Научная статья на тему 'Проблемные вопросы законодательства по делам о незаконном обороте наркотиков'

Проблемные вопросы законодательства по делам о незаконном обороте наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
862
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INVERSE POWER LAW / NARCOTIC DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / CRIMINAL LIABILITY / THE AMOUNT OF DRUGS / DRUG TRAFFICKING / ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РАЗМЕР НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ионова Марина Валерьевна

В статье рассматриваются проблемные вопросы применения ст. 10 УК РФ по делам о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и иных потенциально опасных психоактивных веществ с учетом введения новых размеров наркотических средств и в связи с внесением изменений в порядок определения размера наркотического средства в жидкостях и растворах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ионова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES IN CASES OF DRUG TRAFFICKING LEGISLATION

In article deals with problematic issues of application of article 10 of the Criminal code of the Russian Federation in cases of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and other potentially dangerous psychoactive substances considering the introduction of new dimensions of narcotic drugs and in connection with the amendments to the procedure for determining the amount of drug in liquids and solutions.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы законодательства по делам о незаконном обороте наркотиков»

УДК 343.57 ББК 67.9

© 2016 г. М. В. Ионова,

преподаватель-методист отделения методического обеспечения учебного процесса учебного отдела Ростовского юридического института МВД России. Тел.: 8 (951) 517-65-69.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ

В статье рассматриваются проблемные вопросы применения ст. 10 УК РФ по делам о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и иных потенциально опасных психоактивных веществ с учетом введения новых размеров наркотических средств и в связи с внесением изменений в порядок определения размера наркотического средства в жидкостях и растворах.

Ключевые слова: обратная сила закона, наркотические средства, психотропные вещества, уголовная ответственность, размер наркотических веществ, незаконный оборот наркотиков.

M. V. Ionova - Teacher and Methodist, Department of Methodical Support of the Educational Process, Educational

Department of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs.

PROBLEMATIC ISSUES IN CASES OF DRUG TRAFFICKING LEGISLATION

In article deals with problematic issues of application of article 10 of the Criminal code of the Russian Federation in cases of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and other potentially dangerous psychoactive substances considering the introduction of new dimensions of narcotic drugs and in connection with the amendments to the procedure for determining the amount of drug in liquids and solutions.

Key words: inverse power law, narcotic drugs, psychotropic substances, criminal liability, the amount of drugs, drug trafficking.

Сегодня в уголовном законодательстве и уголовно-правовой политике России в целом существует тенденция ужесточения наказания и усиления уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и иных потенциально опасных психоактивных веществ. Регулярно появляются новые понятия и правовые конструкции наркопреступлений, в это время нормы права претерпевают определенные изменения, в связи с чем уместно рассмотреть вопрос об обратной силе закона в области данных преступлений.

Многие сложности вызваны именно изменением определения размеров наркотических средств и психотропных веществ. Федеральный закон от 1 марта 2012 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] ввел понятие значительного размера наркотических средств и психотропных веществ, за незаконный оборот которых предусмотрена уголовная ответственность.

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 года № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо круп-

ного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей ст. 228, 228 (1), 229, 229 (1) Уголовного кодекса Российской Федерации» [2] определило новые размеры наркотических средств и психотропных веществ. Значительными и крупными размерами теперь признаются те, которые ранее соответствовали крупным и особо крупным, а для особо крупного утверждены новые значения (данные изменения вступили в силу с 1 января 2013 года).

Так, вместо двухпозиционной (крупный и особо крупный размеры) системы оценки ответственности за наркопреступления используется трехпозиционная (значительный, крупный и особо крупный размеры). Изменены санкции ст. 228 и 228 (1) УК РФ, усилена уголовная ответственность за все наркопреступления.

Закон, ужесточающий ответственность за преступления, как известно, обратной силы не имеет, однако в связи с введением изменений

в оценке размеров наркотических средств масса уголовных дел подлежала пересмотру. Появились определенные трудности в решении вопросов о придании обратной силы закону об ответственности за незаконный оборот дезоморфина, поскольку крупный и особо крупный размеры этого наркотика не соответствуют новым значительному и крупному размерам, а также в определении размера наркотического средства, который содержится в растворе и жидкости данного вещества.

В связи с применением нового уголовного закона ряд лиц, совершивших преступления до 1 января 2013 года, освобождены от наказания, так как изменены определения значительного и крупного размеров дезоморфина, за незаконный оборот которого установлена уголовная ответственность. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 года № 1002 снижает размер данного наркотика по сравнению с постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 года №9 76. Таким образом, новые размеры применимы только к лицам, которые совершили преступления после 1 января 2013 года (когда вступило в силу постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 года № 1002).

