Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Ключевые слова
профессиональная подготовка / профессионально-психологическая подготовка / экстремальные условия / сотрудники / психотехника / экстремальная устойчивость / сплоченность / исследование / метод.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

Проблема качественной подготовки сотрудников ОВД к выполнению служебных задач в экстремальных условиях деятельности, а в частности профессионально-психологической подготовки, актуальна не первый год. Об этом проблемном вопросе написано множество монографий, диссертаций, публикаций и т.д. Но актуальность при этом не снижается, а наоборот возрастает. Возможно причина этому динамично меняющийся мир преступного мира, как и мира в целом. И далеко не всегда представителям ОВД противостоят просто преступники, к числу противников относятся как отдельные вооруженные террористы, так и незаконные вооруженные формирования. В таких явно экстремальных условиях служебной деятельности роль и значение профессионально-психологической подготовки приобретает первостепенное значение. Но процесс, качество организации и проведения профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД существенно зависят от ряда факторов. Прежде всего, это фактор внешней и внутренней приближенности условий выполнения служебных обязанностей сотрудниками во время подготовки к реальным условиям, которые предстоят сотрудникам. Проведенные исследования качественных характеристик профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях позволили выявить ряд проблемных аспектов проводимой подготовки сотрудников на практике. К этим проблемным аспектам проводимой подготовки относятся, прежде всего, вопросы экстремальной подготовки руководителей подразделений ОВД. В исследованиях отмечается недостаток в процессе профессионально-психологической подготовки руководителей специальных методик, психотехник, адресованных именно руководителям. Наибольшего внимания заслуживают проблемные аспекты еще двух разделов, профессионально-психологической подготовки посвященных формированию психологической (экстремальной) устойчивости сотрудников, умению предупреждать постстрессовые состояния, а также формированию сплоченности сотрудников ОВД. Материалы публикации детально рассматривают состояние качественных характеристик этих элементов профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к экстремальным условиям деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-9-130-135 NIION: 2022-0079-9/22-123 MOSURED: 77/27-025-2022-09-123

КАЗБЕРОВ Павел Николаевич,

Ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, e-mail: mr.kazberov@mail.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Проблема качественной подготовки сотрудников ОВД к выполнению служебных задач в экстремальных условиях деятельности, а в частности профессионально-психологической подготовки, актуальна не первый год. Об этом проблемном вопросе написано множество монографий, диссертаций, публикаций и т.д. Но актуальность при этом не снижается, а наоборот возрастает. Возможно причина этому динамично меняющийся мир преступного мира, как и мира в целом. И далеко не всегда представителям ОВД противостоят просто преступники, к числу противников относятся как отдельные вооруженные террористы, так и незаконные вооруженные формирования. В таких явно экстремальных условиях служебной деятельности роль и значение профессионально-психологической подготовки приобретает первостепенное значение. Но процесс, качество организации и проведения профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД существенно зависят от ряда факторов. Прежде всего, это фактор внешней и внутренней приближенности условий выполнения служебных обязанностей сотрудниками во время подготовки к реальным условиям, которые предстоят сотрудникам.

Проведенные исследования качественных характеристик профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях позволили выявить ряд проблемных аспектов проводимой подготовки сотрудников на практике. К этим проблемным аспектам проводимой подготовки относятся, прежде всего, вопросы экстремальной подготовки руководителей подразделений ОВД. В исследованиях отмечается недостаток в процессе профессионально-психологической подготовки руководителей специальных методик, психотехник, адресованных именно руководителям.

Наибольшего внимания заслуживают проблемные аспекты еще двух разделов, профессионально-психологической подготовки посвященных формированию психологической (экстремальной) устойчивости сотрудников, умению предупреждать постстрессовые состояния, а также формированию сплоченности сотрудников ОВД. Материалы публикации детально рассматривают состояние качественных характеристик этих элементов профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к экстремальным условиям деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессионально-психологическая подготовка, экстремальные условия, сотрудники, психотехника, экстремальная устойчивость, сплоченность, исследование, метод.

