Научная статья на тему 'Проблемные аспекты управления инновациями в российских органах государственной власти'

Проблемные аспекты управления инновациями в российских органах государственной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанов Камиль Нажмутдинович

Автор анализирует процесс инновационного совершенствования государственного администрирования, а также выделяет ключевые проблемы управления внедряемыми нововведениями, вызывающие замедление темпов реформирования государственной службы и государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Challenges of Innovation Management in Russian Government Institutions

The author analyses the public administration innovation enhancement process and also distinguishes key problems of innovation management introduction slowing down the public service and public administration reforms.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты управления инновациями в российских органах государственной власти»

На наш взгляд, этого вовсе не достаточно для эффективной подготовки высококвалифицированных кадров. Думается, что система их образования должна опираться на самые современные научные наработки, которые имеются в арсенале социологии, педагогики, психологии, синергетики и других наук. Одной из таких наук, способствующих поиску достижения вершин профессионализма деятельности в любой сфере, является акмеология. Как бы ученые разных специальностей ни относились к достижениям данной науки, именно она способна, на наш взгляд, предложить механизм, способствующий формированию профессионализма деятельности органов местного самоуправления. Эта наука дает в руки специальный инструментарий, с помощью которого управленец может оценивать результативность как своей деятельности, так и своих подчиненных, коллег. Во-первых, она дает очень четкое понимание профессионализма, во-вторых, опирается на квалиметрические методы, а в-третьих, создает возможность представить свою деятельность как работу с системой, то есть формирует системное видение.

Библиографический список

1. Незнамова, Е. А. Местное самоуправление - основа государственности [Текст] / Е. А. Незна-мова. - М., 2006.

2. Токвиль, А. Демократия в Америке [Текст] / А. Токвиль. - М., 1992.

3. Градовский, А. Д. Сочинения [Текст] / А. Д. Градовский. - СПб., 2001.

4. Федоров, В. А. Аналитический обзор: Анализ и оценка существующей системы профессиональной подготовки муниципальных кадров [Текст] / В. А. Федоров ; под ред. В. В. Ванчугова ; Ин-т экономики РАН. - М., 2003.

К.Н. Рамазанов,

преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В РОССИЙСКИХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

овершенствование организационных, структурных, функциональных, экономических, методологических аспектов административной деятельности органов государственной власти в последние несколько лет входит в число приоритетных задач, стоящих перед государством. Международный опыт реформирования государственного управления показал, что для эффективной организации государственной службы и государственного управления сегодня недостаточно только обеспечить использование даже максимально четко отла-

женных бюрократических механизмов администрирования. В современных условиях перед органами государственной власти возникают цели и задачи, для достижения которых субъекты государственного управления вынуждены пересматривать стандартные, традиционные методы управленческой деятельности.

В Российской Федерации концептуальная попытка анализа эффективности деятельности органов государственного управления на официальном уровне была предпринята лишь в начале 2000-х годов. В ряде официальных нормативных документов отмечалось, что современное состояние государственного аппарата в России не соответствует потребностям развития страны и по сравнению с большинством развитых стран российская система исполнительной власти требует серьезного совершенствования [1]. Низкая эффективность исполнительной власти стала одним из главных барьеров на пути проведения необходимых социально-экономических преобразований.

Очевидна необходимость изменения стиля руководства в государственных учреждениях и использования наряду с традиционными современных инновационных управленческих технологий, присущих частным фирмам, характеризующихся большей гибкостью и применением прогрессивных разработок в области менеджмента. Инновационный подход к государственному администрированию можно охарактеризовать такими признаками, как демократическое и децентрализованное принятие решений; участие административного персонала всех уровней в принятии решений; участие общественности в разработке и принятии стратегических программных документов; общественный контроль; зависимость финансирования от функций и количественно измеримых результатов; управление исполнением и ресурсами; целевое и гибкое использование ресурсов; повышение по службе в зависимости от заслуг [2, с. 38].

Практика внедрения в последние десятилетия подобных инновационных технологий в деятельность органов публичной власти современных демократических государств показала достаточно хорошие результаты, что отразилось на общей эффективности государственного управления, а также на качестве и инициативности деятельности отдельных государственных служащих.

Важнейшим концептуальным инновационным подходом к организации функционирования органов государственной власти, объединяющим множество отдельных направлений совершенствования государственного управления, является внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам.

Управление по результатам представляет собой особый подход к управленческим задачам, характеризующийся повышенными требованиями к качеству целеполагания и четкой направленностью на достижение конечного результата. Оно направлено на создание управленческой культуры, основанной на непрерывном накоплении опыта и управлении инновациями, использовании системного и процессного подходов к управлению и достижению результатов. По сравнению с традиционными инструментами государственного управления управление по результатам предполагает большую автономию руководителей органов власти, осознание ответственности за результаты, а также обязательность отчетности.

