композиции.
Таким образом, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. эволюция массовых зрелищ проходила под воздействием активного развития новых аудиовизуальных технологий, в результате чего уход от синкретизма и активное стремление к синтезу стало основной тенденцией. Поэтому можно констатировать, что феномен мультимедиа, ставший основным творческо-технологическим методом создания современного массового зрелища, играет культуросозидающую роль в развитии жанра.
Примечания
1 Мультимедиа (англ. multimedia от лат. Multim - «много» и medium - «средо-
точие», «средство») - электронный носитель информации, включающий несколько ее видов: текст, изображение, анимацию и пр. См.: Ушаков Д.Н., Даль В.И. Большой энциклопедический словарь. М.: dicView, 2000.
2 См.: Арзаманян С.С. Некоторые аспекты влияния НТР на искусство: Автореф.
дис. ... канд. филос. наук. Тбилиси, 1982; Гершкович З.И. Техника в системе художественной культуры // НТР и развитие художественного творчества. Л.: Наука, 1980; Бореев Ю.В., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986; Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой коммуникации и репродуцированное искусство. М.: Искусство, 1981.
3 Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа - новый вид художественного творчества:
генезис, специфика, творческие принципы: Дис. ... докт. искусствоведения. М., 2004; Познин В.Ф. Аудиовизуальный продукт: технология плюс творчество. СПб.: СПбГУКиТ, 2006; Грановская О.В., Дуков Е.В., Иоскевич Я.Б. и др. Новые аудиовизуальные технологии: Учеб. пособие / Отв. ред. К.Э. Разлогов. М., 2005.
4 Динов В.Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. СПб.: Геликон Плюс,
2002. С. 19.
5 См.: Игнатов П.В. Эволюция средств художественной выразительности в творче-
стве звукорежиссера: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб.: СПбГУП, 2006.
6 См.: Севашко А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм. М.: Додэка XXI век;
МК-Пресс, 2007.
7 См.: Загуменнов А.П. Просто о сложном. Запись и редактирование звука. Му-
зыкальные эффекты. М.: НТ-Пресс, 2004; Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. М.: Аспект-Пресс, 2004; Родзишевский АЮ. Основы аналогового и цифрового звука. М.: Вильямс, 2006.
8 Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных
представлений. СПб.: Композитор, 2009. С. 38-43.
9 См.: Семенов Р.И. ETC Russia // URL: http://www.etc-russia.ru/equipment/ (дата обращения: 31.12.2010).
10 Шехтер Т.Е. Глобализация как тенденция развития современной культуры и художественного рынка // Международный художественный бизнес в контексте глобализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2007 г. СПб.: СПбГУП, 2007. С. 6.