УДК 340 DOI 10.24411/2618-8236-2020-15110
ББК 64.400
Проблемные вопросы производства следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей
М. Г. Янин
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Допрос и очная ставка в уголовном процессе представляют собой процессуальные действия, которые заключаются в получении и фиксации должностным лицом органа предварительного расследования в соответствии с нормами, установленными уголовно-процессуальным законом, показаний допрашиваемого участника об известных ему фактах, которые входят в предмет доказывания по делу и имеют значение для его расследования. Именно посредством данных следственных действий должностные лица органов предварительного расследования и суда получают и проверяют большую часть информации о преступном деянии и лицах, причастных к его совершению, что требуется для принятия объективного решения.
Ключевые слова: допрос, потерпевший, свидетель, несовершеннолетний.
Понятие «допрос» трактуется процессуалистами различным образом. По мнению В. В. Кальницкого, допрос представляет собой следственное действие, состоящее в получении показаний подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта и специалиста [5. С. 39].
Анализ ст. 191 и 280 УПК РФ, посвященных допросу несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, приводит к выводу о том, что их допрос осуществляется по общим правилам за одним исключением. Как справедливо отмечает А. П. Рыжаков, потерпевший не только обязан, но и вправе давать показания [9. С. 12].
Несовершеннолетний в качестве свидетеля может быть допрошен только в случае, когда в распоряжении следователя, дознавателя есть материалы или доказательства, из которых видно, что данному лицу известно то или иное обстоятельство, подлежащее выяснению или проверке по расследуемому событию преступления. Несовершеннолетний в качестве свидетеля может быть вызван только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. До возбуждения уголовного дела отсутствуют свидетели, а есть очевидцы, то есть лица, которые непосредственно воспринимали событие преступления. В УПК РФ не предусматривается допрос очевидца, то есть лица, не имеющего процессуального статуса свидетеля (потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого).
Так, по уголовному делу, подсудимый А., находясь в квартире потерпевшей, умышленно выхватил из руки потерпевшей В. мобильный теле-
фон марки iPhonе 5S стоимостью 6754 руб. 25 коп. и с места происшествия скрылся. В момент совершения преступления в квартире потерпевшей находился ее малолетний сын С., который видел все происходящее. Доводы подсудимого А. в ходе судебного заседания были связаны с заинтересованностью несовершеннолетнего свидетеля С. Однако суд эти доводы опроверг, поскольку С. был допрошен с соблюдением требований ст. 189 — 191 УПК РФ с участием педагога, законного представителя несовершеннолетнего свидетеля и представителя потерпевшей; во время допроса замечаний от лиц, участвующих в допросе, не поступило1.
При проведении процессуальных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. В случаях, когда ребенок достиг возраста 16 лет, педагог или психолог приглашаются по усмотрению следователя.
Так, например, по уголовному делу в отношении подсудимого И. А. В. показания несовершеннолетних свидетелей Ч. и К. обоснованно не были положены судом первой инстанции в основу обвинительного приговора, так как были получены с нарушением требований ч. 1 ст. 191 УПК РФ. Со слов
1 Приговор Великолукского городского суда Псковской области от 31 октября 2017 года по делу № 1-219/17 // Судебные и нормативные акты РФ (http://sudact.ru/regular/doc/ 6Еп1ВрШи9те/; дата обращения 11.04.2020).
педагога З., она не присутствовала при их допросе и подписала протоколы после проведения данных следственных действий в отсутствие педагога, участие которого обязательно, в связи с чем судебная коллегия признала их в соответствии со ст. 75 УПК РФ недопустимыми доказательствами, полученными с нарушением УПК1.
Причем в ч. 4 ст. 191 УПК РФ законодатель устанавливает, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.
