Научная статья на тему 'Проблемы активизации инновационных процессов в Республике Казахстан'

Проблемы активизации инновационных процессов в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КАЗАХСТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА / "НОВАЯ ЭКОНОМИКА" / ОТРАСЛИ / "NEW ECONOMY" / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / THE KAZAKHSTAN ECONOMY / BRANCHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошебаева Г. К.

В статье рассматриваются вопросы формирования национальной инновационной системы в Казахстане. Автор предлагает наиболее приемлемые направления взаимодействия государства и частного сектора по развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, новых технологий, наукоемких производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INNOVATION PROCESSES ACTIVATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

In the article are considering issues on forming of national innovation system in Kazakhstan. The author offers the most acceptable directions of interaction of public and private sector on development of scientifically fundamental and applied research, new technologies, science intensive production.

Текст научной работы на тему «Проблемы активизации инновационных процессов в Республике Казахстан»

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Кошебаева Г.К., доцент кафедры Экономической теории Карагандинского Государственного Технического Университета

В статье рассматриваются вопросы формирования национальной инновационной системы в Казахстане. Автор предлагает наиболее приемлемые направления взаимодействия государства и частного сектора по развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, новых технологий, наукоемких производств.

Ключевые слова: национальная инновационная система, казахстанская экономика, «новая экономика», отрасли.

PROBLEMS OF INNOVATION PROCESSES ACTIVATION IN THE REPUBLIC

OF KAZAKHSTAN

Koshebaeva G., The senior lecturer of Economic theory chair Karaganda State Technical University

In the article are considering issues on forming of national innovation system in Kazakhstan. The author offers the most acceptable directions of interaction of public and private sector on development of scientifically fundamental and applied research, new technologies, science intensive production.

Key words: national innovative system, the Kazakhstan economy, «new economy», branches.

Для того, чтобы наверстать отставание развития казахстанской экономики от стран-лидеров по уровню технологического развития, необходимо скорейшее развитие инновационных процессов на основе государственного регулирования данного сектора экономики страны. Это тем более важно, что в последнее время стал использоваться термин «новая экономика», которым характеризуют ту часть социально-экономической системы страны, которая соответствует пятому существующему и шестому формирующемуся технологическим укладам.

Появление термина «новая экономика» соответствует 90-м годам XX века, когда активное использование Интернет-технологий в развитых странах мира привело к появлению целого ряда компаний, которые на основе базовой отрасли - производстве сложной вычислительной техники - разрослись в комплекс отраслей, предприятия которого предоставляют услуги, реализуют продукцию через Интернет и т.д. «Новая экономика» традиционно представлена следующими отраслями [1]: производство компьютерной техники, компонентов и периферии; создание программных продуктов; телекоммуникации; мультимедиа; сервисное обслуживание; биотехнологии (для фармацевтики, пищевой промышленности, сельского хозяйства, охраны окружающей среды). Так, по оценочным данным, размеры «новой экономики» ряда стран таковы: в США число фирм, относимых к «новой экономике» составляет 1449 тыс., число занятых в них сотрудников - 23,3 млн. чел.; в Германии, соответственно, 602 тыс. и 7,8 млн. занятых; в целом по Азиатскому региону (новые индустриальные страны) - 719 тыс. фирм и 10,3 млн. сотрудников [2].

В Казахстане к данному сектору экономики может быть отнесена только одна отрасль - телекоммуникационная. Именно в этой отрасли наблюдается наиболее значительный рост (так, проникновение сотовой связи уже более 70%, количество пользователей Интернет-услуг также возрастает высокими темпами, а доля инвестиций по разным оценкам в этот сектор составляет около 1% от ВВП). Остальные отрасли в Казахстане либо представлены слабо, но постепенно развиваются (такие, например, как фармацевтическая отрасль, сервисное обслуживание компьютерной техники и создание программных продуктов), либо полностью отсутствуют (производство компьютерной техники).

