Татаринова Л.Ф. ©
Кандидат юридических наук, Университет «Туран»
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСВА ОТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА В ГЛОБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ
Аннотация
Данная статья посвящена проблемным аспектам защиты чести и достоинства физических лиц от посягательства в глобальных коммуникационных сетях. Предложено собственное видение проблемных аспектов, а также проанализированы возможности борьбы с подобными нарушениями
Ключевые слова: Интернет, честь, достоинство, персональные данные, сети, доступ, информация. Keywords: Internet, honor, dignity, personal data, network, access, information.
Честь, достоинство человека и гражданина - это этические и достаточно значимые категории, определяющие в совокупности «доброе имя», имеющие нравственный характер и влияющие на оценку и значимость той или иной личности для общества.
Ценность указанных категорий не оставляет сомнений, в этой связи, встает вопрос о защите чести и достоинства от посягательств извне. Дело в том, что вопрос о правовых механизмах подобной защиты вставал неоднократно, однако проблема защиты указанных категорий от посягательства в глобальных коммуникационных сетях, в частности в сети Internet мало изучена, что влечет за собой многократные случаи нарушения чести и достоинства в глобальных коммуникационных сетях.
Таким образом, представляется целесообразным определить основные проблемные аспекты защиты чести и достоинства от посягательства в глобальных коммуникационных сетях и предпринять попытку выработки некоторых рекомендаций направленных на защиту указанных категорий.
Для начала необходимо определиться с понятиями «честь» и «достоинство». Несмотря на то, что исследуемые понятия по существу совпадают, определяя моральный статус лица, ее самооценку и положение в обществе, они имеют разный «правовой вес».
Так, рассматривая «честь» с правовой точки зрения, стоит отметить, что это отражение качеств лица, сопровождающееся положительной оценкой в общественном сознании. Унижение чести предполагает, что личность ощущает изменение (или считает потенциально возможным изменение) общественного мнения о себе. Это сознательная дискредитация человека в общественном мнении». Что касается термина «достоинство», то его можно рассматривать как синоним репутации (которая в общем смысле представляет собой сложившееся о человеке мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств).
Следует отметить, что указанные понятия имеют скорее моральный, нежели правовой характер, что, впрочем, не умаляет их социальной значимости.
Понятия «честь» и «достоинство» неразрывны между собой. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.
Следовательно, можно предположить, что категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны. Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
Исследуемые категории «честь» и «достоинство» являются одними из высших общественных ценностей, определяющих отношение со стороны окружающих к человеку. В этой связи, проблема защиты чести и достоинства обретают особую актуальность и значимость.
Проблемы защиты указанных категорий от нарушений посредством размещения информации порочащей честь и достоинство в глобальных коммуникационных сетях, осложняются тем фактом,
© Татаринова Л.Ф., 2013 г.
что, например, сайты в глобальной сети Internet не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации.
Также одной из проблем является то, что в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан [1], а именно со статьями 129, 130 защищается честь и достоинство от «клеветы» и «оскорбления». Но остается вопрос, будут ли применяться санкции, в случае если информация является истинной и не несет какого-либо оскорбления лицу, но, тем не менее, влечет неблагоприятные последствия для таких категорий как «честь» и «достоинство» лица. В данном случае, можно предположить, что будет применена статья 142, а именно «Нарушение неприкосновенности частной жизни», однако и здесь могут возникнуть проблемы. То есть, указанная норма гласит: «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия....», но если подобное собирание и распространение сведений не имело место. Например, в случае если лицо помещающее информацию в сеть Internet, является одним из участников тех или иных событий, то его сложно будет обвинить по данной статье.
Кроме того, еще одним препятствием на пути решения проблем защиты чести и достоинства от посягательства в глобальных коммуникационных сетях, является то, что лица, будь то физические или юридические, считающие, что информация, распространенная в глобальных коммуникационных сетях содержит порочащую честь и достоинство информацию, которая не соответствует действительности могут обратиться в суд с иском, однако ответчика установить будет более чем проблематично. Это связано с наличием компьютерных программ, при использовании которых установить лицо, распространившее подобные сведения в глобальных сетях не представляется возможным, более того, в случае применения «умных» программ, идентифицировать IP-адрес также не получиться.
Также, одной из проблем, является неправомерный доступ к компьютерной информации, а именно к информации персонального характера.
