Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ФТС РОССИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ФТС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ НАЧАЛЬНИКА (ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА) ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ФТС РОССИИ / AN INQUEST BODY / RESPONSIBILITIES OF A HEAD (OR A DEPUTY HEAD) OF AN INQUEST BODY OF THE FCS OF RUSSIA / ПОЛНОТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / EXHAUSTIVENESS OF LEGAL REGULATION / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ / PROCEDURAL CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Виктор Александрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы, определяющие полноту правового регулирования полномочий начальника (заместителя начальника) органа дознания ФТС России. Основное внимание уделяется анализу правовых норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, подзаконных нормативных правовых актов и практике их применения. На основе результатов такого анализа предлагается новая редакция ст. 40.2 Уголовнопроцессуального кодекса РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF EXPANDING AUTHORITIES OF THE HEAD OF INQUEST BODY OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

The article is devoted to some actual issues dealing with the range of legal regulation of responsibilities of a head (or a deputy head) of an inquest body of the Federal Customs Service of Russia. The main attention is paid to the analysis of legal norms of procedural criminal Code of the Russian Federation, subordinate legislation and its application experience. Based on the results of the above analysis a new redaction of article 40.2 of procedural criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ФТС РОССИИ»

В. а. Михайлов

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ФТС РОССИИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы, определяющие полноту правового регулирования полномочий начальника (заместителя начальника) органа дознания ФТС России. Основное внимание уделяется анализу правовых норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, подзаконных нормативных правовых актов и практике их применения. На основе результатов такого анализа предлагается новая редакция ст. 40.2 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Ключевые слова: таможенные органы; орган дознания; полномочия начальника (заместителя начальника) органа дознания ФТС России; полнота правового регулирования; Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Эффективность борьбы с преступностью предопределяется высоким уровнем правового регулирования уголовно-процессуальных полномочий органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания. Однако правовые нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) неконкретны, неполны, особенно в определении функций и полномочий начальника органа дознания и его заместителя в системе ФТС России и в системе иных правоохранительных ведомств, наделенных полномочиями органа дознания. Неполны, недостаточно конкретны, а порой противоречивы в этой части и подзаконные нормативные правовые акты, в том числе ФТС России, МВД России и иных правоохранительных ведомств.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 40 УПК РФ к органам дознания отнесены многочисленные правоохранительные органы, включая таможенные. Пунктом 17 ст. 5 УПК РФ установлено, что начальником органа дознания является должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Статьей 10 Федерального закона от 27. 11. 2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что таможенными органами являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, т. е. ФТС России; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни в составе указанных региональных таможенных управлений; 4) таможенные посты.

Из данных нормативных правовых актов Президента РФ [1], Правительства РФ [2], приказов ФТС России [3; 4; 5; 6; 7] следует, что в единой федеральной централизованной системе таможенных органов РФ начальниками и заместителями начальников органов дознания являются:

- назначаемые на должность и освобождаемые от должности постановлением Правительства РФ - руководитель ФТС России и его заместитель;

- назначаемые на должность и освобождаемые от должности руководителем ФТС России: а) начальники (заместители начальников) таможен непосредственного подчинения; б) начальники (заместители начальников) региональных таможенных управлений; в) начальники (заместители начальников) таможен

в составе региональных таможенных управлений; г) начальники (заместители начальников) оперативных таможен в составе региональных таможенных управлений; д) заместители начальников таможен - начальники таможенных постов;

- назначаемые на должность и освобождаемые от должности начальниками таможен по согласованию с региональными таможенными управлениями - заместители начальников таможенных постов.

Помимо региональных таможенных управлений, деятельность которых осуществляется на территории каждого из восьми федеральных округов России, в единой федеральной централизованной системе таможенных органов РФ образован и функционирует таможенный орган в виде специализированного регионального таможенного управления, которым является Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ). Как указано в Положении о ЦЭКТУ, регионом его деятельности является территория РФ [8].