В 80-е годы прошлого столетия стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний - обеспечивают основу устойчивого экономического роста, определяют границу между богатыми и бедными странами. Научно-технический прогресс меняет масштабы и структуру производства, оказывает существенное влияние на состояние всей мировой экономики. В 90-е годы прошлого столетия возросшие темпы научно-технических изменений, бурное развитие наукоемких производств и услуг дали новый импульс ускорению экономического роста в развитых странах. В мировом хозяйстве формировалась новая парадигма роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов, то есть формировалась национальная инновационная система (НИС).

НИС представляет совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, государственные лаборатории, технопарки, инкубаторы). В то же время национальная инновационная система, включает комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [3].

Анализ зарубежного опыта показывает, что ни в одной стране мира НИС не была сформирована рынком и частным сектором самостоятельно. Во всех странах для повышения конкурентоспособности национальной экономики государству пришлось взять на себя роль активного участника системы, что позволяет осуществлять координацию на государственном уровне. В ежегодном послании Президента Н.А. Назарбаева к народу «Новый Казахстан в новом мире» первой из основных задач нового этапа определена задача, не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом [4] .

Значительная роль государства в стимулировании инновационной деятельности подтверждается опытом развитых стран. Государственная поддержка нового сектора экономики в этих странах имеет финансовый характер. Основным инструментом такой помощи инновационным фирмам являются государственные заказы. Наряду с этим предоставляются льготы, выражаемые в упрошенной процедуре заключения контрактов, а также налоговые льготы для инновационных фирм и предприятий.

В развитых странах ведущее место занимают крупные корпорации в реализации радикальных инноваций, но и высока роль малого бизнеса на конечных стадиях инновационного цикла. В Казахстане главную роль в производстве выступает малый бизнес, который не обеспечивает развитие «ноу-хау». В мировой практике малый бизнес в виде венчурных фирм является важным фактором инновационного развития. В Казахстане такие фирмы отсутствуют, кроме того, высокие технологические прорывы осуществляются крупными ведущими предприятиями.

Программа «30 корпоративных лидеров» должна стать основой ускорения в создании высокотехнологичного производства в Казахстане. Крупные компании во всем мире превращаются в ТНК, которые определяют место страны на мировом рынке. «30 лидеров» в соответствии с программой, должны стать теми ТНК, которые позволят Казахстану завоевать в конкурентной борьбе ведущие позиции в мировом сообществе. Местные подразделения ТНК являются значительным рычагом для развития технологических возможностей и инновационной активности при правильном проведении государственной политики. Исследования показывают, что правильно выстроенная государственная политика в отношении ТНК оказывает значительное влияние на ассимиляцию ТНК в местной среде, что влечет за собой трансферт технологий, развитие среднего и малого бизнеса, работающего на уровне международных стандартов.

В развитых странах отмечается высокая инновационная активность, доминирование инноваций в высокотехнологичном секторе, сочетание продуктовых и процессных инноваций. В Казахстане в обрабатывающей промышленности более распространены продуктовые инновации, поскольку научная база обрабатывающей промышленности (машиностроение, легкая и пищевая промышленности) развита слабо. Ученые Казахстана имеют конкурентные технологические разработки для многих отраслей промышленности -горнометаллургического комплекса, нефтехимии, биотехнологии, в области ядерных и космических технологий. Это весьма значительный потенциал, и его использование должно стать одной из основных задач развития инновационной деятельности.

Интеграция фундаментальной науки, высшего образования и производства крайне необходима, но нужно учитывать, что каждый из этих субъектов является монопольным обладателем разнородных ресурсов:

- наука: крупный интеллектуальный потенциал, ориентированный на исследования с достаточно развитой материальной базой;

- вузы: студенты и профессорско-преподавательский состав, где целью является подготовка высококвалифицированных специалистов на основе совершенствования учебного процесса и научных исследований;

- производство: комплекс подразделений, их совокупность и взаимосвязь в процессе изготовления продукции.

Очевидно, полная увязка достаточно неоднородных целей невозможна при отсутствии интеграции. Наиболее реальными формами развития интеграции науки, высшего образования и производства могут быть:

1. Развитие вузовской науки и создание элитных вузов с углубленной подготовкой по расширенной программе.

