Научная статья на тему 'Проблемный подходв формировании конкурентоспособности будущих специалистов'

Проблемный подходв формировании конкурентоспособности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / ГЕШТАЛЬТ-МОДЕЛЬ / COMPETITIVENESS / PROFESSIONAL AND CORE COMPETENCES / PROBLEM TASKS / PROBLEM SITUATIONS / THE GESTALT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагжиева Галина Валерьевна

В статье показана роль проблемного подхода в профессиональной подготовке специалистов, в формировании у них конкурентоспособности. Проблемный подход преподносится как разрешение студентами проблемных ситуаций, имеющих профессиональную направленность. Особоезначение придаётся гештальт-модели проблемных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic approach to shaping competitiveness of future professionals

The article shows the role of problem-based approach in training of professionals and in shaping their competitiveness. The problematic approach is considered as a solution of problem situations by students who have professional orientation. Particular importance is devoted to the Gestalt model problem situations.

Текст научной работы на тему «Проблемный подходв формировании конкурентоспособности будущих специалистов»

УДК 378:332.142.75

© Г.В. Шагжиева

Проблемный подход в формировании конкурентоспособности будущих специалистов

В статье показана роль проблемного подхода в профессиональной подготовке специалистов, в формировании у них конкурентоспособности. Проблемный подход преподносится как разрешение студентами проблемных ситуаций, имеющих профессиональную направленность. Особое значение придаётся гештальт-модели проблемных ситуаций.

Ключевые слова: конкурентоспособность, профессиональные и ключевые компетенции, проблемные задания, проблемные ситуации, гештальт-модель.

G.V. Shagzhieva

Problematic approach to shaping competitiveness of future professionals

The article shows the role of problem-based approach in training of professionals and in shaping their competitiveness. The problematic approach is considered as a solution of problem situations by students who have professional orientation. Particular importance is devoted to the Gestalt model problem situations.

Keywords: competitiveness, professional and core competences, problem tasks, problem situations, the Gestalt model.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Овладение будущим экономистом общекультурными и профессиональными компетенциями позволит ему овладеть социальным опытом и получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Общекультурные компетенции составляют ядро модели конкурентоспособного выпускника вуза и дают ему возможность быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда, успешно реализовывать себя в различных сферах деятельности.

В связи с этим становится актуальным ком-петентностный подход, представляющий новую парадигму образования. Он в определенной степени противоположен знаниецентрическому подходу, целью которого было формирование знаний. Цель компетентностного подхода в образовании состоит в формировании готовности к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений, в формировании профессиональных и ключевых компетенций на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность выпускника.

В компетентностном подходе в образовании меняется роль знаний: привлекаются только те знания, которые необходимы для формирования актуальных компетенций. Еще одной особенностью компетентностного подхода является оценивание образовательной деятельности, которое состоит в определении уровня овладения необходимыми компетенциями.

Если компетентностный подход имеет прак-тико-ориентированную сущность, то личностно-

ориентированный подход рассчитан на развитие личностных качеств, на создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личностных структур сознания, включая такое глубинное личностное качество, как творческие способности.

Для полноценного, целостного развития будущего специалиста необходимо сочетание этих двух подходов, их интеграция в контекстном подходе.

В контекстном подходе будущая профессиональная деятельность студентов рассматривается как контекст учебной деятельности, создавая как внутренние (личностные), так и внешние условия их профессионального развития [3].

В качестве контекста может выступить учебный модуль, который следует освоить как последовательность проблемных заданий, приводящих к определенной модели проблемных ситуаций, разрешение которых рассчитано на достижение заданной цели, например, на овладение некоторой компетенцией или на формирование некоторой личностной характеристики либо на то и другое одновременно. Таким образом, мы видим, что в одном фрагменте представлены контекстный, модульный, личностно-ориентированный, компетентностный, деятель-ностный подходы одновременно.

Конкурентоспособность не сводится только к овладению профессиональными компетенциями. Ведь любая профессиональная деятельность имеет социальную направленность, связана с различными сферами общественной жизни.

От специалиста требуется овладение различными ключевыми компетенциями. Ключевыми называются компетенции, необходимые каждому человеку для разрешения встречающихся проблемных ситуации.

Шагжиева Г.В. Проблемный подход в формировании конкурентоспособности будущих специалистов

Проблемная ситуация является основной ситуацией в обучении и в исследовании развития личности. Она постоянно возникает в педагогической реальности и может быть создана педагогом или исследователем. Творческий педагог добивается высокого качества в обучении благодаря умению создавать нужные проблемные ситуации и условия для их разрешения учениками (студентами) самостоятельно.

Разрешение проблемных ситуаций равносильно процессу мышления, направленного на усвоение новых знаний и новых способов деятельности. В психологии обоснованно положение о том, что мышление начинается с проблемной ситуации и заканчивается «на этапе «понимания», на этапе открытия принципа решения, на этапе обнаружения нового свойства или отношения» [1, с. 53]. В мышлении происходит, как считают гештальтпсихологи, переход от одного гештальта к другому гештальту, от одного психического образования к другому, происходит «преобразование проблемной ситуации, приводящее к формированию нового гешталь-та»[5]. Мышление, таким образом, есть процесс образования нового в психике человека, а закономерности психологии мышления - это закономерности психического развития.

Наряду с проблемным методом в зависимости от структуры внешней деятельности, сложности проблемных ситуаций применяются и другие методы, среди которых следует выделить рефлексивные методы: диалогические методики, интерактив, case study и др. Рефлексия является обязательным спутником мышления. Это обстоятельство позволило В. Д. Шадрикову утверждать, что существует «такое качество личности (благоприобретенное), как рефлексивность» [4].