В связи с тем, что в утвержденном приказом ФТС России Положении о ЦЭКТУ данное таможенное управление отнесено к таможенным органам, на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ оно должно считаться органом дознания, а его начальник (заместитель начальника) на основании п. 17 ст. 5 УПК РФ - начальником (заместителем начальника) органа дознания. Однако фактически ЦЭКТУ не осуществляет и не призвано осуществлять функции органа дознания в системе ФТС России, а его начальник (заместитель начальника) не осуществляет и не призван осуществлять функции начальника (заместителя начальника) органа дознания.

Устранение данного противоречия возможно посредством издания приказа ФТС России о переименовании ЦЭКТУ в Государственное экспертное учреждение ФТС России, а начальника (заместителя начальника) ЦЭКТУ - в начальника (заместителя начальника) Государственного экспертного учреждения ФТС России. При этом в данном правовом акте следует специально указать, что Государственное экспертное учреждение является независимым экспертным органом в системе ФТС России, а не одним из таможенных органов ФТС России.

В единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ включены правовыми актами ФТС России непосредственно подчиненные ей восемь таможен, в числе которых находятся специализированная Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России) [9] и специализированная Центральная базовая таможня [10]. Будучи таможенными органами, эти две таможни должны юридически являться на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания в системе ФТС России, а их начальники (заместители начальников) на основании п. 17 ст. 5 УПК РФ - начальниками (заместителями начальников) органов дознания в системе ФТС России.

Фактически же специализированная Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России) и специализированная Центральная базовая таможня ФТС России не осуществляют и не призваны осуществлять функции и полномочия органа дознания, а их начальники (заместители начальников) не осуществляют и не призваны осуществлять функции и полномочия начальника (заместителя начальника) органа дознания.

Устранение данного противоречия возможно посредством издания приказа ФТС России о переименовании Центральной таможни (Кинологического центра) в Кинологический центр ФТС России, начальника (заместителя начальника) Центральной таможни (Кинологического центра) в начальника (заместителя

начальника) Кинологического центра ФТС России; Центральной базовой таможни ФТС России - в Службу тыла, начальника (заместителя начальника) Центральной базовой таможни - в начальника (заместителя начальника) Службы тыла ФТС России.

При этом в данном приказе следует специально указать, что Кинологический центр и Служба тыла ФТС России не являются таможенными органами в системе ФТС России, а их начальники не являются начальниками органов дознания.

Анализ Положения о ФТС России, утвержденного постановлением Правительства РФ, а также анализ утвержденных приказами ФТС России Регламента ФТС России, Положения об Управлении таможенных расследований и дознании, Общего положения о региональном таможенном управлении, Общего положения о таможне, положений об оперативной таможне и о таможенном посте, типовых положений о подразделениях дознания, об организации дознания, о криминалистических подразделениях об учетно-регистрационных подразделениях, об оперативно-розыскных подразделениях свидетельствуют о том, что в соответствии с данными подзаконными нормативными правовыми актами статусом заместителя начальника органа дознания наделены следующие должностные лица:

- заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную и правоохранительную деятельность таможенных органов;

- заместитель начальника таможни по правоохранительной работе;

- заместитель начальника регионального таможенного управления по правоохранительной работе;

- заместитель начальника таможни по правоохранительной работе;

- заместитель начальника оперативной таможни по правоохранительной работе;

- заместитель начальника таможенного поста по правоохранительной работе.

В соответствии с вышеуказанными подзаконными нормативными правовыми актами перечисленные заместители органов дознания вместе с начальниками таможенных органов всех уровней руководят оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемой в таможенных органах оперативными подразделениями ФТС России.

В результате возникла ситуация, когда одни и те же начальники и их заместители руководят уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов по борьбе с таможенными преступлениями, и они же контролируют производство уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с таможенными преступлениями.