Однако при реализации указанных норм УПК РФ у правоприменителя достаточно часто возникают проблемные вопросы, требующие законодательного разрешения. Так, например, законодателем не регламентирована процедура введения в уголовный процесс этих лиц (по постановлению, определению, простому запросу, письменному приглашению и т. п.). Должен ли следователь, дознаватель, судья самостоятельно обратиться в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и предложить лицу, осуществляющему деятельность по образованию и воспитанию, принять участие в качестве педагога? А поскольку законом не установлена процедура наделения лица статусом педагога, то обязано ли это лицо принять на себя данный процессуальный статус? Кто именно может выступать в качестве педагога? Следователь, дознаватель или суд могут только предложить, но не правомочны обязать такое лицо, кроме того, потребуется время на поиск организации и нужного лица.
По одному из уголовных дел подсудимая Пана-рина была признана виновной в покушении на убийство малолетнего М. В кассационной жалобе защитник Панариной, оспаривая судебные решения, обосновал выводы о невиновности подсудимой показаниями потерпевшего М. на предварительном следствии об оговоре из-за опасения недовольства матери. Косвенным доказательством оказания дав-
1 Приговор Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 ноября 2017 года по делу № 22-2088/2017 // Судебные и нормативные акты РФ (http://sudact.ru/regular/doc/ r6tM6Po4Wnbp/; дата обращения 10.03.2020).
ления на потерпевшего со стороны органов предварительного следствия явилось отстранение матери от обязанностей законного представителя и назначении его из органа опеки с целью облегчения осуждения Панариной. Кассационный суд пришел к выводу, что в ходе предварительного следствия несовершеннолетний М. был допрошен в нарушение ст. 191 УПК РФ без применения видеозаписи, а психологом-педагогом при его допросе М. являлся сотрудник полиции2.
С психологами дело обстоит еще сложнее, так как в законе нет определения понятия «психолог», как и неясно, из какой организации приглашать психолога. В практической деятельности заключаются соглашения между органами, осуществляющими предварительное расследование, судами и образовательными организациями.
Сложности могут возникнуть также при определении типа образовательной организации, из которой возможно пригласить педагога: дошкольного образования, либо начального общего, основного общего и среднего общего образования, либо среднего профессионального, высшего образования, либо профессионального, дополнительного образования. Поскольку качество получаемой информации напрямую зависит от правильно выбранного психолога, педагога, подходящего для определенной категории несовершеннолетних, для правильного выбора целесообразно дифференцировать несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по возрасту и роду занятий.
Для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, являющихся учениками средних общеобразовательных школ, характерны особенности психики, связанные с ограниченностью жизненного опыта, а также с недостаточной сформирован-ностью адаптивных поведенческих навыков. У них более стабильный распорядок жизнедеятельности, что при логически выверенных вопросах следователя, дознавателя, судьи позволяет получить так называемые «опорные точки» с целью установления времени и продолжительности расследуемых событий, а также их локализации.
С целью создания спокойной и бесконфликтной обстановки при проведении допроса и иных
2 Постановление Президиума Верховного Суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года по делу № 1-304/2016 // Судебные и нормативные акты РФ (http://sudact.ru/ regular/doc/bPRMSXNQscQw/; дата обращения 10.01.2020).
62
следственных действий необходимо привлечение учителя, имеющего опыт общения с несовершеннолетними данной категории, осуществляющего обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и способствующего социализации несовершеннолетних, что, безусловно, позволяет получить достоверные показания свидетеля или потерпевшего несовершеннолетнего.
К числу таких педагогов может быть отнесен организатор основ безопасности жизнедеятельности в связи с тем, что именно данный педагог осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности, а также проводит практические занятия по действиям в экстремальных ситуациях, таким образом, имеет знания о характере поведения несовершеннолетних, обучающихся в средних общеобразовательных школах в форс-мажорных обстоятельствах. Данный педагог сможет оказать ту помощь, которая необходима для получения достоверных показаний.
Установлению психологического контакта с допрашиваемым данной категории, правильной оценке его показаний и поведения, особенно касающихся преступлений против половой неприкосновенности, может способствовать специалист в области социальной психологии, оказывающий психологическую помощь несовершеннолетним, получившим психологическую травму в результате насилия или потери близких.
