Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / здоровьесберегающее поведение / студенты / здоровье / вредные привычки / физические упражнения / healthy lifestyle / health-saving behavior / students / health / bad habits / physical exercise

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волкова Анастасия Романовна, Тюрина Ирина Владимировна

В статье рассматриваются особенности здоровьесберегающего поведения современных студентов. Проводится обоснование актуальности и значимости здоровьесберегающего поведения для студентов. С помощью анкетирования было проведено практическое исследование студентов в целях изучения их отношения к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волкова Анастасия Романовна, Тюрина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF HEALTH-SAVING BEHAVIOR OF MODERN STUDENTS

The article discusses the features of health-saving behavior of modern students. The relevance and significance of health-saving behavior for students is substantiated. Using a questionnaire, a practical study of students was conducted to study their attitude towards a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

УДК 796+378.17

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Волкова Анастасия Романовна

студент, ОГУ им. И.С. Тургенева,

г. Орел, Россия E-mail: nastia. volkova56789. var@gmail. com Научный руководитель: Тюрина Ирина Владимировна

доцент кафедры физического воспитания, ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел, Россия E-mail: avesa-66@mail. ru

PROBLEMATIC ASPECTS OF HEALTH-SAVING BEHAVIOR OF

MODERN STUDENTS

Volkova Anastasia Romanovna

student, Oryol State University named after I.S. Turgenev,

Orel, Russia

E-mail: nastia. volkova56789. var@gmail. com Scientific supervisor: Tyurina Irina Vladimirovna

Associate Professor of the Department of Physical Education, Oryol State University named after I.S. Turgenev,

Orel, Russia E-mail: avesa-66@mail. ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности здоровьесберегающего поведения современных студентов. Проводится обоснование актуальности и значимости здоровьесберегающего поведения для

студентов. С помощью анкетирования было проведено практическое исследование студентов в целях изучения их отношения к здоровому образу жизни.

Abstract. The article discusses the features of health-saving behavior of modern students. The relevance and significance of health-saving behavior for students is substantiated. Using a questionnaire, a practical study of students was conducted to study their attitude towards a healthy lifestyle.

Ключевые слова, здоровый образ жизни, здоровьесберегающее поведение, студенты, здоровье, вредные привычки, физические упражнения.

Keywords: healthy lifestyle, health-saving behavior, students, health, bad habits, physical exercise.

Здоровый образ жизни является качественной предпосылкой для будущей самореализации молодых людей. Это основа обладания активным долголетием, способностью к рождению детей и созданию семьи, а также к сложным учебным и профессиональным работам, общественно-политическим и творческим инициативам [3]. Очень часто студенты не заботятся о своем здоровье, они часто не понимают и не считают его капиталом, который должен быть сохранен и приумножен. Многие студенты уверены в том, что здоровье не является главной ценностью в жизни. Студенты не понимают, что их здоровье является необходимым условием для достижения некоторых целей в их личной сфере.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что студенческая среда нуждается в здоровьесберегающем поведении, так как образование и обучение тесно связаны между собой. В связи с важностью предотвращения заболеваний, таких как физические, психические или социальные, возникла дискуссия о том, какое поведение необходимо для сохранения здоровья.

Современного студента характеризуют такие понятия и явления, как

информационный стресс, психологическая перегрузка, психологический стресс, а также нехимические и неорганические зависимости, отсутствие моральных и этических идеалов в жизни, а также отсутствие высоких нравственных и этических идеалов и утрата смысла. В связи с различными факторами, такими как неблагоприятная экологическая среда, а также различные виды аддикций, студенческая молодежь страдает от значительного ухудшения здоровья [4, c. 307].

Система высшего образования и среднего профессионального образования имеет серьезную проблему, связанную с тем, что необходимо балансировать между оптимизацией деятельности для сохранения здоровья студента и повышением уровня развития необходимых навыков у студентов. В образовательном процессе происходит постепенное увеличение объема профилактических программ здоровья, направленных на формирование здоровьесберегающего поведения современных студентов.

При формировании здоровьесберегающего поведения современных студентов необходимо учитывать факторы, связанные как с объективными обстоятельствами, такими как распространение коронавирусной инфекции, так и с субъективными аспектами, поскольку молодежное студенчество является особой демографической группой, которая обладает достаточно активными запросами, и поэтому необходимо выработать новые формы взаимодействия с ней [2, c. 67].

В рамках данного исследования была поставлена задача исследования особенностей здоровьесберегающего поведения современных студентов.

Многие исследователи, в том числе Н.А. Капчинский [1, c. 51], Н.А. Паршина [4, c. 309] считают, что в последние годы наблюдается некоторое изменение образа жизни среди молодежи, связанное с увлечением различными видами спортивных занятий, однако эта тенденция пока еще не проявилась в полной мере. Авторы подчеркивают, что сберегающие технологии призваны способствовать формированию самосодержательного и здоровьясбережающего поведения человека, которое направлено на изменение его жизненной ценности

в сторону осознания проблемы сохранения здоровья на высшем уровне и использования правил здорового образа жизни в своей ежедневной социальной деятельности.

