Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТИ СИСТЕМ СВЯЗИ, РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТИ СИСТЕМ СВЯЗИ, РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация связи / автоматизация управления / система связи / радиотехническое обеспечение полетов / система управления / автоматизированная система управления / комплекс средств автоматизации / авиация / военно-воздушные силы / специальная военная операция / интероперабельность / протокол / communication organization / control automation / communication system / flight radio engineering / control system / automated control system / automation complex / aviation / air force / special military operation / interoperability / protocol

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Козлов К. В., Макаренко С. И., Скрипник И. В., Милов В. Р., Дисенов А. А.

Проведен анализ основных особенностей боевого применения группировок, войск и сил, совместно с авиацией Военно-воздушных сил. Вскрыты проблемные вопросы в организации систем связи, радиотехнического обеспечения и автоматизации управления авиацией ВВС, выявленные по итогам специальной военной операции. Показано, что первопричиной подавляющей части этих проблемных вопросов является отсутствие единого профиля интероперабельности – гармонизированной совокупности стандартов, рекомендаций и регламентов, обеспечивающих стандартизацию функций информационного взаимодействия в какой-либо области деятельности. Представлено авторское видение разработки и внедрения профиля интероперабельности в интересах повышения автоматизации управления пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами ВВС, а также создания единого информационного пространства ВВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Козлов К. В., Макаренко С. И., Скрипник И. В., Милов В. Р., Дисенов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF DEVELOPMENT AND ENSURING INTEROPERABILITY OF COMMUNICATION SYSTEMS, RADIO ENGINEERING SUPPORT AND AUTOMATION OF AIR FORCE AVIATION CONTROL

The analysis of the main features of the combat use of groups, troops and forces that solve tasks together with the aviation of the Air Force. Problematic issues in the organization of communication systems, radio engineering and automation of aviation control have been revealed. It is shown that the main root cause of these problematic issues is the lack of a universal interoperability profile what is a harmonized set of standards that provide standardization of information interaction functions. The authors present a new variant of the development and implementation for the interoperability profile in order to increase the automation control level of manned and unmanned aerial vehicles of the Air Force, as well as the creation of a unified information space of the Air Force.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТИ СИСТЕМ СВЯЗИ, РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ»

ВОЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, СВЯЗИ И НАВИГАЦИИ

УДК 623.74

ГРНТИ 78.25.00

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТИ СИСТЕМ СВЯЗИ, РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

К.В. КОЗЛОВ, кандидат военных наук, доцент ПАО «Интелтех» (г. Санкт-Петербург)

С.И. МАКАРЕНКО, доктор технических наук, доцент

ПАО «Интелтех», Санкт-Петербургский государственный электротехническийуниверситет имени В.И. Ульянова (Ленина) (г. Санкт-Петербург)

И.В. СКРИПНИК, кандидат технических наук

ООО НПП «ПРИМА» (г. Нижний Новгород)

В.Р. МИЛОВ, доктор технических наук, профессор

ООО НПП «ПРИМА», Нижегородский государственный техническийуниверситет имени Р.Е.Алексеева (г Нижний Новгород)

А.А. ДИСЕНОВ, кандидат технических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Еагарина» (г. Воронеж)

Проведен анализ основных особенностей боевого применения группировок, войск и сил, совместно с авиацией Военно-воздушных сил. Вскрыты проблемные вопросы в организации систем связи, радиотехнического обеспечения и автоматизации управления авиацией ВВС, выявленные по итогам специальной военной операции. Показано, что первопричиной подавляющей части этих проблемных вопросов является отсутствие единого профиля интероперабельности - гармонизированной совокупности стандартов, рекомендаций и регламентов, обеспечивающих стандартизацию функций информационного взаимодействия в какой-либо области деятельности. Представлено авторское видение разработки и внедрения профиля интероперабельности в интересах повышения автоматизации управления пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами ВВС, а также создания единого информационного пространства ВВС.

Ключевые слова: организация связи, автоматизация управления, система связи,

радиотехническое обеспечение полетов, система управления, автоматизированная система управления, комплекс средств автоматизации, авиация, военно-воздушные силы, специальная военная операция, интероперабельность, протокол.

Введение. С начала 2022 г. проводимая Вооруженными силами (ВС) России специальная военная операция (СВО) по денацификации и демилитаризации Украины показала важность боевого применения авиации Военно-воздушных сил (ВВС) для достижения превосходства на театре военных действий (ТВД), а опыт реального боевого применения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (ЛА) - необходимость совершенствования систем связи (СС), радиотехнического обеспечения (РТО) и автоматизации управления ими.

Отметим, что рассматривая вопросы, которым посвящена статья, термин «автоматизация управления» (АУ) используется в первую очередь применительно к элементам СС и РТО наземного и морского базирования в контексте автоматического выбора конфигурации средств СС, РТО, а так же автоматической настройки совместных режимов работы их элементов, обеспечивающих формирование единого информационного пространства (ЕИП) ВВС. Использование же термина «АУ» применительно к комплексам средств автоматизации (КСА) и автоматизированным системам управления (АСУ) соответствует повышению уровня

СОДЕРЖАНИЕ

автоматизации и качества управления пилотируемыми ЛА и беспилотными летательными аппаратами (БпЛА).

