Научная статья на тему 'Проблемные вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных'

Проблемные вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1169
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / IMPRISONMENT / JUVENILE / EDUCATIONAL CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белик Юлия Святославовна

Статья посвящена проблемным вопросам исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белик Юлия Святославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EIssues enforcement of sentences of imprisonment concerning condemned minors

Thе аrticle focuses on topical issues of the penalty of imprisonment in a juvenile convicted.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных»

УДК 343.8

Проблемные вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных

Белик Юлия Святославовна, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблемным вопросам исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: лишение свободы; несовершеннолетний; воспитательный центр.

EIssues enforcement of sentences of imprisonment concerning condemned minors

Belik Julia Svatoslavovna,

Associate professor of the Department of Сriminal law of the Ural Law Institute of the

Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences

ТЬе агйс!е focuses on topical issues of the penalty of imprisonment in a juvenile convicted.

Key words: imprisonment; juvenile; educational center.

Совокупность преступлений, совершенных лицами, достигшими 14 лет, но не достигшими восемнадцатилетнего возраста, составляет преступность несовершеннолетних. Это наиболее опасный вид преступности, прежде всего, из-за возможности дальнейшего рецидива.

Согласно данным уголовной статистики в 2014 г. было выявлено 54 089 несовершеннолетних преступников, что составляет 5,4 % от общего числа выявленных лиц, совершивших преступления. Свердловская область стоит на первом месте в нашей стране по числу выявленных несовершеннолетних преступников: 61 человек на 100 000 населения [5]. За период с 2010 по 2015 г. отмечается снижение преступности несовершеннолетних на 7,8 %. Данный показатель, по мнению ряда авторов [7, с. 83], свидетельствует не о реальном снижении преступности несовершеннолетних, вызванном процессом реформирования уголовно-исполнительной системы, а об уменьшении числа несовершеннолетних в стране [6].

Назначение наказания в виде реального лишения свободы несовершеннолетним преступникам имеет свои особенности. Одной из них является раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних осужденных. Для последних в настоящее время определено отбывание наказания в отдельном виде исправительных учреждений - воспитательных колониях. На сегодняшний день в стране функционирует 41 воспитательная колония, из них 2 - для девушек [4].

По состоянию на 1 марта 2015 г. в воспитательных колониях содержалось 1756 человек, что на 24 человека меньше, чем в 2014 г. [4]. Это лица в возрасте 1617 лет. Из них 94 % - мальчики и 6 % - девочки. Чаще всего наказание в виде лишения свободы назначают на срок от 3 до 5 лет (31,4 %), от 2 до 3 лет (27,5 %), до 2 лет (23,6 %), свыше 5 лет (18,5 %). В следственных изоляторах одновременно содержится около 1,5 тыс. несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Среди всех несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, около 41 % составляют те, кто ранее отбывал наказание в виде лишения свободы. Отсюда можно сделать вывод, что цели наказания не достигаются и воспитательные колонии не являются эффективными исправительными учреждениями по противодействию преступности несовершеннолетних.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. [4] одним из направлений развития уголовно-исполнительной системы является создание правовых и организационных условий для преобразования воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

В настоящее время осуществляется разработка нормативно-правовой базы о правовом регулирова-

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

нии воспитательных центров. На обсуждение общественности на сайте ФСИН вынесена модель воспитательного центра [4].

Одним из существенных отличий воспитательной колонии от воспитательного центра является цель их создания - обеспечение эффективной ресоциализации осужденных к условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия.

Согласно ч.1 ст. 110 УИК РФ в настоящее время в исправительных учреждениях применяется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов (ч. 2 ст. 110 УИК РФ).

В воспитательных центрах предлагается ввести индивидуальную и групповую работу с осужденными с использованием различных специальных социальных технологий, например таких, как социальная диагностика, социальная реабилитация; социально-средовая адаптация и др.

В воспитательных центрах ликвидируется отрядное звено и создается сектор воспитательной работы, включающий группу осужденных в количестве 8 человек, за которым закрепляется социальный педагог.

Социальные работники будут назначаться из расчета 1 социальный работник на 32 осужденных.

Психологическую работу будут проводить психологи воспитательного центра. Штат психологов устанавливается из расчета 1 психолог на 16 осужденных.

Воспитательную работу осуществляет социальный педагог, из расчета 1 социальный педагог на 8 осужденных.

Деятельность социальных педагогов направлена на оказание содействия осужденным в получении доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим их потребности, а также в адаптации к культуре современного общества.

Социальные педагоги будут заниматься кружковой работой, наставничеством, проведением воспитательных мероприятий, разработкой и реализацией индивидуальных воспитательных маршрутов, оказывать поддержку осужденному в построении им социальных отношений и др.

В отношении каждого осужденного предлагается разрабатывать комплексную программу сопровождения осужденного с учетом других программ исправления и ресоциализации (режимно-поведенческая, трудовая, образовательная, профессиональная подготовка, социальная, религиозная и досугово-бытовая).

