Научная статья на тему 'Проблемные вопросы формирования основ социального государства на территории Российской Федерации'

Проблемные вопросы формирования основ социального государства на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
604
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / PROBLEM / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / РЕГИОНЫ / REGIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильиных Алексей Валерьевич, Охохонин Евгений Михайлович, Шабуров А.С.

В последнее время все чаще как на политической арене, так и в повседневной жизни говорится о современном государстве как о социальном. Однако на практике процесс становления социального государства в России протекает достаточно проблематично. Существует проблема взаимоотношения Федерального центра и регионов в проведении социальной политики, направленной на формирование основ социального государства. В Российской Федерации отсутствует системный подход в формировании структуры социального обеспечения на региональном уровне, хотя в последнее время намечаются положительные тенденции в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays in political sphere as well as in common life the modern society is much spoken about as a social society. Though in practice the process of the formation of social state in Russia is rather problematic. There exists a problem of the relationship between the Federal centre and the regions in realizing the social policy, aimed at the formation of the basis for for a social state. There is not a systemic approach to the formation of the social structure on the regional level in Russia, though there are some positive tendencies in this direction.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы формирования основ социального государства на территории Российской Федерации»

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 34.01 A.B. ИЛЬИНЫХ, Е.М. ОХОХОНИН, A.C. ШАБУРОВ

В последнее время все чаще как на политической арене, так и в повседневной жизни говорится о современном государстве как о социальном.

К примеру, в Послании Президента России Федеральному Собранию на 2008 год впервые была поставлена задача реализации положений статьи 7 Конституции Российской Федерации о социальном государстве, а также предложены направления и механизмы его формирования. Однако на практике процесс становления социального государства протекает достаточно проблематично. Имеются трудности в различных аспектах социальной сферы: образование, здравоохранение, пенсионное и трудовое обеспечение, демографическая ситуация, существует проблема взаимоотношения Федерального центра и регионов в проведении социальной политики, направленной на формирование основ социального государства. Отношения в сфере социального обеспечения населения в Российской Федерации имеют большую социальную значимость, что существенно повышает уровень актуальности рассматриваемых проблем компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения. На самом деле проблема не так проста, как видится на первый взгляд. В жизни российского общества сейчас происходит смена парадигмы общественного развития. Наряду с этим, проблемы социального обеспечения претерпевают серьезное научное осмысление. Меняется подход к понятию «социальное обеспечение». Это обусловлено характером рыночных отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения через различные организационно-правовые формы.

Конституция Российской Федерации содержит нормы о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и в вопросах регулирования социальной сферы. В большинстве случаев разграничение полномочий в сферах совместного ведения содержится в текущем федеральном законодательстве и договорах Федерации с ее субъектами. Кроме того, субъекты Российской Федерации обладают определенными полномочиями по непосредственному регулированию социальной сферы в рамках полномочий, предоставляемых статьей 73 Конституции Российской Федерации [6, с. 92]. Некоторую ясность в этот вопрос внес Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» [7, с. 86]. Согласно ст. 12 указанного Закона, по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти [1, с. 240]. Противоречивый характер законотворчества центра и субъектов Российской Федерации находит отражение в нормативно-правовых актах, касающихся деятельности регионов в социальной сфере. Вышеперечисленные обстоятельства в значительной мере влияют на решение проблемы согласования двух уровней законодательства в сфере социального обеспечения Российской Федерации: федерального и регионального. В федеративном государстве определенные функции социального управления делегируются как

на региональный, так и на местный уровень. Для введения в систему практики управления социальными процессами в регионе необходимы разработка и осуществление взаимообусловленных научно обоснованных программ и планов социального развития регионов, районов, городов, предприятий [5, с. 34]. Управление социальными процессами, осуществляемое сегодня федеральными системами, ориентировано на приоритет общенациональных интересов и не может строиться как система, состоящая из простой суммы управляющих воздействий на социальные процессы, протекающие в регионах.

