Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
894
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ОТРАСЛЬ ПРАВА / ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА / МУНИЦИПАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пащук Елена Олеговна

В данной научной статье проведен анализ актуальных вопросов развития муниципального права и местного самоуправления. Выявлены проблемы, связанные с осуществлением местного самоуправления в муниципальных образованиях и предложены способы их решения. Рассмотрены особенности и основные этапы становления местного самоуправления в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MUNICIPAL LAW AND LOCAL SELF-GOVERNMENT: PROBLEMATIC ISSUES

In this scientific article, the analysis of topical issues of the development of municipal law and local self-government is carried out. The problems associated with the implementation of local self-government in municipalities are identified and 71 ways to solve them are proposed. The features and main stages of the formation of local self-government in the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

вопросы российской юстиции выпуск № 20

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342

Пащук Елена Олеговна Уральский государственный экономический университет Институт государственного муниципального управления и права

Россия, Екатеринбург elenaand807@gmail.com Paschuk Elena Olegovna Ural State University of Economics Institute of State Municipal Administration and Law

Russia, Yekaterinburg

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Аннотация: в данной научной статье проведен анализ актуальных вопросов развития муниципального права и местного самоуправления. Выявлены проблемы, связанные с осуществлением местного самоуправления в муниципальных образованиях и предложены способы их решения. Рассмотрены особенности и основные этапы становления местного самоуправления в Российской Федерации.

Ключевые слова: муниципальное право, местное самоуправление, муниципальное правотворчество, отрасль права, проблемы муниципального права, муниципалитет.

DEVELOPMENT OF MUNICIPAL LAW AND LOCAL SELF-GOVERNMENT: PROBLEMATIC ISSUES Annotation: in this scientific article, the analysis of topical issues of the development of municipal law and local self-government is carried out. The problems associated with the implementation of local self-government in municipalities are identified and

70

ways to solve them are proposed. The features and main stages of the formation of local self-government in the Russian Federation are considered. Keywords: municipal law, local self-government, municipal law-making, branch of law, problems of municipal law, municipality.

Процесс зарождения и развития муниципального права в его современном виде тесно связан с формированием местного самоуправления [6]. В частности, именно возобновление в России в конце прошлого века различных форм и институтов волеизъявления граждан способствовало принятию специальных правовых актов, регулирующих основы местного самоуправления. Данный процесс можно считать началом формирования муниципальной отрасли права как самостоятельного правового феномена [3].

В настоящее время институт местного самоуправления выступает одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно осуществляет деятельность в пределах своих полномочий [4]. На международном уровне фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления закреплены в Европейской хартии местного самоуправления, принятой в 1985 г. и ратифицированной Россией в 1998 г.

Нормативно-правовой основой общественных отношений, возникающих и развивающихся в процессе осуществление местного самоуправления, выступает муниципальное право. Муниципальное право является самостоятельной и комплексной правовой отраслью, которая основывается как на нормах публичного, так и частного права и осуществляет регулирование муниципальных правоотношений, основой которых является местное самоуправление.

Муниципальному праву отводится значительная роль в правовой системе Российской Федерации и юридической науке в целом. Однако муниципальное

71

право прошло долгий этап своего становления и развития в качестве самостоятельной отрасли права [8]. Многие ученые склонны считать, что окончательно местное самоуправления сформировалась в Российской Федерации в 2020 г., после принятия поправок к Конституции, которые способствовали усилению сферы местного самоуправления и укрепления муниципального права. Если говорить о реформе местного самоуправления, проведенной в России с 2003 по 2009 гг., то ее, как правило, считают малоэффективной. В частности, Д. А. Медведев в 2011 г. сказал: «муниципалитеты — это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство».

Необходимо отметить, что на развитие данной правовой отрасли оказали влияние не только процесс правотворчества, а также различные экономический, социальные и политические изменения, происходившие в российском обществе, но и труды различных ученых-правоведов, исследующих проблемы развития муниципального права. Развитие местного самоуправления в своих работах изучали как российские, так и зарубежные авторы. Например, значительный вклад в развитие муниципального права внес советский и российский юрист Владимир Иванович Фадеев, рассматривающей местное самоуправление, как основополагающую идею демократического развития современного государства и общества [7, с. 48].

Эффективность действия правовых норм зависит не только от их доступности, но и от отсутствия коллизий и лакун в законодательстве. В связи с чем рассмотрение проблем муниципального права, а также местного самоуправления является актуальным. Так как именно местное самоуправление выступает в качестве важнейшего свежующего звена между интересами государства и гражданского общества.