Внедрение данного инновационного управленческого подхода представляет собой масштабный, последовательный и длительный процесс, требующий упорядочения управленческой структуры, качественного изменения кадровых технологий, разработки показателей эффективности и результативности деятельности, модернизации системы оплаты труда, основанной на связи результатов и оплаты труда государственных служащих, развития инновационного потенциала властных структур, а также большей вовлеченности государственных служащих в модернизационные процессы [3, с. 19].

В числе управленческих и организационных инноваций, внедряемых в деятельность российских органов государственной власти в течение последних нескольких лет, можно также выделить следующие:

разработка и внедрение четких стандартов и измерителей целей, результатов и эффективности функционирования органов исполнительной власти и их подразделений на основе принятия административных регламентов;

стандартизация процессов предоставления органами исполнительной власти государственных услуг;

создание механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

разработка инструментов повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;

внедрение новых методов планирования и подбора квалифицированных кадров для государственной службы, финансирования, стимулирования и оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста.

С момента начала реформы государственного администрирования российское чиновничество переживает ряд значительных изменений в принципах организации, функционирования и измерения результативности публичной службы. В то же время сегодня отчетливо наблюдается достаточно сильное «торможение» процесса внедрения управленческих инноваций в деятельность органов государственной власти, что подтверждается, в частности, продлением срока реализации Федеральной программы реформирования государственной службы Российской Федерации до настоящего времени.

Замедление темпов реформирования государственной службы обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного характера. Среди объективных причин можно назвать наблюдающиеся сложности в субъектах РФ с принятием правовых актов, регламентирующих гражданскую службу, что, в частности, обусловлено отсутствием многих федеральных нормативных правовых актов по отдельным вопросам реформирования государственно-служебных отношений [4, с. 23]. Эксперты в области реформы государственного администрирования отмечают, что сегодня фактически отсутствует единая координирующая, организующая, методическая роль федерального центра в процессе организации мероприятий по внедрению запланированных управленческих нововведений [5, с. 74].

Следующей причиной недостаточной эффективности реализации мероприятий реформ, которую можно отнести к объективным, являются ограниченные

временные ресурсы реализации реформ, которые в некоторых случаях привели к превалированию формы над содержанием. Необходимость обеспечения результатов к установленному сроку в отдельных случаях приводит к недостаточно продуманным преобразованиям в государственных органах, что вызывает сопротивление и в административных структурах, и среди граждан [6, с. 49].

В ходе применения нового законодательства о государственной службе возник ряд значительных проблем, предпосылками существования которых послужили: 1) медленные темпы принятия и реализации подзаконных актов, что снизило эффективность новых законов; 2) проблемы, связанные с недостаточным потенциалом органов власти по реализации законодательства, которые до настоящего времени не устранены и ограничивают эффективность инновационных методов подбора кадров и обеспечения должностного роста государственных служащих; 3) задержки в формировании центральной системы управления государственной службой, приведшие к непоследовательной реализации базовых законов [7, с. 39].

Опыт европейских стран демонстрирует ограниченность законов о государственной службе в качестве инструментов реформирования при отсутствии сопровождающих эти законы инициатив по обучению государственных служащих и развитию потенциала, а также без трансформации систем стимулирования [8, с. 14]. В связи с этим представляется маловероятным, что законодательство само по себе, в отсутствие комплексной методической поддержки, будет эффективным инструментом реформирования в таких областях, как стандарты государственных услуг, управление по результатам, повышение открытости власти, которые требуют четкого толкования и применения надежных методов управления изменениями для обеспечения успешной реализации. Очевидно, что эта проблема в настоящий момент весьма актуальна для России, и реализация законодательства без подробного методического сопровождения, особенно в регионах со слабым инновационным потенциалом, вряд ли может дать ожидаемые результаты.

Данные опросов государственных и муниципальных служащих, а также опросов общественного мнения демонстрируют недостаточный уровень информированности о целях и содержании реформ государственного управления и государственной службы [9, с. 14].

Объективной причиной медленных темпов инновационного развития органов государственной власти является также низкий уровень оплаты труда государственных гражданских служащих, который также остается основным препятствием для привлечения квалифицированных кадров и удержания их на государственной службе [5, с. 82].

В целом ограниченный эффект от процессов реформирования российского государственного аппарата обусловлен нехваткой стимулов для успешного осуществления реформы, чрезмерным упором на правовые инструменты при недостаточном внимании к инструментам методического и экспертного сопровождения и механизмам развития потенциала, недостаточной прозрачностью процесса реформы, а также низким уровнем информирования об этом процессе и, наконец, акцентом на контроле проведенной работы вместо мониторинга до-

стигнутых результатов, что затрудняет возможность внесения коррективов в процесс проведения реформы.