Актуальность. Анализ результатов СВО позволяет сделать выводы о необходимости совершенствования систем связи, радиотехнического обеспечения и автоматизации управления летательными аппаратами ВВС. Актуальность решения этих задач связана с тем, что при ведении активных боевых действий наличие значительного объема сведений о воздушной, наземной и надводной обстановке на ТВД и жесткое ограничение времени на оценку обстановки, принятие решения, доведение задач и целеуказания до ударных сил и средств требует повышения уровня автоматизации управления и расширения перечня управленческих функций в процессах сбора сведений об обстановке, их обработки, обобщения, формирования решений и доведения их до исполнителей.

Целью статьи является анализ и обсуждение проблемных вопросов организации систем связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированного управления авиацией ВВС, а также формирование направлений их совершенствования.

Анализ работ по организации систем связи, РТО и АУ авиацией ВВС. Ранее вопросы организации систем связи, РТО и АУ авиацией ВВС рассматривались в работах А.Г. Ивануткина [1], С.С. Белоусова, П.А. Федюнина, М.А. Стафеева [2], А.В. Меженова, А.А. Кретова, В.С. Сызранцева [3], П.А. Будко, А.М. Винограденко, А.В. Меженова, А.А. Чикирева [4]. Кроме того, эти вопросы ранее рассматривались в предыдущих работах авторов [5-25]. Однако эти работы не учитывали актуальный опыт проведения СВО, а также вскрытые в ходе проведения данной операции проблемные вопросы организации связи, РТО и АУ. Известные работы в основном содержат усовершенствование существующих технических и технологических решений, при этом работ, направленных на создание ЕИП авиации ВВС, относительно немного, а работы по этой тематике с учетом опыта СВО в открытой печати по состоянию на 1 -й квартал 2024 г. вообще отсутствуют. В связи с этим авторы считают, что работа посвящена актуальным вопросам управления авиацией ВВС, технические аспекты которых в недостаточной мере освещены в известных работах.

Проблемные вопросы в организации связи и управления пилотируемых и беспилотных ЛА ВВС, выявленные по итогам боевого применения в СВО. Проведение СВО выявило следующие проблемные аспекты:

- управление экипажами пилотируемых ЛА зачастую производится неавтоматизированным способом, как правило - по командам офицеров боевого управления (ОБУ);

- невысокая степень автоматизации информационного обмена бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) ЛА со средствами автоматизации управления наземных и морских пунктов управления (ПУ);

- имеются сложности в организации связи с наземными и морскими подразделениями, поддерживаемыми авиацией, осуществлении целеуказаний по мобильным наземным и морским целям;

- возможности корректировки «с земли» целеуказаний по мобильным наземным и надводным целям весьма ограничены;

- не реализовано непосредственное взаимодействие разведывательных и разведывательноударных БпЛА с пилотируемыми ЛА, выполняющими схожую задачу в том же районе боевого применения;

- существующие командные радиолинии управления (КРУ) и технологии обмена данными не обеспечивают достаточный информационный обмен данными о воздушной, наземной и морской обстановке.

Опыт проведения СВО показывает, что ЛА и БпЛА авиации ВВС, в интересах эффективного выполнения своих боевых задач должны активно взаимодействовать, в первую очередь, друг с другом, а также с:

- войсками ПВО и радиотехническими войсками (РТВ) в составе Воздушно-космических сил (ВКС), их комплексами средств автоматизации (КСА) и связи;

СОДЕРЖАНИЕ

- авиацией Федеральной пограничной службы (ФПС), Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, их службами РТО и автоматизированными системами управления (АСУ);

- морской авиацией и войсками противовоздушной обороны (ПВО) в составе Военноморского флота (ВМФ);

- надводными кораблями (НК) ВМФ и ФПС ФСБ России;

- различными подразделениями, входящими в наземную межвидовую группировку разнородных сил, объединяющую воинские формирования Сухопутных войск (СВ) ВС, Министерства внутренних дел (МВД), Росгвардии, Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) и т. д.

Очевидно, что в рамках системы управления войсками и оружием (СУВО) повышение качества решения боевых задач, сокращение длительности цикла управления, а также повышение степени достоверности и полноты освещения обстановки для командиров и начальников может быть реализовано только при выполнении условия того, что автоматизированный способ управления становится основным, а неавтоматизированный - резервным (аварийным). В этом случае на первое место выходят вопросы автоматизации организации связи, создания ЕИП СУВО на ТВД, приближение своевременности обмена данными к реальному масштабу времени, а в отношении авиации ВВС - вопросы автоматизации и гармонизации информационного взаимодействия как органов управления (АСУ и КСА) и управляемых объектов (ЛА и БпЛА), так и всех взаимодействующих сил и средств.

Актуальность проработки этих вопросов обусловлена следующими особенностями боевого применения группировок, войск и сил, совместно с авиацией ВВС:

- скоротечность ведения боевых действий;

- необходимость сбора и обновления значительного объема сведений о воздушной, наземной и надводной обстановке, их обработки, доведения и отображения в максимально сжатые сроки;

- жесткое ограничение времени на оценку обстановки, принятие решения, доведение задач и целеуказания до ударных сил и средств: цикл «разведка - принятие решения - поражение» в тактическом звене управления составляет отбдоЗО мин;

- потребность в повышении уровня автоматизации управления (особенно в наземном и морском сегменте СУВО) и расширения перечня управленческих функций в процессах сбора сведений об обстановке, их обработки, обобщения, формирования управленческих решений и доведения их до исполнителей.