С.М. Погудин [5, с. 79] определил, что здоровьесберегающее поведение учащихся основывается на социально-культурном подходе, который объединяет усилия различных наук и позволяет сформировать целостное понимание о здоровье. Вузы, как правило, играют ключевую роль в развитии здоровья у учащихся и их здоровьесбережении.

Основная цель реализации программ по укреплению здоровья студентов состоит в формировании ответственного подхода к здоровью и формированию здорового образа жизни, который является неотъемлемой частью образа жизни студента [2, с. 65].

В дополнение ко всему, важно учитывать индивидуальные характеристики учащихся и членов их семей при формировании здорового образа жизни. Это позволит более эффективно влиять на поведение учащихся и способствовать устойчивому изменению их поведения, направленному на сохранение и укрепление здоровья в будущем.

Современная молодежь становится все более интересной для исследователей, изучающих влияние социальных и психологических факторов на качество здорового образа жизни у молодежи.

В настоящее время в российских учебных заведениях разработаны концепции, направленные на формирование здорового поведения студентов с помощью различных методов и средств. В учебном заведении формирование здоровьесберегающего поведения должно осуществляться с помощью двух основных направлений: создание позитивного образа жизни, снижение рисков. Необходимо уделить особое внимание индивидуальной ориентацией студентов в области здоровья. Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования играют важную роль в формировании здоровьесберегающего поведения молодежи, являясь основными агентами вторичной социализации. Организация учебного процесса с учетом сохранения

и укрепления здоровья способствует не только повышению эффективности обучения, но также формированию устойчивых потребностей и ценностей у студентов в процессе обучения [2, с. 66].

Для практического исследования особенностей здоровьесберегающего поведения современных студентов и изучения их отношения к здоровому образу жизни было проведено анкетирование на базе юридического факультета и факультета естественных наук (далее - ФЕН) ОГУ имени И.С. Тургенева г. Орел. В опросе приняли участие 60 человек. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношение студентов юридического факультета и факультета естественных наук ОГУ имени И.С. Тургенева г. Орел к здоровому образу жизни

Вопрос Юридичес- Юридичес- Факультет Факультет

кии кий естествен- естествен-

факультет факультет ных наук ных наук

1 курс 2 курс 2 курс 3 курс

1. Оцените уровень своего

здоровья

а) хорошее 33 0 21 19

б) скорее хорошее, чем плохое 36 87 59 67

в) скорее плохое, чем хорошее 20 13 10 14

г) плохое 0 0 0 0

д) затрудняюсь ответить 11 0 10 0

2. Какая фраза описывает Ваше

отношение к здоровью:

а) стремлюсь поддерживать свое 38 13 34 29

здоровье

б) обращаю внимание на 56 67 56 57

здоровье только в ситуации болезни

в) вынуждено забочусь о здоровье из-за необходимости по 5 20 10 14

медицинским показателям

г) затрудняюсь ответить 1 0 0 0

3. Какое утверждение Вы

считаете более правильным:

а) здоровье - это приоритетная 49 33 56 38

ценность

б) здоровье значимо, наряду с 41 60 38 57

такими ценностями, как семья,

самореализация и др.

в) есть более значимые ценности, 8 7 3 0

чем здоровье

г) затрудняюсь ответить 2 0 3 5

4. Укажите используемые Вами в

повседневной жизни

здоровьесберегающие технологии? (не более трех)

а) исключение вредных 59 80 79 81

привычек

б) физическая активность 54 73 28 38

в) профилактические 17 47 17 24

медицинские процедуры

г) полноценный отдых и сон 49 53 24 33

д) правильное питание 26 53 7 14

е) оздоровительные процедуры 7 13 0 24

ж) психологические приемы 11 20 14 0

саморегуляции

5. По Вашему мнению, введение

в ВУЗе специально

разработанных комплексов

оздоровительных программ

будет полезным:

а) да 51 60 69 57

б) нет 49 40 31 43

Представленные результаты позволяют сделать следующие выводы:

- большинство (67% студентов 3 курса, 59% студентов 2 курса, 36% студентов 1 курса) студентов исследуемых факультетов характеризуют свое здоровье, как скорее хорошее, чем плохое;

- основная часть (57%) студентов не считает нужным заниматься своим здоровьем. Только болезнь заставляет их задуматься о необходимости сохранения здоровья;

- большая часть (49% студентов 1 курса юридического факультета и 56% студентов 2 курса факультета естественных наук) рассматривает здоровье как приоритетную ценность. Для студентов 2 курса юридического факультета (60%) и 3 курса факультета естественных наук (57%) характерно рассмотрение здоровья в качестве ценности, но наряду с другими;

- чтобы сохранить здоровье студенты чаще всего (59%) избавляются от вредных привычек и начинают заниматься спортом и физическими упражнениями. На полноценный сон и правильное питание студенты редко (7%) обращают внимание, что связано с их образом жизни, в том числе отсутствием режима. Профилактическим медицинским осмотрам также

уделяют мало внимания (7%);

- введение в ВУЗе специально разработанных комплексов оздоровительных программ будет полезным, по мнению более половины (60%) студентов. Такая ситуация говорит о высокой заинтересованности студентов в своем здоровье.