В числе объективных причин можно также выделить низкий уровень инновационной культуры административного персонала, очевидно связанный с недостатками в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, длительное время работающих в бюрократическом аппарате. Проблема осложняется недостаточным количеством молодых квалифицированных специалистов в структурах государственных органов, ответственных за реализацию и внедрение инноваций.

К субъективным факторам, безусловно, следует отнести низкую заинтересованность сотрудников государственного аппарата, а иногда и сопротивление со стороны чиновников нововведениям, в особенности в той части, которая устанавливает объективные критерии и показатели оценки эффективности деятельности чиновников, стандарты предоставления государственных услуг населению, механизмы внедрения антикоррупционных механизмов и т.д.

Ключевой же причиной противоречивости и несогласованности в реализации нововведений в государственном управлении является отсутствие не только целостной системы, но зачастую и отдельных элементов управления инновациями, среди которых можно назвать создание сетевых структур общения и формирование коалиций, интерактивное обучение и совещания по обмену опытом, схемы ротации и размещения государственных служащих, процессы функционального анализа и т.д.

Технологии управления инновациями закономерно должны были стать частью процесса реформирования с самого начала проектирования реформ, так как, к примеру, выявлять на региональном уровне тех должностных лиц и специалистов, которые смогут в полной мере овладеть проблемой и передать знания другим, став сторонниками перемен, желательно как можно раньше. Только в таком случае сетевые структуры агентов изменений смогут начать функционировать сразу после утверждения правительством программы реформ. Однако до настоящего времени в государственных органах фактически отсутствуют структурные элементы управления внедряемыми нововведениями.

Указанные проблемы, возникающие в процессе реализации столь объемного комплекса управленческих нововведений в деятельность органов государственной власти, вызывают серьезную необходимость формирования реально действующей эффективной системы управления инновациями в государственных органах на основе комплексного теоретико-методологического анализа мирового опыта процессов совершенствования государственного управления.

Библиографический список

1. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ 15 августа 2001 г. № Пр-1496 // http://2004.kremlin.ru/text/docs/ 30853.shtml

2. Холлис, Г. Поддержка мероприятий программы по административной реформе в рамках проекта DFID в 2006-2007 гг. [Текст] / Г. Холлис // Материалы международной конференции «Реализация мероприятий административной реформы в 2006-2008 годах на федеральном и региональном уровнях», Москва, 17-18 февраля 2006 г. - М., 2006.

3. Брюйн, Ханс де. Управление по результатам в государственном секторе [Текст] / Ханс де Брюйн. - М., 2005.

4. Аналитическая записка по реформе государственной службы и управления [Текст]. -М., 2004.

5. Масленникова, Е. В. Государственная служба [Текст] / Е. В. Масленникова, М. В. Пресняков, Л. Н. Татаринова, С. Е. Чаннов. - Саратов, 2006.

6. Верхайен, Т. Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления [Текст] / Т. Верхайен, Е. Добролюбова, Ю. Широкова, М. Гусарова, Н. Иванова. - М., 2006.

7. Аналитический отчет о ходе и итогах реализации реформы государственной службы и государственного управления в 2006 году [Текст]. - М., 2006.

8. Verheijen, T Civil Service Systems in Central and Eastern Europe and the CIS [Текст] / T. Verheijen, A. Rabrenovic. - Virginia, Blacksburg, 2005.

9. Реформа госслужбы в России: исследование государственных и муниципальных служащих [Текст]. - М., 2003.

В.И. Цой,

кандидат технических наук

Карагандинский государственный технический университет

(Казахстан)

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ситуациях высокой неопределенности именно в управлении сосредоточен основной потенциал развития. Тщательный анализ существующих методов управления и предпринимательской деятельности призван выявить скрытые резервы и мобилизовать усилия по их всемерному вовлечению в созидательные процессы строительства открытого общества с демократическими принципами государственного управления и рыночной экономикой.

С методологической точки зрения схема организации государственного управления и принятия решений осталась неизменной. Как и в советский период, макроуправленческое звено ежегодно обозначает стратегические цели и приоритеты государственной политики, в соответствии с которыми правительством разрабатываются соответствующие государственные программы. На уровне министерств и регионов Казахстана эти программы конкретизируются механизмами их реализации, соответствующими документами, выделяются необходимые ресурсы, устанавливаются сроки исполнения. Далее осуществляются контроль и жесткий спрос с ответственных исполнителей. Как видим, управление основывается на целевом подходе и принципах администрирования. Вместе с тем одна из содержательных идей государственной политики состоит во всемерном вовлечении граждан в активные общественные преоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.