Научная статья на тему 'Проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения техникума'

Проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТЕХНИКУМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ADAPTATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF TECHNICAL SCHOOL / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Ирина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы адаптации первокурсников техникума к новым условиям обучения, отличным от условий школьной среды. Предлагается модель адаптации первокурсников к обучению в техникуме. Указываются способы оптимальной реализации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корякина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF FIRST-YEAR STUDENTS'' ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF TECHNICAL COLLEGE

The article discusses the questions of first-year technical college students' adaptation to new conditions of training different from the school environment. The author suggests a model of first-year students' adaptation to study in the college. The modes of effective implementation of the process are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения техникума»

УДК 377.5

Корякина Ирина Викторовна

Koryakina Irina Viktorovna

кандидат педагогических наук,

декан факультета СПО

Приморского института

железнодорожного транспорта -

филиала Дальневосточного государственного

университета путей сообщения в г. Уссурийске

PhD in Education Science, Dean of Secondary Vocational Education Department, Primorye Institute of Railway Transport, branch of Far Eastern State Transport University

in Ussuriisk

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКУМА

THE PROBLEMS OF FIRST-YEAR STUDENTS' ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF TECHNICAL COLLEGE

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются вопросы адаптации первокурсников техникума к новым условиям обучения, отличным от условий школьной среды. Предлагается модель адаптации первокурсников к обучению в техникуме. Указываются способы оптимальной реализации этого процесса.

The article discusses the questions of first-year technical college students' adaptation to new conditions of training different from the school environment. The author suggests a model of first-year students' adaptation to study in the college. The modes of effective implementation of the process are considered.

Ключевые слова:

адаптация, образовательная среда техникума, образовательный процесс, профессиональная среда.

Keywords:

adaptation, educational environment of technical school, educational process, professional environment.

Поступление в техникум является для вчерашнего школьника началом периода жизни в новой для него социальной и образовательной роли - роли студента. Эта роль через приобщение к незнакомой образовательной и профессиональной культуре предполагает включение в непривычную образовательную среду, незнакомую систему профессионально-личностных взаимоотношений, учебную деятельность, в которой наряду с усвоением теоретических знаний происходит формирование профессионально ориентированных умений и практического опыта молодого человека. Одновременно с изменением своего образовательного статуса первокурсник принимает ответственность за проектирование своего дальнейшего жизненного пути, социального статуса, построение карьеры, так как впервые он самостоятельно влияет на формирование среды своего развития в личном и профессиональном направлении [1].

Особенностью образовательной среды техникума является ее профессиональная направленность. Наряду с общеобразовательными дисциплинами в учебном процессе присутствуют дисциплины профессионального цикла и практическое обучение на предприятиях. Успешная адаптация первокурсника является залогом его успешной образовательной деятельности как в теоретическом обучении, так и на практическом производстве.

Основной задачей педагогического коллектива техникума при взаимодействии с первокурсниками является выработка стратегии их адаптации к особенностям условий обучения. На рисунке 1 показано, что эта адаптация должна происходить в двух взаимосвязанных направлениях: адаптация к особенностям образовательной среды техникума и адаптация к профессиональной среде.

В процессе адаптации к требованиям образовательного процесса в техникуме первокурсник должен осознать свою новую личностную роль. Ему необходимо научиться анализировать новые образовательные и профессионально ориентированные ситуации, сформировать представление об особенностях и потребностях профессионального сообщества.

В процессе обучения в техникуме первокурсник должен научиться выстраивать стратегию поведения, направленную на достижение оптимальных профессионально значимых целей. В этом направлении адаптация студентов к требованиям образовательной среды техникума является начальным этапом профессиональной адаптации: ознакомление с особенностями профессии, требованиями профессионального сообщества, профессиональной деятельностью и условиями ее реализации, коллективом, спецификой профессиональной деятельности.

Мы разделяем точку зрения Н.К. Сергеева и Н.М. Борытко, которые в своих исследованиях рассматривали адаптацию в качестве основного критерия взаимоотношения личности с образовательной средой и подразделяли процесс адаптации на три стадии [2]. Применительно к условиям образовательной среды техникума эти стадии можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 2.

Рисунок 1 - Виды адаптации первокурсников

Рисунок 2 - Стадии адаптации первокурсников

Для создания условий успешной адаптации первокурсников к образовательному процессу техникума нами выявлены наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год обучения, и причины их возникновения.

За годы обучения в школе у будущего первокурсника сформировались принципы общения в учебном коллективе и выработалась определенная линия поведения в отношениях с одноклассниками и преподавателями. В техникуме у первокурсника появляются новый коллектив однокурсников и новые преподаватели, поэтому прежние стратегии общения претерпевают значительные изменения, формируются новые формы межличностных коммуникаций.

В процессе адаптации первокурсника к условиям и требованиям образовательной среды техникума закладываются основы в области новых форм и методов обучения. Затруднения на данном этапе адаптации могут быть следствием различия в методах и формах преподавания в средней школе и в техникуме. В это же время формируются профессионально ориентированные контакты, направленные на получение профессионально ориентированных знаний, влияющие на формирование новых учебных и профессиональных умений, необходимых в профессиональной деятельности.

Успешность адаптации на данном этапе зачастую достигается за счет изменения подходов со стороны студента к учебной деятельности, развития навыков самообучения, высокого самоконтроля, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них.

Кроме того, адаптация студентов к профессионально ориентированной образовательной деятельности направлена на принятие статуса будущего профессионала, на овладение системой профессиональных ценностей, достижение профессиональной направленности личности. В этот период первокурсник сопоставляет собственные качества и способности с реалиями будущей профессии и образом специалиста - профессионала; соотносит оценки своих возможностей с ожиданиями и целями реализации себя в профессиональной сфере [3].

На рисунке 3 представлена модель адаптации первокурсников к условиям обучения в техникуме, которая позволяет успешно реализовывать этот процесс.

Рисунок 3 - Модель адаптации первокурсников к среде техникума

Адаптация первокурсников в таких сферах, как образовательная деятельность, межличностные отношения и профессиональное становление, протекает успешно, если образовательная среда техникума способствует удовлетворению потребностей студентов в социальном и профессиональном самоопределении, социальной и педагогической поддержке, помогает установлению личных достижений студентов.

Ссылки:

1. Карпова Е.В. Оптимизация учебной деятельности первокурсников : учеб. пособие. Ярославль, 1990. 84 с.

2. Борытко Н.М. Воспитание в контексте культуры // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : в 3 ч. / под. ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Вып. 5. Ч. 3. Волгоград, 2001. С. 20.

3. Корякина И.В. Адаптация студентов к условиям образовательной среды // Педагогическое образование и наука : науч.-метод. журн. 2011. № 7 (6/9).

References:

1. Karpova, EV 1990, Optimization of educational activity freshmen: manual, Yaroslavl, p. 84.

2. Borytko, NM 2001, 'Education in the context of culture', Pedagogical problems of formation of subjectivity pupils, students, teachers in continuing education: in 3 parts, vol. 5, part 3, Volgograd, p. 20.

3. Koryakina, IV 2011, 'Adaptation of students to the conditions of the educational environment', Teacher Education and Science: scientific method journal, no. 7 (6/9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.