Для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, являющихся воспитанниками интернатов, детских домов, характерной чертой является общее физическое, психическое развитие, отличающееся от развития сверстников, растущих в семьях. У данной категории несовершеннолетних зачастую выявляется замедленный темп психического развития [4. С. 104].
В связи с этим можно сделать вывод, что участие психолога будет предпочтительнее для данной категории несовершеннолетних, потому что такой специалист, используя свои специальные знания и навыки, будет способствовать получению достоверных показаний. С такими задачами может справиться клинический психолог, чаще всего сталкивающийся в силу своей специализации с несовершеннолетними, у которых имеются различные нарушения в развитии (физическом, психическом).
Что касается участия педагога, то лучше всего в целях обеспечения правильного восприятия ин-
формации несовершеннолетними потерпевшими, свидетелями, являющимися воспитанниками детского дома или интерната, выделяется три типа педагогических работников:
1) социальный педагог, должностными обязанностями которого является анализ проблем несовершеннолетних с целью оказания им социальной помощи и помощь в адаптации к окружающему миру. Именно он, на наш взгляд, сможет в полной мере оградить психическое здоровье несовершеннолетнего от возможного травмирования в необычной ситуации;
2) учитель, обладающий навыками общения с несовершеннолетними, компенсирует их возрастную недостаточность;
3) воспитатель, учитывая замедленные темпы психического развития вышеназванной категории несовершеннолетних, подходит для участия в уголовном процессе, поскольку в его обязанности входит создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося, воспитанника1.
Для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, бывших и настоящих воспитанников колоний, в связи со сложностью в мировосприятии, связанной с нарушением эмоциональных отношений с окружающим миром, развиваются такие негативные, а зачастую и антисоциальные черты, которые проявляются в агрессивных, неприязненных действиях. Поэтому для столь сложной категории несовершеннолетних потерпевших, свидетелей необходимо при проведении допроса и иных следственных действий приглашать психологов, имеющих навыки общения и владеющих методами, приемами психологической коррекции личности воспитанников колоний. Таким психологом является психолог, работающий в пенитенциарной системе.
Что касается педагогов, то желательно участие именно тех специалистов, которые также непосредственно имеют опыт работы с такой категорией несовершеннолетних. Это может быть учитель, способный не только наладить контакт, но и правильно направить несовершеннолетнего на дачу правдивых показаний.
1 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; см. раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н; зарегистрировано в Минюсте РФ 6 окт. 2010 г.; опубл. в справочно-правовой системе «Гарант»).
Для беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних характерными чертами являются в первую очередь экстремальные ситуации выживания в агрессивной взрослой среде, поэтому зачастую такие подростки хотят казаться смелыми и решительными [3. С. 50]. Вследствие этого желательно обеспечить участие в допросе и иных следственных действиях социального педагога, как специалиста, выявляющего трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении несовершеннолетних. Именно социальный педагог выступает посредником между несовершеннолетним и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных служб, ведомств и административных органов, а также принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности несовершеннолетнего, содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности несовершеннолетнего1.
Все перечисленное благоприятно сказывается на качестве полученной информации от несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, являющихся беспризорными, безнадзорными, в процессе допроса и иных следственных действиях.
В случае необходимости использования психологических знаний с целью исследования личности потерпевшего, свидетеля при проведении допроса и иных следственных действий рекомендуется привлечение психолога-консультанта. Он поможет несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю преодолеть трудности в экстремальных ситуациях, в том числе в необычной для несовершеннолетнего ситуации проведения допроса и иных следственных действий. Обладающий навыками работы с асоциальными подростками социальный психолог подходит для участия в процессуальных действиях с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, являющегося беспризорным или безнадзорным.
Для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, характерен, по мнению многих исследователей, процесс формирования самостоятельности личности, уход от зависимости от взрослых, а также отмечается психологическая неустойчивость личности [1].
