Научная статья на тему 'Problems of modernization and technological development of economy of Siberian regions'

Problems of modernization and technological development of economy of Siberian regions Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / SCIENTIFIC-AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / STATE SUPPORT / INNOVATIVE ACTIVITY / MANAGEMENT / REGIONAL TECHNOLOGICAL PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляков Геннадий Павлович

Рассматриваются проблемы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики регионов Сибири. Обосновывается необходимость создания региональной системы управления научнотехнологическим развитием экономики и формирования региональных технологических платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Problems of modernization and technological development of economy of Siberian regions»

00 ф Q_ ьтаты

Эффективность

Потенциал управленцев Культура 1 Инновации менеджмента

Методология ч 1 > Коммуникации 1 Информационные технологии

Организация • 1 Стиль управления 1 1 Потребности рынка 1

Ресурсное обеспечение Творчество Стратегия развития

Рис. 4. Факторы качества управления предприятием

Yu. L. Aleksandrov, T. A. Klimenkova

FACTORS AND PRINCIPLES OF QUALITY OF MANAGEMENT IN ENTERPRISES OF SERVICE INDUSTRY IN CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

The article reflects the importance of quality research problems in the service industry in all its forms. The factors, that determine the system requirements for system of management in enterprises of service industry, are systematized. The principles of construction and operation of system of management of enterprises of service industry, in the conditions of market economy, are examined. The factors of quality of management at the enterprise of service industry are presented.

Keywords: management system, service, quality, principles, factors.

© Александров Ю. Л., Клименкова Т. А., 2011

УДК 332.1

Г. П. Беляков

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СИБИРИ

Рассматриваются проблемы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики регионов Сибири. Обосновывается необходимость создания региональной системы управления научнотехнологическим развитием экономики и формирования региональных технологических платформ.

Ключевые слова: научно-технологическое развитие, технологическая модернизация, государственная поддержка, инновационная деятельность, управление, региональные технологические платформы.

Перевод экономики России на инновационный путь развития является одним из ключевых приоритетов общей социально-экономической политики государства и его регионов. В Стратегии социальноэкономического развития Сибири до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120-р, стратегической целью развития Сибири определено обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе

сбалансированной системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе. Первостепенными задачами, обеспечивающими достижение стратегической цели и приоритетов социальноэкономического развития Сибири названы: масштабное технологическое перевооружение в экономике и социальной сфере регионов Сибири на основе исполь-

зования инновационных технологий, максимальное сокращение отставания от достижений мирового уровня в трудо-, материало-, энерго-, капиталоемкости производства, производство качественно новых для России продуктов и услуг.

Такого уровня задачи по модернизации и технологическому развитию экономики регионов в постсоветской экономике ставятся впервые. И это вполне закономерно. Сибирь является не только кладовой страны по минерально-сырьевым и другим природным ресурсам. Она играет огромную роль в промышленном производстве. Здесь сосредоточен достаточно мощный научно-технический потенциал, включающий учреждения Сибирского отделения РАН, значительное число высших учебных заведений, целый ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Как и в целом, в России за годы реформ 90-х и начала 2000-х гг. производственная база Сибири практически не обновлялась. Изношенность производственного оборудования превысила 70-80 %, устарела его технологическая структура (доля оборудования с возрастом до 10 лет составляет менее 25 %). Господствующими в большинстве отраслей производства являются третий и четвертый технологический уклады. По оценкам специалистов, на долю пятого технологического уклада приходится менее 4 % промышленного производства, а шестого технологического уклада - менее 1 % (Институциональные проблемы технологической модернизации российской экономики / Г. В. Артамонов [и др.] // Информационноаналитический бюллетень. 2010. № 6). Таким образом, технологической модернизации должны быть подвержены практически все отрасли промышленности Сибири.

Масштабность проблемы определяет механизм ее решения. Прежде всего модернизация и технологическое развитие экономики регионов должно опираться и максимально использовать действующие государственные механизмы. Так, в мае 2009 г. образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России в целях содействия устойчивому технологическому развитию экономики, совершенствованию государственного управления программами модернизации приоритетных сфер экономики.

К числу основных задач Комиссии относятся следующие:

1) рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России;

2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообщества в области модернизации и технологического развития экономики России;

3) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России.

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 667 образована Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, основной задачей которой является обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации.