PROBLEM ISSUES IN THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATS STAFF FOR EXTREME CONDITIONS OF SERVICE ACTIVITIES

Annotation. The problem of high-quality training of police officers to perform official tasks in extreme conditions of activity, and in particular professional and psychological training, has been relevant for more than a year. Many monographs, dissertations, publications, etc. have been written about this problematic issue. But the relevance of this does not decrease, but rather increases. Perhaps the reason for this is the dynamically changing world of the underworld, as well as the world as a whole. And far from always, representatives of the

чююжжжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжж*щшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжж*.

KAZBEROV Pavel Nikolaevich,

Leading researcher FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, candidate of psychological sciences

police department are opposed simply by criminals; the opponents include both individual armed terrorists and illegal armed formations. In such clearly extreme conditions of official activity, the role and significance of professional psychological training acquires paramount importance. But the process, quality of organization and conduct of professional and psychological training of police officers significantly depend on a number of factors. First of all, this is a factor of external and internal proximity of the conditions for the performance of official duties by employees during preparation for the real conditions that employees face.

The conducted studies of the qualitative characteristics of the professional and psychological training of police officers for actions in extreme conditions made it possible to identify a number of problematic aspects of the ongoing training of employees in practice. These problematic aspects of the ongoing training include, first of all, the issues of extreme training for heads of departments of internal affairs. The research notes a lack in the process of professional and psychological training of leaders of special methods, psychotechnics, addressed specifically to leaders.

The problematic aspects of two more sections deserve the most attention, professional and psychological training dedicated to the formation of psychological (extreme) stability of employees, the ability to prevent post-stress conditions, as well as the formation of cohesion among police officers. The materials of the publication consider in detail the state of the qualitative characteristics of these elements of the professional and psychological training of police officers for extreme conditions of activity.

Key words: vocational training, vocational psychological training, extreme conditions, employees, psychotechnics, extreme stability, cohesion, research, method.

Введение. Уже давно обыденной реальностью стало то, что что при подготовке личного органов внутренних дел (далее - ОВД) к выполнению служебных задач в экстремальных, то есть служебно-боевых условиях, особое внимание уделяется вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников, боевому слаживанию и взаимодействию, а также профессионально-психологической подготовки личного состава (далее - ППП). Тем не менее, проблемных вопросов к подготовке сотрудников ОВД к выполнению служебных задач в экстремальных условиях, как показывает практика, не становится меньше [2; 3; 4, с. 17; 12]. Возможно главная проблема в том, что специфика (условия) выполнения служебных задач меняется, она динамична. Одно дело ежедневное, обыденное для сотрудников выполнение служебных задач. Другое дело, те задачи, которые сотрудники выполняли в зоне контртеррористической операции в рамках обеих чеченских компаний. И, наконец, третий вариант - это реалии выполнения служебных задач сотрудниками Росгвардии сегодня.

Цель статьи - определение качественных характеристик проводимой ППП сотрудников ОВД для выполнения служебных задач в экстремальных условиях.

Использованные методы: анализ проблемы в научной литературе, анкетирование, интервьюирование.

Результаты исследования. Содержание ППП сотрудников ОВД определяется типовыми программами конкретных подразделений с привязкой к конкретному времени и ситуации, включая, как правило, два раздела, посвященных: 1. формированию психологической (экстремальной) устойчивости сотрудников, умению преду-

преждать постстрессовые состояния, а также 2. формированию сплоченности сотрудников ОВД. Обучение, согласно нормативным актам, предусматривает практическую отработку упражнений по психологической совместимости и групповой сплоченности.

По мнению исследователей рассматриваемого вопроса, итоговый продукт экстремальной подготовки личного состава ОВД в форме комплекса личностных качеств можно представить двумя взаимосвязанными группами: 1. экстремальные способности и 2. экстремальная подготовленность [9, с. 53].