Поэтому для оказания эффективной психологической поддержки допрашиваемому несовершенно-
1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н (зарегистрировано в Минюсте РФ
6 окт. 2010 г.).
летнему необходимо обеспечить участие педагога или психолога, имеющего навыки общения с данной категорией лиц.
С данными задачами справится преподаватель, работающий в учреждениях СПО, хорошо знакомый с психологическими особенностями и умеющий входить в контакт и налаживать доверительные отношения со студентами, а также мастер производственного обучения, который, являясь основным учителем по выбранной профессии, служит непререкаемым авторитетом для данной категории несовершеннолетних.
Учитывая специфику учреждений СПО, в установлении психологического контакта с допрашиваемым, а также правильной оценке его поведения и показаний в качестве психолога рекомендуется участие психолога, работающего на предприятиях и в учреждениях. Основная его задача заключается в разрешении конфликтных и стрессовых ситуаций, возникающих в любом коллективе, в связи с чем именно этот психолог имеет авторитетное мнение для будущего служащего, рабочего, то есть для несовершеннолетнего, обучающегося в учреждениях СПО.
Особую категорию потерпевших, свидетелей составляют малолетние участники уголовного судопроизводства. В связи с тем, что возраст не ограничен рамками закона, для свидетелей и потерпевших участие педагога, психолога в уголовном процессе является одной из важнейших гарантий обеспечения их прав и законных интересов.
В связи со спецификой психики малолетних и крайне ограниченным возрастными рамками жизненным опытом показания, даваемые малолетними, требуют обоснованной интерпретации. Однако при этом невозможно не согласиться с мнением Л. В. Брусницына, что способность малолетних участников уголовного судопроизводства воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию определяются скорее не возрастом, а индивидуальными особенностями самой личности. Данный вывод вышеуказанный автор делает, исходя из глубоко проведенного анализа зарубежных исследований по обеспечению безопасности несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства [2. С. 30].
Кроме того, как справедливо отмечают исследователи, малолетний в состоянии депрессии уязвим, что оказывает негативное влияние на формирование его способности принимать участие в следственных действиях.
64
С практической стороны очень важен вопрос приглашения знакомого или незнакомого педагога, психолога. Этот вопрос среди ученых-процессуалистов носит дискуссионный характер. Так, И. А. Макаренко утверждает, что необходимо приглашать знакомого педагога, исключения при этом выявляет следователь, руководствуясь своими тактическим соображениями [6. С. 76]. Существует мнение, что только воспитатель (учитель), которому доверяет малолетний, способен оказать реальную помощь следственным органам в установлении контакта, а также предотвратить негативные последствия.
Однако сразу возникает вопрос, не испугает ли авторитет знакомого педагога малолетнего, попавшего в нестандартную ситуацию, не побоится ли малолетний чем-то расстроить своего воспитателя (учителя). Данные риторические вопросы позволяют сформулировать вывод о том, что педагог, как и психолог, обладающий достаточными навыками работы с малолетними, необязательно должен быть знаком с малолетним допрашиваемым.
Таким образом, представляется возможным выразить согласие с мнением И. В. Сухова, полагающего необязательное знакомство педагога, психолога с малолетним, однако утверждающего, что на всех этапах уголовного процесса должен присутствовать один и тот же специалист [10. С. 76].
Для малолетних потерпевших, свидетелей, являющихся воспитанниками детских садов, в силу возрастных особенностей, преобладает склонность к воображению, а образы прошлого и настоящего зачастую сплетаются воедино. При этом память малолетнего отличается слабым развитием произвольного запоминания и направленностью на яркие отличительные особенности объектов. Кроме этого, малолетний потерпевший или свидетель в своих поступках и суждениях ориентируется на окружающих взрослых [8. С. 101].
В связи со сложностью в установлении для малолетних потерпевших, свидетелей — воспитанников детских садов причинно-следственных связей явлений, а также в интерпретации значений действий малознакомых людей, их мотивов и целей необходимо приглашать педагогов и психологов, имеющих опыт работы с возрастной группой малолетних до 7 лет. С такими задачами может справиться воспитатель, который содействует созданию благоприятных условий для проведения допроса и иных следственных действий, вносит необходи-
мые коррективы в задаваемые вопросы допрашиваемому малолетнему.