Технология индивидуального и непрерывного психологического сопровождения обеспечивается ведением единой карты работы с осужденным, заполняемой психологом, социальным работником и социальным педагогом.

Важным условием ресоциализации будет являться улучшение материально-бытового обеспечения осужденных.

Часть 1 ст. 99 УИК РФ предусматривает норму жилой площади на одного несовершеннолетнего осужденного не менее трех с половиной квадратных метров.

Предлагается вместо понятий «норма жилой площади» и «норма санитарной площади» использовать единое понятие «норма общей площади» [3]. Для несовершеннолетних осужденных установить ее не менее шести квадратных метров на одного человека [9].

Согласно ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103 (далее - Закон)1 норма санитарной площади в камере на одного подозреваемого или обвиняемого устанавливается в размере четырех квадратных метров. Предлагается в соответствии с Европейскими пенитенциарными правилами [1] установить норму общей площади в СИЗО для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не менее семи квадратных метров.

Согласно исследованиям, проведенным рядом авторов, «в целом по России требования ст. 99 УИК РФ выполняются. Однако в следственных изоляторах требования данной статьи еще нарушаются - при норме в 4 кв. м в целом по УИС приходится 3,42 кв. м на одного осужденного. В исправительных колониях обеспеченность жилой площадью при норме 2,5 кв. м в расчете на одного заключенного в целом по России составляет 2,47 кв. метра; в целом недостает 19 тыс. мест в общежитиях» [1] .

Сейчас несовершеннолетние осужденные проживают в воспитательных колониях в общежитиях ( ч. 1, 2 ст. 133 УИК РФ) либо в СИЗО в камерах (ст. 23 Закона2). В модели воспитательного центра вообще не указывается место проживания. Считаем необходимым внести изменения в раздел второй модели воспитательного центра и указать место проживания несовершеннолетних - общежития и камеры. Также в понятии «воспитательный центр» следует уточнить возрастные рамки лиц, которые будут содержаться в этом исправительном учреждении. Сейчас согласно ч. 9 ст. 74 УИК РФ в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет.

В разделе третьем модели воспитательного центра говорится о раздельном содержании осужденных в воспитательных центрах, а также закреплено, что «по возрасту раздельно содержатся лица в возрасте от 14 до 16 лет, от 16 до 18 лет, от 18 до 21 года и старше» [4]. Отсюда можно сделать вывод, что в воспитательных центрах будут находиться осужденные лица старше 19 лет. Полагаем, что данную норму следует изменить, т. к. содержание взрослых и несовершеннолетних в одном месте негативно сказывается на поведении несовершеннолетних.

В модели воспитательного центра подробно расписаны основы взаимодействия между различными под-

1 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

2 Там же.

разделениями воспитательного центра, общественными объединениями, социальными службами в период отбывания наказания в виде лишения свободы. Данные нормы будут иметь положительный эффект только в случае, если это взаимодействие будет продолжаться и после освобождения несовершеннолетних, что в настоящее время на практике почти не осуществляется. Оставшиеся без поддержки ранее судимые несовершеннолетние вновь совершают преступления.

В целом, по мнению ряда авторов [1; 8, с. 88-93], можно сделать вывод, что в последнее время наметилась тенденция к приоритетному обеспечению гражданских прав осужденных. Свидетельство тому -приведение уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с гражданским и жилищным законодательствами; наличие Концепции «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 гг.)», принятие соответствующей целевой программы3. Хочется надеяться, что комплексный подход к решению вопросов, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы, поможет улучшить ситуацию по противодействию рецидивной преступности в стране, и рецидивной преступности несовершеннолетних в частности.

Список литературы

1. Гришко А. Я. Жилищные права осужденных к лишению свободы / А. Я. Гришко. - URL: http://www.dom-i-zakon.ru/articles/ingilteam/6767889998765433223 (дата обращения: 08.05.2015).

2. Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ. СанПиН № 42121-4719-88: сб. важнейших офиц. материалов по санитар. и противоэпидем. вопросам: в 7 т. - М.: МП «Рарог», 1992. - Т. 2.

3. URL: http://фсин.рф/Original_doc/modeli %20Vospi-tatelnogo %20Centra.doc (дата обращения: 08.05.2015).

4. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statisti-ka/Xarka %20v %20VK/ (дата обращения: 08.05.2015).

5. URL: http://www.crimestat.ru/offenses_rate (дата обращения: 08.05.2015).

6. URL: http://www.medicworlds.ru/medic-3070.html (дата обращения: 12.05.2015).

7. Юзиханова Э. Г. Статистические показатели и тенденции преступности несовершеннолетних в новейшей России / Э. Г. Юзиханова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 4.

8. Гришко А. Я. Уголовно-исполнительный закон будущего: направления реформирования / А. Я. Гришко // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2014.- № 4.

9. URL: http://www.advokat-profes.ru/2010-12-06-13-43-33/490--2006-.html (дата обращения: 08.05.2015).

3 Распоряжение Правительства РФ от 7 июня 2006 г. № 839-р. URL: http://www.government.ru (дата обращения: 03.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.