2. Кластеры, технопарки, куда должны быть включены профильные вузы и НИИ, обеспечивающие разработку и внедрение новых технологий в производство. Как показывает опыт, наукоемкие технологии создаются в технопарках и кластерах, основой которых остаются ведущие университеты страны. Например, в США вокруг Калифорнийского, Массачусетского и Нью-Йоркского университетов создана сеть технопарков по коммерциализации научных исследований.

3. Важным фактором развития интеграции является определение источников финансирования. В Казахстане существует традиционное деление на фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальная наука во всем мире финансируется за счет государства на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных проектов и программ на основе грантов, субсидий и контрактной системы. Гранты и субсидии на основе заявок, поступающих от ученых и контрактные системы, выступающие платой за определенные, заранее оговоренные результаты, получение которых регулируется государством. В Казахстане из республиканских и местных бюджетов должны финансироваться республиканские научно-технические программы. Средства на развитие науки следует аккумулировать в различных фондах. В случае создания Фонда фундаментальных исследований и Фонда прикладных исследований они во взаимодействии с имеющимися институтами развития (Инновационный фонд, Банк развития) образуют стройную систему финансирования всех стадий инновационного цикла - от идеи до рыночного продукта. Могут быть созданы и другие крупные республиканские целевые фонды, например фонд исследований в области природы, средства которого могут расходоваться для финансирования малых и средних инновационных организаций [5] .

Однако государственную поддержку науки было бы неправильно сводить только к прямому выделению бюджетных средств в эту сферу. Важной задачей должно стать стимулирование спроса на научную продукцию. Импульс к развертыванию научных исследований должен исходить от крупных национальных компаний, иностранных инвесторов, которых государство должно побуждать, используя косвенные рычаги экономического регулирования.

Иностранные инвесторы не торопятся вкладывать средства в проекты технологичного характера. Необходимо признать, что отечественному инвестору невыгодно вкладывать деньги в реальный сектор. Опыт последних лет показал, что частные инвесторы не могут обеспечить долгосрочные вложения в экономику и, прежде всего, в новые технологически сложные отрасли промышленности. Частный бизнес до сих пор мало и неохотно участвует в стимулировании науки [6].

Что касается прикладных исследований, то главным принципом должно стать софинансирование. Как показывает опыт развитых стран, уровень благосостояния растет там, где принцип софи-нансирования исследований государственным и частным сектором развит в наибольшей степени. Наука востребована бизнесом, и бизнес финансирует большую часть расходов на исследования. Финансирование науки будет расти согласно планам Стратегии год от года, дело за повышением эффективности использования средств. Не случайно в «Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 гг.» указано, что устойчивый экономический рост требует развития «технологий прорыва», опережающих зарубежные аналоги на основе стимулирования науки и инноваций [7] .

4. Интеллектуальная собственность и защита ее прав. Причинами недостаточной связи науки с производством, слабой коммерциализацией научных разработок является отсутствие законодательства, позволяющего превращать интеллектуальную собственность ученых в капитал. Речь идет о методике расчета стоимости интеллектуальной собственности. Это серьезная проблема для научно-технического потенциала страны, так как конечный результат его деятельности принадлежит государству, которое финансировало проект. Другая проблема связана с долей интеллектуальной собственности в уставных капиталах. Следующей проблемой является капитализация интеллектуальной собственности. Частный сектор в большинстве представлен как акционерные общества, где важным условием является обязательность вклада в уставные капиталы, а вузы и НИИ являются государственными предприятиями и по закону не имеют права формировать уставные капиталы. Оптимальное решение этих проблем через внесение изменений в действующее законодательство, в котором следует закрепить возможность для научно-технического потенциала страны оценить свою интеллектуальную собственность и превращать ее в активы при формировании уставных капиталов. Это позволит НИИ и вузам входить с уставным капиталом в создаваемую в стране сеть технопарков и кластеров.

В Программе Правительства РК на 2006-2008 годы предусмотрены меры по совершенствованию патентной системы с внесением изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам интеллектуальной собственности, с учетом которых разработана Программа развития патентной системы страны на 2007-2011 годы. При этом должны быть учтены предложения казахстанских ученых и предпринимателей о включении в новый Патентный закон положений о материальном вознаграждении разработчиков инноваций, или об их участии в доле капитала новых венчурных фирм [8].