Рассмотрение вопроса качественных характеристик, состояния ППП, практической реализации ее основных направлений в научных исследованиях, позволяет сделать заключение, что это вопрос продолжает оставаться проблемным, о чем свидетельствует ряд эмпирических исследований [2; 3; 4, с. 17; 12, с. 101].

Исследователями вопроса указывается, что проблематика психологического обеспечения сотрудников, является наиболее сложной из всей совокупности проблем психологической подготовки [9, с. 33; 13, с. 11]. Связано это с тем, что ППП затрагивает наиболее глубинные пласты личности - ее морально-психологические установки.

Работа по формированию необходимых психологических качеств сотрудников, по раскрытию особенностей проявления их профессионально-важных качеств в критических ситуациях (инцидентах) осуществляется, согласно типовых программ по подготовке личного состава ОВД, в виде теоретических и практических занятий. Особое внимание уделяется формированию психологической (экстремальной) устойчивости

сотрудников, а также умению предупреждать постстрессовые состояния.

По мнению исследователя проблемы экстремальной устойчивости сотрудников ОВД Белик Я.Я. «психическая саморегуляция, осуществляемая самим человеком с помощью самовнушения является эффективным средством регуляции различных состояний (в том числе и стрессовых), а также поведения человека» [1, с. 12]. Обучение психической саморегуляции возможно, как указывает автор, с помощью специального метода, именуемого «психоре-гулирующая тренировка». Анализ содержания планов и практического процесса проведения подготовки личного состава показали, что многие из разделов «психорегулирующей тренировки», в частности обучение психотехникам: аутогенная тренировка, самовнушение, упражнения самоутверждения, произвольная регуляция дыхания, медитация, биологическая обратная связь и др. используются при подготовке личного состава.

С целью определения качественных характеристик проводимой ППП сотрудников ОВД для выполнения ими служебных задач в экстремальных условиях были реализованы: анализ проблемного вопроса в научной литературе, проведение анкетного опроса, а также интервью с сотрудниками.

По мнению исследователей вопроса, значительное внимание при подготовке сотрудников ОВД должно уделяться обучению руководителей планированию работы с личным составом, в частности планированию морально-психологического обеспечения. Особая роль должна отводится руководителям ОВД в деле «формирования сплоченности сотрудников для действий в экстремальных условиях» [2, 14; 11, с. 21; 3, с. 12]. В процессе их подготовки должны проводиться теоретические и практические занятия в целях обучения руководителей методам обеспечения психологической совместимости и психологического сплочения личного состава.

Путем анкетирования установлено, что ведомственные нормативные правовые акты не отражают содержательной структуры морально-психологической подготовки в рамках ППП в целом. Содержание морально-психологических аспектов ППП остается неопределенным. Так, данные опроса и интервью психологов ОВД, участвовавших в подготовке сотрудников определяют, что: 100% специалистов отмечают, что в нормативно-правовых актах не находит отражения должное содержание морально-психологической подготовки, необходимое для ее качественного, заблаговременного планирования и проведения. При этом 15,7% специалистов отмечают, что пытаются самостоятельно восполнить пробел в ведомственных актах путем поиска

необходимого содержания (разделов) морально-психологической подготовки в исследованиях вопроса. 84,3% указывают, что заблаговременного планирования и соответственно работы по морально-психологической подготовке не проводится вообще. Следовательно, на практике при осуществлении планирования ППП, перед психологами и руководством ОВД встает не простой вопрос определения содержания и форм работы. Данное положение является серьезным упущением в системе организации ППП сотрудников.

Из общего числа специалистов-психологов 90,1% указали на отсутствие в их распоряжении специализированных методик по подготовке именно руководителей для выполнения служебных задач в экстремальных условиях. Из числа опрошенных 83,5% психологов отмечают, что руководителям в процессе подготовки принадлежат лишь организационная и оценочная функции, непосредственной подготовки (обучения) они не проходят, хотя это крайне актуально.

