Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ДОРОЖНАЯ КАРТА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди К. И.

Ускоряющийся научно-технический прогресс приводит к появлению и быстрому распространению новых информационных технологий в обществе - к так называемой цифровизации общества. Актуальность работы обусловлена быстрыми темпами развития мировой экономики. В таких условиях появляются новые требования к наращиванию темпов экономических показателей, которые напрямую зависят от информационной составляющей. В статье авторы рассматривают актуальные вопросы активизации инновационных процессов в национальной экономике Узбекистана в условиях цифровой экономики. На основе проведенных исследований были выявлены некоторые проблемы, автор предлагает некоторые элементы «дорожной карты» по дальнейшей активизации инновационных процессов в экономике Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ACTIVATION OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY

Accelerating scientific and technological progress leads to the emergence and rapid spread of new information technologies in society - the so-called digitalization of society. The relevance of the work is due to the rapid pace of development of the world economy. In such conditions, there are new requirements for increasing the pace of economic indicators, which directly depend on the information component. In the article, the authors consider topical issues of activation of innovative processes in the national economy of Uzbekistan in the digital economy. Based on the conducted research, some problems were identified, the author suggests some elements of the "roadmap" for further activation of innovative processes in the economy of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 378:371.4

Курпаяниди К.И., кандидат экономических наук

профессор

Ферганский политехнический институт член-корреспондент Международной академии теоретических и прикладных наук (США)

профессор

Российская академия естествознания

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Ускоряющийся научно-технический прогресс приводит к появлению и быстрому распространению новых информационных технологий в обществе - к так называемой цифровизации общества. Актуальность работы обусловлена быстрыми темпами развития мировой экономики. В таких условиях появляются новые требования к наращиванию темпов экономических показателей, которые напрямую зависят от информационной составляющей. В статье авторы рассматривают актуальные вопросы активизации инновационных процессов в национальной экономике Узбекистана в условиях цифровой экономики. На основе проведенных исследований были выявлены некоторые проблемы, автор предлагает некоторые элементы «дорожной карты» по дальнейшей активизации инновационных процессов в экономике Узбекистана.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, дорожная карта, научно-технический прогресс, цифровая экономика, национальная экономика Узбекистана.

Kurpayanidi K.I., Ph.D. in economics

professor

Russian academy of natural sciences Fergana polytechnic institute Uzbekistan, Fergana

Corresponding member of the International Academy of Theoretical &

Applied Sciences (USA) ORCID: 0000-0001-8354-1512

PROBLEMS OF ACTIVATION OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY

Abstract. Accelerating scientific and technological progress leads to the emergence and rapid spread of new information technologies in society - the so-

called digitalization of society. The relevance of the work is due to the rapid pace of development of the world economy. In such conditions, there are new requirements for increasing the pace of economic indicators, which directly depend on the information component. In the article, the authors consider topical issues of activation of innovative processes in the national economy of Uzbekistan in the digital economy. Based on the conducted research, some problems were identified, the author suggests some elements of the "roadmap" for further activation of innovative processes in the economy of Uzbekistan.

Keywords: innovation, innovation process, roadmap, scientific and technological progress, digital economy, national economy of Uzbekistan.

Введение

Существующие макроэкономические тенденции в сфере тотальной информатизации мировой экономики, изменение отраслевой структуры производства, а также экономические вызовы, выражающиеся в смене технологических укладов, требуют непрерывного пересмотра основных подходов к организации инновационной деятельности. Одним из фундаментальных факторов таких изменений является недавно возникший феномен цифровизации экономики, приобретающий все большее значение [1,2,3,4,5,6,7,8]. В условиях пандемии процессы цифровой трансформации в различных секторах экономики стремительно развивались и показали себя, что они являются необходимыми процессами в развитие любой отрасли экономики. Основные виды и типы цифровых услуг такие как, технологии блокчейн, криптовалюты и технологии ее обработки, электронные деньги, электронный бизнес и другие в основном направлены на повышение качество, оперативность и достоверность оказываемых информационных услуг на базе больших данных типа BigData. Кроме того, в цифровой экономике при обработке больших данных и на их основе принятие решения больше внимание уделяется на инновационные технологии с использованием современных методов интеллектуального анализа данных [9,10,11,12].

Современные изменения в мировой экономике обуславливают функционирование масштабных потоков данных, которые становятся основой формирования и развития цифровой экономики, способной полноценно и эффективно обеспечить производство, обработку, хранение, передачу, использование и защиту информации.

Разработанная под руководством Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, определила стратегию перехода экономики республики на инновационный путь развития. В условиях формирования цифровой экономики инновации играют все более определяющую роль в экономиках развитых стран. Предпринимательская деятельность, высоко рисковая и инновационная по своей сути, является ключевым аспектом в создании и

диффузии инноваций. Важным условием динамичного развития Республики Узбекистан является ускоренное внедрение современных инновационных и цифровых технологий в отрасли экономики, социальную и иные сферы с широким применением достижений науки и техники. В целях ускоренного развития страны на основе современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 21 сентября 2018 года № УП-5544 Юб утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы».