И это не исчерпывающий перечень проблем, с которыми могут столкнуться индивиды, защищая свои честь и достоинство в глобальных коммуникационных сетях.
Стоит отметить, что ученые-юристы в последние годы уделяют достаточно большое внимание исследованию правонарушений в глобальных коммуникационных сетях. В то же время, привлекает внимание тот факт, что исследования осуществляются в формально-догматическом ключе, т.е. авторы ограничиваются анализом структурных элементов составов преступлений совершаемых посредством глобальных коммуникационных сетей. Имеются исследования направленные на раскрытие виктимологических аспектов указанной проблемы. Вместе с тем, каких-либо монографических исследований, посвященных защите чести и достоинства от посягательства в глобальных коммуникационных сетях не существует.
На наш взгляд, нам целесообразно остановиться на такой проблеме, как неправомерный доступ к компьютерной информации, имеющей отношение к чести и достоинству лица.
В международной практике имели место попытки защиты персональных данных, причем вопрос стоял о правовой защите информации персонального характера в отношении автоматизированной обработки и относящейся к ним личной информации, однако реальных результатов до сих пор нет [2].
Как уже отмечалось выше, необходимость в разработке подобных правовых норм появилась в результате все более широкого использования компьютеров для административных целей. Это связано, в первую очередь с тем фактом, что «ручные» файлы, по сравнению с автоматизированными файлами не обладают большими возможностями хранения данных, т.е. автоматизированные файлы предоставляют гораздо более широкий круг каналов для запросов, которые могут обрабатываться с очень большой скоростью.
Ожидается, что в ближайшие годы скорость автоматизированной обработки данных в административной сфере будет увеличиваться, в результате, помимо прочего, снижения стоимости обработки данных, наличия «умных» устройств для обработки данных и создания новых телекоммуникационных каналов для передачи данных.
В существующих правовых системах некоторых государств уже есть определенные нормы, которые могут помочь обеспечить защищенность и конфиденциальность информации способной нанести ущерб чести и достоинству того или иного лица. В странах имеются законы о частной жизни, о гражданских правонарушениях, о тайне или конфиденциальном характере чувствительной информации и т.д.
В то же время отсутствуют общие правила хранения и использования личной информации, и в частности в отношении того, как физические лица могут осуществлять контроль над той информацией, которая относится к ним самим, но при этом собирается и используется другими.
Все национальные законы о защите данных, а также опубликованные законодательные проекты содержат похожие нормы материального права, связанные с обработкой личных данных, в том числе в отношении качества данных и способов их использования.
И хотя законодательные и процедурные нормы в различных государствах излагаются по-разному, в соответствии с правовой системой каждой отдельной страны, существует широкое согласие в отношении целей, которые должны быть обеспечены этими нормами.
Так, согласно общепризнанной практике, во всех национальных законах признается:
- принцип публичности, т.е. обязательное условие - это публичная информированность о существовании автоматизированных файлов данных;
- принцип контроля, т.е. публичные надзорные органы, имели доступ к пользователям сети Internet, а лица, к которым относится информация, содержащаяся в файлах, могли бы требовать соблюдения их права на неприкосновенность чести и достоинства.
В большинстве цивилизованных государств, чье киберпространство вышло за пределы государственных границ, национальный нормативный правовой акт о защите данных имеет (или будет иметь) широкий охват и распространяться на обработку данных в публичном секторе, а также в частном секторе. Более того, в некоторых государствах в сферу действия нормативного правового акта попадают не только автоматизированные файлы, но и некоторые категории «ручных» файлов.
Во всех государствах, национальное законодательство охватывает данные, относящиеся к физическим лицам, но в некоторых странах законодательство относится и к данным, касающимся юридических лиц, в частности это касается коммерческой тайны, борьбы с промышленным шпионажем. В тех случаях, когда в интересах общества возникает необходимость установить некоторые ограничения или исключения из общих правил, это определяется в самом нормативно-правовом акте.
Таким образом, защита чести и достоинства от нарушения в глобальных коммуникационных сетях, во многом зависит от объема трансграничных потоков личных (персональных) данных.