В процессе психологической подготовки, таким образом, участие руководителей подразделений сводится к выполнению в основном организационной и оценочной функций. Руководители (командиры отрядов, их заместители) во время подготовительного этапа, как правило, вынуждены реализовывать различные организационные, кадровые и хозяйственные задачи. Указываемая в нормативных актах необходимость специального обучения руководителей методам: планирования работы с личным составом, его сплочения, формирования позитивного психологического климата в подразделениях и т.д. не находит своего отражения в данных документах в виде обучающих программ (тем и их разделов).

Следующим проблемным аспектом проведения ППП, выявленным исследователями этого вопроса и эмпирическими материалами нашего исследования [2; 3; 4, с. 17;], является то, что за отведенное время для подготовки далеко не всем сотрудникам удается в необходимой степени освоить методики психорегулирующих тренировок. Данные опроса и интервью сотрудников указывают, что: 60% считают, что полностью не осваивают необходимый объем и уровень владения методиками; 32% с ответом не определились; 8% осваивают необходимый объем и уровень. Незначительный позитивный результат как видно имеет место.

К числу достоинств данного направления подготовки личного состава, можно отнести акцентирование внимания сотрудников, прежде всего на профилактике возникновения негативных стрессовых воздействий, на их предупредительном устранении. Опросы сотрудников показали, что при подготовке личного состава осуществляется значительная работа по его инфор-

мированию о возможных дистрессовых воздействиях, негативных постстрессовых состояниях и умению предупреждать их.

Согласно личных наблюдений, опросов и практике необходимо отметить, что акцентирование внимания сотрудников лишь на негативных последствиях экстремальной деятельности (по сути запугивание личного состава возможными формами их проявления, масштабностью, отсро-ченностью проявлений) оказывает крайне отрицательное воздействие на психологическое состояние сотрудников, их подготовленность и в результате эффективность действий.

Следующий проблемный аспект, в рамках вопроса проведения ППП, это недостаточный уровень обучения сотрудников овладению безопасными методами труда, в целях обеспечения личной безопасности в экстремальных условиях деятельности. Как правило, это направление реализуется другими видами (разделами) подготовки, не ППП. Но содержание обеспечения личной безопасности, в ряде исследований по рассматриваемой проблеме [5, с. 12;10, с. 21], закономерно предусматривает включение данного вопроса в общий процесс ППП. Обучение в данном направлении может и должно проводиться путем совместного участия специалистов по: психологической, огневой, тактической, специальной и других видов подготовок.

Очередным проблемным аспектом определяется направление по боевому слаживанию и взаимодействию (сплоченности) функциональных групп сотрудников ОВД, рассмотренное в многочисленных исследованиях [7, с. 18; 8, с. 23]. Действия группы в экстремальных условиях зависят, помимо индивидуальной подготовленности ее членов, от тех связей, которые превращают ее психологическую целостность, обладающими социально-психологическими свойствами, обнаруживающимися в ее взаимодействии с окружением.

Анализ содержания планов психологической подготовки и процессов ее практического проведения показывает, что процесс развития групп как коллективов и группового экстремального мастерства осуществляется при помощи методик не в полной мере учитывающих специфику экстремальных условий деятельности. Так, данные, полученные путем опроса и анкетирования сотрудников, позволяют отметить, что: 57% личного состава, считают методики, применяющиеся при их подготовке не в полной мере учитывающими специфику экстремальных условий; 32% затруднились с ответом; 11% считают учет специфики экстремальных условий полным.

Существуют положительные примеры разработки методик, моделирующих групповое взаимодействие при преодолении конкретных экстре-

мальных факторов [10, 11], но таких методик явно недостаточно, и они не охватывают весь спектр возможных условий функционирования групп конкретно в служебно-боевых условиях. На практике сотрудники обучаются и практически отрабатывают умения и навыки по использованию психотехник: визуальной диагностики собеседника, воздействия на собеседника и ведению партнерской беседы, бесконфликтного взаимодействия и правил процесса общения.