Кроме того, следователь, дознаватель может использовать консультации педагога и психолога при подготовке к допросу, так как формулировки вопросов желательно продумывать заранее по причине малолетнего возраста потерпевшего, свидетеля.
Особенное значение необходимо придавать малолетним потерпевшим, свидетелям, допрашиваемым об обстоятельствах, связанных с сексуальными посягательствами. Следует отметить, что необходимо внести изменение в ст. 280 УПК РФ, включив пункт об обязательном участии психолога по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности, так как малолетние зачастую не понимают значение сексуально направленных действий, при этом осознавая, что данные действия необычны и неприличны.
Детский психолог наиболее предпочтителен для участия в уголовном судопроизводстве в связи с тем, что именно он помогает взрослым понять, что происходит с малолетним, а также может оказать помощь малолетнему потерпевшему, свидетелю преодолеть возникшие психологические трудности.
Для малолетних потерпевших, свидетелей — воспитанников интернатов и детских домов характерны замкнутость и недоверие к миру, зачастую агрессивность в поведении, склонность к быстрой смене настроения, эмоциональная поверхностность, которая помогает сглаживать отрицательные переживания и способствует быстрому забыванию пережитого [7. С. 10].
В связи со сложностью психоэмоционального состояния данной категории малолетних потерпевших, свидетелей предпочтительно участие клинического психолога, профессиональные обязанности которого заключаются в психологической помощи в преодолении трудностей к адаптации. Чаще всего вышеназванные специалисты работают в отделениях социальной защиты, интернатах и детских домах, что является важным аргументом при выборе клинического психолога для участия в уголовном судопроизводстве.
В связи с повышенной склонностью малолетних потерпевших, свидетелей воспитанников интернатов и детских домов к страхам, беспокойству и тревожности, особенно в необычной ситуации, социальный психолог также может оказать помощь в налаживании контакта между допрашиваемым и следователем, дознавателем, судьей.
Что касается участия педагога в данном аспекте, то, по нашему мнению, только социальный педагог, в обязанности которого входит выступать посредником между воспитанником и учреждением, организацией, семьей, специалистами различных служб, ведомств и административных органов, используя свои специальные знания и навыки общения с трудными детьми, сможет в полной мере реализовать те процессуальное обязанности и задачи, которые при эффективном выполнении реализуются в достоверных показаниях малолетних потерпевших, свидетелей.
При проведении процессуальных действий с несовершеннолетними вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В суде обязательно привлечение законного представителя при допросе несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, которые не достигли возраста 14 лет (ч. 1 ст. 280 УПК РФ), а по инициативе суда законный представитель может участвовать в ходе допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки (ч. 4 ст. 280 УПК РФ).
Следует учитывать психологические черты личности несовершеннолетнего свидетеля, который, не имея личной заинтересованности, старается иногда угодить следователю, поэтому его показания впоследствии могут оказаться необъективными. Законные представители данных свидетелей в случае их присутствия на допросе переживают о том, возможно ли наступление неприятностей из-за предоставленных показаний для несовершеннолетнего. Данные обстоятельства необходимо учитывать в ходе производства следственного действия.
Участие законного представителя несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего регламентировано в ч. 1 ст. 191 УПК РФ. Он имеет право присутствовать при осуществлении следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, а вопрос об их участии решается следователем, дознавателем.
Так, в апелляционной жалобе осужденный С. А. А. ходатайствовал о признании недопустимым доказательством показаний несовершеннолетнего Н., при допросе которого законный представитель не присутствовал. Суд апелляционной инстанции указал, что ст. 191 УПК РФ, регламентирующая допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не предусматривает обязательное присутствие при его допросе законного представителя. Из содержания протокола судебного заседания, опекун
несовершеннолетнего Ч. поясняла, что на допросе не присутствовала, так как была на похоронах. Как следует из протокола допроса несовершеннолетнего Н., он был допрошен в присутствии педагога. Таким образом, оснований для признания данного доказательства недопустимым не имеется1.