При решении вопроса об обратной силе статей Уголовного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за совершение преступлений наркотической направленности, в каждом случае на основании установленных правил необходимо определять вес наркотического средства или психотропного вещества, а также иного потенциально опасного вещества, за которое лицо осуждается либо ранее было осуждено. Если же новая редакция закона устанавливает размер наркотического вещества больше предыдущего, что влечет за собой уголовную ответственность, то данное преступление является декриминализо-ванным.

Следует отметить, что современная антинаркотическая политика характеризуется регулярным внесением изменений в уголовное законодательство, зачастую не согласованных между собой и существующими нормами права. Постоянно меняются списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, наркосодержащих растений, размеры таких средств, веществ и растений, соответственно, и предметы этих преступлений [3, с. 116-117].

Нововведения, которые касаются порядка определения размеров наркотических средств, психотропных веществ и иных потенциально опасных психоактивных веществ, содержащихся в растворах и жидкостях, в правоприменительной практике вызывают множество вопросов. Частично сложившуюся ситуацию прояснил Верховный Суд РФ, определив, что если лицо осуждено за наркопреступление, включенное в список I постановления Правительства РФ от 1 октября 2012 года № 1002 (Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации), либо вещество входит в состав препарата из указанного списка, размер которого определяется весом готовой смеси без учета выделения сухого остатка в процессе высушивания до конечной (постоянной) массы при температуре +70...+110 градусов Цельсия, то приговор в обязательном порядке подлежит пересмотру в соответствии с главой 47 УПК РФ.

До сих пор в судебной практике не выработан единый подход к определению размера наркотика, указанного в списке I, который находился в растворе либо содержал растворитель. Такое различие при оценке обусловлено тем, что, устанавливая крупный и особо крупный размеры наркотического вещества, законодатель не разъяснил, как именно определить количество наркотиков, которые находятся в различных формах (мазь, раствор, суспензия).

Одни эксперты при составлении заключения рассчитывают количество наркотического средства, психотропного и иного потенциально опасного вещества путем количественного определения активных веществ общей массы в миллилитрах, другие - учитывают дополнительное количество наркотика, который содержит компонент, внесенный в список I, и производят исчисление с пересчетом на сухой остаток вещества.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 года № 1002 с 1 января 2013 года размер наркотического вещества из списка I следует определять именно весом сухого остатка, образовавшегося в процессе высушивания. В примечании к нему указано, что исчисление содержащегося сухого остатка в растворе вещества имеет об-

ратную силу. Тем временем постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 года № 76 продолжает действовать в совокупности с примечанием о жидких наркотиках и применимо к деяниям, которые совершены до 1 января 2013 года.

Использование ст. 228 и 228 (1) УК РФ с учетом новых подходов определения массы сухого остатка, а не массы раствора наркотического вещества обусловлено тем, что этот закон затрагивает вопросы декриминализации либо решает вопросы дифференциации наказания таким образом, что оно оказывается менее репрессивным [4].

Можно заключить, что ст. 10 УК РФ не применима сама по себе, учитывая нормативные положения, которые составляют основу уголовно-правовых норм, а эти положения имеют значение лишь в совокупности с положениями Уголовного кодекса РФ, из чего следует, что использовать часть уголовно-правовой нормы невозможно. Статьи 9 и 10 УК РФ предполагают квалификацию содеянного либо по старому, либо по новому уголовному закону, но обязательно по всей полноте их содержания (предусмотренных признаков состава преступления) [5, с. 51-54].

Нормы определения значительного, крупного и особо крупного размеров наркотиков, которые предусмотрены постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 года № 1002, установлены для реализации целей ст. 228, 228 (1), 229, 229 (1). В этой связи они используются для применения отдельных норм закона и самостоятельно не оказывают влияния при квалификации действий осужденного лица. Следовательно, вопросы придания обратной силы нормам, установленным данным постановлением, решаются в том случае, если они находятся в единстве с вышеуказанными статьями.

В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон имеет обратную силу, если он устраняет преступность деяния, смягчает наказание либо улучшает положение лица, которое совершило преступление, а если закон усиливает наказание либо ухудшает положение осужденного лица, то он обратной силы не имеет.

Это вовсе не означает, что законодательство находится на стороне наркопреступников, прежде всего, следует учитывать объем наркотической продукции, тяжесть преступления и стаж преступника, а в отдельных слу-

чаях целесообразно дать шанс на исправление, который может быть значительно эффективнее самого сурового наказания.

