Научная статья на тему 'PROBLEMS OF FORMATION AND EXECUTION OF LOCAL BUDGET EXPENDITURES'

PROBLEMS OF FORMATION AND EXECUTION OF LOCAL BUDGET EXPENDITURES Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
expenses / local budget / problems of local budget execution / improving the efficiency of using local budget expenditures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Smorodina E., Presnova A.

Effective budget policy at the level of local self-government, largely depends on the solution of most issues of life support of the population, and ultimately social and economic stability in the municipality. The develop-ment of not only municipalities, but also the development of the subjects of the Russian Federation, as well as the country as a whole, depends on properly formed budgets. In this article, the concept of "budget expenditures" is disclosed, the analysis of the execution of the expenditure part of the budget of the City of Yekaterinburg for the period 2017-2019 is carried out, and on the basis of the analysis, the problems of the execution of the local budget for expenditures are identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «PROBLEMS OF FORMATION AND EXECUTION OF LOCAL BUDGET EXPENDITURES»

PROBLEMS OF FORMATION AND EXECUTION OF LOCAL BUDGET EXPENDITURES

Smorodina E.,

candidate of economic sciences, associate Professor, Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Yekaterinburg

Presnova A.

student of group M-FC-20 of the Institute of Magistracy, Ural State University of Economics, Yekaterinburg

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Смородина Е.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита ФГБОУ

ВО «Уральский государственный экономический университет»,

г. Екатеринбург Преснова А.М.

студент группы М-ФК-20 института магистратуры ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»,

г. Екатеринбург

Abstract

Effective budget policy at the level of local self-government, largely depends on the solution of most issues of life support of the population, and ultimately - social and economic stability in the municipality. The development of not only municipalities, but also the development of the subjects of the Russian Federation, as well as the country as a whole, depends on properly formed budgets. In this article, the concept of "budget expenditures" is disclosed, the analysis of the execution of the expenditure part of the budget of the City of Yekaterinburg for the period 2017-2019 is carried out, and on the basis of the analysis, the problems of the execution of the local budget for expenditures are identified.

Аннотация

Эффективная бюджетная политика на уровне местного самоуправления, во многом зависит решение большинства вопросов жизнеобеспечения населения, и в конечном итоге - социальная и экономическая стабильность в муниципальном образовании. От правильно сформированных бюджетов зависит развитие не только муниципальных образований, но и развитие субъектов Российской Федерации, а также страны в целом. В данной статье раскрыто понятие «расходы бюджета», проведён анализ исполнения расходной части бюджета МО «город Екатеринбург» за период 2017 - 2019 гг., а также на основе анализа выявлены проблемы исполнения местного бюджета по расходам.

Keywords: expenses, local budget, problems of local budget execution, improving the efficiency of using local budget expenditures.

Ключевые слова: расходы, местный бюджет, проблемы исполнения местного бюджета, повышение эффективности использования расходов местного бюджета.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) представляет собой форму расходования и образования денежных средств, которые будут направлены на расходование обязательств муниципальных образований. Он составляет основу финансовых ресурсов местного самоуправления и определяет фундамент социально-экономического развития муниципальных образований. В условиях нестабильной и недостаточной финансовой базы при одновременном росте социальных обязательств оптимизация процесса исполнения бюджета становится все более важной задачей как для

федеральных и региональных органов власти, так и для органов местного самоуправления.

Главное назначение любого бюджета - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти соответствующего публично-правового образования, что реализуется посредством расходов бюджета.

В статье на данную тему даны разные определения понятия «расходы бюджета», представленные на рисунке 1.

Ю.С. Долганова, Н.А. Истомина

БК РФ

Финансовый словарь «Финам»

• Расходы бюджета по экономическому содержанию -денежные

отношения, возникающие у государства (му ниципального образования) с юридическими и физическими лицами, между органами власти различных уровней в связи с распределением и использованием бюджетных фондов [6, с.125]

• Расходы бюджета по материально-вещественному содержанию -это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [6, с.125]

• Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финанси рования дефицита бюджета [1, ст. 6]

• Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия [9]

Рисунок 1- Некоторые подходы к определению понятия «расходы бюджета

Таким образом, расходы бюджета в широком смысле понимаются как расходные обязательства, обусловленные специальным нормативным правовым актом, денежные средства, выплаченные из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в определенном объеме и эффективно используемые уполномоченными органами на строго

определенные цели, в рамках финансирования задач и функций государства.