Перспективные направления совершенствования организации связи, РТО и АУ авиацией ВВС. Анализ вышеуказанных проблемных аспектов управления авиацией ВВС показывает, что первопричиной подавляющей их части является отсутствие единого профиля интероперабельности - гармонизированной совокупности стандартов, рекомендаций и регламентов, обеспечивающих стандартизацию функций информационного взаимодействия в какой-либо области деятельности [26]. Применительно к рассматриваемой проблематике, профиль интероперабельности должен обеспечивать стандартизацию информационного взаимодействия ЛА и БпЛА, ВВС и ПВО, наземных служб РТО и АСУ, средств связи и автоматизации взаимодействующих сил - сухопутных войск (СВ) и ВМФ.

Решение задачи создания профиля интероперабельности на базе существующих средств и при существующей организации связи, РТО и АУ - невозможно, поскольку ранее каждый из видов ВС или родов войск создавал свою систему связи и управления, обеспечивая решение собственных задач, стоявших перед ними в тот исторический период. При этом требования к особой интеграции и унификации технических решений не предъявлялось. Ранее структура контуров управления оружием, как правило, была статичной на протяжении длительного периода времени, какое-либо переподчинение ее элементов не предусматривалось.

В современных условиях, когда существенно выросла динамика ведения боевых действий, требуется не только согласованное применение средств поражения ВВС, ПВО, СВ и ВМФ, но и

СОДЕРЖАНИЕ

возможность создания на период проведения военных операции временных межвидовых контуров управления и организации связи, чего ранее не было. Особенно актуально оперативное формирование и изменение контуров между воинскими формированиями, силами и средствами ВВС, ПВО, СВ иПВО.

Опыт авторов по разработке и внедрению систем связи и управления специального назначения позволяет предложить следующий вариант разработки и внедрения профиля интероперабельности для ЛА и БпЛА ВВС (рисунок 1).

Как видно из рисунка 1 значительный объем в предстоящей работе необходимо отвести:

разработке научно-методического аппарата развития систем связи, РТО и АУ;

разработке алгоритмического обеспечения и реализующих его протоколов информационно-логического взаимодействия (ПИЛВ), протоколов функционального взаимодействия (ПФВ), а также протоколов технического сопряжения (ПТС);

разработке (выбору) перспективных информационно-телекоммуникационных технологий.

Параллельно с перечисленными выше работами при тесной координации и синхронизации промежуточных результатов предлагается проводить разработку перспективных средств связи, РТО и АУ, обеспечивающих создание ЕИП управления ЛА и БпЛА в интересах их применения для решения интегрированных задач СВ, ВВС и ВМФ.

Важнейшим результатом создания ЕИП должна стать реализация возможности ведения автоматического обмена формализованными данными в масштабе времени, близкому к реальному для всех средств автоматизации управления. Решение этой задачи путем применения существующих средств АУ и связи невозможно по целому ряду причин.

Во-первых, ранее каждый из видов ВС или родов войск создавал свою систему управления. При этом особой интеграции и унификации технических решений не требовалось, а одинаковая по содержанию информация зачастую передавалась посредством разных видов связи и в разных формах представления, что исключало возможность «бесшовного» информационного обмена между корреспондирующими ПУ и объектами. В перспективной СУВО для создания ЕИП необходима унификация видов и форм представления информации, обеспечивающая однозначную трактовку информации всеми участниками информационного обмена. В настоящее время это условие не выполнено. Для обеспечения такого взаимодействия должен быть разработан ряд протоколов ПИЛВ и ПФВ, а также протоколов технического сопряжения, увязывающих средства автоматизации управления, связи и навигации в единую информационнотелекоммуникационную систему. При этом, по мнению авторов статьи, эти протоколы должны быть максимально унифицированными и обладать силой стандартов. Основные из них перечислены на рисунке 1.

Во-вторых, для построения автоматизированной системы обмена данными (СОД) управления ЛА и БпЛА задействуемые для этой цели средства связи, РТО и АУ должны быть способны обеспечивать автоматизированное управление своими элементами. Большинство из этих существующих средств такими возможностями не обладает.

К сожалению, ввиду отсутствия единых стандартов, отдельные разработчики авионики и средств воздушной связи ведут разработку своих проприетарных, зачастую не совместимых между собой технических и технологических решений. При этом не всегда учитывается то обстоятельство, что необходима разработка порядка обмена данными в перспективной системе радиосвязи для всех видов ВС РФ (для обеспечения межвидового взаимодействия), и то, что принятые сейчас системно-технические решения повлияют на все последующие работы в данной предметной области.

В целях построения ЕИП и обеспечивающей СОД должны быть обеспечены:

- выполнение принципа универсальности, применяемого для построения систем связи, реализация возможности обмена с разнообразными типами ЛА, состоящими на вооружении различных силовых ведомств РФ. При этом надо учитывать, что зачастую обеспечение универсальности приводит к функциональной избыточности поскольку связано с учетом

«Воздушно-космические силы. Теория и практика» | № 30, июнь 2024

Перспективные направления совершенствоватя организации связи, РТО и АУ авиацией ВВС и ПВО

3ZE

Разработка научно-методического аппарата, позволяющего решить задачи автоматизации процессов:

Разработки и оценка пригодности рационального варианта структуры системы связи, РТО и АУ, предусматривающего ее изменение сообразно изменению схемы управления войсками (силами) и оружием (средствами) в соответствии с прогнозируемый изменением состояния системы управления и системы связи РТО и АУ в условиях современного вооруженного противоборства

Построения системы связи, РТО и АУ, обладающей структурой, соответствующей разработанному рациональному варианту

Управления связью (системой связи), РТО и АУ

Сопоставления (увязки):

-задач управления войсками (силами) и оружием (средствами) с задачами по обеспечению информационногообмена между пунктами управления (ПУ) и объектами;

-задач по обеспечению информационногообмена между ПУ и объектами с задачами по обеспечению связи РТО и АУ.

