Соииально-психопогические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
ПРОБЛЕМЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
В. Л. Цветков, Р. В. Вольнов
В статье рассматриваются моделирование, его методологические задачи в рамках акмеологического обеспечения информационно-психологической защиты личности, ак-меологические принципы рассмотрения указанной научной проблемы с точки зрения системного рассмотрения. Приводятся понятие акмеологического обеспечения, его особенности, системно-функциональная модель акмеологического обеспечения информационно-психологической безопасности личности.
Ключевые слова: акмеологическое обеспечение, информационно-психологическая безопасность, системно-функциональная модель, акмеологические принципы.
Анализ научной литературы по проблемам построения моделей показывает, что все наши научные представления о природе, обществе и технике, наши знания о самих себе, мышлении и его закономерностях носят модельный характер.
Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) в научной литературе, как правило, понимают такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) используется вместо объекта-оригинала, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты. Процесс построения и использования модели называется моделированием. При этом в основе моделирования лежит процесс построения идеального образа, содержащего существенную для решаемой субъектом задачи информацию о свойствах и характеристиках объекта-оригинала.
Использование в научной практике выверенных процедур моделирования нацелено на решение следующих методологических задач: 1) выявление структуры изучаемого объекта исследования; 2) исследование законов формирования, развития и бытия изучаемого объекта исследования; 3) управление объектом или процессом через определение наиболее успешных алгоритмов при заданных целях и критериях; 4) прогнозирование прямых и косвенных последствий реализации заданных средств, способов, методов, приемов в рамках определенных форм воздействия на объект; 5) оптимизирование процедуры управления изучаемым объектом исследования.
В соответствии с функциональными признаками и реализуемыми целями используемые в исследовании
содержательные модели могут быть описательными, объяснительными и прогностическими, поскольку в них приводится описание объекта моделирования и они отвечают на вопрос относительно причинно-следственных связей. В то же время предлагаемые модели предполагают возможное будущее состояние и развитие объекта моделирования.
Сама процедура моделирования имеет концептуальную направленность, так как в ней используются категории, понятийно-терминологический аппарат, система теорий, законы, закономерности, отражающие предметные области знаний, занимающихся изучением объекта моделирования.
По этой причине в моделировании принято выделять логико-семантические, структурно-функциональные и причинно-следственные модели. Логико-семантическая модель состоит в описании объекта в терминах и категориях соответствующих предметных областей знаний, отражающих непротиворечивые утверждения и факты. Анализ таких моделей осуществляется средствами логики с привлечением знаний, накопленных в соответствующих предметных областях.
Процедура построения структурно-функциональных моделей предполагает рассмотрение объекта как целостной системы, которую разделяют на отдельные элементы или подсистемы. Части системы связываются структурными отношениями, описывающими подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач. Для представления подобных моделей удобны различного рода схемы, карты и диаграммы.
Как правило, причинно-следственные модели исследователи используют для объяснения и прогнозирования поведения объекта. Данные модели ориентированы в основном на описание динамики исследуемых процессов, при этом время далеко не всегда учитывается в явном виде.
В качестве важнейших акмеологических принципов системного рассмотрения сложных социальных явлений исследователи отмечают следующие.
1. Разрабатываемое явление может быть изучено только тогда, когда оно допускает рассмотрение его в виде некоторой системы, состоящей из отдельных частей. Этот принцип означает необходимость рассмотрения всех взаимосвязей исследуемых явлений.
2. Важным свойством всякой системы является ее структура, т. е. характер взаимосвязей между элементами. Знание структуры существенно облегчает изучение системы и управление ею.
3. Структура системы, т. е. характер взаимосвязей ее элементов, может упростить представление о системе, оптимизировать ее управление.
4. Сложность системы, представляющей данный объект с необходимой исследователю точностью, отражает сложность объектов внешнего мира.
5. Управляющая (активная) и управляемая (пассивная) подсистемы являются важнейшими подсистемами любой гомеостатической системы, информационный обмен которых между собой и взаимодействие с внешней средой определяют функционирование системы.
6. Управление (или познание) сложной системы не будет эффективным, если управляющая (или познающая) система имеет недостаточную собственную сложность (закон необходимого разнообразия).