Формирование социальной политики на уровне региона - достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся в полной мере самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным Центром правилам. Сегодня органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе. Не секрет, что в России федеральный центр и регионы развиваются как бы параллельно, их законодательство во многом дублирует друг друга и нередко входит в противоречие [3. с. 122]. Практика показывает, что преувеличение саморегулирования общественных процессов в субъектах РФ часто ведет к правовой самодеятельности, не позволяющей оптимально распределить предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации по вопросам социального обеспечения.

Таким образом, в рамках формирования федерального и регионального управления, складывающегося в России в условиях постепенного формирования социальной государственности и научной методологии, необходимо:

- обосновать приоритеты правового обеспечения социальной политики в субъектах Федерации с учетом адресности, гибкой политики занятости и управления миграционными процессами; сформулировать выводы о наиболее приоритетных направлениях правового регулирования;

- определить необходимость возрастания роли Российского государства в формировании и реализации социальной политики, а также территориальном развитии «депрессивных» территорий; выработки критериев определения территорий, нуждающихся в государственном «протекционизме»;

- принять для более четкой реализации требований социального обеспечения основополагающие федеральные законы в социальной сфере (здравоохранении, образовании, пенсионной сфере, сфере труда и т.д.), что не позволит субъектам Российской Федерации не исполнять нормы, изложенные в этих федеральных законах. Полное и четкое законодательное разграничение полномочий и определение границ компетенции региональной власти также не позволит субъектам Российской Федерации выводить социальное законодательство отдельных территорий за пределы единой государственной системы.

Следовательно, с построением жесткой правовой вертикали без административных решений решатся проблемы реализации государственной политики в области социального обеспечения на региональном уровне.

Формирование социальной политики на уровне региона должно осуществляться на основе системного подхода, который включает в себя следующие этапы: формулировка целей; разработка понятийного аппарата; анализ причин и следствий; выработка путей и средств достижения целей; определение критериев оценки и механизмов принятия решений; разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов; определение перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий, в частности разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами, а также разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона. В контексте данной проблематики выделяются два основных понятия: «региональная социальная политика» и «социальная политика в регионе». Под региональной социальной политикой по-

нимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром, однако уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двусторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местного самоуправления с учетом сформированной концепции региональной социальной политики. Региональная социальная политика на практике сегодня в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, на формирование единого социального пространства, а социальная политика в регионе - на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе.

Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъектов Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории. Смысл управления социальной сферой региона заключается в координации, гармонизации взаимодействия подсистем, совершенствовании структуры этого чрезвычайно сложного системного образования. На федеральном уровне социальная сфера является объектом управления для всех государственных органов власти, прежде всего для министерств и ведомств, имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.). На региональном уровне соответствующие функции выполняют аналогичные министерства, комитеты и департаменты, на местном - управления и отделы органов местного самоуправления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями [4, с. 654-658].

Взаимодействие Российской Федерации и регионов в рамках строительства социального государства и развития соци-

альной сферы наталкивается на ряд проблемных ситуаций [8, с. 386].

Во-первых, проблема чрезмерной дифференциации регионов России по уровню и качеству жизни. Регионы существенно отличаются экономическим потенциалом, численностью населения, природными ресурсами, занимаемой площадью и другими характеристиками, поэтому для определения основных социальных показателей необходимо руководствоваться более четкими критериями. В условиях увеличения неравенства субъектов Федерации федеральный центр должен взять на себя ответственность за реализацию минимальных стандартов на всей территории страны и обеспечивать единство социального пространства. Это весьма важно и с позиций регионального аспекта социальной политики федеративного государства, поскольку наиболее очевидный и до сих пор наименее учитываемый признак территориального развития - социальная ориентация, то есть оценка количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего, как они влияют на уровень и качество жизни населения. В то же время все понимают, что динамика реального уровня потребления социальных благ, рождаемость и смертность, параметры физического и духовного здоровья, образования, наконец, продолжительность жизни являются главными показателями эффективности федеративного и территориального развития. Естественно, что социальная доминанта регионального развития должна быть устойчиво сбалансированной с природными, демократическими, экономическими и другими ресурсами территории, социально-экономическими возможностями того или иного региона. Такая государственная политика должна быть отрегулирована правом. Так или иначе, но социальное государство обязано гарантировать и реально обеспечить провозглашенный минимум уровня жизни для всего населения и на всей территории страны. И это, пожалуй, в определенном смысле исходный принцип, но далеко недостаточный их набор, а тем более целостная система в социальном государстве. Между тем политика перераспределения доходов недостаточно эффективна, хотя и необходима в сложившихся условиях. Но эти вопросы невозможно решить простой разработкой и утверждением единых социальных стандартов. Для их введения