Анализ и результаты.

Наши исследования показали, что в республике всё ещё отсутствуют эффективные структуры технологического посредничества, элементы цифровой экономики, содействующие коммерциализации результатов инновационной деятельности, которые решали бы многие задачи инновационного развития отраслей. Наблюдается пассивность отечественных предприятий в использовании результатов научно -технической деятельности, следствием чего является их низкая инновационная активность. Все это требует определенных структурных изменений в управлении наукой и инновационной деятельностью в условиях формирования цифровой экономики. Инновационная активность хозяйствующих субъектов требует стимулирования с помощью введения гибкой системы налоговых льгот. Важность этого инструмента государственного регулирования признается во всех развитых странах мира, и каждая страна стремится найти свою оптимальную модель налогового стимулирования инновационной активности [13,14,15].

Вместе с тем, проведенный анализ показал недостаточную работу по инновационному развитию процессов модернизации, диверсификации, увеличению объемов производства и расширению товарной номенклатуры конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. В частности:

■ всё ещё невысокий уровень охвата населения высшим образованием;

■ ненадлежащее взаимодействие между министерствами и ведомствами, ответственными за развитие научной и инновационной деятельности, ненадлежащая координация деятельности научно-исследовательских учреждений и лабораторий;

■ низкий уровень обеспечения коммерциализации результатов науки;

■ отсутствие высококвалифицированных специалистов в сфере инновационного менеджмента, позволяющих активно продвигать и осуществлять трансфер технологий;

■ нехватка выделяемых бюджетных средств на НИОКР;

■ отсутствие механизмов стимулирования привлечения средств внебюджетных и частных фондов;

■ ненадлежащая защита результатов интеллектуальной деятельности, отсутствие квалифицированных специалистов в данной сфере;

■ низкий уровень внедрения инновационных технологий в сфере возобновляемых и альтернативных источников энергии, энергетической утилизации вторичных ресурсов;

■ неразвитость корпоративных отношений и принципов корпоративного управления, особенно в государственных компаниях.

Для решения вышеуказанных проблем необходима Дорожная карта инновационного развития страны. «Дорожная карта» инновационного развития Республики Узбекистан направлена на стимулирование и развитие инновационной деятельности на территории Республики Узбекистан [16,17,18]. По нашему мнению, целью Дорожной карты является создание условий для инновационного роста экономики Республики Узбекистан на основе концентрации в регионе знаний и компетенций в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, формирования передовых центров исследований, разработок и инноваций, создания благоприятной среды для развития инновационного предпринимательства, эффективной инновационной инфраструктуры Узбекистана [19,20].

Рассмотрим лишь некоторые составляющие элементы и направления Дорожной карты:

1) кадры и человеческий капитал. Создание возможностей для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала Узбекистана;

2) инфраструктура и среда. Создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности и лучшим мировым практикам;

3) взаимодействие и кооперация. Формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, развитие наукоемкого бизнеса;

4) управление и инвестиции. Содействие формированию эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечению повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок;

5) сотрудничество и интеграция. Международное научно-техническое сотрудничество и международная интеграция в области исследований и технологий.

Выводы и предложения. По нашему мнению, для эффективной реализации указанных направлений Дорожной карты в условиях цифровой экономики целесообразно:

■ интегрировать в инновационной деятельности усилий государства, отраслей экономики, крупных предприятий, частного бизнеса, банков, ученых и работников вузов;

■ сформировать сеть содействия продвижению результатов научно-технической деятельности в производство: технологические платформы, основывающиеся на партнерстве, ориентирующиеся на объединение усилий государства, науки и бизнеса при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития;

■ совершенствовать нормативно-правовую базу, а также активизировать меры экономической политики в сфере стимулирования участников инновационной деятельности;

■ провести системные реформы в улучшение подготовки профессиональных кадров для инновационной экономики, акцентировав внимание на региональном уровне национальной экономики;

■ формировать и реализовать крупных прорывных межотраслевых инновационных проектов;

■ активизировать финансирование инновационных разработок со стороны предприятий, с условием льготного налогообложения, а также привлечения банковских и частных инвестиций;

■ сформировать конкурентный национальный рынок, стимулирующий переход экономики на инновационный путь развития и эффективное использование ограниченных экономических ресурсов;

■ упростить схему и требования к получению банковского пакетного кредитования для активного стимулирования развития инновационных предприятий особенно в регионах;

■ разработать адекватную модель налогового стимулирования привлечения инновационных технологий в развитие национальных субъектов предпринимательства;

■ создать центры коллективного пользования уникальным научно -техническим оборудованием с использованием достижений цифровой экономики;

■ на основе использования результатов оценки эффективности предпринимательской среды, международных рейтингов активизировать производства с высокой конкурентоспособностью и экспорте наукоемкой и цифровой продукции;

■ внедрение передовых методов управления внедрением инноваций и элементов цифровой экономики на промышленных предприятиях, посредством ориентации на разумную интеграцию различных структур управления с отдельными структурными составляющими производственных структур предприятия, а также их элементами;

■ развить географию международного сотрудничества в сфере освоения инновационных технологий.