«Рефлексивность как качество личности, -считает В.Д. Шадриков, - будет способствовать успешному выполнению любой деятельности, направляя мыслительный процесс, организуя его и управляя им. Личность через свое качество рефлексивности будет управлять решением задачи, течением своих мыслей» [4, с. 218].

Поскольку в психологии разработаны различные модели мышления, то для развития мышления студентов, готовящихся к профессиональной деятельности, необходима разработка некоторых проблемных заданий, связан-

ных с профессиональной деятельностью. Разрешение проблемных ситуаций равносильно процессу мышления, направленного на усвоение новых знаний и новых способов деятельности. В психологии обосновано положение о том, что мышление начинается с проблемной ситуации и заканчивается «на этапе «понимания», на этапе открытия принципа решения, на этапе обнаружения нового свойства или отношения» [1, с. 53].

Наиболее востребованной является гештальт-модель проблемного задания, разрешение которой рассчитано на соблюдение «психологической закономерности становления смысловых новообразований в мышлении человека» [1], закономерности обнаружения нового через включение учащихся в новую систему связей [2]. Мышление начинается с проблемной ситуации, с выявления отношения между имеющимися и недостающими знаниями, индивидуальных возможностей человека, состояния напряженности и заканчивается пониманием, открытием принципа решения, обнаружения нового свойства или нового отношения. Само решение является реализацией понятого принципа решения, не связано с развитием мышления. В гештальт-модели проблемного задания условия и предмет мышления лишены структурности, и способ решения состоит в создании структуры, в понимании.

Разрешение проблемных ситуаций, отвечающих гештальт-модели, способствует формированию такой актуальной компетентности, как предприимчивость.

Под предприимчивостью, на наш взгляд, следует понимать способность предвидеть процесс и результат развития явлений или событий, принять правильное поведение и решение, добиться успеха по итогам участия, действий и управления в развитии событий, бизнеса и других явлений.

Перечисленные компоненты конкурентоспособности требуют при их формировании лично-стно-ориентированного и компетентностного подходов в обучении, их согласованного применения в контексте учебной деятельности студентов. Такой интегрированный подход позволяет обеспечить условия, как для профессионального, так и личностного развития студентов.

Литература

1. Матюшкин A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие / под ред. А. А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009.

2. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 1960. - №3. - С.3-15.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. -М.: Логос, 2012. - 336 с.

4. Шадриков В.Д. Ментальной развитие человека. -М. : Аспект Пресс, 2007

5. Очиров М.Н. Компетентностный подход: сравнительный анализ, реализация, перспекривы // Компетентностный подход в образовании: концепции и реализация: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Улан-Удэ, 2013.

Шагжиева Галина Валерьевна, аспирант кафедры математического анализа и Методики преподавания математики, тел. 89516239921, e-mail: [email protected]

Shagzhieva Galina Valerevna, postgraduate student, department of mathematical analysis and methods of teaching mathematics. Tel.: 89516239921, e-mail: [email protected]

УДК 002:372.8

© К.Л. Юмова

Об одном подходе к преподаванию дисциплины «Информатика» при переходе на свободное программное обеспечение

В статье рассматривается один подход к преподаванию дисциплины «Информатика», в основе которого лежит изучение двух операционных систем Windows и Linux в педагогическом вузе. Приводится содержание дисциплины.

Ключевые слова: обучение информатике, операционная система, свободное программное обеспечение, программное обеспечение.

K.L.Yumova

On one of approaches to teaching discipline «Computer Science» while transition to free software

The article describes one approach to teaching the discipline "Computer science", which is based on the study of two operating systems Windows and Linux at the Pedagogical University. The discipline's content is submitted. Keywords: teaching computer science, operating system, free software, software.

Современный уровень развития общества, науки и производства предъявляет все более высокие требования к уровню квалификации и профессионализма будущих специалистов. В полной мере это относится и к будущим работникам образовательной сферы и в первую очередь специалистам в области информатики. Очевидно, что это требует пересмотра и поиска новых путей и средств профессиональной подготовки будущих учителей информатики.

В настоящее время многие фирмы, организации и компании осуществляют переход с некоторых проприетарных программ на свободные программные продукты. Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 декабря 2010 года №2299-р утвердило план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (СПО) на 2011-2015 годы [1].

Свободное программное обеспечение - это программное обеспечение, распространяемое на условиях так называемых, открытых или свободных лицензий, например, лицензии GNU General Public License (GNU GPL) [2]. На основании свободных лицензий пользователь получает право использовать программу в любых, не запрещенных законом целях; получать доступ к

исходным кодам программы, распространять программу (бесплатно или за плату), вносить изменения в программу и распространять экземпляры измененной программы.

Сегодняшние первокурсники завершат обучение через 4-5 лет, поэтому для подготовки качественного специалиста надо четко определить компетенции, знания, умения, навыки, которые будут необходимы через 5 лет. Выпускникам придется использовать и внедрять свободное программное обеспечение, рекомендованное образовательным учреждениям для реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)» и Распоряжения Правительства РФ №1447-р от 18 октября 2007 г. «Внедрение свободного программного обеспечения (СПО) в образовательных учреждениях (ОУ) РФ» [3].

На данный момент все образовательные учреждения РФ обеспечены пакетом свободного программного обеспечения.

Наиболее известными операционными системами (ОС) для персональных компьютеров являются семейства ОС Microsoft Windows и Unix. ПК-версией операционной системы Unix является ОС Linux на базе одноименного ядра Linux. ОС Linux и большинство ее пользовательских приложений относятся к свободному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.