Возникает вопрос, нет ли противоречия в том, что подзаконные нормативные правовые акты ФТС России регулируют совмещение данных видов руководящей и контролирующей деятельности, главная цель которых состоит в обеспечении эффективной и одновременно законной борьбы с одними и теми же преступлениями? Если обратиться к правоохранительному опыту Западной Европы и США, то там противоречий в таком совмещении нет, поскольку в правоохранительных органах этих государств нет запрета на совмещение в деятельности одного и того же должностного лица оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных полномочий. Но если обратиться к ч. 2 ст. 41 УПК РФ, то противоречие в указанном совмещении можно усмотреть.

Согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ «не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия». В данном законоположении закреплен запрет совмещать в деятельности конкретного дознавателя оперативно-розыскную деятельность с уголовно-процессуальной по поводу конкретного преступления и конкретных лиц, его совершивших. Непосредственным образом ч. 2 ст. 41 УПК РФ не касается начальника органа дознания и заместителя начальника органа дознания. Однако в принципе, хотя и косвенно, ч. 2 ст. 41 УПК РФ их касается. Но, будучи законопослушными, они обязаны соблюдать и применять вышеуказанные требования подзаконных нормативных актов.

По нашему мнению, в условиях перманентно нарастающего вала организованной экономической и иной преступности, в том числе в таможенной сфере, совмещение уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, таможенной, профилактической, организационно-управленческой деятельности может существенным образом преградить путь преступным деяниям при перемещении через таможенную и государственную границу физических лиц, товаров, транспортных средств и т. п. объектов. В этой ситуации положения ч. 2 ст. 41 УПК РФ мешают борьбе таможенных органов с таможенными преступлениями. Мешают они и иным органам дознания. Положения ч. 2 ст. 41 УПК РФ «выгодны» преступникам, в этой связи есть основания для принятия Федеральным Собранием РФ федерального закона об исключении ч. 2 ст. 41 из УПК РФ.

Как отмечалось выше, начальник (заместитель начальника) органа дознания является должностным лицом органа дознания, уполномоченным давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ). Из анализа правовых норм УПК РФ следует, что полномочиями начальника (заместителя начальника) органа дознания ФТС России (как и иного правоохранительного ведомства) являются:

- право продлить срок производства уголовно-процессуальной деятельности дознавателя, органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела до десяти суток на основании мотивированного ходатайства дознавателя (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

- право давать указания дознавателю в соответствии с УПК РФ, которые обязательны для дознавателя (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

- право возлагать на дознавателя полномочия производить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200.1 УК РФ (п. 17 ст. 5, ч. 1 ст. 41 и п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ в ред. Федерального закона от 28. 06. 2013 № 134-Ф3). Данное право восстановлено указанным Федеральным законом;

- право поручать дознавателю, органу дознания производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1,193, 193.1, ч. 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1 УК РФ, выявленных таможенными органами РФ, и ст. 226.1, 229.1 УК РФ (см.: Федеральный закон от 29.05.2002 № 58-ФЗ в ред. Федерального закона от 07. 12. 2011 № 420-ФЗ и в ред. Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ). Данное право начальника (заместителя начальника) органа дознания ФТС России принадлежало ему по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ.

Это право существенным образом расширено Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-Ф3 за счет отнесения к компетенции органов дознания ФТС России производства неотложных следственных действий по делам о выявленных таможенными органами преступлений, предусмотренных ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1 193.1, ч. 2 ст. 200.1 УК РФ, ст. 193 УПК РФ;

- право принимать решение о создании группы дознавателей (ч. 2 ст. 223.2 УПК РФ);

- право утверждать обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК РФ);

- право утверждать обвинительное постановление (ч. 2, 8, 9 ст. 226.7 УПК РФ);

- право рассматривать жалобы дознавателя на необоснованность письменных указаний начальника подразделения дознания по уголовному делу (ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ).