Государственная поддержка научно-технологическому развитию экономики осуществляется с помощью федеральных целевых программ. Среди них особую роль в последние годы играют ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.», ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.», ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». Государственная поддержка развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологического производства, определена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218.

Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям решением от 3 августа 2010 г. определила порядок формирования программ инновационного развития и технологической модернизации субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний. Утвержден перечень акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития и технологической модернизации (всего 55 крупных компаний). Этот порядок уже получил название, как механизм «принуждения» к инновациям. Высказывается предположение, что такая практика будет расширяться и может распространиться на предприятия различной формы собственности. На данном этапе экономического развития это вполне обоснованно. Низкий технологический уровень производства и слабая инновационная активность российских предприятий вызывает необходимость использовать различные рычаги и стимулы для технологической модернизации и инновационного развития экономики.

С целью активизации усилий по выявлению новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирования новых секторов российской экономики, созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг) этим же решением Правительственной комиссии запущен механизм формирования национальных технологических платформ. Правительственная комиссия 1 апреля 2011 г. утвердила перечень 27 технологических платформ по приоритетным направлениям, где Россия имеет все возможности добиться существенного технологического прорыва, объединив усилия и интересы науки, образования, бизнеса, власти,

гражданского общества, и занять лидирующее положение в мире.

Формирование национальных технологических платформ в России опирается на положительно зарекомендовавший себя и получивший распространение в Европе опыт формирования Европейских технологических платформ. В Евросоюзе первыми оценили недостатки разрозненности и фрагментарности исследовательской деятельности на современном этапе развития экономики, недостаточный уровень государственных и частных инвестиций в исследования и разработки передовых технологий, что непосредственно влияет на экономический рост и конкурентоспособность европейского сообщества. Европейская комиссия в 2000 г. выдвинула инициативу создания Европейского научного пространства, а для координации исследований и разработок на общеевропейском, национальном и региональном уровнях и концентрации усилий бизнеса, власти, научного сообщества, университетов, неправительственных организаций документом Евросоюза «Промышленная политика в расширившейся Европе», принятом в 2002 г., было предложено формировать Европейские технологические платформы. К настоящему времени принято 38 европейских технологических платформ.

С точки зрения разрозненности и фрагментарности исследовательской деятельности, не говоря уже об уровне государственных и частных инвестиций в технологическое развитие в России ситуация не лучше, чем в Европе, если не сказать, что намного хуже как в целом по стране, так и особенно в регионах, где практически никто не занимается координацией исследований и разработок в интересах регионального технологического развития. Это вызывает необходимость принимать меры государственной поддержки и государственного регулирования на федеральном уровне, развивать формы и механизмы поддержки и регулирования технологического развития на уровне субъектов Российской Федерации. Речь, собственно, идет о региональном аспекте управления научнотехнологическим развитием и технологической модернизацией экономики.

Надо сказать, что пока термины «научно-технологическое развитие экономики региона», «технологическая модернизация экономики региона», звучат непривычно. Обычно деятельность региональных органов власти связывают в основном с социальноэкономическим развитием региона, считая технологическое развитие функцией государства и самих предприятий. Вместе с тем социально-экономическое развитие региона самым тесным образом связано с технологическим уровнем отраслей, наличием научнотехнического и образовательного потенциала на его территории. Задачи повышения качества жизни населения, устойчивого развития экономики заставляют региональные органы власти искать дополнительные резервы интенсификации процессов регионального развития. Этому способствует и тенденция развития государственного управления экономикой в сторону большей самостоятельности и ответственности регионов.

Недавно принятый Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 20 июля 2011 г. № 249-ФЗ и от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ существенно расширил полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в области научной, научно-технической и инновационной деятельности. В настоящее время они обладают следующими полномочиями:

- определять соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, осуществлять межотраслевую координацию научной и научнотехнической деятельности, разработку и реализацию научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов РФ;

- создавать государственные научные организации субъектов РФ;

- принимать законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности органов субъектов РФ в научной и научно-технической сферах и поддержке инновационной деятельности;

- осуществлять финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством финансирования организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, в том числе целевого финансирования конкретных научных, научно-технических, инновационных программ и проектов;

- создавать государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности субъекта РФ и осуществлять финансовое обеспечение указанных фондов.