Для полноценной реализации указанных приоритетов государство должно выступать в роли инициатора этих отношений, так как именно оно ответственно за перераспределение ресурсов, направляемых на эти цели. Государственно-частное партнерство представляет собой многогранный экономический механизм развития социальной и экономической сфер, который реализуется в 5 формах:

- разнообразные контракты, которые государство предоставляет компаниям;

- арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности;

- соглашения о разделе продукции (в стране действует в сфере добычи полезных ископаемых);

- создание государственно-частных предприятий, степень зависимости которых от государства определяется долей участия государства в такой фирме;

- концессия.

Система механизмов взаимодействия государства и частного сектора экономики в Казахстане строится по следующим направлениям:

1. Предоставление льгот и преференций для частных компаний, вовлеченных в государственно-частное партнерство, исходит из необходимости привлечения максимально широкого круга участников из числа частных организаций. В рамках данного механизма взаимодействие государства и компаний основано на предоставлении широкого круга налоговых и неналоговых льгот, среди которых основными являются:

- отсрочки в уплате налогов;

- сокращение ставок налогов;

- предоставление льготных государственных кредитов на возвратной основе;

- обеспечение софинансирования (например, на основе концессий) части проекта с дальнейшим пропорциональным или непропорциональным разделением дохода;

- выделение земельных участков из государственного фонда под строительство коммерчески ориентированных зданий с «социальной нагрузкой», т.е. обязательством предусмотреть в проекте тот или иной социально ориентированный объект.

Для Казахстана и его регионов неприемлемыми являются скидки и отсрочки в уплате налогов, так как отечественное налоговое законодательство не допускает варьирования ставок налогов в зависимости от решения местных представительных органов власти. Это связано с унитарным государственным устройством и принципом выравнивания инвестиционного климата во всех регионах. В то же время остальные меры могут применяться в зависимости от решения маслихатов и территориальных управлений коммунальной собственностью. Возможно введение скидок с таких небольших по совокупной доле налогов, как земельный и имущественный, которые поступают в региональный бюджет и могут быть использованы в качестве регуляторов.

Но наиболее перспективным представляется использование концессий. Общеэкономический эффект от реализации концессионных соглашений складывается в результате целого ряда преимуществ партнерства, к которым относятся: снижение нагрузки на государственный бюджет, стимулирование внутренних частных инвестиций, повышение эффективности управления объектами, их эксплуатации, применение новых технологий. Например, для различных сфер инфраструктуры применяют разные подходы к концессионным соглашениям. Так, для строительства туннелей и мостов, водопроводов и канализации целесообразно использование системы ВООТ (от англ. Build- Own-Operate- Transfer - Строительство-Владение-Управление-Передача), а для ввода в действие объектов образования и здравоохранения целесообразно применять контрактную форму и механизм лизинга.

Использование концессионных соглашений в отношениях между государством и частным сектором в конечном итоге должно привести к увеличению числа объектов социальной инфраструктуры, росту обеспеченности социальными услугами и их большей доступности.

2. Механизм государственных закупок ориентирован в первую очередь на обеспечение потребности государственных органов власти в необходимых им товарах и услугах. Этот механизм также подразумевает обеспечение конкурентной борьбы между поставщиками за государственный заказ с целью обеспечения высокого качества товаров и услуг. Также в рамках этого механизма может быть реализована передача части функций государства по предоставлению социальных услуг с целью снизить долю прямого участия государства в общественном секторе на основе экономии от содержания специальных учреждений, сокращения штата государственных служащих и т.д.

В настоящий момент в Республике Казахстан и ее регионах в основном реализована только первая составляющая механизма государственного заказа, что выражается в проведение конкурсов на закупку товаров и услуг, в то время как вторая часть механизма не задействована полностью. Полностью эта система работает только в сфере высшего образования, где государство не только является собственником ряда учебных заведений и осуществляет государственный заказ на закупку необходимых для их функционирования товаров и услуг, но также финансирует любое учреждение, в котором обучается гражданин, получивший государственный грант на высшее образование в размере этого гранта.