В целом, 60,4% специалистов-психологов считают проведенные мероприятия по формированию, сплочению служебных коллективов не в полной мере эффективными; 39,6% считают их достаточно эффективными. Сотрудниками указывается и на отсутствие учета, при комплектовании групп (подразделений) ОВД, индивидуальных психологических особенностей сотрудников, их психологической совместимости, обученности, воспитанности, опыта совместной службы, единства тактической подготовки, сопряженности уровней мастерства и развитости комплектуемых в одну группу сотрудников.

В итоге, по вопросу о состоянии конкретных направлений по подготовке личного состава, 60,6 % психологов и 79,2 % сотрудников отмечают необходимость оптимизации прежде всего работы по формированию (сплочению) коллективов. Считают актуальной работу по формированию стрессоустойчивости и профилактике стресса - 30,3% психологов и 16 % сотрудников. Считают необходимой работу по формированию профессионально-важных качеств для экстремальных условий (внимание, мышление, коммуникативные качества) - 9,09% психологов и 4,8% сотрудников.

Согласно личных наблюдений автора, проведенных опросов и интервью, практические занятия по подготовке сотрудников ОВД, проводятся на полигонах общевойскового образца, предназначенных для отработки тактики ведения стандартного боя. В ходе подготовки отрабатываются маршброски в составе пеших колонн. Полосы препятствий и полигоны, на которых осуществляется подготовка, не содержат в себе обстановочных элементов, характерных для деятельности в конкретных экстремальных условиях.

Заключение. По результатам проведенного сбора эмпирического материала и исследования нами определен ряд проблемных вопросов реализации профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к экстремальным условиям служебной деятельности. От своевременного и качественного разрешения этих вопросов зависит не только эффективность проводимой ППП с сотрудниками ОВД, а качество профессиональной подготовки и работы сотрудников в целом.

Список литературы:

[1] Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. Академия управления МВД России М.: 1989. С. 23.

[2] Бовин Б.Г., Кокурин А.В., Красов Д.А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения ФСИН России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2010. № 3. - С. 16-18.

[3] Казберов П.Н. Психологическое обеспечение позитивных личностных изменений у сотрудников ОВД, выполнявших профессиональные задачи в экстремальных условиях: специальность 19.00.06 «Юридическая психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук - Москва, 2006. - 45 с.

[4] Кулакова С.В. Обеспечение психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы к особенностям службы / С. В. Кулакова, К. Ф. Фадеева, Л. В. Мешкова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 6 (157). - С. 15-19.

[5] Коноплева И.Н. Эффективность тренингов для подготовки сотрудников правоохранительных органов к деятельности в экстремальных условиях // Психология и право. 2011. Том 1. № 1. С. 33.

[6] Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утверждено приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490.

[7] Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб., 1999. - 214 с.

[8] Полукарпов С.Б., Туманов В.Д., Кузнецов Д.Ю. Психологический тренинг и подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях. М.: Домодедово, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД, 2008. - 85 с.

[9] Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. - 228 с.

[10] Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД: монография / ВИПК МВД России. - Домодедово. 2003. - 288 с.

[11] Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.06 / Академия управления МВД России. Москва, 2004.- 60 с.

[12] Федорова Е.М. Актуальные проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы / Е. М. Федорова, С. В. Кулакова, К. Ф. Фадеева // Актуальные проблемы психологического обеспечения деятельности учреждений и органов УИС, исполняющих наказание в виде лишения свободы: сборник докладов межрегионального круглого стола, Киров, 08-09 июня 2015 года. - Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2015. - С. 98-103.

[13] Черненилов В.И. Морально-психологическая подготовка личного состава: сущность и проблемы становления в ОВД. Академия управления МВД России М.: 2012. С.12.