Государственную поддержку инновационной деятельности органы власти субъектов РФ могут осуществлять в следующих формах:

- предоставлять льготы по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

- предоставлять образовательные услуги;

- предоставлять информационную поддержку;

- предоставлять консультационную поддержку, содействие в формировании проектной документации;

- формировать спрос на инновационную продукцию;

- осуществлять финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

- реализовывать целевые программы, подпрограммы и проводить мероприятия в рамках государственных программ Российской Федерации;

- поддерживать экспорт;

- обеспечивать инфраструктуру;

- в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации [3].

Таким образом, необходимая нормативно-правовая база для создания системы регионального управления научно-технологическим развитием экономики есть. С учетом этого, как может быть построена система регионального управления? Исходя из разнообразия регионов, вряд ли может быть единый подход к формированию структуры и методов регионального управления технологическим развитием. Каждый

регион должен подходить к решению этих задач с учетом своих особенностей, традиций, имеющихся ресурсов и потребностей. В тоже время есть некоторые важные направления, которые, на наш взгляд, должны присутствовать при организации региональной системы управления технологическим развитием. К ним могут быть отнесены:

- региональная система научно-технологического прогнозирования;

- региональная система оценки технологического уровня экономики и определения технологических потребностей региона;

- региональные механизмы поддержки и развития научно-технического и образовательного потенциала региона;

- региональные механизмы поддержки инновационной деятельности и технологической модернизации производства, «принуждения» предприятий к инновациям и технологическому развитию;

- формирование региональной инновационной системы;

- формирование региональных технологических платформ как инструментов технологической модернизации экономики.

За исключением вопроса формирования региональной инновационной системы, которым в последние годы достаточно активно занимаются практически все субъекты Российской Федерации, остальные направления для системы регионального управления являются новыми. И это не удивительно. У нас в целом проблемы научно-технологического развития и технологической модернизации российской экономики впервые были рассмотрены на Совете безопасности России в июне 2006 г.

Все предложенные направления связаны между собой. Научно-технологические прогнозы должны стать основой для определения приоритетных направлений развития науки и техники и формирования научно-технического и образовательного потенциала региона. Оценка технологического уровня позволит определить направления и меры по технологической модернизации экономики. Использование органами власти субъектов Российской Федерации мер «принуждения» к инновациям и технологическому развитию через ужесточение стандартов, технических условий и так далее побудит предприятия активнее заниматься технологической модернизацией производства, формировать спрос на инновации. Региональная

инновационная система создает условия для технологического развития.

Особое место в системе регионального управления технологическим развитием экономики занимает формирование региональных технологических платформ. Как и европейские, а также национальные технологические платформы, региональные платформы выступают в качестве коммуникационного инструмента на региональном уровне, объединяющем все заинтересованные стороны (наука, образование, бизнес, власть) для решения задач технологического развития и технологической модернизации в определенном секторе экономики.

Формирование региональных технологических платформ позволяет:

- создать механизм взаимодействия науки, образования, бизнеса, государственных структур, разрешающий достигать единого, согласованного понимания ситуации на том или ином направлении технологического развития, принимать на его основе долгосрочные планы развития этого направления с акцентом на НИОКР и внедрение результатов;

- активизировать научные исследования, необходимые для развития современного производства, объединив усилия научных организаций и вузов, привлечь дополнительные источники финансирования НИОКР;

- разработать стратегические планы исследований и разработок исходя из перспектив технологического развития данного направления и интересов развития бизнеса;

- сформировать приоритеты деятельности предприятий, науки, профессионального образования;

- обеспечить целевую подготовку высококвалифицированных кадров, соответствующих новому технологическому уровню экономики региона.

В отличие от национальных технологических платформ, региональные технологические платформы прежде всего направлены на технологическую модернизацию производства и повышение конкурентоспособности предприятий региона.

В совокупности предлагаемые направления развития региональной системы управления являются дополнением к сформированной государственной системе управления технологическим развитием и технологической модернизацией экономики и позволят органам власти субъектов РФ на региональном уровне активно влиять на процессы технологического развития.

G. P. Belyakov

PROBLEMS OF MODERNIZATION AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF ECONOMY OF SIBERIAN REGIONS

Problems of scientific and technological development and technological modernization of economy of Siberian regions are considered in the article. The necessity of establishment of regional management system of scientific-and technological economy development and regional technological platforms formation is proved.

Keywords: scientific-and technological development, technological modernization, state support, innovative activity, management, regional technological platforms.

© Беляков Г. П., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.