Создание единой концепции функционодовашя автоматизированной СС, РТО и АУ авиации ВВС и ПВО, включающей такие элементы, как:

Единая терминология

Единая клахификация и информация, и унифицированные (регламент рованн ые) формы представления (различных видов) информации и формы(форматы) сообщений

Взаимоувязанные информационные модели действий операторов КСА и АСУ

1) планирования:

-боевого применен ия войск (сил) и оружия (средств);

-связи, РТО и АУ;

2)управления:

- войсками (силами) и оружием (средствами);

-связью (системой связи), РТО и АУ; -элементами системы связи, РТО и АУ

Регламент рованн ый порядок:

-информационно-лотческогои функционального взаимодействия между элементами СУВО и обеспечивающей её СС РТО и АУ;

-обмена сообщениями между элементами СС, РТО и АУ, обеспечивающими информационный обмен ПУ (объектов) СУВО

3ZE

Разрабсткаунифицированных протоколов информационно-логического взаимодействия (ПИПВ) и протоколов технического сопряжения (ПТС)

Разработкаутфицодованных тротоколов, обладающих юридической силой «воетых стандартов»

/--------------------------

ПИЛ В и ПТС между средствами автоматизации планирования боевого приме нения войск (сил) и оружия (средств) и средствами автоматизации планирования связи, РТО и АУ

ПИЛВи ПТС между средствами автоматизации:

- планирования связи, РТО и АУ;

- управления системой связи, РТО и АУ;

- управления элементом системы связи, РТО и АУ

ПИЛВи ПТС между средствами автоматизации управления войсками (силами) и оружием (средствами) и средствами автоматизации управления системой связи, РТО и АУ

Единый протокол обмена данными между средствами автоматзации планирования боевого применения войск (сил) и оружия (средств); средствами автоматизации планирования связи, РТО и АУ; средствами автоматизации управления войсками (силами) и оружием (средствами); средствами автоматизации управления элементами системы связи, РТО и АУ

Протоколы функциональною взаимодействия (ПФВ):

-средств автоматизации управления и каналообразующих средств связи;

-средств автоматизации управления и аппаратуры передач! данных (АЛД), в т.ч. АПД с шифровальной аппаратурой связи (ШАС);

-средств автоматизации управления и маршрутизаторов (криптомаршрутизаторов); -АПД (АПД с ШАС) и каналообразующих средств связи;

-маршрутизаторов (криптомаршрутизаторов) и каналообразующих средств связи; -оконечных средств связи с оконечными средствами связи;

-оконечных средств связи и каналообразующих средств связи -оконечных средств хязи и АГ|Д (АПД с ШАС);

-оконечных средств связи и маршрутизаторов (криптомаршрутизаторов); -каналообразующих средств связи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-коммутационных средств связи и каналообразующих средств связи; -коммутационных средств связи и АГЩ (АПД с ШАС);

-коммутационных средств связи и маршрутизаторов (криптомаршрутизаторов); -коммутационных средств связи и коммутационных средств связи

3ZE

Разработка комплекта средств связи и автоматизации управления

Средства автоматизации управления связью (системой связи), РТО и АУ ) ( Оконечные средства связи 1C Коммутационные средства связи }

Средства автоматизации планирования связи, РТО и АУ ) ( Средства объективного контроля JC Кан ало образующие средства связи

( Средства автоматизации управления элементами СС , РТО и АУ ) ( Источники электропитания ) ( Специальные средства сеязи j

Разработка и внедрение телекоммуникационных технологий, обеспечивающих выполнение требований к пропускной способности, своевременности, достоверности, устойчивости

линий, направлений и сетей связи

Я

О

ч

го

Я>

*

to

рз

сг

S

сг

со

РЗ

43

к

X

20

43

ё

и

X

X

X

о о от о о о о от о

X

о

со

Е

я

РЗ рз

ч н сг сг о о

РЗ 3 43

X

, о

СГ 73

о

5

w о

X

X

о

о

н

о

SC

20 20 О

к

о

W Ч

о 2

РЗ

и Е 73

S рз

сг Со

Ь и

2 а

к Й

X о ч о

о

нч Ч рэ 43

X &

ч 21

рз S

2 я

к 3

О 20

О 2

СИ ы

2

<3 * о со ч о X о

ч

о

X 43

к

X

рз

X

о

X

я

о

о

ч

о

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

03

рз S 2 о

.. to „ О О о s sc д 2 о о и

о

от

о

« о

§ S

s а

о

й К

S

я

о

43

о

рз

я

S

о

о

и

S

to

о

и

N

S

о

00

со

Рисунок 1 - Вариант разработки и внедрения профиля интероперабельности для ЛА и БпЛА ВВС

СОДЕРЖАНИЕ

- задействование диапазонов и классов излучении, применяемых в сетях воздушной связи специального назначения;

- учет особенностей организации управления и информационного обмена при управлении ЛА различных родов авиации, применении авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения (управления) и решении ими задач по функциональному предназначению;

- возможность реализации единых протоколов связи, РТО и АУ как при использовании новых технологических решений, разрабатываемых для перспективных АСУ и КСА управления авиацией, так и в процессе применения существующих АСУ и КСА;

- четкое разграничение ответственности между АСУ и КСА и обеспечивающими элементами - СС, РТО и АУ за автоматизацию обмена данными в сетях связи, оперативную реконфигурацию сети и управление сетевыми ресурсами;

- максимальное использование существующих в настоящее время программно-аппаратных решений.