Использованные источники:

1. Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5544 от 21 сентября 2018 г., // Национальная база данных законодательства, 22.09.2018 г., № 06/18/5544/1951.

2. Трофимов, В. В., & Трофимова, Л. А. (2020). Основные тренды и условия активизации процессов цифровой трансформации. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, (5 (125)), 139-143.

3. Волкова, Ю. А. (2020). Особенности инновационной деятельности промышленных предприятий Республики Беларусь в условиях развития цифровой экономики. Вестник Гомельского государственного технического университета им. ПО Сухого, (2 (81)), 107-117.

4. Люлюченко, М. В. (2021). Формирование региональных инновационных экосистем в условиях цифровой трансформации экономики. In Экономика. Общество. Человек (pp. 23-33).

5. Основин, С., Мальцевич, Н., Основин, В., & Основина, Л. (2020). Формирование модели модернизации в условиях цифровой экономики. Аграрная экономика, (9), 34-41.

6. Кузьмина, Е. В., Шевченко, С. А., Кузьмина, М. И., Агиевич, Т. Г., & Москалев, Ю. А. (2021). Информационная политика как инструмент устойчивого регионального развития в условиях цифровой трансформации. Экономика и предпринимательство, (2), 350-353.

7. Kurpayanidi, K. (2021). National innovation system as a key factor in the sustainable development of the economy of Uzbekistan. E3S Web of Conferences, Doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125805026

8. Kurpayanidi, K. I. (2022). Scenarios of investment and innovation policy in the light of institutional transformation. ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (108), 1-11. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2022.04.108.!

9. Kurpayanidi, K.I., & Mihaylov, A.B. (2022). К вопросам подготовки конкурентоспособных кадров для сферы услуг в условиях цифровых изменений. "Oliy ta'lim muassasalarida raqobatbardosh kadrlar tayyorlashning zamonaviy integratsiyasini ta'minlash: muammolar va yechimlar", Uzbekistan, Konand.- Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6649327

10. Mamurov, D.E. and ets. (2022). Management of innovative activities of business entities in industry. Al-Ferganus, 200 p. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6475830

11. Margianti, E. S., Ikramov, M. A., Abdullaev, A. M., (2020). Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia.

12. Tsoy, D., Godinic, D., Tong, Q., Obrenovic, B., Khudaykulov, A., Kurpayanidi, K. (2022). Impact of Social Media, Extended Parallel Process Model (EPPM) on the Intention to Stay at Home during the COVID-19 Pandemic. Sustainability. 14(12):7192. Doi: https://doi.org/10.3390/su14127192

13. Tsoy, D., Tirasawasdichai, T. & ets. (2021). Role of Social Media in Shaping Public Risk Perception during COVID-19 Pandemic: A Theoretical Review. International Journal of Management Science and Business Administration, 7(2), 35-41. Doi: http://dx.doi.org/10.18775/ijmsba.1849-5664-5419.2014.72.1005

14. Курпаяниди, К.И. (2022). Вопросы разработки стратегии инвестиционной политики в условиях институциональной трансформации. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (3), 7-23. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6503328

15. Ястребов, А. П. (2022). Управление процессами развития цифровой экономики регионов. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, (1 (69)), 2.

16. Кокорев, А. С. (2019). Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием. Московский экономический журнал, (1), 252-259.

17. Головина, Т. А., & Белолипецкая, А. Е. (2020). Инновационные стратегии управления человеческим капиталом на основе цифровых технологий. Среднерусский вестник общественных наук, 15(6), 159-174.

18. Абрамов, А. К., Волкова, А. А., & Плотников, В. А. (2020). Инновационные подходы в экономическом образовании: необходимость внедрения и перспективы использования. Экономика и управление, 26(8), 879-885.

19. Устинова, Л. Н., Макаров, А. М., & Бритвина, В. В. (2022). Модель цифровой трансформации инновационной экосистемы на основе технологической платформы. n-Economy, 15(4), 110-122.

20. Богдан, Н. И., Астратова, Г. В., Михайлова, Н. С., Данилова, Е. В., Закирова, Э. Р., Яшева, Г. А.,... & Терзиев, В. К. (2020). Инновационное развитие экономики и права в контексте модели цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.