Ряд исследователей, в частности А. А. Деркач и
А. С. Гусева [1-4], О. В. Москаленко [5] считают, что обращение к модели позволяет в наглядной форме не только представить акмеологический образ исследуемого явления, но и изучить его внутренние отношения, свойства, принципы строения и описать как единую систему.
Разработка структурно-функциональной акмеоло-гической модели развития информационно-психологической самозащиты личности с учетом особенностей копинг-поведения состоит в организации процедуры, в рамках которой воспроизводятся свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение о внедрении в широкую практику. Формирование этой модели, по нашему мнению, учитывает три аспекта развития: социальный, личностный и деятельностный.
При этом следует отметить, что модель рассматривается как некая идеальная система, имитирующая структуру, функции социального комплекса «общество - личность - деятельность» и в то же время технологически интерпретирующая объекты социальной, психической, технологической реальности.
Процедура создания структурно-функциональной акмеологической модели развития информационно-психологической самозащиты личности с учетом особенностей копинг-поведения конкретизируется при выявлении роли акмеологических знаний и интегративно-технологического подхода в ее разработке, выявлении сущности, специфики и структуры акмеологических технологий.
Полученные и проанализированные данные позволяют обосновать один из подходов акмеологического обеспечения информационно-психологической защиты личности.
Под особенностями акмеологического обеспечения мы понимаем придание свойств надежности, неуклонности осуществления определенных мероприятий процессу достижения поставленных целей путем создания необходимых и достаточных условий для этого.
Предикат «акмеологическое», употребляемый применительно к обеспечению, означает, что предмет воздействия имеет психологическую природу и что для его изменения применяются психологические средства.
На теоретическом этапе логико-семантическому анализу подверглись составляющие таких видов обеспечения, как психогигиена, психодиагностика, психокор-
рекция, психопрофилактика, психотерапия, психологическая адаптация и реадаптация, психологическая подготовка, психологическая помощь, психологическое влияние, психологический отбор, психологическое воздействие, психологическое консультирование, психологическое развитие и др.
Сравнение, группирование и классификация перечисленных видов деятельности позволили выделить и четко обозначить:
- объект воздействия в рамках акмеологического обеспечения как систему «информационное воздействие - личность»;
- предмет воздействия: личность и окружающая среда;
- цель воздействия: защиту личности от манипулирования с помощью информации;
- средства и способы воздействия: частные технологии акмеологического обеспечения информационно-психологической самозащиты личности, где мы учитывали ставший классическим подход А. А. Деркача,
В. Г. Зазыкина о том, что акмеологическое воздействие -это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или группы. Акмеологическое воздействие в методологическом отношении рассматривается как самостоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание.
Построенная модель включает модули, при разработке которых использовался зарубежный опыт подготовки кадров, а также практика научных школ А. А. Деркача и О. В. Москаленко. Она состоит из трех модулей.
Первый - акмеологическое проектирование (вход), включающий: конструирование модели поведения сотрудника, в том числе профессиональная психологическая подготовка, содержание деятельности, формы организации и методики; прогнозирование условий акмеологического воздействия и состояния объекта (личность, социально-психологические условия).
Второй - коррекция (психолого-акмеологическая помощь), состоящая из видов помощи (психологическая поддержка; акмеологическое воздействие; психологические коррекция, развитие и помощь), а также то, что подвергается непосредственно коррекции - копинг-стра-тегии личности, Я-концепция, личностно-средовые ресурсы, межличностные отношения, окружающая среда.
Третий - прогнозирование и коррекция (выход). В него непосредственно входит то, что мы изучаем после определенной работы с личностью - информационно-психологическую самозащиту. В частности, при этом осуществляются психодиагностические мероприятия и психологический мониторинг, в ходе чего анализируются предпочитаемые стратегии поведения сотрудников при информационном воздействии. При необходимости вносятся коррективы в весь процесс.
Научная обоснованность данной модели представляется нам в наличии четкой цели ее создания и функционирования, т. е. развитии регулятивной компетентности субъектов правоприменительной деятельности.
Сформулируем особенности акмеологического обеспечения на основе проведенного анализа.