3. Реализация принципа прозрачности системы государственных закупок находит выражение в механизме организации открытых конкурсов по закупкам товаров, работ и услуг, требуемых государству и его органам. В рамках этого механизма собираются письменные предложения всех потенциальных поставщиков товаров и услуг, среди которых и выбирается победитель (победители) конкурса, о чем уведомляют всех приславших свои заявки. В целом, в настоящий момент, данный механизм уже в достаточной степени отлажен и функционирует, однако он не лишен недостатков. Так, процедура привлечения поставщиков длительна, оформление конкурсных заявок связано с достаточно высокими издержками, временной лаг между объявлением конкурса и объявлением его результатом чрезвычайно велик (до 2 месяцев).

К числу новых явлений в организации контрактов в последние годы относится внедрение электронной торговли товарами и услу-

гами. Создан и быстро прогрессирует электронный рынок в Интернете: его возможности используются ведомствами для организации тендеров, размещения объявлений о потребностях, условиях контрактов и т.п., а поставщики товаров и услуг выступают со своими заявками и предложениями.

Поскольку в Казахстане уже получила развития концепция электронного правительства, то организация электронной системы государственных закупок в режиме on-line может в значительной степени повысить ее эффективность и прозрачность. Показателен опыт ТОО «Корпорация Казахмыс», которая уже ввела систему электронных торгов для потенциальных поставщиков, в рамках которой имеется возможность не только отправлять предложение, но также видеть потенциального победителя конкурса.

4. Для полноценного функционирования системы государственных закупок необходим четкий механизм контроля результатов в виде методики оценки деятельности поставщика-победителя конкурса. В настоящий момент ключевым критерием согласно Закону РК «О государственных закупках» является цена, предложенная потенциальными поставщиками: конкурс выигрывает предложение, содержащее наименьшую цену оказания услуг и поставки товаров. Если это абсолютно приемлемо для закупки стандартных товаров, то для сложных, комплексных услуг такой подход не всегда оправдан. Это связано с тем, что зачастую поставляемые товар или услуга заключает в себе не только измеряемые количества товаров, потребленных в процессе ее оказания, но также и трудноизмеряемые составляющие (например, качество услуги, преимущества в квалификации потенциального поставщика). Все это требует взвешенного подхода администраторов программ при определении критериев оценки сложных товаров и услуг, оказываемых по государственному заказу. При этом большинство зарубежных экспертов склоняются к мнению, что приоритет должен отдаваться качественным параметрам.

Кроме того, необходимо учитывать и общественный контроль над государственным заказом, в рамках которого достигается полноправное участие пользователей социальных услуг, предоставляемых частными организациями. В частности, общепринята практика систематических опросов населения относительно самых разных аспектов работы учреждений и организаций. По результатам опроса администратором программ может быть принято решение о расторжении договора на оказание тех или иных услуг или, наоборот, о его продлении, если качество оказываемых услуг высоко, а цена не является высокой.

Литература:

1. Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. - Москва, 2003. - 210с.

2. Кенжегузин М.Б., Днишев Ф.М., Альжанова Ф.Г. Наука и инновации в рыночной экономике: мировой опыт и Казахстан. -Алматы: ИЭ МОН РК, 2005. - 190с

3. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. - 2001. - № 7. - С 59-71

4. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире: Послание Президента народу Казахстана // Вечерний Алматы. - 2007. - 28 февраля

5. Кенжегузин М.Б., Днишев Ф.М., Альжанова Ф.Г. Наука и инновации в рыночной экономике: мировой опыт и Казахстан. -Алматы: ИЭ МОН РК, 2005. - 256 с

6. Муканов Д. Металлургия Казахстана: состояние, инновационный потенциал, тренд развития. - Алматы, 2005. - 290 с

7. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 гг. // Казахст. правда. - 2006. - 18 ноября

8. Барлыбаева Н.А. Национальная инновационная система Казахстана: перспективы и механизм развития. - Алматы, 2006. - 199 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.