Выводы. Проведенный анализ проблемных вопросов организации систем связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированного управления авиацией ВВС показал, что первопричиной подавляющей части этих вопросов является отсутствие единого профиля интероперабельности в существующих средствах связи, РТО и АУ и, как следствие, отсутствие ЕИП управления ЛА и БпЛА ВВС.

Разработка и внедрение профиля интероперабельности в интересах повышения автоматизации управления пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами ВВС возможна за счет:

- создания единой концепции функционирования автоматизированной СС, РТО и АУ авиации ВВС и ПВО;

- разработки научно-методического аппарата, позволяющего решить задачи автоматизации процессов;

- алгоритмического обеспечения реализующих его унифицированных ПИЛВ, ПТС, ПФВ, обладающих юридической силой «военных стандартов»;

- разработки перспективных информационно-телекоммуникационных технологий;

- разработки перспективных средств связи, РТО и АУ, обеспечивающих создание ЕИП управления ЛА и БпЛА в интересах их применения для решения интегрированных задач СВ, ВВС и ВМФ.

Решение перечисленных вопросов невозможно без привлечения широкого круга разработчиков средств наземной и воздушной связи, систем управления, представителей военной науки, наличия волевых усилий и административных решений, направленных на решение существующей проблемы, со стороны должностных лиц - организаторов связи, РТО и АУ соответствующих звеньев управления ВС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивануткин А.Е. Интеграция связи, радиотехнического обеспечения и автоматизации управления авиации // Вестник Академии военных наук. 2015. № 4 (53). С. 81-83.

2. Белоусов С.С., Федюнин П.А., Стафеев М.А. Методический подход к оценке влияния технического обеспечения связи на качество управления авиацией // Проблемы технического обеспечения войск в современных условиях: труды VII межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 349-353.

3. Меженов А.В., Кретов А.А., Сызранцев В.С. Обоснование критерия эффективности и показателей качества для оценки устойчивости системы связи и радиотехнического обеспечения в едином информационном пространстве // I-methods. 2019. Т. 11.№З.С. 1-9.

4. Будко П.А., Винограденко А.М., Меженов А.В., Чикирев А.А. Способ и устройство интеллектуального экспресс-контроля технического состояния наземных средств связи и

СОДЕРЖАНИЕ

радиотехнического обеспечения полетов // Системы управления, связи и безопасности. 2020. № 1. С. 235-283. DOI: 10.24411/2410-9916-2020-10108.

5. Козлов К.В., Кулешов И.А., Сенчуков М.В., Козлова А.К. Об использовании моделей пространственно-информационных структур при разработке систем связи, радиотехнического обеспечения и автоматизации управления специального назначения // Техника средств связи. 2020. №4(152). С. 13-16.

6. Козлов К.В., Кулешов И.А., Сенчуков М.В., Козлова А.К. Разработка требований к комплексу авиационной связи надводного авианесущего корабля с групповым базированием воздушных судов (летательных аппаратов) // Техника средств связи. 2020. № 1 (149). С. 49-54.

7. Николашин Ю.Л., Козлов К.В., Кулешов И.А. Основные проблемы построения системы управления войсками, оружием морской авиации и войск противовоздушной обороны флота и предложения по их решению // Техника средств связи. 2020. № 2 (150). С. 2-9.

8. Козлов К.В., Кулешов И.А., Козлова А.К., Сенчуков М.В. Актуальность разработки «цифрового двойника» автоматизированной системы связи, радиотехнического обеспечения и автоматизации управления группировки авиации и войск ПВО и предложения по формированию подхода к ее выполнению // Техника средств связи. 2022. № 2 (158). С. 4-12.

9. Иванов М.С., Шушков А.В., Макаренко С.И. Повышение скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи управления летательными аппаратами за счет адаптивного использования энергетического, сигнального и частотного сетевых ресурсов. Часть 1. Модели и методика повышения скорости передачи данных // Системы управления, связи и безопасности. 2023. № 1. С. 125-219. DOI: 10.24412/2410-9916-2023-1-125-219.

10. Иванов М.С., Шушков А.В., Макаренко С.И. Повышение скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи управления летательными аппаратами за счет адаптивного использования энергетического, сигнального и частотного сетевых ресурсов. Часть 2. Исследование достигаемого повышения скорости передачи данных II Системы управления, связи и безопасности. 2023. №1.С. 220-243. DOI: 10.24412/2410-9916-2023-1-220-243.

11. Иванов М.С., Понаморев А.В., Макаренко С.И. Методика повышения скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи управления летательными аппаратами за счет адаптивного распределения сетевого частотно-временного ресурса с учетом интенсивности передаваемого трафика // Системы управления, связи и безопасности. 2022. № 1. С. 104-139. DOI: 10.24412/2410-9916-2022-1-104-139.

12. Иванов М.С., Афонин И.Е., Макаренко С.И. Повышение устойчивости автоматизированной системы управления комплекса с беспилотными летательными аппаратами в условиях воздействия средств физического поражения и радиоэлектронного подавления II Системы управления, связи и безопасности. 2022. № 2. С. 92-134. DOI: 10.24412/2410-9916-2022-2-92-134.

13. Иванов М.С., Аганесов А.В., Макаренко С.И. Повышение пропускной способности объединенной воздушно-космической сети связи. Часть 1. Модели и методика повышения пропускной способности объединенной сети связи на основе использования MESH-технологий II Системы управления, связи и безопасности. 2022. № 3. С. 183-259. DOI: 10.24412/2410-9916-2022-3-183-259.

