Научная статья на тему 'Проблемные вопросы применения сотрудниками полиции статьи 27. 12. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Теоретико-прикладной аспект'

Проблемные вопросы применения сотрудниками полиции статьи 27. 12. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Теоретико-прикладной аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
958
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ НАРЯД / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ / MEDICAL EXAMINATION / INTOXICATION / PATROL OUTFIT / PROBLEMATIC ISSUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович, Вызулин Евгений Александрович

Целью данной статьи является проведение ретроспективного анализа наиболее явных и очевидных проблемных вопросов применения сотрудниками полиции статьи 27.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с момента ее вступления в законную силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович, Вызулин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues of application by the police of the article 27.12.1 Code of the Russian Federation about administrative offences. Theoretical and applied aspect

The purpose of this article is to conduct a retrospective analysis of the biggest and most obvious problematic issues of application by the police of the article 27.12.1 Code of the Russian Federation about administrative offences from the moment of its entry into force.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы применения сотрудниками полиции статьи 27. 12. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Теоретико-прикладной аспект»

Васильев В.В., Вызулин Е.А. Проблемные вопросы применения сотрудниками полиции статьи 27.12.1 Кодекса РФ об административных...

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

УДК 342.924

Васильев Вячеслав Вениаминович Vasiliev Vyacheslav Veniaminovich

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), associate professor, the professor department of administrative activities of internal affairs

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: 0512e@mail.ru

Вызулин Евгений Александрович Vyzulin Evgeny Aleksandrovich

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутреннихдел Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

senior lecturer, Department of administrative activities of internal affairs

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: 0512e@mail.ru

Проблемные вопросы применения сотрудниками полиции статьи 27.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Теоретико-прикладной аспект

Problematic issues of application by the police of the article 27.12.1 Code of the Russian Federation about administrative offences. Theoretical and applied aspect

Целью данной статьи является проведение ретроспективного анализа наиболее явных и очевидных проблемных вопросов применения сотрудниками полиции статьи 27.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с момента ее вступления в законную силу.

Ключевые слова: медицинское освидетельствование, состояние опьянения, патрульно-постовой наряд, проблемные вопросы.

The purpose of this article is to conduct a retrospective analysis of the biggest and most obvious problematic issues of application by the police of the article 27.12.1 Code of the Russian Federation about administrative offences from the moment of its entry into force.

Keywords: medical examination, intoxication, patrol outfit, problematic issues.

Долгое время проблемным вопросом в правоприменительной практике патрульно-постовых нарядов полиции оставалось определение и юридическая фиксация нахождения лица, в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении, в состоянии алкогольного, а равно иного опьянения. Суть проблемы заключалась в том, что обнаруживая зачастую ярко выраженные признаки опьянения у данного физического лица, сотрудник полиции

не обладал законодательно определенными правомочиями юридической фиксации данного состояния опьянения.

Проблемность данного правового пробела тем более была не понятна правоприменителям из числа сотрудников патрульных нарядов полиции, что вопросы освидетельствования, в том числе и медицинского, лиц, управлявших транспортными средствами, были сняты в 2008 году с принятием поста-

96

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

новления Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475 [1].

Названное постановление Правительства РФ утвердило правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, кроме этого закрепило перечень признаков, которые дают достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения.

Вопрос привлечения лица, управляющего транспортным средством, к административной ответственности в случае его нежелания или отказа от прохождения медицинского освидетельствования решается посредством возбуждения дела об административном правонарушении по статье 12.26 КоАП РФ.

Вместе стем, водители транспортных средств составляют крайне малый процент физических лиц, привлекаемых к административной ответственности. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ [2] совершение административного правонарушения в состоянии опьянения является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Круг лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях и необходимо провести их освидетельствование, не охватывался в полном объеме.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 227-ФЗ [3] законодатель внес ряд поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В частности, была введена статья 27.12.1 «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения». Она определила, что лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указанных лиц производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Исключением из данного правила являются лица, указанные в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ.

В соответствии с законодательной конструкцией диспозиции статьи 27.12.1 КоАП РФ по-

становлением Правительства РФ от 23 января 2015 года № 37 [4] были утверждены «Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения».