Данный перечень полномочий начальника (заместителя начальника) органа дознания ФТС России установлен прямо либо косвенно п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 40.1, ч. 1 и 4 ст. 41, п. 9 ч. 3 ст. 151, п. 3 ч. 2 ст. 157, ч. 2 ст. 223.2, ч. 4 ст. 225, ч. 2, 8, 9 ст. 226.7 УПК РФ. Перечень данных полномочий начальника (заместителя начальника) органа дознания ФТС России незначителен по сравнению с перечнем процессуальных полномочий руководителя следственного органа (ст. 39 УПК РФ) и даже по сравнению с перечнем полномочий начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ).

С учетом данного обстоятельства имеются основания полагать, что установленный прямо или косвенно вышеуказанными статьями УПК РФ перечень уголовно-процессуальных полномочий начальника (заместителя начальника) органа дознания ФТС России и иных правоохранительных органов явно неполный. В нем не предусмотрено, что начальник (заместитель начальника) органа дознания ФТС России (как и начальник и заместитель начальника органа дознания любого иного правоохранительного ведомства РФ) обязан и вправе:

- возглавлять орган дознания, быть его первым руководителем (заместителем первого руководителя);

- осуществлять основополагающие процессуальные функции и процессуальные полномочия по процессуальному руководству и процессуальному контролю в сфере уголовно-процессуальной деятельности органа дознания, подразделения дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ нет отдельной статьи, в которой бы регулировались процессуальные полномочия начальника органа дознания хотя бы в формате регулирования процессуальных полномочий начальника подразделения дознания или в формате регулирования процессуальных полномочий руководителя следственного органа, которые установлены соответственно ст. 40.1 и ст. 39 УПК РФ. В УПК РФ:

- не установлено, что начальник органа дознания обязан осуществлять функцию уголовного преследования в досудебном производстве и функции процессуального руководства и процессуального контроля в досудебном производстве;

- не определены правоотношения начальника органа дознания с заместителем начальника органа дознания, руководителем оперативного подразделения и оперативными работниками, с руководителем экспертно-криминалистического подразделения и экспертами, специалистами, с руководителем следственного органа и следователями, с прокурором, судом;

- не установлены процессуальные полномочия начальника органа дознания лично участвовать в уголовно-процессуальном производстве в стадии возбуждения уголовного дела и в стадии предварительного расследования;

- не определена руководящая роль начальника органа дознания по обеспечению комплексного взаимодействия органа дознания со следственными органами, специалистами, судебными экспертами и с разнообразными правоохранительными органами и общественностью.

Данные пробелы весьма существенны, их наличие отрицательно сказывается на качестве досудебного производства таможенных органов и иных органов дознания, поэтому целесообразно, чтобы Федеральное Собрание РФ устранило данные пробелы в установленном порядке и урегулировало бы полномочия начальника органа дознания (заместителя начальника органа дознания) в ст. 40.2 УПК РФ в следующем объеме и в следующей редакции.

«С т а т ь я 40.2. Начальник органа дознания

1. Начальник органа дознания является должностным лицом, возглавляющим орган дознания и уполномоченным в пределах компетенции органа дознания и своих полномочий, установленных настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование, процессуальное руководство, процессуальный контроль и иные процессуальные функции органа дознания, регулируемые настоящим Кодексом.

2. В ходе производства в стадии возбуждения уголовного дела и в стадии предварительного расследования начальник органа дознания уполномочен:

1) проверять исполнение дознавателем, начальником подразделения дознания, заместителем начальника органа дознания требований настоящего Кодекса о приеме, регистрации, проверке, разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, производстве дознания, неотложных следственных действий и иных предусмотренных настоящим Кодексом следственных и иных процессуальных действий;

2) возбуждать уголовное дело по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, и поручать его расследование соответственно в форме дознания или неотложных следственных действий дознавателю, начальнику подразделения дознания, заместителю начальника органа дознания, группе дознавателей либо принимать его к своему производству и расследовать в полном объеме либо в соответствующей части;

