УДК 658.347:656.71:658.512
А.М. Исаева, Е.В. Зибарев
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН АЭРОПОРТОВ
«Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья», дом 4, 2-я Советская ул., Санкт-Петербург 191036, Россия
В статье представлены данные о наиболее значимых ошибках при разработке проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) аэропортов гражданской авиации, выявленных в ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Акцентировано внимание на необходимости создания единого методического подхода к оценке воздействия авиационного шума при обосновании СЗЗ аэропортов и при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации.
Ключевые слова: аэропорт, авиационный шум, санитарно-защитная зона, проектные работы.
A.M.Isayeva, EV.Zibaryov. Topical problems of sanitary and epidemiologic examination concerning projects of sanitary protection zones in airports
North-West Public Health Research Center, 4, 2-ya Sovetskaya, Saint-Petersburg 191036, Russia
The article covers data on major errors in sanitary protection zones specification for civil airports, revealed through sanitary epidemiologic examination.
The authors focus attention on necessity to develop unified methodic approach to evaluation of aviation noise effects, when justifying sanitary protection zone of airports and examining sanitary and epidemiologic project documents.
Key words: airport, aviation noise, sanitary protection zone, project works.
На современном этапе интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны наблюдается рост объемов авиационной деятельности. Увеличение числа воздушных перевозок становится возможным благодаря строительству новых и реконструкции действующих аэропортов. Происходит сближение селитебных территорий с территориями аэропортов, вследствие чего возрастает численность населения, проживающего в дискомфортных акустических условиях.
Материал и методики. В целях обеспечения безопасности населения от вредного воздействия авиационного шума (АШ) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» устанавливают гигиенические требования для разрабатываемых проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) и санитарных разрывов (СР) для аэропортов, аэродромов. Размеры СЗЗ и СР определяются в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеяния загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения [3].
На первом этапе обоснования границ единой СЗЗ аэропортов, аэродромов по шумовому фактору при пролетах воздушных судов (ВС) выполняются расчеты уровней АШ и построения контуров максимальных
уровней звука (дБА) для ВС. В Российской Федерации акустические расчеты воздействия АШ ведутся согласно ГОСТ 22283-88 «Шум Авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения», ГОСТ 23337-78 «Шум. Методы измерения на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий», МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», СН 2.2.4/2.1.8.56296 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», СНиП 32-03-96 «Аэродромы». Отсутствие единообразного порядка в разработке проектов и в выборе методических подходов расчета уровней АШ позволяет разработчикам использовать также другие существующие отечественные и зарубежные методики, такие как ТТТАГосА.А - 2006 часть I. Аэродромы для самолетов (Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации для базирования самолетов и авиационных частей), «Инструктивные материалы по сбалансированному подходу к управлению авиационным шумом» (Doc 9829 AN/451, Международная организация гражданской авиации (ИКАО)). Построение контуров АШ выполняется с использованием программ INM (США), SoundPlan (Германия), AcousticLAB-avia (Россия, Украина), расчетным ме-
тодом в соответствии с ГОСТ 22283-88 «Шум Авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения».
На следующем этапе расчетные уровни АШ подтверждаются натурными измерениями в контрольных точках на границе СЗЗ и на территории прилегающей жилой застройки. Выбор контрольных точек, а также программа мониторинга АШ определяется разработчиками в каждом конкретном случае в зависимости от возможных вариантов взлета и посадки ВС, особенностей взаимного расположения границ расчетных СЗЗ и СР аэропорта, аэродрома и границ селитебной территории. На завершающем этапе выполняется оценка риска для здоровья населения, обусловленного авиационным шумом конкретного аэропорта, аэродрома.
В последнее время в ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы было рассмотрено более 10 проектов расчетных СЗЗ аэропортов, аэродромов и санитарных разрывов вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки ВС. Анализ качества выполненных проектов показывает объективные трудности, связанные с многообразием применяемых методических подходов, методик расчета, уровней авиационного шума и загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от авиадвигателей ВС, а также с некорректным их использованием.
При оценке расчетов шумового фактора в проектах СЗЗ аэропортов наиболее часто отмечаются следующие ошибки разработчиков:
— В проектах отсутствуют характеристики используемых ВС в полном объеме на существующее положение и на перспективу.
— В проектной документации исключается гигиеническое нормирование по эквивалентному уровню звука исходя из разницы норм для эквивалентного и максимального уровней звука, что является необоснованным, так как уровни эквивалентного звука зависят от интенсивности движения ВС, высоты и близости траекторий движения к нормируемым точкам.
— Акустические расчеты аналогов по ряду ВС не имеют документального подтверждения — акустических характеристик используемых и аналогичных двигателей летательных аппаратов.
— Расчеты шума выполняются по не легитимным на территории РФ инструктивным материалам и методам расчета (ст. 4.9, 13 Закона № 184-ФЗ от 27.12.2002, О техническом регулировании» [5].
— При оценке шумового фактора используются показатели Flyover, EPNdB, Lateral, Approach, которые не соотносятся с нормируемыми показателями уровня шума, принятыми на территории Российской Федерации.
— Расчет уровней АШ выполняется на основании СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», не предусмотренного для АШ.