Spisok literatury:

[1] Belik YA.YA. Psihicheskaya samoregulyaciya v ekstremal'nyh usloviyah deyatel'nosti. Akademiya upravleniya MVD Rossii M.: 1989. S. 23.

[2] Bovin B.G., Kokurin A.V., Krasov D.A. Prognozirovanie professional'noj uspeshnosti sotrudnikov otdelov special'nogo naznacheniya FSIN Rossii // Voprosy psihologii ekstremal'nyh situacij. 2010. № 3. - S. 16-18.

[3] Kazberov P.N. Psihologicheskoe obespechenie pozitivnyh lichnostnyh izmenenij u sotrudnikov OVD, vypolnyavshih professional'nye zadachi v ekstremal'nyh usloviyah: special'nost' 19.00.06 «YUridicheskaya psihologiya»: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk - Moskva, 2006. - 45 s.

[4] Kulakova S.V. Obespechenie psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sis-temy k osobennostyam sluzhby / S. V. Kulakova, K. F. Fadeeva, L. V. Meshkova // Vedomosti ugolovno-ispol-nitel'noj sistemy. - 2015. - № 6 (157). - S. 15-19.

[5] Konopleva I.N. Effektivnost' treningov dlya podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov k deyatel'nosti v ekstremal'nyh usloviyah // Psihologiya i pravo. 2011. Tom 1. № 1. S. 33.

[6] Nastavlenie po organizacii professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossi-jskoj Federacii, utverzhdeno prikazom MVD Rossii ot 29 iyunya 2009 g. № 490.

[7] Parygin B.D. Social'naya psihologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii. - SPb., 1999. - 214 s.

[8] Polukarpov S.B., Tumanov V.D., Kuznecov D.YU. Psihologicheskij trening ipodgotovka sotrudnikov OVD k neseniyu sluzhby v ekstremal'nyh usloviyah. M.: Domodedovo, Vserossijskij institut povysheniya kvali-fikacii sotrudnikov MVD, 2008. - 85 s.

[9] Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya: Ucheb. posobie dlya vuzov / Pod red. A.M. Stolyarenko. M., 2001. - 228 s.

[10] Smirnov V.N. Osobennosti professional'noj ekstremal'no-psihologicheskoj podgotovki sotrudnikov special'nyh podrazdelenij OVD: monografiya / VIPK MVD Rossii. - Domodedovo. 2003. - 288 s.

[11] Smirnov V.N. Professional'no-psihologicheskaya podgotovka sotrudnikov special'nyh podrazdelenij organov vnutrennih del k dejstviyam v ekstremal'nyh usloviyah: avtoreferat dis.... doktora psihologicheskih nauk: 19.00.06/Akademiya upravleniya MVD Rossii. Moskva, 2004.- 60 s.

[12] Fedorova E.M. Aktual'nye problemy psihologicheskogo obespecheniya professional'noj deya-tel'nosti sotrudnikov uchrezhdenij i organov, ispolnyayushchih nakazaniya v vide lisheniya svobody / E. M. Fedorova, S. V. Kulakova, K. F. Fadeeva // Aktual'nye problemy psihologicheskogo obespecheniya deyatel'nosti uchrezhdenij i organov UIS, ispolnyayushchih nakazanie v vide lisheniya svobody: sbornik dokladov mezhregional'nogo kruglogo stola, Kirov, 08-09 iyunya 2015 goda. - Kirov: FKU DPO Kirovskij IPKR FSIN Rossii, 2015. - S. 98-103.

[13] CHernenilov V.I. Moral'no-psihologicheskaya podgotovka lichnogo sostava: sushchnost' i problemy stanovleniya v OVD. Akademiya upravleniya MVD Rossii M.: 2012. S.12.

vsmmmmmmmmmmmmmmmmmœmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmœmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.