надо создать социально-экономические предпосылки. Необходима эффективная стратегия формирования в стране социального государства и выравнивания неоправданных различий в уровнях развития регионов страны.

Во-вторых, также заметным недостатком системы российского законодательства о социальном обеспечении остается так и не решенная до конца проблема разграничения законодательных полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации [2, с. 123]. Перенесение «центра тяжести» в финансировании социальных программ на регионы, децентрализация правового регулирования отношений по социальному обеспечению - характерная черта современного социального законодательства. В условиях же когда из 83 субъектов Российской Федерации только 14 не являются дотационными, а остальное большинство зависит от финансовой поддержки федерального центра, возлагать на региональную власть ответственность за реализацию государственных стандартов и обеспечение единого социального пространства вряд ли разумно.

В-третьих, отсутствие критериев и механизмов практического разграничения полномочий и ответственности Центра и регионов по проблемам управления социальной сферой регионов, нежелание Центра передавать полномочия субъектам Федерации и брать ответственность на себя, отсутствие или низкая степень взаимодействия федеральных и региональных органов власти по проблемам управления социальной сферой регионов.

Из вышесказанного следует, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует системный подход в формировании структуры социального обеспечения на региональном уровне.

Положительной тенденцией в данном направлении является разработка Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Согласно документу, территориальное развитие страны будет ориентировано на комплексное развитие и повышение конкурентоспособности экономик регионов, обеспечения достойной жизни граждан. Для этого предполагается синхронизация трех направлений региональной политики: создание новых центров роста в регионах на основе конкурентных преимуществ, координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса, снижение дифференциации в уровне и качестве жизни населения. Однако, на наш взгляд, главную роль в достижении данных социально-экономических стандартов призваны сыграть, прежде всего, сами регионы. Роль государства должна определяться такими принципами демократического общества, как социальная справедливость и равноправие граждан. Иначе говоря, оно обязано взять на себя регулирование регионального развития, чтобы выравнивать качество жизни населения. Гарантии со стороны государства состоят в том, чтобы не допустить дискриминации граждан с точки зрения качества жизни по их местожительству (или, по крайней мере, сократить ее). В этом суть государственной региональной политики в социальной сфере, которая должна быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, снижение безработицы, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение качества и доступности образования и здравоохранения, развитие системы пенсионного обеспечения и в целом на формирование в России основ социального государства.

1. Гриценко Н.Н Ф.И. Шарков Основы социального государства.- М.: Социальные отношения, 2004.- С. 240.

2. Евстратов А. Э. Генезис идеи социального государства (Историко-теоретические проблемы): дис. канд. юрид. наук. - Омск, 2005.- С. 123.

3. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. - М., 2005. - С. 122.

4. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные аспекты. - М.: Норма, 2003. - С. 654-658.

5. Калашников С.В. Функциональная структура социального государства.// Человек и труд.- 2002. - № 6, - с. 34.

6. Калина Е.С. Государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации (теоретическое административно-правовое исследование): дис. канд. юрид. наук. - Челябинск, 2004.- С. 92.

7. Торлопов В. А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. С. 86.

8. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005. С. 386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.