Одной из основных проблем является качество правовых актов,

принимаемых на муниципальном уровне [9, с. 351]. Сущность

нормотворческой деятельности состоит в разработке актов, направленных на

72

создание условий необходимых для качественного осуществления местного самоуправления и решения различных вопросов граждан, проживающих в определенном муниципальном образовании. Однако, как показывает практика, акты, принятые на муниципальном уровне, не всегда соответствуют необходимым критериям, правотворческой техники. В некоторых случаях причиной этого является отсутствие у лиц, ответственных за подготовку того или иного муниципального акта необходимых компетенций. Данная проблема объясняется необходимостью подготовки большого количества различных по своей природе и назначению нормативно-правовых актов муниципального образования. Многие правоведы уже поднимали данный вопрос и предлагали различные способы, позволяющие улучшить качество актов муниципального уровня. Например, была предложена идея создания единого информационного портала, направленного на создание у лиц, занимающихся правотворчеством на уровне муниципального образования, представления о необходимых критериях написания нормативно-правовых актов [5]. В настоящее время действует АРМ «Муниципал». Данная система облегчает процесс ввода, ведения и хранения нормативно-правовых актов муниципального образования, путем автоматизации данных процессов. Также АРМ «Муниципал» облегчает передачу подготовленных актов в субъекты РФ и получение обратной связи.

К проблемным вопросам также относится система оценивания эффективности деятельности органов местного самоуправления. Данное оценивание определяет эффективность работы органов местного самоуправления путем проведения независимых опросов среди населения муниципального образования. Сферы деятельности подлежащие такой оценке установлены Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [11]. Опрос проводится по таким сферам как жилищно-коммунальные услуги, транспортное обслуживание и т. д. Исходя из анализа проведенных опросов среди жителей муниципальных

73

образований, уровень удовлетворенности населения деятельностью глав муниципальных образований является достаточно низким. Соответственно необходимо совершенствование оказания муниципальных услуг и корректировка подходов оценки эффективности. Например, некоторые исследователи склонны считать, что более эффективным в данном случае будет использование критериального и индикативного подхода [1, с. 67].

Рассматривая проблемные вопросы муниципального права и местного самоуправления, необходимо отметить п. 3.2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [12]. Данная норма предусматривает возможность установления ограничения сроков занятия должности главы муниципального образования для одного и того же лица. Приведенная статья ФЗ полностью соответствует процессу демократизации общества и способствует повышению эффективности функционирования органов местного самоуправления. Также данная правовая норма способствует развитию политической конкуренции на уровне муниципалитета. Однако не все уставы муниципальных образований ограничивают количество сроков, не позволяющих занимать пост главы муниципального образования одному и тому же лицу. Исходя из этого некоторые эксперты считают необходимым ввести обязательное ограничение в уставе муниципального образования количества занимаемых сроков подряд для должности главы муниципального образования.

Необходимо отметить, наличие расхождений между практикой муниципального строительства и требованиями, которые устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ к видам муниципальных образований [2].

Также в современных условиях все более становится актуальным

дефицит финансовых средств муниципального бюджета для выполнения всех

целей и задач, стоящих перед муниципальным образованием. В данном случае

74

решение проблемы возможно путем увеличения доходов бюджета муниципального уровня. Для решения данного вопроса возможно развитие межбюджетных отношений с целью привлечения финансового обеспечения из бюджетов субъектов и всей Российской Федерации [10, с. 310].

Подводя итог необходимо отметить, что местное самоуправление прошло довольно длительное становление и развитие. Устранение вышеизложенных проблем возможно путем внесения поправок в нормативно правовые акты и совершенствования муниципального права РФ. Необходимо отметить, что именно местное самоуправление является обязательным элементом развития правового государства и демократического общества.

Список литературы

1. Ежукова О.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации: пробелы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 67.

2. Задорина М.А. Муниципальные образования и их виды в свете конституционной реформы основ территориальной организации местного самоуправления // Юридические исследования. 2021. № 10. С. 87-101.

3. Князев С. Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права № 6 - 2008.

4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Российская газета. - 2020. - 04 июля.

5. Лушкина, А. В. Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 233-234.

6. Местное самоуправление: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. С. Бондаря. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 386 с.

7. Муниципальное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. Москва: Проспект, 2015. 336 с.

вопросы российской юстиции выпуск № 20

8. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — М.: Издательство Юрайт, 2017.

9. Назарян, В. В. Актуальные проблемы в муниципальном правотворчестве / В. В. Назарян. // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 351-353.

10. Рабаданова Д.А., Нурмагомедова Л.А. Анализ доходов местных бюджетов и резервы их увеличения в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 10(108). - а 305-313.

11. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" // Российская газета.

12. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.