3. Комалова Л.Р. Лингвистический аспект конфликтологической компетентности: дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 378 с.
4. Кусов Г.В. Оскорбление как лингвокультурный концепт // автореферат дис. канд. наук. Волгоград, 2014.
5. Речевая агрессия в современной культуре / Воронцова Т.А. / Челябинск, 2015.
6. Речевая агрессия в современной культуре / Седов К.Ф. / Челябинск, 2015.
7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М., 2013.
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К СОЦИУМУ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Яшенева А.С.
Яшенева Алина Сергеевна - бакалавр, направление: юриспруденция, Первый московский юридический институт, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются особенности адаптации личности к социуму в разном возрасте. Процесс адаптации - это долгий и сложный процесс. Противоречия современного общества порождают множество проблем, которые подчас требуют неотложного решения.
Ключевые слова: социум, адаптация личности, возраст.
Актуальность исследования. В современном мире адаптация в социуме играет огромную роль. Но, в свою очередь, появляются разные проблемы в процессе адаптации личности в той или иной среде. Поэтому, сегодня данная проблема занимает очень важное место [1].
Успешность социализации обеспечивается активно преобразующей, творческой позицией человека (В.С. Барулин, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан). Несостоявшаяся социализация и социальная адаптация неизбежно оборачиваются социальной дезадаптацией, что является источником девиантности (М.И. Еникеев, А.А. Реан) [3].
В развернутом виде социализация личности означает осознание человеком (гражданином) своей социальной роли, места в социальной структуре общества, выработку самосознания представителя определенных социальных групп, активное включение в социальные отношения, наполнение их личностным содержанием.
Среди проблем, требующих конкретного изучения, М.Ф. Наумова выделяет различные формы адаптации, которые формируются при совпадении/несовпадении целей и ценностных ориентаций индивида с целями организации [4]:
а) радикальную адаптацию — самореализацию через изменение личностью социума;
б) гиперадаптацию — приспособление личности посредством сверхдостижений;
в) согласованную адаптацию — самореализацию личности в социальной среде посредством интериоризации социальных норм;
г) конформистскую адаптацию — приспособление за счет подавления индивидуальности;
д) отклоняющуюся адаптацию — самореализацию посредством нарушения существующих социальных норм.
Во всем этом огромную роль играет возраст. Так, как адаптация в разные возрасты происходит по-разному [2].
Адаптация в детском саду - это достаточно сложный процесс в жизни человека. Когда ребенок адаптируется в детском саду, тогда ему легче адаптироваться в школе. А если ребенок не посещал детский сад, тогда ему очень сложно адаптироваться в первом классе [4].
Еще одна очень важная ступень адаптации в социуме - это адаптации в высшем учебном заведении. С первого взгляда может показаться, что адаптация в университете не сложная. Но это не так. Подросток очень тяжело переносит перемены и каждому первокурснику нужно время, чтобы адаптироваться к новым условия жизни в социуме.
Изучая социальную адаптацию с позиций взаимоотношений личности и группы, А.А. Налчаджян отмечает, что изучаемый процесс характеризуется продуктивной ведущей деятельностью без длительных внутренних и внешних конфликтов. При этом происходит удовлетворение социогенных потребностей личности, она идет навстречу ролевым ожиданиям, предъявляемым референтной группой, способна проявлять творческие способности и переживает состояние самоутверждения [6].
В качестве способов адаптивного поведения А. А. Налчаджян выделяет:
а) умение конструктивно решать конфликтные и напряженные ситуации;
б) способность отвечать за свои поступки. Ученый делит адаптированность/дезадаптированность на следующие виды в зависимости от временных параметров: временную ситуативную, устойчивую ситуативную и общую устойчивую.