В случае приглашения к участию в следственном действии законного представителя требуется устанавливать взаимоотношения в семье, способы воспитания ребенка и другие обстоятельства. Возможны случаи, когда несовершеннолетняя потерпевшая от деяний против половой неприкосновенности откажется давать показания в присутствии, предположим, отца, поскольку тот использует жесткие методы воспитания, полагая, что он обвинит ее в произошедшем, и т. д. Нецелесообразно присутствие в ходе следственных действий законных представителей, которые ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, пренебрегают своими родительскими обязанностями.
Потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав им акцентируется внимание на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).
Так, С. А. В. умышленно причинил тяжкий вред здоровью потерпевшего, опасный для жизни. Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель С. свои показания, данные на следствии подтвердила частично, пояснив, что С. А. В. нанес только два удара тростью. Утверждение о том, что в ходе допроса у нее было плохое самочувствие, что помешало ей указать замечания на протокол допроса, суд не признал убедительными, поскольку из ее же показаний следовало, что перед допросом ее лечащий врач подтвердил возможность ее участия в указанном следственном действии. В ходе допроса свидетель была в ясном сознании, на вопросы отвечала по существу, через два дня выписалась из больницы. Доводы о том, что она подписала протоколы допроса не читая, не соответствуют действительным обстоятельствам. Органами предварительного следствия при осуществлении
1 Апелляционное постановление Калининградского областного суда от 6 июля 2017 года по делу № 22-875/17 // РосПравосудие (https://rospravosudie. com/court-kalimngradskij-oЫastnoj-sud-kalimngradskaya-oЫast-s/ act-557768284/; дата обращения 19.03.2020).
66
допроса свидетеля С. были в полной мере соблюдены требования ст. 187—191 УПК РФ, до начала допроса были в полном объеме разъяснены ее права и обязанности, предусмотренные ст. 56 УПК РФ, и, кроме того, она была предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ. Соответствие данных ею показаний показаниям, содержащимся в протоколе допроса, было подтверждено собственноручными подписями С. Каких-либо замечаний, дополнений к содержанию протоколов допроса у нее не было1.
Для несовершеннолетних свидетелей, потерпевших действуют правила ст. 189 УПК РФ, касающиеся гарантий допрашиваемого лица давать показания на родном или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика.
При проведении допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего следователь, дознаватель должен создать все условия для безопасности допрашиваемого лица, поэтому запрещается использование насилия, угрозы и иной незаконной меры, а также создание опасности для жизни и здоровья. Лицо, производящее допрос с участием несовершеннолетнего, не вправе задавать наводящие вопросы, так как они своей формулировкой подсказывают желательный ответ. Несоблюдение в ходе допроса прямого запрета уголовно-процессуального законодательства задавать наводящие вопросы влечет за собой признание полученных показаний при проведении допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего недопустимыми доказательствами.
Еще раз следует упомянуть, что согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ установлена продолжительность допроса в зависимости от особенностей психики и возраста ребенка. Нарушение данного правила влечет признание показаний несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля недопустимыми доказательствами.
Таким образом, рассмотрев особенности процессуального порядка допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, можно сделать вывод о том, что уголовно-процессуальное законодательство РФ по сравнению с такой категорией несовершеннолетних, как подозреваемый, обвиняемый, в полной мере учитывает специфические особенности свидетеля, потерпевшего, устанавливая воз-
1 Приговор Благовещенского городского суда Амурской области от 25 октября 2017 года по делу № 1-872/17 // Судебные и нормативные акты РФ (http://sudact.ru/regular/doc/ т607МЮ^С/; дата обращения 19.03.2020).
