ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ВООРУЖЕНИЯ
A.В. Войкова1, д-р экон. наук, профессор
B.С. Пахомов , старший преподаватель
Тверской государственный технический университет
Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского союза Г.К. Жукова (Россия, г. Тверь)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10691
Аннотация. В последние годы Россия осуществляет масштабную военную модернизацию, что привело к увеличению государственных расходов, предназначенных для поддержания и обновления вооруженных сил. В настоящее время, исследования системы вооружения, в основном, ведутся в трех направлениях: анализ требований к образцам вооружения, оценка их боевой эффективности и оптимизация перспективного облика системы вооружения. Принятие же решения о стратегии развития вооружения и военной техники должно осуществляться с учетом неопределенности в оценке боевых стратегий противника в будущем и ограниченного бюджета на проведении модернизации вооруженных сил. Анализ существующего научно-методического обеспечения планирования развития системы вооружения показал, что, в целом, оно соответствует положениям теории вооружения, однако, предварительный анализ ряда работ позволил выявить ряд недостатков, существенно ограничивающих возможности их применения в современных условиях. В статье рассмотрены некоторые проблемы планирования развития системы вооружения в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: обороноспособность, система вооружения, Министерство обороны, развитие, государственный оборонный заказ, планирование, вооруженные силы, прогноз, бюджет.
«Белой книги» на постоянной основе [2]. Это затрудняет проведение анализа расходования выделяемых бюджетных средств. Например, если расходы на содержание вооруженных сил, пусть и укрупненно, но представлены по разделу «Национальная оборона», то расходы на развитие нет;
- долговая нагрузка исполнителей государственного оборонного заказа. В 2019 году для покрытия долгов предприятиям оборонно-промышленного комплекса были выделены 343,286 млн. рублей, что потребовало внесения поправок в бюджет
РФ [2];
- несовершенство механизма исполнения государственного оборонного заказа. В период с середины 2017 по конец 2019 года Генеральная прокуратура выявила почти 90000 правонарушений в оборонно-промышленном комплексе. В свою очередь, Военной прокуратурой осуществлялся мониторинг 7000 государственных контрактов. Среди основных нарушений ими,
Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в последнее десятилетие Россия неизменно входила в пятерку крупнейших стран по уровню государственных расходам на военные нужды [1]. В 2019 году расходы по статье «Национальная оборона» составили 2,798 трлн. рублей. 71% средств был выделен на закупки новых вооружений. К концу 2019 года ожидалось выполнение заданий государственного оборонного заказа по поставкам новых вооружений, военной и специальной техники на уровне 99,3%; по ремонту и модернизации - на уровне 98,9% [2].
Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, остается целый комплекс нерешенных проблем:
- недостаточная степень прозрачности перед налогоплательщиками за использование государственных ресурсов. На данный момент Россия не имеет собственной
в частности, отмечаются: оплата невыполненных работ, оказание услуг и выполнение работ низкого качества, длительное неисполнение контрактов и другие [2].
Планирование системы вооружений имеет жизненно важное значение для национальной безопасности. В настоящее время ряд стран испытывают потенциальную угрозу со стороны потенциально враждебных стран, особенно тех, которые обладают современным оружием. В этой связи, системы вооружений должны разрабатываться как средства противодействия, устраняющие потенциальные угрозы.
Анализ современного состояния системы вооружения и ключевых направлений развития позволил выявить противоречия общего и частного характера в процессе стратегического планирования и управления развитием вооружения.
Прежде всего, существует противоречие в практике между необходимостью обеспечения требуемых значений показателей количественного и качественного состояния системы вооружения и ограниченностью ресурсов.
Сложность стратегического планирования развития системы вооружения заключается в необходимости учета многоуровневой структуры вооруженных сил РФ, которая формируется в соответствии с организационно-штатной структурой и многообразия решаемых задач в мирное и военное время. Другая сложность заключается в том, что система вооружения обладает большим количественным составом и типажом. При этом образцы вооружения существенно отличаются друг от друга по технико-экономическим показателям. Кроме того, планирование развития системы вооружения никогда не был исключительно технической процедурой. Это также, в определенной мере, политический процесс, который необходимо рассматривать с учетом политических интересов страны.