Итак, статья 27.12.1 КоАП РФ, действующая со 2 августа 2014 года, устанавливает, что лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ, а именно водителей), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, претерпели изменения в части пункта 6 части 1, ныне изложенного в следующей редакции: «совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения (выделено нами. — В.В., Е.В.) [2]».

Практика деятельности подразделений обеспечения охраны общественного порядка после вступления данных изменений показала, что наиболее острые вопросы определения и процессуальной фиксации нахождения лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, в состоянии опьянения сняты. В частности, устранена причина, позволявшая медицинским работникам отказывать в проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, чей административный деликт не связан с управлением транспортным средством. Одновременно с этим сотрудники полиции, правомочные составлять протоколы об адми-нистративныхправонарушениях, получили нормативно обусловленные основания и процедуру направления лиц на такое освидетельствование. В судах при рассмотрении дел об административных правонарушениях снизилось число постановлений о прекращении производства по делу за отсутствием состава правонарушения.

Однако, наряду с несомненными успехами, данные нормативные новации породили ряд более мелких, но от этого не менее значимых проблем.

1. Прежде всего, не решенным и не урегулированным остался вопрос о привлечении лица

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

97

Васильев В.В., Вызулин Е.А. Проблемные вопросы применения сотрудниками полиции статьи 27.12.1 Кодекса РФ об административных...

Васильев В.В., Вызулин Е.А. Проблемные вопросы применения сотрудниками полиции статьи 27.12.1 Кодекса РФ об административных...

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

к административной ответственности за конкретное административное правонарушение в случае отказа этого лица от прохождения медицинского освидетельствования, когда состояние опьянения является деликтообразующим (например, ст. 20.21 КоАП РФ).

2. Проблемой для сотрудников Минздрав-соцразвития, проводящих медицинское освидетельствование на состояние опьянения, остается законодательная коллизия между нормативными актами Министерства здравоохранения РФ, регламентирующими прием и оформление больных, в том числе указанием номера полиса обязательного медицинского страхования и постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 года № 37. Не урегулирован вопрос оплаты за проведение данной медицинской услуги.

3. Не снята проблема процессуальной фиксации факта наличия у лица состояния опьянения.

4. Проблемой, по мнению авторов, является излишняя декларативность и бланкетность постановления Правительства РФ № 37 в части порядка и оснований направления лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, на медицинское освидетельствование.

5. Помимо проблем с фиксацией, несомненную сложность представляют усложненные условия проведения процедуры освидетельствования исключительно лицензированным врачом-специалистом. Предоставление такой услуги тем более затруднительно в условиях сельской местности, а также в нерабочие и праздничные дни.

6. Для сотрудников патрульно-постовых нарядов большую проблему составляет отсутствие формализованных бланков документов, связанных с процедурой направления на медицинское освидетельствование.

Обозначенные авторами проблемы носят, как и было заявлено в названии статьи, не только теоретический, но и конкретный правоприменительный характер, и соответственно требуют решения как сточки зрения юридической техники, так и алгоритма действий практических сотрудников патрульно-постовых нарядов.

Примечания

1. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством,

на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475 // Российская газета. 2008. 2 июля.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, от. 1,2.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия: федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 227-ФЗ // Российская газета. 2014. 23 июля.

4. Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения: постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 // Российская газета. 2015. 23 января.

Notes

1. About approval of rules of examination of a person who drives a vehicle in an alcohol intoxication and registration of its results, the directions of the said person for a medical examination for intoxication, medical examination of that person for intoxication and registration of its results, and Rules for determining the availability of narcotic drugs or psychotropic substances in the human body when conducting a medical examination for intoxication of the person: the resolution of the Government of the Russian Federation from June 26, 2008 № 475 // Rossiyskaya gazeta. 2008. July 2.

2. The Russian Federation code of administrative offences of 30 December 2001, № 195-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2002. № 1, art. 1, 2.

3. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with improvement of legislation on arms trafficking: the federal law of the Russian Federation of 21 July 2014 № 227-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2014. July 23.

4. About approval of rules of referral to a medical examination for intoxication of persons who have committed administrative violations: regulation of the Government of the Russian Federation of 23 January 2015 № 37 // Rossiyskaya gazeta. 2015. January 23.

98

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.