14. Иванов М.С., Аганесов А.В., Макаренко С.И. Повышение пропускной способности объединенной воздушно-космической сети связи. Часть 2. Исследование пропускной способности объединенной сети и разработка алгоритма распределения информационных потоков для маршрутизатора узла сети связи воздушного эшелона II Системы управления, связи и безопасности. 2022. № 3. С. 260-285. DOI: 10.24412/2410-9916-2022-3-260-285.

15. Иванов М.С., Понаморев А.В., Макаренко С.И. Моделирование трафика, передаваемого в канале управления летательным аппаратом при управлении им в процессе выполнения специальных задач. Часть 1. Модель интенсивности нестационарного трафика на различных

СОДЕРЖАНИЕ

этапах полета // Системы управления, связи и безопасности. 2021. № 6. С. 120-147. DOI: 10.24412/2410-9916-2021-6-120-147.

16. Иванов М.С., Понаморев А.В., Макаренко С.И. Моделирование трафика, передаваемого в канале управления летательным аппаратом при управлении им в процессе выполнения специальных задач. Часть 2. Экстраполяция и прогнозирование интенсивности нестационарного трафика // Системы управления, связи и безопасности. 2021. № 6. С. 148-172. DOI: 10.24412/2410-9916-2021-6-148-172.

17. Смирнов С.В., Макаренко С.И., Иванов М.С., Попов С.А. Единая сеть воздушной радиосвязи управления авиацией с АК РЛДН, основанная на иерархическом принципе ретрансляции информационных потоков // Системы управления, связи и безопасности. 2018. № 3.

С. 54-68.DOI: 10.24411/2410-9916-2018-10304.

18. Макаренко С.И., Бережное А.Н. Перспективы использования сетецентрических технологий управления боевыми действиями и проблемы их внедрения в вооруженных силах Российской Федерации II Вестник Академии военных наук. 2011. № 4 (37). С. 64-68.

19. Методы проектирования информационно-управляющих и телекоммуникационных систем / под ред. В.Р. Милова, В.Г. Баранова. М.: Радиотехника, 2016. 216 с.

20. Комяков А.В., Баранов В.Г., Вдовин Л.М., Милов В.Р., Горячева Т.И. Комплекс имитации и тестирования систем авиационной связи II Информационно-измерительные и управляющие системы. 2015.Т. 13.№З.С. 5-11.

21. Комяков А.В., Милов В.Р., Вдовин Л.М., Горячева Т.И. Анализ текущего состояния и тенденций развития авиационной системы электросвязи II Электросвязь. 2013.№7. С. 17-23.

22. Шабалин Е.А., Милов В.Р. Распределение ресурсов сети связи с учетом ценности информации в условиях радиоэлектронного противодействия II Информационно-измерительные иуправляющие системы. 2008. Т. 6. № 11. С. 87-93.

23. Скрипник И.В. Опыт разработки и направления развития радиосвязного оборудования для пилотируемой и беспилотной авиации II Электросвязь. 2022. №3. С. 24-29.

24. Скрипник И.В., Андреянов Д.Е., Милов В.Р., Потапов Н.Н. Сетевые режимы ДМВ-радиосвязи для пилотируемой и беспилотной авиации II Труды XXI Российской межведомственной научно-технической конференции «Новые информационные технологии в системах связи и управления» (8 сентября 2022 г.). Калуга: изд-во «Ноосфера», 2022. С. 181-183.

25. Скрипник И.В. Опыт разработки и направления совершенствования авиационных бортовых комплексов связи II Сборник научных статей по материалам XI Международной научно-технической конференции «Современное состояние и перспективы развития систем связи и радиотехнического обеспечения в управлении авиацией. Научные чтения имени А.С. Попова» (01-03 марта 2022 г.). Воронеж: ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», 2022. С. 93-97.

26. Интероперабельность организационно-технических систем: Монография /

С.И. Макаренко. СПб.: Наукоемкие технологии, 2024. 313 с.

REFERENCES

1. Ivanutkin A.G. Integraciya svyazi, radiotekhnicheskogo obespecheniya i avtomatizacii upravleniya aviacii II Vestnik Akademii voennyh nauk. 2015.№4 (53). pp. 81-83.

2. Belousov S.S., Fedyunin P.A., Stafeev M.A. Metodicheskij podhod k ocenke vliyaniya tekhnicheskogo obespecheniya svyazi na kachestvo upravleniya aviaciej II Problemy tekhnicheskogo obespecheniya vojsk v sovremennyh usloviyah. Trudy VII mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2022. pp. 349-353.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Mezhenov A.V., Kretov А.А., Syzrancev V.S. Obosnovanie kriteriya effektivnosti i pokazatelej kachestva dlya ocenki ustojchivosti sistemy svyazi i radiotekhnicheskogo obespecheniya v edinom informacionnom prostranstve // I-methods. 2019.T. ll.№3. pp. 1—9.

4. Budko P.A., Vinogradenko A.M., Mezhenov A.V., Chikirev A.A. Sposob i ustrojstvo intellektual'nogo ekspress-kontrolya tekhnicheskogo sostoyaniya nazemnyh sredstv svyazi i radiotekhnicheskogo obespecheniya poletov // Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2020. № 1. pp. 235-283. DOI: 10.24411/2410-9916-2020-10108.

5. Kozlov K.V., Kuleshov I. A., Senchukov M.V., Kozlova A.K. Ob ispol'zovanii modelej prostranstvenno-informacionnyh struktur pri razrabotke sistem svyazi, radiotekhnicheskogo obespecheniya i avtomatizacii upravleniya special'nogo naznacheniya // Tekhnika sredstv svyazi. 2020. №4(152). pp. 13-16.