1. Акмеологическое обеспечение представляет собой технологическую систему, предназначенную для формирования, сохранения и восстановления адаптивного поведения личности.
2. Оно имеет выраженные особенности в содержании научного и практического компонентов. Научный компонент включает теоретический и прикладной аспекты. Теоретический аспект проявляется в научном исследовании акмеологических закономерностей, условий и предпосылок успешного функционирования информационно-психологической самозащиты личности. Основным ее субъектом является личность. Прикладной аспект состоит в учете определенных закономерностей. Практический компонент заключается в реализации технологий акмеологического обеспечения информационно-психологической самозащиты личности.
В рамках обозначенного подхода соединяются элементы теоретической, прикладной и практической работы, реализующиеся в исследовательской, нормотворческой, консультативной и коррекционной функциях. Исследовательская функция проявляется в постоянном прогнозировании и изучении акмеологических условий информационно-психологической безопасности личности. Нормативная функция состоит в выработке ориентировочных норм поведения личности. Консультативная функция нацеливается на расширение акмеологических возможностей личности в повседневной жизни и деятельности. Коррекционная функция заключается в осуществлении практических мер по формированию и поддержанию поведения в пределах социальных норм, восстановлению его утраченных или нарушенных элементов.
3. Задачи акмеологического обеспечения состоят в решении психологических проблем, порождаемых информационным воздействием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусева А. С. Гуманитарные технологии профессиональной деятельности государственных служащих // Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала: мат-лы межка-федр. науч.-практ. конф. М., 1998.
2. Гусева А. С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности. М., 2000.
3. Деркач А. А., Зазыкин. В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., 1998.
4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб., 2003.
5. Москаленко О. В. Психология профессиональной карьеры. М., 2005.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКАМИ ГИБДД
Ю. В. Юринова
В статье проводится социально-психологический анализ реализации властных полномочий сотрудниками ГИБДД, причин и факторов, влияющих на их применение.
Ключевые слова: властные полномочия, реализация, должностное лицо, деятельность сотрудников, исследование, злоупотребление.
Деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) уделяется пристальное внимание как со стороны Министерства внутренних дел, так и со стороны граждан, о чем свидетельствует количество принимаемых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность данной службы, внесение в них изменений и дополнений, а также множество публикаций и выступлений в средствах массовой информации. Это связано со всеобщей включенностью граждан в повседневный процесс дорожного движения. В современных условиях жизни в обществе гражданин, выходя на улицу, выступает в качестве водителя, пешехода или пассажира транспортного средства, т. е. является участником дорожного движения.
Сотрудники ГИБДД в соответствии с законодательством [1] исполняют государственную функцию по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. И прежде всего эта обязанность возложена на самое многочисленное структурное подразделение ГИБДД - дорожно-патрульную службу (ДПС).
Для эффективного исполнения обозначенной государственной функции сотрудники Госавтоинспекции наделены широким кругом властных полномочий. С точки зрения права властное полномочие есть обеспеченное законом ориентирующее требование уполномоченного субъекта определенного поведения и действий, обращенное к физическим и юридическим лицам [5, с. 139].
Реализация властных полномочий сотрудниками ГИБДД по своей сути является одним из видов правоприменительной деятельности, т. е. носит профессиональный характер по целям и качеству выполняемых действий и правовой характер - по своей сущности. Применение права выполняет посредническую роль между правовыми нормами и их основными адресатами (физическими и юридическими лицами), а сам инспектор ДПС выступает в качестве правоприменителя. Но было бы большим упрощением сводить реализацию властных полномочий сотрудником Госавтоинспекции к рассмотрению ее по схеме: норма закона - фактические обстоятельства правонарушения - реакция инспектора.
Реализация властных полномочий должностным лицом относится к сфере общественных отношений. Специфика их заключается в том, что люди не только находятся при этом во взаимоотношениях человека с человеком, они относятся друг к другу как представители определенных общественных групп (классов, профессий и т. п.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Сказанное означает, что общественные отношения носят безличностный характер; их сущность заключается во взаимодействии не конкретных личностей, но, скорее, конкретных социальных ролей.
Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельности и поведения каждого конкретного ее носи-