В целом же следует отметить, что за последние пять лет в стране совершено более миллиона преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Ситуация с их распространением остается крайне сложной. Однако количество лиц, употребляющих запрещенные вещества, несколько уменьшилось. Как отметил Президент РФ В. В. Путин на заседании Госсовета: «За последние годы, несмотря на то, что проблем осталось очень много, все-таки удалось сформировать тенденцию снижения потребления наркотиков, сократилась смертность среди молодежи, в том числе, вызванная наркотической зависимостью. Если взять определенный возраст, от 15 до 34 лет, то с 2005 по 2014 год смертность сократилась на 30 процентов по этой категории». По данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, запрещенные вещества употребляют почти семь с половиной миллионов россиян. Из них два миллиона делают это регулярно. Президент отметил, что в российской системе здравоохранения действует специализированная наркологическая служба, но медицинских мер и усилий силовых структур в этой борьбе недостаточно: «Дополнительные меры нужно принять и для предотвращения распространения наркотиков через Интернет, использование информационной среды для втягивания в наркоманию новых жертв, особенно, конечно, молодежи. Необходимо повысить эффективность работы с теми, кто только начинает или только начал принимать наркотики. И здесь, прежде всего, требуется не карательное воздействие, не карательные меры, а эффективная система профилактики, лечения, реабилитации. Необходимо усилить целенаправленную работу по формированию в обществе негативного отношения к наркопотреблению через средства массовой информации, молодежные, волонтерские организации».

В. В. Путин призвал восстановить систему реабилитации наркозависимых. Сейчас эту задачу частично решают почти 500 негосударственных центров. Один из них находится в Подмосковье, как его здесь называют, «маленький роддом» - место, где рождается новая личность без зависимости и с другим взглядом на жизнь. Это сотни историй с раз-

ными героями, но очень похожим сюжетом: первая доза, зависимость, отрицание проблемы, страдания близких, уход из дома, реанимация... Здесь делают первый, но главный шаг в здоровую жизнь. «Я жил в пелене своей болезни. Я не видел реальности, что со мной происходило. Я не осознавал, что я творю. Безумие происходило в моей жизни. Сейчас у меня есть возможность изменить свою жизнь», - признался один из пациентов центра.

Уголовное наказание не избавит от зависимости, считает руководитель ФСКН России. И потому лишение свободы наркоману, осужденному за хранение нескольких доз, лучше заменить лечением и реабилитацией: «Восемьдесят пять процентов лиц, а это сто тысяч человек, ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за наркопреступления, сами являются наркоманами, хранившими при себе одну, две дозы без цели сбыта.

Поэтому представляется целесообразным работать с этим контингентом не через пенитенциарную систему, а через специализированные программы реабилитации. Это дешевле, эффективнее и гуманнее. По нашим подсчетам, суммарные затраты пенитенциарной системы, правоохранительных, судебных органов на привлечение только этих наркопотребителей к уголовной ответственности составляют 96 миллиардов рублей ежегодно. Социальная реабилитация такого же количества наркопотребителей обойдется государству в десять раз дешевле». Основная масса запрещенных веществ поступает в Россию из-за рубежа, главным образом из Европы и Юго-Восточной Азии. Поэтому Президент Российской Федерации поставил задачу усилить работу правоохранительных ведомств на границах государства и уделить особое внимание международной антинаркотической работе [6].

Литература

1. Собрание законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1166.

2. Собрание законодательства РФ. 2012. № 41. Ст. 5624.

3. Федоров А. В. Российская уголовно-правовая антинаркотическая политика: отдельные тенденции развития // Уч. зап. СПб. им. В. Б. Бобкова филиала. Рос. тамож. акад. 2014. № 1.

4. Кучеренко В. Н. Проблемы применения обратной силы уголовного закона об ответственности за незаконный оборот наркотиков // Уголовное право. 2013. № 4.

5. Ерасов А. Применение статей Особенной части УК при изменении их бланкетной основы // Законность. 2010. № 2.

6. http://www.1tv.ru/news/crime/286044

Bibliography

1. Collected legislation of the Russian Federation. 2012. № 10. Art. 1166.

2. Collected legislation of the Russian Federation. 2012. № 41. Art. 5624.

3. Fedorov A. V. Russian criminal law drug policies: selected trends of development // Proceedings of the St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian customs Academy. 2014. № 1.

4. Kucherenko V. N. The problem of retroactive application of criminal law on liability for drug trafficking // Criminal law. 2013. № 4.

5. Erasov A. The application of articles of the criminal code of changing their blanket basis // Legality. 2010. № 2.

6. http://www.1tv.ru/news/crime/286044

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.