3) участвовать в производстве дознания, неотложных следственных действий, в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия и принимать соответствующие процессуальные решения;

4) давать согласие дознавателю, начальнику подразделения дознания на возбуждение уголовного дела при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом в пределах компетенции и полномочий органа дознания;

5) давать согласие дознавателю, начальнику подразделения дознания на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, начальнику подразделения дознания, заместителю начальника органа дознания, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, начальника подразделения дознания, заместителя начальника органа дознания от дальнейшего производства в стадии возбуждения уголовного дела или в стадии предварительного расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса, Конституции Российской Федерации и иных федеральных законов Российской Федерации в ходе производства в указанных стадиях уголовного процесса;

8) изымать любое уголовное дело у дознавателя, начальника подразделения дознания, заместителя начальника органа дознания и передавать его другому дознавателю либо принимать к своему производству с обязательным указанием оснований такого изъятия;

9) передавать уголовное дело от дознавателя, начальника подразделения дознания, заместителя начальника органа дознания другому дознавателю либо принимать к своему производству с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) давать согласие дознавателю (начальнику подразделения дознания, заместителю начальника органа дознания) на передачу находящегося у него в производстве уголовного дела прокурору для направления по подследственности в случае, предусмотренном частью 5 статьи 152 настоящего Кодекса;

11) обращаться к прокурору с ходатайством о передаче уголовного дела, находящегося в производстве дознавателя (начальника подразделения дознания, заместителя начальника органа дознания), надлежащему следственному органу или другому органу дознания в соответствии со статьей 151, частью четвертой статьи 150 настоящего Кодекса;

12) отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, начальника подразделения дознания, заместителя начальника органа дознания в порядке, установленном настоящим Кодексом;

13) обеспечивать исполнение письменных поручений следователя, руководителя (заместителя руководителя) следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об оказании содействия при их осуществлении следователем или руководителем (заместителем руководителя) следственного органа, а также обеспечивать исполнение постановлений следователя, руководителя следственного органа о задержании, приводе, аресте, содержании под стражей подозреваемого, обвиняемого, о его конвоировании или этапировании;

14) продлевать срок производства уголовно-процессуальной деятельности дознавателя, начальника подразделения дознания, заместителя начальника органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела до 10 суток;

15) утверждать постановление дознавателя, начальника подразделения дознания, заместителя начальника органа дознания о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о приостановлении производства по уголовному делу, о возобновлении производства по приостановленному уголовному делу;

16) составлять обвинительный акт, обвинительное постановление; утверждать обвинительный акт, обвинительное постановление, составленные дознавателем, начальником подразделения дознания, заместителем начальника органа дознания; направлять уголовное дело прокурору с обвинительным актом, с обвинительным постановлением;

17) возвращать уголовное дело дознавателю, начальнику подразделения дознания, заместителю начальника органа дознания со своими указаниями о производстве дополнительного дознания;

18) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

19) осуществлять иные полномочия органа дознания и начальника органа дознания, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Письменные указания начальника органа дознания дознавателю, начальнику подразделения дознания, заместителю начальника органа дознания, данные в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда дознаватель, начальник подразделения дознания, заместитель начальника органа дознания ввиду несогласии с требованиями начальника органа дознания об устранении нарушений настоящего Кодекса, Уголовного кодекса Российской Федерации или иного федерального закона, допущенных в ходе досудебного производства, направил прокурору вместе с жалобой свои письменные возражения.

4. Начальник органа дознания вправе отказаться от осуществления уголовного преследования и вынести постановление соответственно об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), но лишь при наличии оснований, предусмотренных статьями 24, 25, 27, 28, 28.1, частью 1 статьи 427 настоящего Кодекса.

5. Заместитель начальника органа дознания является должностным лицом, которое от имени государства может осуществлять в стадии возбуждения уголовного дела и в стадии предварительного расследования предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящего Кодекса полномочия начальника органа дознания, за исключением отнесенных данной статьей к исключительным полномочиям начальника органа дознания».