Прежде всего, расходы бюджетов муниципальных образований определяются в соответствии с прогнозами экономического и социального развития территории. Расходы распределяются по следующим направлениям, которые представлены на рисунке 2.

Направления расходов местных бюджетов:

Общегосударственные вопросы

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Национальная оборона

ЖКХ

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты

Рисунок 2- Направления расходов местных бюджетов [1, ст. 21].

Грамотное управление финансовыми ресурсами местного бюджета, грамотное распределение средств на расходные обязательства - одна из самых острых и насущных проблем муниципальных образований. Так как хочется развивать все отрасли социальной жизни города, но количество бюджетных средств ограничено и, как правило, они находятся не в том уровне как хотелось бы, вследствие чего возникает своего рода процесс «перетягивания каната».

В соответствии с последней редакцией решения Думы о бюджете на 2019 г. плановые назначения по расходной части бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» составили 51 336 758,0 тыс. руб., что на 7 522 108,0 тыс. руб. больше, чем было запланировано в 2018 г. Далее перейдём к анализу.

Представим процент исполнения расходной части местного бюджета за период 2017 - 2019 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Процентное исполнение расходной части бюджета МО «город Екатеринбург» за период 2017 - 2019

Год План исполнения, тыс. руб. Исполнено, тыс. руб. Процент исполнения, %

2017 40 803 183,0 38 948 798,0 95,5

2018 43 814 650,0 42 128 929,0 96,2

2019 51 336 758,0 49 187 560,0 95,8

Согласно данным таблицы 1, по итогам 2019 г. расходная часть бюджета исполнена в размере 49 187 560,0 тыс. руб., что составляет 95,8% к плановым назначениям. Это свидетельствует о наличии рисков неисполнения расходов в полном объеме. В 2017-2018 гг. данный показатель составлял 95,5% и 96,2% соответственно. Порядок исполнения расходования местного бюджета определяется уставом муниципального образования или иным

нормативно-правовым актом органов местного самоуправления и определяется сложившейся социально-экономической ситуации местности.

Согласно данным таблицы 2, в 2019 г. план был исполнен только по таким разделам как, образование и здравоохранение. По остальным разделам было неисполнение плана в полном объёме, следовательно, процент исполнения оказался низким.

Таблица 2

Исполнение бюджета МО

[2; 3; 41.

Наименование раздела План 2019г., тыс. руб. Исполнение 2019г., тыс. руб. Отклонение, тыс. руб. % исп. к плану % исп. 2018 г. % исп. 2017 г.

ВСЕГО 51 336 758,0 49 187 560,0 2 149 198,0 95,8 96,2 95,5

Общегосударственные вопросы 3 152 913,0 2 961 743,0 191 170,0 93,9 91,0 95,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 164 789,0 164 102,0 687,0 99,6 99,5 96,8

Национальная экономика 11 650 040,0 10 051 550,0 1 598 490,0 86,3 92,3 88,1

ЖКХ 3 412 962,0 3 033 015,0 379 947,0 88,9 88,3 89,6

Охрана окружающей среды 148 464,0 128 274,0 20 190,0 86,4 91,8 97,8

Образование 24 366 776,0 24 599 310,0 -232 534,0 101,0 99,6 99,5

Культура, кинематография 1 549 445,0 1 469 779,0 79 666,0 94,9 100,4 98,5

Здравоохранение 1 906 643,0 1 932 848,0 -26 205,0 101,4 99,6 97,7

Социальная политика 4 095 149,0 4 014 503,0 80 646,0 98,0 95,2 92,3

Физическая культура и спорт 783 990,0 766 392,0 17 598,0 97,8 90,7 99,9

Средства массовой информации (СМИ) 104 660,0 66 044,0 38 616,0 63,1 101,0 100

Обслуживание государственного и муниципального долга 927,0 0,0 927,0 0,0 0,0 0,0

Исходя из данных таблицы 2, по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» за трёхлетний период наблюдалось исполнение в 0%, а, значит, расходы не планировались.