6. Kozlov K.V., Kuleshov I. A., Senchukov M.V., Kozlova A.K. Razrabotka trebovanij к kompleksu aviacionnoj svyazi nadvodnogo avianesushchego korablya s gruppovym bazirovaniem vozdushnyh sudov (letatel'nyh apparatov) // Tekhnika sredstv svyazi. 2020. № 1 (149). pp. 49—54.

7. Nikolashin YU.L., Kozlov K.V., Kuleshov I.A. Osnovnye problemy postroeniya sistemy upravleniya vojskami, oruzhiem morskoj aviacii i vojsk protivovozdushnoj oborony flota i predlozheniya po ih resheniyu // Tekhnika sredstv svyazi. 2020. № 2 (150). pp. 2—9.

8. Kozlov K.V., Kuleshov I.A., Kozlova A.K., Senchukov M.V. Aktual'nost' razrabotki «cifrovogo dvojnika» avtomatizirovannoj sistemy svyazi, radiotekhnicheskogo obespecheniya i avtomatizacii upravleniya gruppirovki aviacii i vojsk PVO i predlozheniya po formirovaniyu podhoda к eyo vypolneniyu // Tekhnika sredstv svyazi. 2022. №2(158). pp. 4—12.

9. Ivanov M.S., Shushkov A.V., Makarenko S.I. Povyshenie skorosti peredachi dannyh v seti vozdushnoj radiosvyazi upravleniya letatel'nymi apparatami za schet adaptivnogo ispol'zovaniya energeticheskogo, signal'nogo i chastotnogo setevyh resursov. Chast' 1. Modeli i metodika povysheniya skorosti peredachi dannyh // Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2023. № 1. pp. 125—219. DOI: 10.24412/2410-9916-2023-1-125-219.

10. Ivanov M.S., Shushkov A.V., Makarenko S.I. Povyshenie skorosti peredachi dannyh v seti vozdushnoj radiosvyazi upravleniya letatel'nymi apparatami za schet adaptivnogo ispol'zovaniya energeticheskogo, signal'nogo i chastotnogo setevyh resursov. Chast' 2. Issledovanie dostigaemogo povysheniya skorosti peredachi dannyh II Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2023. № 1. pp. 220—243. DOI: 10.24412/2410-9916-2023-1-220-243.

11. Ivanov M.S., Ponamorev A.V., Makarenko S.I. Metodika povysheniya skorosti peredachi dannyh v seti vozdushnoj radiosvyazi upravleniya letatel'nymi apparatami za schet adaptivnogo raspredeleniya setevogo chastotno-vremennogo resursa s uchetom intensivnosti peredavaemogo trafika // Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2022. № 1. pp. 104—139. DOI: 10.24412/2410-9916-2022-1-104-139.

12. Ivanov M.S., Afonin I.E., Makarenko S.I. Povyshenie ustojchivosti avtomatizirovannoj sistemy upravleniya kompleksa s bespilotnymi letatel'nymi apparatami v usloviyah vozdejstviya sredstv fizicheskogo porazheniya i radioelektronnogo podavleniya II Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2022. № 2. pp. 92—134. DOI: 10.24412/2410-9916-2022-2-92-134.

13. Ivanov M.S., Aganesov A.V., Makarenko S.I. Povyshenie propusknoj sposobnosti

ob"edinennoj vozdushno-kosmicheskoj seti svyazi. Chast' 1. Modeli i metodika povysheniya propusknoj sposobnosti ob"edinennoj seti svyazi na osnove ispol'zovaniya MESH-tekhnologij II Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2022. № 3. pp. 183—259. DOI: 10.24412/2410-9916-2022-3-183-259.

14. Ivanov M.S., Aganesov A.V., Makarenko S.I. Povyshenie propusknoj sposobnosti

ob"edinennoj vozdushno-kosmicheskoj seti svyazi. Chast' 2. Issledovanie propusknoj sposobnosti ob"edinennoj seti i razrabotka algoritma raspredeleniya informacionnyh potokov dlya marshrutizatora

ВОЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, СВЯЗИ И НАВИГАЦИИ

uzla seti svyazi vozdushnogo eshelona // Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2022. № 3. pp. 260-285. DOI: 10.24412/2410-9916-2022-3-260-285.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ivanov M. S., Ponamorev A. V., Makarenko S. I. Modelirovanie trafika, peredavaemogo v kanale upravleniya letatel'nym apparatom pri upravlenii im v processe vypolneniya special'nyh zadach. Chast' 1. Model' intensivnosti nestacionarnogo trafika na razlichnyh etapah poleta // Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2021. № 6. pp. 120-147. DOI: 10.24412/2410-9916-2021-6-120-147.

16. Ivanov M.S., Ponamorev A.V., Makarenko S.I. Modelirovanie trafika, peredavaemogo v kanale upravleniya letatel'nym apparatom pri upravlenii im v processe vypolneniya special'nyh zadach. Chast' 2. Ekstrapolyaciya i prognozirovanie intensivnosti nestacionarnogo trafika II Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2021. № 6. pp. 148-172. DOI: 10.24412/2410-9916-2021-6-148-172.

17. Smirnov S.V., Makarenko S.I., Ivanov M.S., Popov S.A. Edinaya set' vozdushnoj radiosvyazi upravleniya aviaciej s AK RLDN osnovannaya na ierarhicheskom principe retranslyacii informacionnyh potokov II Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2018. № 3. pp. 54-68. DOI: 10.24411/2410-9916-2018-10304.