Принятие Федеральным Собранием РФ Федерального закона о дополнении УПК РФ статьей, регулирующей предлагаемые автором полномочия начальника органа дознания и его заместителя, позволит существенным образом повысить роль начальника (заместителя начальника) органа дознания в решении задач оптимизации досудебного производства по делам о таможенных преступлениях и по делам об иных преступлениях, подследственных и подведомственных всем соответствующим органам дознания.

Оптимизация процессов досудебного производства по делам о таможенных преступлениях возможна не только посредством оптимизации уголовно-процессуальных полномочий начальника органа дознания и его заместителя, но и посредством принятия мер организационно-правового характера.

В 1993 г. на Всероссийской научно-практической конференции начальников специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности МВД России автором статьи было выдвинуто и обосновано надлежащим образом, а руководством МВД России поддержано предложение о повышении статуса начальников специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности до уровня заместителя начальника органа дознания. В крупных районах и городах начальники специализированных подразделений дознания были наделены статусом заместителя начальника милиции общественной безопасности. Во многих субъектах РФ начальникам подразделений

организации дознания также был повышен статус до уровня заместителя начальника милиции общественной безопасности МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей. Указанные руководители с новым статусом получили возможность оптимизировать уголовно-процессуальную деятельность дознавателей не только с помощью организационных мер, но и посредством применения арсенала уголовно-процессуальных полномочий заместителя начальника органа дознания.

Подобный опыт можно использовать и в системе таможенных органов. Анализ досудебной практики производства в таможенных органах дознания и неотложных следственных действий дает основание полагать, что начальники таможенных органов и их заместители «не обременяют» себя процессуальным руководством и процессуальным контролем досудебного производства, полагая, что эти функции выполнят начальники подразделений дознания. В настоящее время три должностных лица таможенного органа призваны законом обеспечивать эффективность досудебного производства по уголовным делам, что ведет к обезличиванию ответственности за конечный результат. Если же начальников подразделений дознания наделить статусом заместителя начальника органа дознания, то они смогут повысить уровень эффективности своей работы за счет совмещения полномочий начальника подразделения дознания и полномочий заместителя начальника органа дознания.

Использованные источники

1. Вопросы Федеральной таможенной службы: Указ Президента РФ от 11. 05. 2006 № 473 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 20. Ст. 2162.

2. Положение «О Федеральной таможенной службе»: утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 32. Ст. 3569.

3. Регламент Федеральной таможенной службы: утв. приказом ФТС России от 02.12.2005 № 1130.

4. Общее положение о Региональном таможенном управлении ФТС России и Общее положение о таможне: утв. приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7 (в ред. приказов ФТС России от 21.11.2006 № 1195; от 07.06.2007 № 692; от 13.08.2007 № 965; от 03.03.2009 № 368; от 19.03.2010 № 528).

5. Положение о Центральной энергетической таможне: утв. приказом ФТС России от 01.2007 № 683 (в ред. приказов ФТС России от 03.07.2009 № 1224; от 14.01.2010 № 23; от 13.11.2010 № 2091).

6. Положение о таможенном посте: утв. приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2542.

7. Положение об Управлении таможенных расследований и дознании: утв. приказом ФТС России от 12.03.2012 № 452.

8. Положение о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении: утв. приказом ФТС России от 03.05.2011 № 902 (в ред. приказов ФТС России от 20.07.2012 № 1467; от 01.10.2012 № 1977; от 30.10.2012 № 2187).

9. Положение о Центральной таможне (Кинологическом центре ФТС России): утв. приказом ФТС России от 25.07.2005 № 671.

10. Положение о Центральной базовой таможне: утв. приказом ФТС России от 06.02.2007 № 165 (в ред. приказов ФТС России от 13.02.2009 № 186; от 28.01.2011 № 163; от 20.06.2011 № 1285).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.