В целом можно сделать вывод, что отношение к своему здоровью у большинства студентов правильное. При этом ситуация варьируется в зависимости от возраста студентов.

Далее студентам (20 чел.) 2 курса юридического факультета ОГУ имени И.С. Тургенева г. Орел были заданы следующие вопросы (табл. 2).

Таблица 2

Опрос студентов 2 курса юридического факультета ОГУ имени И.С. Тургенева г. Орел

Вопрос Девушки Юноши

1. По Вашему мнению нужно ли придерживаться принципов здорового образа жизни:

а) да 63 29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) нет 0 13

в}частично 37 29

г) эта проблема меня пока не волнует 0 29

2. Ваши действия для сохранения здоровья {можно несколько ответов):

а} занимаюсь спортом,, посещаю спортивные секции ЗВ 57

б) соблюдаю режим дня 25 0

в] полноценно питаюсь 50 43

г) отказываюсь от вредных привычек 69 14

д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы 69 57

е) не делаю ничего, меня все устраивает 0 14

3. Употребляете ли Вы алкоголь:

а} ни разу не пробозал 19 29

б) один раз пробовал 38 14

в) изредка 43 57

г) часто 0 0

д) постоянно 0 0

4. Употребляете ли Вы наркотики или токсичные вещества:

а) ни разу не пробовал 94 71

б) один раз пробовал 0 29

в) изредка 6 0

г) часто 0 0

д) постоянно 0 0

5. Употребляете ли Бы табак {курите сигареты и т.п.)

а) ни разу не пробовал 69 29

б) один раз пробовал 19 29

в) изредка 6 42

г) часто 6 0

д) постоянно 0 0

Представленные результаты позволяют сделать вывод, что большинство (63%) девушек стараются придерживаться здорового образа жизни. В отличие от них юноши не считают это необходимым (29%). Девушки, чтобы сохранить здоровье, отказываются от вредных привычек, соблюдают санитарно-гигиенические нормы; юноши - занимаются спортом и также соблюдают санитарно-гигиенические нормы. При этом часть (48%) девушек имеет вредные привычки, в том числе употребляет алкоголь (43%). Но в целом большая часть (52%) девушек не курит, не употребляет наркотики. Юноши не употребляют наркотики, но большая часть изредка пьет алкоголь (57%) и курит (42%).

Обобщая результаты анкетирования студентов 1 -3 курсов, можно сделать вывод, что проблема здоровьесберегающего поведения весьма актуальна для этих студентов. Несмотря на высокую заинтересованность студентов в сохранении своего здоровья, большинство студентов не считают нужным заниматься своим здоровьем на постоянной основе. Только болезнь заставляет их задуматься о необходимости коррекции своего поведения и своих привычек. Многие студенты имеют вредные привычки, в том числе употребляют алкоголь и курят. Наблюдается дефицит знаний студентов в области здоровьесберегающего поведения. При этом введение в ВУЗе специально разработанных комплексов оздоровительных программ будет полезным, по мнению большинства студентов.

Таким образом, в современных условиях актуальной задачей системы образования является необходимость стимулирования студентов к укреплению и улучшению здоровья, а также поддерживания здорового образа жизни в молодежной среде. В образовательном процессе необходимо внедрять знания, которые направлены на формирование здоровой жизни с раннего возраста, а также проводить самовоспитание личности в процессе обучения. Формирование здоворьесберегающего поведения современных студентов, пропаганда гигиенических и медицинских знаний помогает снизить уровень заболеваний, а также способствует воспитанию крепкого поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капчинский Н.А. Формирование здоровьесберегающего поведения у студентов / Н.А. Капчинский, И.Т. Хайруллин // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2021. - № 2. - С. 49-57.

2. Кузнецов В.В. К концепции формирования здоровьесберегающего и реабилитирующего поведения студентов / В.В. Кузнецов, К.В. Косилов // Дальневосточный медицинский журнал. - 2021. - № 1. - С. 64-69.

3. Медведева О.В. Интегральная оценка уровня здоровья и здоровьесберегающего поведения студентов медицинского вуза / О.В. Медведева, В.А. Кирюшин, Е.С. Максимова // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2023. - № 1. - С. 572-579.

4. Паршина Н.А. Формирование здоровьесберегающего поведения студентов педагогического вуза / Н.А. Паршина, В.В. Тимошин, Е.А. Шуняева, С.В. Бакулин // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 12-2. - С. 307-311.

5. Погудин С.М. Учебно-исследовательская деятельность студентов в системе формирования здоровьесберегающего поведения / С.М. Погудин, С.С. Гордеева // Физическая культура, спорт и здоровье молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 85-летию кафедры физической культуры и спорта ПГНИУ, Пермь, 21 октября 2023 года. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. - С. 77-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.