Наиболее низкое исполнение бюджета в отчетный период наблюдается по разделу «Средства массовой информации» - 63,1% от утвержденного планового показателя. Это связано из-за низкого исполнения муниципальных программ. В 2018 г. план был переисполнен на 1,0% и составил 101,0%, а в

2017 г. наблюдалось полное исполнение, которое составило 100,0%.

В 2017 г. исполнение бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы» составило 95,9%. В

2018 г. данный показатель снизился на 4,9% за счёт низкого исполнения по таким подразделам, как «Резервные фонды» и «Другие общегосударственные вопросы». Но, в отчётном году, данный показатель вырос на 2,0%, по сравнению с предыдущим годом, и составил 93,9%.

По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в отчётном году наблюдается отклонение от плана на 687,0 тыс. руб. меньше, чем было запланировано. Причина тому - низкое исполнение расходов на строительство пожарных водоемов и пожарного депо по подразделу «Обеспечение пожарной безопасности» за счет средств местного бюджета. За анализируемый период незначительно низкое исполнение было в 2017 г., оно составило 96,8%.

По разделу «Национальная экономика» исполнение в отчётном году 86,3%, что на 6,0% меньше,

чем в 2018 г. Снижение обусловлено низким исполнением по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)». Отклонение от плана составило 1 598 490,0 тыс. руб.

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» в отчётном году - 88,9%, что связано с низким исполнением по МП «Развитие жилищного и коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании «город Екатеринбург»», по МП «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург», по МП «Улучшение благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург». Отклонение от плана составило 379 947,0 тыс. руб.

Данные по разделу «Охрана окружающей среды» с каждым годом снижаются, и в отчётном году составили - 86,4%. Это связано с низким исполнением по МП «Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург», по МП «Управление муниципальной собственностью муниципального образования «город Екатеринбург».

По разделу «Образование» в отчётном году исполнение к плану составило 101,0%, а отклонение от плана 232 534,0 тыс. руб. В 2017-2018 гг. неисполнения составляло от 0,5% до 0,4%.

Отклонение по разделу «Культура, кинематография» в 2019 г. по сравнению с планом составило 79 666,0 тыс. руб., а неисполнение 5,4%. В 2018 г. было переисполнение плана на 0,4% за счёт за счет превышения расходов по субсидиям бюджетным и автономным учреждениям.

Раздел «Здравоохранение», как и раздел «Образование» имеет перевыполнение плана в отчётном году на 1,4%, а отклонение от плана составило 26 205,0 тыс. руб.

Отклонение от плана по разделу «Социальная политика» составило 80 646,0 тыс. руб. Низкое исполнение за анализируемый период наблюдается в 2017 г. - 92,3% в связи с невыполнением плана по расходам за счёт межбюджетных трансфертов на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также по некоторым муниципальным программам.

По разделу «Физическая культура и спорт» исполнение в отчётном году составило 97,8%, что на 7,1% больше в сравнении с предыдущим годом.

Также следует отметить, что по сравнению с тем же отчетным периодом 2018 г. существенное снижение показателей исполнения бюджета произошло по разделу «Средства массовой информации» - 37,9%.

Исходя из анализа и данных таблицы 2, можно заметить, что ежегодно по многим разделам исполнение расходной части местного бюджета производится в неполном объёме. Следовательно, возникает проблема неэффективности расходования бюджетных средств.

На основе проведенного анализа нами выявлены и систематизированы проблемы формирования и исполнения расходов местного бюджета в России, и рассмотрены мероприятия, направленные на их решения (табл. 3).