Наиболее значимые ошибки при обосновании границ СР аэропортов:
— В границах СР располагается жилая застройка города.
— Границы расчетного СР проектируются без учета прогноза на перспективу развития аэропорта, включая изменение парка ВС и интенсивность взлетов и посадок ВС.
— В проектах дается описание границ зоны СР вдоль стандартных маршрутов взлетов и посадок ВС отдельно для дневного и ночного времени суток.
Кроме того, в ряде случаев в проектной документации отсутствует план мероприятий по защите здоровья и среды обитания человека от негативного воздействия аэропорта при пролете ВС.
Другая проблема санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов аэропортов гражданской авиации связана с существующими противоречиями в действующей нормативной документации. Это особенно актуально при планировании акустического воздействия при всех возможных вариантах маршрута взлета и посадки ВС. Приложение 4 к ГОСТ 22283-88 допускает возможность исключения из расчетов тех направлений взлетно-посадочной полосы или маршруты полета, которые по подтвержденным результатам длительного осреднения или планируемых условий на перспективу используют менее чем в 10% случаев [1], однако действующие санитарные требования регламентируют допустимые уровни шума на территории и в помещениях нормируемых объектов независимо от времени воздействия шума [4]. Таким образом, в проектах просто не учитывается АШ от используемых ВС, которые фактически оказывают негативное влияние на жилые зоны.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июня 2008 г. № 01/6084-8-32 «О санитарно-защитных зонах аэропортов» [2], определение границ СР следует принимать в соответствии с «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума» (Москва, Строй-издат, 1987).
Однако следует отметить, что разработанные в 1980-е годы «Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума» имеют ряд принципиальных недостатков:
— Проведение расчетов возможно только по 16 типам устаревших отечественных ВС.
— ВС иностранного производства не учитываются.
— Расчеты проводятся на устаревшее значение угла наклона глиссады — 2°40', а не на принятое в настоящее время 3°.
— Отсутствует блок расчета шума от вертолетов.
— Отсутствует учет метеорологических условий, влияния подстилающей поверхности (рельеф прилегающих территорий, акустическая «мягкость» поверхности).
— Рекомендации основаны на графо-аналитиче-ском методе.
Проведение экспертизы также затруднено в связи с отсутствием в России единого порядка проведения мониторинга АШ и официально утвержденной методики оценки риска для здоровья от авиационного шума. Данное обстоятельство приводит к тому, что во многих случаях эти исследования не проводятся.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в нашей стране отсутствует единый алгоритм разработки проектов СЗЗ аэропортов, порядок и требования к используемым методическим подходам и методикам оценки уровней авиационного шума и риска для здоровья, обусловленного воздействием этого фактора. Существующее гигиеническое нормирование не позволяет в полной мере выполнять требования по защите от авиационного шума и не гармонизирует с рекомендациями ИКАО и директивой ЕС 2002 г.
Эта проблема особенно остро проявляется при разработке и оценке проектов санитарно-защитных зон аэропортов и аэродромов гражданской авиации. Ошибки при построении проектов СЗЗ и отсутствие единого алгоритма проверки расчетов АШ вызывает объективные трудности при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы. В данных обстоятельствах большинство аэропортов гражданской авиации страны не имеют окончательно установленных границ СЗЗ и СР.
Заключение Для выхода из сложившейся ситуации необходимо дальнейшее проведение исследований по разработке и апробации единого алгоритма построения проектов обоснования СЗЗ и СР аэропортов, создание утвержденной методики экспертной оценки данных проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 22283-88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения» от 01.01.1990 г.
2. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.06.2008 № 01/6084-8-32 «О санитарно-защитных зонах для аэропортов».
3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, утвержденная По-
становлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74, с изменениями и дополнениями от 10.04.2008 г., 06.10.2009 г., 09.09.2010 г., 25.04.14 г.).
4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» от 31.10.1996 г.
5. Федеральный Закон № 184-ФЗ от 27.12.2013г. «О техническом регулировании» (действующая редакция от 23.06.2014 г.).
REFERENCES
1. State Standard 22283-88 «Aviation noise. Allowable levels of noise on populated territory and methods of its measurement» from 01/01/1990 (in Russian).
2. Letter of Federal Service on Supervision in consumers rights protection and well-being on 09/06/2008 № 01/60848-32 «On sanitary protection zones for airports» (in Russian).
3. Sanitary Rules and Regulations 2.2.1/2.1.1.120003 «Sanitary protection zones and sanitary classification of enterprises, buildings and other objects» (new edition, approved by Resolution of Chief State Sanitary Officer of Russian Federation on 25/09/2007 № 74, with changes and additions on 10/04/2008, 06/10/2009, 09/09/2010, 25/04/2014) (in Russian).
4. Sanitary Regulations 2.2.4/2.1.8.562-96 «Noise at workplaces, chambers of living, community buildings and on populated territory» from 31/10/1996 (in Russian).
5. Federal Law № 184-FZ from 27/12/2013 «On technical regulation (actual edition from 23/06/2014» (in Russian).
Поступила 23.07.2014
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Исаева Адиля Михайловна,
асп. ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья». E-mail: [email protected]. Зибарев Евгений Владимирович,
рук. отд. научного обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора и экспертиз ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья», канд. мед. наук. E-mail: [email protected].