растную периодизацию по вопросу о продолжительности допроса, определяя случаи обязательного присутствия психолога. Свидетели, потерпевшие несовершеннолетнего возраста обладают теми же гарантиями защиты их прав, что и несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, за исключением обязательного присутствия защитника при допросе.
Если говорить о гарантиях обеспечения прав несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в процессе осуществления процессуальных действий, то необходимо сказать, что к правовым средствам, которые призваны обеспечить возможность реализации несовершеннолетним допрашиваемым его прав, можно отнести особую процедуру его вызова к следователю (дознавателю) — через родителей, иных законных представителей.
По поводу целесообразности очной ставки с участием несовершеннолетних свидетелей, потерпевших необходимо сказать следующее. Нецелесообразно производить очную ставку между взрослым обвиняемым и несовершеннолетними потерпевшими, и свидетелями, поскольку последние названные участники зачастую испытывают страх при одном лишь виде обвиняемого. Существует альтернатива очной ставке, признанная Европейским судом по правам человека. Альтернатива проявляется в том, что возможность допросить потерпевшего, а также свидетеля гарантируется предоставлением обвиняемому и (или) его защитнику права задать вопросы потерпевшим и свидетелям через следователя. Данные вопросы сторона защиты фиксирует в ходатайстве о дополнительном допросе потерпевшего (свидетеля), а ответы на них заносятся в протокол допроса, который предъявляется этой стороне.
Подобная замена допустима, поскольку ЕСПЧ, обращая внимание на неотъемлемое право обвиняемого в соответствии с подп. d п. 3 ст. 6 Конвенции задавать вопросы тем, кто свидетельствует против него 2. В то же время в решении по делу «С. Н. (Б. 1.) против Швеции» суд указал: «Нельзя считать, что подпункт d пункта 3 статьи 6 Конвенции требует во всех случаях, чтобы вопросы потерпевшему задавались непосредственно обвиняемым или его адвокатом»3.
2 Решение ЕСПЧ в деле «Кракси (СгахО против Италии» (2002) // Бюл. Европ. суда по правам человека. Рос. изд. 2003. № 5. С. 25 — 27.
3 Решение ЕСПЧ по делу «С. Н. (Б. 14.) против Швеции» (2002) // Бюл. Европ. суда по правам человека. Рос. изд. 2003. № 1.
Однако законодателю не получилось избежать отдельных недостатков, не допустить коллизий норм УПК РФ. Наименование ст. 191 УПК РФ — «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несо-
вершеннолетнего». Тем не менее речь в ней идет лишь о свидетеле и потерпевшем, хотя несовершеннолетними участниками также считаются подозреваемый и обвиняемый, особенности производства допроса которых определены в ст. 425 УПК РФ.
Список литературы
1. Антипов, С. А. Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО [Электронный ресурс] / С. А. Антипов // Современные исследования социальных проблем. — URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 14.12.2019).
2. Брусницын, Л. В. Обеспечение безопасности несовершеннолетних жертв и свидетелей преступлений в зарубежных судах / Л. В. Брусницын // Изв. МГИУ. — 2009. — № 2 (15). — С. 30.
3. Технологии уличной социальной работы / под ред. Е. А. Вороновой, В. Н. Келасьева, Г. С. Кургановой. — СПб : Изд-во СПбГУ, 2002. — 450 с.
4. Дубровина, И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома / И. В. Дубровина. — М. : Педагогика, 1990.
5. Кальницкий, В. В. Следственные действия : учеб. пособие / В. В. Кальницкий. — Омск : Омс. академия МВД России, 2003.
6. Макаренко,И. А. Проблемы участия третьих лиц в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних / И. А. Макаренко // Вопр. ювенал. юстиции. — 2007. — № 1.
7. Минкова, Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Э. А. Минко-ва // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. — 1995. — Вып. 4.
8. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2018. — 560 с.
9. Рыжаков, А. П. Допрос: основания и порядок производства / А. П. Рыжаков. — М. : Дело и Сервис, 2014.