Таблица 3

Проблемы формирования и исполнения по расходам местных бюджетов в России и пути их

Проблемы формирования и исполнения по расходам местных бюджетов на образование Предлагаемые мероприятия для решения проблем

Несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовыми ресурсам 1) оптимизация расходов бюджета 2) принятие мер по увеличению доходов бюджета (увеличение налоговой базы, повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования, оптимизация управления муниципальным имуществом).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижение оптимизации расходной части местного бюджета 1) разработка, усовершенствование и использование механизмов оценки результативности тех или иных расходов 2) сосредоточение ресурсов на общественно значимых приоритетах, избегая их распределение в незначительных объемах между множества проблем 3) обеспечение обсуждения проблем с заинтересованными сторонами, создавая возможность высказаться каждому, в целях выявления особо острых проблем и новаторских идей путей их решения.

Трудность в определении прогнозных данных для расчета плановых расходов 1) совершенствование методов планирования 2) внедрение инновационных технологий 3) проведение обучающих курсов и курсов повышения квалификации

Проблема не полного исполнения расходной части местного бюджета 1) совершенствование механизмов и методов оценки бюджетных возможностей 2) уменьшение влияния человеческого фактора 3) заимствование у другого бюджета или у коммерческих банков для покрытие данного разрыва 4) реформирование бюджетного процесса.

Проблема сложности определения нормативов расходов 1) решение проблемы трудности в определении прогнозных данных 2) совершенствовании методов планирования расходов бюджета и использование их комплексно

Таким образом, мы обратили внимание на основные проблемы, которые возникают при формировании и исполнении местного бюджета по расходам и хотелось бы отметить, что данные проблемы занимают довольно-таки обширный характер и являются достаточно общими практически для всех муниципалитетов. Это связано с тем, что в данный момент сложилась ситуация, при которой планирование и достижение плановых показателей бюджета, из которых, можно сказать, и возникают

остальные проблемы, является сложным процессом, который требует тщательного анализа региона и муниципалитета, в частности. Все проблемы хоть и имеют весомый характер, но они вполне решаемые при выполнении предложенных мероприятий по их устранению. Главная задача при решении выделенных нами проблем - это оптимизация расходов бюджета. Повышение эффективности бюджетных расходов становится одной из важнейших задач правительств многих стран, и Россия не

является исключением, и именно в данном направлении и должно развиваться национальное бюджетное законодательство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020) - URL: http//www.consultant.ru (дата обращения: 18.11.2021).

2. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 18.03.2020 N 527 «О внесении на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую Думу проекта решения Екатеринбургской городской Думы «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2019 год». - URL: https://www.egd.ru/docs/acts/_aview_b6817 (дата обращения: 04.12.2021).

3. Решение Екатеринбургской городской Думы от 24.04.2018 N 18 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2017 год». - URL: https://www.egd.ru/docs/acts/_aview_b6817 (дата обращения: 04.12.2021).

4. Решение Екатеринбургской городской Думы от 23.04.2019 N 53 «Об утверждении отчета

об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2018 год». - URL: https://www.egd.ru/docs/acts/_aview_b7031 (дата обращения: 04.12.2021).

5. Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 апреля 2003 №38/2. «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург»». - URL: https://www.egd.ru/docs/acts/_aview_b5285 (дата обращения 22.11.2021).

6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ под общ. ред. Ю.С. Долгановой, Н.А. Истоминой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 356с. - ISBN 978-5-7996-26-99-0.

7. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации / Д.В. Дементьев. - М.: КНОРУС, 2018. - 332 с. - ISBN 978-5-406-04900-6.

8. Каранина Е.В. Бюджетная система России и регионов : учебное пособие для студентов, бакалавров, магистрантов экономических и управленческих направлений подготовки и специальностей всех форм обучения и для широкой аудитории / Е.В. Каранина, О.А. Рязанова. - Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2018. - 215 с. - ISBN 978-5-98228-088-6.

9. Финансовый словарь «Финам» - URL: https://www.finam.ru/dictionary (дата обращения: 18.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.