Учитывая глобальность существующих коммуникационных сетей, возникает объективный вопрос, в какой мере национальные нормативные правовые акты о защите личных (персональных) данных способны обеспечить должную защиту чести и достоинству физических лиц, когда касающиеся их данные пересекают границы. Компьютеры в сочетании с телекоммуникациями открывают новые перспективы для обработки данных на международном уровне. Они помогают преодолеть разные типы барьеров на пути коммуникаций между государствами: дистанцию, время, язык и стоимость. Распределенная обработка данных позволяет пользователям рассредоточить информационную систему или базу данных по нескольким странам. Сети помогают пользователям получить доступ или связать информационные системы в отдаленных странах. В ряде отраслей (например, в банковской сфере, в области туризма, кредитных карточек и т.д.) подобная трансграничная обработка данных стала уже обычной практикой [3].
Но стоит отметить, что по нашему мнению, для пользователей данными или субъектов данных не должно иметь значения тот факт, что те или иные операции по обработке данных осуществляются в одном или нескольких государствах. Следовательно, представляется целесообразным применение одинаковых правовых нормы способных защитить субъекты данных, не зависимо от места нахождения или постоянного места жительства (гражданства).
Однако на практике защита чести и достоинства лиц становится практически не возможной, когда география действий нарушающих права субъектов данных выходит за пределы одного государства. Выражая обеспокоенность в отношении того, что пользователи данных могут пытаться уходить от контроля над защитой данных путем перевода своих операций полностью или частично в государства, имеющие менее строгие законы о защите данных или вообще не имеющие таковых.
Для того чтобы противостоять такому риску, некоторые государства включают в свое национальное законодательство специальные меры контроля, например в форме лицензия деятельности связанной с глобальными коммуникационными сетями, или «экспортом» информации.
Однако подобный контроль может препятствовать реализации права граждан на информацию, свободному международному потоку информации, что является важнейшим принципами правового и демократического государства.
Таким образом, проведя анализ проблемы защиты чести и достоинства от посягательства в глобальных коммуникационных сетях, мы можем сделать следующие выводы:
1. Ввиду того, что честь и достоинство имеют большое значения для полноценной жизнедеятельности личности в обществе, защита указанных категорий является актуальной проблемой, в частности защиты в глобальных коммуникационных сетях. В этой связи, целесообразно усилить уголовно-правовую ответственность за размещение информации персонального характера лиц, на чьих сайтах помещена указанная информация.
2. Расширение использования глобальных коммуникационных сетей неуклонно влечет увеличение роли международных договоров в регулировании отношений международного обмена электронными данными посредством Internet. Сегодня сложилась достаточно разветвленная сеть двусторонних и многосторонних договоров, регулирующих различные аспекты международного электронного обмена данными. Большую роль в подготовке и заключении многосторонних договоров в этой сфере в настоящее время играют региональные (субрегиональные) межправительственные организации. Вместе с тем, сложившуюся договорную систему нельзя признать ни совершенной, ни завершенной. Наличие разветвленных подсистем многосторонних договоров отдельных региональных организаций не дополняется усилиями на универсальном уровне, во всяком случае, они явно не достаточны. В работе обосновывается необходимость разработки целостной концепции международно-правового регулирования международного обмена электронными данными.
3. Защита данных при трансграничном перемещении информации является важной составляющей проблемы международной информационной безопасности, она стала предметом особого внимания международного сообщества с конца 1960-х годов в таких международных организациях как ООН, Совет Европы и ОЭСР. Начиная с 70-х годов XX века, принимаются национальные нормативные правовые акты в данной сфере.
В то же время, мы можем констатировать, что национальные законы и региональные международные конвенции не могут окончательно разрешить проблему защиты персональных данных ввиду глобальности и безграничности сети Internet. Необходимость общего международного подхода к защите личных данных требует принятия единого международного акта в рамках ООН о защите личных данных при трансграничном перемещении информации. Принятие подобного единого международного акта будет способствовать выработке общих принципов, сопутствующих защите личных данных, защите чести и достоинства физических лиц от нарушения посредством глобальных коммуникационных сетей.
Литература
1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года №167-1. В редакции Закона РК от 18 января 2011 года. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1997 г. - №15-16. - ст.211.
2. Конвенция «О защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. СДСЕ № 108» от 28 января 1981 года. Страсбург // Официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/QueVoulezVous.asp? CL=RUS&NT=108
3. Дополнительный протокол к Конвенции о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, касаясь властей контроля и граничных потоков данных. Пояснительный Доклад. Страсбург, 8 ноября 2001 года (Неофициальный перевод) // Официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conventions.coe.int/treaty/ rus/Reports/Html/ 181.htm