18. Makarenko S.I., Berezhnov A.N. Perspektivy ispol'zovaniya setecentricheskih tekhnologij upravleniya boevymi dejstviyami i problemy ih vnedreniya v vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii II Vestnik Akademii voennyh nauk. 2011. № 4 (37). pp. 64-68.

19. Metody proektirovaniya informacionno-upravlyayushchih i telekommunikacionnyh sistem / pod red. V.R. Milova, V.G. Baranova. M.: Radiotekhnika, 2016. 216 p.

20. Komyakov A.V., Baranov V.G., Vdovin L.M., Milov V.R., Goryacheva T.I. Kompleks imitacii i testirovaniya sistem aviacionnoj svyazi II Informacionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie sistemy. 2015. T. 13. № 3. pp. 5-11.

21. Komyakov A.V., Milov V.R., Vdovin L.M., Goryacheva T.I. Analiz tekushchego sostoyaniya i tendency razvitiya aviacionnoj sistemy elektrosvyazi //Elektrosvyaz'. 2013. № 7. pp. 17-23.

22. Shabalin E.A., Milov V.R. Raspredelenie resursov seti svyazi s uchetom cennosti informacii v usloviyah radioelektronnogo protivodejstviya II Informacionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie sistemy. 2008. T.6.№11. pp. 87-93.

23. Skripnik I.V. Opyt razrabotki i napravleniya razvitiya radiosvyaznogo oborudovaniya dlya pilotiruemoj i bespilotnoj aviacii //Elektrosvyaz'. 2022. № 3. pp. 24-29.

24. Skripnik I.V., Andreyanov D.E., Milov V.R., Potapov N.N. Setevye rezhimy DMV-radiosvyazi dlya pilotiruemoj i bespilotnoj aviacii II Trudy XXI Rossijskoj mezhvedomstvennoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii «Novye informacionnye tekhnologii v sistemah svyazi i upravleniya» (8 sentyabrya 2022 g.). Kaluga: izd-vo «Noosfera», 2022. pp. 181-183.

25. Skripnik I.V. Opyt razrabotki i napravleniya sovershenstvovaniya aviacionnyh bortovyh kompleksov svyazi II Sbomik nauchnyh statej po materialam XI Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii «Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya sistem svyazi i radiotekhnicheskogo obespecheniya v upravlenii aviaciej. Nauchnye chteniya imeni A.S. Popova» (01-03 marta 2022 g.). Voronezh: VUNC VVS «Voenno-vozdushnaya akademiya imeni professora

N.E. Zhukovskogo i Yu.A. Gagarina», 2022. pp. 93-97.

26. Interoperabel'nost' organizacionno-tekhnicheskih sistem. Monografiya/ S.I. Makarenko. Saint Petersburg: Naukoemkie tekhnologii, 2024. 313 p.

© Козлов K.B., Макаренко С.И., Скрипник И.В., Милов В.Р., Дисенов А.А., 2024

Козлов Константин Валентинович, кандидат военных наук, доцент, заместитель директора НТЦ-1, ПАО «Интелтех», Россия, 197342, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, 8, [email protected].

Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, доцент, советник генерального директора, ПАО «Интелтех», профессор кафедры информационной безопасности, СПбГЭТУ «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина), Россия, 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5, [email protected].

СОДЕРЖАНИЕ

Скрипник Игорь Владимирович, кандидат технически наук, заместитель генерального директора по научнотехническому развитию, ООО HI III «ПРИМА», Россия, 603950, г. Нижний Новгород, Сормовское шоссе, 1Ж, [email protected].

Милов Владимир Ростиславович, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник -руководитель проектов по научно-техническому развитию, профессор кафедры электроники и сетей ЭВМ, Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, ООО HI III «ПРИМА», Россия, 603950, г. Нижний Новгород, Сормовское шоссе, 1Ж, [email protected].

Дисенов Артур Амангалиевич, кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры авиационных систем и комплексов радионавигации и радиосвязи, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военновоздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Еагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].

СОДЕРЖАНИЕ

UDK 623.74 GRNTI 78.25.00

PROBLEMATIC ISSUES OF DEVELOPMENT AND ENSURING INTEROPERABILITY OF COMMUNICATION SYSTEMS, RADIO ENGINEERING SUPPORT AND AUTOMATION OF AIR FORCE AVIATION CONTROL

K.V. KOZLOV, Candidate of Military Sciences, Associate Professor

Inteltech PJSC (St. Petersburg)

S.I. MAKARENKO, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor

Inteltech PJSC, Saint Petersburg Electrotechnical University (St. Petersburg)

I.V. SKRIPNIK, Candidate of Technical Sciences PRIMA Research & Production Enterprise, LLC (Nizhny Novgorod)

V.R. MILOV, Doctor of Technical Sciences, Professor

PRIMA Research & Production Enterprise, LLC, Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseeva (Nizhny Novgorod)

A.A. DISENOV, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The analysis of the main features of the combat use of groups, troops and forces that solve tasks together with the aviation of the Air Force. Problematic issues in the organization of communication systems, radio engineering and automation of aviation control have been revealed. It is shown that the main root cause of these problematic issues is the lack of a universal interoperability profile what is a harmonized set of standards that provide standardization of information interaction functions. The authors present a new variant of the development and implementation for the interoperability profile in order to increase the automation control level of manned and unmanned aerial vehicles of the Air Force, as well as the creation of a unified information space of the Air Force.

Keywords: communication organization, control automation, communication system, flight radio engineering, control system, automated control system, automation complex, aviation, air force, special military operation, interoperability, protocol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.