10. Сухов, И. В. Правовое положение педагога и психолога по уголовным делам с участием несовершеннолетних / И. В. Сухов // Закон и право. — 2007. — № 12.
Дата поступления: 20.05.2020
Дата принятия к опубликованию: 22.05.2020
Сведения об авторе
Янин Михаил Геннадьевич — старший преподаватель кафедры уголовного процесса и экспертной деятельности Института права Челябинского государственного университета, председатель ЧОКА «Академическая», Челябинск, Россия. krim@csu.ru
Библиографическое описание: Янин, М. Г. Проблемные вопросы производства следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей / М. Г. Янин // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 1. — С. 60 — 68.
68
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 1. Pp. 60 — 68.
Problematic Issues of Investigative and Judicial Actions Involving Minors Victims and Witnesses
M.G. Yanin
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. krim@csu.ru
Interrogation and confrontation in criminal proceedings are procedural actions that consist in obtaining and recording by an official of the preliminary investigation body, in accordance with the norms established by the criminal procedure law, the testimony of the interrogated participant about facts known to him that are included in the subject of evidence in the case and are important for its investigation. It is through these investigative actions that officials of the preliminary investigation bodies and the court receive and verify most of the information about the criminal act and the persons involved in its Commission, which is required for making an objective decision.
Keywords: interrogation, victim, witness, minor.
References
1. Antipov S.A. Sotcial'no-vozrastnye osobennosti obuchaiushchikhsia v uchrezhdeniiakh SPO [Socio-age characteristics of students in institutions of secondary vocational education]. Sovremennye issledovaniia sotcial'nykh problem [Modern studies of social problems]. Available at: https:// cyberleninka.ru, accessed 12.14.2019. (In Russ.).
2. Brusnitsyn L.V. Obespechenie bezopasnosti nesovershennoletneykh zhertv i svideteley prestupleniy v zarubezhnykh sudakh [Ensuring the safety of juvenile victims and witnesses of crimes in foreign courts]. Izvestia MGIU [Bulletin of MGIU], 2009, no. 2 (15). (In Russ.).
3. Voronova E.A. Kelasyev V.N., Kurganova G.S. (eds.). Tekhnologii ulichnoy sotcial'noy raboty [Technologies of street social work]. St. Petersburg, Publ. House of St. Petersburg State University, 2002. 450 p. (In Russ.).
4. Dubrovina I.V. Psihicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma [Psychical development of children's homes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. (In Russ.).
5. Kal'nitckiy V.V. Sledstvennye deystviia [Investigative actions]. Omsk, Omskaia Akademiia MVD Rossii Publ., 2003. (In Russ.).
6. Makarenko I.A. Problemy uchastiia tret'ikh litc v protcesse rassledovaniia ugolovnykh del v otnoshe-nii nesovershennoletneykh [Problems of the participation of third parties in the investigation of criminal cases against minors]. Vopr. iuvenal. iustitcii [Questions of juvenile justice], 2007, no. 1. (In Russ.).
7. Minkova E.A. Osobennosti lichnosti rebenka, vospityvaiushchegosia vne sem'i [Featuresof the personalityof a child brought up outside the family]. Ocherki o razvitii detey, ostavshikhsia bez roditel'skogo popecheniia [Essays on the development of children without parental care], 1995, iss. 4. (In Russ.).
8. Mukhina B.C. Vozrastnaia psihologiia. Fenomenologiia razvitiia [Age psychology. Phenomenology of development]. Moscow, Academy Publ., 2018. 560 p. (In Russ.).
9. Ryzhakov A.P. Dopros: osnovaniia i poriadok proizvodstva [Interrogation: grounds and procedure of production]. Moscow, Delo i Servis Publ., 2014. (In Russ.).
10. Sukhov I.V. Pravovoe polozhenie pedagoga i psihologa po ugolovnym delam s uchastiem nesovershennoletneykh [The legal status of a teacher and a psychologist in criminal matters involving minors]. Zakon i pravo [Law and Law], 2007, no. 12. (In Russ.).