Динамичность и неопределенность исходных данных, значительное расширение спектра факторов, которые необходимо учитывать при планировании, нестационарность, нелинейность и стохастичность протекающих в системе вооружения, про-
цессов изменения технического состояния образцов вооружения, большое количество и дискретный характер переменных обусловливают практически непреодолимые трудности в использовании традиционных аналитических методов математического моделирования.
Необходимо отметить, что на видовом уровне органы военного управления и научно-исследовательские организации Министерства обороны РФ используют военно-экономические модели обоснования состава и содержания мероприятий долгосрочных программ и планов развития вооружения, которые оперируют различными частными показателями эффективности развития отдельных элементов системы вооружения (видов, типов, классов образцов вооружения, военной и специальной техники). Зачастую эти модели не имеют между собой функциональных и логических связей, методически несовместимы, используют различные критерии и методы оценок, и могут быть применены только для решения частных специальных задач исследования.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на современном этапе развития теории и практики планирования развития системы вооружения существует противоречие в науке между состоянием существующего научно-методического обеспечения, предназначенного для долгосрочного планирования развития вооружения, и предъявляемыми к нему современными требованиями.
Перечень недостатков, существенно ограничивающих возможности применения существующего научно-методического обеспечения в современных условиях, представлен ниже:
- задача планирования мероприятий на стадии эксплуатации образцов вооружения решается на ограниченном участке времени и сводится к распределению образцов вооружения, военной и специальной техники по предприятиям промышленности таким образом, чтобы общие затраты были минимальными;
- в основе долгосрочного планирования развития системы вооружения лежит пре-
имущественно использование экспертных методов;
- недостаточно учитываются особенности жизненного цикла образцов вооружения, а также проводимые структурные преобразования в вооруженных силах РФ;
- недостаточно учитывается приоритет образцов вооружения при решении задачи распределения мероприятий управляющего воздействия в условиях ограниченности выделяемых ресурсов;
- существующие методы оценки эффективности мероприятий по обеспечению
требуемого состояния системы вооружения не позволяют учитывать в плановом периоде, в динамике изменение количественного и качественного состояния вооружения, военной и специальной техники, с учетом боевых возможностей войск.
Таким образом, решение перечисленных выше проблем позволит повысить точность и результативность планирования развития системы вооружения, тем самым, поддерживать необходимый оборонный потенциал в условиях сокращения государственных расходов на оборону.
Библиографический список
1. Интернет-портал Стокгольмского международного института исследования проблем мира. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sipri.org.
2. Интернет-портал журнала «Россия в глобальной политике». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://globalaffairs.ru
PROBLEMIC ISSUES OF PLANNING THE DEVELOPMENT OF THE WEAPONS
SYSTEM
A.V. Boykova1, Doctor of Economic Sciences, Professor V.S. Pakhomov , Senior Lecturer 1Tver State Technical University
2Military Academy of Aerospace Defense named after Marshall of the Soviet Union G.K. Zhukov (Russia, Tver)
Abstract. In recent years, Russia has undertaken large-scale military modernization, which has led to an increase in government spending intended to maintain and renew its armed forces. Currently, research into the weapon system is mainly carried out in three directions: analysis of requirements for weapons models, assessment of their combat effectiveness and optimization of the future appearance of the weapon system. The decision on the strategy for the development of weapons and military equipment should be made taking into account the uncertainty in assessing the enemy's combat strategies in the future and the limited budget for modernizing the armed forces. An analysis of the existing scientific and methodological support for the planning of the development of the weapons system showed that, in general, it corresponds to the provisions of the theory of weapons, however, a preliminary analysis of a number of works made it possible to identify a number of shortcomings that significantly limit the possibilities of use in modern conditions. The article discusses some of the problems of planning the development of the weapons system in the long term.
Keywords: Defense capability, weapons system, Ministry of Defense, development, state defense order, planning, armed forces, forecast, budget.