Причины нарушения социальной адаптации нашли свое отражение в научных трудах Г.М. Андреевой, С.В. Быкова и Л.М. Семенюк. Дезадаптация ребенка может возникнуть по вине семьи [9]. Во-первых, родители вербально и невербально утверждают осуждаемые обществом образцы поведения (тунеядство, алкоголизм, жестокость и т. д.). Во-вторых, родители вербально придерживаются общественно одобряемых форм поведения, но сами совершают поступки, которые не соответствуют экспектациям общества. В этих случаях у детей формируются лицемерие и ханжество, в целом аморальные установки, которые впоследствии могут послужить значительным стимулом в развитии отклонений в поведении. В-третьих, родители вербально и невербально придерживаются нормативных форм и образцов поведения, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка. Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками в значительной степени затрудняет нормальный процесс социальной адаптации ребенка. В-четвертых, родители применяют жесткие методы воспитания, основанные на принуждении, насилии, унижении личности [7].
Основные проблемы социальной адаптации определяются сегодня тем, что наше общество продолжает находиться на ответственном этапе структурной перестройки экономики. Экономические реформы затягиваются, что приводит к необходимости и неизбежности их резкого убыстрения нередко в неблагоприятной экономической ситуации [10]. Это ведет к резкому ослаблению управляемости социально-экономических процессов. Годы реформ, проводимых в нашей стране, привели к поляризации отношений к экономическим преобразованиям.
С одной стороны, большинство людей в современной России понимает необходимость и значимость рыночной экономики, стремится адаптироваться к требованиям рынка, с другой - нарастает напряжение в социально-психологической связке «эффективное предпринимательство - эффективный наемный труд» [11].
Так как экономическая стабильность и устойчивый экономический рост связаны с отношением людей к радикальным экономическим преобразованиям, прогноз гармонизации отношений личности и общества в экономической сфере должен включать хотя бы предварительные оценки влияния различных форм социальной адаптации на рассматриваемые изменения [8].
Список литературы
1. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека / А. Адлер. М.: Акад. проект,
2011. 253 с.
2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных
отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. М., 2010. 336 с.
4. Быков С.В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков / С.В. Быков. Тольятти, 2003.
5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2011. 576 с.
6. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. М.: Академия, 2003. 352 с.
7. Кричевский Р.Д. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р.Д. Кричевский, Е.М. Дубовская. М.: Аспект Пресс, 2009.
8. ЛебЖ. Организм как целое / Ж. Леб. М., 1926.
9. Наумова М.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Ж.Ф. Наумова. 2-е изд. М., 2006.
10. Петровская Л.А. Общение — компетентность — тренинг: избр. тр. / Л.А. Петровская. М.: Смысл, 2007.
11. Семенюк Л.М.Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. М., 2000.
12. УиткинД. Защити себя от стресса / Д. Уиткин. М., 2009.
ПОСЛЕДСТВИЯ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ ДЛЯ СЕМЬИ, СУПРУГОВ, ДЕТЕЙ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ Данилина О.А.
Данилина Олеся Александровна - студент, направление: психология, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема супружеских конфликтов, проводится анализ их последствий для семьи, супругов, детей и общества. Значительное внимание уделяется психологической составляющей частых споров, их причин и негативных результатов: психотравм, полной семейной неудовлетворённости, семейной тревоги, нервно-психическое напряжение, психической травматизации. В ходе исследования выявлена негативная тенденция влияния на физическое и психологическое здоровье и обесценивания системы ценностей семьи.
Ключевые слова: супружеский конфликт, психотравмы, психическое здоровье, неудовлетворенность в браке, неролевые семейные отношения.
Семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности, имеющих большое значение для стабильности и развития всего общества. И поэтому проблема преодоления семейных конфликтов является одной из ключевых в области семейных отношений. Ситуация осложняется тем, что недостаточно разработана область семейной конфликтологии.
Наиболее крупный вклад в исследования проблем семьи внесли такие авторы как:
A.Г. Харчев (теория), Н.М. Римашевская (жизненный цикл семьи и уровень жизни),
B.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), Д.Я. Кутсар (качество брака), И.С. Кон (сексуальное поведение), В.А. Борисов (потребность в детях), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.Б. Шнейдер В.С. Торохтий, Э.Г. Эйдемиллер, Э.К. Васильева, и др.
В данном исследовании супружеский конфликт определяется, как стремление людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без